Различия в гендерных отношениях: почему мужчины и женщины воспринимают мир по-разному

Различия в гендерных отношениях: почему мужчины и женщины воспринимают мир по-разному

Исследователи использовали устройство для контроля оптических движений на 500 участниках в тот момент, когда они смотрели на изображенное на экране компьютера лицо. Добровольцев просили оценить, насколько комфортной для них была продолжительность зрительного контакта с человеком на экране. В конце сессии ученые собирали с помощью опросника личную информацию об испытуемых.
Цель состояла в том, чтобы выяснить, как каждый человек реагирует на зрительный контакт, и оказывается, женщины тратят гораздо больше времени, сосредотачиваясь на лицах других людей, чем мужчины.

Так, женщины больше смотрели на левую сторону лица. При этом у них уходило больше времени на изучение лица, чем у мужчин. По словам исследователей, по тому, как смотрел участник, можно было бы даже предсказать его пол почти с 80-процентной точностью.

«Гендерные различия мозга нужно воспринимать очень осторожно, так как трудно понять, являются ли они врожденными или формируются обществом», — сказал ведущий автор исследования Антуан Кутро. Тем не менее, некоторые различия были установлены в процессе визуальной обработки лица собеседника. Например, женщины больше концентрируются на губах, чем мужчины. Но, как было сказано Антуаном, невозможно понять, откуда пошло это колдовство: то ли оно врожденное, то ли приобретенное. В любом случае, когда в следующий раз будешь лгать своей девушке, старайся обойтись без ужимок, поскольку они умудряются выявлять это похлеще любого Кэла Лайтмана.

Связанные вопросы и ответы:

1. Каковы основные причины разногласий между мужчиной и женщиной в гендерных отношениях

В гендерных отношениях основные причины разногласий могут быть связаны с различным восприятием обязанностей и ролей, недопониманием партнера, неравенством в области власти и контроля, стереотипами и предвзятыми мнениями, а также культурным и социальным наследием. Эти факторы могут влиять на взаимодействие между партнерами и вызывать конфликты.

2. Какие преимущества может принести понимание и уважение гендерных различий между мужчиной и женщиной

Понимание и уважение гендерных различий могут способствовать более гармоничным отношениям, улучшению коммуникации, увеличению взаимопонимания и поддержки друг друга. Это также поможет избежать конфликтов, увеличить уровень доверия и сплоченности в паре или семье.

3. Что такое гендерные стереотипы и как они влияют на отношения между мужчиной и женщиной

Гендерные стереотипы - это устойчивые представления о том, какими должны быть мужчины и женщины в обществе. Они могут ограничивать свободу выбора и самовыражения, вносить неравенства в отношения и создавать недопонимание между партнерами. Преодоление гендерных стереотипов позволяет видеть друг друга как индивидуальностей, а не как представителей определенного пола.

4. Каким образом можно достичь равноправия в гендерных отношениях между мужчиной и женщиной

Достижение равноправия в гендерных отношениях требует осознания и признания прав и свобод каждого партнера, уважения чувств и мнений, участия в принятии решений и распределении обязанностей. Важно стремиться к равенству возможностей и обязанностей, поддерживать друг друга в личном и профессиональном развитии, а также бороться с любыми формами дискриминации и неравенства.

5. Какие способы существуют для разрешения конфликтов в гендерных отношениях между мужчиной и женщиной

Для разрешения конфликтов в гендерных отношениях важно уметь слушать друг друга, высказывать свои чувства и потребности, искать компромиссы и решения, основанные на взаимном уважении и понимании. Также полезно обращаться за помощью к психологу или специалисту по семейным отношениям, если конфликты становятся неразрешимыми самостоятельно.

6. Как повысить осознание гендерных вопросов и улучшить отношения между мужчиной и женщиной

Для повышения осознания гендерных вопросов и улучшения отношений между мужчиной и женщиной полезно обучаться и развиваться в области гендерных исследований, общаться на эту тему с партнером, активно участвовать в общественных дискуссиях и мероприятиях. Также важно выражать свои мысли и чувства, стараться понимать друг друга и работать над укреплением взаимоотношений.

Какие основные стереотипы существуют о гендерных отношениях между мужчинами и женщинами

Термин «гендер» является социальной категорией и включает в свою структуру определенные стереотипы поведения. Гендерные стереотипы являются моделями поведения разных полови черт характера женщин и мужчин. Модели поведения мужчин и женщин имеют различия, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности. Их можно рассматривать, в качестве социальной истины при разрешении сложных вопросов, проблемных моментов.

