Психологические механизмы человеческого поведения: что управляет нашими действиями
- Психологические механизмы человеческого поведения: что управляет нашими действиями
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные психологические механизмы определяют поведение человека
- Какие факторы влияют на формирование и проявление психологических механизмов поведения
- Как эмоции влияют на принятие решений и поведение человека
- Какие основные мотивыят поведение человека
- Какие когнитивные процессы участвуют в формировании поведения
- Как социальное окружение влияет на психологические механизмы поведения
- Как привычки формируют поведение человека
- Как стресс влияет на психологические механизмы поведения
- Какие генетические факторы влияют на поведение человека
Психологические механизмы человеческого поведения: что управляет нашими действиями
Нервная система человека имеет свою структурную организацию, в которой выделяется центральная нервная система (ЦНС), включающая в себя спинной и головной мозг, и периферическая нервная система.
Высшим отделом ЦНС является головной мозг, состоящий из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. В свою очередь, большой мозг состоит из двух полушарий, покрытых снаружи серым веществом – корой. Кора – важнейшая часть головного мозга, она представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и является регулятором всех жизненных функций организма.
Для того чтобы осуществить любой вид психической деятельности, необходимы определенные функции мозга. А.Р. Лурия определяет три таких функциональных блока :
- Блок активации и тонуса. Это ретикулярная формация, которая представлена сетевым образованием в стволовых отделах мозга. Она регулирует уровень активности коры. Полноценная деятельность человека возможна тогда, когда он находится в активном состоянии. Успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять программу действий человек может только в условиях оптимального бодрствования;
- Блок приема, переработки и хранения информации. К этому блоку относятся задние отделы больших полушарий. Информация от зрительного анализатора поступает в затылочные зоны – это зрительная кора. Слуховая информация перерабатывается в височных отделах – слуховая кора. С общей чувствительностью и осязанием связаны теменные отделы коры.
В блоке выделяются корковые поля трех типов:
- Первичные поля принимают и перерабатывают импульсы, идущие от периферийных отделов;
- Вторичные поля занимаются аналитической переработкой информации;
- Третичные поля осуществляют аналитико-синтетическую обработку информации, идущую от разных анализаторов. Этот уровень обеспечивает самые сложные формы психической деятельности.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие защитные механизмы личности существуют, и как они влияют на поведение человека
Защитные механизмы личности — это психологические стратегии, которые человек использует для защиты себя от стресса, тревоги или других неприятных эмоций. К наиболее распространённым защитным механизмам относятся вытеснение, проекция, рационализация и компенсация. Вытеснение предполагает подавление неприятных мыслей или воспоминаний в бессознательное. Проекция — это приписывание своим чувствам или мыслям другому человеку. Рационализация — это создание логических объяснений для оправдания своих действий. Компенсация — это попытка преуменьшить свои слабости, подчёркивая свои сильные стороны. Эти механизмы могут как помочь человеку справиться с трудными ситуациями, так и препятствовать его развитию, если используются чрезмерно.
Вопрос 2: Какие эмоции наиболее сильно влияют на принятие решений, и почему
Эмоции играют ключевую роль в процессе принятия решений. Среди наиболее значимых эмоций можно выделить страх, радость, гнев и надежда. Страх часто заставляет людей избегать рискованных решений, в то время как радость может стимулировать их к более оптимистичным выборам. Гнев, напротив, может привести к импульсивным и не всегда обдуманным решениям. Надежда же способствует более позитивному и целеустремлённому подходу. Эти эмоции влияют на восприятие информации и оценку вероятности различных исходов, что делает процесс принятия решений не только рациональным, но и эмоционально окрашенным.
Вопрос 3: Какие когнитивные искажения наиболее часто влияют на поведение человека, и как с ними бороться
Когнитивные искажения — это системные ошибки в мышлении, которые влияют на поведение человека. Одним из наиболее распространённых искажений является подтверждение предвзятости, когда человек склонен воспринимать только ту информацию, которая подтверждает его мнения. Ещё одним примером является анхорное искажение, при котором решения зависят от первой полученной информации, даже если она не является самой значимой. Для борьбы с когнитивными искажениями важно развивать критическое мышление, анализировать информацию с разных точек зрения и учитывать мнения других людей. Также полезно практиковать осознанность, чтобы лучше осознавать свои мысли и эмоции.
