Современные методики изучения психологии человека

Современные методики изучения психологии человека

Основными методами психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование.

1. Наблюдение – метод исследования предметов и явлений, который заключается в их целенаправленном восприятии, отслеживании и фиксировании. Исторически наблюдение развилось как часть трудовой деятельности человека, при которой требуется постоянное сравнение соответствия продукта идеальному представлению о конечном результате. Можно сказать, что наблюдение есть форма систематического контроля. Психологическое научное наблюдение как исследовательский метод следует отличать от обычного наблюдения как целенаправленного созерцания. Наблюдение как метод исследования является: целенаправленным, планомерным, систематическим, точно фиксирующим происходящее. А наблюдатель (т.е. психолог-исследователь) при этом должен быть: беспристрастным, точным и строго соблюдать все формальности процедуры (время, дата, факты, детали). Наблюдение может существовать в трех формах. Как самонаблюдение (интроспекция), т.е. систематическое отслеживание своих мыслей, переживаний (например, в виде дневника, самоотчета). Как включенное наблюдение , когда исследователь находится среди наблюдаемых, но никто не знает, что он ведет наблюдение. И как внешнее (со стороны) наблюдение , при котором испытуемые могут знать, а могут и не знать, что за ними наблюдают. Предметом наблюдения служат внешние проявления психики в поведении наблюдаемых (речь, экспрессия, поступки, действия, темы разговоров и диапазон последних).

Связанные вопросы и ответы:

Какие факторы влияют на формирование личности человека

Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни. Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отдельно взятый уникальный человек без учета его морфологических, психологических и социальных характеристик. Личность, таким образом, -- не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт.
Основные социальные качества личности: (1) самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
(2) самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности , возможности и прочие особенности;
(3) социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой ; (4) цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение. Наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Существуют следующие основные цели : (1) материальные блага и комфорт; (2) развитие и творческая деятельность; (3) власть и уважение; (4) духовное совершенствование.
Ценностные ориентиры – это нечто важное, значимое или полезное для человека или общества, это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека. Ценностные ориентиры через самосознание помогающие принимать правильные решения и оценивать поступки: он поступил хорошо или плохо . Ценностные ориентиры устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. Система ценностей индивидуальна для каждого человека; она, во многом, формирует его мировоззрение .
В зависимости от того, на чём основана значимость, все ценностные ориентиры делятся на три группы: (1) экзистенциальные (то есть важные для самого существования), (2) нравственные и (3) эстетические . Так, экзистенциальные ориентиры связаны с пониманием смысла жизни , призвания, глобальных задач и целей (например, важность материнства и детства, альтруизм, самопожертвование, способность любить). Нравственные ориентиры, связанные с поведением людей и их взаимоотношениями. Добро, честь, честность, патриотизм, верность – всё это относится к нравственным ориентирам. Эстетические ориентиры связаны не только с пониманием красоты, но и с чувствами – любовью и ненавистью.
Процесс формирования личности , то есть способы и методы формирования мировоззрения человека, называется социализацией . Так, традиционно выделяется направленная и ненаправленная социализация. К числу методов направленной позитивной социализации необходимо отнести воспитание (в семье, детском саду, школе, спортивных секциях и кружках) и обучение , то есть последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки набора ценностей и мировоззрения . Ненаправленная , то есть стихийная социализация, формируемая в условиях ближайшего окружения -- при играх во дворе, общении с новыми знакомыми, просмотре социальных сетей, воздействии массовой культуры.
Обстоятельства и условия, формирующие личность, называют факторами формирования личности. Хотя не существует четкой градации значимости факторов, основным считается (1) наследственность , то есть физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей. Далее, (2) социальное окружение и (3) личный опыт , так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое мировоззрение.
Окружающая человека (4) культурная среда – религия, традиции, верования, уровень образованности, наборы ценностей, норм и эталонов поведения, являются важным фактором. Наконец, (5) природная среда оказывает большое влияние на формирование характера личности и, более общо, всего общества. Более детально этот подход разработан в рамках концепции географического детерминизма .
Социальные характеристики личности, такие как честь и достоинство , подлежат правовой защите. Честь и достоинство являются объектами . Честь – , общественное признание поступков человека (то есть оценка со стороны других людей); достоинство – то, как человек воспринимает . Нарушение чести или достоинства может быть восстановлено в суде.

