Изменение гендерных ролей в современном обществе: вызовы и перспективы
- Изменение гендерных ролей в современном обществе: вызовы и перспективы
- Связанные вопросы и ответы
- Какие стереотипы гендерных ролей существуют в современном обществе
- Каким образом гендерная роль влияет на выбор профессии
- Какие изменения происходят в гендерных ролях в последние десятилетия
- Как социальные сети и медиа влияют на формирование гендерной идентичности
- Каким образом гендерная роль может влиять на отношения в семье
- Какие меры можно предпринять для борьбы со стереотипами гендерных ролей
- Каково значение обучения гендерной толерантности в образовании
- Как гендерные роли могут влиять на психологическое состояние человека
Изменение гендерных ролей в современном обществе: вызовы и перспективы
В процессе формирования и развития общества, женщины не хотят быть хранительницей очага и домработницей, меняют свои взгляды на гендерные роли, взаимодействие в социуме. Многие начинают жить наравне с мужчинами, быть сильной и волевой, побеждать и не иметь сострадания и жалости. Смена роли может произойти, когда дама становится охотником (добытчиком), а ее мужчина – наоборот, занимается хозяйством и домашними делами.
Парадокс в том, что у женщины это не заложено генетически, поэтому, конечно же, она не удовлетворена тем, что получается. В результате, подсознательно сопротивляется этому! Ведь то, что заложено природой этому противоречит! Соответственно, мужчина тоже не может быть полностью удовлетворён ситуацией. Границы поведения начинают стираться, и оба пола уже могут спокойно выполнять практически любые задачи, конечно, за исключением рождения ребенка, на что М функционально не способен.
Зарождение ролей происходит в детском возрасте, потому что приобретаются социальные реакции на те или иные поступки. Например, если девочка начинает драться, то ее осуждают и говорят, что так делать девушка не обязана. Мальчика же, наоборот, могут поощрять и записать в секцию, чтобы научиться управлять агрессией. Некоторые стереотипы гендерного поведения уже начинают меняться. Например, то что девушка не может первая познакомиться постепенно смазывается. А лет сто назад это привело бы к весьма плохим последствиям.
Итого, создавая новую ячейку общества – семью, представителя обоих полов не понимают друг друга, конфликтуют и ссорятся .
Ниже мы можем рассмотреть результаты эмпирического исследования, в котором определены следующие особенности гендерн. стер. в зависимости от их пола, возраста и гендерной принадлежности
По этим параметрам можно предположить, что с взрослением мальчиков, возникает изменение маскулинности, а именно ее показатель снижается.
Во-первых, это связано с тем, что у подростков когнитивный компонент о должном поведении различен с юношами–студентами.
Во-вторых, это связано с тем, что в процессе развития, у молодых людей происходит переоценка ценностей, и появляется новая привычка мужчины. В-третьих, это говорит о том, что студенты легче принимают тенденцию к изменению гендерн. стер., что также способствует снижению маскулинности.
Различия в гендерных стереотипах
- У мальчиков и девочек выявлены в отношении сильного пола по независимости. Девочки выше оценивают значимость данной характеристики для мужского образа и часто отмечают, что сильный пол должен быть независимым.
- У юношей и девушек выявлены в отношении женщин (далее по тексту иногда будет употребляться Ж) по категориям «ответственность» и «независимость». Девушки-студентки выше относят важность серьезности для женского поступка и часто отмечают, что Ж следует быть обязательной. Учащиеся выше оценивают значимость независимости для женского поступка и часто отмечают, что девушка должна быть независимой.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие стереотипы связаны с мужской гендерной ролью в обществе
Мужчинам обычно приписывают роли лидера, защитника, сильного и независимого человека. Они должны быть успешными в карьере, а также физически сильными и способными зарабатывать деньги. В обществе считается, что мужчина должен быть менее эмоционален, чем женщина, и негласно запрещается проявлять слабость.
2. Какие стереотипы связаны с женской гендерной ролью в обществе
Женщинам традиционно приписывают роли матери, домохозяйки, красавицы, которая должна следить за своим внешним видом. Женщин ожидают, чтобы они были заботливыми, эмоциональными и подчиненными мужчинам. Стереотипно считается, что женщина должна быть дома, ухаживать за детьми и заниматься домашним хозяйством.
