Влияет ли гендерное поведение родителей на развитие детей

Содержание
  1. Влияет ли гендерное поведение родителей на развитие детей
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какие роли традиционно присваиваются мужчинам и женщинам в семье
  4. Как влияет гендерное поведение родителей на воспитание детей
  5. Может ли гендерное поведение влиять на качество семейных отношений
  6. Какие проблемы могут возникать из-за жестких гендерных ролей в семье
  7. Какие шаги можно предпринять для изменения гендерных стереотипов в семье
  8. Существуют ли напряжения в отношениях, если гендерное поведение одного из супругов не соответствует общепринятым стандартам
  9. Как формируется гендерное поведение у детей, которые выросли в семье с нетрадиционными гендерными ролями
  10. Как справляться с давлением общества на семью в плане гендерного поведения
  11. Как важно поддерживать равенство в гендерных отношениях внутри семьи

Влияет ли гендерное поведение родителей на развитие детей

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Гендерное воспитание
  • Старшая группа
  • Темочки

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Значение полоролевого воспитания в жизни ребёнка очень велико. Неслучайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века. В ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.) выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие» . Одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является гендерное воспитание . Актуальность проблемы состоит в том, что современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как несущественной характеристике ребёнка, однако, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными , а половозрастными . К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя – половая принадлежность. Ввиду недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы полоролевая социализация остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Проблема формирования полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста обуславливается социальным заказом общества, а именно – формированием социально развитой личности , понимающей свою роль в жизни общества. Одной из проблем является то, что изменился традиционный стандарт мужественности и женственности. Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными, то сейчас всё большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопомощь. Поэтому для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми, у тех и других надо формировать множество «общих» , свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, культура проведения, несомненно должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность проявления одного набора качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Значение полоролевого воспитания в жизни ребёнка очень велико. Неслучайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о подготовке мальчиков и девочек к взрослой жизни.

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века. В ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.) выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие» . Одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является гендерное воспитание . Актуальность проблемы состоит в том, что современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как несущественной характеристике ребёнка, однако, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными , а половозрастными . К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя – половая принадлежность.

Ввиду недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы полоролевая социализация остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Проблема формирования полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста обуславливается социальным заказом общества, а именно – формированием социально развитой личности , понимающей свою роль в жизни общества.

Одной из проблем является то, что изменился традиционный стандарт мужественности и женственности. Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными, то сейчас всё большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопомощь. Поэтому для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми, у тех и других надо формировать множество «общих» , свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, культура проведения, несомненно должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность проявления одного набора качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.

Связанные вопросы и ответы:

1. Каким образом гендерное поведение влияет на взаимоотношения в семье

Гендерное поведение в семье может оказывать значительное влияние на взаимоотношения между членами семьи. Неравенство в распределении обязанностей и ролей между женщиной и мужчиной может привести к конфликтам и недовольству. Это также может влиять на самооценку каждого из партнеров и степень удовлетворенности отношениями в целом. Поэтому важно осознавать и преодолевать стереотипы гендерного поведения, чтобы создать здоровую и равноправную атмосферу в семье.

2. Какие проблемы могут возникнуть в семье из-за жестких гендерных стереотипов

Жесткие гендерные стереотипы могут стать причиной недопонимания между членами семьи и создать напряженную обстановку. Например, ожидание, что женщина должна заботиться о домашних обязанностях, а мужчина - зарабатывать деньги, может привести к недовольству и конфликтам. Также стереотипы могут ограничивать возможности самореализации и развития каждого из членов семьи. Поэтому важно стремиться к тому, чтобы все члены семьи имели равные права и возможности, независимо от своего пола.

3. Какие плюсы и минусы можно выделить в традиционной семейной модели с точки зрения гендерного поведения

В традиционной семейной модели гендерное поведение определяется четкими ролями: мужчина зарабатывает деньги, женщина занимается домашними делами и воспитанием детей. Плюсом такой модели можно считать ясное распределение обязанностей и упорядоченность в отношениях. Однако минусом является ограничение свободы выбора для каждого из членов семьи и недопущение разнообразия в реализации себя. Поэтому современные семьи все чаще стараются создавать равноправные и партнерские отношения, освобождаясь от четких гендерных рамок.

