Психологические, физиологические и поведенческие различия между мужчиной и женщиной: что определяет их гендерную идентичность
- Психологические, физиологические и поведенческие различия между мужчиной и женщиной: что определяет их гендерную идентичность
- Связанные вопросы и ответы
- Какие физиологические характеристики являются отличительными для мужчин и женщин
- В чем различия в психологических особенностях мужчин и женщин
- Какие факторы влияют на различия в мышлении и подходе к решению задач у мужчин и женщин
- Какие эмоции и их выражение отличают мужчин от женщин
- В чем различия в социальной адаптации у представителей разных полов
- Какие роли и стереотипы накладываются на мужчин и женщин в обществе и как они влияют на их поведение
Психологические, физиологические и поведенческие различия между мужчиной и женщиной: что определяет их гендерную идентичность
и анализ любви
1.1. Психология гендерных различий
Ключевые слова: пол, гендер, половые роли, гендерные роли, параметры гендерных различий, сходство и различия в мужской и женской психологии.
1. Основные понятия гендерной психологии
Гендер ( gender – англ.) социальный пол. В английском языке разграничиваются понятия социального пола (gender) и биологического (sex).
В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле и включает любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин, В общественных науках "гендер" приобрел более узкое значение, обозначая "социальный пол", т.е. социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендера, выделяют две основные концепции: теорию социальной конструкции гендера, и теорию гендерной системы.
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.
В русле второго подхода гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Связанные вопросы и ответы:
1. В чем различие между мужчиной и женщиной в физиологии
Ответ: Одним из основных физиологических различий между мужчинами и женщинами является строение различных половых органов. У мужчин есть половой член и мошонка, а у женщин - влагалище, матка и яичники. Также у мужчин обычно развита более мускулистая фигура, в то время как у женщин чаще встречается жировая прослойка.
2. Какие социальные роли играют мужчина и женщина в обществе
Ответ: В обществе мужчины и женщины обычно играют разные социальные роли. Например, мужчины чаще занимают высокие посты в бизнесе и политике, в то время как женщины чаще работают в сфере образования и здравоохранения. Ожидается, что мужчины будут зарабатывать больше, а женщины будут заботиться о доме и детях.
3. Какие психологические различия существуют между мужчиной и женщиной
Ответ: Психологические различия между мужчинами и женщинами проявляются в их эмоциональной выразительности и способах общения. Обычно мужчины склонны к более логическому мышлению, в то время как женщины чаще проявляют эмпатию и интуицию. Также у мужчин и женщин могут быть разные подходы к решению проблем и конфликтов.
4. Какие вкусовые предпочтения отличают мужчину от женщины
Ответ: Вкусовые предпочтения мужчин и женщин могут различаться в зависимости от индивидуальных предпочтений, но в целом существуют общие тенденции. Например, мужчины чаще предпочитают более пикантные и жирные блюда, в то время как женщины предпочитают легкие и нежные вкусы. Также у мужчин чаще можно встретить любовь к мясу и пиву, в то время как женщины предпочитают фрукты и вино.
5. Какие различия в образе жизни существуют между мужчиной и женщиной
Ответ: Образ жизни мужчины и женщины может отличаться в плане ежедневной рутины, увлечений и предпочтений. Обычно мужчины больше времени уделяют физической активности, спорту и бизнесу, в то время как женщины могут предпочитать более творческие занятия и уход за семьей. Также у мужчин и женщин может быть разная социальная активность и круг общения.
6. Какие различия в стиле общения между мужчиной и женщиной
Ответ: В общении мужчины и женщины могут проявлять разные подходы и стили. Например, мужчины чаще склонны к прямому и лаконичному общению, в то время как женщины могут использовать более эмоциональные и внимательные выражения. Также у мужчин и женщин могут быть разные предпочтения в коммуникации - кто-то предпочитает разговоры на абстрактные темы, а кто-то - на практические.
7. Какие различия в способах решения проблем существуют у мужчины и женщины
Ответ: Мужчины и женщины могут применять разные методы и стратегии при решении проблем. Например, мужчины чаще склонны к поиску решений самостоятельно, опираясь на логику и анализ, в то время как женщины могут предпочитать общение и консультации с другими людьми. Также у мужчин и женщин могут быть разные подходы к оценке ситуации и принятию решений на основе интуиции или эмпатии.