3. Какие проблемы возникают из-за гендерных стереотипов
Из-за гендерных стереотипов возникает неравенство между мужчинами и женщинами в обществе. Женщины могут сталкиваться с дискриминацией на работе и в повседневной жизни из-за своего пола. Мужчинам часто сложно проявлять эмоции и уязвимость из-за ожиданий общества. Возникают проблемы в сфере семейных отношений из-за жестких ролей, назначаемых гендером.
4. Как общество может бороться с гендерными стереотипами
Для борьбы с гендерными стереотипами необходимо проводить образовательные кампании с целью изменить мнения и взгляды людей на роль полов в обществе. Важно содействовать увеличению представительства женщин на руководящих должностях, чтобы противодействовать неравенству. Необходимо учить детей и взрослых уважать разнообразие и относиться к каждому индивидууму с уважением, независимо от пола.
5. Какие изменения произошли в гендерных ролях в обществе за последние десятилетия
За последние десятилетия произошли значительные изменения в гендерных ролях в обществе. Женщины все более активно участвуют в политике, бизнесе и других областях, которые ранее были доступны преимущественно мужчинам. Мужчины также становятся более открытыми в выражении своих эмоций и убеждений, не стремясь соответствовать строгим стереотипам. В обществе все больше признается необходимость равенства полов и борьбы с дискриминацией.
6. Что такое понятие "андрогиния" и как оно связано с гендерной ролью
Андрогиния - это состояние, когда у человека присутствуют черты как мужского, так и женского типа, что может проявляться во внешности, поведении и социальных ролях. Андрогинные люди могут ощущать себя комфортно как в мужских, так и в женских ролях, не боясь выходить за пределы жестких гендерных стереотипов. Понятие андрогинности обычно связано с уважением и признанием разнообразия в индивидуальных проявлениях полов.
7. Какие вызовы стоят перед людьми, стремящимися выйти за пределы традиционных гендерных ролей
Люди, стремящиеся выйти за пределы традиционных гендерных ролей, могут столкнуться с недопониманием, дискриминацией или даже насилием со стороны окружающих. Они могут испытывать внутренние конфликты и трудности в понимании своей идентичности. Однако, преодолевая эти вызовы, люди могут добиться более глубокого самопонимания, уверенности и радости в жизни, следуя своим убеждениям и страстям.
8. Как важно принимать и уважать гендерные различия в обществе
Принятие и уважение гендерных различий в обществе является важным шагом к созданию более равноправного и гармоничного общества. Признание индивидуальности и уважение прав каждого человека на свой выбор в сфере гендерной идентичности способствует созданию более толерантной и дружественной среды. Принимая гендерные различия, мы открываем двери для взаимопонимания, сотрудничества и равенства между всеми членами общества.
Какие стереотипы гендерных ролей существуют в современном обществе
Все гендерные стереотипы по своей сути разделяются на две большие категории в зависимости от биологического пола — на мужские и женские. В патриархальном обществе гендерные стереотипы определяются бинарным разделением на сферы производства и воспроизводства, а также приватное и публичное.
При этом женщина, ее деятельность и обязанности, полностью относятся к сфере приватного, а именно — воспроизводству и заботе, красоте и принесении эстетического удовольствия мужчинам. Мужская роль подразумевает публичную сферу, в рамках которой мужчина занимается добычей ресурсов, обладает властной позицией. Исходя из подобной точки зрения, все женщины должны быть милыми и проявлять слабость, проводить время с детьми, проявляя собственный материнский инстинкт .
При этом, считается, что каждый мужчина должен быть сильным, властным и настойчивым индивидом, который способен эффективно проявить себя в условиях конкуренции, а также стремящимся достичь высот в различных сферах жизни . Стоит отметить, что подобное разделение многими считается естественным из-за природных и биологических особенностей тела.
Также все гендерные стереотипы могут быть классифицированы по признаку воспроизводства в социуме. К примеру, на наиболее высоком уровне (социальной и гендерной политики) происходит глобальное разделение на мужчин и женщин. В зависимости от необходимости введения определенных мер повышения или снижения рождаемости государство может определять или отказываться от гендерных стереотипов о важности материнства для женщины, а также ее поддержки домашнего хозяйства.
