Этапы психологического развития человека: от младенчества до старости
- Этапы психологического развития человека: от младенчества до старости
- Связанные вопросы и ответы
- Какие факторы формируют психологическое развитие человека с рождения
- Какие основные этапы психологического развития можно выделить в жизни человека
- Как влияют детство и подростковый период на психологию взрослого человека
- Какие факторы влияют на психологическое состояние человека в зрелом возрасте
- Какие психологические особенности характерны для старшего возраста
- Какова роль психологии в деле познания себя на протяжении всей жизни
- В чем заключается влияние социальной среды на психологическое развитие человека
- Как восприятие смерти влияет на психологию человека на разных этапах жизни
- Какие методы психологии помогают человеку лучше понять свое место в жизни
Этапы психологического развития человека: от младенчества до старости
— это периодизацияот момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определенияграниц этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессеи(условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являютсяразличия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие основные этапы развития психологии человека от рождения до смерти
Ответ: Развитие психологии человека проходит через несколько ключевых этапов: раннее детство, подростковый возраст, зрелость, старость. На каждом из этих этапов происходят значительные изменения в психическом развитии человека, определяющие его личностные особенности и поведенческие реакции. Каждый этап характеризуется своими особыми задачами и кризисами, которые необходимо преодолеть для полноценного развития. Понимание особенностей каждого этапа позволяет лучше понять психологию человека на разных этапах его жизни.
2. Как влияет окружающая среда на формирование психологии человека от рождения до смерти
Ответ: Окружающая среда играет огромную роль в формировании психологии человека на различных этапах его жизни. В раннем детстве важную роль играют родители и близкие, которые создают первоначальные шаблоны поведения и отношений. В подростковом возрасте окружающая среда в виде друзей и учителей начинает оказывать большее влияние на развитие личности. В зрелом возрасте важными становятся семья, работа, социальные связи. Наконец, в старости окружающая среда может оказывать влияние на психологию человека через социальную поддержку и ощущение одиночества.
3. Какие факторы определяют индивидуальные различия в психологии человека на разных этапах жизни
Ответ: Индивидуальные различия в психологии человека определяются множеством факторов, включая генетическую предрасположенность, воспитание, образование, окружающую среду, социокультурные особенности. Например, наследственность может определять склонность к определенным психическим расстройствам или личностным чертам. Воспитание и образование формируют систему ценностей и установок человека. Окружающая среда может оказывать влияние на развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта. Все эти факторы взаимодействуют между собой и формируют уникальную психологию каждого человека.
4. Какие основные задачи стоят перед человеком на каждом этапе его жизни с точки зрения психологии
Ответ: На каждом этапе жизни у человека стоят свои основные задачи с точки зрения психологии. В раннем детстве основной задачей является формирование базовых навыков и привязанность к родителям. В подростковом возрасте важно развитие самоидентификации и самооценки. В зрелом возрасте человек должен столкнуться с задачами выбора профессии, установления отношений и выполнения социальных ролей. В пожилом возрасте важным становится самосознание и осмысление жизни.
5. Какие психологические кризисы могут возникнуть у человека на разных этапах его жизни
Ответ: На разных этапах жизни человека могут возникать различные психологические кризисы, отражающие недостаток адаптации к новым условиям. Например, кризис идентичности в подростковом возрасте связан с поиском себя и своего места в обществе. Кризис среднего возраста связан с самооценкой, сопоставлением своих достижений с желаемым. Кризис старости может быть связан с признанием ограничений здоровья и утратой близких людей. Понимание этих психологических кризисов позволяет помочь человеку в их преодолении.
6. Каким образом можно определить, что у человека есть психологические проблемы на определенном этапе его жизни
Ответ: Психологические проблемы у человека на определенном этапе жизни могут проявляться различными способами, включая изменения в поведении, настроении, отношениях с окружающими. Например, наличие депрессии или тревожности может свидетельствовать о психологических проблемах. Постоянные конфликты с окружающими, социальная изоляция, изменения в привычках также могут указывать на наличие проблем. Важно внимательно наблюдать за человеком и консультироваться с психологом, чтобы выявить и решить возможные проблемы.
