Разблокируй свой потенциал: как использовать мозг на полную
- Разблокируй свой потенциал: как использовать мозг на полную
- Связанные вопросы и ответы
- Почему важно использовать мозг на полную мощность
- Какие упражнения помогают тренировать мозг
- Как преодолевать барьеры, которые мешают использовать мозг на полную
- Какая роль питания в эффективной работе мозга
- Есть ли различия в использовании мозга у мужчин и женщин
- Как современные технологии влияют на использование мозга
- Какие признаки того, что вы не используете мозг на полную
- Как мотивировать себя на максимальное использование мозга
- Влияет ли стресс на способность использовать мозг на полную
Разблокируй свой потенциал: как использовать мозг на полную
Несмотря на все попытки ученых искоренить это зловредное утверждение, оно, что называется, «живее всех живых». Возможно, кто-то использовал его однажды для «красного словца», чтобы подчеркнуть, насколько безграничны возможности человеческого разума, если даже использование 1/10 дает такие впечатляющие результаты.
Джим Квик нашел сразу несколько «виновников». Так, философ и автор книги «Человеческие энергии» Уильям Джеймс утверждал, что люди в обычной жизни задействуют лишь малую долю своих «физических и ментальных» ресурсов. А доктор Карл Лешли, удалив в ходе одного из экспериментов у крыс важную часть коры мозга, зафиксировал, что животные все равно не утратили ряд способностей к обучению. Это и породило неверную гипотезу, якобы не все мозговые отделы нами используются.
Немало способствовал распространению мифа и кинематограф:
- «Безграничность» (2011) — человек использует только 20 % мозга.
- «Люси» (2014) — люди задействуют 10 % мозга.
- «Черное зеркало» (2017) — «Даже в самый лучший день мы используем только 40 % наших умственных способностей».
Правду же раскрывает специалист по нейробиологии Дэвид Иглман: «Люди задействуют свой мозг на 100 %». Ему вторит профессор психологических наук Барри Бейерштайн (Университет Саймона Фрейзера):
- Все области мозга остаются активными (даже во сне) вне зависимости от того, какой деятельностью мы занимаемся.
- Исследования поврежденного головного мозга доказывают: нет ни одной его зоны, которая может пережить травму без негативных последствий для своих функций.
- Каждый человек использует свой мозг «на полную катушку». Как и в случае с остальным телом, у кого-то это получается лучше — ведь мы бегаем, прыгаем, отжимаемся далеко не с одинаковыми показателями.
Мозг занимает 2 % нашего организма, однако потребляет 20 % энергии. Такое «энергопотребление» было бы совсем не логичным для органа, работающего на 10-20-40 %.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Как развить нейропластичность мозга и улучшить его адаптивность
Развить нейропластичность мозга можно через постоянное обучение новым навыкам и знаниям. Это может быть изучение иностранного языка, игра на музыкальном инструменте или даже освоение нового хобби. Также важно регулярно заниматься физической активностью, так как она способствует кровотоку к мозгу и стимулирует рост новых нейронных связей. Еще одним эффективным методом является медитация и практики осознанности, которые помогают улучшить концентрацию и адаптивность мозга. Кроме того, важно поддерживать здоровый образ жизни, включая сбалансированное питание и достаточный сон, чтобы мозг мог функционировать на полную мощность.
Вопрос 2: Какие методы помогают повысить когнитивные функции и улучшить память
Для повышения когнитивных функций и улучшения памяти можно использовать различные методы. Одним из самых эффективных является регулярная тренировка памяти с помощью специальных упражнений, таких как запоминание списков, решение головоломок или изучение новых слов. Также важно поддерживать умственную активность, например, читая книги, решая математические задачи или занимаясь интеллектуальными играми. Физическая активность тоже играет большую роль, так как она улучшает кровоток к мозгу и способствует росту новых нейронов. Кроме того, важно избегать стресса и депрессии, которые могут негативно влиять на когнитивные функции.