Стоит отметить, что деятельность различных организаций, институтов, муниципальных учреждений — также является источником поддержки стереотипов, которые определяются формальными и неформальными правилами. К примеру, дополнительное распространение гендерных стереотипов происходит на уроках труда в школе , где девочек учат готовить, а мальчиков делать поделки из дерева.
Гендерные стереотипы в современном обществе
Гендерные стереотипы – это устоявшиеся представления о ролях и обязанностях мужчин и женщин в обществе. Они могут быть классифицированы по признаку биологического пола и сферы производства и воспроизводства.
Мужские и женские гендерные стереотипы
Мужские стереотипы включают в себя представления о том, что мужчины должны быть сильными, властными и настойчивыми, а также стремящимися достичь успеха в различных сферах жизни. Они должны быть готовы к конкуренции и иметь способность эффективно себя проявить.
Женские стереотипы, с другой стороны, связаны с представлениями о том, что женщины должны быть милыми, слабыми и заботливыми, а также проявлять свой материнский инстинкт. Они должны заниматься воспроизводством и заботой, а также обеспечивать эстетическое удовольствие мужчин.
Патриархальное разделение
В патриархальном обществе гендерные стереотипы определяются бинарным разделением на сферы производства и воспроизводства, а также приватное и публичное. Женщины и их деятельность относятся к сфере приватного, а мужчины – к публичной.
Классификация гендерных стереотипов
Гендерные стереотипы могут быть классифицированы по признаку воспроизводства в социуме. Например, на высоком уровне (социальной и гендерной политики) происходит глобальное разделение на мужчин и женщин. Государство может определять или отказываться от гендерных стереотипов о важности материнства для женщины и ее поддержки домашнего хозяйства в зависимости от необходимости введения мер по повышению или уменьшению рождаемости.
Каким образом гендерная роль влияет на выбор профессии
Сайтыханова С.В., Саидова К.В., Бакарова Х.З.
Влияния традиций на выбор профессии: гендерный аспект
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Проблема влияний традиций на выбор профессии очень актуальна на сегодняшний день, так как издавна есть профессии, которые считались чисто мужскими профессиями, и чисто женскими. Гендер формируется, определяется обществом как модель женщин и мужчин, определяя их положение и роль в обществе.
Гендер формируется, определяется обществом как модель женщин и мужчин, определяя их положение и роль в обществе. Основу гендерной системы составляет полярность и противопоставление. На мужчин и женщин как бы изначально вешают «ярлыки» и определяют манеру поведения.
Создается так называемое «неравенство полов». Оно берет свое начало и распространяется исходя из традиций, культурных стереотипов, норм и предписаний. Человек с рождения оказывается под давлением гендерной системы. Родители ведут себя по-разному в зависимости от того какого пола родился ребенок: с девочками общаются более ласково и бережно, в отличие от мальчиков. Мальчиков часто обделяют вниманием, воспитывая «настоящего мужчину» .
Помимо биологических отличий между мужчинами и женщинами идет разделение труда. Издавна есть профессии, которые считались чисто мужскими профессиями, и чисто женскими. Мужчина предстает перед семьей как основной добытчик и защитник, а женщина «хранительница домашнего очага».
Традиционно мужскими считаются профессии, такие как слесарь, строитель, механик, каменщики и водители, т.е. профессии, требующие выносливости и силы.Женскими в обществе привыкли видеть какие профессии ка: няни, швеи, парикмахеры-стилисты, дизайнеры, т.е. профессии не требующих особых нагрузок.Профессии врача, юриста, экономиста, повара, педагога характерны для обоих полов .
Цель исследования: проанализировать влияния общества на выбор профессии.
Было проведено анкетирование жителей города Саратова (N=50), 25 мужчин и 25 женщин.
По результатам проведенного опроса, 35 человек считают, что главную роль в семье занимает мужчина, 12 полагают, что главой семьи может быть как мужчина, так и женщина, и это зависит от самой семьи, 3 респондента ответили, что главой семьи должна быть жена.
Основным источником дохода в семье 42 человека называют мужчин, 8 человек полагают, что доход в семью должны приносить оба супруга.
Для женщины главной составляющей ее жизни посчитали карьеру- только 15 респондентов. В то время как большинство определили статус женщины как «хранительницы очага» - 35 человек.
Абсолютно все сошлись во мнении того, что мужчина должен строить свою профессиональную карьеру- 50 человек.