Какие физиологические характеристики являются отличительными для мужчин и женщин
Как и в отношении любых различий между мужчинами и женщинами, в отношении различий по познавательным способностям тоже имеются два подхода. Первый говорит о том, что эти различия — результат воспитания или деятельности людей, т. е. социальной среды. Второй подход отстаивает генетическую природу этих различий.
Доказательства влияния социальных факторов на различия в способностях мужчин и женщин
Объяснения различий в уровне интеллекта. М. Н. Лапинский (1915) писал, что «едва ли есть что-нибудь на свете, чего женский ум не может одолеть и понять наравне с мужским. Нужно для этого только одно: предмет должен заинтересовать женщину» (с. 82). Человек, задумавшийся над таким несоответствием между развитием интеллекта у женщины и ее общественно значимыми достижениями, может выдвинуть четыре его причины: 1) либо мужчины генетически талантливее женщин в отношении творчества , 2) либо социальные условия благоприятны для развития способностей мужчин, 3) либо женщинам общество не дает возможности проявить имеющийся талант (делая, например, недоступным для них освоение некоторых профессий), 4) либо они сами не хотят его проявлять , а направляют свои способности в другое русло. В пользу двух последних предположений могут свидетельствовать факты, выявленные в одном исследовании: две трети женщин с высоким коэффициентом интеллекта (170 и выше) были домохозяйками или служащими офиса. Число же женщин, имевших одинаковый интеллект с мужчинами и занимавшихся преподаванием в университете или наукой, было небольшим (L. Terman, M. Oden, 1947).
В чем различия в психологических особенностях мужчин и женщин
Определение 1
Сфера эмоций - это непосредственно переживаемые отношения человека к миру. Эмоциональную сферу человека составляют следующие проявления: эмоциональный тон ощущений (без какой-либо модальности), собственно эмоции (как кратковременные реакции на ситуацию), эмоционально устойчивые отношения (чувства), эмоциональные состояния.
Эмоциональная сфера выполняет две важные функции психики: отражение (внешней и внутренней реальности) и регуляция поведения на основе этого отражения.
Главными компонентами эмоционального реагирования являются:
- импрессивный компонент (непосредственное переживание),
- физиологический компонент: кожно-гальваническая реакция (потоотделение), изменение кровяного давления, температуры кожи, частоты сердечных сокращений, дыхания, диаметра зрачка, секреции слюны,
- экспрессивный компонент (поведенческие проявления): телесные проявления, вербальные, невербальные (интонации, паузы, вздохи, лицевая экспрессия, поза, жесты).
В эмоциональной сфере человек проявляется в единстве и целостности своей природы:
Психологические особенности мужчин и женщин: сравнительный анализ
В чем различия в психологических особенностях мужчин и женщин?
Сфера эмоций: сравнительный анализ
Сфера эмоций - это непосредственно переживаемые отношения человека к миру. Эмоциональную сферу человека составляют следующие проявления:
- Эмоциональный тон ощущений (без какой-либо модальности)
- Собственно эмоции (как кратковременные реакции на ситуацию)
- Эмоционально устойчивые отношения (чувства)
- Эмоциональные состояния
Эмоциональная сфера выполняет две важные функции психики:
- Отражение (внешней и внутренней реальности)
- Регуляция поведения на основе этого отражения
Главными компонентами эмоционального реагирования являются:
- Социальные факторы
- Психологические факторы
- Физиологические факторы
В эмоциональной сфере человек проявляется в единстве и целостности своей природы:
Мужчины и женщины отличаются в своих эмоциональных реакциях и ответах на ситуацию. Мужчины, как правило, более склонны к агрессии и доминированию, в то время как женщины - к эмоциональной поддержке и сотрудничеству. Однако, эти различия не являются абсолютными и могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик и социальных контекстов.
Важно отметить, что эти отличия не являются статистически обусловленными, а являются результатом сложного взаимодействия различных факторов, включая биологические, психологические и социальные.
Таким образом, понимание психологических особенностей мужчин и женщин является важным для понимания их поведения и взаимодействия в различных ситуациях.