4. Как влияет поддержка гендерного равенства на развитие детей в семье

Поддержка гендерного равенства в семье способствует формированию у детей здорового представления о равенстве прав и возможностей независимо от пола. Это влияет на развитие эмпатии, уважения и толерантности к различиям между людьми. Дети, выросшие в атмосфере равноправия, чаще стремятся к самореализации и построению гармоничных отношений в будущем. Поэтому важно уделять внимание формированию гендерных представлений и ценностей уже на раннем этапе развития ребенка.

5. Какие современные тренды можно выделить в гендерном поведении семьи

В современном обществе все большую популярность набирают непривычные для традиционной семьи модели, где гендерные роли переосмыслены и перераспределены. Например, семьи, где оба супруга работают и делят домашние обязанности поровну, становятся все более распространенными. Также важным трендом является открытое обсуждение гендерных вопросов с детьми, чтобы формировать у них гендерно-чувствительное поведение с малых лет. В целом, наблюдается тенденция к освобождению от стереотипов и устаревших представлений о том, какими должны быть отношения внутри семьи.

6. Какие рекомендации можно дать семьям для развития более гармоничных гендерных отношений

Для развития более гармоничных гендерных отношений в семье важно прежде всего обсуждать и открыто выражать свои ожидания и потребности друг перед другом. Необходимо стремиться к равному распределению обязанностей и ответственности между всеми членами семьи. Также полезно осознавать и анализировать свои гендерные установки и стереотипы, чтобы избежать их влияния на поведение. Важно уважать индивидуальность каждого члена семьи и поддерживать его в стремлении к самореализации, независимо от его пола. Такой подход способствует созданию равноправных и гармоничных отношений в семье.

Какие роли традиционно присваиваются мужчинам и женщинам в семье

Роль женщины в семье

Основная роль женщины в семье – хранительница семейного очага. Женщина – это основа семьи. Она занимается всеми аспектами семейной жизни. Только она знает, как помочь ребенку справиться со своими проблемами, как помочь мужу принять важное решение и поддержать его в трудный период жизни.

Семья и отношения в семье для женщины имеют важное значение. Даже если у нее хорошая работа и достойный доход, но в семье не все гладко, женщина не будет чувствовать себя счастливой.

В ее обязанности входит уход за детьми, наведение порядка в доме, создание в семье гармоничной психологической обстановки. Женщине приходится совмещать воспитание детей, домашние обязанности, свою карьеру. И помочь ей в этом должен мужчина.

Если женщина не ощущает заботу и уважение своего мужа, он тоже не дождется от своей жены ответных чувств.

Какие роли традиционно присваиваются мужчинам и женщинам в семье. Роль женщины в семье. Что должна делать женщина в семье

Что мужчина вкладывает в женщину, то и получает взамен.

Каждая женщина мечтает быть счастливой. Для кого-то счастье – это семья, для кого-то – карьера. Но если женщина счастлива, у нее получится все, о чем она мечтает.

Роль женщины в доме

Прежде всего, основное предназначение женщины – быть хорошей женой и заботливой матерью. У хорошей хозяйки всегда дома порядок, вкусно приготовлено, дома уютно и царит гармония. И это не ее обязанность, а внутреннее состояние.

Мудрая женщина принимает своего любимого мужчину таким, какой он есть и не пытается переделать его под свои мечты. Она не устраивает по пустякам скандалов. Если видит, что муж в чем-то не прав, она выскажет ему это в тактичной форме и спокойным тоном.

От женщины зависит эмоциональная атмосфера в доме. А для этого порой бывает достаточно милой улыбки и ласковых слов.

Женщина – творец, созидатель и вдохновитель.

Какие роли традиционно присваиваются мужчинам и женщинам в семье. Роль женщины в семье. Что должна делать женщина в семье

Роль жены в семье

Быть женой – задача не из легких. Надо многое знать и много уметь. А чтобы прожить долгие годы с одним человеком и не надоесть друг другу – это вообще верх мастерства. Ведь надо ложиться спать и вставать по утрам с ним одним. Ходить на работу, решать одни и те же домашние задачи – покупать продукты, готовить, стирать, гладить. И так изо дня в день.

