Эволюция понятия человека в психологии: от классических теорий до современных концепций
- Эволюция понятия человека в психологии: от классических теорий до современных концепций
- Связанные вопросы и ответы
- Каким образом психология определяет понятие "человек"
- Что такое человеческое психическое развитие
- Какие основные теории о человеке существуют в современной психологии
- Как влияют гендерные различия на понимание психологии человека
- Какой статус имеет понятие "личность" в психологии
- Какие факторы влияют на формирование личности человека
- Какие исследования проводятся в области психологии человека
- Какие методологические принципы лежат в основе психологии человека
Эволюция понятия человека в психологии: от классических теорий до современных концепций
1. Краткий экскурс в историю психологии
Чтобы более четко представлять путь развитиякак науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.
1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
2. Позднее в философских учениях древности затрагивалисьаспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427–347 г. г. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация).
Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» — спрашивают Сократ и Платон.
Связанные вопросы и ответы:
1. Что такое понятие человека в психологии
Понятие человека в психологии - это комплексное представление о человеке как индивиде, его психических процессах, поведении и взаимодействии с окружающим миром. В психологии изучаются различные аспекты человеческой натуры, включая эмоции, мышление, мотивацию, восприятие. Оно помогает понять, почему люди ведут себя определенным образом и какие факторы на это влияют.
2. Какие основные подходы существуют к понятию человека в психологии
В психологии существует несколько основных подходов к понятию человека, такие как психоаналитический, поведенческий, когнитивный, гуманистический и биологический. Каждый из них имеет свои характерные особенности и подходит для изучения определенных аспектов человеческой природы. Например, психоаналитический подход уделяет внимание бессознательным мотивам и конфликтам, а поведенческий - внешним проявлениям поведения.
3. Как психология определяет человека
Психология определяет человека как существа, обладающего сложной психикой, способного к самосознанию, саморегуляции и взаимодействию с окружающим миром. Человек рассматривается как уникальное социальное и психологическое существо, способное к развитию и самосовершенствованию. Он обладает особыми способностями к адаптации, творчеству и общению с другими людьми.
4. Какие факторы влияют на формирование понятия о себе у человека
Понятие о себе формируется под влиянием множества факторов, включая семейное воспитание, общество, школу, среду обитания, личный опыт, потребности, ценности и ожидания окружающих. Важную роль играют также внутренние убеждения, самооценка, степень самоидентификации и уровень самосознания. Эти факторы взаимодействуют между собой, формируя уникальное представление о себе у каждого человека.
5. Чем отличается понятие человека в психоанализе и поведенческой психологии
Понятие человека в психоанализе и поведенческой психологии отличается прежде всего методами и подходами к изучению человеческой природы. Психоанализ уделяет внимание внутренним конфликтам, бессознательным мотивам и детским traumen, в то время как поведенческая психология сконцентрирована на внешних проявлениях поведения и методах его коррекции. Также понятие человека в этих двух подходах отличается осознанностью и влиянием внешних факторов на поведение.
6. Как влияет социальное окружение на формирование личности человека
Социальное окружение имеет значительное влияние на формирование личности человека, так как оно определяет нормы, ценности, обычаи и ожидания, которые формируют основу для социализации и самоидентификации. В детстве человек усваивает культурные шаблоны и поведенческие стереотипы, которые далее влияют на его самопонимание и отношения с окружающими. Взрослый человек продолжает взаимодействовать с социальным окружением, что также оказывает влияние на формирование его личности.
7. Какие аспекты личности рассматривает гуманистическая психология
Гуманистическая психология рассматривает личность с уклоном в позитивное понимание человека, его потенциала, ценностей и стремлений к самореализации. Она уделяет внимание таким аспектам личности, как целостность, актуализация потенциала, самовыражение, саморегуляция, эмпатия и социальная ответственность. Гуманистическая психология считает, что человек стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, и поддерживает его в этом процессе.