- на уровне биологии эмоциональные реакции включают в себя физиологический компонент; эмоции отражают актуальные потребности человека; эмоциональные реакции во-многом обусловлены конституциональными особенностями и свойствами нервной системы ;
- на уровне отдельного индивида эмоции отражают индивидуальный опыт человека: его привычные способы реагирования, эмоционально значимые объекты и явления;
- на уровне человека как представителя социума эмоции отражают культурный опыт человека: какие эмоции табуированы в данном социуме, какой допустимый диапазон эмоционального реагирования в целом доступен, как оценивается сама способность человека выражать эмоции и т. д.
Какие факторы влияют на различия в мышлении и подходе к решению задач у мужчин и женщин
В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина".
Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.
Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение .
Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами - одобрение, интернализация. Третьим типом является - идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.
Какие эмоции и их выражение отличают мужчин от женщин
Термин «гендер» является социальной категорией и включает в свою структуру определенные стереотипы поведения. Гендерные стереотипы являются моделями поведения разных полови черт характера женщин и мужчин. Модели поведения мужчин и женщин имеют различия, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности. Их можно рассматривать, в качестве социальной истины при разрешении сложных вопросов, проблемных моментов.
«Особенность гендерных стереотипов в современном обществе»
Гендерные стереотипы, существующие в обществе, делятся на три основные группы:
- Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность отражает активность и творчество , а феминность характеризует спокойствие, пассивность и репродуктивную роль. Данные характерные свойства рассматриваются в психологии в качестве противоположных характеристик, которые могут быть взаимодополняющими.
- Стереотип разделения социальных функций между представителями разных полов. К примеру, женщине отводится роль домохозяйки, матери и хранительницы очага. Она является для нее приоритетной. Мужчина же, должен проявить себя в профессиональной деятельности, достичь карьерных и финансовых высот, обеспечить благополучие своей семьи.
- Стереотипы трудовой деятельности. В данном случае идет разделение трудовых обязанностей по половому признаку. Женщины должны выполнять работы исполнительного характера, занимать должности обслуживающего персонала, оказывать помощь людям. Мужчинам отводится занятие управленческих и руководящих должностей, политическая карьера, реализация своего творческого потенциала.
В чем различия в социальной адаптации у представителей разных полов
По половому признаку коллективы делятся в первую очередь на однополые (гомогендерные) и смешанные. Однополые мужские коллективы функционируют в специальных военизированных видах деятельности, в условиях пониженной комфортности и повышенной опасности. Их члены часто пользуются специальными профессиональными жаргонами, которые с некоторыми изменениями передаются из поколения в поколение. Так существуют жаргоны разных родов войск, милицейский жаргон, полярный жаргон и др. Использование жаргона в таких коллективах практически необходимо и неизбежно, исполнение профессиональных обязанностей может иметь ненормированный характер и «вторгается» в будни. В ходе совместной деятельности складывается некая помесь профессионального и бытового жаргона, который может быть маркирован как маскулинный. В таких коллективах наблюдается синтез профессионального и маскулинного речевого поведения.
Однополые женские коллективы часто складываются в сфере образования, в некоторых других областях. Однако профессиональный жаргон в них практически не используется. Существуют отдельные слова и выражения, которые не образуют единую систему. Возможно, это связано с направленностью деятельности, в основе которой лежит контакт с лицами – не членами данного коллектива. Профессиональная направленность речи проявляется обычно в тематике, которая легко смешивается с бытовой (например, учителя склонны обсуждать своих учеников и «за чашкой чая», смешивая профессионально значимые и личностные аспекты). Д.В. Воронцов со ссылкой на предшествующие исследования отмечает, что «однополые женские группы – самые эмоционально экспрессивные» . Со стороны экспрессия может казаться излишней, а поведение непрофессиональным. Однако, учитывая гендерные особенности, следует признать, что такой тип профессиональной коммуникации может быть успешным.
Условно однополыми (со всеми вытекающими из этого определения особенностями) можно считать коллективы с незначительным присутствием представителей другого пола.
В однополых и условно однополых коллективах, конечно же, наблюдаются гендерные особенности вербального и невербального коммуникативного поведения, однако, гендерных различий не существует. Они появляются в смешанных коллективах.
