Психология гендерных различий: почему мужчины и женщины думают по-разному

Психология гендерных различий: почему мужчины и женщины думают по-разному

И это не просто фигура речи. Ученые из Университета Сан-Франциско под руководством Приянки Джоши решили посмотреть, какими языковыми средствами мужчины и женщины выражают свои мысли. В качестве критерия оценки команда исследователей решила взять коммуникативную абстрактность , то есть степень обобщенности суждений и абстрактности используемых слов.

Наиболее характерным признаком выражения умозаключений представителей мужского пола является употребление абстрактной лексики, женщины же говорят более конкретно.

Авторы провели шесть исследований для оценки речи мужчин и женщин. В одном из них психологи просмотрели 600 000 постов на сайте Blogger.com. Каждой лексеме из выборки 40000 наиболее частотных слов авторы исследования присвоили статус абстрактного или конкретного . Так, например, слово стул или яблоко они считали конкретными, а слова справедливость, понимание — абстрактными. Даже с учетом влияния индивидуального стиля в повседневной письменной речи мужчины используют слова с более общим значением гораздо чаще женщин.

В другом научная группа анализировала расшифровки выступлений в американском Конгрессе с 2001 по 2017 год. Оказалось, что женщины-политики говорят более конкретно, чем мужчины, вне зависимости от темы выступления и партии, к которой они принадлежат.

Кроме того, научная группа разработала эксперимент для оценки более формальной письменной речи, в котором информантов просили выбрать из списка наиболее убедительные аргументы в пользу переработки и вторичного использования материалов. Участники мужского пола предпочитали более общие и размытые формулировки, что еще раз подтвердило гипотезу ученых.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие основные гендерные различия в психологии мужчин и женщин выделены исследователями

- Одним из основных гендерных различий в психологии является преобладание у мужчин логического мышления, а у женщин эмоционального. Также выделяют различия в коммуникативных навыках, восприятии себя и окружающего мира, а также подходе к решению проблем.

2. Как сказывается на поведении мужчин и женщин особенности их психологии

- Особенности психологии мужчин и женщин оказывают влияние на их поведение в различных ситуациях. Например, мужчины чаще проявляют склонность к конкуренции и руководству, в то время как женщины чаще ориентированы на сотрудничество и эмпатию.

3. Какие гендерные стереотипы влияют на развитие психологии мужчин и женщин

- Гендерные стереотипы, такие как "мужчина должен быть сильным и независимым", или "женщина должна быть заботливой и эмоциональной", могут оказывать давление на людей и влиять на развитие их психологии. Эти стереотипы могут создавать ограничения и препятствия в свободном самовыражении.

4. Какие психологические особенности проявляют мужчины и женщины в процессе принятия решений

- Мужчины, как правило, более склонны к принятию решений на основе логики и анализа фактов, в то время как женщины могут учитывать больше эмоциональных аспектов и межличностных отношений. Это может отразиться на скорости и способе принятия решений.

5. Какие особенности в обучении и педагогике следует учитывать, основываясь на гендерных различиях в психологии

- В обучении и педагогике важно учитывать различия в стиле обучения мальчиков и девочек. Например, мальчики чаще предпочитают более активные и конкурентные формы обучения, в то время как девочки могут быть более заинтересованы в коллективной работе и обмене опытом.

6. Какие психологические проблемы могут возникать у мужчин и женщин в связи с их гендерной идентичностью

- Некоторые мужчины могут испытывать давление со стороны общества или собственных ожиданий в связи с идеалом "мужественности", что может привести к проблемам с низкой самооценкой или депрессией. У женщин, напротив, могут возникать проблемы с низкой уверенностью в себе или боязнью быть недооцененными.

7. Какие психологические стратегии могут помочь мужчинам и женщинам преодолеть гендерные стереотипы

- Для преодоления гендерных стереотипов могут помочь такие стратегии как осознание собственных убеждений и стереотипов, развитие эмпатии и понимания различий, а также активное участие в деятельности, которая способствует равенству полов.

8. Какие перспективы развития исследований в области гендерной психологии представляются наиболее важными

- Важными перспективами развития исследований в области гендерной психологии являются более глубокое понимание взаимосвязи между биологическими и социокультурными факторами, а также разработка инновационных методов изучения психологии мужчин и женщин с учетом их индивидуальных особенностей.