Некоторым такое однообразие надоедает, и они пытаются разнообразить свою жизнь на стороне.

Как такую рутину раскрасить яркими красками для мужа и себя в том числе? Как сделать, чтобы его не тянуло искать счастья в другом месте?

Согласно древним ведическим писаниям, женщина в семье должна выполнять 5 ролей. Что же это за роли?

Какие роли традиционно присваиваются мужчинам и женщинам в семье. Роль женщины в семье. Что должна делать женщина в семье

Жена

Она должна быть с мужем и в горе, и в радости, богатстве и бедности, болезни и здравии. Жена – это соратник и союзник мужчины, его помощница, единомышленница и правая рука. Именно она напоминает ему о цели в жизни, о том, что он несет ответственность за детей и обязан научить их жить по законам жизни.

Мать

Женщина должна заботиться о муже даже больше, чем о детях. Она должна создать такой тыл, куда мужчина мог бы прийти после работы, отдохнуть и расслабиться.

Какие роли традиционно присваиваются мужчинам и женщинам в семье. Роль женщины в семье. Что должна делать женщина в семье

Сестра

В этой роли жена с мужем равны. Они вместе что-то делают, строят планы, делятся сокровенными мыслями.

Дочь

Если в роли матери жена доминирует, в роли сестры – на равных, то в роли дочери – она подчиняется.

В случае, если жена хорошо справляется с ролью матери, муж становится спокойным и уверенным. Если хорошо удается роль сестры – он становится ответственным. А ради дочери он готов свернуть горы, только бы исполнить ее капризы.

Дочь умеет быть слабой, но она умеет и слушаться, потому что, если она будет непослушной, то покровительства добиться не сможет.

Она не станет подливать масла в огонь, если муж рассержен. Главное, в это время помолчать, чтобы он успокоился.

Любовница

Эта роль интимного характера, куда не следует впускать посторонних. Об интиме можно разговаривать только с мужем.

Как влияет гендерное поведение родителей на воспитание детей

Родители обращаются с детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревнование, а девочек – за послушание и заботливость, поведение же, не соответствующее полоролевым ожиданиям, влечет отрицательные санкции. Родители обращаются с ребенком, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может происходить по-разному.

Родители стремятся научить детей преодолевать то, что они считают его естественными слабостями. Например, если родители считают, что мальчики по природе агрессивны, они могут тратить больше усилий на то, чтобы контролировать агрессивное поведение сыновей, а дочерям, наоборот, помогают преодолевать предполагаемую естественную робость. Родители считают поведение, «естественное» для данного пола, неизбежным и не пытаются его изменить; поэтому мальчикам сходят с рук шалости, за которые девочек наказывают. Родители преимущественно реагируют на такие поступки ребенка, которые кажутся им необычными для пола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна).

Отношение родителя к ребенку в известной степени зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя. Здесь возможны три варианта.

Каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола. Он особенно заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам и «магии» собственного пола. Поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери - дочерям.

Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. Например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элемент кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола – элементы соперничества. Привычные стереотипы господства-подчинения также нередко переносятся на детей. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа и от взрослых мужчин вообще, проявит такую установку, скорее всего, по отношению к сыну, чем к дочери. Особенно сказывается это в отношениях со старшими детьми.

Родители сильнее идентифицируются с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям. Это во многом зависит от самосознания родителя. Но ребенок – не пассивный объект гендерной социализации. Опираясь на рассогласованность действий своих воспитателей, взрослых и сверстников и собственный жизненный опыт, он выбирает из предлагаемых ему образцов что-то свое.

Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности. Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью дочери, второго – частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипуляции. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда - это очень важно. Канализация означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают социальное одобрение за игру с «соответствующими полу» игрушками. Демонстрация деятельности выражается, например, в том, что от подрастающих дочерей гораздо чаще, чем от сыновей, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики - «как папа».

