Основы гендерной психологии: понятия и методы исследования
- Основы гендерной психологии: понятия и методы исследования
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое гендерная психология и чем она отличается от обычной психологии
- Какие методы исследования используются в гендерной психологии
- Какие гендерные различия существуют в психологии
- Какие стереотипы о полах существуют в современном обществе
- Как влияет социокультурная среда на формирование гендерной идентичности
- Какие факторы определяют различия в поведении между мужчинами и женщинами
- Какие особенности в гендерных различиях существуют в разных культурах
- Какую роль играет биология в формировании гендерной идентичности
Основы гендерной психологии: понятия и методы исследования
Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства.
Психология сравнения мужчин и женщин. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам — от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики.
Психология женщины изучает прежде всего — связанные с женской физиологией. Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального цикла, беременности, родов, климакса. Помимо этого, предметом психологии женщины становятся материнство, женская занятость и женские профессии (особенно те, где нет мужчин или их так мало, что сравнение не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантное поведение (особенно в чисто женской среде), наконец, специфически женские заболевания (и не только гинекологические, но и другие даже в области психиатрии). Психология мужчины делает первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи. Существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или их чрезвычайнс мало), а также мужские группы — деловые, профессиональные, клубы, компании, куда женщин не допускают.
Связанные вопросы и ответы:
1. Чем отличается гендерная психология от других областей психологии
Гендерная психология изучает различия между мужчинами и женщинами, роль гендерной идентичности в поведении и мышлении. Она фокусируется на влиянии социальных стереотипов и культурных норм на формирование гендерной идентичности. В отличие от общей психологии, гендерная психология уделяет особое внимание взаимосвязи между гендером и психологическими процессами.
2. Какие основные принципы лежат в основе гендерной психологии
Одним из основных принципов гендерной психологии является осознание социокультурного влияния на формирование гендерных различий. Также важным принципом является признание разнообразия гендерных идентичностей и их динамичность. Еще одним принципом является критическое отношение к гендерным стереотипам и предвзятым представлениям.
3. Какие факторы влияют на формирование гендерной идентичности
Формирование гендерной идентичности зависит от множества факторов, включая биологические, социальные, культурные и психологические аспекты. Важную роль играют родители, общество, среда обитания и образовательные учреждения. Также на формирование гендерной идентичности влияют медиа, религия, история и другие социокультурные факторы.
4. В чем заключается бинарный подход к гендеру
Бинарный подход к гендеру предполагает разделение всех людей на две категории - мужчины и женщины, исходя из биологического пола. Этот подход не учитывает разнообразие гендерных идентичностей и может способствовать установлению жестких гендерных стереотипов. Бинарный подход к гендеру критикуется в гендерной психологии за его узость и недостаток включения разнообразия форм гендерной идентичности.
5. Какие методы используются в гендерной психологии для изучения взаимосвязи гендера и психологии
Для изучения взаимосвязи гендера и психологии в гендерной психологии применяются различные методы, включая наблюдение, опросы, эксперименты. Также широко используются биомедицинские исследования для изучения биологических различий между мужчинами и женщинами. Важным методом является также анализ культурных текстов, массовой культуры и социальных практик для понимания гендерных стереотипов и норм.
6. Каким образом гендерные различия могут влиять на поведение и психологические характеристики
Гендерные различия могут влиять на поведение и психологические характеристики через формирование гендерной идентичности и социальное воспитание. Например, женщины и мужчины могут отличаться в способе восприятия эмоций, решении проблем, коммуникации и стратегиях поведения. Эти различия формируются под влиянием культурных норм, стереотипов и социальных ожиданий.
Что такое гендерная психология и чем она отличается от обычной психологии
Гендерная психология является отраслью психологической науки. Она занимается изучением закономерностей формирования и развития личностных характеристик представителей определенного пола. Эти признаки основаны на половой дифференциации и стратификации (то есть иерархии).
Базовыми аспектами гендерных исследований выступают:
- Половая дифференциация,
- Принципы трансформации гендерной системы,
- Стратификация общества,
- Показатели формирования гендерной идентификации.
