Изучение психологии само: как улучшить свое самочувствие и самопонимание

Содержание
  1. Изучение психологии само: как улучшить свое самочувствие и самопонимание
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Что такое понятие "само" в психологии
  4. Какие факторы влияют на формирование самоидентичности человека
  5. Почему важно развивать самооценку и самопонимание
  6. Какие практические методики использовать для улучшения своего самочувствия
  7. Как преодолеть негативные установки и утомительные мысли об себе
  8. Какие роли играют внешние факторы в формировании нашего "само"
  9. Каково влияние социальной среды на наше самооценивание
  10. Как научиться принимать свои недостатки и ошибки

Изучение психологии само: как улучшить свое самочувствие и самопонимание

Современная психодиагностика практически не располагает методами, которые позволили бы изучать самопонимание как отдельное психологическое явление. Чаще всего самопонимание изучается исследователями косвенно, в структуре других процессов, например, самоактуализации и самоотношения личности.

Тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) был разработан ученицей А. Маслоу Э. Шострем. Впервые он был переведен и усовершенствован группой московских психологов Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алешиной, М.В. За-гикой и М.В. Кроз. Н.Ф. Калина предложила еще одну адаптацию теста, разработанного Э. Шострем . Данный тест состоит из вопросника, содержащего 100 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера на выбор испытуемого, ключа к вопроснику и описания 11 шкал как основных составляющих личностной самоактуализации:

  • 1) ориентация во времени - показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом;
  • 2) ценности - указывает на то, насколько человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относит истину, добро, красоту, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, справедливость, простоту, самодостаточность и некоторые другие;
  • 3) взгляд на природу человека - определяет веру в людей и в могущество человеческих возможностей; 4) потребность в познании - описывает способность к бытийному познанию: бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей;
  • 5) креативность, или стремление к творчеству, - отражает творческое отношение человека к жизни;
  • 6) автономность - характеризует независимость и свободу личности и является главным критерием ее психического здоровья, целостности и полноты;
  • 7) спонтанность — определяет уверенность человека в себе и его доверие к окружающему миру;
  • 8) самопонимание - свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям;
  • 9) аутосимпатия - являясь естественной основой психического здоровья и цельности личности, означает хорошо осознаваемую позитивную «Я-концепцию», служащую источником устойчивой адекватной самооценки;
  • 10) контактность - измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими людьми;
  • 11) гибкость в общении - соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, со способностью к адекватному самовыражению в процессе общения.

Связанные вопросы и ответы:

1. Что такое психология самооценки и почему она важна для человека

Ответ: Психология самооценки - это область психологии, изучающая способность человека оценивать себя. Она важна, потому что наша самооценка влияет на наше поведение, отношения с окружающими людьми, успех в карьере и самочувствие. Низкая самооценка может привести к депрессии, тревоге и проблемам в общении, в то время как высокая самооценка способствует уверенности, мотивации и благополучию.

2. Каковы механизмы формирования самооценки у человека

Ответ: Самооценка формируется в результате взаимодействия между внутренними убеждениями, ожиданиями и внешними оценками окружающих. Важное значение имеет воспитание, степень самопринятия, успешность в различных областях жизни, а также социокультурные факторы. Также механизмы формирования самооценки могут быть связаны с сравнением себя с другими людьми и социальным опытом.

3. Какие бывают типы самооценки

Ответ: Существует несколько типов самооценки, таких как положительная и отрицательная самооценка, низкая и высокая самооценка, стабильная и изменчивая самооценка, реалистичная и завышенная самооценка. Каждый из этих типов влияет на поведение человека и его качество жизни.

4. Как влияет самооценка на принятие решений

Ответ: Самооценка может существенно влиять на принятие решений, поскольку человек, имеющий высокую самооценку, склонен к большей уверенности в своих собственных способностях и меньше испытывать страх перед неудачей. С другой стороны, низкая самооценка может привести к перфекционизму, навязчивым сомнениям и неуверенности в собственных силах.

5. Как повысить самооценку

Ответ: Для повышения самооценки необходимо работать над выражением собственных потребностей и желаний, утверждать себя в общении с окружающими, развивать навыки самоприятия и саморазвития, а также уделять внимание своим достижениям и ценностям. Важно также избегать сравнения себя с другими людьми и научиться принимать себя таким, какой вы есть.