В чем заключаются основные гендерные различия в психологии мужчин и женщин

Отличительная особенность мужчин и женщин связана с биологией, психологией пола, уровнем социализации и включает три блока факторов:

  • биологические факторы – генетические, биологические, психофизиологические признаки;
  • социальные и психофизиологические факторы – присвоение половых ролей, распределение труда в зависимости от половой принадлежности, идентификация ребенка с собственным полом, гендерные стереотипы, определяющих обществом и др.;
  • культурные факторы – присвоение гендерных установок и особенностей поведения в зависимости от культуры, распределение труда в зависимости от культуры.

Если пол ребенка определяется в момент рождения, то о гендере этого сказать нельзя. Пол определяется по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям.

Гендер – это отличительная характеристика по социальному аспекту, т.е. мужчина и женщина играют определенную социальную роль и должны соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике своей деятельности в соответствии со своим полом.

Человеку свойственно придерживаться социальных норм, а причина кроется в желании быть принятым обществом.

Желание достигается в результате осуществления дифференциального усиления, когда гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается и дифференциального подражания, суть которого заключается в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и соответственно себя ведет.

Как правило, человек выбирает ролевые модели в поведении, соотносящиеся с его гендером.

Для гендера характерны свои сущностные признаки:

  • социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе развития в соответствии с полом;
  • социально-психологические отношения – общение, взаимодействие с другими людьми;
  • набор соглашений личности, которые отражают стереотипы, типичные черты для мужчин и женщин, роли;
  • социально-психологический конструкт, т.е. сущность, механизм, специфику формирования маскулинности и фемининности в обществе;
  • социально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит биологический пол;
  • социализация личности в зависимости от культуры;
  • иерархия социальных отношений между мужчиной и женщиной, неравенство возможностей;
  • осознанное принятие собственного пола – осознанное принятие пола – осознанное значение пола.

К существующим теориям проблем половых и гендерных различий единого подхода пока нет.

Методик изучения гендерных особенностей немного, среди них можно назвать методику Г. Гейманса, методику В.Е. Когана, методику маскулинности – фемининности С. Бэма.

Все методики отражают гендерные особенности, но их не всегда можно использовать.

Исключением являются методики изучения психических, познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, интеллекта, креативности.

Что касается эмпирического изучения общих особенностей мужчины и женщины, то их сравнение идет в 3-х направлениях:

Основные гендерные различия в психологии мужчин и женщин связаны с биологией, психологией пола, уровнем социализации и включают три блока факторов:

  • Биологические факторы: пол ребенка определяется в момент рождения, а гендер - это социальная характеристика.
  • Психологические факторы: человеку свойственно придерживаться социальных норм, а причина кроется в желании быть принятым обществом.
  • Социальные факторы: гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается, и человек определяет модель поведения релевантной группы.

Для гендера характерны свои сущностные признаки:

  • Дифференциальное усиление: гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается.
  • Дифференциальное подражание: человек определяет модель поведения релевантной группы и соответственно себя ведет.

Кроме того, существуют методики изучения гендерных особенностей, такие как методика Г. Гейманса, методика В.Е. Когана, методика маскулинности – фемининности С. Бэма.

Однако, эти методики не всегда можно использовать, и единого подхода к изучению гендерных различий в психологии мужчин и женщин пока не существует.

  1. изучение половых различий;
  2. изучение гендерных характеристик;
  3. изучение гендерных различий.

Какие факторы формируются в детстве и влияют на психологию гендеров

Итак, в общем смысле термин «социализация» обозначает усвоение, принятие и воспроизводство индивидом общественных социокультурных норм и правил поведения.

Гендерная социализация — процесс усвоения и воспроизводства социокультурных представлений о роли, особенностях, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Социальные психологи также используют термин «дифференцированная социализация», подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.

Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:

  • а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
  • б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привить ему определенные правила и стандарты поведения, социально приемлемые для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение.

К ключевым механизмам, обусловливающих положение «женского» и «мужского» в том или ином типе культуры и, соответственно, контекст ежедневной практики гендерной социализации подрастающего поколения в том числе относятся:

  • 1) принцип общественного разделения труда между женщинами и мужчинами;
  • 2) тип отношений между женщинами и мужчинами в семье и обществе;
  • 3) тип гендерной идеологии общества (мораль);
  • 4) тип гендерной политики государства (право), содержательно представленные в табл. 3.1.

