В поисках счастья: как парадоксы влияют на наше благополучие

В поисках счастья: как парадоксы влияют на наше благополучие

Роскошная еда из микроволновки была вкусной, дома тепло, на работе все идет нормально, но вы просто не чувствуете себя очень счастливым. Некоторые позитивные психологи считают: причина в том, что многие люди тратят слишком много свободного времени на пассивную деятельность — такую, как обжорство под просмотр Netflix и Twitter, — вместо активных, психологически сложных видов деятельности, таких как приготовление пищи, занятия спортом или игра на музыкальных инструментах. Именно эта более сложная активность дает возможность испытать состояние «потока», найти эту волшебную точку, когда ваши способности в точности соответствуют возникшему перед вами вызову.

Новая статья в Journal of Positive Psychology рассматривает эту дилемму. Понимаем ли мы, что более активная, стимулирующая деятельность сделает нас счастливее в долгосрочной перспективе? Если да, то почему тогда предпочитаем безделье или ту деятельность, которая, хотя и приятна в данный момент, но вряд ли принесет длительное удовлетворение?

Л. Паркер Шиффер и Томи-Энн Робертс из Университета Клермонта и колледжа Колорадо провели два исследования, в ходе которых было опрошено почти 300 человек (предположительно граждан США, средний возраст 33-34 года). Вопросы касались десятков различных видов деятельности: и пассивных, таких как прослушивание музыки или просмотр фильмов, и более активных и потенциально стимулирующих ощущение «потока», таких как рисование или медитация. В частности, участники оценивали, насколько приятной, сложной или требующей усилий они считают ту или иную деятельность, а также как часто они занимаются каждой из них в течение недели. Участники также определили, какие виды деятельности они считают наиболее и наименее благоприятными для прочного счастья.

В ответах участников прослеживалась четкая закономерность: деятельность, требующая больших усилий, в большей степени связана с прочным счастьем, но сами они тратят гораздо больше времени на пассивные, расслабляющие виды деятельности — например, просмотр телевизора. Исходя из других суждений, ключевой фактор, который удерживает участников от более активной, вызывающей «поток» деятельности — то, что они считают ее, как правило, более сложной и менее приятной, хотя и твердо связывают ее счастьем. Чем более сложной участникам кажется деятельность, тем реже они прибегают к ней (с другой стороны, к удивлению исследователей, ожидаемые усилия, похоже, не относятся к сдерживающим факторам).

Шиффер и Робертс считают, что это парадокс счастья: мы знаем, какой вид деятельности принесет нам прочное счастье, но в виду того, что мы считаем его сложным и менее приятным в настоящее время, мы тратим гораздо больше времени на пассивные вещи, более приятные прямо сейчас. Их совет — планировать заранее, «чтобы попытаться облегчить физический переход к «потоковой» деятельности», чтобы считать ее не такой сложной. Например, они предлагают готовить спортивную одежду и сумку накануне вечером, выбирать тренажерный зал, который расположен близко и удобно, а также готовить заранее журнал и ручку, мольберт и кисточки.

Также исследователи предлагают использовать осознанность, медитацию или какую-либо другую технику «контроля сознания», чтобы помочь себе справиться с первоначальными «издержками перехода» к той или иной потоковой деятельности, вроде боли от бега, и вместо этого сосредоточиться на ее приятных аспектах и долгосрочных выгодах.

«Будущие исследования необходимы, чтобы эмпирически обосновать наши предположения о том, что предварительное планирование, подготовка и контроль сознания могут помочь преодолеть энергию активации и «переходные издержки», которые стоят на пути нашего истинного счастья», — говорят исследователи.

Связанные вопросы и ответы:

1. Чем обусловлен парадокс субъективного благополучия личности

Парадокс субъективного благополучия личности обусловлен противоречием между тем, что человек считает источником своего счастья, и реальными факторами, способными повысить его благополучие. Часто люди стремятся к краткосрочным удовольствиям и мгновенным радостям, не осознавая, что истинное счастье может быть достигнуто через труд и саморазвитие. Таким образом, парадокс субъективного благополучия связан с ошибочным восприятием ценностей и приоритетов в жизни.

