Изучение коммуникативных навыков в психологии: основные принципы и методы
- Изучение коммуникативных навыков в психологии: основные принципы и методы
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое коммуникативные навыки в психологии
- Какие основные элементы включает в себя коммуникативное взаимодействие
- Какую роль играют коммуникативные навыки в повседневной жизни человека
- Каким образом можно развить свои коммуникативные навыки
- Как влияют коммуникативные навыки на психологическое здоровье человека
- Какие препятствия могут возникнуть при развитии коммуникативных навыков
- Как важно учитывать невербальные сигналы в коммуникации
- Какие техники помогают улучшить эмпатию и эффективность общения
- Как различается коммуникативное поведение в разных культурах
Изучение коммуникативных навыков в психологии: основные принципы и методы
Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению.
Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров , покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.
Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:
- устанавливать контакты;
- заинтересовывать собеседника;
- поддерживать общение;
- сохранять отношения;
- аргументировать свои мысли;
- отстаивать свои интересы;
- разрешать конфликты ;
- пользоваться невербальными средствами общения;
- защищаться от манипуляций;
- понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.
А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого
Больше практических рекомендаций ждут вас ниже по тексту, а пока давайте продолжим разговор. Как известно, коммуникативные способности существуют нескольких видов:
- информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения ;
- аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
- регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.
Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:
- социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
- гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
- познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
- интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
- волевые качества;
- восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
- способность к пониманию подтекста и контекста;
- способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.
Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.
Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.
Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.
Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.
Связанные вопросы и ответы:
1. Чем коммуникативные навыки важны для психологии
Коммуникативные навыки играют важную роль в психологии, поскольку позволяют специалистам эффективно взаимодействовать с клиентами. Умение слушать активно, задавать открытые вопросы и проявлять эмпатию помогает психологам установить доверительные отношения с пациентами. В процессе консультирования хорошие коммуникативные навыки помогают психологу правильно интерпретировать информацию и помогать клиенту развиваться. Благодаря хорошим коммуникативным навыкам психолог может эффективно объяснять сложные концепции и техники своим клиентам, что способствует успешному процессу лечения.
2. Каким образом развить коммуникативные навыки в области психологии
Для развития коммуникативных навыков в психологии полезно проходить специальные тренинги по улучшению навыков общения. Также эффективным методом является практика, общение с разными людьми и наблюдение за опытными психологами. Важно также работать над самосознанием, чтобы понимать свои сильные и слабые стороны в общении с другими. Постоянное самосовершенствование и желание улучшить свои коммуникативные навыки помогут стать более успешным психологом.
3. Как влияют коммуникативные навыки на успешность психотерапии
Коммуникативные навыки имеют прямое влияние на успешность психотерапии, поскольку обеспечивают качественное взаимодействие между психологом и клиентом. Умение выразить эмпатию, слушать внимательно, задавать правильные вопросы и устанавливать доверительные отношения помогает клиентам проходить через процесс исцеления. Когда психолог хорошо владеет коммуникативными навыками, клиент чувствует себя поддержанным и понятым, что способствует эффективности терапии.
4. Какие препятствия могут возникнуть из-за отсутствия хороших коммуникативных навыков у психолога
Отсутствие хороших коммуникативных навыков у психолога может привести к недопониманию с клиентом, конфликтам во время консультаций и общему недовольству пациентов. Психолог, не владеющий навыками эффективного общения, может испытывать сложности в установлении доверительных отношений, что затрудняет процесс терапии. Кроме того, пациенты могут не чувствовать себя услышанными и понятыми, что препятствует успешному исцелению.
5. Как можно применять коммуникативные навыки в работе с детьми в психологии
Работа с детьми в психологии требует особого подхода и хороших коммуникативных навыков. С детьми важно быть терпеливым, дружелюбным и эмпатичным, чтобы они чувствовали себя комфортно и безопасно. Умение задавать детям открытые вопросы, слушать их внимательно и проявлять понимание помогает лучше понять их потребности и эмоции. Коммуникативные навыки также позволяют психологу эффективно передавать информацию и использовать игровые и творческие методы в работе с детьми.