При распределении профессии на «женские» и «мужские» мнения распределились таким образом: женской профессией посчитали профессииучителя, врача, юриста 15 респондентов; профессии домохозяйки, няни- 3 человека: бизнес-леди - 9 человек;профессии косметолога, стилиста, дизайнера – 23 человека.Мужскими профессиями считают бизнесмена, предпринимателя, компьютерщика, руководителя – 23 человека; профессии учителя, врача, юриста15 респондентов; техника, грузчика, инженера – 12 человека.
Таким образом можно сделать вывод, что мужчины часто занимают руководящие роли, женщины выбирают профессии более женственные, где нет физической нагрузки.
Выбор профессии мужчин и женщин зависит от качеств, которые они несут. Женщины по своей натуре более мягкие, ранимые, чем мужчины. Мужчины в свою очередь, более сильные, устойчивые и решительные.
Но, несмотря на то, что стереотипные представления имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественном сознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу для формирования новых норм и правил поведения в современном мире.
Какие изменения происходят в гендерных ролях в последние десятилетия
В современной социологии считают, что гендер служит одним из способов измерения социальных организаций и институтов, которые определяют наши отношения с другими людьми. В то же время гендерный подход означает и различия по параметрам богатства, власти и привилегиям. В настоящее время больше всего подходит определение английского социолога Энтони Г идденса: «Г ендер - это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер - это в первую очередь социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин».
Об изменении культурных парадигм говорит тот факт, что допускается множественность моделей идентичности, самопрогнозирование жизни и возможность выбора своего пути. Такое восприятие мира формирует определенные стратегии адаптации у мужчин и женщин и, в конечном счете, формирует их гендерную роль.
Гендерная роль - форма поведения, которую данное общество считает приемлемым и нормальным для мужчин и женщин. Иными словами, на гендерные роли влияют моральные ценности, социальные установки и представления. Гендерные роли формируются религией, культурой и экономикой. По мнению Оллпорта, эти институты напрямую влияют на формирование социальных установок и стереотипов.
С точки зрения эволюции, историю человечества можно разделить на два периода: первый, когда дарвиновский естественный отбор обеспечивал приспособление человека к изменяющимся условиям и социальным формам образа жизни, и второй, когда естественный отбор перестал поспевать за резко ускорившимся темпом социальных изменений. По- видимому, второй период наступил примерно 20 тыс. лет тому назад, в результате чего человек как биологическое существо оказался «законсервированным» на стадии, соответствующей условиям жизни первобытного племени. Соответственно, биологически в человеке заложены гендерные роли, отвечающие этим условиям:
мужчина - охотник и воин, мужественный, агрессивный, сильный, склонный к риску, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений;
женщина - воспитательница детей, хранительница очага - женственная, сострадающая, заботливая, мягкая.
Вместо медленной биологической эволюции человека стала действовать стремительная социальная эволюция, которая поддерживает доминирование у человека уже как социального существа именно мужских качеств. Поэтому не удивительно, что до сих пор мир жил и продолжает жить по «мужским законам» - по правилам некой соревновательной игры, основными особенностями которой являются: начало и конец, наличие жестких правил, не меняющихся во время игры, в игре есть победители и побежденные.
В настоящее время в мужском мире женщинам, чтобы достичь успеха в сферах, в наибольшей степени определяющих современное развитие общества (политика, бизнес, управление в гражданской и военной сфере), приходится отказываться от своего биологического женского начала и играть по мужским правилам.
Современное общество характеризует смещение гендерных ролей, так как социальные роли и мужчин и женщин существенно изменились, хотя традиционные роли в большей части России еще преобладают. Женщины увеличивают долю своего участия в политике, бизнесе и даже силовых структурах. Количество социальных ролей выполняемых женщиной за ХХ в. увеличилось неоднократно. Мужчины далеко не всегда расширяют свои социальные роли, но перемены коснулись и их. Например, у мужчин существенно расширяется эмоциональное, личностное пространство, которое влечет за собой смягчение идентификационных критериев «настоящего мужчины». «Плачущие мужчины», «мужчины зарабатывающие меньше женщин», «мужчины ухаживающие за детьми» сегодня не вызывают удивления.
