Какие факторы влияют на личностный рост и как с ними работать

Какие факторы влияют на личностный рост и как с ними работать

Основным инструментом, действие которого направлено на развитие моральных, нравственных и других качеств личности, в психологии принято считать саморазвитие. Это непрерывающийся процесс, в ходе которого индивидуум повышает собственный потенциал, изначально заложенный в нем природой.

Под потенциалом традиционно понимают некий набор личностных качеств и ценностей субъекта, дающих толчок к развитию целеустремленности и получению правильной мотивации, позволяющих принимать решения или осуществлять действия по своему усмотрению.

Природа человека, наполнение его сущности, согласно психологии, имеет четкую классификацию. Путь развития личности будет напрямую зависеть от этого:

  • Безусловно, позитивная природа нуждается в психологической помощи в момент актуализации процесса;
  • условно позитивная сущность воспитывается психологом, исходя из экзистенциального подхода к выбору пути;
  • нейтральная природа нуждается в формировании и коррекции личностных качеств психологом;
  • поврежденная природа сущности требует наиболее серьезной работы. Специалист должен исправить и компенсировать ее.

В некотором смысле, личностный рост – это победа над индивидуальными качествами, обозначенными самим человеком или его наставником, как слабость характера. К таковым можно отнести различные комплексы, нерешительность, страхи и фобии, то есть, все то, что не дает человеку двигаться в сторону формирования своего идеального «Я».

Психология называет личностным ростом такое развитие личности человека, которое стало возможным благодаря его собственным усилиям. Это эмоциональный труд, требующий непрерывной работы над собой.

Собственные усилия человека оказывают большое влияние на развитие его личности. Но успешное саморазвитие возможно только при создании вокруг индивидуума определенной обстановки: атмосфера должна быть доброжелательной. Негативно сказываются на мотивации и целеустремленности человека многие внешние факторы, в том числе, излишняя критика и отрицательная оценка окружающих.

Связанные вопросы и ответы:

1. Что такое саморазвитие и как оно способствует личностному росту

- Саморазвитие - это процесс постоянного совершенствования личности через усвоение новых знаний, навыков и опыта. Оно способствует личностному росту, так как помогает расширить кругозор, развить свой потенциал и достичь личных целей. Постоянное самообучение и стремление к самосовершенствованию позволяют преодолевать трудности, адаптироваться к изменениям и быть успешным в различных сферах жизни.

2. Как влияет самоанализ на личностный рост

- Самоанализ позволяет осознать свои сильные и слабые стороны, выявить свои ценности и установить приоритеты. Этот процесс помогает лучше понять себя, свои мотивации и потребности, что в свою очередь способствует развитию личности. Через самоанализ человек может работать над своими недостатками, принимать ответственность за свои действия и стремиться к самосовершенствованию.

3. Почему планирование целей имеет значение для личностного роста

- Планирование целей помогает человеку ясно определить, чего он хочет достичь в будущем, и выработать стратегию для их достижения. Установление конкретных целей стимулирует личностный рост, поскольку побуждает к постоянному движению вперед, к преодолению препятствий и к развитию навыков. Кроме того, достижение поставленных целей приносит удовлетворение, уверенность в себе и мотивацию для новых достижений.

4. Как влияет позитивное мышление на личностный рост

- Позитивное мышление способствует личностному росту, так как помогает видеть в любой ситуации возможности и перспективы, вместо препятствий и недостатков. Оптимистичный настрой позволяет справляться с трудностями, развивать творческое мышление и искать альтернативные решения. Люди с позитивным мышлением чаще более открыты для новых идей, готовы к изменениям и более успешны в достижении целей.

5. Какую роль играет самоуважение в процессе личностного роста

- Самоуважение играет важную роль в процессе личностного роста, поскольку определяет отношение человека к себе, свою ценность и достоинство. Наличие здорового самоуважения позволяет лучше понимать свои потребности, уважать себя и свои мнения, а также устанавливать границы в отношениях с другими людьми. Личность с высоким самоуважением обычно более мотивирована к саморазвитию, более уверена в себе и способна эффективнее реализовывать свой потенциал.