Каким образом психология определяет понятие "человек"
В психологии человек определяется по-разному, например, субъект, индивид, индивидуальность, личность. Они позволяют установить разные стороны проявления его сущности.
В качестве субъекта психология рассматривает человека как исторический и общественный процесс в целом, определенной деятельности. Он считается источником познания и трансформации реального функционирования. Деятельность в данном случае представляется в виде формы активности человека, что дает возможность самосовершенствованию и улучшению окружающей среды.
В качестве индивида в психологии выступает человек, который является:
- особенным представителем других живых существ. От животных субъект отличается филогенетическим и онтогенетическим развитием;
- особым представителем общности человека, который имеет уникальный набор особенностей психики и поведения.
Эти две характеристики отражают своеобразие человека. К общим психологическим характеристикам индивида относят:
- целостность психофизиологической организации;
- уникальность, неповторимость;
- постоянство усилий в процессе взаимодействия.
В качестве индивидуальности человека психологи понимают оригинальность. Зачастую она отражается в какой-то ведущей особенности определенного человека, которая отличает его от других людей. Каждый индивидуален, но индивидуальность у кого-то проявляется ярко, а у кого-то почти незаметно.
В качестве личности в психологии рассматривают человека с выделенной общественной сущностью. Личностью становятся, а не рождаются. Поэтому вне общества, социальной или профессиональной группы человек ею стать не может.
Что такое человеческое психическое развитие
Объект психологии развития. Исходя из того, что психология является наукой о человеке и его психических особенностях, объектом психологии развития является человек в процессе своего развития и взросления. Психология развития определяет изменения в психике людей, связанные с возрастом, и пытается их объяснить, понять закономерности, по которым люди приобретают знания и опыт.
Предмет психологии развития. Предметом изучения психологии развития являются конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода к последующему и их механизмы, тенденции, закономерности, а также темп и направленность психического развития в процессе общего развития человека. Сюда же можно отнести индивидуальные и возрастные особенности людей, развитие психических процессов и различных видов активности, формирование качеств личности.
Задачи психологии развития. Возрастная психология ставит перед собой следующие задачи:
| Раскрыть общие закономерности развития человека |
| Установить причины перехода от одной стадии к другой. |
| Классифицировать возрастные периоды. |
| Создать психологическую картину каждого периода. |
| Изучить ведущие факторы развития. |
В связи с поставленными задачами можно выделить и следующие функции психологии развития:
- Описательная функция – описывает особенности развития человека в конкретные возрастные периоды с точки зрения внешних проявлений и внутренних переживаний;
- Объяснительная функция – объясняет и помогает понять причины, факторы и условия изменений в поведении человека, а также его переживания в разные возрастные периоды;
- Прогнозирующая функция – прогнозирует те или иные изменения в поведении и переживаниях человека на каждом возрастном этапе;
- Корректирующая функция – создаёт оптимальные условия для управления развитием человека.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возрастная психология раскрывает психологическое содержание каждого этапа развития (взросления) и их динамику. Причём, любые изменения рассматриваются в динамике и с учётом факторов, влияющих на развитие психики человека.
В процессе исследований сравниваются закономерности развития на разных этапах, изучаются механизмы приобретения и сохранения знаний и навыков, происходит их сопоставление и дальнейшее выявление факторов, оказывающих влияние на личностный и интеллектуальный рост.
Для того чтобы было возможным составить наиболее объективное и целостное описание развития психики человека на всех этапах его жизни, сегодня в исследованиях применяется большое количество различных методов, поговорить о которых следует более подробно.
Какие основные теории о человеке существуют в современной психологии
Теории личности – это совокупность гипотез или предположений о природе и механизмах развития личности (табл. 2).
