Исследование методики субъективного благополучия М.В. Соколовой: ключевые аспекты и результаты
- Исследование методики субъективного благополучия М.В. Соколовой: ключевые аспекты и результаты
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные показатели включает в себя методика субъективного благополучия М.В. Соколовой
- Какие методы применяются для сбора данных при использовании этой методики
- Как категоризируются результаты измерения субъективного благополучия по методике М.В. Соколовой
- Какова основная цель использования этой методики в исследованиях
- Как Заказчиками с определенными проблемами начинать изучать вопрос
- Какой период рассматривает изучение этого вопроса
- Каковы основные преимущества этой методики по сравнению с другими подходами к измерению благополучия
Исследование методики субъективного благополучия М.В. Соколовой: ключевые аспекты и результаты
Цель исследования — определение типов структур взаимосвязей между самооценками внешнего облика (ВО), его привлекательности, удовлетворенности, обеспокоенности им и самооценками субъективного благополучия (СБ), его составляющих. Выявлялись структуры взаимосвязей между самооценками ВО и СБ при включении в факторный анализ социально-демографических характеристик. В исследовании приняли участие 188 человек (65% женщин) в возрасте от 18 до 45 лет; 85% участников исследования относятся к категории «молодые» (18—35 лет), Мвозраста=26,6; 57% имеют неполное высшее или высшее образование; 56% считают, что они «скорее бедные, чем богатые». Перечисленные социально-демографические характеристики участников исследования учитывались в процессе решения сформулированных задач. Методики: 1) социально-демографический опросник; 2) опросник «Самооценки внешнего облика», разработанный В.А. Лабунской; 3) шкала «Субъективное благополучие» в адаптации В.М. Соколовой; 4) анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность», разработанная Е.В. Капитановой, В.А. Лабунской. Математические процедуры: описательные статистики, частотный, факторный, многомерный дисперсионный анализ— МАNOVA(IBM SPPS Statistic 23.0). Результаты: социально-демографические характеристики, объединяясь по-разному с тремя типами факторов, изменяют их объяснительную силу, образуют, исходя из величины факторного веса, иные взаимосвязи между самооценками ВО и самооценками СБ, формируют совокупные факторы: «Самооценки ВО, образование, экономический статус», «Самооценка субъективного благополучия», «Социально-демографические характеристики, удовлетворенность, обеспокоенность ВО», которые не исключают автономию самооценок ВО и самооценок СБ.
Связанные вопросы и ответы:
1. Чем отличается методика субъективного благополучия от других методик изучения качества жизни
Методика субъективного благополучия фокусируется на внутреннем состоянии человека, его эмоциях, мыслях и удовлетворенности жизнью, в то время как другие методики могут оценивать внешние факторы, такие как достаток или условия проживания.
2. Каким образом происходит измерение субъективного благополучия в методике М.В. Соколовой
В методике М.В. Соколовой измерение субъективного благополучия осуществляется с помощью опросника, содержащего вопросы о различных аспектах жизни человека, таких как удовлетворенность собой, отношениями, работой и др.
3. Какие основные компоненты включает в себя методика субъективного благополучия
Основными компонентами методики субъективного благополучия являются эмоциональная удовлетворенность, уровень жизненной удовлетворенности, самооценка, ценностные установки и общее благополучие человека.
4. Какие преимущества предоставляет изучение субъективного благополучия по методике М.В. Соколовой
Изучение субъективного благополучия по методике М.В. Соколовой позволяет получить более глубокое понимание внутреннего мира человека, его потребностей и жизненного качества, что важно для формирования полноценного и счастливого образа жизни.
5. Какие ограничения могут быть связаны с использованием методики субъективного благополучия
Одним из ограничений использования методики субъективного благополучия может быть субъективный характер самой оценки, так как восприятие благополучия может различаться у разных людей.
6. Какие инструменты помогают проводить анализ данных в методике субъективного благополучия
Для проведения анализа данных в методике субъективного благополучия часто используются статистические методы, методы корреляционного анализа, факторного анализа и другие инструменты оценки.
7. Как можно применить результаты изучения субъективного благополучия в повседневной жизни
Результаты изучения субъективного благополучия могут быть использованы для понимания своих сильных и слабых сторон, выявления целей и приоритетов, а также для развития своей личности и повышения общего уровня благополучия.
8. Как важно изучение субъективного благополучия для психологии и самосознания
Изучение субъективного благополучия имеет важное значение для психологии, так как позволяет лучше понять мотивы и потребности человека, его уровень удовлетворенности собой и своей жизнью, что важно для формирования психологического комфорта и самосознания.
