Как помочь подросткам улучшить коммуникативные навыки: эффективные упражнения
- Как помочь подросткам улучшить коммуникативные навыки: эффективные упражнения
- Связанные вопросы и ответы
- Какие упражнения можно использовать для развития навыков активного слушания у подростков
- Какие игры помогут подросткам научиться эффективно выражать свои мысли и идеи
- Какие упражнения можно проводить для тренировки невербальной коммуникации у подростков
- Как стимулировать подростков к участию в дискуссиях и обсуждении различных тем
- Какие ролевые игры помогут подросткам понимать точку зрения собеседника и находить общий язык
- Какие упражнения помогут подросткам преодолеть страх перед публичными выступлениями и повысить уверенность в себе
- Какие методики можно использовать для развития эмпатии у подростков
Как помочь подросткам улучшить коммуникативные навыки: эффективные упражнения
Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.
Продолжительность 1 час 40 минут.
- «Презентация» (10 мин.)
- «Да-Нет» (5-7 мин.)
- «Очередь» (15-20 мин.)
- «Коллаж» (15-20 мин.)
- «Чувства» (15-20 мин.)
- «Скажи приятное» (10-15 мин.)
- «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)
1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»
Время: 10 минут.
Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.
Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.
Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.
Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?
Ведущий первым себя презентует далее по кругу каждый участник осуществляет свое представление.
Обсуждение:
– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?
– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?
2. Упражнение «Да-Нет»
Время: 5-7 минут.
Цель: повышение общего тонуса группы.
Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.
Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.
3. Упражнение «Очередь»
Время: 15-20 минут.
Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.
Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.
Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.
Затем производится общее обсуждение.
Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)
4. Упражнение «Коллаж»
Время: 20-30 минут
Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.
С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.
Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.
Темы:
- Наш класс;
- Перемена-время отдыха;
- Будущее нашего класса;
- Какие мы есть на самом деле;
Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?
Вопросы для обсуждения:
- Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
- Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
- Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
- Понравился ли вам данный вид работы?
5. Упражнение «Чувства»
Время: 15-20 минут.
Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.
Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие упражнения можно предложить подросткам для улучшения коммуникативных навыков
Для улучшения коммуникативных навыков подросткам можно предложить упражнения на развитие навыков активного слушания, такие как повторение содержания собеседника. Также полезным будет упражнение на формулирование своих мыслей и идей в письменной форме, например, написание эссе или реферата. Для развития навыков невербальной коммуникации подростки могут попробовать упражнения на работу с жестами и мимикой. Важно также проводить ролевые игры, где подростки будут имитировать реальные ситуации общения. Еще одним полезным упражнением будет тренировка навыков аргументации и убеждения с помощью дебатов или дискуссий.
2. Какие игры могут помочь подросткам улучшить коммуникативные навыки
Для улучшения коммуникативных навыков подросткам полезно играть в игры, которые развивают умение выражать свои мысли четко и последовательно. Например, игры на развитие ассоциативного мышления, где необходимо объяснить слово или понятие без использования самого слова. Также полезными будут игры на развитие креативности и способности находить нестандартные решения, например, игры на развитие умения рассматривать ситуации с разных сторон. Важно, чтобы игры стимулировали активное общение и сотрудничество между участниками.
3. Какие ролевые упражнения помогут подросткам стать более уверенными в общении
Для того чтобы подростки стали более уверенными в общении, полезно проводить ролевые упражнения, где им придется вживаться в роль разных персонажей и общаться в соответствии с их характером. Например, подростки могут играть сценки с различными сюжетами, где им придется проявить умение эмпатии и понимания. Такие упражнения позволят им преодолеть страхи и неловкость в общении, а также научат адаптироваться к разным ситуациям и собеседникам. Ролевые игры также помогут развить навыки восприятия и интерпретации мимики, жестов и интонации собеседника.