Статья: Основы гендерной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти решение задачи
Ученые определяют предмет гендерной психологии в широком смысле в качестве определенных особенностей психики, которые связаны с полом. Принято рассматривать 6 разделов, которые входят в состав гендерной психологии. Для каждого из них будет присущ собственный предмет исследования:
- Психология сравнения мужского и женского пола, целью которой является установка специфических особенностей мужчин и женщин;
- Психология женского пола, где в качестве предмета исследования выступают особенности психики, которых нет у мужчин (они связаны с женской физиологией, включают психическое состояние во время менструального цикла, беременности, родов, климакса и др.);
- Психология мужского пола, где в качестве предмета исследования выступают аспекты психики, которых нет у женского пола (например, исследование специфических мужских заболеваний, которые влияют на психику мужчин, психологические факторы смерти мужчин, особенности мужских профессий и групп, в которые не допускаются женщины);
- Гендерная социализация, в которой предмет гендерных исследований представлен социализацией (она состоит в формировании гендерной идентичности и в освоении гендерной роли , включая то, каким образом на данный процесс воздействуют гендерные стереотипы).
- Психология гендерных отношений, включая особенности поведения людей, включенных в однополые и смешанные группы (дружба, секс, супружество);
- Гендерная психология лидерства, включающая различия психологического характера между мужским и женским типом лидерства, основы гендерной социализации лидерства и др.
Какие методы исследования используются в гендерной психологии
Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) давно привлекает внимание психологов. Однако систематические исследования, посвященные этой проблеме, проводятся в основном зарубежными психологами. В отечественных психологических публикациях полученные эмпирические данные о поведенческих и личностных различиях между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) представляются как вполне очевидный факт, не требующий обоснования и интерпретации.
Традиционный анализ половых различий сводился к демонстрации и доказательству характер-ных отличий мужской и женской природы при замалчивании возможной близости некоторых пси-хологических и поведенческих реакций у мужчин и женщин. Эпизодически обращаясь к проблеме половой дифференциации, психологи ограничивались констатацией "естественной" противопо-ложности мужского и женского. Взятый в более широком культурно-историческом контексте, процесс формирования полоролевых стереотипов состоит в постоянном акцентировании гормонально-биологических детерминант женского (но не мужского) социального поведения. Такая позиция психологов обусловлена глубоко укоренившимся представлением, что признак пола - это обязательное различие не только на уровне проявлений человека как индивида, но и на таких уровнях, как личность, субъект деятельности, индивидуальность.
Специальные психологические исследования, ориентированные на изучение проблемы различий между полами, искали и продолжают искать ответы на следующие вопросы:
1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?
2. Какова природа этих различий, являются ли они универсально-биологическими или отражают исторически преходящие формы полового разделения труда?
Наиболее часто в психологической литературе подчеркивается наличие различий между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) в интеллектуальном, моральном развитии, мотивации достижений, сфере поведенческих проявлений. Рассмотрим имеющиеся ответы на оба вопроса в каждой из четырех сфер личностного развития: когнитивной, мотивационной, моральной и поведенческой.
Когнитивном сфера
Для ответа на первый вопрос - описания отчетливо установленных психологических разли-чий между полами - обратимся к статье Т.Н. Виноградовой и В.В. Семенова (1993), в которой про-анализированы многочисленные работы зарубежных исследователей, посвященные половым различиям в познавательной сфере. Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усред-ненным показателям интеллектуального развития не различаются, коэффициент интеллектуально-сти у них примерно одинаков. В то же время, по данным психометрических исследований, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измере-ния коэффициента интеллектуальности (IQ), заметно превосходит число женщин. Это означает, что среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливых людей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины. Мужчины и женщины (мальчики и девочки) отличаются не только диапазоном разброса умственных способностей. Я. Маккоби н К. Джеклин, проанализировав 1600 доступных им психологических исследований половых различий, показали, что у девочек по сравнению с мальчиками (у женщин, по сравнению с мужчинами) лучше развит вербальный интеллект. У мальчиков по сравнению с девочками (у мужчин, по сравнению с женщинами) лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности (Maccoby Е.Е., Jacklin С.N., 1974).