Вопрос 4: Как социальное влияние формирует поведение человека в различных ситуациях
Социальное влияние оказывает значительное влияние на поведение человека, особенно в группах. Оно может проявляться в виде конформизма, когда человек подчиняется мнению большинства, даже если оно противоречит его собственным убеждениям. Другой формой социального влияния является подчинение, когда человек выполняет приказы authority фигуры, даже если они морально сомнительны. Также существует влияние меньшинства, когда убеждённая позиция одного человека может повлиять на мнение группы. Социальное влияние может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от контекста. важно развивать навыкиного мышления, чтобы не поддаваться деструктивному влиянию.
Вопрос 5: Какие типы мотивации существуют, и как они влияют на поведение человека
Мотивация — это внутренний или внешний стимул, который побуждает человека к действию. Основные типы мотивации включают intrinsic (внутреннюю) и extrinsic (внешнюю). Внутренняя мотивация связана с личными интересами, удовлетворением и чувством достижения. Внешняя мотивация основана на наградах, похвале или других факторах, исходящих извне. Также выделяют подходящую и избегающую мотивацию: первая связана с стремлением к положительным результатам, вторая — с избеганием негативных последствий. Разные типы мотивации могут влиять на поведение человека по-разному, и важно понимать, какие из них наиболее эффективны в конкретной ситуации.
Вопрос 6: Какие психологические факторы влияют на формирование привычек, и как их можно изменить
Формирование привычек связано с психологическими факторами, такими как мотивация, окружающая среда и эмоциональное состояние. Привычки возникают, когда определённые действия становятся автоматическими из-за повторения в схожих ситуациях. Одним из ключевых факторов является подкрепление, когда действия сопровождаются положительными или отрицательными последствиями. Также важную роль играет окружение: если среда способствует определённому поведению, то привычка формируется быстрее. Для изменения привычек важно выявить триггеры, которые их вызывают, и заменить привычные действия на более полезные. Также полезно использовать технику nh шагов и создать поддерживающую среду.
Какие основные психологические механизмы определяют поведение человека
Проблема соотношения субъектной и личностной регуляции поведения является важнейшей методологической проблемой и одним из актуальных направлений психологических исследований . Е. А. Сергиенко в рамках системно-субъектного подхода нашла вариант, позволяющий непротиворечиво установить взаимосвязь этих двух аспектов индивидуальности. Личность задает направление психического развития, а субъект — его конкретную реализацию через координацию выбора целей и ресурсов индивидуальности человека. Личность является носителем содержания внутреннего мира человека, которое субъект реализует в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах .
Проблемы механизмов осознанной саморегуляции долгие годы были предметом исследований выдающегося отечественного ученого Олега Александровича Конопкина, который является создателем оригинальной концепции осознанной саморегуляции. Согласно этой концепции, саморегуляция рассматривается как относительно самостоятельная система регуляторных процессов целостной психологической системы произвольной активности человека. На личностном уровне она проявляется как общая способность к саморегуляции, необходимая человеку для установления действенных отношений с окружающим предметным и социальным миром.
Общая способность к саморегуляции ярче всего проявляется в условиях возникновения значительных изменений требований в деятельности, которая ориентирована на собственную актив ность личности по принятию решений . Как показали результаты многолетних исследований ученицы О. А. Ко-нопкина В. И. Моросановой, саморегуляция является тем функциональным средством субъекта, которое позволяет ему мобилизовать свои личностные и когнитивные ресурсы в различных социальных ситуациях (с различной обратной связью, с различной значимостью успешности выполнения заданий) . Рассмотрим в качестве механизмов социального поведения личности следующие диспозиции: ценностные ориентации и личностные смыслы; социальные установки; социальную рефлексию; самопонимание и самоотношение; социальную идентичность личности.
Ценностные ориентации и личностные смыслы. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, ценностное отношение к жизни или переживание ее ценности проявляется в мотиве успеть воплотить себя в жизни, в чем-то непреходящем, человечески ценном, общественно значимом. Эта основная потребность развития выражается в трех отношениях: в стремлении расширить границы своего индивидуального бытия и своей конечности, в стремлении объективировать себя в формах, неподвластных течению, в стремлении сделать свою жизнь более интенсивной в настоящем времени. Последнее и составляет основу активности личности, основу переживания времени как ценного или как пустого, бессмысленного .