«Особенность гендерных стереотипов в современном обществе»

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, делятся на три основные группы:

  1. Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность отражает активность и творчество , а феминность характеризует спокойствие, пассивность и репродуктивную роль. Данные характерные свойства рассматриваются в психологии в качестве противоположных характеристик, которые могут быть взаимодополняющими.
  2. Стереотип разделения социальных функций между представителями разных полов. К примеру, женщине отводится роль домохозяйки, матери и хранительницы очага. Она является для нее приоритетной. Мужчина же, должен проявить себя в профессиональной деятельности, достичь карьерных и финансовых высот, обеспечить благополучие своей семьи.
  3. Стереотипы трудовой деятельности. В данном случае идет разделение трудовых обязанностей по половому признаку. Женщины должны выполнять работы исполнительного характера, занимать должности обслуживающего персонала, оказывать помощь людям. Мужчинам отводится занятие управленческих и руководящих должностей, политическая карьера, реализация своего творческого потенциала.

Почему так важно разговаривать о гендерных ролях и стереотипах

Когда слышишь очередной гендерный стереотип, хочется проверить по календарю, какой сейчас век — двадцать первый или, может быть, восемнадцатый. Несмотря на все усилия движений за равноправие, мы продолжаем жить в мире, как бы разделенном на две территории — мужскую и женскую. На этих территориях действуют правила и законы, называемые гендерными стереотипами — о них и о том, как изменить ситуацию, мы поговорили с психологом и нарративным терапевтом Еленой Аксеновой.

Гендерные стереотипы достались нам в наследство от патриархальной культуры с ее четко прописанными ролями: женщина — хранительница очага, мужчина — добытчик и завоеватель. Мужчина находится на вершине социальной иерархии, обладая всей полнотой прав и возможностей. Женщина занимает подчиненное положение, ее самореализация ограничивается семьей и специальными «женскими» занятиями. Главная цель гендерных стереотипов — законсервировать неравенство мужчин и женщин, характерное для патриархата. А чтобы у нас не возникало вопросов, почему распределение ролей именно такое — мужчина доминирует, а женщина прислуживает, стереотипы ссылаются на природу и генетику.

Аргумент «у женщин и мужчин разный мозг» звучит как неоспоримое доказательство и оправдание гендерного неравенства. К счастью, научные исследования не подтверждают, что мозг имеет гендер, и что наши способности зависят от пола. Женщины и мужчины действительно отличаются характером и поведением. Например, женщины более уступчивы, а мужчины чаще изменяют, но ответственна за это не генетика, а воспитание. Чтобы в будущем мы успешно играли роли мужчин и женщин, нам с детства внушают, что мальчики не плачут, а девочки не дерутся, мальчики играют в машинки, а девочки в куклы. А когда мы спрашиваем, почему так, нам говорят: так принято, так положено. В результате мы воспринимаем гендерные роли как единственно возможный порядок вещей.

Интересно, что когда роли и стереотипы препятствуют экономической выгоде, они могут точечно отключаться. Это еще одно доказательство, что стереотипы — социальный механизм, а не природная данность. Например, идея о женской слабости никогда не распространялась на женщин, занятых на тяжелых работах. Современные женщины работают наравне с мужчинами, но за меньшие деньги и порой без карьерного продвижения. Во многих профессиях и компаниях существуют стеклянные потолки — негласные ограничения, не позволяющие женщинам занимать высшие посты. Можно сказать, все наше общество — это система стеклянных потолков, в которые женщины упираются головой. Чтобы стеклянные потолки наконец-то разбились, нужно вынуть из конструкции поддерживающие ее гендерные стереотипы. Но это не так просто.

Четкое разделение ролей дает нам как обществу иллюзию стабильности. Нам кажется, если мы будем жить, как жили наши дедушки и бабушки, с нами точно не случиться ничего плохого. А новые веяния, такие как феминизм и гендерное равенство, приведут к непредсказуемым и даже опасным последствиям — женщины перестанут рожать детей, мужчины потеряют контроль над миром, наступит хаос, от которого пострадают все. Стереотипы стоят на страже жизни по старым правилам, хотя очевидно, что эти правила нам больше не подходят.