Может ли гендерное поведение влиять на качество семейных отношений

Гендерный аспект семейных отношений предполагает анализ далеко не всех проблем, присущих отношениям мужчин и женщин в браке. Этих проблем множество, например: ценность семейно-брачных отношений, удовлетворенность мужчин и женщин браком, сексуальные отношения, развод и его последствия и т.д. Изучение этих проявлений внутрисемейных отношений между мужчинами и женщинами осуществляется в рамках таких дисциплин, как социология семьи, демография, психология семьи (С.И. Голод, Т.А, Гурко, М.С. Мацковский. В.В. Солодников, А.А. Бодалев, В.В. Столин и др.). В рамках гендерного подхода акцент при анализе семейных отношений будет сделан на особенностях семейных ролей мужчин и женщин, будут рассмотрены вопросы, касающиеся ролевых ожиданий и поведения в семье, принятия семейных решений и супружеской власти. Наша задача - проследить влияние гендерных стереотипов закрепления семейных ролей в соответствии с полом на личностную самореализацию и психологическое самочувствие мужчин и женщин.

Содержание ролей мужчины и женщины в браке определяется историческим и культурным контекстом.

Кратко рассмотрим особенности гендерных ролей в семье в различные периоды развития нашей страны, а затем обратимся к анализу современной ситуации.

В дореволюционной (1917г.) России на большей части ее территории преобладали патриархальные отношения. Наиболее зависимым от мужчины было положение женщины в среднеазиатском регионе у мусульман. Для славянского населения России, Украины и Белоруссии нормы взаимоотношений мужчин и женщин восходили к постулатам православия, которое признавало положение мужчин главенствующим. В далеком прошлом взаимоотношения супругов регламентировались достаточно четко. В памятнике литературы Древней Руси "Домострое" (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены, принципы воспитания детей, отношения между поколениями. Примечательно, что моральные нормы были едиными для обоих супругов и соответствовали христианским заповедям. Сферы деятельности строго распределялись: муж - глава, он вправе поучать свою жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Очевидно, однако, что реальное поведение супругов часто отличалось от того, как им предписывалось себя вести. В русских семьях, как свидетельствуют произведения народного творчества, женщины нередко имели на мужа сильное влияние и фактически управляли семейной жизнью.

Какие проблемы могут возникать из-за жестких гендерных ролей в семье

Влияет ли гендерное поведение родителей на развитие детей 04

Стереотипы позволяют нам не задумываться: просто включается экономический способ мышления. Решение приходит в готовом и удобном к употреблению виде и не вызывает противоречий, потому как многие из нас считают так же. Если плачет малыш мужского пола, родители торопятся похлопать его по плечу и сообщить, что он вырастет мямлей. А если плачет девочка, можно ее просто пожалеть, а иногда и всплакнуть с ней за компанию.

Гендерные стереотипы воспитания — это предписания, касающиеся того, как должны выглядеть, вести себя, думать и чувствовать мальчики и девочки, мужчины и женщины. Все, что содержит в себе слова «должен» или «должна» и указание на пол — это и есть гендерный стереотип воспитания ребёнка. Они могут озвучиваться довольно прямо и однозначно, а могут просто подразумеваться и поэтому действовать незаметно. Основная особенность гендерных стереотипов в том, что они по умолчанию поддерживаются всем обществом. Никто конкретно их не сформулировал и никто за них не отвечает. Приведем несколько примеров.

Стереотип, говорящий о том, что мужчина имеет большую ценность для общества, чем женщина, может проявляться таким образом:

забирая маму с малышом из роддома, за мальчика медсестру иногда одаривают щедрее, чем за девочку;

если в семье рождаются только девочки, мужчину постоянно подбадривают и спрашивают, когда будет следующая попытка и наконец-то родится малыш мужского пола?

Стереотип о том, что место женщины дома, а мужчины на работе заметен, когда:

  • окружающие жалеют детей и мужа работающей женщины;
  • маме с коляской приходится часто выслушивать замечания и советы, в то время как папа в такой же ситуации вызывает умиление и восторг;
  • многодетную мать не очень охотно берут на работу из опасений, что она будет часто сидеть на больничном.

Стереотип, подразделяющий занятия на мужские и женские можно обнаружить, когда:

  • на должность воспитателя в детском саду принимают преимущественно женщин;
  • в математических классах в большинстве случаев занимаются мальчики, а в гуманитарных — девочки.