Таблица 2
Теории личности
Психодинамическая теория (З.Фрейд) | В рамках этой теории – личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств и отдельных защитных механизмов. З. Фрейд выделяет три основных блока личности: ид, эго и суперэго |
Аналитическая теория (К. Юнг) | Согласно данной теории личность – совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношений отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной и интровертированной установок личности. В структуре личности К. Юнг выделяет три основных блока: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, индивидуальное сознательное. Архетипы – наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречаются в виде символов в искусстве, литературе и т.д. |
Как влияют гендерные различия на понимание психологии человека
Это уникальный человек со своим собственным набором характеристик, который определяет его поведение, характер и взаимодействие с окружающим миром. Часто в повседневной жизни слово « личность » используется как синоним слов «человек» и « индивид «, но на самом деле его значение отличается от них.
Кроме этого, существуют и другие определения понятия «личность». Оно может использоваться для отображения социальной природы человека, т.е. когда человека называют «личностью», это означает, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда слово «личность» подчеркивает моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.
Люди со временем изменяются, иногда очень сильно. Если перемены у кого-то явно заметны, то иногда говорят: «он стал совсем другим человеком!». Все понимают, что это все тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его просто «не узнают».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «личность» представляет собой совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформированных на основе его жизненного опыта, которые определяют его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и другие особенности.
Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но в нем есть два основных значения:
— это совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение;
— это уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный», то есть принадлежащий определенному лицу. Иногда его также связывают со словом «личина», которое в прошлом обозначало маску или часть шлема, закрывающую лицо. В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин «personality», происходящий от латинского слова «persona», то есть «человек».
Какой статус имеет понятие "личность" в психологии
Факторы оказывающие влияние на формирование и развитие личности подразделяются на следующие типы:
Биологическая наследственность .
Биологическое наследие каждого человека составляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность. Оно закладывает основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополнятся врождёнными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, безопасности.
Если социальный опыт объясняет, в основном, сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, её изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем, групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идёт об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.
Следовательно биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаётся с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как:
- он создаёт ограничения для социальных общностей (беспомощность ребёнка, невозможность долго находится под водой, наличие биологических потребностей и т.д.);
- благодаря биологическому фактору создаётся бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, то есть неповторимое создание.
Физическое окружение.
Некоторые исследователи придавали ему решающее значение в развитии личности. Известный социолог П. Сорокин в 1928 году обобщил теории многих учёных – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Э. Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей, в основном, определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. Разработанная им теория являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на влияние личности.
Действительно, в сходных физических и географических условиях, формируются различные типы личностей. И наоборот, часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Следовательно, физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и не сравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.
Культура.
Определённый культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Каждый ребёнок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы, которые другие общества предложить не могут.
Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. ( Пример: личность сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране).
Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, с обладающими для данного общества чертами модальной (от взятого из статистики термина «мода»). Модальная личность – это наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты, можно найти в любом обществе (О модальных личностях говорят тогда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских или истинных англичанах).
Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности, в большей или меньшей степени, содержаться в каждой личности данного общества. Другими словами – каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствую культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило с детства. ( Пример: - для равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось. Все мальчишки стремились быть похожими на таких мужчин; - для нашего общества таким типом личности может быть социабельная личность, то есть легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству, обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (способная за себя постоять) и практической сметкой). Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, поэтому мы учим этому своих детей.
Какие факторы влияют на формирование личности человека
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?В начале третьего тысячелетия отмечается динамичное развитие областей гуманитарного знания. Становление антропоцентрического подхода приводит к усилению интереса к различным аспектам жизнедеятельности личности, что обуславливает необходимость реализации современных психологических исследований, направленных на изучение личности во всех ее проявлениях.
Основные характеристики современного психологического исследования
Определение 1
Современное научное исследование в области психологии представляет собой сочетание теоретического обоснования выдвигаемых концепций, гипотез и практической, эмпирической работы, направленной на получение результатов, подкрепляющих теоретические выводы.
В отличие от стихийных форм познания исследование всегда основано на научном методе, предполагает формулировку и фиксацию цели, задач, инструментов реализации изучения, ориентировано на воспроизводимость результата.
Сервисы для учебы на 5 от 299 150 руб.