Какие гендерные различия существуют в психологии
Когда слышишь очередной гендерный стереотип, хочется проверить по календарю, какой сейчас век — двадцать первый или, может быть, восемнадцатый. Несмотря на все усилия движений за равноправие, мы продолжаем жить в мире, как бы разделенном на две территории — мужскую и женскую. На этих территориях действуют правила и законы, называемые гендерными стереотипами — о них и о том, как изменить ситуацию, мы поговорили с психологом и нарративным терапевтом Еленой Аксеновой.
Гендерные стереотипы достались нам в наследство от патриархальной культуры с ее четко прописанными ролями: женщина — хранительница очага, мужчина — добытчик и завоеватель. Мужчина находится на вершине социальной иерархии, обладая всей полнотой прав и возможностей. Женщина занимает подчиненное положение, ее самореализация ограничивается семьей и специальными «женскими» занятиями. Главная цель гендерных стереотипов — законсервировать неравенство мужчин и женщин, характерное для патриархата. А чтобы у нас не возникало вопросов, почему распределение ролей именно такое — мужчина доминирует, а женщина прислуживает, стереотипы ссылаются на природу и генетику.
Аргумент «у женщин и мужчин разный мозг» звучит как неоспоримое доказательство и оправдание гендерного неравенства. К счастью, научные исследования не подтверждают, что мозг имеет гендер, и что наши способности зависят от пола. Женщины и мужчины действительно отличаются характером и поведением. Например, женщины более уступчивы, а мужчины чаще изменяют, но ответственна за это не генетика, а воспитание. Чтобы в будущем мы успешно играли роли мужчин и женщин, нам с детства внушают, что мальчики не плачут, а девочки не дерутся, мальчики играют в машинки, а девочки в куклы. А когда мы спрашиваем, почему так, нам говорят: так принято, так положено. В результате мы воспринимаем гендерные роли как единственно возможный порядок вещей.
Интересно, что когда роли и стереотипы препятствуют экономической выгоде, они могут точечно отключаться. Это еще одно доказательство, что стереотипы — социальный механизм, а не природная данность. Например, идея о женской слабости никогда не распространялась на женщин, занятых на тяжелых работах. Современные женщины работают наравне с мужчинами, но за меньшие деньги и порой без карьерного продвижения. Во многих профессиях и компаниях существуют стеклянные потолки — негласные ограничения, не позволяющие женщинам занимать высшие посты. Можно сказать, все наше общество — это система стеклянных потолков, в которые женщины упираются головой. Чтобы стеклянные потолки наконец-то разбились, нужно вынуть из конструкции поддерживающие ее гендерные стереотипы. Но это не так просто.
Четкое разделение ролей дает нам как обществу иллюзию стабильности. Нам кажется, если мы будем жить, как жили наши дедушки и бабушки, с нами точно не случиться ничего плохого. А новые веяния, такие как феминизм и гендерное равенство, приведут к непредсказуемым и даже опасным последствиям — женщины перестанут рожать детей, мужчины потеряют контроль над миром, наступит хаос, от которого пострадают все. Стереотипы стоят на страже жизни по старым правилам, хотя очевидно, что эти правила нам больше не подходят.
Еще одно объяснение, почему стереотипы такие живучие — мы их не осознаем. В бытовых ситуациях стереотипы срабатывают автоматически, освобождая нас от мыслительной работы: видишь женщину за рулем — пропусти, а то как бы чего не вышло. Задача стереотипов — до примитивизма упрощать сложные явления, в том числе вопросы гендера. Но эта кажущаяся простота не дает нам как обществу развиваться. Закрепленные в стереотипах патриархальные ценности ограничивают не только женщин, но и мужчин, находящихся на вершине социальной иерархии. От мужчин требуется быть такими — сильными, волевыми, безэмоциональными, какими они быть не хотят и не могут.
Однако т от факт, что гендерные стереотипы нельзя отключить в один момент, еще не означает, что мы должны с ними соглашаться. Признавая, что стереотипы существуют, что они не обоснованы и только портят нам жизнь, мы делаем важный шаг к их пересмотру.