Еще одно объяснение, почему стереотипы такие живучие — мы их не осознаем. В бытовых ситуациях стереотипы срабатывают автоматически, освобождая нас от мыслительной работы: видишь женщину за рулем — пропусти, а то как бы чего не вышло. Задача стереотипов — до примитивизма упрощать сложные явления, в том числе вопросы гендера. Но эта кажущаяся простота не дает нам как обществу развиваться. Закрепленные в стереотипах патриархальные ценности ограничивают не только женщин, но и мужчин, находящихся на вершине социальной иерархии. От мужчин требуется быть такими — сильными, волевыми, безэмоциональными, какими они быть не хотят и не могут.

Однако т от факт, что гендерные стереотипы нельзя отключить в один момент, еще не означает, что мы должны с ними соглашаться. Признавая, что стереотипы существуют, что они не обоснованы и только портят нам жизнь, мы делаем важный шаг к их пересмотру.

Материал подготовлен совместно с ассоциацией «Равные права и равные возможности» — первой в России коммуникационной площадкой для коммерческих и некоммерческих организаций, а также частных лиц, имеющих успешный опыт внедрения проектов, практик и программ, направленных на устранение трудовой и социальной дискриминации людей на основании их пола, возраста, физических или иных ограничений.

Какие вызовы ставят перед собой мужчины и женщины в современном мире

Социальные роли женщины – это набор ожиданий, норм и поведенческих паттернов, которые общество накладывает на женщину в соответствии с ее полом. Эти роли определяют, каким образом женщина должна вести себя, какие роли она должна играть в семье, на работе и в обществе в целом.

В традиционной социальной структуре женщина часто ассоциируется с ролью домохозяйки и матери. Она ожидается, что будет заботиться о домашних делах, воспитывать детей и поддерживать гармонию в семье. Эта роль часто связана с ожиданием женщины быть подчиненной мужу и отдавать приоритет семейным обязанностям перед карьерой или личными интересами.

Однако социальные роли женщины в современном обществе стали более разнообразными и гибкими. Женщины все чаще стремятся к образованию, карьерному росту и независимости. Они могут быть успешными предпринимательницами, политиками, учеными и лидерами в различных областях. Вместе с тем, женщины продолжают играть важную роль в семье и обществе, выполняя функции поддержки и заботы о близких.

Однако, несмотря на прогресс в области равенства полов, социальные роли женщины все еще могут быть ограничивающими и стереотипными. Женщины могут сталкиваться с давлением общества на то, чтобы соответствовать определенным стандартам красоты, быть идеальными матерями и женами, а также справляться с двойной нагрузкой работы и семьи.

Важно понимать, что социальные роли женщины не являются непреодолимыми и женщины имеют право выбирать свой собственный путь и определять свои собственные роли в обществе. Равенство полов и уважение к выборам и желаниям каждой женщины являются важными аспектами создания более справедливого и инклюзивного общества.

Каким образом пол может влиять на карьерные возможности и профессиональный успех

«Половые различия в профессиональной направленности, — пишет Б. Г. Анань­ев (1968), — заметны уже на ранних этапах развития детей. Даже в возрасте 24 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям человеческого лица, чем к предметам. Мальчики же этого возрас­та проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу. Конечно, нельзя говорить о профессиональной направленности младенцев. Скорее речь дол­жна идти о некоторых психологических особенностях, которые в будущем могут повлиять на склонность к той или иной профессиональной деятельности».

С. В. Ковалев (1988) отмечает, что в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляет­ся большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как де­вочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Мальчики этого возраста стремятся к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств, а девочки обращают внимание на качество и полезность объектов. Это проявляется и в школьные годы, когда активность мальчиков в разных ме­роприятиях зависит от уяснения ими их смысла и значения, в то время как девоч­кам достаточным оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей.

У мальчиков 6-7 лет 70% составляют рисунки с индустриальным пейзажем, в то время как у девочек таких рисунков всего 6%. Девочки в этом возрасте чаще рисуют домики, деревья, цветы, людей, природу.

Позже И. В. Тельнюк (1999) подтвердила эти данные. Девочки любят рисовать цветы, женские образы из сказок, отображают сферу семьи и быта, в рисунках маль­чиков явно выражена военная техника, космос, персонажи компьютерных игр. В тру­довой деятельности девочкам (55%) интересен хозяйственно-бытовой труд, шитье: мальчики же предпочитают работу с дереном, конструктивную деятельность.