6. Как влияют коммуникативные навыки на эмоциональный интеллект психолога
Коммуникативные навыки тесно связаны с эмоциональным интеллектом психолога, поскольку помогают лучше понимать свои и чужие эмоции, управлять ими и выстраивать качественные отношения. Хороший уровень коммуникативных навыков позволяет психологу эффективно выражать свои мысли и эмоции, а также устанавливать доверительные отношения с клиентами. Развитие коммуникативных навыков способствует улучшению эмоционального интеллекта, что является ключевым аспектом в профессиональной деятельности психолога.
7. Какие техники можно использовать для улучшения коммуникативных навыков психолога
Для улучшения коммуникативных навыков психолог может использовать различные техники, включая тренинги по развитию общения, игровые методики, ролевые игры и психологические упражнения. Также полезным является анализ собственных коммуникативных ошибок и поиск способов их исправления. Важно также изучать литературу по коммуникации, следить за своими речевыми реакциями и принимать обратную связь от коллег и клиентов. Постоянное развитие и практика помогут психологу стать более успешным в общении с людьми.
Что такое коммуникативные навыки в психологии
Определение 1
Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее.
Известные отечественные психологи, такие как Выготский Л., Запорожец, Леонтьев, Лисина, Рубинштейн, Эльконин, считали общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности. Оно выполняет ряд важных функций в жизни человека:
- организация совместной деятельности;
- обеспечение психологического комфорта личности;
- управление поведением и деятельностью;
- самоутверждение.
Коммуникативная компетентность подразумевает знание правил и норм общения, владения технологией общения. Обладая необходимым уровнем коммуникативной компетентности, человек превращается в персонифицированный субъект общения.
Статья: Коммуникативные навыки
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Данные навыки имеют важное значение в обществе, при необходимости ежедневно взаимодействовать с широким кругом людей. Определенные профессии, где основным методом работы служит общение, предъявляют особые требования к наличию у человека этих навыков, например, журналистика, педагогика, социология, психология. При этом коммуникативные навыки важны для любого человека для общения, психологического удовлетворения и социальной реализации. Людям, принебрегающим их освоением труднее реализовать себя.
Понятие синонимичное коммуникативным навыкам в психологии – это коммуникативная компетентность.
Определение 2
Коммуникативная компетентность – это совокупность умений человека, адекватных для определенной социальной среды и включающих в себя знание культурных норм в общении, традиций и обычаев, владение этикетом, воспитанность, грамотное использование коммуникативных средств.
Эти умения приобретаются вместе с социальным опытом человека, при помощи дополнительного изучения различных наук.мы получаем в процессе воспитания. Но для успешного налаживания коммуникативного взаимодействия этого недостаточно, необходимо соответствовать параметрам, ожидаемых другими участниками взаимодействия.
Какие основные элементы включает в себя коммуникативное взаимодействие
Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий.
В процессе общения формируются, проявляться и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.
Можно выделить главные трактовки общения: общение — вид самостоятельной человеческой деятельности; общение — атрибут других видов человеческой деятельности: общение — взаимодействие субъектов.
Структурные компоненты общения. Основными структурными компонента и общения (но Г. М. Андреевой) являются: коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами но общению и установления на этой основе взаимопонимания).
Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности:
- предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других люден, к самопознанию;
- действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия);
- задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
- средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения:
- продукты общения — образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.
Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности, при этом имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие, виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.
Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются:
- идентификация — способ понимания другою человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
- апереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам;
- рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера но общению;
- обратная связь — получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал иа партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.