Какие шаги можно предпринять для изменения гендерных стереотипов в семье

Почему необходимо изучать мужскую роль. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы. Норма успешности/статуса. Норма твердости. Норма антиженственности. Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли. Заключительные замечания. Резюме

«Мама, а почему в песне поется, что мальчишки сделаны из улиток, ракушек и зеленых лягушек, а девчонки — из сладостей, пряностей и всяческих любезностей? Они хотят сказать, что мальчикам не надо быть любезными?»

Кен, 6 лет

Читательницы вряд ли сделали для себя в предыдущей главе какие-нибудь сенсационные открытия: они и так знают, что женский труд хуже оплачивается, на женских плечах лежит большая часть работы по дому и заботы о детях и при этом женщины имеют более низкий статус по сравнению с мужчинами. Немного уязвленной может чувствовать себя мужская часть читателей. Ведь лично они не создавали ни неравенства на работе, ни социальные нормы, поддерживающие различные роли для мужчин и женщин. Признать существование такого неравенства означает согласиться более справедливо делить обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать, менять подгузники, стряпать, мыть пол и пылесосить, накрывать праздничный стол, а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых людей со свежими силами влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за перемен в гендерных ролях мужчина потеряет хорошего помощника, который раньше заботился о его питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин половая принадлежность — это источник очень важной части их идентичности, части, которая включает роль «добытчика» в семье и четко отделяет то, что относится к мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных мыслей многие мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют существование неравенства. Однако в этой главе я намерена доказать, что мужчины тоже многое теряют из-за традиционных гендерных ролей.

Существуют ли напряжения в отношениях, если гендерное поведение одного из супругов не соответствует общепринятым стандартам

Как формируется гендерное поведение у детей, которые выросли в семье с нетрадиционными гендерными ролями. Гендерная идентичность ребёнка: как и когда она формируется

Осознание себя мальчиком или девочкой обычно проходит в два этапа.

Первый этап приходится на возраст 2-7 лет. В этот период дети проявляют повышенный интерес к своим гениталиям, рассматривают и изучают их. К трём годам уже 2/3 всех детей понимают, кто они — мальчики или девочки — хотя часто считают, что пол может измениться, если изменятся внешние атрибуты, например, длина волос или одежда. К 6-7 годам представления о поле расширяются, появляется понимание неизменности своего и чужого пола. Дети понимают, что человек в юбке вполне может оказаться мужчиной-шотландцем, а короткие волосы не превращают женщину в мужчину.

Исследователи считают, что эта первичная половая идентификация, то есть знание своего пола — основной и наиболее устойчивый элемент самосознания.

Важно поддерживать осознание ребёнком своей половой принадлежности и уважение к детям другого пола, поэтому не стоит использовать выражения вроде: «Будешь плакать — станешь девчонкой. Не дерись, ты же не мальчик, это пацаны хулиганы и драчуны». Такие установки могут подорвать уверенность ребёнка в своей половой принадлежности и сформировать негативное отношение к противоположному полу. Активное подчёркивание различий взрослыми и усиленное деление по признаку пола ухудшает ситуацию: дети начинают негативно относиться к детям другого пола и отказываться от игр с ними.

«Я когда забеременела, вся моя семья очень хотела доченьку. И мы очень радовались, когда родилась Викушка. Постоянно говорили об этом, расхваливали. И переборщили, похоже. У нас растёт мужененавистница. Все мальчишки плохие, никогда с ними дружить не буду, а если родится сынок — выброшу его в мусорку. Я говорю, что вот папа у нас мальчик, но он же хороший. Соглашается, но остальных всё равно считает плохими. Уже были конфликты из-за этого в школе».

— Татьяна, мама 7-летней Вики

Второй важный этап — пубертат, или подростковый возраст. Развивается психосексуальная ориентация, то есть предпочтение партнёров того или иного пола. Конечно, развитие на этом этапе происходит не с чистого листа, а основывается на уже заложенных социальных нормах и биологических предпосылках. На этом этапе также важно помогать детям: говорите о том, как развивается и меняется их тело и что их ждёт в дальнейшем. Запреты, умалчивания или наказания за естественное любопытство могут привести к стыду и отвержению своего пола. Например, девочки могут считать себя грязными и неправильными из-за менструации, мальчики могут презирать себя за поллюции. Поллюция — это неконтролируемый процесс эвакуации эякулята (семени), который может быть связан с эротическими снами или другими факторами.