Почему мужчины и женщины часто имеют разные подходы к решению проблем

Никоненко Наталья Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Сергиево-Посадского филиала МПГУ

Аннотация: Проведено исследование, целью которого является выявление особенностей принятия решений мужчинами и женщинами. Определены ведущие копинги, готовность к риску и рациональность. Установлены взаимосвязи между личностными факторами принятия решений и степенью выраженности психологического пола (андрогинность, маскулинность и фемининность).
Ключевые слова: рациональность, риск, продуктивные и непродуктивные копинги, маскулинность, фемининность, андрогинность

Gender peculiarities of decision-making

Nikonenko N.B.
(PhD in) Candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychological and pedagogical disciplines The Sergiev Posad branch of Moscow state pedagogical University

Abstract: The study aimed to identify characteristics of decision-making by men and women. Lead coping skills, the willingness to risk and rationality. The relationship between personal factors of decision-making and the severity of the psychological gender (androgyny, masculinity and femininity).
Keywords: rationality, risk, productive and non-productive coping skills, masculinity, femininity, androgyny

Проведено исследование, целью которого является выявление особенностей принятия решений мужчинами и женщинами. Определены ведущие копинги, готовность к риску и рациональность. Установлены взаимосвязи между личностными факторами принятия решений и степенью выраженности психологического пола (андрогинность, маскулинность и фемининность).

Принятие решений — волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности. Процесс принятия решений включает шесть этапов.

  1. Определение необходимости решения – понимание, что необходимо принимать решение. Когда мы осведомлены о наличии проблемы, начинается тщательное исследование окружающей среды, выяснение, в какой мере наши потребности соответствуют целям среды. .
  2. Диагностика и анализ ситуации, формулировка проблемы. Диагностика — это первый этап процесса принятия решения. В результате прохождения данного этапа должна быть сформулирована проблема как фиксация выявленных причинно-следственных связей.
  3. Выдвижение альтернативы. На этой стадии необходимо сгенерировать возможные альтернативы решений, которые отвечают требованиям ситуации и соответствуют основополагающим причинам. Не стоит ограничивать себя по времени на этапе поиска альтернативы и останавливаться на первой приемлемой альтернативе.
  4. Выбор предпочтительной альтернативы. Наконец приемлемые альтернативы выдвинуты, теперь должна быть выбрана одна из них. Принятие решения как раз и есть выбор из нескольких наиболее перспективного варианта действий.
  5. Реализация выбранной альтернативы. Стадия предполагает использование всех возможностей и ресурсов. Конечный успех зависит от того, удастся ли преобразовать в действия выбранную альтернативу решения.
  6. Оценка результатов и обратная связь. Эта стадия требует сбор информации и анализ достижения поставленных целей. Установление обратной связи играет важную роль, поскольку процесс принятия решений непрерывен и бесконечен. Обратная связь позволяет получить информацию, способную запустить новый цикл. .

Какие особенности внутренней мотивации у мужчин и женщин

Под внешнеорганизованной мотивацией я понимаю такой процесс формирования человеком мотива, который происходит при значительным влиянии извне (когда другие люди отдают приказы, распоряжения, советы). Внутреннеорганизованная мотивация — это процесс формирования мотива, исходящий из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения.

Ш. Берн отмечает, что « социальные стереотипы, касающиеся гендеров, могут вынудить нас поверить, что по сравнению с мужчинами женщины — более конформны, легкоубеждаемы и управляемы из-за своей зависимости и подчиненност и (Eagly, Wood, 1985)» (2001, с. 112). Действительно, в работе А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001) показано, что при самоописаниях склонность к подчинению рассматривается женщинами как социально желательная характеристика. Считается, что в любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к авторитетам в определении своей позиции (еще М. Н. Лапинский (1915) писал, что « женский ум больше верит самому авторитету, оставляя без внимания тот путь, которым он пришел к данному выводу » ), а при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения, и что в школе девочек легче заставить выполнить какие-либо поручения.

Как пишут Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) , «для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять смысл и значение мероприятия: если они этого смысла не обнаружат, то, как бы их ни убеждали, что это нужно, активности не проявляют» (с. 27).

Самостоятельность является символом успешности, могущества и состоятельности («марсиан», т. е. мужчин. - £ И.).

Если женщины смогут понять данную особенность марсиан, это безусловно поможет им понять, почему мужчины не любят, когда их поправляют или говорят им, что надо делать. Дать мужчине совет, которого он не просил, равнозначно предположению того, что он не знает, что делать, или не может справиться с этим самостоятельно. Это сильно задевает мужчин, потому что вопрос состоятельности очень важен для них.