Какие роли играют жизненный опыт и обучение в психологии человека

Накапливая социальный опыт, ребенок формирует как образы различных личностей, так и образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким способом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами. Но одновременно и с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт .

То, что личность социализируется не просто путем автоматического развития природных задатков, доказывают примеры социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных, подобно персонажу Р.Киплинга – Маугли. Изучение восприятия такими индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Такие существа не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае становления личности не произошло.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, каким образом человек осознает свое «Я»?

Наиболее распространенным научным объяснением этого процесса является теория американского психолога и социолога ХХ в. Ч. Кули. Он исследовал процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.

Самый обычный ребенок, усилия которого высоко оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте. В то же время поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, приобретает комплекс неполноценности, и его способности могут быть практически парализованы. В дальнейшей жизни первому гораздо проще будет развить свои способности, хотя изначально его потенциал мог быть гораздо ниже, чем во втором случае.

А. И. Куприн в рассказе «Синяя звезда» ярко и талантливо описал ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну, где существовали совершенно иные эстетические представления.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, получило название зеркального «Я» Чарльза Кули . Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». «Лишь в людях себя познать способен человек», - утверждал И.В. Гете. Это «социальное зеркало» постоянно изменяется, поскольку меняются сами условия жизни и окружение каждого человека. Так, ребенок при оценке своих способностей ориентирован на мнение близких людей, тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Т.е. в зрелом возрасте личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального «Я» на основании оценок компетентных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, играющих роль социального зеркала. Одновременно, сознательно или бессознательно, она отбирает для себя те образы, которые способны повлиять на мнение этой группы. Кроме того, человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать мнения некоторых людей, их оценки его поступков. При этом всегда существует вероятность неправильного истолкования мнений, т.е. эффекта искаженного зеркала. И еще, существуют отличия между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые могут оказаться просто лестью. Иногда, вопреки очевидной правоте наших оппонентов, мы отказываемся слышать их критику, ведь она требует от нас определенных усилий для преодоления отмеченных недостатков. Таким образом, зеркальное «Я», формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей.

Какие основные принципы лежат в основе психологии человека

Психология – это наука, изучающая человеческий разум, поведение и эмоции. Она основана на различных методологических принципах, которые являются фундаментальными для понимания человеческой психики. Вот несколько основных методологических принципов, лежащих в основе психологии:

  • Эмпирический метод: Психология стремится к использованию научных методов исследования, основанных на наблюдениях, экспериментах и измерениях.

Эмпирические данные собираются, чтобы подтверждать или опровергать гипотезы о человеческом поведении и ментальных процессах.

  • Объяснение и понимание: Психология стремится объяснить и понять поведение и мысли людей. Объяснение психологических явлений связано с выявлением причин и механизмов, лежащих в их основе. Понимание же включает в себя осознание индивидуальных различий, контекста и социокультурных влияний на человеческое поведение.
  • Научная объективность: Психология нацелена на научную объективность, т.е. минимизацию субъективизма и предвзятости при исследованиях. Это означает использование строгих методов и проверенных теорий для получения объективной информации о психических процессах.
  • Метод множественных подходов: Поскольку психология изучает сложные аспекты человеческого разума и поведения, принцип множественных подходов подразумевает использование различных методов и теорий для изучения психических процессов. Это включает клинические и экспериментальные методы, нейронауку, социальную психологию, когнитивные и поведенческие подходы.
  • Этика и защита участников исследований: Психология уделяет большое внимание этическим вопросам и защите прав и благополучия участников исследований. Это включает согласие на участие, конфиденциальность информации, защиту от вреда и уважение прав и достоинства каждого человека.

Какие методики используются для изучения психологии человека

Научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Под методологией психологии понимается совокупность предпосылок, принципов, методов и средств познания, соответствующих сущности объектов познания. Последовательная и плодотворная реализация методологии возможна только при осознании этой методологии. Будучи осознанной методология не должна превращаться в форму, извне механически накладываемую на конкретное содержание науки. Она должна раскрываться внутри содержания науки в закономерностях ее собственного развития. Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание.