Материал подготовлен совместно с ассоциацией «Равные права и равные возможности» — первой в России коммуникационной площадкой для коммерческих и некоммерческих организаций, а также частных лиц, имеющих успешный опыт внедрения проектов, практик и программ, направленных на устранение трудовой и социальной дискриминации людей на основании их пола, возраста, физических или иных ограничений.
Какие стереотипы о полах существуют в современном обществе
Агенты социализации
Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации. Далее представлены некоторые основные агенты социализации, действующие на опреде-ленном этапе жизненного пути.
Младенческие годы
В отличие от низших млекопитающих, обладающих врожденными навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в заботе других людей, которые их кормят, одевают и защищают от холода. Чтобы правильно развиваться, младенцам необходимо также посто-янно чувствовать, что их любят, особенно в первые годы жизни.
Депривация. Исследования по депривации или отсутствию роди-тельской заботы наглядно свидетельствуют о том, как дети в ней нуж-даются. Поведение детей, которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способность к обучению.
Анна была незаконнорожденным ребенком, которого мать посто-янно запирала в комнате и оставляла одного. Хотя мать кормила ее, она редко купала и обнимала Анну и почти не разговаривала с девоч-кой. Когда Анне было шесть лет, ее нашли посторонние люди; девоч-ка в этом возрасте не умела ходить. Ее отправили в детский дом, а в дальнейшем она училась в специальной школе. Через четыре года де-вочка умерла — к этому времени она научилась играть с мячом, оде-ваться и выполнять простые задания, но во время еды могла пользо-ваться только ложкой, а ее речь была на уровне двухлетнего ребенка.
Камала была так называемым маугли. Ее обнаружили английские миссионеры в Индии, когда ей было восемь лет. Считалось, что роди-тели бросили ее, когда она была грудным ребенком, и девочка вы-росла среди волков. Может быть, на самом деле девочка вовсе не жила среди волков, но она страдала эмоциональной депривацией. Она хо-дила без одежды и ела сырое мясо. Когда миссионеры нашли ее, де- вочка крайне враждебно относилась к другим людям. В дальнейшем в течение восьми лет обучения в школе миссионеров Камала сделала большие успехи. Она научилась пользоваться простым набором слов и выражать различные чувства. Хотя Камала стала проявлять некоторое дружелюбие по отношению к другим детям, научилась носить одежду и употреблять приготовленную пищу, она так и не научилась читать и поддерживать дружбу в течение какого-то времени. …>
Госпитализм. Приведенные примеры социальной изоляции свиде-тельствуют об огромном значении для маленьких детей даже мини-мального человеческого общения. Отсутствие такого общения стано-вится причиной госпитализма — вредных последствий казенной об-становки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви. Спиц (1945) провел важное исследование госпитализ-ма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание. Вторым — дом ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. В обоих дет-ских учреждениях дети жили в чистоте, получали полноценное пита-ние и медицинское обслуживание. Главное отличие связано с индиви-дуальной заботой о младенцах. В доме ребенка старшая медсестра и пять ее помощниц заботились о сорока пяти грудных детях; в яслях старшая медсестра и три ее помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребенком.
Как влияет социокультурная среда на формирование гендерной идентичности
Отличительная особенность мужчин и женщин связана с биологией, психологией пола, уровнем социализации и включает три блока факторов:
- биологические факторы – генетические, биологические, психофизиологические признаки;
- социальные и психофизиологические факторы – присвоение половых ролей, распределение труда в зависимости от половой принадлежности, идентификация ребенка с собственным полом, гендерные стереотипы, определяющих обществом и др.;
- культурные факторы – присвоение гендерных установок и особенностей поведения в зависимости от культуры, распределение труда в зависимости от культуры.
Если пол ребенка определяется в момент рождения, то о гендере этого сказать нельзя. Пол определяется по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям.
Гендер – это отличительная характеристика по социальному аспекту, т.е. мужчина и женщина играют определенную социальную роль и должны соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике своей деятельности в соответствии со своим полом.
Человеку свойственно придерживаться социальных норм, а причина кроется в желании быть принятым обществом.
Желание достигается в результате осуществления дифференциального усиления, когда гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается и дифференциального подражания, суть которого заключается в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и соответственно себя ведет.