Как социальные сети и медиа влияют на формирование гендерной идентичности
Гендерный аспект семейных отношений предполагает анализ далеко не всех проблем, присущих отношениям мужчин и женщин в браке. Этих проблем множество, например: ценность семейно-брачных отношений, удовлетворенность мужчин и женщин браком, сексуальные отношения, развод и его последствия и т.д. Изучение этих проявлений внутрисемейных отношений между мужчинами и женщинами осуществляется в рамках таких дисциплин, как социология семьи, демография, психология семьи (С.И. Голод, Т.А, Гурко, М.С. Мацковский. В.В. Солодников, А.А. Бодалев, В.В. Столин и др.). В рамках гендерного подхода акцент при анализе семейных отношений будет сделан на особенностях семейных ролей мужчин и женщин, будут рассмотрены вопросы, касающиеся ролевых ожиданий и поведения в семье, принятия семейных решений и супружеской власти. Наша задача - проследить влияние гендерных стереотипов закрепления семейных ролей в соответствии с полом на личностную самореализацию и психологическое самочувствие мужчин и женщин.
Содержание ролей мужчины и женщины в браке определяется историческим и культурным контекстом.
Кратко рассмотрим особенности гендерных ролей в семье в различные периоды развития нашей страны, а затем обратимся к анализу современной ситуации.
В дореволюционной (1917г.) России на большей части ее территории преобладали патриархальные отношения. Наиболее зависимым от мужчины было положение женщины в среднеазиатском регионе у мусульман. Для славянского населения России, Украины и Белоруссии нормы взаимоотношений мужчин и женщин восходили к постулатам православия, которое признавало положение мужчин главенствующим. В далеком прошлом взаимоотношения супругов регламентировались достаточно четко. В памятнике литературы Древней Руси "Домострое" (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены, принципы воспитания детей, отношения между поколениями. Примечательно, что моральные нормы были едиными для обоих супругов и соответствовали христианским заповедям. Сферы деятельности строго распределялись: муж - глава, он вправе поучать свою жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Очевидно, однако, что реальное поведение супругов часто отличалось от того, как им предписывалось себя вести. В русских семьях, как свидетельствуют произведения народного творчества, женщины нередко имели на мужа сильное влияние и фактически управляли семейной жизнью.
Каким образом гендерная роль может влиять на отношения в семье
В мужском коллективе женщины часто сталкиваются с сексизмом или даже проявлением насилия в свой адрес. Как следствие, они могут годами выслушивать деструктивную критику и не иметь возможности карьерного роста. Эксперт в сфере SMM и личного бренда Поли Гаан дала практические рекомендации читательницам Wday, как бороться со стереотипами на работе.
«Липкий пол»
Нередко женщины десятилетиями остаются на начальных позициях, а их коллеги-мужчины неустанно поднимаются по карьерной лестнице. Такое явление называется «липкий пол». Например, в сфере обслуживания лишь 50% женщин могут получить повышение в течении всей жизни.
Исток подобной установки — гендерные стереотипы. Столетиями считалось, что женщина — «хранительница домашнего очага», а ее обязанности — исключительно стирать, убирать и готовить. Однако времена меняются, в отличие от мышления некоторых работодателей и общества в целом.
Шутки шутками
До сих пор в некоторых компаниях можно услышать унизительные шутки про «слабый пол» или «женскую сущность». Однако это не просто безобидные слова, а самая настоящая мизогиния. Рассмотрим, какое влияние она оказывает на карьерный рост женщины.
Эйджизм — суждение о «пригодности» к работе по возрасту. Женщины старшего поколения сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, так как считаются «слишком старыми».
Мэнсплейнинг — термин, описывающий мужскую манеру объяснять женщинам серьезные вещи на примитивном уровне. При этом нередки случаи, когда объясняющий некомпетентен в вопросе, но спорит с женщиной-экспертом.
Лукизм — привычка судить по обложке. Работодатель ссылается исключительно на внешность девушки при приеме на работу, полностью обесценивая ее профессиональные навыки.
Газлайтинг — завуалированная форма насилия, при которой женщину пытаются убедить в ее неадекватности. Например, начальник мог пообещать повышение, но его в итоге получает другой сотрудник. В ответ на справедливые претензии сотрудницы босс отвечает: «Я такого не говорил» или «Вам показалось».
