Эволюция роли Министерства образования и науки России: от СССР к современности

Содержание
  1. Эволюция роли Министерства образования и науки России: от СССР к современности
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Каковы основные функции Министерства образования и науки России
  4. Какие приоритеты в сфере образования и науки установлены Министерством на данный момент
  5. Какие реформы Министерство планирует провести для улучшения качества образования в стране
  6. Какие программы поддержки научных исследований финансирует Министерство образования и науки России
  7. Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются в области образования и науки в России
  8. Какие меры принимает Министерство для уменьшения различий в доступе к образованию и науке в различных регионах России
  9. Какова роль Министерства в подготовке кадров для реализации национальных стратегий развития
  10. Какие изменения в учебных программах и методиках обучения предпринимаются Министерством для адаптации к современным вызовам

Эволюция роли Министерства образования и науки России: от СССР к современности

При со­зда­нии пер­во­го пра­ви­тель­ства Фрад­ко­ва ука­зом  Ми­ни­стер­ство об­ра­зо­ва­ния и науки Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (Ми­но­бр­на­у­ки Рос­сии) . К нему пе­ре­шли функ­ции по при­ня­тию нор­ма­тив­ных актов упразд­нён­но­го этим же ука­зом Ми­ни­стер­ства об­ра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а также функ­ции по при­ня­тию нор­ма­тив­ных актов упразд­ня­е­мо­го Ми­ни­стер­ства про­мыш­лен­но­сти, науки и тех­но­ло­гий Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (в сфере науки) и ре­ор­га­ни­зу­е­мо­го Рос­сий­ско­го агент­ства по то­вар­ным зна­кам.

Од­но­вре­мен­но функ­ции по пра­во­при­ме­не­нию, управ­ле­нию и кон­тро­лю в сфе­рах об­ра­зо­ва­ния, науки и ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти были пе­ре­да­ны в ве­де­ние со­зда­ва­е­мых че­ты­рёх фе­де­раль­ных служб и агентств, под­кон­троль­ных ми­ни­стер­ству, — Фе­де­раль­но­му агент­ству по об­ра­зо­ва­ниюФе­де­раль­но­му агент­ству по наукеФе­де­раль­ной служ­бе по ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти, па­тен­там и то­вар­ным зна­кам и Фе­де­раль­ной служ­бе по над­зо­ру в сфере об­ра­зо­ва­ния и науки.

Ми­ни­стром в тот же день был на­зна­чен Ан­дрей Алек­сан­дро­вич Фур­сен­ко, ко­то­рый ещё с но­яб­ря 2003 года ис­пол­нял обя­зан­но­сти ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти, науки и тех­но­ло­гий Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

С 21 мая 2012 года Ми­ни­стер­ство спор­та, ту­риз­ма и мо­ло­дёж­ной по­ли­ти­ки Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции было пре­об­ра­зо­ва­но в Ми­ни­стер­ство спор­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, функ­ции же по мо­ло­дёж­ной по­ли­ти­ке, ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, пе­ре­шли в Ми­ни­стер­ство об­ра­зо­ва­ния и науки Рос­сий­ской Федерации.

Создание Министерства просвещения Российской Федерации

Во вто­рой по­ло­вине 2010-х годов пе­ри­о­ди­че­ски озву­чи­ва­лась идея раз­де­ле­ния Ми­но­бр­на­у­ки Рос­сии на два ве­дом­ства: одно от­вет­ствен­ное за обу­че­ние и вос­пи­та­ние, дру­гое — за науку.

. .

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие функции выполняет Министерство образования и науки Российской Федерации

Ответ: Министерство образования и науки Российской Федерации выполняет функции по разработке и реализации государственной политики в области образования и науки, контролю за соблюдением законодательства в данной сфере, а также содействию в развитии учебных заведений и научных исследований.

2. Каковы основные задачи Министерства образования и науки Российской Федерации

Ответ: Основными задачами Министерства образования и науки Российской Федерации являются обеспечение качественного образования на всех уровнях, поддержка научных исследований, повышение доступности образования для всех категорий населения, содействие развитию талантливой молодежи и совершенствование образовательных программ.

3. Какие программы и проекты реализует Министерство образования и науки Российской Федерации

Ответ: Министерство образования и науки Российской Федерации реализует различные программы и проекты, направленные на совершенствование образовательной системы, поддержку талантливых студентов и ученых, развитие научных исследований, а также улучшение материально-технической базы учебных заведений.

4. Какова структура Министерства образования и науки Российской Федерации

Ответ: Структура Министерства образования и науки Российской Федерации включает в себя различные департаменты, управления, центры и институты, ответственные за различные аспекты образования и науки. Также в составе министерства есть образовательные организации и научные учреждения, которые осуществляют свою деятельность под его контролем.