По данным этого автора, в ручном труде мальчики более решительны и настойчивы в достижении цели. Мальчики предпочитают работать с крупными инструментами, а девочки — с миниатюрными. Девочки более аккуратны, амплитуда трудовых движений у них меньше.

Неудивительно, что половые различия учащихся оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение и общее перспективное плани­рование жизни.

С.Сингер и Б. Штефлер (S. Singer, B. Steffler, 1954), изучив профессиональные выборы учащихся средней школы, пришли к заключению, что юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, а девушки более всего ценят работу в сфере обслуживания либо дающую интересный опыт.

В. К. Кузьменков (1989) обнаружил различное предпочтение мальчиками и девочками трудовых занятий уже в начальной школе. Мальчики во всех возрастных группах опережают девочек в проявлении интереса к технике. У 10% мальчиков выражено стремление что-либо мастерить и конструировать, а у 80% девочек — заниматься рукоделием и кулинарией. Сходные данные получены Н. А. Яхъяровым (1989) среди учащихся 4-6 классов. Мальчикам 4 класса больше нравится строгать и выпиливать, 5-6 классов — слесарить и плотничать. Девочкам 4 класса больше нравится ручное вышивание, девочкам 5 класса — вязание и шитье на машине.

По данным И. Н. Вакуловой (1979). С. П. Крягжде (1981) и Д. П. Барама (1984), юноши отдают предпочтение технономическим профессиям, а девушки — социономическим. Кроме того, по данным последнего автора, у девочек больше выражен интерес к искусству.

Л.А. Головей (1996) было определено, что среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — предпринимательская и исследовательская.

Мальчики ожидают, что их профессия будет интересной, перспективной, приведет к успеху. Хорошая оплачиваемость упоминается редко. Девочки же надеются, что профессия принесет хороший доход, успех, будет интересна. Следует отметить, что возможность высоких заработков по избираемой специальности учитывается девочками гораздо чаще, чем мальчиками, что идет вразрез с традиционным образом мужчины как «добытчика».

Руководствоваться при выборе профессии девочки будут своими знаниями и доходом, а мальчики - своими интересами и преимуществами данной специальности (при этом не берется в расчет, что преимущества связаны не с профессией, а с конкретной должностью). В целом девочки смотрят на проблему выбора профессии более прагматично и реалистично. Возможно, это связано с тем, что темпы социального развития девочек в данном возрасте (9-10 классы. - Е И.) опережают темпы развития мальчиков. В то же время последние при решении данной проблемы более интернальны, они рассчитывают в первую очередь на самих себя, а девочки - на помощь родителей.

Какие меры можно предпринять для построения равноправных гендерных отношений

Министерства, бюро, управления, комиссии и органы, ответственные за реализацию нацстратегий в интересах женщин, обычно описывают свои цели, задачи и функции довольно расплывчато — «искоренение неравенства», «поддержка женщин» и т. п. Но в том, как все они пытаются приблизить наступление гендерного равенства, можно выделить основные подходы.

В первую очередь они консультируют органы исполнительной и законодательной власти, чтобы принимаемые законы и правоприменительная практика не были дискриминационными. Например, австралийское Управление по делам женщин в числе прочего занимается оценкой госбюджета — всем ли он дает равный доступ к ресурсам. А Европейский институт гендерного равенства работает над проектом «Гендерно-чувствительные парламенты» .

Кроме того, министерства гендерного равенства обозначают конкретные проблемы и предлагают пути решения. Например, британское Государственное управление по вопросам равноправия собирается добиться сокращения гендерного разрыва в оплате труда «путем введения правил, требующих от крупных работодателей публиковать свои данные о зарплате в разрезе гендера, и работы с другими государственными ведомствами для устранения причин разрыва». А их австралийские коллеги публикуют план борьбы с насилием в отношении женщин — он включает и социальную кампанию, и запуск нескольких горячих линий, и памятки для организаций, и другие меры.

 

Проблемы эти во всем мире похожи: культура насилия, отсутствие женщин в органах власти, неравенство в доступе к ресурсам (от образования до кредитов на открытие бизнеса), репродуктивная нагрузка.

Для их решения нужна актуальная информация о положении женщин в стране, так что еще один пункт в работе министерств гендерного равенства — исследования. Комиссия по гендерному равенству ЮАР прямо называет себя информационным центром и базой данных по вопросам, касающимся жизни женщин в стране.