6. Как справиться с низкой самооценкой

Ответ: Для преодоления низкой самооценки важно осознать свои негативные убеждения и стереотипы о себе, заниматься самопознанием и развивать навыки самодостаточности и самопринятия. Полезно обратиться к психологу или коучу, чтобы получить профессиональную помощь и поддержку в процессе улучшения самооценки. Также важно окружить себя поддерживающими людьми и практиковать позитивное мышление и самоутверждение.

Что такое понятие "само" в психологии

А. Маслоу является родоначальником гуманистического направления в психологии. Новаторство его подхода состоит в том, что он пересмотрел психоаналитическую тенденцию трактовать развитие личности как механизм приспособления к окружающей среде, а также пересмотрел поведенческую теорию, утверждающую, что личность человека - совокупность паттернов реагирования и поведенческих ролей. В гуманистическом ключе стали впоследствии развиваться идеи К. Роджерса и В. Франкла.

А. Маслоу выдвинул идею о том, что человеческое развитие - это отнюдь неприйти к равновесию и покою, а напротив - это стремление нарушить равновесие через свое развитие. Именно стремление к развитию, личностному росту и- основа бытия человека.

Концепция А. Маслоу исходит из постулата о том, что человек - изначально хорош по природе, и основная его задача - это усложнение своей организации через собственное развитие.

А. Маслоу писал о том, что в психологии важно исследовать психически здоровых и выдающихся людей, только так можно познать возможности человеческого развития.

Данное исследование позднее оформилось в самостоятельную концепцию об иерархии потребностей человека, в которой он выделяет пирамиду потребностей:

  • физиологические потребности
  • потребности в безопасности
  • социальные потребности
  • потребность в уважении
  • потребность в самовыражении

Однако позднее данная концепция была подвергнута критике за свою иерархичность, и сам А. Маслоу впоследствии отказался от идеи жесткой закрепленности уровней, приняв идею о том, что потребности более высокого уровня могут быть более актуальными, даже когда потребности базового уровня находятся в дефиците.

    Какие факторы влияют на формирование самоидентичности человека

    —  Проблема идентичности для современного мира является одной из самых сложных. Какие факторы влияют на проблематизацию идентичности в современном мире?

    — Возрастание динамики и сложности в современном мире неизбежно проблематизирует групповые и индивидуальные идентичности. Проблематизация идентичности характерна как для людей, испытывающих трудности с адаптацией к современному миру, так и для стран, которые относят к хронически отстающим. Вместе с тем критическая рефлексия, связанная с переосмыслением собственной идентичности, пронизывает в той или иной степени жизнь любого человека и всех сообществ, всех стран современного мира. Так, Сэмюэл Хантингтон в своей книге «Кто мы?» отмечает, что утверждение «мы американцы» требует всестороннего анализа. Предлагая задуматься над этим фундаментальным для любого сообщества вопросом, Хантингтон вносит на рассмотрение ряд идентификаций, анализ которых свидетельствует о серьезной проблематизации американской идентичности. Он не одинок в своей тревоге по поводу проблематизации американской идентичности. Многие специалисты соглашаются с Хантингтоном в том, что за последние два-три десятилетия под воздействием современных тенденций подверглись глубокой деконструкции идентификации, которые большинством американцев исторически воспринимались как основы их национальной идентичности. Если страна, занимающая лидирующее положение в мировом сообществе, испытывает очень серьезные трудности с самоидентификацией, то, конечно же, эта проблема в неизбежно более сложном виде стоит перед странами, для которых свойственны хронические трудности в решении проблемы современого развития.

    Почему важно развивать самооценку и самопонимание

    Самооценка — это понимание человеком самого себя, своих качеств, чувств, положительных и отрицательных сторон. Это осознание важности своей личности и своих действий в социуме.