Какую роль играют коммуникативные навыки в повседневной жизни человека
На самом деле они тебе пригодятся практически в любой сфере. Ведь общаться с людьми приходится везде и всегда. И если научиться правильно выражать свои мысли, а также понимать собеседника, то результат всегда будет только положительным. Вот несколько наглядных примеров, где могут пригодиться хорошо развитые коммуникативные навыки:
- При устройстве на работу.
Мало указать эту особенность в своем резюме. Необходимо еще и проявить возможность быстро налаживать контакт. Обычно все становится понятно уже на этапе собеседования. Опытный специалист сферы HR быстро выявит, обладаешь ли ты достаточными коммуникативными навыками, чтобы занять должность или нет.
Чем выше её статус, тем лучше должны быть развиты способности взаимодействия с людьми у кандидата. В противном случае получить престижную работу у тебя просто не получится.
- В коллективе.
Только от наличия коммуникативных навыков будет зависеть продуктивность нового члена этой специфической социальной группы. Ведь здесь свой микроклимат, правила и атмосфера.
Фото Hannah Busing on Unsplash
Даже если ты потрясающий работник и имеешь все признаки лидера, отсутствие коммуникативной компетентности сразу же отодвигает человека на задний план.
Плюс еще и могут возникнуть определенные проблемы с коллегами. А когда каждый рабочий день больше похож на каторгу, то и результата особого не предвидится. Единственное решение в таком случае – увольнение. Или же это сделает руководство, так как непременно заметит проблемы в коллективе.
- В личных отношениях.
Построить крепкую семью, не слыша человека и не имея способности выразить собственные чувства, потребности и эмоции, практически невозможно. Рано или поздно даже большая любовь затмится проблемами в коммуникации.
- Для удовлетворения собственных нужд.
Не всем нравится просить помощи у окружения. Но если это делать правильно, ты никогда не получишь отказ. Важно соблюдать определенные правила коммуникативной компетенции и знать, как именно подойти к человеку с просьбой, чтобы это его не напрягало и не раздражало.
- В умении сказать «нет».
А вот этой способности много кому недостает. Ты тоже наверняка замечала за собой, что делать что-то нет никакого желания, а обидеть отказом страшно. В итоге приходится наступать на горло своему комфорту и нарушать привычный образ жизни.
Giphy
Чтобы не насиловать собственное сознание, необходимо уметь грамотно отказать. При правильно выстроенном контакте с человеком никакой обиды не возникнет.
- Способность проявлять и принимать знаки внимания.
Некоторые девушки признаются, что совершенно не умеют адекватно реагировать на комплименты. А уж сказать что-то приятно другому человеку так и вовсе для большинства является настоящей проблемой. Знакома с подобными сложностями? В таком случае тебе необходимо развивать навыки коммуникации.
Так есть ли шанс на лучшую социализацию, если изначально природой в тебе не заложены подобные нормы? Конечно же, да. Для этого существует несколько простых правил, с которыми ты сейчас и познакомишься.
Каким образом можно развить свои коммуникативные навыки
На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.
Судить другого человека
Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.
Не проявлять интереса к словам собеседника
Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.
Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.
Использовать технический или непонятный язык
Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.
Давать непрошенные советы
Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».
Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.
Не проявлять эмпатию
Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.
После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.
Как влияют коммуникативные навыки на психологическое здоровье человека
Потребность человека в общении проявляется различным образом. Нехватка социальных взаимодействий может проявляться в плохом настроении, подавленности, остром ощущении одиночества, ненужности, заброшенности. Человек может стремиться в общественные места, но и там оставаться в одиночестве, от чего у него еще больше портится настроение: в толпе собственное одиночество ощущается еще острее.
Одинокие люди могут искать общения везде — в кафе и клубах, на прогулках и в торговых центрах. Они с готовностью вступают в беседу и стараются поддерживать разговор даже с незнакомыми людьми как можно дольше. Одинокий человек может даже настойчиво «влезать с ногами» в жизнь родных и близких — но не от желания напакостить, а только в попытке хотя бы на короткое время почувствовать свою социальную значимость.