4. Как дискуссии могут помочь подросткам развить умение аргументированно выражать свою точку зрения
Дискуссии являются отличным способом развития у подростков умения аргументированно выражать свою точку зрения. Поощряя их к дебатам по актуальным и интересным темам, можно помочь им формировать свои аргументы, выстраивать логическую цепочку и убеждать собеседников. Важно обеспечить свободное высказывание мнения без страха быть осужденным, а также научить анализировать аргументы оппонента и конструктивно отвечать на них. Дискуссии способствуют развитию критического мышления, умению слушать и убеждать, что является важным навыком для успешного общения.
5. Какое значение имеет практика активного слушания для улучшения коммуникативных навыков подростков
Практика активного слушания играет важную роль в развитии коммуникативных навыков подростков, так как позволяет им осознанно слушать и понимать собеседника. Умение сосредотачиваться на словах и мыслях другого человека, не перебивая его, поможет подросткам лучше воспринимать информацию, анализировать высказывания и реагировать адекватно. Практика активного слушания также способствует развитию эмпатии, умению устанавливать контакт и сотрудничать с окружающими. Важно научить подростков не только говорить, но и слушать, что сделает их общение более эффективным и гармоничным.
6. Какие креативные задания помогут подросткам развить навыки эффективного общения
Для развития навыков эффективного общения подросткам полезно предлагать креативные задания, которые способствуют развитию умения находить нестандартные решения и выражать свои мысли креативно. Например, можно предложить задание по созданию и проведению мини-презентации на интересующую тему, где подросткам придется выступить перед аудиторией и удерживать ее внимание. Также полезными будут задания на развитие умения адаптироваться к разным типам личностей, например, общение с нейротипами или проведение тренинга по командной работе. Креативные задания помогут подросткам расширить свой кругозор, развить умение убеждать и вдохновлять других, а также научиться эффективно излагать свои идеи и планы.
7. Какой эффект оказывает на развитие коммуникативных навыков подростков работа над импровизацией
Работа над импровизацией оказывает положительный эффект на развитие коммуникативных навыков подростков, так как позволяет им выходить за рамки привычных образцов поведения и говорить и действовать спонтанно. Импровизация требует быстрой реакции, творческого мышления и умения быстро находить выход из непредвиденных ситуаций, что способствует развитию адаптивности и гибкости в общении. Практика импровизации поможет подросткам преодолеть страх перед публичным выступлением, научит выражать свои мысли четко и лаконично, а также развивает навыки эмоционального контроля и уверенности в себе. Важно проводить упражнения по импровизации регулярно, чтобы подростки могли постепенно расширять свои границы комфорта и становиться более уверенными и профессиональными в общении.
Какие упражнения можно использовать для развития навыков активного слушания у подростков
Цель: развитие навыков активного слушания.
Время проведения 25-30 минут.
Аксессуары: шахматные часы или часы с секундной стрелкой.
Упражнение проводится в тройках (или в четверках если людей много, у каждого свой секундант).
Участникам дается инструкция: Вам нужно будет всего лишь побеседовать друг с другом, правда, используя полученные знания. В процессе беседы один из вас будет выяснять настоящие, действительно существующие потребности собеседника (например, относительно его планов на следующее воскресенье). А еще один человек будет секундантом. Секунданты нажимают на соответствующие кнопочки на часах, когда собеседник закончил фразу.
В этом упражнении проверяется соотношение 70:30 (Говорить или слушать? (или 30/70)
Лучше контролирует общение и влияет на собеседника тот, кто правильно слушает.
Слушайте в два раза больше, чем говорите, и вам почти всегда будет сопутствовать успех.
