Изучаем шкалу психологического благополучия Рифф: как оценить свое психическое состояние

Изучаем шкалу психологического благополучия Рифф: как оценить свое психическое состояние

Шкала Кэрол Рифф - это инструмент, который измеряет 6 аспектов психологического благополучия: самопринятие, взаимоотношения с окружающими, цель в жизни, самостоятельность, мастерство и личностный рост. Разберем каждый пункт подробно.

Самопринятие

Высокий уровень этого показателя означает взвешенное и положительное отношение к себе: понимание как своих сильных сторон, так и слабых, признание и спокойный взгляд на свои ошибки. Состояние, при котором произошедшие события или личные качества не вызывают у вас беспокойства или чувства разочарования.

Автономия

Способность противостоять давлению, независимость, самостоятельность. Оценки или критика окружающих не выбивают у вас почву изпод ног, а мнения других не заставляет вас жить, действовать и решать что-либо лишь в их рамках. Ожидание сторонней оценки не вызывает тревоги, а ваше мнение, а не мнение других является приоритетом.

Экологическое мастерство

У вас нет проблем в выполнением повседневных задач и вы видите, понимаете и используете окружающие вас возможности и обладаете необходимым контролем при взаимодействии с внешним миром.

Цель в жизни

Ваша жизнь подчинена цели, вы осознаете ее осмысленность и необходимость. Ваше мировозрение, убеждения и ценности дают вектор для реализации поставленных задач, нет ощущения бессмысленного блуждания по жизни.

Личностный рост

Здесь высокий показатель говорит о том, что вы развиваетесь, видите свой прогресс и цените усилия, которые были приложены. Вы открыты для нового опыта, впечатлений и заинтересованы в поиске новых путей для роста.

Позитивные отношения с окружающими

Это про здоровые отношения с близкими и окружающими людьми. Вы заботитесь о них и о ваших с ними взаимоотношениях. Высокий балл в этой области будет говорить о развитой эмпатии, заинтересованности в общении и в том, чтобы оно становилось близким, сопереживающим и доверительным.

Рифф использовала разнообразные теории и исследования благополучия от Юнга, Маслоу и Джона Стюарта Милля вплоть до Аристотеля, что помогло ей создать основу для собственной модели.

Она в полной мере передает многомерность счастья, не ограничивается лишь его отголосками, а охватывает весь спектр благополучия. Ведь согласитесь, если вы стремитесь к счастью, то вы часто находите себя в раздумьях об этих критериях.

Самопринятие

Высокий уровень этого показателя означает взвешенное и положительное отношение к себе: понимание как своих сильных сторон, так и слабых, признание и спокойный взгляд на свои ошибки. Состояние, при котором произошедшие события или личные качества не вызывают у вас беспокойства или чувство разочарования.

Автономия

Способность противостоять давлению, независимость, самостоятельность. Оценки или критика окружающих не выбивают у вас почву из-под ног, а мнения других не заставляет вас жить, действовать и решать что-либо лишь в их рамках. Ожидание сторонней оценки не вызывает тревоги, а ваше мнение, а не мнение других является приоритетом.

Экологическое мастерство

У вас нет проблем в выполнении повседневных задач и вы видите, понимаете и используете окружающие вас возможности и обладаете необходимым контролем при взаимодействии с внешним миром.

Цель в жизни

Ваша жизнь подчинена цели, вы осознаете ее осмысленность и необходимость. Ваше мировозрение, убеждения и ценности дают вектор для реализации поставленных задач, нет ощущения бессмысленного блуждания по жизни.

Личностный рост

Здесь высокий показатель говорит о том, что вы развиваетесь, видите свой прогресс и цените усилия, которые были приложены. Вы открыты для нового опыта, впечатлений и заинтересованы в поиске новых путей для роста.

Связанные вопросы и ответы:

1. Что включает в себя шкала психологического благополучия Рифф

Шкала психологического благополучия Рифф включает в себя шесть компонентов: самопринятие, сбалансированность, автономия, целостность, целеустремленность и позитивное отношение к окружающему миру.