По мнению Д. А. Леонтьева, ценности представляют собой аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами. Мотивирующее действие ценностей не ограничивается конкретной деятельностью или конкретной ситуацией; они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности . Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности. Процесс усвоения ценностей рассматривается как движение в двух аспектах. «Во-первых, движение от ценностей социальных групп (социальное, внешнее) к личностным ценностям (социальное, внутреннее). Это движение традиционно обозначают понятием интериоризации. Во-вторых, как движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях (внутреннее, биологическое), к структуре, в которой главенствующую роль играют ценности (внутреннее, социальное). Это движение известно под названием социализация» . Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных, материальных ценностей, определяя ценностное отношение человека к окружающей действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели деятельности.
Какие факторы влияют на формирование и проявление психологических механизмов поведения
Механизмы социального поведения представляют собой социально-психологические регуляторы поведения. Благодаря этим регуляторамсвязана с социальной средой.
Поведение по отношению к реальным условиям бывает адекватное и неадекватное.
Неадекватность поведения может иметь свои причины:
- слабые места индивида;
- патологическое состояние;
- дефекты воспитания и волевой регуляции;
- расщепление реальных и вербальных планов повеления.
В поведении различают два аспекта аффективный или импульсивный и когнитивный, т.е. интеллектуально-волевой.
Импульсивное поведение является рефлекторным – это наличие достаточно жесткой связи междуи поведенческой реакцией. Эта реакция может проявляться как на генетическом уровне, так и из прошлого опыта индивида.
Для интеллектуального аспекта поведения характерно прогнозирование возможных последствий поведения, при этом идет анализ наиболее оптимальных его вариантов с критической оценкой достигнутых результатов.
Сформировать социальное поведение личности можно в процессе целенаправленного воспитания, в ходе.
В процессе социализации А.В. Петровский выделил три стадии развития личности:
- адаптация ;
- интеграция;
- социализация.
Адаптация человека обычно совпадает с детским возрастом. В этот период все воспитательное пространство – родители, воспитатели, учителя направлено на ребенка, как объекта общественных отношений. Это время вхождения в мир людей – ребенок овладевает знаковыми системами, нормами и правилами поведения, усваивает простые формы деятельности – идет обучение быть личностью.
Эта стадия не для всех детей проходит благополучно, в социализации могут быть затруднения, затруднения в усвоении социальных ролей. Частичное обособление индивида происходит на стадии индивидуализации, как правило, его вызывает некоторое его обособление.
Личность становится субъектом общественных отношений, способная проявить себя как уникальная индивидуальность.
Первая стадия в основном связана с усвоением, а вторая стадия уже с воспроизводством в индивидуальных формах.
Для индивидуализации характернымежду результатом адаптации и потребностью максимально реализовать свои особенности. На этой стадии между людьми проявляются различия.
Под интеграцией понимается баланс между индивидом и обществом, интеграция субъект-объектных отношений личности с социумом. Этот процесс сложный, потому что развитие общества характеризуется противоречивыми тенденциями.
К счастью, для адаптации конкретного человека, есть оптимальные способы жизнедеятельности. На этой стадии идет формирование таких свойств, которые являются свидетельством принадлежности конкретного человека к определенной социальной группе.
В процессе социализации идет развитие пассивной и активной позиции индивида.
При пассивной позиции усваиваются нормы, и индивид является объектом, при активной позиции индивид не только воспринимает социальный опыт, но и выступает как субъект, способный интегрировать субъект-объектные отношения.
Как эмоции влияют на принятие решений и поведение человека
Наше эмоциональное состояние играет ключевую роль в формировании мыслительных процессов. Первоначально мы переживаем эмоцию, а уже на ее фоне складывается мысль, которая, в свою очередь, ведет к принятию решения. Когда наше эмоциональное состояние окрашено негативно, это неизбежно отражается на наших мыслях и принимаемых решениях. Обратное тоже верно — позитивные эмоции формируют более благоприятные мысли и решения.