Вопрос 3: Как эффективно управлять вниманием и избегать отвлекающих факторов
Управление вниманием требует дисциплины и осознанности. Одним из эффективных методов является техника "Тайм-менеджмент", которая помогает организовать время ииться на важных задачах. Также можно использовать метод "Помодоро", который предполагает работу в течение 25 минут, за которыми следует короткий перерыв. Уменьшение отвлекающих факторов, таких как выключение уведомлений на телефоне или работа в тихом помещении, также помогает улучшить концентрацию. Регулярные тренировки внимания, такие как чтение или выполнение задач, требующих концентрации, могут улучшить способность сосредоточиться.
Вопрос 4: Как стресс влияет на мозг и как с ним справляться
Стресс может оказывать негативное влияние на мозг, ухудшая память, концентрацию и когнитивные функции. При длительном стрессе выделяются гормоны, такие как кортизол, которые могут повредить нейронные клетки и нарушить их связь. Для борьбы со стрессом важно находить время для отдыха и расслабления. Медитация, йога и глубокое дыхание могут помочь снизить уровень стресса. Также важно поддерживать здоровый образ жизни, включая сбалансированное питание, регулярную физическую активность и достаточный сон. Если стресс становится неконтролируемым, стоит обратиться за помощью к специалистам.
Вопрос 5: Как сон влияет на функционирование мозга и как улучшить качество сна
Сон играет ключевую роль в функционировании мозга, так как во время сна мозг обрабатывает информацию, консолидирует память и восстанавливается. Недостаток сна может привести к ухудшению когнитивных функций, снижению концентрации и увеличению риска неврологических заболеваний. Для улучшения качества сна важно соблюдать режим, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Также стоит создать комфортные условия для сна, такие как темная, тихая и прохладная комната. Избегайте употребления кофеина и алкоголя перед сном, а также ограничьте использование электронных устройств перед сном.
Вопрос 6: Как физическая активность влияет на мозг и как она может улучшить его функционирование
Физическая активность оказывает положительное влияние на мозг, улучшая кровоток и поставляя кислород и питательные вещества к нейронам. Регулярные упражнения способствуют росту новых нейронов и укреплению связей между ними, что улучшает когнитивные функции и память. Физическая активность также помогает снизить уровень стресса и улучшить настроение, что положительно влияет на общее функционирование мозга. Для максимальной пользы рекомендуется заниматься аэробными упражнениями, такими как бег, плавание или велоспорт, не менее 30 минут в день. Также важно сочетать кардио-тренировки с силовыми упражнениями для общего здоровья.
Вопрос 7: Как медитация и осознанность могут улучшить работу мозга
Медитация и осознанность являются мощными инструментами для улучшения работы мозга. Регулярная практика медитации помогает улучшить концентрацию, снижает уровень стресса и тревоги, и способствует развитию нейропластичности. Осознанность teaches быть присутствующим в моменте, что может улучшить эмоциональную регуляцию и снижает риск депрессии. Медитация также способствует росту серого вещества в мозге, что связано с улучшением памяти и когнитивных функций. Для начала практики медитации можно использовать специальные приложения или просто находить несколько минут в день для глубокого дыхания и концентрации на настоящем моменте.
Вопрос 8: Как цифровые технологии влияют на мозг и как их использовать для повышения продуктивности
Цифровые технологии могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на мозг. С одной стороны, они предоставляют доступ к огромному количеству информации и инструментов для обучения и работы. С другой стороны, чрезмерное использование технологий может привести к перегрузке информации, снижению внимания и увеличению риска зависимости. Для повышения продуктивности важно использовать технологии мудро, устанавливая границы и приоритеты. Например, можно использовать приложения для управления временем, но избегать избыточного времени, проведенного за экраном. Также важно регулярно отключаться от технологий, чтобы дать мозгу время для отдыха и восстановления.
Почему важно использовать мозг на полную мощность
А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.
Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.
В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.
Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.
Потому что если бы это было не так… Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).
Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны… Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.
Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!
Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.
Например, тяжелая болезнь эпилепсия , при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.
Какие упражнения помогают тренировать мозг
Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.