6. Как влияет самодисциплина на личностный рост

- Самодисциплина - это способность контролировать свои действия, соблюдать порядок и следовать установленным правилам и целям. Она способствует личностному росту, поскольку позволяет преодолевать лень, откладывать удовольствия и регулировать свое поведение на пути к достижению успеха. Человек с развитой самодисциплиной обычно более целеустремленный, упорный и способный преодолевать трудности на пути к самосовершенствованию.

7. Чему способствует общение с успешными людьми для личностного роста

- Общение с успешными людьми способствует личностному росту, поскольку позволяет учиться на их опыте, наблюдать за их достижениями и поддерживать важные контакты. Взаимодействие с людьми, которые добились успеха в своей сфере, может вдохновить, мотивировать к развитию собственных навыков и стремлению к новым вершинам. Такие общение может стимулировать к усердной работе, к самоанализу и к лучшему восприятию собственных целей и стремлений.

Как влияют жизненные цели на личностный рост

К задачам личностного роста легко отнести усовершенствование своих возможностей и улучшение явных положительных качеств.
Личностный рост, задачи которого заключаются в самосовершенствовании и самопознании, важен на любом этапе жизненного пути индивида. Ведь без развития мы теряем себя и свою сущность, стоим на месте и не имеем способности идти дальше.

Стоит отметить и другие задачи саморазвития:

1. Развитие осознанности.

Современный мир не стоит на месте, он также изменяется. Появляются новинки в области технологий, происходит полная автоматизация. И не каждый способен быстро перестроиться на совершенно другой лад. Для этого приходиться постоянно находиться в быстром темпе жизни, и не бояться принимать все современные новшества.

2. Соответствие времени.

Помните, как когда люди жили без Интернета и обильных телефонов? Сейчас всё по-другому. И чтобы соответствовать времени, человеку тоже приходиться меняться, становиться мобильнее и современнее.

3. Наполнение знаниями своего кругозора.

Нынешнее время не принимает старых устоев и правил, оно их модернизирует и меняет. Сейчас мало быть узким специалистом, куда важнее узнать обо всём вокруг понемногу. Если персона не способна поддержать беседу, то ей будет тяжело контактировать с нынешним обществом. Оно требует быть умным, способным, успешным.

4. Ведение здорового образа жизни.

Новейшие тенденции прививают тягу к здоровому образу жизни. Это не только модно, но и полезно!

5. Использование талантов и сильных сторон.

Важным моментом в становлении личности являются таланты, которые иногда нужно раскрыть. Если вы уже знаете о своих возможностях, то не бойтесь их применять! Постоянно обращаясь к их помощи, усовершенствование будет не за горами.

В чем роль самосознания в процессе развития личности

Самосозна́ние  — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей , мыслей , чувств , мотивов , инстинктов , переживаний , действий . На жизненном пути личности как субъекта культуры и жизни в целом происходит постепенное осознание и освоение диалектической связи сознания и самосознания человека, которое является важным условием выработки и определения стратегии жизни.

В психологии самосознание понимается как психический феномен , сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный « образ-Я ».

Ребёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

Григорьев С.В. Игра и самосознание культуры. 2-е изд. - М., 2005.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996

Основная статья: Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения , вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом , сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения . Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

    На формирование самосознания влияют:

      Компоненты самосознания по В. С. Мерлину :

        Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически , но формируются они не одновременно.

            В рамках социальных наук также используют термины « национальное самосознание », « этническое самосознание », «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

            В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя, и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант ). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта .

            Самосознание - это сознание субъектом самого себя, отличное от сознания других субъектов и мира в целом. Это сознание человека о его взаимодействии с объективным миром и миром субъективным (психикой), его жизненно важных потребностях, мыслях, чувствах, мотивах, инстинктах, переживаниях и действиях.

            На жизненном пути личности как субъекта культуры и жизни происходит постепенное осознание и освоение диалектической связи сознания и самосознания человека, что является важным условием выработки и определения стратегии жизни.

            Психологический аспект самосознания

            В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о себе складываются в мысленный «образ-Я».

            Ребёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

            Динамика развития самосознания

            Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения.

            Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

            Источники:

            • Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
            • Григорьев С.В. Игра и самосознание культуры. 2-е изд. - М., 2005.
            • Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
                СПб., 1890—1907.

Как взаимодействие с окружающим миром способствует личностному росту

Воздействие окружающих на развитие личности достаточно велико. Личность, развиваясь, взаимодействует с лицами, играющими определенные роли. От окружающих зависит то, как складывается жизнь человека. При изменении окружения в жизни человека происходят изменения – меняется судьба, положение вещей и т.д. Окружение также оказывает влияние на мировоззрение, цели, привычки, установки, приоритеты человека, даже на состояние здоровья. Поэтому единственным способом, благодаря которому личность может повлиять на свою жизнь является правильный выбор окружения.

Джеймс Фаулер и Николас Кристакис провели множество экспериментов на эту тематику и описали их в книге «Связанные одной сетью». Результаты экспериментов показывают, что окружение кардинально влияет на все сферы жизнедеятельности человека. Например, среда, которая состоит из преступников, оказывает пагубное влияние на новых заключенных, попавших в тюрьму. Человек является продуктом своего окружения, поэтому молодой человек, попавший в места заключения, выходит оттуда преступником с опытом. В книге также была описана ситуация, когда в окружении людей, страдающих ожирением, обязательно есть люди с лишним весом.

Статья: Как окружающие люди влияют на развитие личности

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Человек бессознательно копирует людей, с которыми общается, так как они «задают» для нас рамки приемлемого. В случае если окружение человека курящее, то самому человеку трудно бросить курить; если друзья употребляют спиртное, то и для человека становится это приемлемым.

Врачи-наркологи знают, что человек, пытающийся выйти из-под власти алкогольной зависимости, должен изменить окружение. Если человек снова вернется в привычную для него среду, то есть высокий риск вернуться к употреблению алкоголя.

Следует отметить, что происходящие в нашем окружении тенденции значительно влияют на нас, о чем свидетельствуют эксперименты Фаулера и Кристакиса. Например, если среди знакомых прокатилась волна разводов, то повышается вероятность того, что это может случиться и с нами. В предыдущем поколении было гораздо меньше разводов, потому что общество резко критиковало разводящуюся пару, поэтому общественное мнение держало людей в браке даже в сложных ситуациях.

Общественное мнение, окружение, среда обитания – это то, что влияет на наши решения больше, чем наше сознание. То, что принято в вашем окружении, становится приемлемо для вас. Каждый человек зависит от окружения. Вредные привычки, тенденции, манеры поведения «инфицируют» окружающих людей. Попав случайно в определенное окружение вы, сами того не замечая, приобретаете вредные привычки, можете впасть в депрессию, нарушить закон, стать агрессивным и т.п. Но это происходит только в том случае, если человек попадает в окружение с отрицательной характеристикой, все может произойти наоборот в благоприятном окружении – человек может бросить вредные привычки, быть счастливым и наслаждаться жизнью.

Замечание 1

Человеку необходимо тщательно выбирать людей, с которыми придется проводить время. Выбор окружения – это то, к чему следует относиться максимально осознанно. Оно подталкивает личность к развитию, к правильной реализации, формированию правильного и позитивного мироощущения.

Как правило, окружение человека с рождения формируется неосознанно. Оно состоит из семьи, друзей, знакомых, соседей, коллег и т.д. Так, окружение составляют люди, которые по причинам близкого географического расположения и сплетения обстоятельств вошли в нашу жизнь.

Чаще всего мы выбираем друзей по равенству– нам есть о чем с ними поговорить, с ними мы находимся приблизительно на одинаковом уровне развития. Известная поговорка гласит: «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», поэтому обратите внимание на людей, с которыми проводите время, на их настроения, желания, проблемы, скорее всего, глядя на них вы осознаете причины происхождения собственных настроений, желаний и проблем. Например, подруги могут вместе верить во что-либо, читать гороскопы, находится в депрессии, говорить о несовершенстве мира и т.д.

Человек вполне может изменить свой круг общения, осознанно сформировать его. Наши преграды, негатив, заставляющие двигаться по замкнутому кругу событий, находятся на уровне бессознательного. Также наши желания обязательно обеспечены свойствами их реализации, только для этого необходимо осознать себя, желания и потребности.

