Факторы формирования гендерных различий в способностях: социокультурные и биологические аспекты
- Факторы формирования гендерных различий в способностях: социокультурные и биологические аспекты
- Связанные вопросы и ответы
- Существуют ли научно обоснованные доказательства гендерных различий в математических способностях
- В чем заключается роль генетики и окружающей среды в формировании гендерных различий в логических способностях
- Какие факторы могут повлиять на развитие гендерных различий в языковых способностях у детей
- Существуют ли отличия в памяти между мужчинами и женщинами и в чем они проявляются
- В чем разница в пространственных способностях у разных гендеров и какие факторы влияют на их формирование
- Какие связи между гендером и способностью к решению творческих задач выявлены в исследованиях
- Существует ли гендерный дисбаланс в области технических способностей и какие причины этому могут быть
- Как влияет самовосприятие гендера на развитие способностей и какие тенденции можно наблюдать
- Какие социокультурные факторы могут оказывать влияние на "склонности мальчиков" и "склонности девочек" в способностях
Факторы формирования гендерных различий в способностях: социокультурные и биологические аспекты
В результате изучения данной главы студенты должны будут:
знать
- • биологические предпосылки гендерных различий;
- • проявления гендерных различий в психике и поведении;
- • в чем сущность андрогинии;
- • что такое «стеклянный потолок», и как он проявляет себя в учебной и профессиональной жизни женщин;
уметь
• стимулировать когнитивное и личностное развитие женщин и их самореализацию в различных сферах жизни;
владеть
- • навыками выявления гендерных различий, в первую очередь мотивации, в поведении и профессиональной деятельности;
- • умением выделять признаки сексизма в межличностных контактах и профессиональной деятельности.
Биологические основания и предпосылки гендерных различий
Множество характеристик, описывающих организм и психику человека, обнаруживают статистически значимые различия между мужчинами и женщинами, которые интерпретируются в категориях полового диморфизма (см. главу 6).
Различия в характеристиках мозга.
Вес мозга у женщин меньше, чем у мужчин в среднем на 200 г. У мужчин также больше объем ряда образований мозга, в частности, миндалины, а у женщин больше объем серого вещества. Анатомические и нейрохимические различия отмечены при изучении гиппокампа и лимбической системы. Внутри- полушарные связи развиты лучше у женщин, а межполушарные — у мужчин. Женщины, отличающиеся в среднем более высокими показателями вербальных способностей, в речевом центре (зоне Вернике) обнаруживают более сложное ветвление нейронных отростков, чем мужчины. Причем эти различия обнаруживаются уже в младшем школьном возрасте, что дает основание предполагать, что возникают они еще раньше. Исследование мозгового кровотока и метаболизма глюкозы в данной зоне показало, что у женщин интенсивность этих процессов в среднем на 15% выше, чем у мужчин. Перечень структур и отделов мозга, обнаруживающих половые различия, можно было бы продолжить. Однако противоречивость данных и отсутствие интерпретации этих различий лишает дальнейший обзор целесообразности.
Связанные вопросы и ответы:
1. В чем заключаются основные гендерные различия в способностях
Гендерные различия в способностях могут проявляться в сферах физической активности, математических способностях, эмоциональной интеллектуальности и других аспектах. Некоторые исследования показывают, что мужчины чаще обладают высокой физической силой и навыками пространственного мышления, в то время как женщины могут быть лучше в области социальной интеллектуальности и языковых способностей. Однако важно помнить, что каждый человек уникален, и гендерные различия не определяют способности каждого индивида.
2. Какие факторы могут влиять на появление гендерных различий в способностях
В появлении гендерных различий в способностях могут влиять как биологические факторы, так и социальные обстоятельства. Гормональные различия, строение мозга, а также культурные стереотипы и ожидания общества могут оказывать влияние на развитие способностей у мужчин и женщин. Воспитание, образование, доступ к ресурсам также играют роль в формировании различий в способностях между гендерами.