К этим правилам относятся:
- Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или обожателям телевизора . А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
- Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, здесь вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
- Употребление воды. Подробно о пользе воды мы уже писали , а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует развитию когнитивных способностей , поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.
Как преодолевать барьеры, которые мешают использовать мозг на полную
В современном обществе вопрос развития уже не вопрос, а данность.
Все понимают, что стремительно меняющийся мир не простит отставания от происходящих трансформаций в технологиях, культуре и др.
Замечено, что во все времена, текущая реальность благосклонна к тем, кто умеет идти в ногу со временем, и работает на его опережение. Такие люди становятся для своих современников, живыми примерами успешной самореализации, в личной и социальной жизни.
Наверняка, у каждого из вас найдутся примеры тех, кто смог достичь заметных результатов в своей жизни и деятельности.
Общаясь с ними, можно выявить общую закономерность — они развивались и повышали свои компетенции там, где другие сдавались, сложив руки и отдавшись на волю судьбы. Не найдётся, наверное, такого человека, который не понимал бы того, что, чтобы стать лучшей версией себя, необходимо приложить усилия и выделить на это время. На первый взгляд всё это довольно несложно — читайте книги, смотрите соответствующие каналы, общайтесь с теми, кто умнее вас, ставьте цели, учитесь преодолевать препятствия, управляйте эмоциями и результат не заставит себя долго ждать.
Так и делают, а стремясь наверстать потерянное время, расставляют приоритеты в сторону усилий по развитию. Например, начинают каждый день ходить в спортзал, или на различные обучающие тренинги. Но у всего есть обратные стороны, значение которых часто игнорируют, например многие замечали, что вслед за эйфорией от достижения быстрых результатов, появляются нересурсные состояния в виде упадка духа, растерянности, и даже отказов от своих достижений.
Какая роль питания в эффективной работе мозга
Иногда мы можем чувствовать грусть или тревогу не из-за психологических факторов, а из-за физических. Если в жизни всё хорошо, а грустить и тревожиться не о чем, вероятно проблема кроется в вашем питании. В этой статье расскажем вам, как питание влияет на работу нашего мозга.
Питание и мозг
Когнитивные функции
Вы — это то, что вы едите, ещё говорят, что мозг находится в кишечнике. Пища имеет огромное значение для когнитивных функций: памяти, концентрации и решения проблем. Научные исследования показали, какую пищу нужно употреблять, чтобы поддерживать здоровье мозга:
- Продукты с антиоксидантами (ягоды, орехи, шпинат и красный перец)
- Продукты с полиненасыщенными жирами (масло и семена льна, жирная рыба, авокадо)
- Продукты с нейропротекторами (гранат и шпинат, куркума, семена чиа)
Был проведён эксперимент: Группа людей соблюдала средиземноморскую диету, богатую оливковым маслом, орехами и рыбой. Впоследствии, среди этих людей практически не было болезни Альцгеймера.
Макро- и микроэлементы
Минералы, витамины и микроэлементы, например, магний, цинк и витамин D, играют важную роль в функционировании нервной системы. Дефицит этих элементов может привести к нарушениям работы мозга, включая депрессию и бессонницу. Учёные доказали, что уровень витамина D связан с риском развития депрессии. Недостаток этого витамина может сказаться на настроении и психическом здоровье.
Сахар и мозг
Избыток сахара вызывает воспалительные процессы, которые негативно сказываются на мозге. Сахар увеличивает риск развития диабета типа II — а он, в свою очередь, повышает риск развития деменции.
Были проведены исследования диет с большим количеством сахара. Оказалось, что избыток сахара увеличивает уровень белка бета-амилоида в мозге, который считается одним из ключевых маркеров болезни Альцгеймера.
Роль микробиоты в пищеварении
Микробиоты человека — это микроорганизмы, которые живут в нашем желудочно-кишечном тракте. Влияние микроорганизмов часто недооценивают, а ведь они играют важную роль в пищеварении и усвоении питательных веществ.