7. Как влияют различные личностные черты человека на его психологию на протяжении всей жизни
Ответ: Личностные черты человека имеют значительное влияние на его психологию на протяжении всей жизни. Например, интровертированные люди могут испытывать большие трудности в общении с другими и принятии решений, в то время как экстраверты могут находиться в своей зоне комфорта в обществе. Характер, упорство, эмоциональная устойчивость также играют важную роль в психологии человека. Понимание своих личностных черт и их влияния помогает развивать свои сильные стороны и преодолевать слабые.
Какие факторы формируют психологическое развитие человека с рождения
Личностные качества человека, в том числе ребёнка формируются под действием многих факторов. Личность закладывается в детстве. Какие факторы влияют на развитие личности ребёнка и что по этому поводу говорят ученые?
Факторы, формирующие личность ребёнка
На формированиеребёнка оказывают влияние:
- воспитание;
- среда;
- наследственность.
Нравственное воспитание — это основной стержень всестороннего развития личности. Его цель — приобщить ребёнка к моральным ценностям общества, сформировать в нем качества, черты характера и навыки, отражающие внутреннее стремление к добру, честности, великодушию, милости. Ребёнок должен не просто соблюдать нормы, предписания и требования, принятые в обществе. Он должен сам стремиться их выполнять, осознавая свою свободу и собственную ответственность. Задача педагогов, а прежде всего родителей — выработать такое мировоззрение и убеждения, а также привычки и поведение.
Хорошо, когда родители сами имеют об этом понятие и обладают высокими морально-нравственными качествами. Плохо, если они отличаются антисоциальным поведением, ведь тогда они могут нанести ущерб эмоциональному, когнитивному и социальному развитию ребёнка. К таким выводам пришли ученые, опубликовавшие результат своего исследования в журнале Psychiatric Quarterly. Более того, ребёнок с генетической предрасположенностью к асоциальному поведению, воспитанный в родительском стиле, подвергается большему риску развития той же структуры личности. Так что нельзя недооценивать.
Среда
Среда или социализация формирует человека через обучение, воспитание, образование, адаптацию. Да, ребёнок может получить определенное воспитание в семье, но нельзя исключать важность окружающей среды, попадая куда он подражает другим и копирует поведение, учится исполнять определенную роль и понимать, чего ждут от него окружающие. Успешная социализация осуществляется при взаимодействии трех составляющих — ожидания, исправление поведения и стремления отвечать этим ожиданиям.
По мнению специалистов, процесс социализации не заканчивается никогда и длится всю жизнь, а у детей он начинается еще в младенчестве. Причем в нем участвует все окружение ребёнка — родители, родственники, соседи, друзья и др. Они формируют ценностные ориентиры, умение контактировать с окружающей средой — заводить друзей, решать конфликты, получать и оказывать помощь, учиться и работать в команде.
Наследственность
Наследственность — это набор отличительных признаков, которые ребёнок получает от родителей при зачатии. Она формирует особые способности к какому-либо виду деятельности на основе биологических данных. Специалисты говорят, что человек не появляется на свет с готовыми способностями, а лишь приобретает потенциальные задатки для их становления.
Раньше считалось, что поведение человека является следствием корреляции генов, врожденных характеристик, культурного контекста и родительского воспитания, но эволюционная экология приводит еще одну причину — эпигенетическое наследование, то есть передачу потомству родительских фенотипических реакций на вызовы окружающей среды, даже если молодые люди сами не испытывают этих вызовов. Так, материнский стресс во время второй половины беременности дочери может повлиять не только на саму дочь, но и внука. К таким выводам пришли ученые, данные исследования которых были опубликованы в журнале Psychological Bulletin.