Как правило, человек выбирает ролевые модели в поведении, соотносящиеся с его гендером.
Для гендера характерны свои сущностные признаки:
- социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе развития в соответствии с полом;
- социально-психологические отношения – общение, взаимодействие с другими людьми;
- набор соглашений личности, которые отражают стереотипы, типичные черты для мужчин и женщин, роли;
- социально-психологический конструкт, т.е. сущность, механизм, специфику формирования маскулинности и фемининности в обществе;
- социально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит биологический пол;
- социализация личности в зависимости от культуры;
- иерархия социальных отношений между мужчиной и женщиной, неравенство возможностей;
- осознанное принятие собственного пола – осознанное принятие пола – осознанное значение пола.
К существующим теориям проблем половых и гендерных различий единого подхода пока нет.
Методик изучения гендерных особенностей немного, среди них можно назвать методику Г. Гейманса, методику В.Е. Когана, методику маскулинности – фемининности С. Бэма.
Все методики отражают гендерные особенности, но их не всегда можно использовать.
Исключением являются методики изучения психических, познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, интеллекта, креативности.
Что касается эмпирического изучения общих особенностей мужчины и женщины, то их сравнение идет в 3-х направлениях:
- изучение половых различий;
- изучение гендерных характеристик;
- изучение гендерных различий.
Какие факторы определяют различия в поведении между мужчинами и женщинами
Панкультурные гендерные сходства. Разделение труда, обусловленное полом. Гендерное стереотипизирование. Дифференциальная гендерная социализация. Более низкий статус и меньшая власть женщины. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии. Заключительные замечания. Резюме
Культура — это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникации (Matsumoto, 1994). Воспринимают ли мужчин и женщин в других странах таким же образом, как в нашей культуре? Во всех ли культурах существуют гендерные роли, и если да, то почему это так? Существуют ли в гендерных ролях панкультурные универсальные сходства? В начале книги я отметила, что психологические исследования пола по большей части проводились среди белых американцев, представителей среднего класса. Социальные психолога все больше осознают потребность кросс-культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс-культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для иных культур (Moghaddam et al., 1993; Triandis, 1994). Другая причина — желание избежать этноцентризма и предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены ее влиянию, а кросс-культурная психология может помочь определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур (Williams & Best, 1990 b). Кросс-культурное исследование гендера также позволяет нам глубже изучить роль, которую играет культура в создании и поддержании гендера и гендерных различий.
Какие особенности в гендерных различиях существуют в разных культурах
В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, то есть представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.
Такое воспитание имеет традиции с того времени, когда люди жили в племенах (а у многих африканских племен это сохранено и до сих пор) и когда мужчина занимал социально более значимую позицию, чем женщина. Мальчика необходимо было готовить к роли воина, вождя, жреца, следовательно, освободить от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем изоляции его от родительского дома: его передавали на воспитание в дома родственников или вождей племени, в «мужские дома», отдавали в ученье. Правда, если верить древнегреческой легенде, был период, когда женщины-амазонки не уступали мужчинам в воинственности; они даже выжигали у своих дочерей правую грудь, чтобы она не стесняла их движения при стрельбе из лука. Да и период матриархата тоже свидетельствует о том, что борьба за эмансипацию женщин является веянием не только нашего времени.
Формирование гендерной идентичности девочки проходило преимущественно в стенах родительского дома подле матери и было направлено на приобретение ею определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанным с этим обязанностям.
Отсюда полагают, что личностные и поведенческие различия между мужчинами и женщинами возникают, прежде всего, как социальный феномен, который не определяется природными факторами в такой же степени, как морфологические и физиологические различия.
Для такого утверждения имеются некоторые основания. Показано, что с веками и десятилетиями многие представления о гендерных ролях меняются, несмотря на постоянство биологической природы мужчин и женщин.
Ш. Берн выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию. Уступчивость – это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение. Одобрение, или интернализация, - это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами. Идентификация – это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).
Гендерная идентификация – это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий неодинаково.