Микробиоты и психическое здоровье
Существует кишечно-мозговая связь между микробиотой и мозгом, тот самый мозг в кишечнике. Состав микробиоты может влиять на психическое здоровье, включая уровень стресса и тревожности.
Исследование, проведенное в Университете Калифорнии, показало, что при изменении состава микробиоты у мышей менялась их реакция на стресс, что говорит о том, что микробиота может влиять на психическое состояние.
Воспаление и микробиота
Микробиота необходима для регуляции воспалительных процессов в организме. На этом примере лучше всего видно, какое сильное влияние микроорганизмов присутствует в нашем теле.
Некоторые виды бактерий в кишечнике способствуют воспалению, в то время как другие его уменьшают. Перекос в составе микробиоты приводит к хроническому воспалению, которое оказывает негативное влияние на мозг и становится причиной развития нейродегенеративных заболеваний.
Дисбаланс в составе микробиоты способствует развитию синдрома раздраженного кишечника, а этот синдром связан с симптомами тревожности и депрессии, которые в свою очередь влияют на работу мозга.
Берегите свой мозг, ведь мы полностью зависим от того, как он себя чувствует. Изучите наш курс «» — мы научим вас концентрироваться на важном и вовремя снимать напряжение. А если вам нужно очистить разум или остановить бесконечный внутренний диалог — поможем с помощью практических заданий.
Есть ли различия в использовании мозга у мужчин и женщин
Существует масса публикаций о влиянии половых гормонов на развитие мозга. Не вызывает сомнений факт, что мозг мужчины и женщины действительно отличается – не только по причине разной плотности нейронов в речевых центрах (у женщин серого вещества там в среднем больше, поэтому и вербальная память обычно развита лучше), латерализации функций и других сложных нейрофизиологических штук.
Не стоит забывать, что окружающая среда оказывает куда большее влияние на развитие мозга и личности, чем все нейрофизиологические причины, вместе взятые (если речь идет о здоровом человеке). Девочек воспитывают иначе, чем мальчиков. И ожидания тоже отличаются: в некоторых семьях принято считать, что если девочке не нравится математика и физика, то это «просто не дано по природе» и не стоит напрягаться, мол, все равно основная задача женщины – выйти замуж и родить ребеночка. А мальчика в той же семье попытаются замотивировать к занятиям точными науками всеми возможными способами: посулят новый смартфон за сданный экзамен, наймут репетитора, купят книг для самостоятельных занятий.
Отличия в работе мозга мужчины и женщины действительно есть, но это не повод манипулировать научными данными, чтобы доказать, что женщины «от природы» глупы, невежественны, не умеют управлять своими эмоциями и сделали куда меньше научных открытий, чем мужчины.
К сожалению, до сих пор в серьезных изданиях можно встретить публикации, где авторы позволяют себе делать сексистские выводы. Вот цитата из статьи в журнале «Психологические проблемы современного образования» от 2007 года (автором которой является женщина): «Женская форма ответственна за сохранение и прошлое, мужская – за изменение и будущее… Это соотносится с положением о том, что женщины предпочитают и успешнее решают репродуктивные задачи (в которых минимальны требования к новаторству) при высоких требованиях к совершенству решения, а мужчины предпочитают и лучше решают задачи, которые встречаются впервые (в которых максимальны требования к новаторству) при минимальных требованиях к совершенству решения. Высокой поисковой активностью объясняется и большее количество оригинальных ответов в работах мальчиков». Иными словами, автор статьи безосновательно заявляет, что женщина создана для занятия бытом и детьми, в то время как мужчины завоевывают мир, ибо так устроено природой и к тому же именно такой порядок всем очень нравится.
Как современные технологии влияют на использование мозга
Эван Риско (Evan F. Risko), сотрудник кафедры когнитивной психологии университета Ватерлоо (Канада) и Сэм Гилберт (Sam Gilbert) из Университетского колледжа в Лондоне (Великобритания) рассмотрели, как на нашу познавательную деятельность влияет использование различных технических устройств. Свою работу они опубликовали в журнале Trends in Cognitive Sciences , кратко о результатах исследования рассказывает пресс-релиз университета Ватерлоо .