Одновременно люди могут стремиться к различным целям, которые могут противоречить друг другу, что также усложняет достижение истинного благополучия. Важно осознавать свои истинные потребности и желания, чтобы избежать парадокса субъективного благополучия и добиться гармонии и удовлетворения.

2. Какие примеры парадоксов субъективного благополучия можно найти в повседневной жизни?

Один из примеров парадокса субъективного благополучия - стремление к накоплению материальных благ как источнику счастья, в то время как истинное благополучие может быть достигнуто через развитие духовности и взаимоотношений. Еще один пример - упорное придание значения внешнему облику и статусным символам, вместо внутреннего мироощущения и самореализации, что может привести к душевному дискомфорту и неудовлетворенности.

3. Какие стратегии помогают преодолеть парадокс субъективного благополучия?

Для преодоления парадокса субъективного благополучия необходимо осознанно стремиться к интеграции различных аспектов жизни, таких как физическое здоровье, духовное развитие, социальные связи и профессиональное самоосуществление. Важно уметь находить баланс между личными желаниями и общественными ожиданиями, не теряя свою автентичность и ценности. Также полезно практиковать саморефлексию и осознанность, чтобы лучше понять свои потребности и стремления, и добиться гармонии внутри себя.

4. Как влияет социокультурный контекст на парадокс субъективного благополучия?

Социокультурный контекст имеет существенное влияние на формирование представлений о благополучии и источниках счастья. В различных культурах могут существовать разные ценности и стандарты, определяющие пути к счастью. Например, в некоторых обществах акцент может быть сделан на коллективных интересах и общественном признании, в то время как в других на личном успехе и материальном достатке. Понимание влияния социокультурного контекста помогает осознавать свои собственные ценности и предпочтения, а также стремиться к истинному благополучию, не просто подражая стереотипам и шаблонам.

5. В чем опасность иллюзии субъективного благополучия?

Опасностью иллюзии субъективного благополучия является возможность проведения жизни, ориентируясь на поверхностные иллюзорные цели, которые могут привести к разочарованию и несчастью. Человек, верящий в ложные идеалы и стереотипы счастья, может потерять ориентацию и потерпеть неудачу в достижении реального благополучия. Важно уметь различать между поддельным счастьем, основанном на обмане и самообмане, и настоящим благополучием, основанным на осознанности и гармонии.

6. Какие пути преодоления парадокса субъективного благополучия вы видите в личной практике?

Для преодоления парадокса субъективного благополучия я рекомендую активно практиковать саморазвитие, стремиться к самопознанию и работать над своими внутренними ресурсами. Важно выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми, быть открытым к новым опытам и постоянно развиваться как личность. Также полезно учиться ценить моменты настоящего, практиковать благодарность и осознанность, чтобы найти истинное счастье в мелочах жизни.

7. Как эмпирические исследования помогают понять природу парадокса субъективного благополучия?

Эмпирические исследования позволяют установить связи между внутренним состоянием человека, его ценностями, жизненными приоритетами и уровнем субъективного благополучия. С их помощью можно выявить факторы, способствующие и мешающие достижению счастья, и разработать стратегии улучшения качества жизни. Эмпирические данные также позволяют провести сравнительный анализ различных культур и общественных групп в отношении представлений о благополучии, что помогает лучше понять природу парадокса субъективного благополучия.

8. Какие психологические механизмы лежат в основе парадокса субъективного благополучия?

В основе парадокса субъективного благополучия лежат различные психологические механизмы, такие как искажение реальности, принятие ложных убеждений и недооценка собственных способностей. Часто люди могут поддаваться влиянию социокультурных стереотипов, личных комплексов и внутренних противоречий, что мешает им достичь истинного благополучия. Понимание этих механизмов помогает развивать самосознание, укреплять психическое здоровье и принимать осознанные решения в становлении личности.