Наиболее полезны те эмоции, которые не требуют психической и физической энергии, не создают конфликтов за ресурсы и не требуют от нас усилий по управлению ими. Именно умеренное положительное настроение, свободное от беспокойства и внутренних конфликтов, считается наиболее благоприятным для эффективного мышления и принятия решений. В таком состоянии мы ощущаем себя спокойно и способны полностью сосредоточиться на текущем моменте и стоящих перед нами задачах.
Наиболее вредными для принятия решений будут энергозатратные чувства — те, которые мы привыкли называть негативными: страх, тревога, гнев, раздражение, стыд, вина. Когда речь же заходит об эмоциях в контексте решения задач, можно выделить два типа:
- эмоции, непосредственно связанные с задачей — с ее наличием, с вариантами решения, с условиями и так далее;
- эмоции, с задачей не связанные: общее настроение, волнения из-за происходящего в мире, в стране или в семье.
Когда эмоции связаны с задачей, они напрямую мешают процессу принятия решения: это может быть страх сделать неправильный выбор, тревога по поводу возможных последствий или даже более глубокие чувства, такие как неловкость или стыд за спорное решение. Иногда возникает гнев из-за необходимости делать выбор в непростой ситуации. Несмотря на то что такие эмоции мешают, существует хорошая новость: мы осознаем их связь с задачей. Мы понимаем их влияние на нас и благодаря этому мы можем с ними работать.
Второй тип эмоций характеризуется их косвенным отношением к задаче, присутствует в качестве «фона», но оказывает влияние на процесс принятия решений. Это кажется парадоксальным, и отсутствие явного понимания связи этих эмоций с текущей задачей затрудняет управление ими и их воздействием на результат.
Но многочисленные исследования подтверждают эту связь. Например, в солнечные дни люди не только считают свою жизнь в целом более счастливой, в эти дни даже фондовые рынки показывают лучшие результаты. А в дни, когда национальные сборные проигрывали в важных международных соревнованиях — по футболу, баскетболу, регби и крикету, — котировки падали . Таким образом, общее настроение, вызванное внешними обстоятельствами, может оказывать заметное влияние на все решения, от личных до макроэкономических.
Эмоциональный отклик на задачу часто становится источником прокрастинации. Когда перед нами стоит задача, требующая решения и действия, нам необходима энергия. Однако если она расходуется на борьбу с негативными эмоциями, связанными с задачей, то на само действие сил уже не остается. Прокрастинация возникает именно тогда, когда энергия уходит на управление этими эмоциями, вместо того чтобы быть направленной на выполнение задачи. Так, плохое настроение, о котором мы говорили, может незаметно подпитывать прокрастинацию, забирая у нас ресурсы, необходимые для продуктивного действия.
Когда люди научаются осознавать свои эмоции и управлять ими, это положительно сказывается всех аспектах принятия решений: улучшается когнитивное функционирование, снижается количество ошибок в восприятии, повышается эффективность переработки информации. Умение управлять эмоциями приносит значительные преимущества в процессе решения конкретных задач, влияя не только на качество этих решений, но и на общую продуктивность и эффективность действий.
Какие основные мотивыят поведение человека
Мотивация в психологии — это основная психологическая потребность человека, которая побуждает его совершать определенные поступки, каким-либо образом изменять свое социальное поведение и добиваться желаемого.
Сам термин «мотивация» образован от слова «movere» — «двигать».
Определение мотивации включает в себя осознанные и осмысленные действия, или, наоборот, бездействия, а также поступки для того, чтобы достичь определенных целей.
Если говорит кратко, то мотивация, по сути, это побуждение к деятельности.
Существует много теорий мотивации, но все они связаны с процессом регуляции поведения и деятельности человека, социальной активностью.
В основе мотивации лежит мотив. Мотив это в психологии основное средство или образ, который лежит в основе выбора действий. Он играет ведущую роль в удовлетворении человеческих потребностей. Мотив — это стимул, который может изменяться и проявляться в виде как положительных, так и отрицательных.
Мотивы поведения человека стоит отличать от потребности. Понятие потребности связано с ощущением недостаточности чего-либо, то есть у человека есть потребность, он будет стремиться что-то обрести, или от чего-то избавиться. При этом цель является осознанным выбором направления деятельности.
Делая вывод, можно сказать, что цель – это то, чего мы хотим и пытаемся достичь (куда мы идем), а мотив – причина, по которой мы это делаем. Несколько разных причин (мотивов) могут одновременно управлять поведением индивида, и в общем смысле составляют его мотивацию.