Какие основные этапы психологического развития можно выделить в жизни человека
Психологическое развитие личности проходит ряд периодов. Каждый период представляет собой определенную ступень развития личности, оттенок ее жизненного пути. В границах каждого периода выделяются стадии, а в границах каждой стадии – фазы.
Определение периодов, стадий и фаз психического развития человека необходимо для рационального построения системы обучения и воспитания, профессионального самоопределения молодого поколения, полнее использовать трудовой и творческий потенциал взрослого человека на каждом возрастном этапе.
Многие психологи занимались вопросом возрастной периодизации психического развития личности. Известна теории, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, который придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э.Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
Кризис доверия – недоверия (в течении первого года жизни). Этот кризис связан с удовлетворением ребенком своих физиологических потребностей, вследствие чего развивается его доверие или недоверие к окружащему миру.
Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года). Кризис связан с первым опытом обучения ребенка, выработки привычки опрятности. Понимание ребенком, систематичность и последовательность в обучении развивает самостоятельность, тогда как наказания и непоследовательность – страх и сомнение.
Появление инициативности в противовес чувству вины (от трех до шести лет). Это кризис соответствует дошкольному возрасту, когда происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствует развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач приводит к закреплению чувства вины.
Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет). Этот кризис происходит в школьном возрасте в зависимости от школьной атмосферы, отношений с одноклассниками и учителями, методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценности.
Личностное самоопределение и противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет) проявляется подростковом возрасте, когда устанавливаются образы поведения. Положительный опыт развивает идентификацию, негативный является причиной путаницы.
Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). Этот кризис характерен для юношеского возраста. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие опыта может привести к изоляции человека и его замкнутости в себе.
Забота о воспитании нового поколения в противовес «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). При условии нормального развития этот возраст отличается высокой продуктивностью деятельности, активизацией чувства сохранения рода, уважение к мудрости. Нерешенный кризис обуславливает застой.
Удовлетворенность прожитой жизнью в противовес отчаянию (старше 60 лет). Этот кризис приходится на время старения, когда подводятся итоги жизни. На этом этапе личность либо достигает целостности и принимает неизбежное или завершает жизнь с чувством страха перед смертью.
Как влияют детство и подростковый период на психологию взрослого человека
Процесс формирования самосознания очень важен в разговоре про подростков, так как это — в первую очередь осознанность, которая касается всего: мотивов поведения, способностей, потребностей, эмоций, мыслей, переживаний и всего прочего. Сформированное самосознание — это адекватная оценка собственных возможностей и целесообразности каких-то действий и поступков, которых так или иначе требуют различные жизненные ситуации.
Самосознание представляет собой процесс психики, который является необходимым компонентом самоконтроля, что является возможным, если подросток познал себя и сформировал к себе определенное эмоционально-ценностное отношение. Функция самосознания заключается не только в формировании некоего образа «Я», но и в выражении определенной оценки к самому себе, а это имеет прямое влияние на другое важное не только для психологии подростков, но и для взрослого человека явление — самоуважение. Этот психический процесс показывает, насколько человек доволен собой или, напротив, не доволен. В конечном итоге данные процессы формируют целостный «Я»-образ с определенным набором характеристик и установок.
Открытие собственного «Я» очень важно для подростка, поскольку заставляет взглянуть на мир совершенно иначе. При этом психология подростков такова, что данный процесс приносит как положительные, так и отрицательные эмоции, так как только формирующееся самосознание нередко приводит подростка к ощущению непохожести на других, собственной уникальности, что в свою очередь рождает чувство одиночества. Если же формирование самосознания встречает на пути какие-то препятствия и, как следствие, протекает в искаженной форме или задерживается, это может стать причиной расстройств невротического типа, закрепления девиантных форм поведения, психопатических проявлений.
