Как использовать навигацию для достижения рациональности
- Как использовать навигацию для достижения рациональности
- Связанные вопросы и ответы
- Что понимается под термином "навигация" в контексте принятия рациональных решений
- Какие инструменты навигации могут помочь человеку стать более рациональным
- Как связаны способность навигации и способность к рациональному мышлению
- Какие препятствия могут возникнуть на пути к рациональности при использовании навигационных инструментов
- Какие стратегии можно применить для улучшения навигационных навыков и достижения рациональности
- Как влияет социокультурная среда на развитие навигационных способностей и рационального мышления
- Какие научные исследования подтверждают важность навигации для принятия рациональных решений
- Какие примеры из повседневной жизни демонстрируют влияние навигации на процесс принятия решений
- Какие практические упражнения можно проводить для развития навигационных навыков и повышения уровня рациональности
Как использовать навигацию для достижения рациональности
Представьте улицу, на которой бы не было ни одного указательного или предупредительного знака. Огромное число автомобилей, людей, велосипедистов, но ни одного уличного знака. Пешеходы и водители без устали кричат друг на друга, все возмущены до предела. Вокруг царит хаос.
А теперь представьте себе интернет-магазин или веб-приложение с множеством интересных функций, но в котором полностью отсутствует онбординг, то есть этап ознакомления нового пользователями с механизмом его работы. Никаких подсказок, никаких советов — ничего. Похоже на улицу без знаков, не так ли?
Приложение — та же улица, а пользователи выступают в роли пешеходов и водителей. Если поведение всех этих участников дорожного движения никак не будет регламентировано, обязательно образуется затор. Люди начнут выходить из себя, а кто-то обязательно позвонит в полицию, которая и поможет навести порядок.
Но главное отличие вашей ситуации в том, что посетители вашего сайта или приложения в полицию звонить не станут. Они просто закроют страницу и удалят себя из вашей базы.
Если вы считаете, что люди влюбятся в ваш продукт с первого взгляда, вы ошибаетесь. Если вы думаете, что он им понравится при любом раскладе, вы ошибаетесь. А если вы всерьез думаете, что люди смогут самостоятельно разобраться в вашем сайте или приложении, интуитивно понять, куда и когда следует нажимать… что ж, вы снова ошибаетесь.
Даже если вы гений, вы не сможете придумать на 100% интуитивно понятный интерфейс.
Вот почему наиболее продвинутые компании используют разного рода тактики адаптации, интерактивные подсказки, индикаторы прогресса, гайды и множество других вещей — лишь бы помочь пользователям понять, как работает их сайт или приложение.
Когда вы покупаете сборную мебель или технику, в коробке с продуктом вы всегда находите инструкцию по сборке и/или использованию. Сейчас, когда разработчики владеют методами создания интуитивно понятных продуктов, прилагать толстую книжку с инструкциями уже нет необходимости (по крайне мере не для всех продуктов). Но несколько советов и рекомендаций дать все же нужно, чтобы быть уверенным, что пользователь не потеряется на вашем сайте.
Наиболее эффективным инструментом представления таких инструкций по праву считаются интерактивные подсказки (tooltips) , которые, по сути, являются частью онбординг-процесса и помогают направить внимание пользователя на конкретный элемент или действие и представить по его поводу исчерпывающее пояснение.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какую роль играет навигация в повседневной жизни
Навигация играет важную роль в повседневной жизни, так как помогает людям ориентироваться в пространстве и находить нужные им объекты. Благодаря навигационным системам, люди могут быстро добраться до нужного места, избегая потери времени и энергии. Навигация также стимулирует развитие технологий, улучшая точность и эффективность навигационных решений.
2. Как связана навигация с рациональностью
Навигация напрямую связана с рациональностью, так как помогает людям принимать обоснованные решения на основе доступной информации о пространстве и времени. Современные навигационные технологии позволяют оптимизировать маршруты и выбирать наиболее эффективные способы достижения цели. При использовании навигации люди могут рационально планировать свои действия, учитывая различные факторы и ограничения.
