Как достичь психологического и субъективного благополучия в современном мире

Как достичь психологического и субъективного благополучия в современном мире

Теоретические основы психологического благополучия заложены Н. Брэдберном , который вводит понятие психологического благополучия, отделяя его от психологического здоровья и сопоставляя с ощущением счастья и удовлетворённостью жизнью в целом. С точки зрения Н. Брэдберна, содержательно психологическое благополучие отражается через континуум «болезнь — здоровье», и описать данные характеристики можно при помощи терминов, отражающих состояние счастья или несчастья, субъективных переживаний удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью.

Модель психологического благополучия в исследованиях Н. Брэдберна представляет собой баланс, который достигается постоянным взаимодействием позитивного и негативного эффекта. События человеческой жизни, которые несут радость и ощущение счастья, повышают позитивный эффект, и наоборот, события, которые огорчают человека, повышают негативный эффект. Разница между данными эффектами является показателем психологического благополучия и отражает переживание удовлетворённости жизнью. Так, когда уровень позитивных переживаний превышает уровень негативных, человек чувствует себя счастливым и удовлетворённым и, как следствие, имеет высокий уровень психологического благополучия. Если же количество негативных переживаний превышает количество позитивных, человек ощущает себя несчастливым и неудовлетворенным и имеет низкий уровень психологического благополучия. Важным положением теории Н. Брэдберна является то, что позитивный и негативный эффект не взаимосвязаны друг с другом: имея данные о состоянии позитивного эффекта, мы не знаем, является ли негативный эффект больше, меньше или равным позитивному .

Связанные вопросы и ответы:

1. Чем отличается психологическое благополучие от субъективного

Психологическое благополучие отражает общее состояние психического здоровья человека, включая уровень удовлетворенности жизнью, эмоциональную стабильность, адаптированность к социуму. В то время как субъективное благополучие - это индивидуальное восприятие человеком своего состояния и оценка собственного счастья, комфорта, удовлетворенности своей жизнью.

2. Какие факторы могут влиять на психологическое благополучие человека

На психологическое благополучие человека могут влиять такие факторы, как качество социальных отношений, уровень самореализации, наличие стабильного и удовлетворительного дохода, здоровый образ жизни, уровень психологической защищенности.

3. Какова роль самооценки в формировании психологического благополучия

Самооценка играет важную роль в формировании психологического благополучия, поскольку человек, положительно оценивающий себя, склонен к высокой самоэффективности, к избеганию депрессивных состояний и к большей удовлетворенности своей жизнью.

4. Каким образом стресс может повлиять на психологическое благополучие человека

Повышенный уровень стресса может вызывать снижение общего психологического благополучия, поскольку стрессоры могут оказывать негативное воздействие на психическое здоровье, эмоциональное состояние человека, его способность к адаптации.

5. Как влияет психологическое благополучие на качество жизни человека

Высокий уровень психологического благополучия свидетельствует о стабильности эмоционального состояния, удовлетворенности жизнью и общим комфорте человека, что положительно сказывается на его качестве жизни и работоспособности.

6. Как можно повысить уровень психологического благополучия

Для повышения уровня психологического благополучия рекомендуется обращать внимание на свои внутренние ресурсы, умение решать проблемы, развивать социальные связи, поддерживать физическое здоровье, искать позитивные эмоции и радоваться жизни.

7. Как важно учитывать индивидуальные особенности при работе над психологическим благополучием

Индивидуальные особенности каждого человека имеют большое значение при работе над улучшением его психологического благополучия, поскольку требуют индивидуализированного подхода, учета потребностей личности, специфики характера, ресурсов и особенностей мира восприятия.

8. Как сохранить психологическое благополучие в условиях стресса и негативных событий

Для сохранения психологического благополучия в условиях стресса и негативных событий важно уметь управлять своими эмоциями, развивать психологическую устойчивость, искать поддержку у близких и профессионалов, находить позитивные моменты в сложных ситуациях, стремиться к саморазвитию и психологической поддержке.

Что включает в себя понятие психологического благополучия

Дыхательные упражнения – это специальные техники, которые помогают контролировать дыхание и улучшают физическое и эмоциональное благополучие. Они основаны на идее, что наше дыхание связано с нашим состоянием ума и эмоциональным состоянием.