Если вы предпочитаете говорить, то:
- меньше узнаете о собеседнике и его запросах
- не услышите реакции собеседника или его сомнений
- излишней разговорчивостью можете породить в собеседнике сомнения, которых раньше не было
- можете отвлечь внимание собеседника от своего предложения
- даете собеседнику больше возможностей не соглашаться с вами, сомневаться в каком-то из ваших утверждений или и то, и другое одновременно
оттесняете собеседника на задний план
- вся ваша энергия уходит на слова – вы не в состоянии оценить развитие ситуации
- не можете управлять течением беседы
- не можете убедить человека принять нужное решение
Собеседник выясняет потребности другого собеседника. Секундант засекает время, затраченное на реплику одного и время, израсходованное на реплику другого. Беседа продолжается 3 минуты. Затем по часовой стрелке беседующие меняются: тот, кто выяснял потребности, становится секундантом, бывший секундант становится человеком с потребностями, бывший человек с потребностями становится человеком, выясняющим потребности. И так, пока вся тройка не побывает в каждой роли, выяснив потребности каждого.
Показательное выступление – 4 минуты.
Обсуждение – 7-10 минут.
Упражнение «Телефакс»
Цель: проработать умения активного слушания.
Это упражнение похоже на игру «Испорченный телефон», но в ней есть своя изюминка.
Время проведения: 15 минут.
Подготовка:
Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.
Этапы игры:
Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний - карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).
Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.
Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.
Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.
В конце игры обсудите несколько вопросов:
- Слаженно ли работала команда?
- Как можно было повысить эффективность работы?
- Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?
Варианты:
Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: «да», «нет», «алло», «ура» и т.д.
Упражнение «Слухачи»
Цель: Научиться эффективному слушанию.
Члены группы делятся на пары. Один человек должен что-то в течение трех минут рассказывать какую-либо интересную историю из своей жизни, а второй должен мимикой, жестами, выражением лица и другими невербальными и вербальными способами продемонстрировать свое внимание и интерес к информации.
Все остальные члены группы оценивают по десяти бальной системе эффективность слушания и определяют его уровень. Процедура повторяется до тех пор, пока все члены группы примут участие в игре.
Рефлексия.
Какие игры помогут подросткам научиться эффективно выражать свои мысли и идеи
Анжелика Турулина
Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков «Мысли и чувства»
Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков
Цель: Развитие коммуникативных способностей : учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе , учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.
Участники: подростки 14-16 лет
Численность группы: 12-15 человек.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы проведем занятие на развитие навыков общения . Для того чтоб успешно и легко общаться с людьми и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.
Публикация «Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков „Мысли и чувства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Принятие правил работы группы.
1. Говорить по одному.
2. Все внимательно слушают говорящего, не перебивая.
3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
4.Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
5.Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Что в имени тебе моем….
Каждый участник по очереди называет свое имя, рассказывает что оно означает, кто его так назвал, кто еще в семье носит такое имя.
Упражнение «Продолжи фразу» .
Цель: узнать друг друга, саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее.Пример: Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются) . Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня, потому что я….
Какое общение бывает?
Цель: Получение информации о вербальном и невербальном общении.
Общение – это установление и развитие контактов между людьми.
Наше общение состоит из слов, т. е вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация - 5/6.
При этом 55% - это Язык Тела (позы, движения, мимика,
около 38% - Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно слова.
Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому - как.
Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое - обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.
При общении мы выражаем то что хотим сказать (да и то, что не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался. (картинки или слайды с позами, мимикой.)
Передай чувство мимикой .
Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство , ваша задача продемонстрировать , только с помощью мимики. Задача зрителей определить, что за . (: Сегодня встретила старого знакомого. : радость, злость, разочарование).
Передай чувство , только голосом.
Какие упражнения можно проводить для тренировки невербальной коммуникации у подростков
Бушуева Лариса
Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков подростков «Невербальная коммуникация»
Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков .
Тема: « Невербальная коммуникация »
Составила: педагог-психолог ГБУСОН «СРЦ Заветинского района» Л. В. Бушуева
Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков .
Задачи:
• отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;
• расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации .
Участники: подростки 14-16 лет
Численность группы: 10-12 человек.