3. Какие преимущества предоставляют современные навигационные технологии
Современные навигационные технологии предоставляют пользователям широкий спектр преимуществ, включая возможность быстрого доступа к информации о местонахождении, удобное планирование маршрутов с учетом различных критериев (кратчайший путь, быстрейший путь, избегание пробок и т.д.), а также улучшенную точность и надежность данных. Благодаря современным навигационным технологиям люди могут экономить время и ресурсы, улучшая свой опыт перемещения и повседневной жизни.
4. Почему важно развивать навигационные навыки и умения
Развитие навигационных навыков и умений важно для обеспечения лучшей ориентации в пространстве и повышения общей эффективности действий. Навигационные навыки помогают людям избегать заблуждений, быстрее находить нужные объекты и правильно планировать свой маршрут. Умение использовать различные навигационные инструменты и технологии способствует улучшению качества жизни и повышению производительности.
5. Какие факторы влияют на эффективность навигации
На эффективность навигации влияют различные факторы, такие как точность картографических данных, надежность сигналов спутниковой системы ГЛОНАСС или GPS, качество программного обеспечения используемых устройств, а также обученность пользователя в использовании навигационных технологий. Важно учитывать также окружающую среду и возможные помехи, которые могут повлиять на качество навигации.
6. Как можно повысить уровень рациональности при использовании навигации
Для повышения уровня рациональности при использовании навигации рекомендуется учитывать не только кратчайший путь к цели, но и другие факторы, такие как плотность трафика, наличие преград на пути, временные ограничения и т.д. При планировании маршрута следует оценить все возможные варианты и выбрать наиболее оптимальный, учитывая свои цели и предпочтения. Такой подход позволит сделать использование навигации более рациональным и продуктивным.
7. Каким образом навигационные навыки способствуют развитию рациональности
Навигационные навыки способствуют развитию рациональности, так как требуют анализа информации, принятия обоснованных решений и планирования действий на основе доступных данных. При развитии навигационных навыков люди учатся быстро ориентироваться в пространстве, эффективно планировать маршруты и действия, учитывая различные факторы. Этот процесс способствует развитию логического мышления, умения рационально оценивать ситуацию и принимать сообразительные решения.
8. Какое влияние оказывает навигация на процесс принятия решений
Навигация оказывает значительное влияние на процесс принятия решений, так как помогает людям оценивать доступные варианты действий, анализировать информацию о ситуации и принимать обдуманные решения. При использовании навигационных технологий люди могут более осознанно планировать свои действия, учитывая цели, предпочтения и обстоятельства. Таким образом, навигация способствует улучшению качества принимаемых решений и повышению уровня рациональности в повседневной жизни.
Что понимается под термином "навигация" в контексте принятия рациональных решений
Выбирая систему мотивации, приглашая консультантов для постановки бюджетирования, автоматизируя систему управления или добиваясь от подчиненного выполнения поставленной задачи всегда ли мы понимаем плюсы и минусы того способа управления, который используем? Имеем ли, альтернативы для выбора лучшего способа?
Речь пойдет не о методе или модели принятия решения, а о подводных камнях, которые ведут к неконструктивному общению при обсуждении методов управления между сотрудниками организации, консультантом и руководителем, в интернете на форумах и других местах общения.
Часто в интернете читая обсуждение некой идеи или статьи тратишь время на то, чтобы среди комментариев по типу «у кого что болит, тот про то и говорит», найти имеющий отношение к той проблеме, которую предлагал решить определенным образом автор. Или, обсуждая с руководителем желаемое решение, сталкиваюсь с тем, что выбор сделан на основе общих представлений. Т.е. некое понимание о том, как устроен и работает инструмент управления есть и это «некое» создает ощущения сознательного выбора. Но по факту происходит (в определении А.М. Пятигорского) «триумф бессознательности».
Любые управляемые изменения начинаются с проблемы, с идеи, с размышлений, споров , чтений руководителем бизнес журналов и выбора — за долго до объявления проекта изменений. При чем ошибки на этом этапе (этапе выбора), предваряющем официальное начало преобразований, дороже большинства последующих . Расскажу о нескольких, на мой взгляд ключевых ловушках анализа, способствующих ошибкам и закладывающим фундамент для сопротивления изменениям :
- личностные особенности серьезно искажают представление о действительности;
- нежелание учитывать ментальные особенности людей, приводит к неконструктивным конфликтам;
- потребности заинтересованных лиц ведут к принятию ошибочной цели;
- непонимание ограничений и возможностей способа достижения цели способствует выбору не результативного пути;
- отказ от честного взгляда принимает решения не соответствующие текущим обстоятельствам;
- стремление к быстрому принятию простых решений упускает важные взаимосвязи и риски.