Немаловажная часть работы — просвещение. Например, в Бразилии национальный план политики в отношении женщин включает пункт «Инклюзивное, несексисткое образование». Филиппинская Комиссия по делам женщин регулярно проводит вебинары , запустила собственную передачу на радио, создает для женщин программы по повышению гендерного самосознания и занимается «сохранением и приумножением достижений» жительниц страны. Похожий проект есть у Федерального министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи Германии: оно финансирует
«Цифровой архив немецких женщин» — интерактивный портал, где собрана информация об истории немецкоязычных женских движений с XIX века и до наших дней.

Наконец, комиссии, управления и министерства по делам женщин ведут международную работу — отчитываются о соблюдении конвенций (например, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), участвуют в форумах и конференциях и т. д. Некоторые также финансируют (через гранты) неправительственные организации, работающие в интересах женщин. И принимают жалобы на проявления дискриминации — как, например, немецкое Федеральное антидискриминационное агентство .

В чем заключается понятие "токсичной маскулинности" и как она влияет на общество

Понятие токсичной маскулинности появилось ещё в 1980 году, и споры об этом явлении не утихают до сих пор. Однако большинство исследователей согласны с тем, что токсичная маскулинность не только не имеет ничего общего со здоровой мужественностью, но и несёт большую опасность для всего общества. В чём же проявляется её вредоносность?

Здоровье

Когда мальчика с самого детства учат не ныть и переносить всё стойко, это может сыграть опасную шутку во взрослой жизни. Установка «держи всё в себе» распространяется не только на моральное состояние, но и на физическое здоровье. Существуют сотни ситуаций, в которых мужчины не обращаются к врачу вовремя. Из-за пагубной привычки терпеть до конца, они посещают в больницу слишком поздно, когда заболевание достигает критической стадии. Есть множество случаев, когда своевременное обращение к врачу спасло бы человеку жизнь, а их семьям не пришлось бы переживать потерю мужа, сына или отца.

Ментальность

Принцип «не жаловаться», терпеть любую боль и избегать разговоров о собственных чувствах в подавляющем большинстве случаев серьёзно калечит психическое здоровье. По статистическим данным, количество мужских самоубийств превалирует над женскими.

Источник sputniknewslv.com

Посещение психотерапевтов, психиатров и психологов стигматизировано, а тема ментального здоровья не освещается должным образом. Не имея возможности открыто высказать свои чувства, мужчины вынуждены прибегать к опасным и пагубным способам облегчения состояния. Это может быть употребление психоактивных веществ и алкоголя, патологический трудоголизм, самоповреждение путём физического перенапряжения.

Агрессия

Одно из проявлений токсичной маскулинности, которое вредит не только мужчинам, но и обществу — бесконтрольная агрессия. Злоупотребление алкоголем и наркотиками, стресс и впитанные с детства неверные представления о мужском поведении приводят к тому, что мужчины обгоняют женщин не только в количестве самоубийств, но и в статистике преступлений.

Какова роль образования и воспитания в формировании гендерных отношений

В образовательных традициях жестко закреплены и явно проявляются особенности гендерных ролей. Известно, что основной фактор когнитивного развития – исследовательское поведение преимущественно развивается в условиях свободы от оценки, ответственности и стимулируемой извне деятельности. Оно разворачивается в ситуациях, отличающихся неопределенностью и множественностью решений. Несложно заметить, что так чаще обучают и воспитывают мальчиков, тогда как девочки обычно растут в условиях, ограничивающих их исследовательскую активность.

Потому-то, как отмечено в работах многих психологов (Н. С. Лейтес, Л. В. Попова, Т. А. Репина, А. И. Савенков и др.), чем одареннее девочка, тем ближе она по своим социально-психологическим характеристикам мальчикам. В отличие от сверстниц с обычными способностями одаренные девочки, как правило, вовлечены в очень широкий круг занятий, включая и те, что традиционно считаются мальчишескими – активные игры, спорт. Им нравятся традиционные мальчишеские занятия, игры и игрушки, в большей степени поощряющие развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач. Эти занятия, игры и игрушки стимулируют лучшее понимание пространственных отношений, чем те, что традиционны для девочек. Вывод прост – если девочка растет в условиях свободы от жесткого навязывания со стороны окружающих предписанной культурой гендерной роли, то это способствует формированию способностей, традиционно приписываемых мужскому типу мышления и поведения.