Какие парадоксы связаны с понятием счастья

Беру на себя смелость предположить, что нет такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но как достичь этого своего Счастья, которое сделает тебя, конкретного человека, счастливым и желательно на всю оставшуюся жизнь? Вообще и конкретно - что же это такое Счастье?
Если вообще и конкретно - то это, по мнению многих людей, исполнение самых заветных желаний, которые могут дать им чувство огромной радости и это эмоциональное состояние воспринимается нами как Счастье. Какое это желание или желания – зависит от человека. Это может быть обретение любви и семьи, рождение ребенка, выздоровление, покупка жилья или престижной машины, научное открытие, спортивная победа… Счастье, к которому стремиться человек может быть «от кочки и до Казбека, в зависимости от человека…» - абсолютно гениально написал Эдуард Асадов в своем стихотворении «Что такое счастье?».
Парадокс Счастья в том, что человек, испытав радость и ощущение Счастья через исполнение своего желания, через некоторое время теряет остроту этого чувства и начинает испытывать новое или новые желания которые смогут дать ему новый глоток ощущения Счастья. И этот путь, часто путь всей жизни человека к награде – ощущению мига Счастья через исполнение желания.
Парадокс счастья и в том, что Счастье – это не материальная субстанция. Материальные блага, которые мы зарабатываем или получаем, могут обеспечить определенный уровень жизни, дающий гарантию нашей социальной безопасности и физиологического комфорта, не более. Абсолютное удовлетворение материальных потребностей невозможно. Это гонка без финиша за иллюзией обеспечения всего лишь своих потребностей, которые дают удовлетворенность обретением желаемого на данный момент.
Человек обладающий иллюзией счастья это тот, кто имеет материально все и ему нечего желать, ведь все может купить. Счастье не продается, оно не материально.
Счастье – это чувство, которое принадлежит нашей внутренней жизни и оно не зависит от внешних обстоятельств. Это внутренний мир человека, наполненный духовными, нравственными, культурными, интеллектуальными ценностями, которые являются основой того, что составляет основу жизни счастливого человека через самореализацию данных ему способностей и возможностей, в том числе и любить и дружить.
Жизненным успехом человека является достижение им достойного для него и уровня и качества своей жизни, достижения гармонии с миром, людьми и с самим собой.
Мне кажется в этом и есть смысл жизни и путь к Счастью. Но принимаю и понимаю, что у каждого свое представление о Счастье, пусть оно у вас будет!

Почему часто случается, что мы не можем быть счастливыми, несмотря на наличие благополучия в жизни

Вся жизнь человека это страдания, именно так утверждает учение Будды. Под страданиями понимаются желания, пристрастия, приводящие к отвратительным ощущениям, которые становятся болезненными.

Человек непременно в жизни соприкасается с неудовлетворённостью, беспокойством, расстройствами; сталкивается с непостоянством и вместе с тем вытекающими из этого жизненными ситуациями, не зависящими от него. Согласно буддийской философии исключается возможность убежать от страдания или прекратить думать о нём. Чтобы страдания в жизни человека прекратились, необходимо прийти к осознанию происхождения их появления. Буддисты считают, что основной причиной страданий выступает привязанность, выражающаяся во влечениях, постоянных желаниях, стремлениях.

Страдания могут возникнуть из-за всяких желаний (физических и материальных), например, поесть деликатесов, выспаться, отправиться в путешествие, купить дом, приобрести авто или более возвышенных – в стремлении к счастью, к миру, любви. Если человек усиленно чего-то хочет, то именно этого ему не хватает для ощущения покоя и счастья. Не исполняемые желания выступают триггером к возникновению чувства печали, зависти, гнева или опасений.