Как отмечаю Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтсас, гендерная идентичность делится на две составляющие:
1) половая идентичность – понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;
2) собственно гендерная идентичность – знание и усвоение ролей мужчины и женщины.
С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа: 1) ребенок узнает, что существует два пола, 2) он включает себя в одну из этих категорий, 3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения. Три этапа выделяют и другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами, выделенными С. Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека.
Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе). До двух-трех лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях. Мальчики выбирают для игры машинки, игрушечное оружие, маленькие инструменты, конструктор, девочки –куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством.
Какую роль играет биология в формировании гендерной идентичности
Определение 1
Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи представителей разных полов, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.
Гендер рассматривался классиками гендерной психологии как одно из базовых измерений социальной структуры общества вместе с другими культурными и социально-демографическими характеристиками.
Толкование гендера может быть очень широким, обозначая разделение людей по полу, культурным символам, рынку труда, идентификационным моделям личности. Так и узким, в этой трактовке подчеркивается разница между биологическим и социальным полом личности.
Гендер – это социальная модель мужчин и женщин, определяемая их ролью и положением в обществе. В разных обществах гендерные системы различны.
Сущность гендера – это противопоставление и полярность. Практически в каждом обществе с какого-то определенного момента социальные характеристики имеют два гендерных ярлыка – один биологический пол доминирующий, а другой считается вторичным. Эта гендерная асимметрия остается, несмотря на то, что со временем социальные нормы меняются. Таким образом, гендерная система является социально сконструированной системой неравенства по полу.
Свое влияние на гендерную социализацию оказывают психосоциальные особенности развития личности с точки зрения конкретной половой идентификации.
Ряд психологических особенностей жизнедеятельности и поведения человека обуславливается гендерным фактором, который формируется в социально-психологических поведенческих установках и стереотипах.
Гендерный подход в социально-психологическом понимании можно использовать к определению качества жизнедеятельности человека. Оценивая психологические критерии гендерного фактора важно затрагивать социально-психологический и интегративный подходы.
На поведение людей и их жизнедеятельность гендерный фактор оказывает существенное влияние.
Качество жизни и функциональный комфорт в реализации профессиональной деятельности обуславливаются гендерными стереотипами. Это говорит о том, что одним из главных способов социальной стратификации общества, является гендер, который в сочетании с социально-демографическими факторами (возраст, пол, национальность, класс), организует систему социальной иерархии.
Замечание 1
Гендер является набором всех культурных характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин и их взаимоотношения между собой.
Гендер – это аналитический инструмент для понимания всех социальных процессов, происходящих в обществе.
Быть женщиной или мужчиной, значит быть уверенным в том, что биологический представитель данного пола является носителем определенного набора биологических характеристик и обладателем личностных и поведенческих особенностей, соответствующих этому полу.
Половая принадлежность – это своеобразная когнитивная схема, дающая представления о том, какими свойствами должен обладать представитель каждого пола.
Гендер проявляется в повседневной реальности и является важной категорией социальной жизни человека.
Биология играет важную роль в формировании гендерной идентичности, как через физиологические отличия между мужчинами и женщинами, так и через влияние гормональных изменений на мозговую активность.
Гендерные различия в биологии
Биологические отличия между мужчинами и женщинами, такие как различия в размерах половых органов, гормональных уровнях и мозговых структурах, могут влиять на формирование гендерной идентичности.
Мужчины и женщины имеют разные уровни тестостерона и эстрогена, что может влиять на мозговую активность и поведение.
Гендерные различия в мозговой активности
Мозговая активность мужчин и женщин также отличается. Мужчины имеют более высокий уровень тестостерона, что может влиять на их поведение и предпочтения.
Женщины, с другой стороны, имеют более высокий уровень эстрогена, что может влиять на их эмоциональную стабильность и социальные навыки.
Влияние биологии на гендерную социализацию
Биологические отличия между мужчинами и женщинами могут влиять на их социальную идентичность и поведение.
Мужчины и женщины могут получать разные социальные сигналы и ожидания в зависимости от их пола, что может влиять на их гендерную идентичность.
Таким образом, биология играет важную роль в формировании гендерной идентичности, как через физиологические отличия, так и через влияние гормональных изменений на мозговую активность.