Для объяснения своего видения я использую подход, который почерпнул в своде знаний бизнес-анализа Babok v.3 , предназначенном для анализа и принятия решений относительно необходимости изменений . Таким образом получен набор понятий, которые взаимосвязаны между собой и влияют на выбор решения относительно инструментов управления.
Чтобы обсуждение, анализ сделать конструктивным, обращая внимание на каждый из предложенных параметров, можно ответить на вопросы:
- Чем предлагаемый способ отличается от других?
- На какие бездоказательные посылы опирается способ?
- Какая ценность достигается?
- В какой ситуации находится организация?
- К чему склонна заинтересованная сторона?
- Каковы риски?
Рассмотрим каждый из них подробнее с примерами.
Какие инструменты навигации могут помочь человеку стать более рациональным
Внешний вид элементов навигации играет важную роль для удобства пользователей. Четкие и привлекательные элементы дизайна облегчают взаимодействие пользователей с сайтом и позволяют им найти то, что они ищут. Вот несколько советов по оформлению элементов навигации:
- Используйте контрастные цвета: Пункты меню должны быть сразу видны и отличимы от остальной части сайта. Используйте контрастные цвета, чтобы элементы навигации выделялись на странице. Убедитесь, что выбранные цвета доступны и соответствуют рекомендациям по обеспечению доступности веб-страниц.
- Выбирайте удобную для чтения и привлекательную типографику: Чтобы пункты меню легко читались, выбирайте удобные размеры и стили шрифтов, даже при небольших размерах. Избегайте слишком декоративных шрифтов, которые могут мешать чтению. Согласованность шрифтов, используемых на сайте, также способствует созданию целостного дизайна.
- Поддерживайте достаточное количество свободного пространства: Достаточное свободное пространство или подложка вокруг элементов навигации делает их более удобными для нажатия. Кроме того, это подчеркивает элементы, не позволяя им сливаться с фоном или становиться слишком загроможденными.
- Включите визуальные подсказки: Визуальные подсказки, такие как значки или стрелки, могут служить сигналом для раскрывающихся меню или подменю, направляя пользователя к дополнительным материалам. Будьте последовательны в использовании визуальных подсказок, но не используйте слишком много значков, так как это может создать визуальный беспорядок и отвлечь от простоты навигации.
Как связаны способность навигации и способность к рациональному мышлению
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§6. Познавательная деятельность
Кто может о себе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю»?
Так сказать о себе может антагонист. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos - непознаваемый) - философского учения, отрицающего возможность познания.
Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств?
Я думаю, нельзя полностью полгаться на информацию, полученную с помощью органов чувств. Конечно, познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что это единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания.
Как различить знание истинное и неистинное?
Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов. Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека. Более надёжным критерием истины считается практика.
Наступит ли конец научным открытиям?
Научным открытиям не наступит конец. Наше общество постоянно изменяется, что порождает необходимость его изучения. Развитие человеческого общества способствует научным открытиям.
1. Как вы понимаете основную идею текста?
Ум - умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности и главное - самостоятельно эти знания добывать, пополнять - так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия.
Можно ли сказать, что знания сами по себе никакой ценности не имеют?
Нельзя сказать, что знания сами по себе никакой ценности не имеют. Знания имеют важнейшую ценности. Они позволяют человеку получать информацию.
2. Противоречат ли рассуждения Э. В. Ильенкова известному философскому утверждению «знание - сила»? Аргументируйте свой ответ.
Я думаю, рассуждения автора не противоречат, а лишь подтверждают философское утверждение «знание – сила», потому что автор считает, что основу ума составляют знания, которые человек может применить на практике.
3. На основе приведённого текста определите основные признаки понятия «ум».
• умение правильно знаниями распоряжаться
• умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности
• умение самостоятельно эти знания добывать, пополнять
4. Приведите примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни.