Статистика изобретений и открытий свидетельствует о том, что мужчины делают их чаще. Следовательно, есть основания говорить о большей изобретательности мужчин. Ряд исследователей склонны считать, что мужчины чаще выступая в роли генераторов идей, лучше работают в ситуациях неопределенности, если нужно проявить поисковую активность, решить принципиально новую задачу. Правда, при этом существенно уступают женщинам в качестве, тщательности, аккуратности выполняемой работы. Таким образом, женщины обычно лучше выполняют задачи традиционные (типовые, шаблонные) в особенности когда требования к тщательности и проработке деталей очень высоки.

Велик соблазн приписать все это влиянию социально-культурных традиций, включающих в себя жесткие характеристики содержания мужской и женской ролей, но при объективном рассмотрении приходится признать, что биологические предпосылки этих ролей тоже существуют. Нравится это кому-то или нет, но они усиливают влияние социально-культурного контекста. По мнению биолога В. А. Геодакяна, природа разделила все высокоорганизованные существа на два пола, и сама экспериментирует над тем, который считает наименее ценным. Женский пол выполняет функцию носителя "консервативного" начала, в нем сохраняется и через него передается следующим поколениям весь генотипический спектр. За счет мужской части популяции обычно происходит эволюционный сдвиг в ту или другую сторону. Мужчины сами, являясь для природы материалом исследований, подталкиваются ею к исследовательскому поведению. В итоге, величина вариации любых признаков (кроме "эволюционно прогрессивных") у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений признаков.

Как изменение роли женщины в семье и обществе сказывается на целостности семьи

Здесь мы хотим уделить особое внимание формированию нового образа современного мужчины в семье и феномену отцовства в России. Мы считаем, что изучению этих проблем отведено очень скромное место в современной науке, в то время как происходят социокультурные изменения феномена отцовства. Образы «мужа» и «отца» обычно рассматриваются в сопоставлениями с образами женщины и матери, и, как правило, они вторичные по отношению к этим социальным ролям и общественным образам. Отдельно феноменом отцовства и местом мужчины в семье занимается небольшое количество учёных, среди них В.А. Рамих, Т.А. Гурко, В. Цимбалюк, М.В. Золотухина, И.Г. Остроух. В нашем исследовании мы стремимся восполнить этот недостаток.

Для начала необходимо обозначить, что «если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что институт отцовства формируется и конституируется гораздо позднее, чем материнства. Отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определённому типу культуры, а не биологическую функцию. При всём разнообразии человеческих культур их условно можно разделить в этом плане на «отцовские», т.е. в которых «отцовская роль мужчины значительна», и «безотцовские», т.е. такие, в которых «мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец». Последние, например, встречаются в афро-азиатском регионе. «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи»

Таким образом, отцовство является не биологическим, а социокультурным феноменом. Следовательно, очень важны те образы отцовства, которые доминируют в культуре.

По нашему мнению, о феномене отцовства мы можем говорить только в связи с появлением моногамной семьи, которая пришла на смену полигамной. Социально-экономической основой моногамной патриархальной семьи всегда была зависимость жены и детей от мужчины, который имел статус главы семьи. Мужчина в связи с этим берёт на себя обязанности по материальному обеспечению семьи, по защите семьи от внешних неблагоприятных факторов, выполняет инструментальную функцию. Женщина же ведёт домашнее хозяйство, занимается воспитанием детей, работой по дому. «Распределение ролевых обязанностей между членами семьи было жестко нормировано. Считалось, что мужчина больше ориентирован на общественную жизнь, работу, а женщина - сильнее связана с домом, с детьми, с семьёй».

Следует обратить особое внимание на литературный памятник средневековой Руси - «Домострой», где большое внимание уделяется воспитанию детей. И, разумеется, советы по воспитанию детей даются главе семьи - отцу: «наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости она нарушит своё девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершить, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё. Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдёшь в них покой и благословение…» Таким образом, отцу при воспитании детей предлагается применять физическую силу, чтобы потом, когда ребёнок вырастет, отцу не было стыдно за него. Отец должен «выколотить» всю глупость из ребёнка в детстве. Так же большое внимание в «Домострое» уделяется воспитанию мальчиков: «Василия Кесарийского поучение юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших - молчание, перед мудрейшими - послушание, знатным - повиновение, к равным себе и к младшим - искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться, опустив очи долу, душу возносить горе, избегать прекословия, не стремиться к высокому стану, и ничего не желать, кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится награды и вечных благ наслаждения».