Обычно дети, которые ведут себя в соответствии с гендерными ролями, не испытывают проблем с гендерной идентичностью, так как получают постоянное одобрение. Активный мальчик постоянно слышит о том, что он мальчик, и что его активность нормальна — он же мальчишка, и ему положено быть таким. Девочка, которая играет в куклы, может слышать, что она растёт настоящей женщиной, так как стремится к материнству с пелёнок.

Проблемы возникают, когда дети не соответствуют ожиданиям. Мальчики вдруг хотят заниматься танцами и играть в семью, а девочки играют в машинки и «войнушку». Дети ведут себя не так, как от них ждут, и родители начинают беспокоиться.

Как формируется гендерное поведение у детей, которые выросли в семье с нетрадиционными гендерными ролями

Традиционные гендерные роли предполагает четкие «мужскую» и «женскую» сферы ответственности. Мужчина финансово обеспечивает семью, заботится о ее физической безопасности, выполняет часть домашних дел, которые требуют применения грубой физической силы — забить гвоздь, повесить полку, что-то починить или принести что-то тяжелое. Женщина занимается домашними делами и воспитанием детей, создает уют. Однако, социальные изменения привели к пересмотру этих стереотипов.

Исследование Университета Штата Калифорния показало, что все больше пар выбирают равноправное распределение ответственности внутри семьи. Это означает, что мужчина и женщина равномерно и сознательно делят финансовые обязательства семьи и заботу о домашних делах между собой в тех пропорциях, которые им комфортны. Также выделяется роль «родитель». Раньше считалось нормой, когда она полностью исполнялась матерью, но сейчас динамика показывает, что отцы стали более активно участвовать в воспитании детей и выполнять обязанности по уходу за ними. Такой подход подтверждает, что гендерные роли в семье сегодня становятся более гибкими, адаптивными и не вызывают нареканий в общественном восприятии. Исследование проведенное университетом Нью-Йорка подтвердило этот тренд. Согласно ему, 70% отцов проводят время с детьми после работы, помогая им с уроками или играя с ними.

В некоторых семьях партнеры принимают решение о равномерном делении обязанностей, где оба родителя активно участвуют во всех этапах роста, развития ребенка. Это позволяет детям получать равное количество внимания и заботы от обоих родителей, а также способствует развитию более тесных, гармоничных отношений в семье.

Однако, необходимость равномерного распределения ответственности внутри семьи все еще вызывает много споров. В статье «Гендерные роли и модели поведения» Джона Миллера подчеркивается то, что традиционные гендерные роли по-прежнему оказывают значительное влияние на распределение обязанностей внутри семьи. Материнская роль все еще воспринимается как первостепенная, а отцы могут столкнуться с социальным давлением или предубеждениями, когда пытаются принять на себя большую часть заботы о детях. Но такое отношение также постепенно меняется, так как растет поддержка со стороны общества и правительства, которое материально поощряет и популяризирует роль активного участия отцов в воспитании детей. В таких странах как Норвегия, Швеция, Исландия, США, Финляндия введены отпуска по уходу за ребенком для отцов. Так в Норвегии это даже не право, а обязанность — взять обязательный отпуск на первые 2 недели сразу после рождения малыша, так как социальные службы считают, что этот опыт очень важен и папа должен его пройти. Из второго декретного отпуска (1 год) отец обязан взять не меньше 8 недель, но может и больше. Срок устанавливают сами родители на основании потребностей и возможностей семьи. Это позволяет отцам проводить больше времени с детьми, принимать активное участие в их жизни. Ситуация, когда мать работает, а отец занимается воспитанием ребенка и ведет домашнее хозяйство, не вызывает общественного порицания, а воспринимается как нормальная.

В России отец тоже может взять декретный отпуск по уходу за ребенком сразу по окончанию больничного отпуска по беременности и родам у матери.