Поскольку марсианин справляется со своими проблемами самостоятельно, он крайне редко о них говорит - лишь в тех случаях, когда ему необходим совет человека более опытного, чем он сам. Марсианин совершенно логично обосновывает свое поведение: «Зачем я буду вмешивать в свое дело кого-то еще, если смогу справиться с ним сам?» И остается наедине со своей проблемой, за исключением тех случаев, когда ему нужна помощь в поиске решения. А просьба о помощи в тех случаях, когда можно справиться самому, считается проявлением слабости.

Эта точка зрения господствовала до конца 1970-х гг. вопреки тому, что в 82% исследований по сравниванию убеждаемостью мужчин и женщин и в 74% исследований по гендерным особенностям в конформности никаких различий не обнаружено, пишет Ш. Берн, ссылаясь на работы Игли с соавторами (Eagly, 1978; Eagly, Wood, 1985). Но действительно ли это так?

Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского (Петрик В. А., 1977; Левенфельд Л., 1977; Манилов И. Ф., 1997). Правда, как следует из данных А. И. Захарова (1998), это наблюдается не во всех возрастных группах (рис. 8.1).

Как уже было отмечено, женщины более податливы и групповому давлению (более конформны), чем мужчины. По данным Э. С. Чугуновой (1974), у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.

Таким образом, мотивация лиц женского пола более внешне организованна, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола — более внутренне организованна, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.

Какие роли общественных ожиданий играют в формировании психологии гендеров

В современной психологии существуют несколько теорий, по-разному рассматривающих специфику гендерной социализации, однако единой концепции нет.

Половая социализация включает в себя в первую очередь формирование пола ребенка, в том числе полоролевую дифференциацию. Среди основных понятий усвоения половой роли находятся такие, как гендерная роль и гендерная идентичность. Гендерная идентичность — это определенный аспект самосознания человека как представителя определенного пола. Гендерная роль — это вид социальной роли, включающий нормативные требования и социальные ожидания в поведении от представителя определенного пола. Гендерная роль существует в понятии социальных представлений о поведении мужчины и женщины, т.е. в контексте стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерная роль усваивается в процессе социализации и преломляется в сознании и поведении ребенка.

Рассмотрим основные теории социализации.

1. Психоаналитические теории. Исследуя специфику гендерной социализации, многие авторы обращаются к психоаналитической концепции 3. Фрейда. Согласно этой теории процессы социализации происходят через бессознательную идентификацию с образом значимого взрослого человека соответствующего пола, являющуюся основой для копирования поведения в дальнейшем.

В контексте психоанализа 3. Фрейда основное значение в становлении половой дифференциации придается биологическим факторам. Как основной механизм социализации выделяется процесс идентификации ребенка с родителем соответствующего пола, при этом процесс развития личности и формирование полоролевого поведения связываются с сексуальной сферой. Процесс усвоения роли, по мнению 3. Фрейда, связан с сексуальным становлением ребенка и прохождением этапа развития, названного автором «эдиповым»1. Специфика прохождения объясняется 3. Фрейдом через преодоление соответствующего полу ребенка комплекса «Эдипа» (у мальчиков) и комплекса «Электры» (у девочек). Суть комплексов заключается в бессознательном влечении ребенка к родителю противоположного пола при стремлении каким-то способом устранить родителя своего пола. Данный комплекс вызывает чувство вины и конфликт в области бессознательного, приводя к идентификации с родителем собственного пола и нормальной половой идентичности. Непреодоление комплекса ведет к искажению процесса и нарушению полоролевой идентификации. При этом специфика прохождения сексуального становления, по мнению классического психоанализа, в первую очередь обусловлена требованиями биологических инстинктов и по сути не связана с социализацией. В контексте восприятия характеристик пола мужские и женские черты рассматриваются как противоположные. Для мужчин характерны такие паттерны поведения, как решительность, стремление к достижению, соревновательность, активность, агрессивность, способность к творчеству. Для женщин основными характеристиками являются: пассивность, зависимость, конформность, высокая эмоциональность, отсутствие стремления к достижени-ям, отсутствие логики. При этом 3. Фрейд считает, что гармоничное развитие личности возможно только в случае, если личность соответствует вышеописанной модели. В случае несоответствия модели мужчины или женщины личность будет несчастна в социальной жизни, склонна к психическим конфликтам и депрессии .