    Самооценка выполняет следующие функции:

    1. Регуляторная — позволяет личности принимать собственные решения.
    2. Развивающая — побуждает человека к развитию.
    3. Защитная — обеспечивает стабильность и независимость человека.
    4. Эмоциональная — помогает ощущать удовлетворенность своими качествами и другими характеристиками.
    5. Сигнальная — показывает настоящее отношение человека к себе.
    6. Адаптационная — помогает приспосабливаться к окружающей среде.
    7. Прогностическая — контролирует активность на старте выполнения дела.
    8. Корригирующая — позволяет регулировать процесс выполнения задачи.
    9. Ретроспективная — дает возможность оценить свою деятельность, поведение в финале выполнения задачи.
    10. Мотивирующая — побуждает действовать так, чтобы получить похвалу.
    11. Терминальная — вынуждает прекратить какие-либо действия, если в процессе их выполнения появляется самокритика и неудовлетворенность собой.

    По сути, самооценка — это мнение человека о самом себе, на которое могут влиять окружающие: семья, друзья, коллеги по работе.

    Важно отличать адекватную самооценку от самоуверенности. Самоуверенность — это завышенная оценка своей значимости для окружающих, высокомерность.  Адекватная самооценка – это правильное соотношение собственных сил и целей, наиболее точное оценивание личностью своих умений и качеств.

    Низкая самооценка проявляется в излишней самокритичности, неуверенности в себе, стеснительности. Таким людям сложно общаться, они часто подвержены депрессиям .

    Правильное восприятие себя — это здравая оценка своих достоинств и недостатков, грамотное представление себя обществу и, конечно, любовь к себе. Уверенный человек акцентирует свое внимание на успехах и проводит конструктивный анализ своих ошибок без лишнего самокопания и критики.

    Важный момент: если человек хочет, чтобы его полюбили, сначала ему следует полюбить себя. По мнению психологов, люди тянутся к успешным и уверенным в себе личностям.

    Давайте разберем типичные признаки низкой самооценки в следующем разделе.

    Какие практические методики использовать для улучшения своего самочувствия

    Психическое здоровье, как и здоровье телесное, дано нам от рождения. И в течение жизни мы можем как укреплять и сохранять его, так и растрачивать. Ниже мы приведем Вашему вниманию основные факторы, которые могут укреплять психику, и отдельно, которые могут оказывать разрушающее действие на психику.

    Что укрепляет психическое здоровье

    Нормальный режим сон-бодрствование

    Приведем несколько универсальных правил, соблюдая которые вы будете укреплять свое душевное состояние:

    • Ночной сон должен длиться не менее 7-8 часов.
    • Засыпать нужно до полуночи (в идеале, середина сна должна попадать на интервал 0 - 2 часа ночи).
    • Просыпаться не по будильнику, а во время, которое определит сам организм (то есть пробуждение должно быть естественным).
    • Если возникает желание спать в обед, то следует предоставить себе такую возможность (вряд ли потребуется время более 1 - 2 часа), а не бороться с этим с помощью кофе, чая и т.п.
    • Избегайте сон в интервале с 17 до 19 часов.

    Психические нагрузки должны сопровождаться физическими

    Регулярная мышечная работа позволяет нормализовать баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе и благотворно влияет кровоток и обмен нейромедиаторов (дофамин, серотонин, норадреналин, ГАМК и др.) в мозге.

    Изучение психологии само: как улучшить свое самочувствие и самопонимание

    Еще с древних времен было подмечено, что занимающиеся физическим трудом психически больные быстрее восстанавливались в сравнении с пациентами, занятыми интеллектуальными нагрузками. Самый универсальный способ защиты психики - регулярные занятия физ.культурой (минимум 30 минут 2 раза в день).

    Необходим регулярный отдых

    Даже если работа идет в штатном режиме без перегрузок. Достаточно на несколько минут в час позволять себе отключаться от работы (или учебы) и иметь не менее одного выходного от работы дня в неделю.

    Духовное развитие

    Понятия добра и зла, определение для себя смысла жизни, неотвратимости смерти, вопросы веры и многое другое, что относят к высшим человеческим нравственным категориям, эти вопросы рано или поздно встают перед каждым человеком. Эволюция каждого человека в этих важных темах неотъемлемый фактор укрепления психики.

    Реализация физиологических (здоровых) потребностей

    Общение, обучение и работа, секс, семья, получение удовлетворения и другие потребности не должны игнорироваться или извращаться.