Дыхательные упражнения могут быть полезными в различных ситуациях, таких как снятие стресса, улучшение концентрации, снятие тревоги и улучшение сна. Они могут быть использованы в качестве самостоятельной практики или в сочетании с другими методами релаксации.

Основные принципы дыхательных упражнений:

  • Глубокое дыхание: Упражнения направлены на то, чтобы научиться дышать глубоко и полностью, используя диафрагму. Глубокое дыхание помогает улучшить кислородное обеспечение организма и снизить уровень стресса.
  • Ритмичное дыхание: Упражнения также нацелены на установление ритма дыхания, чтобы создать чувство спокойствия и расслабления. Ритмичное дыхание может помочь снять напряжение и улучшить фокусировку.
  • Сознательное дыхание: Важно быть в настоящем моменте и сосредоточиться на дыхании. Сознательное дыхание помогает улучшить осознанность и привести ум в состояние расслабления.

Примеры дыхательных упражнений:

  1. Глубокое дыхание через нос: Сядьте в удобной позе, закройте глаза и медленно вдохните через нос, наполняя живот воздухом. Затем медленно выдохните через нос, опустошая живот. Повторяйте упражнение несколько минут.
  2. 4-7-8: Сядьте прямо и полностью выдохните. Затем медленно вдохните через нос, считая до 4. Задержите дыхание на счет до 7. Затем медленно выдохните через рот, считая до 8. Повторяйте упражнение несколько раз.
  3. Дыхание счетом: Сядьте прямо и закройте глаза. Во время вдоха сосчитайте до 4, затем задержите дыхание на счет до 4 и медленно выдохните, сосчитав до 4. Повторяйте упражнение несколько минут.

Дыхательные упражнения могут быть эффективными инструментами для снятия стресса и улучшения общего самочувствия. Они могут быть использованы в любое время и в любом месте, когда вам нужно расслабиться и сосредоточиться.

Понятие психологического благополучия

Понятие психологического благополучия включает в себя состояние эмоциональной стабильности, удовлетворение от жизни, отсутствие стресса и тревоги, а также ощущение безопасности и уверенности в себе. Это состояние достигается через баланс между физическим и эмоциональным благополучием, а также через способность адаптироваться к изменениям и вызовам жизни.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения – это эффективные инструменты для достижения психологического благополучия. Они помогают контролировать дыхание, уменьшать уровень стресса и тревоги, а также улучшать концентрацию и сон.

Основные принципы дыхательных упражнений

* Регулярное и медленное дыхание * Упражнения на контролирование дыхания * Фокус на ощущении тела и дыхания * Упражнения на расслабление и снятие стресса

Примеры дыхательных упражнений

* Дыхание через нос * Дыхание через рот * Дыхание в брюшную область * Дыхание с медленными и глубокими вдохами * Дыхание с концентрацией на ощущении тела

Применение дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения могут быть полезны в различных ситуациях, таких как: * Снятие стресса и тревоги * Улучшение концентрации и фокуса * Улучшение сна * Улучшение общего самочувствия * Улучшение адаптации к изменениям и вызовам жизни Дыхательные упражнения могут быть использованы в любое время и в любом месте, где вам нужно расслабиться и сосредоточиться.

Какие практики помогают повысить уровень субъективного благополучия

Эмпирические исследования привели к возникновению ряда теоретических концепций субъективного благополучия, наиболее известными из них являются: теория адаптации (A. Campbell); теория множественного несоответствия (А.С. Michalos); динамическая модель равновесия (В. Headey, A. Wearing); гомеостатическая модель (R.A. Cummins).

Теория адаптации предполагает, что люди оценивают свое благополучие относительно того уровня жизни, к которому они привыкли: если уровень жизни становится выше прежнего, то человек испытывает возрастание удовлетворенности. По мере привыкания к новому уровню жизни переживание удовлетворенности актуальной жизненной ситуацией снижается.

Теория множественного несоответствия основана на идее зависимости субъективного благополучия человека от разрыва между тем, чего он хочет, и тем, что он имеет.