3. Наблюдаются ли гендерные различия в умственных способностях
Да, некоторые исследования показывают, что мужчины и женщины могут иметь различия в умственных способностях. Например, есть представление, что мужчины могут быть лучше в выполнении задач требующих пространственного мышления, в то время как женщины могут быть лучше в межличностных взаимодействиях. Однако важно помнить, что это лишь средние показатели, и у каждого индивида могут быть уникальные способности независимо от гендерной принадлежности.
4. Какие аспекты личности могут влиять на проявление гендерных различий в способностях
Гендерные различия в способностях могут быть связаны с такими аспектами личности, как самооценка, уверенность в себе, мотивация к достижению целей. Некоторые исследования указывают на то, что гендерные стереотипы могут оказывать влияние на восприятие своих способностей и выбор профессии или области деятельности. Важно развивать уверенность в своих силах и стремиться к развитию способностей независимо от предрассудков о гендерных различиях.
5. Каким образом можно бороться с неравенством в гендерных различиях в способностях
Для борьбы с неравенством в гендерных различиях в способностях необходимо создавать равные возможности для мужчин и женщин в области образования, профессионального развития и доступа к ресурсам. Это может включать в себя проведение обучающих программ, борьбу с гендерными стереотипами, поощрение девочек и мальчиков развивать разносторонние способности. Важно также поддерживать равные условия труда и вознаграждения для всех независимо от пола.
6. Какие психологические особенности могут влиять на гендерные различия в способностях
Психологические особенности, такие как уверенность в себе, мотивация, стрессоустойчивость, могут оказывать влияние на развитие способностей у мужчин и женщин. Например, некоторые исследования показывают, что уверенность в своих силах может способствовать успешному выполнению задач и развитию навыков. Важно обращать внимание на психологическое благополучие и поддерживать позитивное самовосприятие у всех представителей обоих полов.
7. Как влияют социокультурные факторы на гендерные различия в способностях
Социокультурные факторы, такие как гендерные стереотипы, ожидания общества, доступ к образованию и возможности для профессионального роста, могут значительно влиять на развитие способностей у мужчин и женщин. Например, предвзятые взгляды на то, какие профессии "подходят" мужчинам или женщинам, могут ограничивать выбор индивидуума и возможности для реализации своих способностей. Важно бороться с гендерными стереотипами и создавать равные условия для всех независимо от пола.
8. Какова роль образования и воспитания в развитии способностей у мужчин и женщин
Образование и воспитание играют важную роль в развитии способностей у мужчин и женщин, помогая каждому индивиду проявить свой потенциал независимо от пола. Специализированные образовательные программы, поддержка со стороны педагогов и родителей, создание стимулирующей обстановки для развития умений и навыков - все это способствует формированию успешных специалистов в различных областях. Важно поддерживать равные условия для обучения и профессионального роста как для мальчиков, так и для девочек, чтобы они могли реализовать свои способности на полную катушку.
Существуют ли научно обоснованные доказательства гендерных различий в математических способностях
Изучение гендерных различий в математических способностях ведется уже более 30 лет. В целом, исследования мальчиков и девочек в возрасте до окончания неполной средней школы либо совсем не обнаруживают различий между полами (Callahan & Clements, 1984, Dossey et. al., 1988; Siegel, 1968), либо обнаруживают различия, говорящие в пользу девочек (Brandon et. al., 1985, Friedman, 1989; Hawn et. al., 1981). Что касается исследований, проведенных с учениками старших классов, в некоторых из них девочки выполняли задания лучше мальчиков (Tsai & Wahlberg, 1979), в других мальчики лучше девочек (Hilton & Berglund, 1974), в третьих различий вообще не обнаружилось (Connor & Serbin, 1985). Более последовательные результаты были получены со студентами: молодые люди выполняли задания в целом успешнее, чем девушки (Friedman, 1989).
Это расхождение в математических способностях, внезапно проявляющееся в период полового созревания, может быть либо следствием того, что изменение гормонального фона влияет на подобные навыки, либо результатом усиления социальных различий между юношами и девушками. "Гормональная" теория кажется неубедительной хотя бы потому, что, по данным недавних исследований, эти различия за последние годы значительно уменьшились (Becker & Hedges, 1984; Friedman, 1989; Hyde et al., 1990 а), и такая тенденция повсеместно наблюдается в странах, продвинувшихся по пути гендерного равноправия (Baker & Perkins-Jones, 1993). Метаанализ незаменимый инструмент для изучения временной перспективы гендерных различий в выполнении математических заданий. Главное его достоинство в том, что данные многочисленных исследований за один период времени можно статистически сравнить с результатами большого числа исследований за другой отрезок времени.