    Не следует избегать стресса

    Вопреки заблуждениям стресс не является разрушающим фактором для психики, а наоборот, оказывает укрепляющее и "тонизирующее действие" на психику. Вредным является длительно текущий (хронический) стресс.

    Факторы, разрушающие психическое здоровье

    К ним следует отнести все противоположности тому, о чем было написано выше: нарушенный режим сна, отсутствие физических нагрузок при интеллектуальном труде, лишение регулярного отдыха и избегание стрессов. Кроме того:

    Употребление психоактивных веществ

    Алкоголь - яд для нервной системы. Даже однократное употребление "некрепкого" алкоголя наносит ущерб нервной системе эквивалентный сотрясению головного мозга.

    Курение сигарет - истощает процессы возбуждения в головном мозге, так как никотин - психостимулятор.

    Изучение психологии само: как улучшить свое самочувствие и самопонимание 01

    Наркотики - вещества искусственно вызывающие психические расстройства (от депрессии до шизофрении ).

    Перегрузка информацией

    Чрезмерное поступление новой информации сначала приводит к перевозбуждению нервной системы, сопровождающемуся повышенной потребностью к информации, а затем к срыву нервной системы.

    Ложь, одиночество

    Нездоровые отношения, чрезмерное внимание (или полное невнимание) к свому здоровью также можно отнести к разрушающим психику явлениям.

    Избегание диспансеризации

    Наличие болезней внутренних органов, которые не выявлены и по которым не назначено лечение .

    Как это ни банально звучит, внутренние болезни (сахарный диабет, гипертония, онкология и т.д.) сказываются на работе сосудов и нейронов мозга. А психика, по мнению врачей является одной из главных функций головного мозга.

    Поэтому раннее выявление любого заболевания (или предрасположенности к нему) будет предотвращать воздействие на мозг и соответственно на психическую сферу.

    Прямое физическое воздействие на мозговую ткань

    Травмы головы, инсульты и инфаркты мозга приводят к разрушению нейронов, и соответственно страдает психика.

    Мы привели лишь некоторые, важные с точки зрения врача, факторы, определяющие наше психическое здоровье. Будьте здоровы, следите за своим психическим здоровьем!

    Изучение психологии само: как улучшить свое самочувствие и самопонимание 02

    Как преодолеть негативные установки и утомительные мысли об себе

    Негативные установки — это сильно обобщенное и упрощенное название, под которым подразумевают все мысли с формулировкой «не» , которые мешают жить и чувствовать себя счастливым. Это могут быть как навязчивые мысли в духе: «Мне нельзя поправляться, у меня и так избыточный вес », так и сомнения в своих силах и способностях, например: «Мне нельзя менять работу, мне уже вон сколько лет, а я ничего не умею».

    Среди профессиональных психологов, в частности, в направлении когнитивно-поведенческой терапии, существует понятие, похожее на негативные и позитивные установки — адаптивные и дезадаптивные установки. На первый взгляд, они очень похожи — дезадаптивные установки, как и негативные, являются условными ограничениями, которые в определенный момент начинают пронизывать всю жизнь человека и мешают ему жить так, как хочется. Но в этой категории слова «негативные» и «позитивные» не очень уместны — даже если то или иное убеждение для человека сопровождается эмоциональной окраской, процессы, связанные с психикой и поведением часто лежат в отдельной плоскости от понятий «хорошо и плохо». И попытки окрасить то или иное убеждение в «позитивное» или «негативное» только еще больше связывают человеку руки и мешают взглянуть на ситуацию со всех сторон. Поэтому дальше мы будем рассматривать установки как «адаптивные» и «дезадаптивные».

    У них есть общая основа, она прослеживается даже в названиях. Адаптивная установка  — это убеждение, которое человек принимает, чтобы комфортно устроиться в окружающей среде или социуме. Люди вообще существа неприхотливые и часто, если они не могут изменить среду вокруг себя, они меняют свое поведение, чтобы не оказываться в «острой» ситуации, которая неизбежно сопровождается чувством опасности и стрессовой реакцией. Адаптивная стратегия призвана сохранить наши нервные клетки и энергию, чтобы, кроме мыслей о выживании, мы могли также заниматься другими делами: ходить в магазин, выполнять рабочие задачи, забирать детей из школы, гулять с собакой.