Школьник собирается утром в школу. Он смотрит на часы и рассчитывает, сколько времени ему нужно, чтобы одеться, покушать, дойти до школы. Здесь ему помогают знания математики.
1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?
Человеку, проучившемуся много лет в школе, не нужно объяснять, что означает слово «знания». Знать, ведать, разуметь значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности. Знанию противопоставляется незнание, невежество.
Знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познанием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить её особенности и проблемы. Природу познания изучает раздел философии теория познания, или гносеология.
2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?
Ещё в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos - непознаваемый) - философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, английский учёный Д. Юм (1711 - 1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас их сущность».
3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен воплотить в жизнь (например, представление о новом устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о русалке, домовом, кентавре и т. п.).
4. В чём особенности рационального познания?
В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы).
Какие препятствия могут возникнуть на пути к рациональности при использовании навигационных инструментов
Ответ на этот вопрос знает младший научный сотрудник ВНИЛ Инерциальные автономные навигационные системы Алексей Степанов, который недавно выиграл грант РФФИ.
«В сферу наших научных интересов входят инерциальные навигационные системы , — рассказал он. – Методы, которые применяются сейчас для оценки местоположения того или иного объекта в инерциальных навигационных системах, достаточно часто допускают ошибки. Мы же хотим попытаться их избежать: координату расположения или угол поворота определенного объекта можно определить с помощью датчиков различного типа, и если суммировать показания этих датчиков, то вероятность ошибки уменьшается» .
Ученые Казанского университета на данном этапе занимаются исследованием типов ошибок, определением их природы и пытаются ответить на вопрос, как существующие ошибки можно компенсировать.
Вообще, несмотря на наличие неточностей, инерциальные навигационные системы имеют неоспоримое преимущество: в отличие от спутниковых навигационных систем, они могут использоваться в тоннелях, шахтах, зданиях и других местах, где связь со спутником отсутствует. Если говорить о возможности использования инерциальных систем, то они служат не только для гражданских целей, но и военных. Один из наиболее ярких примеров их использования — определение местонахождения пожарных или шахтеров.
«Нам еще только предстоит понять, какой математический аппарат необходимо использовать, какую цифровую обработку следует проводить, чтобы получить достоверные данные о местоположении того или иного объекта» , — поделился планами Алексей Степанов, добавив, что очень большая часть работы уже сделана, например, достаточно скрупулёзно проанализированы ошибки, которые случаются при использовании инерциальных навигационных систем.
Стоит перед исследователями и еще одна задача – удешевление инерциальных навигационных систем . «Вообще, в данных системах иногда применяются не очень точные, дешевые датчики, но в этом случае для того, чтобы не было сбоев и неточностей, система цифровой обработки данных должна быть очень хорошей. Ее совершенствованием мы и занимаемся» , — прокомментировал Алексей Степанов.
Если говорить о новизне проекта, реализуемого казанскими исследователями, то следует отметить, что наши ученые совершенствуют математический аппарат и учатся соединять показания с датчиков различного типа.
Значимость проводимого исследования доказывает тот факт, что данной разработкой заинтересовались представители компании «Cisco», а также наличие статей в зарубежных изданиях и участие в крупных конференциях.
Какие стратегии можно применить для улучшения навигационных навыков и достижения рациональности
Ключевые слова: ГЕОГРАФИЯ; ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ; УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА; GEOGRAPHY; SPATIAL THINKING; EDUCATIONAL PROCESS; INFORMATION ENVIRONMENT.
Аннотация: География является одним из учебных предметов как в школе, так и в ВУЗе. В ВУЗе есть так же специализированные факультеты, изучающие непосредственно только географические основы знаний о земле. В современной информационной среде очень трудно, и уже почти не возможно, делать рациональные прогнозы не только о жизни в стране и мире, но и касательно личной жизни каждого человека. Дерационализация знаний есть следствие информационной агрессии и развития компьютерной техники, которая уводит человека в мир безмерных, бесконечных характеристик предмета, без возможности реализации хотя бы одной из них в реальности. Поэтому, изучение географии способствует формированию пространственного и рационального мышления.