Методы или средства познания, - это способы, с помощью которых происходит процесс познания предмета науки. Спецификой научной психологии является использование большого количества различных научных методов для накопления своих данных.

Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов с выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т. п.

Методы психологии, разработанные в научных (теоретических) исследованиях, после определения их эффективности и достоверности поступают на службу практической психологии.

Виды психологических методов исследования:

1) неэкспериментальные психологические методы :

а) наблюдение;

б) беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого;

в) контент-анализ. - метод анализа документов. Используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации, при анализе результатов применения проективных тестов, материалов и бесед и т. д. Преимущества: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надежность, этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.;

г) монографический метод - синтетический метод, используемый для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований;

2) диагностические методы – методы, направленные на выявление и измерение индивидуальных психологических особенностей человека:

а) тесты (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами;

3) экспериментальные методы - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт;

4) формирующие методы - методы, направленные на формирование определенных психологических характеристик:

а) развивающие методы направлены на формирование определенных способностей, возможностей, интересов;

б) психокоррекционные методы направлены на исправление недостатков развития определенных психологических характеристик человека;

в) психотерапевтические методы направлены на изменение некоторых личностных особенностей человека.

Обычно в психологических исследованиях используется набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

Как понять эмоциональное состояние другого человека

Эмпат — это человек, который хорошо умеет различать и понимать эмоции окружающих. Слово образовано от существительного «эмпатия». В психологии этому термину дают разные определения, в зависимости от школ и подходов. Но чаще всего эмпатией называют две вещи. Во-первых, управляемый процесс сопереживания другим людям. Во-вторых, саму способность распознавать чувства и переживания других людей, даже если эти эмоции не выражены явно .

Слово «эмпатия» относительно новое — впервые его использовал психолог Эдвард Брэдфорд Титченер (Edward Bradford Titchener) чуть больше ста лет назад. В 1909 году он выпустил книгу «Экспериментальная психология процессов мышления», где описал процесс эмпатии с помощью немецкого слова «Einfuhlung» — «вчувствование», а потом перевел его на греческий (em — «в» и pathos — «страсть, сильное чувство, страдание»).

Эмпатия отличается от сочувствия, хотя оба эти термина описывают эмоциональный отклик на состояние другого человека. Разница в том, что, сочувствуя, мы испытываем собственные эмоции — жалость, желание позаботиться или утешить . А эмпатия предполагает погружение в эмоцию собеседника. Иными словами, сочувствие — это взгляд на проблему человека с нашей собственной точки зрения, а эмпатия — с его. Так, Лорен Виспе (Lauren Wispé) в монографии «Психология симпатии» отмечает: «Цель эмпатии — понимание, цель симпатии — благополучие другого». А ниже она пишет: «Эмпатия — способ познания, симпатия — способ отношения» .

В 2013 году ученые из Лондонского Университета Голдмана (Goldsmith’s University of London) пришли к выводу, что всего 1–2% населения планеты — эмпаты . Во время исследования они обнаружили, что у эмпатов сверхчувствительные зеркальные нейроны. Именно эти клетки мозга ответственны за возникновение таких чувств, как сострадание и любовь.

Чем эмпаты отличаются от высокочувствительных людей

Термин «высокочувствительные люди» появился не так давно, отмечает психолог и когнитивно-поведенческий психотерапевт Елизавета Муратова. Он обозначает людей, которые очень эмоционально реагируют на события внешней среды или собственной внутренней жизни.

Разница в том, что эмпат распознает чужие эмоции, а высокочувствительные люди сами ярко реагирует на происходящее. Они погружаются в собственные ощущения. Таким образом, высокочувствительный человек не всегда эмпат, а эмпат не всегда ярко реагирует на происходящее в своей жизни.

Каким образом различные темпераменты влияют на поведение человека

Врожденные особенности темперамента проявляются у чело­века в таких психических процессах, которые зависят от воспита­ния, от социальной среды и от способности управлять своими реак­циями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может опреде­ляться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Напри­мер, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мас­тера бокса или фехтования — не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тре­нировки и обучения. Но при этом пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Учитывая свойства темпера­мента конкретного человека, можно с определенной вероятностью предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Тем­перамент накладывает свой отпечаток на способы общения, опреде­ляя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов.