Может ли стремление к счастью стать причиной душевных страданий. В буддизме

Также к страданиям в жизни человека приводит ненависть. Человек страдает не только от того, что он не может достичь или приблизится к прекрасному (любовь, путешествия, финансовое благополучие), он также печалится и от неприятного. Желания вынуждают человека делать определённые поступки, воплощать в жизнь мысли, как плохие, так и хорошие. Это приводит к появлению кармы, которая лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой.

В индийской философии вселенский причинно-следственный закон гласит, что благочестивые или безнравственные действия личности определяют её судьбу, которая в свою очередь посылает ей страдания или наслаждения.

Буддисты считают, что человек испытывает три типа страданий.

Первый – это страдание от физической боли.

Второй – это страдание от невозможности изменить существующее положение.

Третий вид страдания вызывается ощущением бренности о недолговечности человеческой жизни.

Итак, с позиции философии буддизма страдания пронизывают всю жизнь человека. Все живые существа страдают. Причинами страданий являются желания, привязанности, неутолимое стремление, недовольство. Сущность человека такова, что он неутолим в своих желаниях. Достигнув осуществления одного, он уже начинает мечтать о другом. В таком потоке неизменно растущих влечений невозможно стать удовлетворённым полностью. Это зачастую приводит к разочарованию, а, следовательно, к душевным терзаниям. Главная цель жизни это положить конец страданиям, перестав цепляться за вещи, которые не приносят длительного счастья.

При этом счастье не является антиподом душевных мук, поскольку счастье, в конце концов, тоже приводит к ментальным мукам. Это связано с тем, что всё в этой жизни имеет свойство оканчиваться. Непостоянство в жизни вызывает страдание, поскольку большинство людей стремится к стабильности во всём: в семейных и дружеских отношениях, в любви, в профессиональной деятельности. А жизнь по своей сути переменчива, как природа и стабильность рано или поздно заканчивается.

В чем заключается парадокс выбора между собственным благополучием и счастьем близких людей

Отношения личности с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию. Г армония может творить дисгармонию, а дисгармония способствовать созданию гармонии. Сама природа человеческого существования включает в себя непрерывную дилемму раздвоенности природного и социального, единичного и всеобщего и т.д. И личность может развиваться только в единстве общения и обособления, универсальности и ограниченности, единства центробежных и центростремительных сил. Личность в своих наиболее глубоких проявлениях - существо парадоксальное. Изучавший эту проблему А.Милтсвыделил три основных взаимосвязанных и взаимозависимых компонента этой парадоксальной системы: 1)антиномии, в принципе неразрешимые противоречия; 2) противоречия, которые требуют обязательного их разрешения; 3) фактор «А», или фактор «Демона»

  • 1. Антиномии органически присущи человеку. Эти противоречия имеют тысячи способов решения, но окончательно, пока личность жива, так и не будут разрешены. Порядок и хаос, жизнь и смерть, свобода и необходимость, общение и обособление, субъективное и объективное, рациональное и иррациональное - все эти противоречия являются залогом духовного обновления, ценности и смысла человеческой деятельности и жизни. Диссонансы вносят разнообразие в гармонию - эффективное управление допускает некоторую степень беспорядка в обмен на быструю реакцию, постоянное экспериментирование. Личность всегда в поиске оптимального решения всего многообразного комплекса противоречий. Нарушая состояние равновесия, она разрабатывает новые планы, выдвигает новые идеалы, постигает ценности морали, литературы, искусства. Каждая личность так или иначе решает и по-новому ставит одни и те же проблемы, однако опыт остается вечно незавершенным.
  • 2. Противоречия, требующие их обязательного разрешения, свои для каждого возраста, каждого уровня развития личности. Неразрешенные на определенном этапе, они могут отодвинуть социальную зрелость личности, сформировать «человека без свойств». Это может быть недостаточное усвоение знаний, опыта, навыков для выполнения определенной социальной роли, некомпетентность, нравственная неразвитость, безответственность. Если личность не прилагает никаких усилий для разрешения противоречий, предпочитает то, что можно сделать не рискуя, не прилагая труда, творчества, терпения, ее развитие может принять регрессивный характер. Человек оказывается лишенным духовного стержня, становится жестоким, лицемерным, грубым, циничным. Здесь чрезвычайно важным становится самовоспитание.