Динамическая модель равновесия предполагает, что личностные особенности, события жизни человека, субъективное благополучие и негативные переживания находятся в динамическом равновесии. При этом центральную роль в этом равновесии играют личностные особенности. Важные отрицательные или положительные события нарушают равновесие и ведут к увеличению или уменьшению уровня субъективного благополучия. При этом авторы теории считают, что нарушение будет временным, поскольку устойчивые характеристики личности обеспечат возвращение привычного для человека уровня субъективного благополучия.

R.A. Cummins, предложивший гомеостатическую модель субъективного благополучия, отталкивается от многочисленных данных о том, что большинство людей оценивает удовлетворенность своей жизнью выше среднего. Объяснение этому он находит в поддержке удовлетворения жизнью механизмом по типу физиологического гомеостаза. Каждый человек имеет индивидуальный внутренний диапазон переживания благополучия. Если в жизни человека не происходит никаких событий, угрожающих его равновесию, то переживание благополучия колеблется в рамках индивидуальных границ. Однако при возникновении таких событий гомеостаз нарушается, что приводит к нестабильности переживания благополучия. На настоящий момент выделяют два типа гомеостатических буферов, сохраняющих субъективное благополучие: 1) внешние буферы, смягчающие негативное взаимодействие с окружающей средой (наиболее важные из них — материальное благосостояние и благоприятные отношения с окружающими); 2) внутренние буферы (самоуважение, оптимизм, интернальный локус-контроль, высокий уровень экстравертированности и низкий уровень нейротизма).

В чем заключается влияние психологического благополучия на общее здоровье человека

Место психологического консультирования в системе мероприятий оказания психологической помощи личности в сложной жизненной ситуации.

Цели психологического консультирования и деятельности психолога-консультанта. Задачи психологического консультирования и их связь с направлением оказания помощи.

Виды психологического консультирования и их особенности. Принципы психологического консультирования.

Сходства и различия психологического консультирования с психотерапией, психокоррекцией и психодиагностикой.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели :

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

Какие факторы могут оказывать негативное воздействие на психологическое благополучие

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Emotions , опросили 40 тысяч американцев в возрасте от 30 лет. Данные охватывали временной промежуток от 1972 по 2016 год. Психологи не только подтвердили, что связь между доходом и счастьем существует, но выяснили, что она менялась со временем: сегодня деньги влияют на уровень счастья гораздо сильнее, чем 40 лет назад.

Ученые поделили респондентов на несколько групп, учитывая их материальное благополучие, уровень образования и цвет кожи. В 1970-х среди белых американцев люди с разным уровнем образования отвечали, что они очень счастливы, с одинаковой частотой в 40%. Но к 2010 годам появился разрыв: число «очень счастливых» людей без высшего образования снижалось на протяжении всего исследования и в 2016 году составило всего 29%.

Количество счастливых респондентов с ученой степенью и более высоким доходом колебалось в пределах 40%. У афроамериканцев тенденция была другой: уровень счастья среди людей без высшего образования оставался стабильным, в то время как у второй группы он неуклонно рос. Таким образом, незначительный разрыв, который наблюдался в 1970-х, сильно увеличился к 2010-м.

Кроме того, авторы заметили, что уровень счастья при увеличении дохода рос постоянно, а не до определенной точки, как утверждали предыдущие исследования. Взрослые, зарабатывающие более 160 тысяч долларов в год сегодня, счастливее, чем те, кто зарабатывает от 115 до 160 тысяч.

Какие методы саморазвития способствуют достижению субъективного благополучия

Если вы испытываете очень сильную тревогу, которая вызывает панические атаки, используйте рекомендации ниже. Они помогут совладать с паникой и снизят градус тревоги. Вот что нужно сделать.

    Может прозвучать странно, но сильная тревога, как волна – накрывает с головой, и ее бывает сложно заметить, как сложно заметить воздух, который вас окружает. Обратите внимание на симптомы, которые сопровождают тревогу: сильное сердцебиение, потоотделение, панические мысли, любые другие маркеры, которые позволят вам понять, что вы испытываете сильную тревогу.

    Убрать страх паники . Во время панической атаки люди боятся, что не вынесут стресса: потеряют сознание, сойдут с ума или умрут. Хотя этого не происходит, но паника вызывает сильный страх, который и становится основной проблемой. Поэтому в такие моменты надо обратиться к прошлому опыту и сказать себе: «Я всегда справляюсь с панической атакой и сейчас тоже справлюсь. Это неприятно, но ничего ужасного не случится. Тревожиться – это нормально. Приступ скоро пройдет». Раз за разом проговаривая эти слова, вы со временем научитесь снижать уровень тревоги.