Почему важно практиковать самоконтроль для личностного развития

Современный мир требует от людей высокой психологической устойчивости и самоконтроля. Важно уметь контролировать свои негативные желания, чувства и эмоции для достижения поставленных целей.

Самоконтроль — необходимый навык в современном обществе. Он позволяет людям принимать осознанные решения, контролировать свое поведение и не поддаваться внешним и внутренним стрессовым ситуациям. Развитие этого навыка помогает улучшить качество жизни и достижение успеха в личной и профессиональной жизни.

Важно отличать самоконтроль от самоподавления. Самоподавление – это подавление своих эмоций и чувств. Самоконтроль – это контроль своих реакций и действий. Люди, которые практикуют самоподавление, не могут полностью проявить свою личность и часто страдают от стресса и депрессии. Люди, которые развивают самоконтроль, могут претворять в жизнь свои мечты, сохраняя при этом хорошее эмоциональное состояние и отсутствие депрессии.

Развить самоконтроль можно посредством медитации, йоги, практики ментальной устойчивости, спорта и других видов деятельности. Не следует ожидать мгновенных результатов – тренировать самоконтроль нужно регулярно и с упорством.

Важно научиться отличать самоконтроль от самоподавления. Самоподавление – это подавление своих эмоций и чувств. Самоконтроль – это контроль своих реакций и действий. Например, перед тем как совершить какое-то действие, можно остановиться и подумать, правильно ли это действие и какие будут его последствия. Это поможет принимать осознанные решения и контролировать свои действия.

Какова роль образования в процессе личностного роста

  1. Взаимодействие обучения и развития :
    Обучение и развитие личности тесно взаимосвязаны в современной педагогике . Роль обучения не ограничивается передачей информации; оно способствует всестороннему развитию личности, обогащая ее новыми знаниями и умениями. Такое понимание обучения и развития поддерживается исследованиями Л.С. Выготского, который утверждал, что обучение может идти впереди развития, стимулируя его.
  2. Обучение в школьной среде :
    Школьное обучение играет ключевую роль в развитии личности ученика. Курсы, такие как русский язык и математика, не только предоставляют академические знания, но и способствуют развитию культуры речи и критического мышления. Эти уроки учат учеников оценивать мир вокруг себя, формируют их культурные и этические взгляды.
  3. Профессиональное образование как фактор развития : В профессиональном образовании, например в технических специальностях, обучение выходит за рамки простого приобретения специализированных знаний. Студенты также изучают гуманитарные дисциплины, что способствует формированию комплексной личности. Такой подход подчеркивает важность образования в развитии интеллектуальной, культурной и нравственной сторон личности.
  4. Жизнь за пределами школы : После школы процесс обучения продолжается и влияет на развитие личности во взрослой жизни. В контексте профессионального образования, например, в области информационных технологий, обучение включает в себя как технические, так и гуманитарные дисциплины. Это обеспечивает более полное развитие личности, подготовленной к решению разнообразных задач в современном мире.

В чем суть концепции самосовершенствования и как она помогает в личностном развитии

Тенденция к саморазвитию связана с уровнем жизни. Широко известная пирамида Маслоу демонстрирует: когда у человека удовлетворены базовые потребности (еда, сон, безопасность), более важными становятся стремления другого порядка (потребность в принадлежности, желание определенного статуса в обществе, личного самосовершенствования и развития). То есть, чем лучше мы живем, тем большей ценностью для нас становятся качество межличностных отношений, достижение новых высот, духовное развитие, познание внешнего и внутреннего мира.

 

Чем более инфантилен человек, чем больше в его жизни стресса и тревог, тем сильнее будет его вера в силу мысли

Во-вторых, существует понятие магического мышления. Традиционно оно присутствует у детей и должно трансформироваться в более реалистичный взгляд по мере взросления. Ребенок верит, что может влиять на мир с помощью мыслей или простых действий: «если я очень сильно захочу, то родители не разведутся», «Дед Мороз подарил подарок, так как я написал ему письмо». Чем более инфантилен человек, чем больше в его жизни стресса, тревог и ситуаций неопределенности, тем сильнее будет вера в силу мысли, что подтверждается исследованиями . Кроме того, высокий уровень магического мышления зачастую ассоциирован с психическими расстройствами, начиная с обсессивно-компульсивного расстройства и заканчивая.