Как повседневные противоречия и конфликты влияют на наше самочувствие

В поисках счастья: как парадоксы влияют на наше благополучие 01

Мы – люди привычки, запрограммированы эволюцией на безопасность, особенно когда ставки высоки. Но мир меняется, и теперь, не выйдя из зоны комфорта, невозможно добиться желаемых высот. Благодаря книге «МЫСЛИ ПАРАДОКСАЛЬНО: КАК ДУРАЦКИЕ ИДЕИ МЕНЯЮТ ЖИЗНЬ» вы узнаете, как бросить вызов себе, измениться, не бояться мыслить смело и рискованно – ведь кто не рискует, тот не пьет шампанского, очень дорогого, отмечая покорение новых вершин в бизнесе и жизни. Джона Сакс, основываясь на множестве научных исследований, рассказывает, как сделать первый шаг за пределы тесной и давящей зоны комфорта с минимальными затратами душевных сил на борьбу с собой. А также объясняет, как этот шаг влияет на творческий потенциал человека – конечно, положительно, ведь для того, чтобы выйти из зоны комфорта, вам нужно переосмыслить свое отношение к себе и жизни в целом. Парадоксальное мышление противоположно интуитивному, а значит, и привычному – вам придется бросить вызов себе. В книге вы найдете массу реальных примеров, как люди, движимые новой и чуждой другим идеей, заражали других и создавали громадные корпорации, идя к успеху, поменяв интуитивное мышление на парадоксальное!

  • Вступление – Путь к рискованному мышлению
Из серии: Нонфикшн Рунета

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мысли парадоксально. Как дурацкие идеи меняют жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес .

Может ли стремление к счастью стать причиной душевных страданий

Решено 447

Евгений_С 38

Добрый день! Подскажите пожалуйста, стремление к благополучию (достатку) семьи и личному в том числе, это не считается грехом сребролюбие?
Т.е. иметь хорошую просторную квартиру, дачу и машину. Я не скажу что это для меня на первом месте, но помыслы об улучшении условий присутствуют, отрицать этого нельзя.

Вопрос закрыт для новых ответов.

5 Ответов

    1

    протоиерей Дионисий 17.93K

    Желать благополучия себе и своей семье не грех. Грех начинается там, где это желание, претворяясь в действие, сметает на своем пути желание спасения. Христос не даром говорит, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. Чрезмерное увлечение собственным благополучием, поставление его на пьедестал, видение в нем смысла жизни и неуемная работа по его достижению в ущерб духовному, является несомненным грехом.

    Сложно сохранить баланс между земным и небесным, но не невозможно. Для этого нужно ограничивать свои желания, поскольку чем больше человеку дается, тем больше ему хочется. Где пролегает граница между просторной и маленькой квартирой? Или какую машину стоит считать хорошей, а какую нет? Насколько большим должен быть участок на даче? Все это, казалось бы, вопросы простые, и ответы на них можно озвучить не задумываясь. Но стоит человеку получить вместо 50 кв.м. площади квартиры 75 кв.м. так ему уже кажется, что и этого маловато для его потребностей. Купив вместо Лады Калины Ниву человек начинает мечтать о внедорожнике классом выше, а заполучив его, подумывает о машине премиум-класса. Купив дачу на шести сотках человек начинает думать о строительстве на месте старого деревянного дома нового, хорошего двухэтажного коттеджа со всеми условиями. Конца и края желаниям человека в достижении собственного благополучия нет. Можно лишь ограничить себя. Ограничителем для христианина является Евангельское учение. Господь учит не собирать сокровищ на земле, а собирать сокровища на небесах. Это значит, что стремясь к благополучию, нельзя приносить в жертву свое спасение.