Публикация «Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков подростков „Невербальная коммуникация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход занятия . Разминка
Упражнение «Атомы-молекулы»
Цель упражнения: раскрепощение участников.
Инструкция (произносится тренером) : Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать) . Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать) .
Возможная модификация: скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется.
По завершению упражнения можно задать вопросы: — Как вы себя чувствуете? — Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Теоретическая часть
« Невербальная коммуникация »
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение , более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки , выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д.
5 подсистем невербального общения :
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство) .
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема,которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица, пантомимика (позы и жесты) .
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема,включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема,к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т. д.
Рассказ о трёх подсистемах, имеющих наибольшее значение, несущих максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.
Упражнение «Автобус»
Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения
Участники разбиваются на пары.Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».
После невербального проигрывания , участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.
Упражнение «Испорченный телефон»
Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации ; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне .
Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства , становясь рассказчиком.
Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения: способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Как стимулировать подростков к участию в дискуссиях и обсуждении различных тем
Стрелкова Татьяна
Социально-психологический тренинг общения для подростков «Давайте понимать друг друга с полуслова»
ГГБУ
« Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Бельского района
Тверской области
Социально-психологический тренинг общения
« Давайте понимать друг друга с полуслова »
Возрастная категория - подростки
Составила:
Педагог-психолог
Т. А. Стрелкова
РФ, г. Белый
Пояснительная записка
Публикация «Социально-психологический тренинг общения для подростков „Давайте понимать друг друга с полуслова“» размещена в разделах
- Психология подростка
- Психология школьников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении , прогнозировании поведения и деятельности людей.
Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей , принятия решения.
Проведение тренинга коммуникативных умений по представленной программе способствует воспитанию активной, коммуникабельной, творческой, успешной личности.
Тренинг общения для подростков
« Давайте понимать друг друга с полуслова »
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности несовершеннолетних правонарушителей.
Задачи:
• расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения ;
• улучшение уровня коммуникации; отработка навыков понимания других людей , себя, а также взаимоотношений между людьми;
• овладение навыками эффективного слушания;
•развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу;
• умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь ;
• закрепление новых стереотипов межличностного поведения учащихся;
• развитие чувства «мы» , группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.
Оборудование: стулья по количеству участников тренинга ; флип-чарт; косынки - повязки на глаза – 3 шт. ; бланки для игры «Бинго-бинго» – по количеству участников; листы белой бумаги – 20 шт. ; репродукция – 1 шт. ; карточки с фразами для упражнения «Иностранец» ; маркеры по количеству участников; ножницы, ватман – 4-6 шт., скотч, клей, краски, кисточки, журналы с картинками, цветная бумага, картон – для выполнения группового коллажа.
Ход тренинга
время задачи технологии
10 минут Целеполагание, знакомство, ожидания, правила группы Вступительное слово тренера . Беседа
Обсудить с подростками , чем мы будем заниматься и какую пользу это нам принесет. Кто из ребят уже принимал участие в работе тренингов ? Что они знают о тренинге вообще и чего ждут от нашего тренинга ?
10 минут Создать легкую атмосферу,
облегчить запоминание имен участников группы, активизировать их личностную динамику, развивать ассоциативное мышление .Знакомство: Алексей, апельсин, Амстердам
Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга , позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление .
Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады,в которой:
• первое слово – его имя,
• второе – блюдо (желательно – которое он любит,
• заключительное слово – название города.
Какие ролевые игры помогут подросткам понимать точку зрения собеседника и находить общий язык
Покажите личный пример
Лучший способ воспитать в ребёнке любые качества — личный пример. В первую очередь учитель должен сам проявлять эмпатию: к ученикам, родителям, коллегам. Старайтесь всегда внимательно выслушать собеседника, открыто демонстрируйте, что вы понимаете его чувства, проявляйте заботу и такт.