Могут ли мужчины и женщины быть равными по своим интеллектуальным способностям

Психологическое и социальное воспитание человека серьёзно влияет на его умственные способности. Самое опасное в этом деле – это влияние стереотипов на человека в период его взросления. Существует мнение о том, что женщины не способны справляться с ответственными и серьёзными делами из-за своей эмоциональности и нестабильности. Независимо от того, правда ли это, этот стереотип оказывает влияние на женщин во время их развития.

Они со всех сторон слышат о том, что девушки должны быть слабыми, им не место в науке, что они отстают по показателям интеллекта. И именно из-за этого многие отказываются от развития своего разума и мышления, таким методом только подтверждая стереотип о том, что девушки глупее парней. Это очень печальный факт, но стоит признавать его наличие и его влияние на развивающийся женский разум.

7000

Было даже проведено исследование на эту тему. Из всего списка девушек-добровольцев составили две одинаковые группы подопытных. В первом этапе эксперимента каждая из этих групп должна была выполнить определённое количество арифметических заданий. После того, первой группе дали тест, который должен был выявить их отношение к математике. Когда они завершили его, им сказали, что результаты совпали с аналогичным тестом, проведённым у мужчин. То есть, умственные способности мужчин и женщин были уравнены в этом эксперименте.

Второй же группе дали тот же тест, после прохождения которого им сказали, что их результаты хуже мужских. И затем обеим группам нужно было выполнить ещё полсотни арифметических задач. Те девушки, которые были уверены в том, что их интеллектуальные способности равны мужским, улучшили свои результаты в этом математическом задании. С помощью такого «избавления» от стереотипа они смогли спокойнее работать над задачами.

Могут ли мужчины и женщины быть равными по своим интеллектуальным способностям. Ум и стереотипы

Результаты второй группы оказались хуже, чем при первой попытке решить математический тест. Психологи полностью уверены в том, что это произошло из-за усиления влияния эмоций на женщину после того, как она оказалась под прямым воздействием стереотипа о том, что её умственные способности отстают от мужских.

С помощью этого удалось доказать, как важно влияние стереотипов на интеллектуальные способности женщин. Но психологи уверены в том, что и на мужчин это способно оказывать аналогичное влияние. Если мужчинам с детства твердить о том, что они глупее женщин, то это приведёт к ухудшению их природных способностей.

К сожалению, от этого влияния в наше время не защищён никто. В России большинство семей обладают консервативными взглядами, что приводит к тому, что их дети сильно подвержены влиянию различных стереотипов. Девушкам внушают, что им не нужно иметь образование, чтобы быть счастливыми в жизни. Достаточно быть лишь милыми и привлекательными, чтобы найти себе подходящего мужчину. Родители не виноваты, что они так воспитывают детей, ведь их самих воспитывали точно также.

Но тут проявляется неспособность некоторых из них адаптироваться к текущей реальности. Сегодня эти стереотипы попросту неактуальны, не нужно навязывать их детям. Как мужчины, так и женщины имеют равные права и возможности продвинуться в этой жизни. Они могут заниматься наукой, искусством, и им не обязательно строго следовать устаревшим моделям поведения их предков.

Как влияют гендерные различия на коммуникацию между мужчинами и женщинами

Как влияют гендерные различия на коммуникацию между мужчинами и женщинами. Правила этикета при общении мужчины и женщины

При знакомстве и начале общения руку подает высший по статусу, даже если это мужчина.

Этикет – это ценное средство выстраивания деловых взаимоотношений. Чтобы гендерная коммуникация опиралась не на бытовые предрассудки, а основывалась на уважении и равноправии, в любом рабочем коллективе довольно придерживаться простых правил поведения.

Есть несколько моментов, отличающих этикет общения между мужчиной и женщиной от делового гендерного этикета. Это связано с тем, что официальные отношения выстраиваются по принципу иерархии, а не на преимуществе прекрасного пола. Если этикет общения между мужчиной и женщиной построен на том, что женщина проявляет инициативу, а мужчина оберегает даму от неудобств, то деловой – основывается на активности высшего по иерархии и всевозможных услугах и уступках от подчиненного.

  • При знакомстве и начале общения руку подает высший по статусу, даже если это мужчина. При общении равных партнеров женщина первая подает руку.
  • При приглашении в кабинет начальника подчинённая-женщина должна дождаться приглашения сесть, однако если приглашения нет, она может попросить разрешения присесть сама.
  • Начальник-мужчина имеет право первым входить в помещение, первым подниматься по лестнице и входить в лифт после женщины-подчиненной, однако чувство галантности разрешает ему уступить даме.
  • В автомобиле приоритетное место всегда достаётся начальнику-мужчине опять-таки до тех пор, пока он первым не предложит его своей подчиненной.
  • Правила субординации позволяют начальнику-мужчине не выполнять работу в офисе не по статусу: например, носить стулья или тяжёлые папки, однако если в офисе нет мужчин, то как настоящий кавалер он может помочь дамам.