Информационное изобилие современности позволяет использовать любые, или почти любые данные для отстаивания своей точки зрения. Часто, при отстаивании своих интересов, человек использует прямо противоположные аргументы, не подозревая об их истинном значении. Например, при использовании социологического термина «толерантность» (необходимого в современном мире условия общения), обозначающем терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, часто подразумевается положительная оценка личности в целом.
В медицине же этот термин имеет, скорее, отрицательный смысл, где «толерантность» есть не что иное, как привыкание человеческого организма к лекарствам, и ему требуется для излечивания это лекарство заменить, так как прежнее уже не может избавить его от причины его болезни.
Истинное знание является результатом процесса познавательной деятельности, это верное отражение действительности в мышлении человека .
В процессе познавательной деятельности человека (школьника) формируется определенный тип мышления, — определенное обобщенное отражение действительности.
Современная педагогическая практика, чаще всего, развивает в учащихся словесно-логическое мышление, изредка обращаясь к наглядно-действенному и наглядно-образному типам мышления, но целостное же мышление опирается не только на логические операции, но и на развитие воображения, образности мышления, комплексности, интуиции, чертами которого характеризуется географическое мышление.
Специфическое географическое мышление является следствием географической культуры в целом. Его «главной чертой является комплексность», оно не сводится к одному «элементу» или одной «отрасли» . Оно привязано к конкретной территории и кладет «свои суждения на карту». Современное географическое мышление базируется на классическом подходе, но развивает его, говоря о «триедином» толковании географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность) и дополняя его еще одним качеством — глобальностью, т. е. требованием обязательного соответствия мировым аспектам — локальных, региональных, национальных, континентальных, зональных и других частных проблем. Географическое мышление непосредственно связано с пространственной парадигмой. Вслед за Н. Н. Баранским, территориальный подход рассматривается как главная основа географического мышления. Чаще всего территориальный фактор в региональном развитии рассматривается с трех позиций: 1) как носитель разнообразных ресурсов (в широком смысле слова) и условий, 2) с точки зрения выполнения разнообразных функций — экономических, социальных, экологических, социокультурных, политико-национальных и т.п., 3) как специфическое свойство пространства, влияющего на упорядоченность располагающихся в нем объектов .
Методы формирования рациональных навыков в географии
В современном мире, где информационное изобилие стало нормой, рациональность и пространственное мышление приобретают важное значение. География, как учебный предмет, может помочь в формировании этих навыков.
Стратегии для улучшения навигационных навыков и достижения рациональности
- Анализ данных: изучение географии помогает анализировать и интерпретировать различные данные, что развивает рациональное мышление.
- Критическое мышление: география требует критического подхода к информации, что помогает развивать навыки анализа и оценки информации.
- Сpatial thinking: изучение географии способствует формированию пространственного мышления, что помогает развивать навыки анализа и планирования.
- Учебный процесс: география может быть включена в учебный процесс как отдельный предмет, так и в рамках других предметов, что помогает развивать рациональность и пространственное мышление.
- Информационная среда: использование интернета и других информационных ресурсов может помочь в формировании рациональных навыков и пространственного мышления.
Примеры рационального мышления в географии
Например, при изучении термина «толерантность» можно развивать рациональное мышление, анализируя различные точки зрения и оценки, связанные с этим термином.
Также, география может помочь в формировании рациональных навыков, изучая примеры глобальных процессов, таких как изменение климата, миграция населения, и другие.
Заключение
География может быть мощным инструментом для формирования рациональных навыков и пространственного мышления. Используя стратегии, описанные выше, можно улучшить навигационные навыки и достичь рациональности.
Как влияет социокультурная среда на развитие навигационных способностей и рационального мышления
Введение
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Чтобы оказать вам помощь в этом, ниже мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
ПРИРОДА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решении. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни - тысячи и тысячи решений.
РЕШЕНИЕ - это выбор альтернативы.
К решениям относится как малозначащий выбор одежды для работы или меню второго завтрака, так и выбор места работы или спутника жизни. Хотя зачастую альтернатив множество - в меню может быть 50 наименований, в университете свыше 100 основных специальностей - почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Что касается других решений, например, о том, куда направиться жить после окончания колледжа или какой стиль жизни удовлетворил бы нас, то мы принимаем их после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания определенным решениям. Например, некоторые люди терзаются неделями по поводу покупки пары туфель и действуют импульсивно, приобретая автомобиль стоимостью 15 тыс. долл.