Разнообразные технические приспособления — от записной книжки до мощных компьютеров — стали неотъемлемой частью нашей жизни. Теперь во многих ситуациях, требующих вычисления или запоминания, мы привыкли полагаться на внешние средства. Например, чтобы запомнить важную дату, достаточно сделать пометку в календаре, или чтобы вычислить размер причитающейся премии, бухгалтер наверняка воспользуется электронным калькулятором. Подобные физические действия, направленные на снижение психологической нагрузки при выполнении познавательных задач, исследователи назвали «когнитивной разгрузкой» (cognitive offloading).
Авторы отметили, что люди, полагающиеся на помощь технических устройств, как правило, полагают, что при этом они эффективнее справляются с задачами, чем если бы полагались на свои «внутренние» способности. Тем не менее, эти представления не всегда соответствует действительности.
Хотя некоторые люди считают, что разгрузка вредна для нашей способности запоминать, правда заключается в том, что она необходима для решения повседневных задач и их планирования. Люди обращаются к ней, потому что наши возможности в некоторых когнитивных сферах ограничены. Если большинство из нас еще в состоянии запомнить список из пяти, шести или семи цифр, то все же маловероятно, чтобы кто-то мог запомнить последовательность из сорока семи цифр. Разгрузка дает нам возможность «преодолеть наши познавательные пределы», говорят исследователи, которые указывают, что «устройства, такие как смартфоны, позволяют нам быть более уверенным в делах и в состоянии делать то, что мы не смогли сделать раньше».
Тем не менее, разгрузка также может иметь негативные последствия. «Если вы привыкли сохранять некоторую информацию для запоминания на компьютере, скорее всего, ваша способность запоминать эту информацию без компьютера, вероятно, ослабнет», — сказал доктор Риско.
Например, в одном из недавних исследований авторы проекта показали, что цифровые фотокамеры снижают способность людей запоминать положение объектов в пространстве и их детали. А в другом эксперименте Сэм Гилберт продемонстрировал, как использование электронных напоминаний изменяет физическую активность мозга человека.
Ученые заинтересованы в исследовании долгосрочных последствий жизни в современном высокотехнологичном мире, который дает нам все новые и новые возможности для разгрузки когнитивной деятельности.
Эван Риско подчеркнул, что на многие вопросы в этой области можно будет ответить только со временем: «Существует не так много исследований, рассматривающих долгосрочные когнитивные последствия разгрузки. Наш обзор показал, что схожие исследовательские принципы применимы к нашему использованию самых разнообразных устройств, таких как ручка и бумага, GPS-навигаторы и смартфоны. Он должен облегчить работу будущих исследователей».
Ранее портал Научная Россия писал о том, что отсутствие гаджетов помогает понимать собеседника .
Какие признаки того, что вы не используете мозг на полную
Чувство заторможенности в голове может быть симптомом различных заболеваний, как психических, так и соматических. Одним из наиболее частых заболеваний, вызывающих это состояние, является депрессия. При депрессивных расстройствах замедляется мышление, снижается мотивация, и человек может испытывать трудности с концентрацией и принятием решений. Тревожные расстройства также могут приводить к заторможенности, когда постоянное чувство беспокойства и страха истощает умственные ресурсы, делая их менее доступными для повседневной деятельности.
Неврологические заболевания, такие как болезнь Паркинсона, также характеризуются заторможенностью, которая проявляется в виде замедления движений, мышления и речи. Другие нейродегенеративные заболевания, такие как болезнь Альцгеймера или деменция с тельцами Леви, также могут вызвать заторможенность из-за прогрессирующего разрушения нейронов, ответственных за когнитивные функции. При рассеянном склерозе заторможенность может быть вызвана поражением нервных волокон, что нарушает передачу сигналов в мозге.