Готовые решения задач
AI-помощник для учебы
В качествесовременногоследует назвать следующие:
- оно имеет дело с конкретным объектом, с обозримым объемом эмпирических данных, которые могут быть собраны при помощи средств, которые имеются в распоряжении науки;
- исследование позволяет дифференцировано решать эмпирические (разработка методов измерения, диагностики; выделение фактов и пр.), логические (установление взаимосвязи между различными положениями, выведение выводов и пр.), теоретические (формулирование гипотез, законов; выявление принципов, поиск причин) познавательные задачи;
- в рамках исследования осуществляется четкое разграничение между гипотетическими предположениями и установленными фактами;
- главной целью исследования выступает не только объяснение протекающих процессов, отдельных существующих фактов, но и прогнозирование формирования, развития возможных феноменов, состояний.
Подходы к классификации научных исследований
В наиболее общем виде современные психологические исследования представлены двумя группами:
- Теоретические – обзорно-критические, обзорно-аналитические исследования;
- Эмпирические – методические, эмпирические объяснительные, эмпирические описательные исследования.
Следует отметить, что данное разграничение представляется условным.
Методологические проблемы реализации современных психологических исследований
Интенсивные темпы развития информационно-коммуникативных технологий, разрушение границ между точными и гуманитарными науками, проникновение методов математической обработки, интерпретации статистических данных в сферу гуманитарных наук вызывает многочисленные проблемные аспекты при разработке методологической основы, категориально-методологического аппарата при проведении современных научных исследований. Новые формы организации психологической науки актуализируют качественно новые вызовы перед наукой, выдвигают новые требования кпроведения психологических исследований.
Специфика объекта исследований современной психологической науки заключается в необходимости разработки актуальной методологической базы исследования, органического синтеза методов общей, частной методологии, а также совокупности конкретных методических приемов.
Главное значение внедрения иерархии методически уровней заключается в необходимости максимальнойрезультатов исследования, повышении их релевантности. Принимая вонеобходимость интеграции психологического знания в общую научную картину мира, практическое применение экспериментальных или эмпирических методик не может рассматриваться изолировано от специальной или общей методологии, от общих философских принципов, определяющих направления современных научных исследователей.
Замечание 1
Таким образом, на современном этапе развития психологических наук категориально-понятийный аппарат, методологическая база исследований постоянно развиваются, совершенствуются, что приводит к появлению качественно новых инструментов познания окружающего мира.
Какие исследования проводятся в области психологии человека
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?Развитие гуманитарных наук приводит к росту научного интереса к методологическим вопросам. В последние годы в центре внимания теоретиков и практиков-психологов вопросы методологического аппарата психологии.
Определение 1
В своем понимании категории психологической методологии отечественные психологи выходят из интерпретации, данной Л. С. Выготским, который понимал под указанным термином совокупность принципов, систему конкретных, посредствующих, применяемых к масштабу данной научной отрасли понятий; совокупность, набор определенных положений, которые используются в теории и практике психологии; учение о принципах построения, способах и формах научного познания; систему способов и принципов организации и реализации теоретической и практической деятельности.
Сервисы для учебы на 5 от 299 150 руб.
Готовые решения задач
AI-помощник для учебы
Уровни методологии
В современной психологии выделяют три уровня методологии:
- закон (общая методология). На указанном уровне действуют законы, созданные в рамках философии;
- принцип (частная методология). На данном уровне успешно функционируют принципы, разработанные непосредственно в рамках научной отрасли;
- метод (частная методология). На данном уровне реализуется сбор и интерпретация психологической информации.
Принципы психологии как основа теоретико-методологического обоснования научной области
Основными психологическими принципами выступают следующие:
- принцип детерминизма, согласно которому любое психологическое исследование является поиском формирования определенных психологических феноменов;
- принцип единства сознания, коммуникации и деятельности. Данное положение отстаивает понимание сознательности любой деятельности, причем, сознание и совокупность психических свойств личности находят свое отражение в процессе коммуникативного взаимодействия с другими;
- генетический принцип. Согласно данному принципу все психологические феномены рассматриваются в процессе их перманентного развития, трансформаций. Исследование любого психологического процесса, феномена требует выявления его сущностных характеристик в данный момент, анализа истории его формирования и возможных интенций развития;
- принцип личностного подхода;
- принцип системного подхода, рассматривающий объект, предмет и средства психологических исследований в качестве целостной системы.