Снижение социального взаимодействия может наступить из-за разных причин, включая неуверенность в себе, которая обусловлена особенностями воспитания и отношением родителей к ребёнку. Низкая самооценка — ещё одна причина, которая мешает общаться с людьми из-за страха показаться некорректным, или мнимого наличия дефектов внешности, которых на самом деле может не быть.
Также неумение взаимодействовать с людьми — следствие психологической травмы, которая могла произойти в школьные годы или будучи во взрослом возрасте. Другие причины:
- погружение в свои проблемы;
- нежелание принимать другую точку мнения;
- непринятие общественных принципов;
- низкие навыки и отсутствие культуры общения;
- элементарное отсутствие интереса к окружающим, эгоцентризм.
Какие препятствия могут возникнуть при развитии коммуникативных навыков
Межличностные отношения играют важную роль в жизни каждого человека, особенно для лиц, которые находятся на новом этапе своей жизни — обучении в учебном заведении. Однако, несмотря на все преимущества сотрудничества и контактов, можно выделить несколько стадий развития коммуникационных сложностей среди студентов.
Первая стадия — это знакомство | неуверенность и тревога перед новыми знакомствами, недопонимания друг друга | Общение, умение слушать, поиск общих точек и интересов, групповые занятия |
Вторая стадия — формирование дружеских связей | возникает риск конфликтов и непонимания из-за различий в интересах, целях и ценностях | Адаптация, определение круга единомышленников, помощь педагога |
Третья стадия — укрепление отношений | Поддержка и взаимопонимание, регулирование конфликтов, поиск компромиссов | Мирное урегулирование спорных вопросов и моментов, дружелюбная атмосфера, помощь педагога |
Первая стадия — это знакомство. На этом этапе студенты ощущают некоторую неуверенность и тревогу перед новыми знакомствами: новое помещение и внешние условия, новые правила и требования, абсолютно новый коллектив (группа и педагоги) и пр. Фактически здесь отмечается кардинальная смена условий, выход из зоны комфорта. В этом случае барьеры могут возникать из-за непонимания друг друга, различных культурных или социальных факторов, отсутствия навыков установления контактов. Некоторые студенты могут быть слишком застенчивыми и испытывать трудности в начале общения.
Вторая стадия — формирование дружеских связей. Здесь возникает риск конфликтов и непонимания из-за различий в интересах, целях и ценностях, методологических подходах при выполнении одной и той же задачи. Студенты могут иметь разные взгляды к учебе, отдыху или общению. Это может вызывать недоверие и создавать определенные неурядицы коммуникационного плана.
Третья стадия — укрепление отношений. На этом этапе студенты начинают осознавать важность поддержки и взаимопонимания, эмпатии и взаимовыгодного сотрудничества. Они пытаются преодолеть различия и находить компромиссы, чтобы сохранить хорошие отношения с товарищами по учебе, совместно бороться с проблемами и сложностями. Однако здесь возникают новые нюансы, такие как изменение интересов и приоритетов.
Однако необходимо понимать, что преодоление данных барьеров возможно. В первую очередь это требует осознания проблемы и желания изменить сложившуюся ситуацию. Для этого можно использовать различные методики и практики, направленные на развитие коммуникативных навыков и повышение социальной компетентности студентов.
Как важно учитывать невербальные сигналы в коммуникации
Зарождение и развитие невербальных коммуникаций происходило благодаря эволюции и культуре.
С точки зрения биологии, жесты, мимика, движения у человека имеют врождённый характер и служат сигналом для получения ответной реакции на них. Природное происхождение невербального языка общения между индивидами подтверждают элементы, которые не управляются человеком на подсознательном уровне:
- покраснение и побледнение кожных покровов;
- расширение зрачков;
- искривление губ;
- учащённое моргание.
Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор GeekbrainsКоманда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Какие техники помогают улучшить эмпатию и эффективность общения
«Эмпатия — это способность резонировать с чувствами другого. Встречая радостного человека, мы улыбаемся. Видя страдающего, мы страдаем вместе с ним», — считает Матье Рикара, буддийский монах, которого называют счастливейшим человеком в мире.
Умение сочувствовать обогащает отношения с другими. Когда мы понимаем переживания окружающих, мы можем установать с ними более глубокую связь. Наш собеседник обязательно почувствует, что мы принимаем его таким, какой он есть.
Ему важно увидеть, что мы его действительно понимаем, а не просто бросаемся успокаивать, ободрять или что-то советовать. Само присутствие и «настройка» на чувства визави могут его поддержать, но не стоит произносить фразы вроде «Все будет хорошо!» В конце концов, откуда мы знаем, будет ли?
У некоторых способность к эмпатия от природы развита больше, чем у других (к примеру, нарциссам ее недостает), но на способность к сопереживанию влияют и другие факторы. К примеру, мы больше склонны ощущать эмпатию к тем, кто кажется похожим на нас, а также к тем, кто, как мы считаем, ведет себя этично.
Эксперименты показали, что даже краткий тренинг по развитию эмпатии способен дать результаты. Что мы можем сделать самостоятельно, чтобы культивировать этот важный навык:
1. Спрашивая кого-нибудь, как у него дела, внимательно следите за его ответом — как вербальным, так и невербальным. Зачастую язык тела и тон голоса говорят больше, чем слова.
2. Если он отвечает: «Все нормально» или дает другой краткий ответ, задайте уточняющий вопрос : «Нет, серьезно, что у тебя происходит?»
3. Слушайте не только умом, но и сердцем , доверьтесь интуиции. Эмпатия — душевный труд.
4. Сосредоточьтесь на разговоре, не пытайтесь заниматься другими делами. Отложите телефон в сторону, смотрите в глаза, примите открытую позу (не скрещивайте руки).
5. Постарайтесь понять, что значат для собеседника его слова и переживания , и позвольте ему прийти к собственному выводу, не навязывая свое мнение.
6. Не переводите внимание на себя , например, рассказывая, как бы вы поступили в аналогичной ситуации.
7. Покажите собеседнику, что вы его слышите и сопереживаете ему. К примеру, вы можете пересказать то, что поняли из его слов: «Я все понимаю — ты очень хотел добиться успеха на этой работе, но тебя уволили, ты ужасно расстроен и не знаешь, как сможешь свести концы с концами». Его реакция позволит вам проверить, действительно ли вы правильно поняли его состояние.
8. Помните, что вы можете отнестись к мнению собеседника серьезно и уважительно, даже если вы с ним не согласны.
9. Развивайте в себе любопытство к людям. Попробуйте представить прошлый опыт человека, подумайте, как он пришел к своим нынешним привычкам и образу жизни, чего он больше всего хочет. Иными словами, попробуйте встать на его место. Чтение художественной литературы с хорошо проработанными персонажами также поможет лучше научиться смотреть на мир с иной точки зрения.
10. Заводите разговоры с незнакомцами, к примеру, в очереди в магазине. Будьте любопытны, попробуйте узнать что-то новое. Постарайтесь вовремя заметить, если незнакомец не в настроении разговаривать, уважая его чувства, вы также проявляете эмпатию.
11. Расширяйте круг общения. Цель — научиться лучше понимать людей из разных социальных кругов. Избегайте поспешных суждений и стереотипов. В первую очередь ищите что-то общее с новыми знакомыми, а потом смотрите на различия.
12. Обращайте внимание на собственные эмоциональные реакции и язык тела во время разговора. Начинает колотиться сердце? Ощущаете душевный подъем или вам тяжело? Наблюдайте за этим с таким же сочувствием, какое проявляете к другим.