Какие основные показатели включает в себя методика субъективного благополучия М.В. Соколовой
Термин "субъективное благополучие", широко используемый в зарубежной психологической литературе, сравнительно новый, но проблема субъективного благополучия имеет глубокие исторические корни . Оценка человеком своей жизни, его эмоциональное отношение к ней являлись темой многих философских работ, в которых употреблялся преимущественно термин "счастье". В современных работах на эту тему также широко используются понятия "счастье", "удовлетворение", "позитивные эмоции" и т.п., однако понятие "субъективного благополучие" нам представляется психологически более точным.
Проблема СБ рассматривается современными исследователями как в практическом так и в теоретическом планах. Ряд работ посвящены измерению и концептуализации субъективного благополучия, создаются различные методики для оценки как общего субъективного благополучия так и отдельных его компонентов. Во многих исследованиях изучаются демографические и другие внешние корреляты СБ. В; нашей стране проблема субъективного благополучия почти не исследуется в научных работах . Практически не имеется проверенных диагностических методик для измерения СБ. Вместе с тем, скрининговый инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия может быть полезен широкому кругу психологов как в практической, так и в исследовательской деятельности.
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Определение субъективного благополучия
Определение субъективного благополучия, содержащееся в работах различных авторов можно сгруппировать в три категории:
1. Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная "правильная"жизнь.Такиеопределенияполучилиназваниенормативных.В соответствии с ними, человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социальножелательнымикачествами;критериемблагополучияявляетсясистема ценностей, примятая в данной культуре.
2.Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенностью жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью. Благополучие является глобальной оценкой качества жизни человека в соответствии с его собственными критериями. Это определение подразумевает, что благополучие - это гармоничное удовлетворение желаний и стремлений человека.
3. Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья, как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.
Какие методы применяются для сбора данных при использовании этой методики
При изучении политических процессов для сбора информации используется весь методический арсенал социологической науки: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент, социометрические методы. Они детально описаны в социологической литературе, поэтому мы не будем останавливаться на их подробном рассмотрении, а попытаемся понять, в каких случаях тот или иной метод наиболее адекватен целям исследования политических процессов.
Анкетные опросы и интервью - наиболее распространенный инструмент сбора информации при изучении электорального поведения, общественного мнения или ценностных ориентаций. Исследования подобного рода часто называют зондажом общественного мнения . Основным принципом использования опросных методов является применение выборочной модели, на основе анализе которой можно сделать выводы о господствующих настроениях всего населения.
Широкое распространение эти методы получили в 1930-е гг. благодаря деятельности Дж. Гэллапа . По мнению экспертов, проведенное им в 1932 г. исследование, явилось фактически первым в истории примером научного политического анализа с применением результатов опроса. Тогда Дж. Гэллап предсказал победу своей тещи Олы Бэбкок Миллер в борьбе на выборах в администрацию штата Айовы. Дж. Гэллап привлек к себе повышенное внимание прессы и общественности в 1936 г., когда за 5 месяцев до выборов президента США спрогнозировал победу Ф. Рузвельта в противовес прогнозу журнала «Литерари Дайджест». Мало кому известный аналитик выступил с критикой популярного издания за неверную процедуру отбора респондентов. Дальнейшее развитие событий полностью подтвердило прогноз Дж. Гэллапа, сделанный им на основе собственного выборочного исследования, в ходе которого было разослано всего 3000 почтовых карточек. Этот успех и вся фабула событий вокруг выборов сделали Дж. Гэллапа фигурой общенационального масштаба. Его фамилия стала известной в каждом доме, а успешное прогнозирование исхода президентских выборов, доказало преимущество нового подхода к изучению электорального поведения. И это, в свою очередь, стало отправной точкой для кардинального пересмотра существовавшей в ту пору практики проведения социологических опросов населения.
Как категоризируются результаты измерения субъективного благополучия по методике М.В. Соколовой
1 Направленость проективных методов, цели и задачи
2 Классификация проективных методов
1 В последнее время все большее распространение получает проективная психодиагностика. Суть проективной техники состоит в том, что обследуемый помещается в ситуацию, на которую он реагирует, прежде всего, в зависимости от личного смысла этой ситуации, от собственного видения сложившейся обстановки, от своего психического состояния, прошлого жизненного опыта, доминирующего мотива. Цель: Уникальность проективных методик обусловлена главным образом возможностью изучать целостную личность, включая неосознаваемые механизмы поведения, поступков и действий, а также вытесняемые из сферы сознания, но, тем не менее, присутствующие, социально не приемлемые личностью свойства, мотивы, внутриличностные и межличностные конфликты .
Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т. е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.
Одним из новых направлений проективной психодиагностики является психогеометрическое тестирование, предшественниками которого были:
1. Тест трёхмерной апперцепции (1947г., Д. Твидгел-Аллен);
2. Тест разработки символа (1950г., Д. Кроут);
3. Рисуночный тест Вартегта (1953г.);
4. Тест символической аранжировки (1955г., Т. Канн).
Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ассоциаций. Но целью экспериментов этих ученых, было изучение характера и темпа реакций на слова-стимулы; основанные на иных принципах и имеющие другую цель, нежели ассоциативный эксперимент, эти опыты, не имели ничего общего с проективными методами исследования личности, за исключением, разве что, внешнего сходства. Многие полагают, что первым проективным тестом в привычном смысле этого слова был метод свободных ассоциаций К.Г. Юнга: "Именно Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности". Отобрав слова-раздражители, могущие иметь, по его мнению, аффектогенное значение, Юнг, сообразно принципам основанной им научной школы, анализировал ответы испытуемого относительно времени реакции на них, а также подвергал последующей интерпретации формальную сторону ответов.
Какова основная цель использования этой методики в исследованиях
В идеальном мире работа над задачей происходит так:
Но в реальности клиент не принимает задачу, потому что исполнитель что-то сделал не так. Исполнитель переделывает, клиент снова недоволен, снова переделка и так пока клиент и исполнитель не придут к компромиссу или не разругаются. Так происходит из-за того, что клиент и исполнитель по-разному смотрят на задачу:
- чаще всего, клиент слабо вдаётся в подробности (а если вдаётся, говорит о том, что хочет, но не о том, какую проблему нужно решить);
- даже если клиент даст исполнителю самое подробное ТЗ на свете, тот всё равно может всё понять по-своему (но не потому что дурак, а потом что все люди разные).
У меня так часто бывает дома. Например, жена просит на обратном пути с работы купить йогурт. Я приношу питьевую Активию, и она недовольна — ей-то нужен был йогурт в стаканчике, чтобы заправить салат. В результате мы оба расстроены и битый час друг с другом не разговариваем. Проблема и в ней, как в клиенте (недостаточно чётко объяснила, какой йогурт нужно купить), но по большей части во мне, как исполнителе — я не задал уточняющие вопросы, не разобрался в задаче. И если в семейной жизни можно сказать клиенту, что это она виновата — плохо объяснила, — то на работе виноват в такой ситуации всегда исполнитель.
Исполнитель всегда должен понимать задачу.
Единственный способ исполнителю удостовериться, что он правильно всё понял — задать клиенту вопросы и озвучить (или написать) своё понимание. Если клиент подтвердит, можно смело приступать к работе.
Вопросы для понимания задачи помогут не только исполнителю, но и клиенту понять, что именно нужно сделать, чтобы решить проблему. Возможно, моей жене для заправки салата лучше подошёл бы не йогурт, а специальная смесь. Если бы я спросил у неё, для чего ей йогурт, смог бы решить проблему, а не просто выполнить задачу.
Как ты уже понял, клиентом и исполнителем может быть вообще кто угодно. Учитель, задающий ученику домашнее задание; сотрудник пиццерии, делающий пиццу «Пепперони» без пепперони и сыра по просьбе покупателя; компания, заказавшая у веб-студии сайт; жена, отправившая мужа в магазин за хлебом; отец, попросивший дочь пропылесосить ковёр — это всё отношения «клиент-исполнитель».
Как Заказчиками с определенными проблемами начинать изучать вопрос
Независимо от того, в какой области наук Вы намерены проводить исследование , если Вам подходит данная методика, то для ее реализации достаточно следовать следующему алгоритму:
- Сбор и обработка информации в рамках выбранной темы. Здесь важно изначально определить, на протяжении какого периода времени автор планирует изучать проблему (например, за последние 3-5 лет или более ранний период);
- Выборка наиболее важных данных для подтверждения или опровержения гипотезы. На этой стадии исследователю предстоит колоссальная работа: изучить все найденные материалы , выделить наиболее важные и подходящие моменты, тщательно перепроверить первоисточники (чтобы убедиться в их достоверности и обоснованности, надежности), распределить материалы по эпохам (датам) для дальнейшего сравнения.
- Анализ данных . Здесь важно распределить информацию по смысловым и временным блокам, сопоставить данные для получения картины относительно изучаемого вопроса: что и когда происходило, как это повлияло на объект исследования, как развивалась проблема, какие пути решения выдвигались и опробовались, результаты (последствия) и пр.