Вплоть до окончания школы девочки учатся лучше, чем мальчики, по всем предметам, включая математику, а в институте молодые люди начинают обгонять девушек по математическим дисциплинам (Stockard & Wood, 1984; Wentzel, 1988).
Фридман (Friedman, 1989) был произведен впечатляющий метаанализ 98 исследований гендерных различий в выполнении математических заданий за период с 1974 по середину 1987 г. Эта работа впечатляет тщательностью и особым вниманием к тем факторам, у которых предыдущие исследователи обнаружили способность повышать валидность метаанализа. В число проанализированных научных работ входили диссертации, статьи в журналах и обширные национальные исследования, в которых участвовали ученики всех ступеней образования: от младшей начальной школы до выпускных старших классов. Результаты, полученные Фридман, говорят о том, что средние половые различия в выполнении математических заданий в настоящее время очень малы. Более того, при сравнении значений величины отличий, полученных путем метаанализа в разные периоды времени, становится ясно, что половые отличия в математических успехах в пользу мужчин с течением времени заметно сократились. Например, если у Хайда (1981) среднее значение (d) равнялось 0,43 (вспомним, что 0,20 считается малой, а 0,50 средней величиной отличий), то в работе Фридман (1989) сообщается уже цифра 0,22, а по результатам метаанализа 100 исследований, проведенного Хайдом и его коллегами (Hyde et al., 1990 а), эта величина упала до 0,05. Фейнгольд (Feingold, 1988) по итогам метаанализа с использованием норм для некоторых широко применяемых стандартных методик (среди них PSAT, SAT, DAT) также обнаружил, что гендерные отличия в математических способностях с годами стираются.
В чем заключается роль генетики и окружающей среды в формировании гендерных различий в логических способностях
В настоящее время особенности функциональной специализации левого и правого полушарий мозга хорошо исследованы. Подробный анализ этой проблемы представлен в книгах Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой , Е.Д. Хомской , С. Спрингер и Г.Дейча, , В.Л. Бианки и других. В результате многих экспериментальных исследований было установлено, что основные межполушарные различия кратко укладываются в ряд дихотомий: абстрактный (вербально-логический) и конкретный (наглядно-образный) способы переработки информации, произвольная и непроизвольная регуляция деятельности, осознанность-неосознанность психических функций и состояний, сукцессивная и симультанная организация высших психических функций.
Более того, можно констатировать, что в последние десятилетия изучения межполушарных отношений фактически произошла смена парадигмы: от теории тотального доминирования левого полушария исследователи перешли к гипотезе парциальной полушарной доминантности и взаимодействия полушарий. Развитие функциональной асимметрии в онтогенезе
Известны две концепции функциональной асимметрии в онтогенезе: эквипотенциальное полушарий и прогрессивной латерализации . Первая предполагает изначальное равенство, или эквипотенциальность, полушарий в отношении всех функций, в том числе речевой. В ее пользу говорят данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.
Согласно второй концепции специализация полушарий существует уже с момента рождения. У праворуких людей она проявляется, как предполагают, в виде генетически запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки. Установлено, что задолго до реального развития речевой функции можно обнаружить различия в морфологическом строении будущих речевых зон. Так, у новорожденных сильвиева борозда слева существенно больше, чем справа. Этот факт свидетельствует о том, что структурные межполушарные различия в известной степени являются врожденными.
В пользу исходной эквипотенциальное полушарий, казалось бы, говорит тот факт, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются У детей 7-9 месяцев. Разница между сторонами, сначала слабая, постепенно увеличивается и становится отчетливой в 3 года, а затем стабилизируется. Однако в ходе наблюдений было установлено, что у младенцев есть другие признаки латерализации, например, предпочитаемая сторона при повороте головы, различный тонус мышц справа и слева и др. .