13. Тренируйтесь меньше погружаться в себя и больше обращать внимание на непосредственное окружение: людей, здания, машины, парки, звуки. Представьте себя детективом, собирающим информацию.
14. Ищите возможности для волонтерской работы. Вокруг так много тех, кому нужна помощь! Занимаясь волонтерством, сможете узнать много нового о тех категориях людей, о которых вы раньше могли даже не задумываться. Развивая эмпатию, вы поможете смягчать чужие страдания и исцелять душевные раны в мире, которому так не хватает сочувствия и доброты.
Как различается коммуникативное поведение в разных культурах
Люди ведут себя в зависимости от их принадлежности к какой-либо группе, в соответствии с наличием или отсутствием каких-либо признаков (пол, возраст, личный жизненный опыт, уровень образования и др.). Культурные различия можно проследить на примере распространенной во многих культурах традиции обмена подарками.
Европейские предприниматели обращают внимание на то, что при первых контактах с партнерами из азиатских стран им вручались различные подарки, которые в протоколах отмечались как сувениры. Европейские бизнесмены, как правило, не готовы принимать подарки, тем более при первом контакте, да еще от совершенно незнакомых людей. Чаще всего эти подарки служили основанием для выводов о корыстных мотивах поведения партнеров. Вопрос о роли подарков для представителей азиатской культуры имел совершенно другое значение. Согласно их представлениям деловые отношения, прежде всего, должны базироваться на межличностных отношениях. Для создания прочных личных отношений партнера проверяют на надежность и соответствие ценностных представлений. Как только становится ясно, что партнеры подходят друг другу и имеют долгосрочные интересы, первоначально установленные взаимоотношения поддерживаются через непрерывный обмен сигналами и подарками. Для успеха деловых контактов в азиатской модели наряду с личными отношениями необходимо сформировать систему взаимных обязательств (ты — мне, я — тебе). Она важна как предпосылка для каждого последующего этапа коммуникации. Такую систему отношений следует создавать уже в самом начале деловых отношений. Поэтому она не может быть последним звеном коммуникации, как на Западе. На Западе стараются избегать любых действий, которые могут выглядеть как взятка. Приглашения и подарки считаются нежелательным влиянием или даже попыткой подкупа. Западная модель делового поведения строится на строгой и категорической этике.
Люди ведут себя в зависимости от их принадлежности к какой-либо группе, в соответствии с наличием или отсутствием каких-либо признаков (пол, возраст, личный жизненный опыт, уровень образования и др.). Культурные различия можно проследить на примере распространенной во многих культурах традиции обмена подарками.
Европейская модель
Европейские предприниматели обращают внимание на то, что при первых контактах с партнерами из азиатских стран им вручались различные подарки, которые в протоколах отмечались как сувениры. Европейские бизнесмены, как правило, не готовы принимать подарки, тем более при первом контакте, да еще от совершенно незнакомых людей. Чаще всего эти подарки служили основанием для выводов о корыстных мотивах поведения партнеров.
Азиатская модель
Вопрос о роли подарков для представителей азиатской культуры имел совершенно другое значение. Согласно их представлениям, деловые отношения, прежде всего, должны базироваться на межличностных отношениях. Для создания прочных личных отношений партнера проверяют на надежность и соответствие ценностных представлений. Как только становится ясно, что партнеры подходят друг другу и имеют долгосрочные интересы, первоначально установленные взаимоотношения поддерживаются через непрерывный обмен сигналами и подарками. Для успеха деловых контактов в азиатской модели наряду с личными отношениями необходимо сформировать систему взаимных обязательств (ты — мне, я — тебе). Она важна как предпосылка для каждого последующего этапа коммуникации. Такую систему отношений следует создавать уже в самом начале деловых отношений.
Западная модель
На Западе стараются избегать любых действий, которые могут выглядеть как взятка. Приглашения и подарки считаются нежелательным влиянием или даже попыткой подкупа. Западная модель делового поведения строится на строгой и категорической этике.