2. Каким образом оценивается уровень психологического благополучия по шкале Рифф

Уровень психологического благополучия по шкале Рифф оценивается путем проведения опроса, в котором человек отвечает на ряд вопросов, касающихся каждого из шести компонентов благополучия.

3. Какие преимущества могут быть у тех, кто обладает высоким уровнем психологического благополучия по шкале Рифф

Люди с высоким уровнем психологического благополучия по шкале Рифф могут испытывать большее чувство удовлетворенности жизнью, меньше стресса, более эффективно справляться с трудностями, а также иметь более гармоничные отношения с окружающими.

4. Каким образом можно улучшить свой уровень психологического благополучия согласно шкале Рифф

Для улучшения уровня психологического благополучия согласно шкале Рифф необходимо работать над саморазвитием, принятием себя, формированием целей и ценностей, а также улучшением отношений с окружающими.

5. Какие факторы могут негативно повлиять на психологическое благополучие согласно шкале Рифф

Ряд факторов, таких как стресс, конфликты в отношениях, неудовлетворенность собой, потеря целей в жизни и низкая самооценка, могут негативно повлиять на психологическое благополучие по шкале Рифф.

6. Какова роль психологического благополучия в общем состоянии человека

Психологическое благополучие играет важную роль в общем состоянии человека, влияя на его самочувствие, эмоциональное состояние, способность к адаптации, а также на качество его жизни в целом. Развитие психологического благополучия способствует улучшению физического и психического здоровья человека.

Что представляет собой шкала психологического благополучия Рифф

Исследование психического статуса представляет собой изучение психического состояния пациента на данный момент с помощью оценки его внешнего вида, поведения, наличия необычных, странных идей или ощущений (например, иллюзий или галлюцинаций), настроения и всех аспектов когнитивной деятельности (например, внимания, ориентированности, памяти).

Оценка психического статуса проводится у каждого пациента с его нарушением или в случае прогрессирующего острого или хронического снижения когнитивных функций. Доступно множество скрининговых шкал; особенно целесообразными являются следующие:

    Для проведения общего скрининга используется Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MOCA), поскольку она охватывает широкий спектр когнитивных функций (например, внимание, концентрация, исполнительные функции, память, язык, зрительно-пространственные навыки, абстракция, счет, ориентация)

    Краткая шкала оценки психического статуса используется при оценке пациентов с болезнью Альцгеймера, поскольку она сфокусирована н исследовании памяти

Регистрируются исходные результаты оценки, и затем тестирование проводится ежегодно либо при подозрении на изменения в психическом статусе.

Пациенту следует объяснить, что оценка психического статуса - просто рутинная процедура, которая не является поводом для беспокойства.

Исследование проводят в спокойной обстановке, и врач должен убедиться, что пациент хорошо слышит его вопросы. Тестирование должно проходить на том языке, которым пациент свободно владеет.

Оценка психического статуса включает в себя оценку ряда когнитивных функций. В начале врач, проводящий исследование должен убедиться, что пациент внимателен, например, определив уровень его внимания во время сбора анамнеза или попросив его немедленно повторить три любых слова. В противном случае тестирование бессмысленно.

Исследуемые параметры когнитивных функций и примеры, как именно их исследовать, включают следующие:

Долгосрочная память

Задайте пациенту вопрос о его прошлом, например «Какого цвета был ваш свадебный костюм?» или «Какой марки был ваш первый автомобиль?»

Счет

Попросите пациента выполнить простую математическую операцию. Чаще всего используется тест на вычитание семерок: нужно от 100 отнять 7, затем от 93 отнять 7 и т.д. Другой вариант – попросить пациента посчитать, сколько пятикопеечных монет в 250 рублях.

Словарный запас

Попросите пациента назвать как можно больше предметов из одной категории (одежда, животные) за одну минуту.

Внимание и концентрация

Попросите пациента написать в прямом и обратном порядке слово из 5 букв. Как правило, используется слово "земля".

Называние предметов

Покажите пациенту предмет, например, ручку, книгу или линейку, и попросите пациента назвать предмет и его составляющие части.

Выполнение инструкций

Начните с команды, требующей действия в 1 этап, например, "Коснитесь носа правой рукой". Затем попросите пациента выполнить инструкцию из 3 действий, например "Возьмите лист бумаги в правую руку. Сложите его. Положите лист на пол."