5. Какие меры принимает Министерство образования и науки Российской Федерации для совершенствования образовательной системы

Ответ: Для совершенствования образовательной системы Министерство образования и науки Российской Федерации проводит реформы, обновляет учебные программы, внедряет инновационные методики обучения, повышает квалификацию педагогов, содействует созданию современной учебной и научной базы.

6. Каковы перспективы развития образования и науки в Российской Федерации при участии Министерства образования и науки

Ответ: Перспективы развития образования и науки в Российской Федерации при участии Министерства образования и науки включают в себя улучшение качества образования, расширение доступности образовательных программ, развитие научных исследований, поддержку молодых специалистов и более эффективное использование инноваций в образовательном процессе.

Каковы основные функции Министерства образования и науки России

1. Система органов управления образованием в РФ.  Система образования в РФ представляет собой:

    совокупность преемственных образовательных программ, государственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня направленности;

    сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

    органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:

    Правительство РФ;

    федеральные (центральные) органы управления образованием;

    федеральные ведомственные органы управления образованием;

    государственные органы управления субъектов РФ.

В компетенцию государственных органов управления образованием в обязательном порядке, согласно ст. 37 Закона РФ "Об образовании" 1996 г., входят:

    разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

    разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;

    государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

    установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений;

    формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

    прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

    создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

    разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

    прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;

    контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования и т.д.

Какие приоритеты в сфере образования и науки установлены Министерством на данный момент

Глава Минобрнауки Валерий Фальков назвал три основных приоритета развития высшего образования в России. По его словам, это технологический суверенитет, качество и привлекательность региональных вузов. Подробности появились в Telegram-канале Минобрнауки РФ.

Три главных приоритета развития российского высшего образования: технологический суверенитет, качество и привлекательность региональных вузов. Об этом в ходе пресс-конференции для студенческих медиа сообщил глава Минобрнауки.

Отвечая на вопросы студентов, Валерий Фальков выделил три основных направления развития высшей школы на ближайшее время.

«Для системы высшего образования первый вызов — это активно включиться в обеспечение технологического суверенитета. Второе — очень важное обстоятельство наряду с технологическим суверенитетом — это качество высшего образования», — подчеркнул он.

Министр отметил, что целая линейка решений последнего времени направлена на достижения этих задач: создание кампусов мирового уровня, запуск программы «Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы».

«Достижения первых двух целей возможно, только если университеты перестроятся, если их команды будут нацелены на развитие, если они начнут реальные изменения. Это большой вызов для самих вузов. И многим университетам, особенно в регионах, предстоят серьезные изменения с тем, чтобы они были привлекательны и для студентов, и для индустриальных партнеров, и для бизнеса», — подытожил Валерий Фальков.

Какие реформы Министерство планирует провести для улучшения качества образования в стране

По положениям реформы школы станут работать по Федеральным основным общеобразовательным программам – ФООП. Они будут использоваться вместо рекомендаций Минпросвещения. Согласно прежним правилам, каждое общеобразовательное учреждение могло разрабатывать и применять собственную программу обучения школьников, а каждый педагог сам выбирал, по каким учебникам дети будут изучать его предмет. По новым правилам современные стандарты образования станут едиными для всех.

Предполагается наличие единых базовых учебников для каждой классной параллели. При этом на законодательном уровне будет установлен только базовый образовательный уровень. Дополнительные программы школы могут по-прежнему разрабатывать сами, также учителям предоставлена возможность внедрять в работу личные запатентованные подходы.

‍В частности, это положение реформы относится к изучению предметов в течение каждого года обучения. Это нужно, чтобы у учеников, переходящих в другие школьные общеобразовательные учреждения, не возникло необходимости устранять расхождения в знаниях, возникающие по причине разных программ в образовании, и адаптироваться к незнакомым предметам и нагрузке.

ФООП и вся реформа в целом внедрятся не сразу. Министерство планирует завершить вступление на новый порядок к 2027–2028 учебному году. Также с 1-го по 4-й классы будет приведено к единому стандарту обучение русскому языку, чтению, познанию окружающего мира. В среднем звене планируется унифицировать современную программу русского языка и литературы, истории, географии, ОБЖ.

Список обязательных к изучению предметов станет меньше. Из него уберут экономику , право, естествознание, экологию и дисциплину «Россия в мире». Зато курс математических наук станет шире. Помимо привычной алгебры и геометрии, в нём появится направление «Вероятность и статистика». Для 10-х и 11-х классов будут обязательными 13 дисциплин:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • физика;
  • химия;
  • иностранный язык;
  • биология;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • физкультура;
  • ОБЖ;
  • информатика.

‍Для старшеклассников по новой реформе сократят нагрузку. В новом учебном году они станут учиться меньше на 74 часа.