Источник формирования самосознания — это любая форма общения подростков, так как в ходе такого взаимодействия подросток получает оценку другого человека и дает ему оценку сам. Это приводит к более трезвой оценке собственных возможностей, в том числе в процессе сравнения их с возможностями других. Однако приоритет общения в качестве основной движущей силы формирования самосознания определяет сложности с коррекцией данного процесса у подростков. Родителям в этом случае можно порекомендовать сохранить как можно более доверительные отношения с подростком, не проявлять к нему излишней авторитарности и категоричности; разговор на равных — отличное средство для положительного влияния на самосознание.
Какие факторы влияют на психологическое состояние человека в зрелом возрасте
Человек считается взрослым и стремится доказать себе и не только, что он чего-то стоит. Естественно, у каждого свой путь и свои планы на будущее. У многих именно в это время начинается по-настоящему взрослая жизнь, которая подразумевает личную ответственность. Это может быть армия, учеба в университете, первая работа или даже брак.
Именно в этот период у молодых людей появляются новые возможности и надежды на реализацию планов. Мудрые родители понимают, что надо свести к минимуму влияние на решения своих детей и постепенно полностью переложить ответственность за их поступки на них самих. Теперь цели должны приобрести четкость и ясность, а юношам и девушкам необходимо определиться со средствами и формами их достижения.
К тому же это возраст, когда появляется первый опыт серьезных отношений, у одних это брак, у других романтические встречи и общение. Именно сейчас окончательно формируется гендерная модель поведения, реализуются заложенные ранее роли и стереотипы поведения мужчины или женщины.
От того, насколько успешно будет пройден кризис, зависит, по сути, практически вся жизнь человека. Таким образом, в юности должны быть сформированы следующие новообразования психики:
- внутренняя устойчивость;
- определение целей и стремление их достичь;
- четкие модели полового поведения с положительной обратной связью.
В противном случае, если этого не происходит, человек остается на прежнем уровне развития, своего рода подростком, который физически повзрослел, но не может определиться с тем, чего он хочет, его тревожат неясность целей и неопределенность ожиданий. Это чревато тем, что человек может так и остаться на этом уровне, и всю жизнь находиться в «подвешенном состоянии», вечном поиске себя и действует под влиянием других людей или обстоятельств.
Распространенным запросом, с которым обращаются юноши и девушки 16-20 лет, на прием к психологу являются сомнения в правильности выбранного пути. Очень часто случается, что после окончания школы выпускники психологически не готовы для определения дальнейшего пути. Вуз или колледж, факультет или профессия порой выбираются за компанию, под давлением авторитетных взрослых или просто потому, что на специальность легче поступить. А потом начинаются бесконечные сомнения, страх, что родители не поймут ухода из университета, ужас и тревога перед необходимостью решить, как же жить дальше.
Также бывают случаи обращения за помощью студентов, которые, привыкнув за 11 лет к стабильному кругу школьного общения, испытывали значительные сложности в построении новых отношений. И здесь речь опять идет о выборе, о возможности решить, с кем дружить, а с кем – нет, к кому стоит подойти за дружеским советом, а от кого – держаться подальше… Очень часто усложняет ситуацию, не удачно пройденный подростковый кризис.
Любовь и первые разочарования, отношения с противоположным полом или их отсутствие тоже часто мучают молодых людей. Наши психологи помогают решать любую важную проблему юношеского возраста, что дает клиентам возможность успешно пройти через кризис.
Какие психологические особенности характерны для старшего возраста
Любой человек меняется с возрастом, последовательно проходя этапы взросления, зрелости, старости. Старение начинается с 55–65 лет, и во время него появляется ряд психологических особенностей. Их необходимо учитывать,с пожилым человеком и организуя уход для него.