- Разработка рекомендаций по решению проблемы современными способами с учетом опыта прошлых лет.
Реализация исторического метода при выполнении курсовых, дипломных и научных работ сводится к нескольким простым действиям:
- Выбор темы и конкретизация проблемы , цели и задач, предмета и объекта;
- Сбор информации об изучаемом явлении на современном и более раннем этапах;
- Систематизация данных по времени и смыслу;
- Сравнение материалов , определение сходств/отличий, достоинств/недостатков, пути решений;
- Разработка кардинально новых или модернизация старых мер для устранения или смягчения проблемы.
Какой период рассматривает изучение этого вопроса
Субъективный подход как новая альтернатива традиционному объективному определению благосостояния и благополучия получил популярность значительно позднее. Концепция основывается на мнении, что только сам человек может определить уровень своего благосостояния - беден он или богат. Многие экономисты, признавая теоретическую важность концепта субъективного благополучия для объяснения и прогнозирования экономического поведения человека, без энтузиазма восприняли идею включения в понятийную систему науки субъективных измерений различий между людьми в уровне материального благосостояния", прежде всего по причине отсутствия теоретической четкости в определении понятий счастья, благополучия и благосостояния (Schwarze, 2008). Несмотря на то, что Ван Прааг убедительно показал, что субъективные измерения вполне сопоставимы по точности с традиционными методами, они по прежнему не применяются в теории благосостояния (van Praag, 1971,1981,1991).
Наиболее серьезные противоречия между теми, кто поддерживает использование субъективных оценок, и их критиками заключались в методологии измерения индивидуальных предпочтений. Современные неоклассические измерения благополучия опираются на понятие «реальные (проявляемые в поведении) предпочтения». Согласно им только наблюдаемое поведение может быть подвергнуто измерению, в отличие от субъективных показателей, которые опираются на «вербальные предпочтения» или отдельные суждения. Представители экономического мейнстрима заявляют, что модели, основанные на субъективных измерениях, не объясняют индивидуальных решений (см.: Hartog, 1988; Watts, 1985).
Сторонники нового подхода утверждают, что привлечение субъективных переменных в целях измерения не обязательно предполагает их точные научные дефиниции (Ferrer-i-Carbonell, 2005). Наоборот, использование ответов на вопросы не требует четкости в определении значения благополучия и благосостояния, поскольку отвечающий определяет это сам. На этом основании считают, что субъективные оценки могут быть адекватным инструментом измерения благосостояния и благополучия, их широкое применение является современным трендом при измерении экономического благополучия в экономической науке.
Методология субъективных измерений благополучия и экономического благосостояния в настоящее время является единой. Традиционным способом выступает самоотчет, в котором респондент
* Субъективные оценки индивидуального благополучия редко используются экономистами. Однако субъективный подход, разработанный впервые Ван Праагом (1968), получил некоторую популярность в эмпирических измерениях благосостояния.
сообщает о своей удовлетворенности жизнью, частоте приятных или неприятных переживаний. Психологи стали измерять благосостояние отдельного человека с помощью субъективных самоотчетов с конца 1960-х годов, начиная с работ X. Кантрила (1965), У. Уилсона (1967) и Брэдберна (1969) (Kahneman et al., 1999). В последнее время значительное число исследований, в которых используются субъективные оценки благосостояния, благополучия и удовлетворенности в различных областях жизни, проведено также экономистами.
Важным этапом в развитии методологии измерений экономического благополучия стало признание большинством ученых (прежде всего экономистов) того факта, что благополучие (и его аналог в экономической науке - полезность) является субъективным понятием. С этого момента пришло понимание, что субъективные оценки являются наилучшим инструментом для его измерения. По мнению Динера и соавторов, лучше всего судить о собственном благополучии самим людям, и поэтому субъективные измерения представляются наиболее подходящими для этой цели (Diener et al., 1997). Весомым аргументом в пользу этой точки зрения явилась высокая эмпирическая согласованность результатов большинства исследований, использующих субъективные оценки для измерения индивидуального благосостояния, что продемонстрировало значимость и надежность этих методов. Сопоставимость результатов субъективных измерений, их гибкость и более низкая стоимость, а также их психологическое значение свидетельствовали о большом преимуществе таких приемов как в рамках анализа экономического благополучия или неблагополучия, так и в оценке счастья человека.
Каковы основные преимущества этой методики по сравнению с другими подходами к измерению благополучия
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.