Нельзя закрывать глаза
Конечно, борьба с предрассудками должна вестись на государственном уровне — в виде внесения поправок в законы. Однако в ближайшем будущем изменений пока ждать не стоит. И сейчас лучше отстаивать свои права самостоятельно. Вот несколько советов, как противостоять унизительному отношению коллег и начальства.
1.Докажите, что вы можете
Сталкиваясь с сексизмом, порой хочется ответить тем же. Вот только раздоры на рабочем месте не решат проблему, а только укрепят стереотипы в отношении вас. Лучшее решение — доказать делом, что вы способны на большее. Показывайте свои профессиональные навыки, не боясь осуждения.
2.Отстаивайте свои права
Нередко унижения могут быть скрыты, и идти под соусом заботы. Например, коллеги не говорят вам важные рабочие моменты потому, что «это может вас расстроить» или «такое не обсуждают при женщине». В этом случае лучше показать, что вы тоже имеете право знать всю информацию наравне с другими. Не поощряйте подобное отношение, боритесь с ним.
3.Не бойтесь обращаться за помощью
В Конституции есть ряд законов, благодаря которым можно выиграть судебные слушания и отстоять право работать даже на «запрещенной» для женщины специальности. К тому же в России имеются целые организации, помогающие решать вопросы с гендерными предубеждениями во время приема на работу. Например, Центр социально-трудовых прав в Москве.
4.Действуйте на опережение
Лучшая защита — нападение. Поэтому, как только вы оказываетесь на новом месте работы, важно правильно себя преподнести.
5.Обозначьте свои границы
Расскажите, как с вами можно, а как нельзя общаться. Дайте понять, что отрицательно относитесь к флирту и «грязным» намекам, а также оскорблениям и неприемлемым шуткам в свой адрес. При любом действии, которое вам неприятно, твердо, но тактично сообщайте об этом.
6.Сдерживайте эмоции
Особенно тяжело, когда, несмотря на множество предупреждений, коллеги-мужчины все-таки переходят ваши границы . В этом случае вряд ли удастся добиться расположения обиженным лицом или слезами. Лучше игнорировать деструктивные фразы и не воспринимать их на свой счет.
7.Не берите лишних обязанностей
В мужском коллективе зачастую принято делить обязанности на «женские» и «не женские». Например, к первым относят организацию банкетов, уборку или коронное: «Сделай кофе». Помните: в современном мире все равны, исключений нет.
Какие меры можно предпринять для борьбы со стереотипами гендерных ролей
В настоящее время приобретают важность и значимость вопросы полового воспитания именно в школе, поскольку в современной школе отсутствует половая дифференциация в обучении. Социальная стратегия государства предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: экономику, культуру, образование, политику.
Введение
1. Гендерный подход в системе образования.
2. Условные гендерные различия мальчиков и девочек.
3. Приемы и методы работы на уроках.
Заключение.
Введение
Одной из важнейших задач современной педагогики является внимание к личности учащегося. Еще Н.Н. Куинджи говорил, что «нормальная личность формируется на базе конкретной половой принадлежности».
В современных условиях проблема формирования личности не может рассматриваться без изучения половых особенностей ребенка, поскольку это биосоциокультурные характеристики.
В настоящее время приобретают важность и значимость вопросы полового воспитания именно в школе, поскольку в современной школе отсутствует половая дифференциация в обучении. Социальная стратегия государства предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: экономику, культуру, образование, политику. Организация Объединенных Наций определила одну из главных проблем XXI века проблему гендерных отношений. Рекомендации по изучению гендерных отношений были даны в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 года «Об освещении гендерных вопросов в системе образования».
В процессе обучения, воспитания и взаимодействия с окружающей средой создаются условия для эффективного развития и самореализации личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем. В процессе обучения и воспитания происходит социализация ребенка.
Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для
максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек,
что требует не просто изменения, но разработки новых способов обучения.
Каково значение обучения гендерной толерантности в образовании
Гендерные стереотипы – это предрассудки и ожидания, связанные с определенными ролями и поведением, которые общество накладывает на мужчин и женщин. Они определяют, какими должны быть мужчины и женщины, какие качества и характеристики им присущи.
Гендерные стереотипы формируются и поддерживаются в обществе через различные каналы, такие как семья, образование, СМИ и культура. Они могут быть положительными или отрицательными, и часто ограничивают свободу и самовыражение индивидов.