Какие программы поддержки научных исследований финансирует Министерство образования и науки России

Закон, расширяющий полномочия регионов по развитию федеральных научных и образовательных организаций, был одобрен Советом Федерации 13 апреля. Согласно документу, субъекты РФ получат возможность финансирования реализации программ и планов развития вузов и НИИ за счет регионального бюджета.
«Университет должен быть драйвером развития региона. Местом подготовки кадров для региональной экономики, центром притяжения, объединяющим интересы жителей, работодателей и местной власти. Вузы играют важную роль в научно-технологическом развитии субъектов РФ. Университет, даже если он федеральный, должен постоянно генерировать новые знания для решения проблем региона. Конечно, выполнение всех этих функций невозможно без поддержки местных властей. Теперь у региональных администраций появляется больше возможностей участвовать в этом процессе, в решении поставленных задач. Регионы смогут финансировать реализацию образовательных программ и проведение научных исследований вузами, а также выделять средства на развитие университетов, в том числе формировать инфраструктуру», — прокомментировал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Помимо финансирования реализации образовательных и исследовательских программ за счет регионального бюджета, субъекты РФ смогут участвовать в формировании их учебной, производственной и социальной инфраструктуры вузов и НИИ. Порядок предоставление субсидий и грантов на развитие образовательных и научных организаций устанавливается нормативно-правовыми актами, которые должны соответствовать общим требованиям бюджетного законодательства.

Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются в области образования и науки в России

Настоящие методические рекомендации содержат предложения по формированию системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов в общеобразовательных организациях всех субъектов РФ и предназначены для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития. Методические рекомендации включают в себя описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней. Реализация обозначенного комплекса мер предполагает межведомственное взаимодействие.

Методические рекомендации предназначены для обеспечения в РФ единых организационных и методических условий реализации профориентационного минимума. Они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 24.07.2023 N 385-ФЗ); Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности, направленными письмом Минпросвещения России от 05 июля 2022 г. N ТВ-1290/03; примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. N 3/22); федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897; федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413; примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности "Билет в будущее" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. N 7/22); примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности "Профориентация" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 25 августа 2022 г. N 5/22).

Основные проблемы в области образования и науки в России

В России существуют ряд значимых проблем, которые влияют на качество образования и науки:

  • Недостаток финансирования: Недостаток финансовых ресурсов для образования и науки влечет за собой ограничения в доступе к современным технологиям и ресурсам.
  • Бюрократизация системы образования: Комплексная система образования и науки в России характеризуется высокой бюрократизацией, что создает барьеры для инноваций и эффективного функционирования.
  • Недостаток квалифицированных специалистов: Россия испытывает дефицит квалифицированных специалистов в различных областях, что создает проблемы для экономики и науки.
  • Слабая связь между образованием и рынком труда: В России не хватает связей между образованием и рынком труда, что создает проблемы для выпускников вузов и для экономики.
  • Недостаток инновационной деятельности: Россия испытывает недостаток инновационной деятельности, что создает проблемы для развития науки и экономики.
  • Слабая поддержка молодежи: Россия не обеспечивает Adequate support for young people, which can lead to a lack of motivation and engagement in education and science.

Методические рекомендации

Методические рекомендации предназначены для обеспечения единых организационных и методических условий реализации профориентационного минимума в России.

Комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся включает:

  • Оценку интересов и способностей: Обучающихся должны быть оценированы их интересы и способности для определения оптимальной профессиональной ориентации.
  • Методы профессиональной ориентации: Методы профессиональной ориентации должны быть разработаны для каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности и запросы экономики.
  • Межведомственное взаимодействие: Межведомственное взаимодействие является важным фактором для обеспечения эффективной реализации комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 24.07.2023 N 385-ФЗ); Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности, направленными письмом Минпросвещения России от 05 июля 2022 г. N ТВ-1290/03; примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. N 3/22); федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897; федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413; примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности "Билет в будущее" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. N 7/22); примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности "Профориентация" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 25 августа 2022 г. N 5/22).

Какие меры принимает Министерство для уменьшения различий в доступе к образованию и науке в различных регионах России

В условиях ограниченных кадровых ресурсов в системе государственной службы остро встает вопрос выбора приоритетов реализации кадровой политики. Приоритетные направления кадровой политики в системе государственной службы четко выделены главой государства в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Приоритетными направлениями кадровой политики в системе государственной службы являются:

  • — формирование эффективного механизма подбора кадрового состава государственных служащих и работы с ним;
  • — совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных служащих.

Рассмотрим каждое из приоритетных направлений кадровой политики в системе государственной службы Российской Федерации более предметно.