Письмо

Попросите пациента написать предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое и иметь смысл. Орфографические ошибки не учитываются.

Ориентированность в пространстве

Попросите пациента нарисовать часы, показывающие определенное время. Или предложите пациенту изобразить 2 пересекающихся пятиугольника.

Абстрактное мышление

Попросите пациента объяснить сходство 3 или 4 предметов (например, все они относятся к фруктам, транспортным средствам, музыкальным инструментам). Попросите пациента объяснить не очень сложную пословицу, например, "Не рой другому яму, сам в нее попадешь".

Способность к умозаключениям

Попросите пациента представить ситуацию, в которой требуется принять решение, например, "Что вы сделаете, если найдете на улице запечатанный конверт с письмом?" Правильный ответ - положить его в почтовый ящик, если пациент говорит, что откроет конверт, то это может свидетельствовать о личностном расстройстве.

Какие аспекты психического состояния оцениваются с помощью данной шкалы

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Этот конструкт был выделен в ходе исследований, в которых искался ответ на следующий вопрос: какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения.

Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди (Kobasa S., 1979; Maddi S., Kobasa S., 1984), находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним. Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» (Maddi S., 1998). Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» (цитата по Maddi S., 1987, стр. 103).

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях (Maddi S., 1998).

Согласно теории Мадди, от жизнестойкости зависит то, насколько люди склонны выбирать неизменность либо неизвестность. Люди, осуществляющие выбор неизвестности, выбор будущего, более активно участвуют в том, что происходит в жизни, считают, что они могут контролировать события и их последствия и готовы учиться на собственных ошибках и извлекать из этого позитивный опыт. В отличие от них люди, делающие выбор в пользу неизменности, то есть выбор прошлого, или безличный выбор (по сути, отказываясь от осуществления осознанного выбора), менее вовлечены в процесс своей жизни, считая ее неподконтрольной их усилиям, и стремятся к простому комфорту и безопасности, тяжелее воспринимая неудачи. В ситуации личностного выбора жизнестойкость выступает фактором, определяющим готовность выбирать новую, непривычную ситуацию, ситуацию неопределенности в противовес равнодушному, безличному выбору или выбору привычной и знакомой ситуации. Роль жизнестойкости не сводится к роли буфера в ситуации стресса; она также представляет собой один из ключевых параметров индивидуальной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции, одну из опорных переменных личностного потенциала (Леонтьев Д.А. и др., 2007).

Какова цель использования шкалы психологического благополучия Рифф

Вид сравнительной рейтинговой шкалы, в которой от человека требуют разделить некоторую данную сумму между двумя или большим числом параметров на основе степени их важности для него или для нее.

Метод постоянной суммы является примером сравнительной рейтинговой шкалы, которая может быть использована при оценке показателей важности. При использовании метода постоянной суммы от человека требуется разделить некоторую данную сумму очков между двумя или несколькими параметрами на основе их важности для него. Так, на рис. 14.8, если субъект присвоил 50 пунктов культуре обслуживания и 50 пунктов удобному расположению, то эти параметры могут быть оценены как одинаково важные;

если человек отдает 80 очков качеству обслуживания и 20 — удобству расположения, то культура обслуживания будет считаться в четыре раза более важной. Отметьте для себя особенность данного метода. Все оценки здесь делаются теперь по сравнению с другими альтернативами.

Респондентов обычно просят сравнить два параметра при таком методе, хотя возможно сравнивать и большее количество. Человека могут попросить распределить 100 очков между тремя и более параметрами.

Хотя сравнительные шкалы требуют большего количества оценок от индивида, чем графическая или пунктирная шкалы, они имеют тенденцию сглаживать гало-эффект, который часто проявляется при использовании шкал. Гало-эффект возникает, когда имеет место переход от одного суждения к другому.

Какие преимущества может принести использование данной шкалы для человека

Шкала использовалась в ряде исследований межкафедральной исследовательской группы по изучению личностного потенциала факультета психологии МГУ. Общий объём всех выборок, в которых применялась эта шкала, составил более 1500 человек, в числе которых студенты ВУЗов различных специальностей (N=877), учащиеся старших классов школ, абитуриенты ВУЗов, а также взрослые добровольцы (N=50), представляющие разные регионы страны.