Как изменяется психика с возрастом
Когда человек стареет, его способность к адаптации, психологическая гибкость, интерес к новому снижаются. Кажется, что взгляды и убеждения становятся закоснелыми, появляется упрямство, даже эгоцентризм. Все это нормальные процессы, связанные как с постепенным ограничением возможностей, так и с теми изменениями, которые происходят в жизни пожилого человека.
Существует несколько таких особенностей, влияющих на поведение пожилого человека, на его отношения с близкими.
Снижение социальной активности. Постепенно контактов становится меньше. Человек не стремится заводить новые знакомства, круг его общения сокращается. Это связано с общим уменьшением активности и не вызывает опасений, если в пожилом возрасте остается несколько близких друзей, а также связь с родными. Важно, чтобы человек не страдал от одиночества — это приводит к социальной дезадаптации, угрожает психологическому благополучию. Такая дезадаптация может проявляться замкнутостью, отказом от общения или, напротив, болтливостью, навязчивостью. Если в поведении появляются эти признаки, нужно уделять больше внимания пожилому человеку.
Косность взглядов. Пожилому человеку трудно пересматривать свои взгляды, воспринимать новую информацию, менять поведение. Он стремится к стабильности, равновесию, так как уже не может гибко реагировать на перемены. Это проявление психологической защиты, необходимой в пожилом возрасте. Важно понимать, что упрямство, консерватизм, стремление делать все по-своему, привычным образом связаны с тем, что любые перемены вызывают серьезные затруднения.
Ощущение времени меняется. В старости кажется, что время идет быстрее. Это связано с тем, что привычные действия замедляются, выполняются дольше. Чтобы сохранить контроль, пожилые задолго планируют любые события — даже если нужно просто сходить в магазин или выполнить другое не слишком сложное дело. Другое изменение — сосредоточенность на прошлом, частое обращение к нему мыслями. При этом уверенности в будущем постепенно становится все меньше. Из-за этого пожилой человек может становиться слишком осторожным, малоинициативным, педантичным, мелочным.
Усиление отдельных черт личности. С возрастом отдельные черты характера становятся более заметными, проявляются сильнее, могут подчинять себе поведение пожилого человека. В молодости из-за гибкости психики эти черты подавляются или маскируются, но по мере старения они начинают доминировать. Это упрямство, раздражительность, обидчивость, жадность, эгоизм и другие негативные качества. Избежать усиления негативных черт характера помогает сохранение социальной активности, общение, увлеченность интересами, наполненность жизни.
Сосредоточенность на здоровье. С возрастом болезней становится больше, а состояние здоровья требует все больше внимания. Это может проявляться по-разному. В одних случаях человек начинает интересоваться оздоровительными методиками, профилактикой болезней или нетрадиционной медициной. В других (обычно при плохом состоянии здоровья) он сосредоточен на поисках у себя новых симптомов и заболеваний, на постоянных приемах у врачей, на лечении. Заботиться о здоровье важно в любом возрасте, но это не должно становиться предметом одержимости или страхов.
У вас есть вопросы?Мы перезвоним в течение 30 секунд
или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Нажимая кнопку «Отправить» , вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия
Как адаптироваться к возрастным изменениям характера
Врачи клиники "Панацея" рекомендуют:
- Сохранять активность и самостоятельность. Хорошо, если у пожилого человека есть посильные для него дела — он чувствует себя нужным, важным, не выпадает из жизни, не страдает от одиночества.
- Больше общаться. Это поможет сохранить контакт, проявить внимание и заботу, избежать дезадаптации.
- Помогать в планировании дел. Благодаря этому пожилой человек будет чувствовать себя увереннее. Можно вести собственный календарь с важными для него делами (визитами к врачу или другими планами) и напоминать о них. Можно организовать доску с напоминаниями или планировать что-то вместе.
- Проявлять терпение. Не нужно спорить, если пожилой человек упрямится, проявляет излишнюю бережливость или осторожность. Если возможно, лучше сделать так, как будет комфортнее для него.