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он по­чти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на жела­ние пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании незнакомых людей, как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только возбуждает.

Флегматик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Флегматик любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбля­ется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств. Его скептическая натура обычно требует большого количества доказательств дружеских чувств и аргументов в пользу взаимности. У холериков и сангвиников, напротив, любовь дебюти­рует чаще с взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые люди.

Но, пожалуй, наиболее зримо влияние темперамента обнаруживает себя в так называемом индивидуаль­ном стиле поведения и деятельности. В самом широком смысле под стилем понимают сочета­ние способов и приемов, с помощью которых решается или осу­ществляется конкретная деяте-льность. Каждая деятельность предъявляет свои требования к ее субъекту, а приспособление психи-ческих функций и свойств индивида, его моторных актов к этим требованиям всегда своеобразно и индивидуально. Вот такой пример. Две ткачихи-многостаночницы обслуживают примерно одинако-вое количество станков. Но одна — холерик, и всю смену беспорядочно бегает от станка к станку. За смену она отмотает тысячи шагов. Другая — флегматик. Этой бегать — значит навязывать себе противоестественный ритм. Она при­спосабливается иначе. Находит несколько стратегических то­чек обозрения и кратчайшим путем перемещается с одной по­зиции на другую. За смену она находит немногим больше 1000 метров. И так везде. Если понаблюдать в этом аспекте поведение людей, то можно найти немало разительных кар­тин динамики человеческой жизни в одной и той же ситуации.

Какова роль детства в формировании характера и личности человека

Тесты интеллекта (лат. intellects — понимание, познание) — тесты общих способностей.

Представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Т. и. являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.

Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.).

Этот эмпирически образовавшийся ряд тестов («очищенных» от измеряющих мышечную силу, остроту слуха и зрения, время реакции и других переменных) достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей — тестов личности, направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях.

Первые Т. и. были созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить «измерением и числом операции ума» (1879). Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям.

Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию «умственных тестов». Исследованиями Дж. Кэттелла, а за ним — многих европейских психологов и клиницистов были заложены основы современных Т. и., прообразом которых является широко известная Бине — Симона умственного развития шкала, разработанная в 1905 г.

Мощным стимулом развития Т. и. явились предпринятые уже в начале XX в. статистические работы по природе интеллекта, целью которых являлось установление взаимосвязей между показателями, полученными у различных обследуемых с помощью разнообразных тестов (Ч. Спирмен, 1904, 1927; Л. Тэрстоун, 1931, 1947).

Родившийся в этих исследованиях факторный анализспособствовал появлению комплексных тестовых батарей, широко используемых в современной психодиагностике (ВЕКСЛЕРА ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ШКАЛЫ).

Полученные с помощью Т. и. результаты выражаются количественно в виде интеллекта коэффициента (IQ), на психологической интерпретации которого следует остановиться подробнее. Это необходимо потому, что за интерпретацией количественного показателя интеллекта стоят различные подходы к пониманию природы измеряемого явления.

1. Шкала умственного развития Бине-Симона.

И.К. = умственный возраст/хронологический возраст.

 

2. Шкала измерения интеллекта Векслера.

Адаптирован сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Для обследования лиц старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).

Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).

Вербальные субтесты:

на общую осведомленность,

понятливость,

арифметический субтест,

нахождение сходства,

воспроизведение числовых рядов,

словарный.

Невербальные субтесты:

цифровые символы,

нахождение недостающих деталей в картине,

кубики Коса,

последовательные картинки,

сложение фигур.

 

 

2. Шкала прогрессивных матриц (тест Дж. Равена)

Методика предназначена для оценки уровня интеллектуального развития. Предложена Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году.

Методика исходит из теории Спирмена и его понимания значения фактора «g» интеллекта, который проявляется в способности понимать отношения между абстрактными фигурами.

Методика представляет собой набор из 60 графических композиций (матриц) с пропущенным элементом. Задания сгруппированы в 5 серий, каждая по 12 одноименных по возрастающей трудности матриц.

В первых сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, изменений образца и других логических связей.