Однако в управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается прежде всего на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что еще важнее - управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации. Например, менеджер может принять решение штрафовать каждого работника, чей перерыв на чашку кофе продлится более 10 мин. или тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозит стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа прогулов, текучести кадров и, возможно, ухудшение обслуживания потребителей, снижение производительности и качества продукции. Отказываясь от административных наказаний, руководитель решает что будет больше проку от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем повторяющиеся случай опоздания на работу и снижение активности по причине бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же принять решение об увольнении работника. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение. Некогда процветавшие города Новой Англии, к примеру, почти опустели после того как текстильные и обувные предприятия, поддерживавшие благосостояние, переместились на юг или в другие страны. Некоторые управленческие решения буквально изменяют ход истории. Важные государственные решения, например, о применении атомной бомбы президентом Трумэном, попадают в эту категорию.
Какие научные исследования подтверждают важность навигации для принятия рациональных решений
Нам приходится принимать решения каждый день ― на работе, в личной жизни, в супермаркете. Но наш мозг сформирован для гораздо более простой жизни. Поэтому мы перегружены вариантами и теряемся в лабиринте возможностей.
Сегодня попробуем рассказать, почему принятие решений ― проблема 21 века, как мозг принимает решения, почему этот процесс такой энергозатратный и как на него влияют соцсети.
Как осёл между двух тюков с сеном
По данным различных опросов , люди тратят от 2,5 до 3 часов в день на принятие тривиальных решений, например, что съесть на ужин. Это около 1000 часов или 40 дней в году, не считая таких серьезных выборов, как где жить или на ком жениться.
Большинство наших повседневных решений можно проиллюстрировать на примере буриданова осла ― осла из философского парадокса. Он оказался на одинаковом расстоянии от двух идентичных тюков сена и пытается выбрать, с какого ему есть ― с левого или с правого. Но рациональных причин предпочесть тот или иной вариант нет, поэтому он колеблется до тех пор, пока не умирает от голода.
Осел Буридана показывает, что иногда взвешивание похожих вариантов сопряжено с издержками, которые могут превышать стоимость любого из них ― например, с тратой времени. Поэтому выбор, который мы делаем, не обязательно должен стать самым лучшим ― он просто должен стоить больше, чем время, потраченное на его принятие. Если мы будем тратить меньше времени на выбор, то сможем больше времени уделять тому, чтобы принятое решение работало.
Нейробиология принятия решений и гипотеза соматических маркеров
Первый важный элемент принятия решений ― наша нейробиология. Наука выделяет три участка префронтальной коры мозга, которые участвуют в принятии решений ― это передняя поясная кора (ППК), орбитофронтальная кора и вентромедиальная кора. Например, ППКв управлении подкреплением: это когда вы делаете что-то, наблюдаете последствия и опытным путём корректируете своё дальнейшее поведение ― скажем, выходите на остановку заранее, потому что автобус, бывает, приезжает раньше положенного.
Второй ― эмоции и, то есть ощущения в теле, такие как тошнота и отвращение, учащенное сердцебиение, тревога, спокойствие и другие. Самые наглядные примеры ― реакция на стресс «бой, беги или замри», бабочки в животе, ком в горле, напряжение в запястьях и так далее. Они выступают в роли проводников и подсказывают, что выбрать и как действовать.
Но даже это ― ещё не всё. На механизм принятия решений в психологии влияет ваш опыт, социальный круг, ценности, привычки мышления, установки, воспитание и много чего ещё. Поэтому даже умные люди, принимающие решения, могут легко ошибаться.
На курсе «» мы рассказываем, какие ошибки мышления ежедневно влияют на наши решения, и показываем на примерах, как они действуют. Во время обучения вы сможете поставить на себе несколько мыслительных экспериментов, чтобы разобраться со своими проблемными местами.
Причём тут социальные сети
Существует множество теорий о том, как социальные сети влияют на процесс принятия решений и на обработку информации. Вот две главенствующие.