Внутренняя согласованность (альфа-коэффициент Кронбаха) 5-пунктовой ШУДЖ варьирует на различных выборках от 0.71 до 0.80 и на объединённой выборке (N=984) составляет 0.75. Показатель ретестовой надёжности шкалы (коэффициент Пирсона), полученный на группе студентов (N=44) с интервалом 2 месяца, составил 0.7 (p

Распределение показателей по шкале близко к нормальному, однако обладает правосторонней асимметрией. Корреляции с общим показателем опросника социальной желательности BIDR (адаптация Е.Н. Осина, надёжность 0.88) на выборке студентов 4-5 курсов различных специальностей ВУЗов 3-х регионов (N=289, анонимное предъявление) оказались невысокими (r = 0.28; p

Шкала субъективного счастья достаточно хорошо коррелирует со шкалой субъективного счастья Любомирски : их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p

В число методик, использованных для оценки конвергентной валидности шкал, вошли:

  • Шкала депрессии как состояния Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и Ю. Карповой
  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
  • Шкала субъективной витальности как диспозиции Р. Райана и К. Фредерик
  • Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко
  • Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006)
  • Шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996)
  • Опосник самоуважения Розенберга
  • Шкала личностного динамизма (Сапронов, Леонтьев, 2007),
  • Тест диспозиционального оптимизма Ч. Карвера и М.Шейера,
  • Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и О.В. Митиной (2007).

Во всех этих случаях были получены теоретически прогнозируемые значимые корреляции.

Как правильно проводить оценку своего психического благополучия с помощью данной шкалы

Социолог и депутат мажилиса парламента РК Юлия Кучинская отмечает, что социальное самочувствие определяется множеством факторов экономического, социального и личностного характера. На социальное самочувствие человека оказывают влияние степень удовлетворенности его своим здоровьем, семейными отношениями, условиями жизни, материальным благополучием семьи, личным, профессиональным ростом, вовлеченностью в общественную жизнь, доступностью социальных благ и множество других факторов, вплоть до погоды и дня недели.

"Однако важно понимать, что отношение и восприятие различных благ будет разным у каждого. Например, мы можем взять двух граждан с одинаковыми условиями жизни, уровнем дохода, статусом, но их уровень социального самочувствия может быть абсолютно противоположным. Также уровень социального самочувствия у успешного, экономически независимого человека может быть ниже, чем у рабочего с невысоким уровнем дохода", – сказала социолог.

В то же время нельзя отрицать значимость влияния социально-экономического положения на климат в обществе. Юлия Кучинская отметила, что в мире существует множество исследований, направленных на измерение социального самочувствия: Индекс счастья, Индекс социального самочувствия, Индекс лучшей жизни, Индекс удовлетворенности жизнью в странах мира и другие, где оценка материального положения семьи на момент опроса и прогноз его изменения в ближайшие годы являются одним из ключевых показателей. Более того, сам термин "социальное самочувствие" используется, как "субъективное благополучие", а результаты индексов являются альтернативным источником оценки эффективности экономического развития страны и его отражения на жизни граждан.

"Как я говорила ранее, показатели материального благополучия, безусловно, влияют на социальное самочувствие, но, поскольку это субъективная категория, отношение к одному и тому же благу будет зависеть от уровня потребностей, притязаний человека, его накопленного опыта, прилагаемых усилий и массы других обстоятельств", – добавляет специалист.

Так, результаты сравнительных межстрановых исследований уровня счастья показывают, что иногда жители стран с более высоким уровнем развития менее счастливы, чем жители стран с малой экономикой. Согласно опросу, проведенному в 2021 году Gallup International в 44 странах, Казахстан вошел в пятерку стран мира с самым высоким индексом счастья населения. А по данным бюро национальной статистики АСПиР РК, свыше 60% казахстанцев в 2021 году считали себя счастливыми, еще треть – частично счастливыми. При этом наиболее счастливыми были мужчины, жители сельских населенных пунктов, самозанятые и молодежь.