    Например, адаптивной установкой будет: «Если я буду концентрироваться на том, что у меня хорошо получается, я буду ценным специалистом». В результате такой установки человек может начать избегать виды деятельности, где он чувствует себя неуверенно и рискует совершить ошибку. Это даже может иметь — условно — позитивные результаты для самого человека. Он направляет свою энергию на одно дело, становится высококвалифицированным узкопрофильным специалистом, но это только один из возможных сценариев. С тем же успехом адаптивная стратегия поведения может превратиться в дезадаптивную — ограничивающую.

    Примером дезадаптивной установки может быть: «Мне нельзя допускать ошибки, иначе другие увидят, какой я никчемный, и я стану изгоем» . Эти установки могут распостраняться далеко за пределы работы или учебы. Так человек, который боится показаться неумелым , будет испытывать тревогу не только на рабочем месте, занимаясь новыми задачами, но и за ее пределами. Такой человек боится ответить на лекции, даже если знает ответ, потому что может перепутать слова местами или боится, что голос от долгого молчания резко уйдет вверх и всем будет смешно. Он по десять раз проверит, все ли пуговицы застегнуты правильно, а если он случайно покажется на людях в футболке задом-наперед, то еще месяц проведет за закрытыми дверями, не общаясь даже с курьерами. На примере видно, как страх совершить ошибку и быть публично осмеянным, накладывает на человека ограничения. Он не «рискует» взаимодействовать с другими людьми, пробовать новое или проявлять инициативу, чтобы получить новый опыт.

    К дезадаптивным установкам также относятся такие убеждения как:

      Чтобы быть счастливым, я должен всем нравиться.

      Чтобы быть счастливым, я должен найти любовь всей жизни.

      Я не должен огорчать людей, которые любят меня, быть перед ними в плохом настроении или проявлять «негативные эмоции».

    В  работах Аарона Бека, одного из основателей когнитивного направления в психологии, описаны и другие варианты дезадаптивных убеждений, а также когнитивных искажений, которые «дружат» с такими ограничивающими установками. Важно помнить, что в основе этих дезадаптивных убеждений лежат изначально такие цели, как сохранение своего круга общения или поддержание приемлемых (или хороших) отношений с важными людьми, родителями, друзьями. Поэтому нельзя полностью называть их «негативными».

    Какие роли играют внешние факторы в формировании нашего "само"

      Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания. Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Когда иной раз говорят о "бездетности" педагогики, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его внутренних переживаний, которые вызываются этими воздействиями. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает а ктивности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности . В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

    Каково влияние социальной среды на наше самооценивание

    В этом разделе мы рассмотрим, как социальная среда, а в частности, отношения в семье, в школе и затем, в период взрослой жизни, влияет на самооценку человека.

    Родители.

    Ряд современных психологических исследований, проведенных на западе, показал, что процесс формирования личности начинается во время беременности Frank D. Cox,Human Lntimacy. Marriage the Family and it's Meaming(West Pablishing Company,

    1987), 431.. В частности, Моника Томеннспич (Monika Tomann-Specht) исследовав 235 женщин в период беременности и родов, пришла к выводу, что отношение матери к ребенку оказывает на него огромное влияние. Дети матерей, которые хотели и ждали ребенка, оказались гораздо здоровее как эмоционально, так и физически. У детей же, которых не хотели и не ждали, формировалось ощущение своей нежеланности другим, своей ненужности окружающему миру Там же. С.432..

    Одной из наиболее распространенных причин формирования заниженной самооценки у ребенка во время беременности является нежеланность. Могло произойти так, что зачатие произошло не по воле семьи, и родители в данный момент не собирались иметь ребенка, а возможно, он разрушал их планы и т.д. В таком случае, мать, сама того не сознавая, через своё эмоциональное состояние передает ребенку информацию о том, что он не нужен родителям, что он не нужен в этом мире. В силу своего развития ребенок не может понять, почему он не нужен. Под таким влиянием формируется будущая личность. Формируется также и самооценка, хотя это не является осознанным процессом. Не проходя через сознание, самооценка формируется у ребенка на подсознательном уровне и, будучи уже взрослым, он и тогда не сможет понять, откуда и когда у него появились такие мысли о себе. Таким образом, ощущение своей ненужности родителям и этому миру просто вплетается в формирующийся внутренний образ. Это разрушает здоровый внутренний образ, т.к. для здорового эмоционального развития ребенок должен чувствовать, что его ждут и что его любят. Разрушается также и чувство принадлежности, т.е. ощущение себя любимым.