    Сфокусироваться на настоящем . Тревога всегда связана с будущем. Вы переживаете о грядущих неприятностях и стараетесь предвосхитить угрозы. Однако, даже если вы правы насчет будущего, оно еще не наступило. Сейчас вы в настоящем. Сконцентрируйтесь на том, что происходит сейчас. Проще всего это сделать через тело, сфокусируйтесь на том, что чувствуете, на своих ощущениях, на своей тревоге. Понаблюдайте за собой. Взгляд со стороны поможет сбавить градус тревоги.

    Оказаться в безопасном месте . Есть еще одна психологическая техника, но к ней нужно подготовиться заранее, еще до панической атаки. Надо вообразить себя в тот момент и в том месте, когда вы чувствовали себя уверенно и беззаботно, а затем максимально погрузиться в это состояние и прочувствовать его эмоционально. Когда вас захлестнет приступ паники, постарайтесь воссоздать свой островок безопасности и противопоставить тревоге чувство уверенности. Этот метод хорошо помогает бороться с тревогой.

Какова роль психологического консультирования в улучшении психологического состояния человека

Обзор исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия

Проблема исследования эмоционального выгорания во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом стояла перед многими исследователями, поэтому существуют многочисленные работы, с выводами о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта выступает сдерживающим фактором наступления эмоционального выгорания. Например, при исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у операторов контактного центра выявили, что со всеми сторонами эмоционального выгорания связан межличностный эмоциональный интеллект, а внутриличностный эмоциональный интеллект связан только с параметром эмоционального истощения. Таким образом, взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и эмоциональным выгоранием существует.

Психологическое благополучие на фоне эмоционального интеллекта изучено меньше. Однако существуют исследования, демонстрирующие взаимосвязь эмоционального интеллекта с психологическим благополучием. Например, исследование их взаимосвязи на этапе ранней взрослости показало, что у людей с низким уровнем эмоционального интеллекта не наблюдается высокого уровня благополучия, в то время как высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает более частую встречаемость психологически благополучных людей. Таким образом, взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и психологическим благополучием существует.

Также выявлена взаимосвязь между психологическим благополучием и эмоциональным выгоранием на примере исследования медицинских сестёр. Данная взаимосвязь проявляется в таких аспектах, как увлечённость жизнью, эмоционально-близкие отношения, стремления развиваться и познавать новое, направленность действий на благое дело и поддержку окружающих.

Таким образом, наличие взаимосвязей между эмоциональным интеллектом, эмоциональным выгоранием и психологическим благополучием подтверждено исследованиями.

Особенности специалистов помогающих профессий.

Педагоги и психологи – это специалисты помогающих профессий, которые способствуют развитию различных навыков, функций и сторон у клиентов-обучающихся. Педагог определяется как специалист, проводящий преподавательскую и воспитательную работу. То есть функция развития личностных качеств у обучающихся присутствует у педагога. Психолог определяется как специалист, проводящий работу, способствующую гармонизации и социализации личности. Можно сказать, что воспитательская работа также присутствует в определении психолога, если под воспитанием понимается развитие определённых личностных качеств человека. Таким образом, психолог и педагог – профессии достаточно похожие.

Основные различия у психолога и педагога в акцентах, которые они расставляют при выполнении своих задач и в методах воздействия на человека. Акцент педагога смещён в сторону донесения информации и развития у обучающихся высших психических функций; акцент психолога смещён в сторону развития личностных качеств, необходимых именно данному клиенту, хотя обучение каким-то психологическим основам в рамках консультирования психолог может проводить. Методы воздействия у психолога и педагога также отличаются: психолог использует строго индивидуальный подход и косвенное обучение, через наводящие вопросы и зону ближайшего развития, в то время как педагог использует дифференцированный подход очень редко и форма обучения в основном фронтальная.

Таким образом, у педагогов и психологов совпадают объекты деятельности, частично схожи методы деятельности, однако в них по-разному расставлен акцент, методы по-разному сбалансированы под цели, частично пересекаются задачи, однако отличаются цели.