Какие факторы могут повлиять на развитие гендерных различий в языковых способностях у детей
Организация: МАОУ лицей № 49
Населенный пункт: Калининградская область, г. Калининград
Организация: МАОУ лицей № 49
Населенный пункт: Калининградская область, г. Калининград
Проблема, гендерного аспекта в образовании, носит междисциплинарный характер и относится к тому направлению исследований, которое относительно широко обсуждается в научной литературе. Хотя сегодня несложно найти научные работы о гендерных различиях, знания по этому вопросу в контексте исследований по преподаванию и изучению языков выглядят довольно скудными. Учитывая тот факт, что категория гендера в последние годы стала важной темой в таких дисциплинах, как лингвистика.
Обзор существующей литературы по данной теме в контексте изучения и преподавания языка, создает впечатление, что именно женщины показывают лучшие результаты в этой области и добиваются лучших результатов. Таким образом, является ли изучение языка в основном область женщины? Они, несомненно, составляют большинство, когда речь идет о выборе изучения языка, их лучше оценивают учителя, и они чаще принимают участие в изучении языка. Они также чаще участвуют в языковых конкурсах (Herkel 1996).
Исследования подтверждают, что достижения женщин в области вербальной компетенции в целом выше, чем у мужчин (Brannon 2002: 127; Eurydice 2010: 26).Они, как правило, характеризуются более высокой "готовностью к устной речи", большим желанием говорить и беглость речи на родном языке, что оказывает влияние на использование иностранного языка (Komorowska 1987: 86; Kopciewicz 2007: 45-46). Мальчики, с другой стороны, согласно исследованиям, обычно испытывают большие трудности, связанные с языком (заикание, отсутствие плавности речи, трудности в обучении чтению). Существуют пробелы в успеваемости при изучении языков,связанные с половой принадлежностью. Так из отчета Европейской комиссии за 2010 год, в котором, среди прочего, анализируются результаты исследований грамотности чтения на родном языке, показывают, что девочки показывают в этом отношении значительно лучшие результаты, чем мальчики (Eurydice 2010: 92). Стоит отметить, кстати, что в большинстве стран ЕС таких различий по естественно-научным предметам не наблюдалось. Также согласно отчету немецкого института педагогических исследований, , в котором содержатся данные об уровне владения иностранными языками в различных типах школ, девочки показывают лучшие результаты в плане грамотности: навыки письма и чтения. В отличие от этого, существуют незначительные различия в отношении понимание речи на слух, прагматическое и грамматическое владение языком (DESI 2006: 20-22).
Существуют ли отличия в памяти между мужчинами и женщинами и в чем они проявляются
Доктор ДжоЭнн Пинкертон (JoAnn Pinkerton) из Североамериканского общества по изучению проблем менопаузы (NAMS) и ее коллеги экспериментально установили, что женщины среднего возраста опережают равных по возрасту мужчин по всем параметрам памяти, но эта способность слабеет, как женский организм вступает в менопаузу. Результаты исследования опубликованы в журнале NAMS.
Ухудшение памяти — хорошо документированное следствие процесса старения. Эпидемиологические оценки показывают, что около 75% пожилых людей сообщают о проблемах, связанных с памятью. Женщины часто жалуются на забывчивость и «туман в мозгах» во время периода вступления в менопаузу. Кроме того, женщины больше подвержены риску ухудшения памяти и старческой деменции, по сравнению с мужчинами. Несмотря на все это, новое исследование показало, что женщины среднего возраста «обгоняют» мужчин своего возраста по всем параметрам памяти.
В эксперименте приняло участие 212 мужчин и женщин в возрасте от 45 до 55 лет. Ученые оценивали эпизодическую память, исполнительные функции памяти, семантическую обработку и вербальный интеллект добровольцев при помощи специального когнитивного тестирования. Ассоциативная память и эпизодическая вербальная память были оценены с использованием известных методик Face-Name Associative Memory Exam и Selective Reminding Test.