Методы и методика психологии
Определение 2
Под категорией методов в современной научной литературе понимаются способы исследования психических феноменов, психических процессов, психической деятельности.
Основными требованиями к методам психологии выступают следующие:
- валидность – качество метода, отображающее степень возможных изменений параметра, для изучения которого он предназначен;
- надежность – качество метода, позволяющее получать аналогичные результаты при многократном его применении;
- репрезентативность – качество метода, позволяющее ему отображать характеристики контингента исследования.
Определение 3
Под методикой в современной психологии понимается приемы целесообразного проведения определенной работы, реализации определенной деятельности.
Классификация психологических методов
Вся совокупность психологических методов может быть условно разграничена на четыре основные группы:
- организационные методы;
- эмпирические методы. Данная группа методов выступает одной из наиболее многочисленных, включает в себя эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа ), методы моделирования, психодиагностические методы;
- методы психологического воздействия;
- методы обработки и интерпретации данных.
Таким образом, на современном этапе формирования психологической науки осуществляется интенсивное развитие теоретико-методологического обоснования научного, разрабатываются новые методологические категории, направленные на повышение эффективности психологических исследований, оказание соответствующей психологической помощи.
Какие методологические принципы лежат в основе психологии человека
С точки зрения психологии среда включает в себя:
- людей, которые тебя окружают;
- природу, с которой ты соприкасаешься;
- предметы, которые тебя окружают;
- информацию, которую ты воспринимаешь.
Именно среда является ключевым фактором развития личности. Например, можно быть одаренным, но если среда не дает возможности развиваться способностям, человек может даже не узнать, что он мог стать гениальным композитором или хирургом.
В то же время, не обладая выдающимися способностями, можно добиться небывалых высот. Например, изначально у ребенка не было таланта к танцам, но родители его поддерживали, ребенок изучал все, что связано с танцами, горел ими.
Если родители воспитали в нем абмициозность, силу воли и поддерживали его мотивацию, он может реализовать свою мечту, потому что любой талант можно развить именно благодаря среде, в который растет ребенок.
Среда непосредственным образом влияет на характер человека и на его успешность. Если ребенок растет в дефицитарной среде, у него может сформироваться неуверенность с себе, комплексы, ограниченность, шаблонность мышления и пр.
Говоря простыми словами, дефицитарная среда – это окружающая обстановка и сама жизнь, в который человек не может удовлетворить свои потребности. Ему чего-то не хватает: внимания, интереса, потребности в преодолении, в достижении успеха, в безопасности пр.
Но и полностью достаточная, сверхизобильная среда, тоже может негативно сказаться на характере человека, потому что порождает инфантилизм и эгоцентризм, неспособность преодолевать трудности.
С точки зрения психологии, среда играет ключевую роль в развитии личности.
Именно среда является ключевым фактором, который влияет на формирование характера человека и его успешности. Она может формировать у человека уверенность в себе, или, наоборот, привести к неуверенности и комплексам.
Среда может быть дефицитарной, когда человек не может удовлетворить свои потребности, или сверхизобильной, когда человек получает слишком много, что может привести к инфантилизму и эгоцентризму.
Примером дефицитарной среды может быть семья, где ребенок не получает должного внимания и интереса, или школа, где ребенок не имеет возможности развивать свои способности.
Примером сверхизобильной среды может быть семья, где ребенок получает слишком много внимания и интереса, или школа, где ребенок имеет доступ к слишком широкому спектру ресурсов.
Важно отметить, что любая среда может быть изменена и улучшена, чтобы обеспечить успешное развитие личности.
Таким образом, методологические принципы психологии человека включают в себя понимание важности среды для формирования характера и успешности человека.