Особенно это важно в общении с учениками: будьте внимательны к их эмоциональным потребностям, проявляйте интерес к их мнению, идеям, проблемам, даже если они кажутся вам незначительными.
Старайтесь развивать эмпатию в себе. Поверьте, это будет полезно как для учеников, так и для вас.
Помогайте социализироваться
Именно в процессе взаимодействия с другими людьми человек учится понимать чужие чувства, сопереживать, поддерживать и просить о помощи в трудной ситуации.
Для того, чтобы помочь ребятам социализироваться, чаще проводите совместные мероприятия, устраивайте командные игры, практикуйте групповые задания. Например, будет здорово посетить музей или театр вместе с ребятами из параллельного класса. Кроме того, желательно время от времени устраивать для ребят встречи с интересными взрослыми: это может быть, например, лекция на образовательную или научную тему или встреча с успешными выпускниками вашей школы. Знакомясь с разными людьми, дети учатся воспринимать разные точки зрения.
Важно не допустить, чтобы участие в активностях принимали одни и те же школьники. По возможности старайтесь так или иначе привлекать к общей деятельности всех учеников.
Какие упражнения помогут подросткам преодолеть страх перед публичными выступлениями и повысить уверенность в себе
Способность ставить под сомнение поступающую информацию помогает не попасть в ловушку группового мышления. Оно возникает, когда люди очень сильно хотят согласиться друг с другом. Это довольно распространенное явление, потому что все мы — существа социальные. Принадлежность к сплоченной группе дает нам приятное ощущение теплоты.
В 1950-х годах психиатр Соломон Аш продемонстрировал групповое мышление в серии экспериментов. Для опыта он собрал восемь человек в комнате. Семь из них были подставными и только один — настоящим испытуемым. Аш выстроил группу в ряд и попросил каждого сказать, какая из линий самая длинная. Семь подставных участников намеренно дали неправильные ответы. Настоящий испытуемый стоял последним. Около 30% добровольцев соглашались с подставными людьми и давали ложный ответ.
Это работает на физиологическом уровне: все начинается с окситоцина, одного из «гормонов счастья». Он способствует появлению крепкой взаимосвязи, к примеру, в компании друзей или спортивной команде. Побуждает людей доверять друг другу, сопереживать, делиться и помогать. Но у окситоцина есть и темная сторона. Он отвечает за формирование недоверия к тем, кто вне группы. А в некоторых случаях вызывает зависть, удовольствие от несчастий другого и агрессию. Оказавшись внутри группы, склеенной окситоцином, человек не хочет из нее выпасть. И если плата за любовь других — отказ от своего мнения, большинство охотно соглашается на это.
Какие методики можно использовать для развития эмпатии у подростков
Общение в нашей жизни имеет первостепенное значение. В современном компьютеризированном мире общение подростков сводится к переписке в соцсетях. В связ с эттим им сложно находить общий язык со сверстниками и взрослыми в открытом общении - "лицом к лицу". Тренинг создан в помощь подросткам для совершенствования их коммуникативных навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа«Тренинг коммуникативной компетентности подростков»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
КАЛУЖСКИЙ САНАТОРИЙ «СПУТНИК»
Тренинг развития коммуникативной компетентности подростков.
Подготовил:
Педагог-психолог
Харламова А.С.
Пояснительная записка.
Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Это может быть вызвано недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится этому в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.
Очень важна тема общения в подростковом возрасте. Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как правильно управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению.
Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения"
Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
Цель тренинга : формирование коммуникативных умений и навыков.
Задачи:
Раскрыть понятие «общение»;
Познакомить с основными видами общения;
Отработка навыков общения и взаимодействия с окружающими;
Формирование основных навыков эффективного общения;
Создание положительного фона, атмосферы доверия;
Формирование положительного отношения к себе и другим;
Определить личные качества, важные для общения;
Актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого участника.
При работе над данной программой тренинга я руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих.
2. Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели.
3. Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.
4. Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по-возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.
5. Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.