    Социальная среда, включая отношения в семье, школе и взрослой жизни, играет важную роль в формировании нашего самооценки.

    Влияние материнского отношения на ребенка

    Моника Томеннспич (Monika Tomann-Specht) провела исследование, в котором она обнаружила, что материнское отношение к ребенку имеет огромное влияние на его эмоциональное и физическое здоровье.

    Дети матерей, которые хотели и ждали ребенка, оказались гораздо healthier, как эмоционально, так и физически, в сравнении с детьми, которых не хотели и не ждали.

    Влияние нежеланности на формирование самооценки

    Одной из наиболее распространенных причин формирования заниженной самооценки у ребенка является нежеланность. Если зачатие произошло не по воле семьи, родители могут передать ребенку информацию о том, что он не нужен, что он не нужен в этом мире.

    Ребенок, не понимая, почему он не нужен, формирует будущую личность и самооценку на подсознательном уровне.

    Это может привести к разрушению здорового внутреннего образа, поскольку ребенок должен чувствовать, что его ждут и что его любят, чтобы развиваться эмоционально здоровым образом.

    Также, это может разрушить чувство принадлежности, или ощущение себя любимым.

    Как научиться принимать свои недостатки и ошибки

    От самосознания во многом зависят эмоции, которые ты испытываешь. Например, если твоей ценностью является честность, но тебе пришлось соврать, ты ощущаешь стыд, разочарование, неудовлетворенность. А когда ты сказала правду, даже если это было непросто, то почувствуешь гордость, вдохновленность, уверенность в себе.

    Так происходит из-за того, что самосознание основывается на сравнении своих поступков и мыслей с основными ценностями и взглядами. Неудовлетворенность, которая возникает из-за несоответствия им, становится побуждением к изменению поведения. Также эта мотивация способствует овладению новыми навыками и развитию определенных личностных качеств.

    Таким образом, самосознание является частью процесса самоконтроля — способности осознанно справляться с эмоциями, желаниями и потребностями, а также принимать взвешенные решения.
    От самосознания во многом зависит отношение к себе и самооценка. Человек, который понимает, что для него важно, гораздо увереннее, чем тот, кто не смог разобраться в себе и осознать свои приоритеты. К тому же, когда анализируешь и разбираешься в собственных чувствах и ощущениях, концентрируешься на своей личности, а не на сравнении себя с окружающими. И становишься менее подвержена внешнему влиянию, точно зная, чего хочешь от жизни. А это еще один залог высокой самооценки и позитивного отношения к себе.

    Самосознание способствует формированию мышления роста. Оно, как и уверенность, важно для достижения успеха. Такая модель мышления заключается в знании как своих преимуществ, так и недостатков и направлении их в правильное русло. Люди с мышлением роста считают, что поняв себя и преодолев трудности, можно развить любой навык или стать такой, какой ты себя хочешь видеть.

    Когда у человека недостаточно развит навык самосознания, он может попасть в ловушку фиксированного мышления. Оно опасно тем, что заставляет поверить в то, что твои способности не могут развиваться в течение жизни. Человек пытается не исправить, а скрыть свои недостатки, считает, что дела, которые привели к неудаче, были пустой тратой времени. Он зациклен на установках и принципах, которые для него комфортны, даже если они устарели и не приносят пользы.

    Хотим отметить важность не только личного, но и общественного самосознания. Без этого навыка человек не может быть полноценной частью социума или чувствовать себя в нем комфортно. Общественное самосознание заставляет придерживаться установленных норм поведения, этикета, законодательных ограничений. В его основе также находится сравнение, но не с личными ценностями, а с социальными и культурными нормами, а также взглядами и принципами окружающих.

    Таким образом, самосознание является навыком, который оказывает влияние на все аспекты жизни человека. Оно помогает найти свое место в обществе, понимать свое «я», чувствовать себя отдельной, уникальной личностью. От него зависит успех и мотивация, а также образ мышления и отношение к себе и жизни.