Важно! Принято считать, что мотивы деятельности человека могут изменяться, они формируются на основе устойчивых потребностей и способствуют достижению поставленных целей.
Какие когнитивные процессы участвуют в формировании поведения
Психические процессы делят на три основных вида, каждый из которых отвечает за определенные аспекты функционирования нашего сознания. Эти процессы тесно взаимосвязаны, а их взаимодействие формирует сложную картину нашего внутреннего мира. Понимание разнообразия этих процессов и их классификации — первый шаг к осознанию того, как работает наш разум.
Каждый тип процессов участвует в формировании восприятия реальности и влияет на степень субъективности или объективности этого восприятия. Но важно подчеркнуть, что когнитивные, эмоциональные и мотивационные процессы работают в связке, обеспечивая целостное отражение.
Когнитивные процессы
Когнитивные процессы или познавательные психические процессы — это основа нашего познания мира. Они включают:
- Восприятие — процесс получения и осмысления информации из окружающего мира.
- Внимание — способность концентрироваться на определенных аспектах информации.
- Память — хранение, обработка и воспроизведение информации.
- Мышление — анализ, синтез и решение проблем, позволяющие нам делать выводы и принимать решения.
Познавательные процессы обеспечивают наш контакт с реальностью, формируя представления о внешнем мире и о нас самих
Один из основных законов работы психики — принцип отражения. Психика отражает внешний мир, воспроизводя его в форме субъективных образов. Последние становятся более приближенными к реальности в ходе развития человека и приобретения им опыта. Примеры объективного отражения: восприятие фиксирует основные свойства объектов, память сохраняет информацию о событиях. Примеры субъективного отражения — на когнитивные процессы влияет личный опыт, установки и мировоззрение.
Эмоциональные процессы
Эмоциональные процессы лежат в основе нашего восприятия событий и взаимодействия с миром. Они включают:
- Чувства — более глубокие и устойчивые переживания, связанные с ценностями и отношениями.
- Эмоции — мгновенные реакции на стимулы, отражающие наше отношение к происходящему.
- Настроение — длительные эмоциональные состояния, влияющие на общий фон восприятия.
Эти процессы помогают нам ориентироваться в социальной среде и реагировать на изменения.
Эмоции сами по себе могут быть реакцией на объективную ситуацию. Например, чувство страха при реальной угрозе. При субъективном отражении реальности эмоции часто искажают объективность. Например, тревожный человек может воспринимать нейтральные события как негативные. Настроение также влияет на восприятие реальности и субъективность переживаний. Радость делает мир ярче, а грусть — тусклее.
Мотивационные процессы
Мотивационные процессы направляют наше поведение, делая его целенаправленным. Они включают:
- Потребности — базовые и высшие потребности, определяющие наши действия.
- Желания — конкретизированные мотивы, ведущие к действиям.
- Цели — осознанные стремления, которые структурируют наше поведение.
Мотивация определяет, как мы распоряжаемся своими ресурсами и какие приоритеты ставим в жизни.
Мотивация может направлять внимание на реальные возможности достижения цели. Это объективное отражение. Но личностные потребности и желания часто влияют на восприятие. Например, если человек мечтает о карьерном росте, он может переоценивать значимость своих достижений или искажать восприятие конкурентов. Это субъективное отражение действительности.
Волевые процессы
Эта категория процессов, связанных с сознательным управлением поведением, направленным на достижение целей и преодоление препятствий. Они отвечают за способность человека контролировать свои действия, принимать решения и настойчиво двигаться к результату, несмотря на внутренние или внешние трудности. К сложным волевым процессам относят целеполагание, принятие решений, мотивацию, самоконтроль и другие.
Волевые действия тесно связаны с когнитивными, эмоциональными и мотивационными аспектами человеческой психики. Например, когнитивные процессы помогают анализировать ситуацию и строить стратегию достижения цели. А эмоциональные процессы могут как поддерживать волю (например, чувство радости от достижения), так и мешать ей (например, страх или лень).