Эндокринные расстройства, такие как гипотиреоз, также приводят к замедлению умственных процессов. Недостаток гормонов щитовидной железы снижает общий метаболизм организма, что отражается на работе мозга, делая его менее активным. Другие гормональные нарушения, например, синдром Кушинга, могут вызвать подобные симптомы из-за воздействия на центральную нервную систему.
Заторможенность мышления и речи может быть следствием приёма определённых лекарств, особенно тех, что воздействуют на центральную нервную систему, таких как седативные препараты, антидепрессанты, антипсихотики или противоэпилептические средства. Эти лекарства могут замедлять мозговую деятельность, снижая скорость реакции и способность к концентрации.
Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит, также могут вызвать заторможенность, так как воспаление в мозге нарушает его нормальную работу. Кроме того, различные формы интоксикации, включая злоупотребление алкоголем, наркотиками или тяжёлыми металлами, могут влиять на работу мозга и вызывать заторможенность.
Заторможенность может быть связана и с хроническими заболеваниями, такими как анемия, при которой мозг получает недостаточно кислорода, или почечная недостаточность, когда накапливающиеся в организме токсины негативно влияют на мозговую активность. Наконец, заторможенность может проявляться при опухолях мозга, когда новообразования нарушают нормальную работу нейронов, вызывая замедление умственной и двигательной активности.
Как мотивировать себя на максимальное использование мозга
Автор книги «Как забыть все забывать», нейрохирург и нейробиолог по совместительству Такаси Цукияма смог найти сразу несколько полезных привычек, которые заставляют мозг работать на все 100 %:
- Составьте режим дня и не нарушайте его. Пробуждайтесь примерно в одно и то же время, планируйте важные дела на период самой высокой продуктивности, старайтесь отходить ко сну пораньше — ничего сложного, а мозг уже начинает работать стабильнее. Серьезное пренебрежение режимом — прямой путь к слабоумию, как считает Цукияма.
- Научитесь «включать» свой мозг. Для этого нужно встать в привычное время и немного постоять под солнцем — дать своим биологическим часам настроиться под светило.
- Помните про 2 часа. Хорошей эффективности в работе наш мозг достигает только спустя два часа после пробуждения. Поэтому, если вам нужно явиться на раннее собеседование или сдать утренний экзамен, не будет лишним вспомнить про этот закон.
- Делайте разминку для мозга. Чтобы «разогреть» серое вещество перед сложным рабочим днем, попробуйте сделать что-то из списка: прогуляйтесь в парке, приготовьте себе завтрак, приберитесь в комнате, поухаживайте за комнатными растениями.
- Ставьте четкие временные рамки. Чем меньше времени на решение задачи, тем продуктивнее работает мозг. Поэтому, если у вас срок сдачи проекта — 24 часа, то лучше разбить его на этапы по 1 часу — и стараться завершить намеченный отрезок работы в установленное время.
- Перед важным делом читайте вслух 10 минут. А можно просто поговорить со знакомыми людьми примерно это же время! Чтение вслух — очень полезная тренировка мозга: задействуется и зрение, и слушание, и воспроизведение, и восприятие, и обработка данных.
- Гуляйте после обеда. В числе последствий плотного перекуса: кровь уходит к желудку — мозгу становится сложнее решать нестандартные задачи, а вас начинает клонить в Сон . Воспрепятствовать этому можно неспешной прогулкой — она улучшает пищеварение и возвращает кровь обратно к мозгу.
- Не останавливайтесь в потоке. Если чувствуете, что достигли наивысшей точки своей производительности, то большой ошибкой станет сделать в это время перерыв — после него прежней продуктивности не добиться. В основном, такой пик длится 2 часа — достаточное время, чтобы выполнить самые сложные сегодняшние задачи, а уже потом, как все закончится, вознаградить себя заслуженным отдыхом.
- Самые лучшие, сильные идеи возникают утром. Такаси высоко ценит старую поговорку «Утро вечера мудренее». Во время дремы в мозг не поступает новая информация, он не отвлекается на внешние факторы, а на протяжении фазы «медленный сон» полностью расслабляется. Отсюда и следует, что самые свежие и нетривиальные идеи приходят к нам на рассвете.