Помимо отмеченных гендерных различий в результатах, ученые также увидели, что женщины молодого и зрелого возраста в ряде ключевых областей памяти превосходят женщин в постменопаузе. Снижение уровня эстрадиола у женщин в постменопаузе оказалось достоверно связано со снижением способности к обучению и воспроизведению ранее усвоенной информации. Вместе с тем способность хранения и консолидации информации в этом возрасте сохраняется
«Жалобы на “туман в голове”и проблемы с памятью следует принимать всерьез. Наше и другие исследования показали, что эти жалобы действительно связаны с дефицитом памяти», — сказала доктор Пинкертон.
В чем разница в пространственных способностях у разных гендеров и какие факторы влияют на их формирование
Разные исследователи последовательно обнаруживали определенные половые различия в способностях. В таких случаях устанавливаемые средние различия находятся на достаточном уровне статистической значимости, а также бывают достаточно большими, чтобы иметь практическое значение. Тем не менее мы не должны терять из виду обширного совпадения, характеризующего распределения двух полов во всех способностях. Необходимо также считать результаты описательными для половых различий в существующих культурных условиях.
Моторные навыки. В среднем мальчики превосходят девочек не только мускульной силой, но также скоростью и координацией крупных телесных движений. В младенческом возрасте это неощутимо. В обширных наблюдениях детей дошкольного возраста Гезелл и его коллеги (36) обнаружили, что мальчики с большей скоростью и меньшими ошибками проходили по ряду узких досок. В точности и дальности метания мяча мальчики также превосходили своих ровесниц. В связи с последним наблюдением проводилось изучение характерного броска мяча для мальчиков и девочек. Четкая половая дифференциация в типичной позе метания мяча среди 5- и 6-летних детей была почти очевидной. Мужчины любого возраста показывают лучшие в сравнении с женщинами результаты таких тестов на координацию, как прицеливание и слежение. Обнаружено также более короткое и согласованное время реакции мужчин, чем женщин.
С другой стороны, ловкостью рук, как правило, отличаются девочки. В раннем детстве подтверждением служит тот факт, что девочки обычно раньше и лучше мальчиков умеют сами одеваться (36). Лучшее управление пальцевыми и запястными движениями у девочек проявляется также при мытье рук и поворачивании дверных ручек. В стандартизованной выборке Стэнфорд — Бине большее число девочек, чем мальчиков успешно справлялось с тестами по застегиванию пуговиц и завязыванию банта (86). В промышленности широко признан факт большей скорости и точности выполнения взрослыми женщинами многих манипуляторных заданий. Особенно очевидным это стало во время второй мировой войны, когда женщинам часто поручались сборка, проверка и подобные производственные операции. Наблюдение подкрепляется также выполнением теста на способности. В тестах на ловкость пальцев и пинцетное умение О'Коннора, а также в «Доске Пурдье», нормы для взрослых женщин соответственно выше, чем для мужчин. Такие результаты также не ограничиваются нашей культурой. В исследовании студентов индийского колледжа женщины вновь превзошли мужчин в тестах на ловкость, несмотря на незначительность половых различий в группе заводских рабочих (132).
Какие связи между гендером и способностью к решению творческих задач выявлены в исследованиях
Существует ли гендерный дисбаланс в области технических способностей и какие причины этому могут быть
Сайт Stackoverflow (главной системы вопросов и ответов для программистов) провел опрос и выяснил, что мужчины составляют около 90% пользователей сайта — как и в целом среди людей, занятых в сфере STEM (наука, технология, инженерия и математика), в мире. По данным ООН, в секторе «облачных технологий» женщин лишь 12% от числа работников, в секторе инженерных профессий — 15%. Гендерный дисбаланс среди умов, которые двигают технический прогресс планеты, ощутим и несет за собой последствия.
Несмотря на все стереотипы, количество женщин в других технических специальностях продолжает расти , пусть и медленно. А вот преодоление дисбаланса в сфере IT, кажется, займет целое столетие.
При этом в сферах STEM именно информационные технологии связаны с наибольшим количеством стартапов, огромными инвестициями, прибылью и щедрыми окладами. Но женщинам всё еще платят за ту же работу на 16% меньше.