По иерархическому строению можно различать коллективы разной степени сложности. Небольшие профессиональные коллективы, например, детский сад, библиотека, клуб, школа имеют от одного до двух уровней иерархии. Руководитель коллектива часто помимо руководства выполняет должностные обязанности наравне с сотрудниками (преподает и пр.). Сотрудники таких организаций обычно чувствуют себя коллективом и у них складываются помимо чисто профессиональных свои неформальные коммуникативные сообщества. Речевое профессиональное общение протекает менее формально, чем в крупных коллективах (например, часто встречается обращение на «ты» в деловом обиходе). С увеличением коллектива возрастает его иерархичность и, как следствие, формальность общения.
При характеристике коллективов по данному параметру в гендерном аспекте наиболее значим факт соотношения половой принадлежности руководителя и полового состава профессионального коллектива. Возможны различные варианты. Если в однополом (мужском или женском коллективе) руководитель является представителем того же пола, то гендерных различий не существует. Руководитель однополого коллектива может быть представителем противоположного пола (например, часты случаи, когда директором школы – традиционно женского коллектива – является мужчина). Тогда к иерархическим различиям добавляются гендерные, что может привести к конфликту. Такая опасность существует и для руководителя смешанного коллектива, потому что часть сотрудников принадлежит другому полу. Д.В. Воронцов отмечает, что «затруднения в общении в профессиональной области также могут быть связаны с проявлением эмоциональной оценки по отношению к лидеру рабочей группы в связи с его/ее полом» , причем женщины-руководители вызывают более эмоциональное (позитивное и негативное) отношение со стороны подчиненных, чем мужчины-руководители .
Какие роли и стереотипы накладываются на мужчин и женщин в обществе и как они влияют на их поведение
Во всем мире женщины предпочитают работать с людьми, а мужчины — с инструментами, машинами и механизмами. Такие результаты показало исследование, посвященное изучению половых различий в профессиональных интересах у людей, которые принадлежат самым разным мировым этносам и культурам. Статья группы американских психологовопубликованав журнале Sex Roles.
Исследователи исходили из так называемой сферической модели, согласно которой все индивидуальные различия в профессиональных интересах можно описать с помощью трех сфер противоположно направленных предпочтений: работа с людьми (учитель, соцработник, врач и так далее) против работы с неодушевленными объектами (с инструментами, механизмами, машинами и так далее); работа с идеями (например, писатель, ученый) против работы с информацией (например, бухгалтер, дата-аналитик, программист); престижная работа (CEO, топ-менеджер, начальник отдела) против непрестижной (неквалифицированный рабочий, уборщик, дворник).
Изучая карьерные интересы мужчин и женщин, психологи уже успели заметить, что женщины, как правило, предпочитают работу, связанную со взаимодействием с людьми, а мужчины — с инструментами и машинами. Однако до сих пор исследования на эту тему проводились на примере представителей одной и той же нации, причем, как правило, среди жителей экономически развитых стран.
Чтобы выяснить, насколько такие различия являются универсальными, ученые проанализировали данные, касающиеся почти 76 тысяч мужчин и женщин, живущих в 42 странах мира. Для каждого из этих людей были рассчитаны индивидуальные баллы по всем трем сферам профессиональных предпочтений.
Оказалось, что, вне зависимости от национальных, этнических, культурных особенностей, женщины гораздо чаще, чем мужчины, выбирают работу с людьми, а мужчины гораздо чаще, чем женщины, выбирают работу с неодушевленными объектами
Именно в этой сфере наблюдаются самые большие отличия между полами во всех странах и культурах. Правда, масштаб этих различий меняется от страны к стране — у участников из Грузии он оказался минимальным, а у участников из Венесуэлы — максимальным.
Что касается двух других сфер, то во всех странах, кроме двух (Филиппин и Польши), женщины больше склонны работать с идеями, чем с информацией. Минимальные различия между полами во всем мире наблюдаются в сфере престижности работы. Тем не менее женщины немного больше склонны интересоваться более престижной работой во всех странах, кроме восьми — Канады, Чили, Франции, Греции, Малайзии, Пакистана, Южной Кореи и Сингапура.