- Не растягивайте работу на весь день. У многих, например, есть привычка тянуть с выполнением не самых приятных, но довольно сложных заданий: мы выполняем их по чуть-чуть. Однако с таким подходом мозгу трудно концентрироваться и нормально функционировать — в результате вы чувствуете себя вымотанными и уставшими. Гораздо целесообразнее установить четкие сроки выполнения сложного проекта — и следовать им.
- Спите не меньше 6-7,5 часов в день. Несмотря ни на что! Такаси Цукияма считает неразумной причиной жертвовать сном, объясняя это чрезмерной занятостью. Нужно помнить, что каждый час недосыпа вы «воруете» именно у своего мозга.
- Не забывайте о здоровой конкуренции. Так уж мы с вами устроены: добиваемся лучшего и большего, когда знаем, что кто-то из окружающих нас превосходит. Поэтому не стоит трудиться в одиночку — поглядывайте и за успешностью своих коллег.
- Обеспечьте себе легкое засыпание. Не смотрите на сон грядущий тревожные новости, остросюжетные Фильмы , не читайте волнующие вас истории, закройте тревожные контакты, фото и видео. Это занятия для полудня. Перед сном — медитирующая Музыка , уход за растениями и животными. Важно совершать в это время один и тот же ритуал, чтобы «убаюкать» тем самым мозг.
Влияет ли стресс на способность использовать мозг на полную
По продолжительности специалисты разделяют кратковременный и постоянный стресс. Ученые считают, что в непродолжительной стрессовой ситуации мозг работает даже лучше, чем в спокойной обстановке. В краткосрочном стрессовом состоянии повышается концентрация на его преодолении, поэтому мозг работает лучше.
Но постоянный стресс оказывает крайне негативное влияние на концентрацию и когнитивные способности человека. Каждый день он находится под воздействием тех или иных стрессовых факторов — автомобильных пробок, конфликтов с коллегами и начальством, неприятностей в семье. В результате человек становится раздражительным, нервным и невнимательным.
В ситуации постоянного стресса у человека наблюдается повышенный уровень кортизола — основного гормона, вырабатывающегося в стрессовой или тревожной ситуации. Если такая ситуация длится долго, то со временем это может привести к развитию серьезных физических и психических заболеваний.
Хроническая стрессовая ситуация cпособна уменьшить объём серого вещества в головном мозге и нарушить связи между его клетками, отвечающими за память, способность к обучению и концентрацию внимания. Не случайно многие люди отмечают ухудшение способности концентрироваться на поставленной задаче в момент нервных потрясений. Мозг работает хуже, поскольку все мысли человека заняты не работой над задачей, а паникой, тревогой и другими негативными эмоциями.
Среди негативных последствий стрессовых ситуаций для умственных способностей человека отмечают следующие:
- нарушения памяти. Человек, находящийся в стрессовой ситуации, забывает важную информацию, например, имена, фамилии и номера телефонов;
- потеря концентрации внимания. Человек не может сосредоточиться на какой-либо задаче;
- хронический пессимизм. Человек, находящийся в длительной стрессовой ситуации негативно воспринимает любое предложение или занятие. По его мнению, жизнь утрачивает смысл;
- развитие тревожности. Каждая стрессовая ситуация, особенно длительная, приводит к устойчивым душевным переживаниям, избеганию раздражителей, а затем — к развитию страха или фобии.
Среди негативных эмоциональных последствий хронического стресса отмечают повышенную раздражительность, неконтролируемые вспышки гнева, переходящие в агрессию, невозможность сосредоточиться на интеллектуальной деятельности в течение длительного времени. Стрессовая ситуация может вызывать и физические боли, расстройства желудка и заболевания сердца и сосудов.
Многие люди прибегают к вредным привычкам для минимизации негативных последствий стрессовых ситуаций. Но курение, алкоголь, азартные игры или вредная пища не способствуют решению проблемы, а только усугубляют ее. Гораздо более надежным способом борьбы со стрессовыми ситуациями будет их профилактика .