Задача обследуемого выбрать недостающий элемент из 6—8 предлагаемых вариантов. Методика может применяться индивидуально и в группе. Время выполнения методики — 30 мин.

Трудность заданий возрастает от начала к концу серии, а также от первой серии (А) к пятой (Д).

Какие методики позволяют оценить интеллектуальные способности человека

Люди любят сравнения по своей природе. Как сравнения себя с другими, так и категориями («лучший» — «худший»). Но это может как помешать вам познать тебя, так и помочь.

Сравнение себя с другими людьми — не однозначное зло. Если после этого вы чувствуете себя разбитым, никчемным и завидующим, тогда да, нужно изменить свои подходы. Если же сравнение с другими людьми вдохновляет и заставляет становиться еще лучше, значит вы делаете все правильно. Как было сказано, самопознание помогает определить то, каковы вы на самом деле. Однако это не значит, что при этом не нужно развиваться и становиться лучше. Биография успешного человека поможет понять и возможно даже выявить в себе скрытые таланты и ресурсы, о которых вы не подозревали.

Сравнение же категориями, скорее всего, приведет к плохим последствиям. Называя одного человека ленивым, а второго трудолюбивым, вы ухудшаете коммуникацию и критикуете, что может иметь результатом и внутренние конфликты. Ведь по таким меркам и вы ленивы, если проснулись утром и не хотите взяться за работу. Это приводит к ненужному стрессу и развитию комплексов.

Поэтому мы можем дать вам два совета. Первый: сравнение себя с другими людьми — это хорошо, если вы делаете это правильным образом, вдохновляетесь чужими поступками. Второй: так как сравнение категориями иногда не избежать, используйте все точки зрения или хотя бы не судите ни себя, ни других людей. Если ваш знакомый не может приняться за работу, это вовсе не означает, что он ленив. Также как и в вашем случае.

Каким образом самопознание помогает понять себя и свои действия

Предпосылки и основания жизни личности в обществе

Образ жизни, индивидуальные свойства человека, совместная деятельность. Личность в истории и системе общественных связей и отношений. Системная детерминация развития личности (по Леонтьеву А.Н.). Совместная деятельность в социально-исторической системе. Индивидные свойства человека - предпосылки развития личности. Темперамент и характер. Способности. Природа времени и ее роль в детерминации развития личности. Классическое исследование

В.И.Вернадского о различных структурах времени. Теория детерминации прогресса в концепции времени Л.С. Рубинштейна. О природе времени в психологии познания: биологическое время, историческое время, психологическое время личности. Позиция человека во взаимоотношениях с другими людьми: жизненные цели и способы поведения. Личностный способ бытия как исходный уровень культурной и духовной жизни человека. Ориентация действий человека на нормы и ценности общественной жизни. Пространство социального поведения человека, его поступки. Формирование личности через поступки. Определение личности как социокультурной реальности В.И. Слободчиковым. Ценностные ориентации как показатель меры личностной социальности.

Человеческое общество в любой период развития и в любом конкретном временном и пространственном проявлении - сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений отдельных людей и групп. Причем, как мы понимаем, жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и результатов - вот что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения здесь, в области, столь близкой к социальной психологии, берется не сам по себе, не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, в системе его социальных связей.

Переплетение проблем психологии личности и социальной психологии только подчеркивает многообразие связей и междисциплинарных аспектов обоих разделов психологии.

Понятие общественные отношения употребляются сегодня, в основном, в двух смыслах:

  • - в широком, когда имеются в виду любые/все отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе;
  • - в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.).

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных сосубъектов.

Человек выступает творцом своих собственных общественных отношений (заметим, это все-же происходит, к сожалению, не всегда именно так, добровольно, самостоятельно…). В то же время, они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди, сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих же общественных отношений. Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим.

Масса - это особый вид исторической общности людей. Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности. Основными чертами массы являются: неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы. Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, часто (если не всегда) бывают утопичны. Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверхидеи, сплотившей коллектив. К числу важнейших атрибутов массы относится безликость - масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, ивердо, ясно, осознанно желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности. В истории цивилизаций самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. У человека воспитывались идеалы чести и достоинства, благодаря которым он превращался в личность. С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.