На всякий случай… В статье мы не поднимаем вопросы женского феминизма и харассмента. Борьба женщин за равноправия и сексуальное домогательство на работе – это более сложные темы, затрагивающие не только вопросы пола, но и социальные вопросы неравенства, отсутствия консенсуса в обществе о равных правах.

Есть мнение, что деловая жизнь и сфера бизнеса считаются жёсткими, бескомпромиссными и поэтому требуют мужского характера. Однако намного важнее не поддаваться гендерным стереотипам, сложившимся в обществе, и понимать, что бизнес – это конкуренция, а деловые отношения – это все-таки правила и условия, этикет и этика. Важен не пол, а умение, способность и готовность человека быть частью делового мира, соблюдая его законы.

Какие проблемы могут возникнуть в отношениях из-за недопонимания гендерных особенностей


"Муж и жена - две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства Эригена. Женщина способна доказать, что у нее может быть твердая воля, сильный дух, если она движима идеей о свободе." (М. Казымбек).

У каждого человека свое жизненное пространство - это отношения с другими людьми: родственниками, друзьями, соседями. Отношения с самыми близкими из них выстраивают уже непосредственно "дом", "семью", где они живут, - только здесь им хорошо. Семья является бесспорной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, этических норм и традиций, значение которых в современных условиях возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для общества в целом.

Т. Лоусон и Дж. Гэррод в словаре-справочнике так определяют семью - "в общепринятом понимании все те люди, с которыми мы объединены кровными или брачными узами".В.П. Ратников под семьей понимает "мини-группу с четко фиксируемыми интересами и целями. Ее главные задачи - выжить, сохраниться, удовлетворить основные потребности своих членов и обеспечить воспроизводство".

М. Гасанова в своей работе, посвященной азербайджанской семье отмечает, что семья - добровольный союз, построенный на взаимном согласии и желании женщины и мужчины. Отношения, складывающиеся между ними в семье, можно оценить и как естественное отношение человека к человеку.

Биосоциальное воспроизводство, как утверждают многие ученые-исследователи семьи, действительно является существенной потребностью общества, поэтому на протяжении всей человеческой истории семья оставалась основным институтом, обеспечивающим этот процесс. Являясь основной ячейкой общества, семья реагирует на все изменения, происходящие в нем. В современном мире наибольшее распространение получили три разновидности семьи:

супружеская пара с детьми или без детей (нуклеарная семья);

один из родителей с детьми (неполная нуклеарная семья);

супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками (сложная семья).

Нуклеарная семья - семья, представленная двумя взрослыми членами противоположного пола и находящимися на их иждивении детьми. Ряд социологов (в особенности функционалисты) такую форму семьи рассматривают как базовый, универсальный тип структуры семьи (состав группы людей, проживающих совместно как семья). Кроме того, функционалисты, в частности Т. Парсонс, полагает, что нуклеарная семья пришла на смену расширенной семье в качестве доминирующей в индустриальных обществах формы как более соответствующей, т.е. в наибольшей степени отвечающей общественным потребностям. В расширенной семье базовая нуклеарная структура дополнена или расширена либо по вертикали (например, включает родителей, детей и родителей), либо по горизонтали (двое или более братьев со своими женами и детьми проживают совместно).

Однако в социологическом смысле понятие семьи далеко не столь очевидно, что обусловлено нечеткостью разделительных линий между семьей, родством и домохозяйством. Существует разница между семьей, составляющей общее домохозяйство, и всеми теми, кого в более широком смысле также считают своей семьей. Кроме того, семья нацелена на моральный аспект взаимоотношений, поскольку одновременно является и социальной, и биологической конструкцией. Рассматривая семью как социальный конструкт, значение которого изменяется с течением времени, ученые используют либо институциональный подход, либо групповой. Исторически сложившись как группа, семья приобрела в ходе становления цивилизаций характер социальной общности и, наконец, превратилась в социальный институт. Семья анализируется как институт в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько ее образ жизни, функционирование соответствует или не соответствует тем или иным современным общественным потребностям. Модель социального института крайне важна для прогноза будущих изменений семьи.