"Полагаю, что на социальное самочувствие, помимо всего прочего, влияют такие факторы, как возможности для самореализации, стабильность, движение вперед при приложении определенных усилий, возможность заниматься любимым делом. Также немаловажным фактором является этнокультурная, историческая составляющая", – говорит социолог.

В свою очередь социолог Жанар Джандосова видит непосредственную связь влияния социально-экономического статуса человека на его социальное самочувствие. В первую очередь об этом говорит статистика по суицидам.

"Хотя в целом цифра по статистике суицидов у нас довольно стабильная. С 2019 года около 3800 людей в год заканчивают жизнь самоубийством, из них 30% – мужчины, 20% – женщины. В 2020 году в центре исследований, мы проводили анализ причин самоубийств и конфликтов. Несмотря на увеличение количества конфликтов в семьях, число самоубийств в этот период снизилось. Это говорит о том, что люди могут собраться и противостоять сложностям в трудные моменты", – говорит специалист.

Социолог считает пугающими показатели самоубийств, связанных с тяжелым материальным положением, долгами и банкротством.

"Это очень пугающие цифры и прямое указание на ухудшение социально-экономического статуса людей. В то же время такие проблемы, как ухудшение семейных отношенный, развод, не так превалируют. Мы привыкли думать, что суицид совершают подростки по причине неразделенной любви или недопониманий, но это не так. Возраст людей, которые решают уйти из жизни по причине того, что у них что-то не так с материальным положением, в основном варьируется в диапазоне от 40 до 50 лет", – отмечает она.

Какие результаты можно получить после заполнения шкалы психологического благополучия Рифф

Валидизация опросника проводилась на русском языке на белорусской выборке. Общее число испытуемых, составивших выборку для адаптации методики, составило 685 человек. Из них 67 человек вошли в группу для проведения пилотажного исследования; 43 человека, владеющие двумя языками, в выборку для проверки эквивалентности перевода; 51 - в выборку для проведения тест-ретеста, 52 - в выборку для проверки достоверности методики на социальную желательность ответов. Выборка для стандартизации русскоязычного варианта «Шкал психологического благополучия» включала 575 испытуемых, при этом все они были мужского пола (343 курсанта военного учебного заведения и 232 военнослужащих срочной службы в возрасте от 17 до 26 лет; средний возраст испытуемых 20 лет). Опрос проводился на добровольных началах, в групповой форме.

Разработка русскоязычной версии

Перевод методики с английского языка на русский выполнялся психологом, владеющим языком оригинала, и профессиональным переводчиком. При этом в процессе перевода основное внимание уделялось не только максимальному сохранению психологического смысла, но и сохранению грамматической формы каждого утверждения, поскольку «даже незначительные на первый взгляд изменения в содержании и форме суждений нередко существенно влияют на характер ответов опрашиваемых».

После этого с целью проверки адекватности перевода был выполнен обратный перевод методики с русского языка на английский. Перевод осуществлялся старшим преподавателем кафедры иностранного языка, имеющим большой практический опыт переводчика и ранее не знакомым с текстом оригинала. Оценка содержательной валидности русскоязычного варианта методики проводилась группой экспертов, в качестве которых выступили профессиональные психологи, имеющие специальное образование, опыт практической работы не менее пяти лет, а также знакомые с основными психологическими теориями, положенными в основу методики.

На первом этапе было проведено пилотажное исследование (в нем приняло участие 67 человек), в ходе которого решались следующие задачи:

  1. проверка реакции испытуемых на утверждения методики;
  2. проверка дискриминативности утверждений методики.

По результатам обратного перевода, пилотажного исследования и экспертной оценки содержательной валидности русскоязычного варианта «Шкал психологического благополучия» было переформулировано одно утверждение.

Сопоставление версий опросника

Для эмпирической проверки эквивалентности окончательного русскоязычного варианта методики и оригинала проводилось специальное исследование, участниками которого стали 43 студента 4 курса БГПУ им. М. Танка, обучающиеся по специальности «Иностранный язык. Практическая психология». В последовательности 1 студентам сначала предъявлялся русский вариант методики, а затем английский, в последовательности 2 - наоборот. Соответственно в каждой последовательности инструкция давалась на том же языке, что и текст методики.