- Контролировать здоровье вместе. Это дает пожилому человеку уверенность, позволяет почувствовать заботу и внимание, помогает справиться со страхами болезней. Хорошо, если с определенного возраста родные возьмут на себя запись к врачам, организацию визитов в клиники и обследований, контроль лечения.
Какова роль психологии в деле познания себя на протяжении всей жизни
Определение 2
Психологические знания - это знания об особенностях функционирования психики человека, а также его поведенческих проявлениях.
К данным знаниям относятся: представления о работе и развитии чувств, мышления, эмоций, мышления, внимания, памяти, воображения. Также сюда относятся знания относительно особенностей характера человека, его темперамента, склонностей и способностей.
Психологические знания добываются несколькими путями:
- житейские знания - знания, получаемые в результате индивидуального опыта человека, либо на примере других людей, но так или иначе, мы проверяем эти знания в нашей непосредственной жизни.
- обобщенные знания - это обыденные представления о людях и их поведении (традиции, стереотипы, ритуалы и т.д.). Такие знания добываются в группе, и в группе же и проверяются. Такие знания обеспечивают прочность и жизнеспособность социальных групп.
- научные знания - это знания, полученные небольшой группой (ученых), представляющие собой обобщение, систематизацию и закономерное развитие уже имеющихся знаний о психологии человека
Роль психологических знаний в жизни человека велика: мы живем в социуме, а также контактируем со множеством других людей, и все эти люди абсолютно разные. Даже для простого выживания человеку следует иметь хотя бы базовые представления об особенностях человеческой психологии.
В первую очередь, важно, чтобы человек изучал и понимал самого себя, потому что только с нас самих начинаются любые изменения. Затем уже, познавая самого себя, мы начинаем сравнивать себя с другими, знакомиться с мировоззрением других людей - так мы начинаем изучать других, понимать, чем мы отличаемся и в чем мы похожи. Накопление развернутого опыта мировоззрений, взглядов на мир, позиций и установок делает наше отношение к жизни и другим людям более пластичным и осознанным.
В чем заключается влияние социальной среды на психологическое развитие человека
К числу вечных вопросов науки относится проблема соотношения биологического и социального в человеке.
В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: со отношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее развития; соотношение социального и индивидуального в поступках личности и ее восприятия мира и т.п.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур -- разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек -- «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, -- до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные.
Как восприятие смерти влияет на психологию человека на разных этапах жизни
Пожилые и больные люди чувствуют приближение своего конца. Это предчувствие может оказаться истинным или ложным, но оно в любом случае давит на человека. Некоторые так и не решаются заговорить о нем с близкими, потому что думают, что их не поймут. У того, кто находится на смертном одре, много переживаний, даже если он их скрывает. Самые трудные из них – раскаяние, сожаление, вина, страх и печаль о том, чего уже нельзя изменить. Поэтому любой, кто оказывается рядом – хоть родственник, хоть медицинский работник – должен постараться помочь справиться с этим моральным грузом. Не оставляйте человека в одиночестве; найдите время на доверительную беседу. Скажите прямо, что вы будете рядом, если что-то понадобится. Постарайтесь создать уютную домашнюю обстановку, в которой вам самому было бы комфортно.
В книге «Четыре главные фразы» доктор паллиативной помощи Айра Байок приводит советы, как говорить с теми, кто скоро уйдет из жизни, чтобы они не ощущали беспомощности, страха и угрызений совести:
- откажитесь от роли ведущего в разговоре. Предоставьте человеку самому решать, что обсуждать – достаточно внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы;
- узнайте, чего человеку хочется. Может, он хотел бы позвонить кому-то по телефону, написать письмо или сделать другое непосильное для него в данный момент дело. Окажите ему в этом помощь;
- чтобы ни о чем не сожалеть, попросите прощения за все обиды, которые вы вольно или невольно ему нанесли;
- чтобы он ни о чем не сожалел, скажите, что прощаете его за все;
- поблагодарите за то хорошее, что он вам сделал;
- скажите, что любите его.