Первая ― социальные сети и лёгкий дофамин. Соцсети используют методы психологии и нейронауки, чтобы привлечь наше внимание и удержать нас. Например, они адаптируют контент к нашим интересам и поведению. С одной стороны, так мозг отдыхает и наслаждается ситуацией, в которой ему не нужно ничего выбирать, ведь алгоритмы всё сделали за него. С другой ― создаётся некий «пузырь», одновременно и информационный, и дофаминовый. Он вызывает постоянное чувство неудовлетворенности, потребность в большем социальном удовлетворении, а мышца принятия решений совершенно не тренируется.
Вторая ― социальные сети и. Мы можем испытывать нагрузку от количества подписок, каналов, аккаунтов и в целом ― от объема информации в соцсетях и мессенджерах. Такое положение дел делает внимание и критическое мышление менее острыми и точными, а от этого процесс принятия решений затуманивается.
Как принимать разумные решения
Чтобы договориться с мозгом и принимать разумные решения, важно создавать здоровые для этого условия. Например, недостаток сна или глюкозы в крови, потому что вы давно не ели, ужасно влияет на этот навык. Ясное и логичное мышление также требует времени ― в условиях дедлайнов люди чаще принимают рискованные решения или отказываются от принятия хорошо продуманных. Существует даже такая формулировка ― «усталость от принятия решений». Она наступает, когда человек за день уже сделал достаточно выборов и расходовал на них всю отведённую на сутки мозговую энергию. Поэтому, если вам необходимо выбрать между несколькими важным альтернативами, стоит начать готовиться заранее и не перегружать мозг никакими другими выборами вроде одежды или завтрака. Просто чтобы приберечь силы.
Какие примеры из повседневной жизни демонстрируют влияние навигации на процесс принятия решений
Основой успеха в соревнованиях является совершенная техника ориентирования, правильная тактика, хорошие физические качества спортсмена и высокая морально-волевая подготовка.
Профессиональные спортсмены ориентировщики делятся по своей специализации на «зимников» и «летников», и тренируются с преобладанием, соответственно, лыжной или беговой подготовки. Ну, а физическая подготовка новичков и спортсменов-любителей во многом схожа с подготовкой летом - легкоатлетов, а зимой - лыжников. Причем, для новичков большую часть занятий должна составлять общая физическая подготовка (ОФП), подвижные игры в том числе, с целью - не только развития физических качеств, но и профилактики травм. На эту тему существует значительное количество методической литературы, поэтому мы не будем на этом подробно останавливаться.
В спортивном ориентировании существует принцип «золотой середины», выраженный в формуле: «не беги быстрее, чем думает голова». Однако способность к мышлению на фоне физической нагрузке во многом определяется уровнем физической подготовки (анаэробным порогом). Поэтому определенная физическая нагрузка присутствует в тренировках спортсменов по овладению практическими навыками техники ориентирования, которые включают:
- чтение карты,
- «память карты», наблюдательность,
- сличение карты с местностью,
- контроль расстояния,
- владение компасом и контроль направления, -использование современного
снаряжения.
В понятие тактики входит:
- выбор рационального пути,
- поиск контрольного пункта,
- распределение сил на дистанции.
При проведении занятий на местности не следует забывать о мерах безопасности. Не рекомендуется выбирать для первых тренировок район в большом лесу, где участники в случае потери ориентировки не смогут быстро выйти к месту сбора. Для новичков школьного возраста постепенное усложнение заданий лучше последовательно проводить по принципу: «школьный двор -парк - лес». Район для занятий, желательно, должен быть ограничен линейными или площадными ориентирами (например, шоссе, реки, железные дороги и т.п.), о которых руководитель группы рассказывает участникам перед началом тренировки. Необходимо требовать от спортсменов, чтобы они укладывались в контрольное время, которое дается для выполнения каждого задания. Для начинающих ориентировщиков упражнения рекомендуется проводить в виде командных состязаний (состав команды - 2-3 человека).
5.1. Чтение карты
В соревнованиях быстрота и точность чтения карты имеют решающее значение. Поэтому, как было сказано выше, условные знаки необходимо знать также твердо, как таблицу умножения.
Предлагается изучение таблицы условных знаков не превращать в зазубривание, а совместить со знакомством с местностью.