Формирование эффективного механизма подбора кадрового состава государственных служащих и работы с ним, проведение кадровой политики, предполагающей учет профессиональных заслуг и моральных качеств государственных служащих. Государственное управление требует профессионального исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы. При реализации приоритетного направления подбора кадрового состава и работы с ним нормативно закреплены и вошли в повседневную практику соответствующие кадровые технологии — замещение вакантных должностей на основе конкурса, работа с кадровым резервом, ротация кадров, проведение аттестации и квалификационного экзамена и др. Нельзя настаивать на том, что внедрение всех названных кадровых технологий происходит без проблем, но они стали реальной практикой кадровой работы в органах государственной власти.

Сложные и противоречивые процессы, происходящие в социально-экономической и политико-административной системах российского общества, повышают требования к государственным служащим. Требуются гибкая реакция на любые новые ситуации, оперативная корректировка поведения, гибкость и адаптивность мышления, проявление управленческих способностей, высокая интеллектуальная культура, владение различными методами анализа. Все это требует высокой квалификации государственных управленцев. Важное место в формировании и использовании кадрового потенциала занимает проблема воспроизводства кадров. Воспроизводство кадрового состава представляет собой постоянный непрерывный процесс возобновления и качественного развития кадров государственной службы. Объективно обусловленное стремление к стабильности кадрового состава сочетается с необходимостью его обновления. Нужны новые кадры, чтобы заменить уволившихся государственных служащих, значительная часть государственных служащих уходит на пенсию по старости, а это, как правило, специалисты с высоким уровнем практических навыков управленческого труда и большим жизненным опытом. При этом перманентно протекает процесс оптимизации структур органов государственной власти не только на федеральном, но и на региональном уровне, сопровождающийся организационно-штатными мероприятиями. Происходят изменения в содержании профессиональной деятельности, в решаемых задачах, изменяются требования к государственным служащим на всех уровнях.

Какова роль Министерства в подготовке кадров для реализации национальных стратегий развития

В течение последнего десятилетия в нашей стране наблюдался рост финансирования науки. Объем внутренних затрат на ИР в 2019 году превысил 1,1 триллиона рублей. Находясь в группе лидеров по масштабам расходов на науку, мы, однако, существенно отстаем от ведущих государств мира по уровню наукоемкости экономики. Так, объем внутренних затрат на ИР в процентах к ВВП в 2019 году составил 1,03 процента, и на протяжении примерно 30 лет эту планку практически не удается преодолеть. В ранжированном по этому показателю ряду стран, где пятерку лидеров составляют Израиль, Республика Корея, Тайвань, Швеция и Швейцария, наша страна занимает 36-е место. В расчете на 1 исследователя затраты на науку в России примерно вдвое ниже, чем в Великобритании, и в 3,7 раза - чем в Германии.

Еще одной особенностью является то обстоятельство, что, вопреки общемировым тенденциям, крупнейшим источником финансирования российской науки остаются средства государства, доля которых в общем объеме затрат в 2019 году составила 66,3 процента. За последние годы наблюдается слабая тенденция к сокращению роли этого источника в структуре расходов на науку - на 4 п.п. за последние 10 лет. Для сложившейся в России модели финансовой поддержки науки характерна слабая вовлеченность предпринимательского сектора, что заметно отличает ее от других развитых экономик.

Совместные проекты с научными организациями реализуют лишь 2,1 процента промпредприятий

Например, в Китае структура внутренних затрат на ИР по секторам науки заметно трансформировалась: основную роль сегодня играют предприятия, обеспечивающие значимый вклад в инновационный рост экономики. В России в 2019 году доля бизнеса (включая госкомпании) в финансировании науки не превышает трети. Это долгосрочный тренд, который остается неизменным вот уже 25 лет. Не формируются и устойчивые связи науки и бизнеса - в 2019 году в реализации совместных проектов с научными организациями и вузами участвовали лишь 2,1 процента промышленных предприятий.

Какие изменения в учебных программах и методиках обучения предпринимаются Министерством для адаптации к современным вызовам

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования . Программа рассчитана до 2030 года.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены такие технологии, как искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий; большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных; системы распределенного реестра; интернет вещей; облачные технологии.

Перечисленные технологии будут применены в следующих проектах: «Единая сервисная платформа науки», «Датахаб», «Сервис хаб», «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Архитектура цифровой трансформации».

Актуализация стратегического направления будет осуществляться регулярно по необходимости, но не более одного раза в год.

Напомним, что Президент России Владимир Путин в конце 2020 года поручил разработать стратегии цифровой трансформации в разных сферах: здравоохранении, образовании, госуправлении, строительстве, городском хозяйстве и ЖКХ, транспорте, энергетике, науке, сельском хозяйстве, финансовых услугах, промышленности, экологии и социальной сфере. Цифровая трансформация относится к национальным целям развития.