В ноябре 2021 года исследовательский отдел Statista опубликовал данные статистики, которые показывают, что молодое поколение считает, что растущее разнообразие семейных условий и условий жизни является изменением к лучшему.

Как справляться с давлением общества на семью в плане гендерного поведения

И тут мы переходим к ультрапрогрессивному и местами радикальному западному феминизму. Исследовательницы Герда Нейер и Лаура Бернарди в 2011 и 2019 годах соответственно опубликовали работы о феминизме и материнстве в странах Запада, и с разницей в восемь лет обе начинают свои статьи с очень похожих утверждений: все неоднозначно.

Феминистический дискурс строится вокруг разрушения гендерных стереотипов и вывода социальной роли женщины из исключительного контекста репродуктивной функции. То есть, грубо говоря, женщина не должна быть матерью, если не хочет, не должна повторять социальную судьбу своей матери, состоявшую из угнетений. Распространение этих теорий также размножило в обществе матриофобию. Нет, это не страх встречи с агрессивной матерью тоддлера — это боязнь стать мамой.

Также материнство ассоциируется с гетеронормативностью, несмотря на то, что в современном обществе существуют очень разные семьи: например, в США около 3 млн детей до 18 лет воспитываются в однополых семьях, а около 30% всего ЛГБТК-сообщества являются родителями (биологическими или приемными). Выходя из зоны гетеронормативности, мы меняем поле материнства на поле родительства, так как ввиду отсутствия четкого гендерного разделения ролей в паре в таких семьях ответственность делится поровну. Но и в гетеросексуальных парах в Европе и даже в России есть тренд на сородительство. При этом есть исследование биолога Меган Фредриксон (опубликовано в журнале Американской социологической ассоциации American Sociological Review. — Forbes Woman ) о том, что в разгар пандемии количество научных работ авторства женщин-ученых сильно упало, в то время как мужчины, наоборот, стали публиковаться активнее. Вероятно, это связано с тем, что работа по уходу за детьми и забота о быте все еще в большинстве случаев падают на женские плечи. Поэтому можно много теоретизировать, но реальность непрозрачно намекает, что на практике мы недалеко ушли от классических патриархальных моделей устройства семьи.

Как важно поддерживать равенство в гендерных отношениях внутри семьи

Гендерная социализация — это процесс, в результате которого ребёнок усваивает правила поведения социальные установки, нормы, в соответствии с имеющимися представлениями о роли женщины и мужчины в социуме. В дошкольный период процессы гендерной социализации протекают интенсивнее всего. Поэтому важно объяснять ребёнку какие модели поведения приемлемы в обществе, а какие теряют свою актуальность.

Например: есть устойчивое мнение, что нужно одевать детей в определённый цвет, мальчиков в синие оттенки, а девочек в розовые. Таким образом мы вкладываем в сознание детей, что в этом мире есть что-то условно женское и условно мужское. И если так происходит, что, например мальчику нравится «девчачий» цвет, то у него на подсознательном уровне формируется неправильная самооценка, из-за того, что он в меньшей степени ощущает свою принадлежность к мужскому полу, из-за вложенных в его голову устаревших гендерных стереотипов. Тоже самое валидно и по отношению к девочкам.

 

Стоит понять, как родителю, что каждый ребенок и его вкусы уникальны. И если ребенку нравится что-то, что по устаревшим нормам не должно интересовать ребенка того или иного пола, это не определяет его дальнейшую жизнь. Ребенок, который сегодня интересуется машинками и конструкторами, вполне может изменить вектор своих предпочтений и интересов на следующий день, и это не должно порицаться и оцениваться со стороны того, что его или её должно интересовать определенные вещи по принадлежности к полу.

 

Таким образом мы делаем вывод, что даже такая маленькая вещь как привычка одевать своих детей только в определенный цвет, обусловленный их гендером, может негативно повлиять на самоощущение и самоидентификацию в будущем, например когда ребенок перейдет в подростковую фазу (13-16 лет). Взросление неизбежно, и главное правильно подготовить своего малыша, к тому, чтобы в период, когда разница полов ощущается сильнее всего, у него не произошел кризис самоидентификации.

 

 

Продолжение следует….