По данным ВЦИОМ, треть людей в России верят в порчу и сглаз, 42% женщин старше 45 лет верят в колдовство. Элементы магического мышления встречаются у всех нас. Присесть на дорожку, плюнуть через левое плечо, пожелать себе удачи, визуализировать желание — все это может стать работающим способом снятия тревоги, аутотренинга и расширения границ возможного. Взрослый человек в норме понимает, что позитивными мыслями и точечными ритуальными действиями мы можем положительно влиять на свое состояние, а череда поступательных действий приводит нас к результату — но при этом мир нам не подчиняется, хотя в нем, безусловно, есть элементы удачи и счастливой случайности.

Положительный эффект магического мышления связан со склонностью к внушаемости. У человека срабатывает эффект плацебо , что, например, применяется при обезболивании (доказано, что нанесение мази-пустышки у многих вызовет снижение боли). Схожее происходит на популярных тренингах, когда ведущий из позиции гуру действительно может внушить человеку новые установки. В дальнейшем они могут повлиять на его действия, в итоге — на реальность. Побочный эффект такого внушения – заслуга начинает «принадлежать» гуру, а значит, человек будет возвращаться к нему снова и снова, связывая победы не со своими действиями, а с человеком на сцене.

 

Получается, предложение на рынке сегодня удовлетворяет всем потребностям:

  • Классическая психотерапия и научно-доказательные техники самопомощи используются для решения реально существующих сложностей с психическим здоровьем.
  • Курсы по развитию личностных навыков, разнообразные духовные практики и ретриты помогают улучшать качество жизни и обогащать внутренний мир тех, чьи базовые потребности уже закрыты.
  • Тренинги и марафоны, гарантирующие быстрый результат за счет силы мысли питают фантазии людей, чей уровень магического мышления достаточно велик. Причем нередко они действительно помогают за счет вышеописанного эффекта плацебо. Или из-за того, что, проходя марафон, человек как минимум начинает структурировать свои чувства, мысли, желания, а значит, обретает базовые навыки рефлексии.

Усложняет ситуацию тот факт, что психологическая помощь в России не лицензируется , а значит, оказывать услуги могут люди, не имеющие соответствующего образования и, самое главное, не соблюдающие этические принципы, что делает такую помощь попросту небезопасной.

Как влияет способность к самоанализу на процесс личностного роста

У каждого человека — своя зона комфорта.

Можно ли расширять свою зону комфорта? Да, это возможно. Расширение зоны комфорта, как правило, влияет на личность положительно, однако нужно быть осторожным: в случае преобладания у человека негативной самомотивации расширение зоны комфорта может привести к личностному застою.

Чтобы расширить зону комфорта, полезно выработать у себя следующие привычки:

-Приучить себя делить сложные задачи на более мелкие . Если вы боитесь выступать в большой аудитории, найдите размер группы, перед которой вам выступать не страшно. В компании из двух-трех человек вы выступать не боитесь? Хорошо. Добавьте еще пару человек — и тренируйтесь. Освоили — добавляйте еще нескольких людей. Скоро будете хорошо себя чувствовать перед группой в 10 человек, а через пару месяцев, продолжая тренировки, станете отличным и уверенным в себе оратором, способным выступать в большой группе.

-Освоить упражнение « Хорошо ». Если вы вообще привыкли переживать негатив, вам часто будет плохо и некомфортно. Если вы себя уже переучили и к негативу не склонны, половина вашего дискомфорта уверенно исчезает.

-Научиться преодолевать страх. Если вы не умеете работать со страхом , не знаете, что такое десенсибилизация , вы действительно в проблемной ситуации. Научитесь работать со страхом, научитесь быть выше страха — и проблема выхода за границы зоны комфорта для вас перестанет существовать.

-Приучать себя к разумному напряжению: делать то, что непривычно и поэтому страшно, или то, что не хочется, но нужно.