Как социальное окружение влияет на психологические механизмы поведения
Привычки значительно упрощают жизнь человека, уверен судебный эксперт-психолог Олег Долгицкий . Чтобы эффективно сформировать новую привычку, необходимо свободное время, высокая частота выполнения, осознанность действий и отдых, чтобы восстанавливать силы и возвращаться к работе. Несмотря на усилия, которые понадобятся при формировании новых привычек, результат принесет больше пользы, чем вреда. Что получит человек в результате? Выделим несколько основных преимуществ.
- Улучшится здоровье и самочувствие . Добавляя в свою жизнь полезные привычки (зарядка по утрам, стакан воды после пробуждения, режима сна, сбалансированное питание), через некоторое время можно почувствовать улучшение настроения, бодрость и снижение проблем со здоровьем.
- Не придется думать обо всем сразу . По словам доктора и директора Национального института NIH по борьбе со злоупотреблением наркотиками Норы Волков, когда любое действие доводится до автоматического режима, мозг не тратит силы на обдумывание каждого шага во время процесса. Т. е. в этот момент можно сосредоточится на других важных вещах и мыслях.
- Упростится повседневная жизнь. Привычки помогают сэкономить время и повысить дисциплину. Так, если выбрать наряд на работу накануне вечером, то утром не нужно будет тратить на это время. Освободившиеся минуты можно выделить на дополнительный сон или обучение.
- Помогут достичь поставленной цели или мечты . Привычка способствует в достижении глобальных замыслов. Если вы мечтаете пробежать марафон, то начать можно с вечерних или утренних пробежек. Если есть цель прочитать не менее 100 книг в год, то обязуйтесь выделять хотя бы по 20 минут в день на чтение. И тогда вы заметите, что эти действия станут частью повседневной рутины.
Как привычки формируют поведение человека
С точки зрения биологии, все представленные стратегии поведения эволюционно значимы, так как обеспечивают выживание животного в различных условиях среды (стабильные, не стабильные), и каждая стратегия поведения имеет свои гормональные, биохимические и психологические особенности.
У животных с разным типом стрессорной реакции во время стресса наблюдается различная активность гипоталамо-гипофизарной системы (ГАС) и симпатоадреналовой системы (САС), отражающая уровень стрессорных гормонов (кортизола, адреналина). У животных активного типа стрессорной реакции в неблагоприятной ситуации выражено преобладание симпатоадреналовой системы (САС), при активации которой происходит выброс адреналина. Именно этот гормон, как показали исследования, обеспечивает реакцию «борьбы или бегства». У животных, например, крыс с пассивно-оборонительным типом реакции в ответ на стрессорное воздействие происходит активация гипоталамо-гипофизарной системы (ГАС) с выбросом кортикостерона, обеспечивающего у них реакцию «затаивания» (то есть крысы сидят без движения) (Жуков, 2004).
В исследовании методами МРТ было выявлено, что область конечного мозга лабораторной крысы – центральная миндалина (CeA) отвечает за чувство страха и обеспечивает выраженные реакции «затаивания» (или «не ухода») у них. При ее удалении животные демонстрируют достоверное снижение этих реакций до уровня, сопоставимого с реакциями активного типа (Le Bar, 1998).
Активность стратегии поведения выявляют в тесте с электропроводным полом, где животному предъявляют звуковой сигнал, после которого следует удар тока. Каждая крыса получает до 30-ти предъявлений. Животное имеет возможность избежать удара тока, перебежав в безопасный отсек после предъявления звукового сигнала, либо получить электрическое раздражение. Те крысы, которые, несмотря на стрессорные условия эксперимента, перебегали на другую сторону (активные) воспринимали ситуацию стресса как контролируемую. Неактивные животные не двигались с места, отказываясь от активного решение проблемы, то есть – проявляли реакцию затаивания. Были и такие животные (средне активные), которые находили другие способы избежать удара (вставали на задние лапы, переставляли лапы на другие электроды, прыгали).