При чтении карты спортсмен получает информацию о дистанции и местности. В результате в его сознании формируется пространственная модель местности. В этом случае особенно сложным являются чтение и понимание рельефа. Связь техники и тактики в чтении карты заключаются в том, что объем и характер считываемой информации, а значит и техника чтения, существенно зависят от решаемых спортсменом тактических задач. Благодаря направленности внимания, можно выделять существенное и пропускать не существенное для данного случая. Например, при предварительном чтении и грубом выборе пути ориентировщик считывает лишь крупные, хорошо выделяющиеся на карте и на местности ориентиры. Такое чтение можно провести и на бегу. Если же требуется чтение мелких ориентиров перед КП, то приходится снижать скорость или даже делать кратковременные остановки. Время, затраченное на чтение карты, зависит от того, как быстро падает взгляд на интересующее место на карте. Следовательно, нужно научиться держать на бегу карту так, чтобы легко было отыскать интересующий район. Для этого карту складывают, ограничивая район, и используют «правило большого пальца», то есть держат большой палец около просматриваемого участка карты.
Какие практические упражнения можно проводить для развития навигационных навыков и повышения уровня рациональности
Первые занятия в любом классе должны быть посвящены диагностике наличного уровня ориентировки учащегося в пространстве. Для этого можно использовать адаптированную нами методику диагностики, составленную специалистами Реабилитационного центра для слепых в г. Волоколамске и доцентами РГПУ им. А.И. Герцена (см., например, книгу «Ориентировка в пространстве инвалидов по зрению», изданной на ИПТК «Логос» ВОС в 1991 г.). Как видно из Приложения 2 диагностические материалы (схема) позволяют педагогу составить достаточно полные представления об индивидуальном уровне каждого ученика, его возможностях и трудностях.
Упомянутая схема обследования позволяет педагогу выяснить, насколько хорошо у ученика развиты сохранные анализаторы; определить, легко ли ученик выбирает слуховые, осязательные, обонятельные и другие ориентиры, а также умеет ли определять наличие больших предметов на расстоянии, не касаясь их; может ли он держаться параллельно стены коридора и определять повороты в пересекающийся коридор. Свободно ли он ориентируется в школе, знает ли, как дойти до ближайшей к школе остановке общественного транспорта и может ли дойти самостоятельно до нее, умеет ли легко передвигаться с сопровождающим, держа его под руку и следуя его движениям, наталкивается ли на сопровождающего, когда тот при довольно быстром передвижении останавливается.
В последнем случае педагогу надо специально запланировать занятия по обучению и/или тренировке учащихся правильному передвижению с сопровождающим. Некоторым учащимся бывает достаточно подсказать, что если держать сопровождающего не под руку, а захватить его руку чуть выше локтя, то можно легко избежать таких столкновений, так как у них будет больше времени на реакцию.
После всех вопросов и диагностических заданий нужно выяснить индивидуальные запросы ученика, то есть выяснить, чему именно ученик хочет научиться (например, самостоятельно ездить в школу, уметь самостоятельно добираться от школы и от своего дома до вуза, в котором он предполагает учиться), выделить конкретные проблемы ученика, затрудняющие его ориентировку в пространстве. Затем нужно составить и обсудить с учеником план-программу обучения и только после этого можно приступать к занятиям.
В школьном возрасте дети постоянно растут, поэтому в начале каждого учебного года незрячим детям нужно подбирать трость. Трость подбирается с учетом роста человека и его походки. Длина трости должна быть такой, чтобы у человека было хотя бы два шага для своевременной реакции на обнаруженное препятствие или спуск. Этого времени как раз достаточно для того, чтобы определить наличие препятствия или лестницы и приготовиться к необходимым действиям: обойти препятствие или начать спуск по лестнице. Наиболее удобной для безопасного передвижения незрячего является трость, длина которой достигает уровня груди или даже подбородка ее владельца. Слишком длинная трость неудобна: приходится прикладывать много сил для ее координации, к тому же она может мешать другим прохожим; слишком короткая не дает достаточно времени на реакцию, так как позволяет ощупать только то, что находится непосредственно у ног. Поэтому незрячий, который пользуется слишком короткой тростью, вынужден двигаться медленно и с опаской.