Последние четыре пункта и являются четырьмя главными вещами, которые помогают бороться с негативным восприятием собственной кончины.
Влияние восприятия смерти на психологию человека на разных этапах жизни
Каждый человек, в какой-то момент своей жизни, сталкивается с мыслями о смерти. Это может быть из-за болезни, старости или других обстоятельств. Как бы это ни было, смерть – это неизбежность, и многие люди чувствуют приближение ее конца.
Для пожилых и больных людей это предчувствие может быть особенно тяжким. Они могут чувствовать, что их время истекает, и это может вызвать чувство беспомощности, страха и сожаления. Некоторые люди не решаются заговорить о смерти с близкими, потому что они боятся, что их не поймут.
Для тех, кто находится на смертном одре, есть много переживаний, даже если они их скрывают. Самые трудные из них – это раскаяние, сожаление, вина и печаль о том, что уже нельзя изменить. Это может быть особенно тяжело, если человек не имеет возможности открыто говорить о своих чувствах.
В этой ситуации важно, чтобы те, кто находится рядом, могли помочь человеку справиться с моральным грузом. Это может быть родственник, медицинский работник или любая другая людина, которая готовая помочь.
Доктор Айра Байок, специалист по паллиативной помощи, приводит следующие советы, как говорить с теми, кто скоро уйдет из жизни, чтобы они не чувствовали беспомощности, страха и угрызений совести:
- Скажите, что вы будете рядом – это может помочь человеку чувствовать себя менее одиноким и менее беспомощным.
- Создайте уютную домашнюю обстановку – это может помочь человеку чувствовать себя более комфортно и менее напряженно.
- Помогите человеку говорить о своих чувствах – это может помочь ему чувствовать себя менее одиноким и менее виноватым.
- Помните, что вы будете рядом, если что-то понадобится – это может помочь человеку чувствовать себя более безопасно и менее беспомощно.
Эти четыре совета могут помочь человеку, который находится на смертном одре, чувствовать себя менее одиноким, менее беспомощным и менее виноватым. Они могут помочь ему справиться с моральным грузом и чувствовать себя более комфортно в последние дни своей жизни.
Какие методы психологии помогают человеку лучше понять свое место в жизни
Если отвечать коротко, то самопознание позволит человеку обрести счастье и спокойствие. Печально, когда человек несколько десятилетий занимается каким-то делом, а потом понимает, что потерял время впустую и что его интересовали на самом деле совершенно другие вещи. Но если эти сожаления не произносятся на смертном одре, то есть время все исправить.
Если отвечать детальнее — это дает способность к самосовершенствованию, личному росту и самоактуализации. Человек, который находится на расстоянии вытянутой руки от понимания самого себя, ощущает полноту жизни и осознает ее смысл. Мы говорим о расстоянии вытянутой руки, потому что, как уже было сказано в первом абзаце, этот процесс длится целую жизнь. И в этом нет никакой проблемы. Мы можем находиться в вечном поиске и при этом ощущать мир таким, каков он есть, наслаждаться каждым мгновением своей жизни.
Ну и в конце концов, когда вы понимаете кем являетесь на самом деле, внутри вас отсутствуют глубинные и болезненные конфликты. Бытовые же будут возникать каждый день, но вы с ними справитесь, потому что разрешили главные. Вы будете совершать действия лишь потому, что четко знаете — они полностью укладываются в вашу систему ценностей и понимания самого себя. Вы не будете предпринимать бессмысленные поступки и находиться в бессознательных состояниях, когда самые разные ситуации ведут вас, а не вы сами управляете своей жизнью.
Перспектива заманчивая, да и каждый человек понимает, что ему нужно к этому стремиться. Он чувствует, что нуждается в этом. Давайте рассмотрим эффективные способы самопознания и научимся пользоваться ими.