    1

    Andrey Fedorov 1.22K

    Здравствуйте!

    Нет. Пока оно не стало целью жизни, заместив спасение.

    Серебролюбие — это приоритет денег перед остальным.

    Мужчина должен обеспечивать семью, в том числе и удобным домом, поэтому мысли об улучшении — естественны. Только во главе угла должен быть Бог.

    Помощи Божией!

    1

    чтец Сергий Федоров 24.00K

    Алчность — это неумеренное желание богатства и имущества. Из самого определения следует, что не всякое стремление к достатку — грех. Что касается достатка, то

    призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» ( Мф.6:11 ), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования . Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» ( Лк.8:14 ). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия.

    .

    1

    Иерей Евгений 16.64K

    Вы настолько широко поставили вопрос, что на него затруднительно ответить. Лучше бы Вам посоветоваться лично с опытным священником и озвучить детали. Во всяком случае, материальный достаток не должен мешать христианской жизни: молитве, хождению в храм, чтению Писания, должному воспитанию детей в вере, деятельному исполнению заповедей о любви к Богу и ближнему.

    1

Почему кажется, что чем больше мы имеем, тем меньше счастливы

Жизнь в состоянии гармонии сопровождается чувством полноты, радости и покоя, которое охватывает все сферы.

Но как понять, что ты живешь в гармонии?

Вот несколько признаков, которые могут указывать на то, что гармония с жизнью достигнута:

  • Чувство внутреннего согласия
  • Ваши чувства, мысли, эмоции и действия синхронизированы. Ценности и убеждения соответствуют тому, как вы живете на самом деле.

  • Притяжение позитива в жизнь
  • Ваши жизнь наполнена положительными событиями, удивительными людьми и огромными возможностями. И если случается “черная полоса”, вы быстро приходите в баланс и равновесие. Гармония внутреннего состояния притягивает позитивную реальность извне.

  • Поступки в соответствии с собственными ожиданиями и стремлениями
  • Вы живете в соответствии с собственными увлечениями, страстями и интересами. Ваши действия отражают вашу подлинную природу и способствуют личному росту и развитию.

  • Присутствие в моменте и благодарность
  • Вы живете осознанную жизнь и присутствуете в моменте здесь и сейчас, не проваливаясь в прошлое и не убегая в будущее. Вы цените и благодарите мир за то, что у вас есть, наслаждаясь настоящим моментом.

  • Гармоничные отношения
  • Вы строите здоровые, гармоничные отношения с другими людьми. Умеете слушать и понимать, проявлять сострадание и эмпатию, идти на компромиссы и находить согласие.

  • Естественное течение жизни
  • Вы не боретесь с течением жизни, а принимаете его, как неотъемлемую часть. Вы готовы приспосабливаться к изменениям, учиться на своих ошибках и расти вместе с опытом.

Категории: Стремление к накоплению, Материальные блага, Истинное благополучие, Упорное придание, Внешний облик, Статусные символы, Различные аспекты, Физическое здоровье, Духовное развитие, Социальные связи, Профессиональное самоосуществление, Общественные ожидания, Социокультурный контекст, Существенное влияние, Влияние на формирование, Пути к счастью, Материальный достаток, Собственные ценности, Иллюзорные цели, Настоящие благополучия, Внутренние ресурсы, Отношения с окружающими людьми, Счастие в мелочах, Эмпирические исследования, Жизненные приоритеты, Различные культуры, Общественные группы, Группы в отношении, Психологические механизмы, Ложные убеждения, Собственные способности, Социокультурные стереотипы, Личные комплексы, Внутренние противоречия, Решения в становлении, Благополучия в жизни, Выбор между собственным благополучием, Повседневные противоречия, Стремление к счастью, Душевные страдания