Женщины стали в целом, чем мужчины, и не уступают им в опыте, но работу, которую они выполняют, всё еще не оценивают высоко. Когда женщины начинают доминировать в какой-либо сфере, ее престижность падает, и им начинают платить меньше, чем платили мужчинам, которые раньше выполняли эту же работу.
Например, в биологии с 1950 по 2000 год резко увеличилось количество женщин, и их зарплата упала на 18%.
«Когда женщина начинает выполнять какую-то работу, это уже кажется не таким уж важным для конечного результата или не требующим сложных навыков. Мы сталкиваемся с гендерными предубеждениями».
Пола Ингленд, профессорка социологии, Нью-Йоркский университет
Таким образом, отказ принимать программисток в закрытый клубbrogrammers(от bro и programmer) — это отчасти и стремление сохранить высокий статус профессии. Bro culture — известная головная боль программисток и одно из главных препятствий для реализации женщин в STEM. Большая часть опрошенных программисток, которые ушли из индустрии в течение последних 5 лет, сказали , что причиной этого стала недружелюбная атмосфера по отношению к женщинам и нежелание принимать их в «мужской клуб».
Решение: понять, что недостаточные способности женщин в математике — миф
Безрадостная статистика репрезентации женщин в информационных коммуникациях и технологиях (ICT) — козырь в рукаве у сексистов, которые утверждают, что женщинам просто не дано овладеть техническими специальностями.
Известен так называемый парадокс гендерного неравенства в ICT: чем выше в стране уровень гендерного равенства, тем меньше девушек специализируется на компьютерных технологиях в вузе. По данным ЮНЕСКО, в патриархальных Объединенных Арабских Эмиратах ICT изучают больше женщин, чем в Бельгии, добившейся полного законодательного равенства: 58% против 6%.
Критики феминизма настаивают: если дать женщинам выбор, как в Западной Европе, где нет большого экономического стимула выбирать лучше оплачиваемую техническую специальность, мы увидим «настоящие» желания женщин, которые приведут их отнюдь не в науку.
Однако Джина Риппон в своем исследовании «Гендерный мозг» сообщает , что разное отношение к наукам проявляется не с рождения, а только после социализации ребенка — в детском саду и начальной школе, набирая обороты к университету. Еще в 5 лет дети дают положительные оценки представителям своего пола, однако уже к 7 годам девочки намного реже признают какие-либо выдающиеся способности женщин.
Немецкая психологиня Мелани Штеффенс и ее коллеги обнаружили , что даже 9-летние девочки чаще ассоциируют программирование с мужским полом и реже заявляют, что хотят продолжать изучать математику на более высоком уровне.
Например, дети в классе учатся одинаково успешно независимо от пола. Но большинство опрошенных девочек, даже хорошо понимавших математику, считают, что эта наука не для них.
Предубеждение проявляют и учителя, переоценивая мальчиков и недооценивая девочек, однако независимые эксперты выяснили, что последние на деле справлялись с заданиями лучше мальчиков. Ученые проанализировали результаты этой же группы через несколько лет, когда школьники поступали в колледж. Оказалось, что девочки, успешно решавшие математические задачи, реже выбирали специализированные классы, связанные с математикой, физикой и компьютерными науками.
У этой проблемы есть и другой аспект: девочки более восприимчивы к социальной среде и ожиданиям. Например, количество студенток в летних научных школах нередко зависит от того, сколько мальчиков и девочек показали в ознакомительном ролике. На выбор также влияет обстановка в классе: девочки чаще выбирали класс в нейтральных тонах и с ненавязчивыми изображениями на постерах, чем «типично гиковский», с плакатами из «Звездного пути» и разбросанными научно-фантастическими книгами.
Как влияет самовосприятие гендера на развитие способностей и какие тенденции можно наблюдать
Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мужчины и женщины не одинаково представляют себе успех. Особенности формирования социально-психологической ориентации на успех у мужчин и женщин связаны, прежде всего, с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентичности личности. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и существенно различается в разных культурах.
В психологии термин гендер означает социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения, норм для мужчин и женщин .