В биохимии активного/неактивного стрессорного поведения задействована дофаминергическая и серотонинергическая нейромедиаторная система, которая отвечает за импульсивное и мотивационное поведение (хвостатое ядро), осмысление стрессорной ситуации как контролируемой или как не контролируемой (в префронтальной коре). В физиологических исследованиях показано, что активные животные во время сильного кратковременного стресса воспринимают ситуацию как контролируемую. Во время воздействия у них подавлена активность префронтальной коры, поэтому они не могут принять взвешенное решение, но, благодаря активации хвостатого ядра (эмоциональность и мотивация), принимают решение быстро и импульсивно. Такой стиль принятия решений помогает им в эффективном устранении внезапно возникших трудностей. У неактивных животных происходит переактивация префронтальной коры и торможение хвостатого ядра (мотивационное поведение). В таком состоянии животное не может принять быстрое и эффективное решение и с помощью активации миндалевидного тела, обеспечивающей реакцию «затаивания», впадает в ступор, который помогает ему пережить неблагоприятное стрессорное воздействие (Cabip, Puglisi-Allegra 2012). Исследования показывают, что для людей так же характерна реакция ступора.
Как стресс влияет на психологические механизмы поведения
Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребёнка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.
Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребёнка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребёнка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребёнка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.
Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребёнка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.
Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребёнок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.
Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребёнка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребёнка. Так что на начальном этапе развития ребёнка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях.
Какие генетические факторы влияют на поведение человека
Психорегуляция – это способность индивида контролировать свои мысли, эмоции и поведение в соответствии с поставленными целями, внутренними и внешними требованиями, обстоятельствами окружающей среды.
Этот процесс позволяет человеку адаптироваться к различным ситуациям, эффективно реагировать на стрессовые ситуации, управлять своими эмоциями, сосредотачиваться на задачах и достигать желаемых результатов. В зависимости от ситуации психорегуляция может помочь достичь той или иной цели.
Основные цели психорегуляции :
- Успокоение , расслабление, снижение или устранение эмоциональной напряженности, тревожности, стресса.
- Восстановление , ослабление или устранение физических проявлений эмоциональной усталости, тревожности, стресса.
- Активизация и повышение психофизиологической реактивности.
Таким образом, психорегуляция – это не только для спокойствия, расслабления и борьбы со стрессом, но и для активации внутренних ресурсов человеческого организма. Например, когда до отдыха еще далеко, а человеку нужно выполнить какую-либо задачу или он не может найти в себе силы взяться за дело.
Психорегуляция включает в себя ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, направленных на самоконтроль и регуляцию внутренних состояний.
Основные аспекты психорегуляции :
1 | Осознанное внимание ( Mindfulness) – умение быть «в моменте», осознавать текущие мысли, эмоции и ощущения без сужения внимания на прошлое или будущее. |
2 | Техники релаксации и дыхательные упражнения – методы, направленные на снижение уровня стресса и напряжения путем управления дыханием и расслабления мышц. |
3 | Позитивное мышление – практика фокусировки на позитивных аспектах жизни, преодоление негативных мыслей и установка оптимистического взгляда на события. |
4 | Саморегуляция поведения – способность контролировать свои действия и реакции на окружающие события, в том числе управление импульсами и принятие осознанных решений. |
5 | Планирование и целеполагание – разработка конкретных планов действий для достижения поставленных целей и управление своими временными и прочими ресурсами. |
Хорошо развитые навыки психорегуляции помогают человеку справляться с жизненными вызовами, улучшают его психологическое благополучие и обеспечивают более эффективное функционирование в обществе. Психорегуляция играет в этом важную роль по нескольким причинам.
Зачем нужна психорегуляция:
- Самоконтроль и саморегуляция – психорегуляция помогает человеку контролировать свои мысли, эмоции и поведение. Это позволяет ему адаптироваться к различным ситуациям, избегать нежелательных реакций на стрессовые ситуации и принимать осознанные решения.
- Управление стрессом и эмоциями – жизнь человека часто сопровождается стрессом и различными эмоциональными вызовами. Психорегуляция предоставляет инструменты для снижения уровня стресса и поддержания эмоционального равновесия.
- Повышение психологического благополучия – хорошо развитые навыки психорегуляции способствуют улучшению психологического благополучия, включая уровень удовлетворенности жизнью, чувство счастья и уверенности в себе и своих силах.
- Улучшение качества жизни – психорегуляция помогает человеку лучше адаптироваться к окружающей среде, эффективно решать проблемы, общаться с другими людьми, управлять своим временем и ресурсами, что в конечном итоге способствует улучшению качества его жизни.
- Профессиональный и личностный рост – умение эффективно управлять своими мыслями, эмоциями и поведением помогает человеку развивать свои профессиональные и личностные качества, что способствует его профессиональному и карьерному росту и самосовершенствованию.