Примеры гендерных стереотипов включают представление о том, что мужчины должны быть сильными, агрессивными и успешными в карьере, в то время как женщины должны быть нежными, заботливыми и заниматься домашними делами. Эти стереотипы могут оказывать давление на людей, чтобы они соответствовали этим ожиданиям, даже если это не соответствует их собственным желаниям и способностям.
Гендерные стереотипы могут иметь негативные последствия для индивидов и общества в целом. Они могут приводить к дискриминации, неравенству и ограниченным возможностям для людей, которые не соответствуют стереотипам своего пола. Они также могут ограничивать развитие личности и самовыражение, а также влиять на выбор профессии и карьеры.
Преодоление гендерных стереотипов требует осознания и осмысления этих предрассудков, а также активного противодействия им. Это может включать образовательные программы, которые расширяют представления о гендере и ролевых ожиданиях, а также создание равных возможностей и поддержки для всех людей, независимо от их пола.
Как гендерные роли могут влиять на психологическое состояние человека
Цель 5: «Гендерное равенство» (Goal 5: Gender Equality) — одна из 17 целей в области устойчивого развития, установленных ООН на период до 2030 года. Полное название: «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» (Achieve gender equality and empower all women and girls).
Задачи, к решению которых призывает ООН для достижения цели:
1
Повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении всех женщин и девочек.
2
Ликвидировать все формы насилия в отношении всех женщин и девочек в публичной и частной сферах, включая торговлю людьми и сексуальную и иные формы эксплуатации.
3
Ликвидировать такие практики, как детские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах.
4
Признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства, предоставляя коммунальные услуги, инфраструктуру и системы социальной защиты и поощряя принцип общей ответственности в ведении хозяйства и в семье, с учетом национальных условий.
5
Обеспечить всестороннее и реальное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни.
6
Обеспечить всеобщий доступ к услугам в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья и к реализации репродуктивных прав в соответствии с Программой действий Международной конференции по народонаселению и развитию , Пекинской платформой действий и итоговыми документами конференций по рассмотрению хода их выполнения.
Факты о гендерном равенстве
Гендерное равенство — это одно из основных прав человека и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития. Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений способствует достижению устойчивости экономики.
В современном обществе глубоко укоренилась практика дискриминации по признаку пола. Зачастую она является результатом патриархальных взглядов и связанных с ними социальных норм. Первоочередной мерой обеспечения гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин и девочек, ООН называет укрепление нормативно-правовой базы: законодательства многих стран нуждаются в существенной доработке либо радикальных реформах.
Каждая пятая женщина в возрасте от 15 до 49 лет испытывает физическое или сексуальное насилие хотя бы раз в жизни. При этом 19% женщин этой возрастной категории как минимум раз за последний год подвергались физическому или сексуальному насилию со стороны своего интимного партнера.
Физическое насилие — одна из главных причин смерти или инвалидности женщин репродуктивного возраста. Из 87 тыс. убитых в 2017 году женщин более половины (50 тыс.) погибли от рук супруга, партнера или другого члена семьи. В результате домашнего насилия со стороны близких каждый час гибнут шесть женщин. При этом в 49 странах мира нет законодательства, запрещающего домашнее насилие.
Лишь немногим более половины (52%) женщин в возрасте от 15 до 49 лет, состоящих в браке или сожительстве, самостоятельно принимают решения о вступлении в сексуальные отношения, использовании контрацептивов и получении медицинских услуг.
Женщины и девочки составляют 71% всех жертв торговли людьми. Три четверти из них подвергаются сексуальной эксплуатации.
В 30 странах распространены калечащие операции на женских половых органах: такой процедуре подвергается каждая третья жительница этих государств в возрасте от 15 до 19 лет.
Согласно статистике ООН, около 750 млн женщин и девочек вступили в брак до достижения 18-летнего возраста, а 200 млн подверглись калечащим операциям на половых органах.
В 18 странах муж может официально запретить жене работать, в 39 — мужчины и женщины имеют разные права на наследство. При этом лишь 13% всех женщин в мире имеет права на землю.
В глобальном масштабе женщины активно участвуют в политической жизни как на внутригосударственном, так и на международном уровнях, однако на их долю приходится лишь 23,7% мест в государственных парламентах, что не отвечает принципу гендерного паритета.