Таким образом, общество формирует определенное нормы в соответствии, с которыми человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество его не отвергло.
Социальный успех в обществе чаще всего имеет маскулинную природу. Это связано с тем, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Мужчины пользуются большей властью в политике, производстве и бизнесе. Женщины, желающие сделать карьеру, часто встречаются с явлением «стеклянного потолка». Эта метафора выражает факт, что во многих организациях существует невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинуться. Также «стеклянный потолок» определяют как «искусственно созданные барьеры, основанные на предрассудках, которые не позволяют работникам продвигаться по службе и занимать руководящие посты» .
Наиболее типичные объяснения очевидно низкого, по сравнению с мужчинами, статуса женщин в организациях указывают на ситуативные, а не на внутриличностные факторы. Главными препятствиями на пути женщин к высоким постам являются традиционная кадровая политика фирм, стереотипы, предполагающие, что женщина не годится для роли лидера, и такие обстоятельства, как невозможность приобрести на работе необходимый опыт и проявить необходимые качества .
Таким образом, общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся стереотипов. Философами и психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Конт), либо психологическом (Э. Кречмер, Н. Метьюз, З. Фрейд) и интеллектуальном (Н. Ликман, Р. Мейер, П. Хейманс).
По мнению О. Лири, существующие в обществе ролевые стереотипы включают в себя необоснованные взгляды, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетентностью, независимостью, притязаниями, логикой и т.п.; напротив, им свойственны черты, подчеркивающие у них выраженность коммуникативных и эмоциональных характеристик. Чтобы успешно конкурировать в «мужском обществе», женщины вынуждены принимать мужские ориентации и мужскую систему ценностей.
Низкую продуктивность женщин нередко связывают с влиянием таких факторов, как заниженная самооценка и неуверенность в себе. Еще в середине 60-х гг. был открыт феномен, свойственный женщинам; он получил название «страха успеха» и заключается в том, что женщинам присуща не «страх успеха» как таковая, а боязнь побочных последствий успеха. К.А.Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко отмечали, чтоженщин заботит потеря женственности, привлекательности для мужчин, их социальной отверженности, неприятие является «платой» за успех .
Таким образом, гендерные особенности социальных представлений об успехе определяются существующими в обществе стереотипами. Стереотипные представления отражают как личностные черты, так и особенности поведения. Особенности формирования ориентации на успех у мужчин и женщин зависят от этнической, социальной сферы, в рамках которой живет индивид и формируется его личность.
ЛИТЕРАТУРА
1.Абульханова-Славская, К. А., Гордиенко, Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал. – 2001. – №5.
2. Берн, Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 320 с.
3. Лабунская, В.А. Социальная психология личности. – М.: Гардарики, 2000. – 397 с.
Какие социокультурные факторы могут оказывать влияние на "склонности мальчиков" и "склонности девочек" в способностях
Анастасия Лопатина
Консультация «Гендерный подход в обучении детей»
Введение. 3
I.Понятие « гендерные различие » . 4
II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе? 7
III. Гендерное обучение . Плюсы и минусы. 9
Заключение. 12
Список литературы: 13
Введение.
Публикация «Консультация „Гендерный подход в обучении детей“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. С поиском новых методов встает ряд важных вопросов стоит ли обучать мальчиков и девочек вместе? Стоит ли их одинаково воспитывать?
В российской педагогической науке на стыке XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология , наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности. Осуществлять гендерный подход в образовании детей значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.
В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.
I.Понятие « гендерные различие » .
И так, что же такое гендер и в чем заключаются различия?
Гендер - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ-половые различия, определяющие набор ожидаемых образцовповедения.
В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.
Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов , возможен педантизм.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
- организации внимания;
- в формах активации эмоций;
- в мотивации деятельности и оценки достижений;
- в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
- быстрее схватывают новый материал;
- легче усваивают алгоритмы и правила;
- любят задания на повторение;
- чаще используют ближнее зрение;
- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
- новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному» ;
- лучше выполняют задания на сообразительность;
- не терпят однообразия;
- лучше выполняют задания при ярком свете.