Исследование гендерных различий в психологии: проблемы и перспективы

Содержание
  1. Исследование гендерных различий в психологии: проблемы и перспективы
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какие основные различия между мужчинами и женщинами выделяются в современной психологии
  4. Какие факторы влияют на формирование гендерных стереотипов
  5. Каковы последствия для психологического здоровья людей, которые не соответствуют традиционным гендерным ролям
  6. Какие методы исследования используются для изучения гендерных различий в психологии
  7. Как социокультурные нормы и ценности влияют на восприятие гендерных различий в различных культурах
  8. Какие вызовы ставит перед психологией изучение гендерных различий в эпоху глобализации
  9. Какова роль семьи, образования и средств массовой информации в формировании гендерных стереотипов
  10. Какие тенденции в изучении гендерных различий прослеживаются в последние десятилетия

Исследование гендерных различий в психологии: проблемы и перспективы

Таким образом, на основании приведенных выше данных можно сделать следующие выводы.

1. гендерные исследования стали неотъемлемой частью психологической науки. гендерная проблематика стала вычле няться в разных областях психологии — при изучении когни тивной и эмоциональной сфер, межличностных взаимодействий, идентификации и социализации, а также механизмов, на основе которых строятся социальные отношения.

2. Методологические основания гендерных исследований, с определенной долей условности, могут быть разделены на две группы. К одной из них примыкают все так называемые пози тивистские — биологически или социобиологически ориентиро ванные теории, делающие акцент на биологической детерминанте

м Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной теории / Сост. Гапова Е., Усманова А. Минск: Прорилеи, 2000. С. 218-235.

70 Гапова е., Усманова а. Предисловие // Антология гендерной теории / Сост. Гапова е., Усманова а. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-11.

71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.

72 Синельников а. Паника. Террор. Кризис. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования. 1998, №1. С. 211-227.

345

и чаще использующих термин «пол». Другую группу составляют альтернативные, феминистские — социально и культурно ориентированные теории, использующие термин «гендер», понимаемый как социальный и психологический пол, и считающие социум и культуру источником его формирования.

    Теории, входящие в указанные группы, используют в своих исследованиях и различные методы. В первой из этих групп в основном используются количественные методы — психометрические и тестовые; во второй — качественные: изучение случая ( case study ), анализ нарратива, анализ дискурса и другие.

    Появилась особая отрасль психологии — феминистская психология. Предметом своего изучения она сделала женщин как таковых, те сходства и различия, которые могут быть выявлены на основании исследования разных групп женщин (разных рас и культур, разной степени соматического и психического здоровья, разной сексуальной ориентации и т. д.). В качестве одной из главных задач феминистской психологии была названа задача изменения патриархатных гендерных стереотипов и положения женщин в обществе.

    Все указанные проблемы, направления, отрасли исследования, методология и конкретные методики, имеющие по преимуществу западное происхождение, требуют адекватной адаптации к отечественной психологии и системе ее преподавания в высшей школе.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие гендерные стереотипы существуют в современной психологии

В современной психологии существует множество гендерных стереотипов, например, мужчины чаще ассоциируются с агрессией и решительностью, в то время как женщины - с заботой и эмоциональностью. Эти стереотипы могут влиять на поведение и ожидания людей по отношению к себе и другим.

2. Какие проблемы могут возникнуть из-за гендерных различий в психологии

Гендерные различия в психологии могут привести к дискриминации, ущемлению прав и возможностей определенной группы людей. Также это может привести к недоверию в профессиональные способности на основе гендерных предположений, а не реальных навыков и знаний.

3. Какие исследования проводятся в сфере гендерных различий в психологии

В сфере гендерных различий в психологии проводятся исследования, направленные на изучение влияния гендерных стереотипов на развитие личности, поведение и межличностные отношения. Также изучается влияние социокультурных факторов на формирование гендерной идентичности.

4. Какие методики используются для изучения гендерных различий в психологии

Для изучения гендерных различий в психологии используются различные методики, включая опросники, эксперименты, наблюдения и анализ когнитивных процессов. Также применяются инструменты для измерения стереотипов и предвзятости по отношению к гендерным группам.

5. Какие изменения в обществе могут помочь сократить гендерные различия в психологии

Для сокращения гендерных различий в психологии необходимо проводить просветительскую работу, направленную на преодоление стереотипов и предвзятости. Также важно создавать равные возможности для мужчин и женщин в образовании, трудоустройстве и общественной жизни.

6. Какие проблемы можно выделить по отношению к женщинам в современной психологии

Одной из проблем по отношению к женщинам в современной психологии является недооценка их способностей и потенциала из-за гендерных стереотипов. Также женщины могут сталкиваться с дискриминацией при трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице.

7. Какие аспекты мужской психологии часто игнорируются в исследованиях гендерных различий

В исследованиях гендерных различий часто игнорируются аспекты мужской психологии, такие как эмоциональная уязвимость, депрессия, проблемы в межличностных отношениях. Мужчинам также может быть сложнее обращаться за помощью в случае психологических проблем из-за стереотипов о мужественности.

8. Какие вызовы стоят перед психологией в решении проблем гендерных различий

Психология сталкивается с вызовом преодоления гендерных стереотипов и предвзятости как в своей собственной дисциплине, так и в обществе в целом. Также важно развивать методики работы с людьми, чтобы помочь им преодолеть внутренние конфликты, связанные с гендерными различиями.

Какие основные различия между мужчинами и женщинами выделяются в современной психологии

Любовные отношения мужчины и женщины — это фейерверк чувств и эмоций, и, казалось бы, что именно в это время их ощущения должны быть одинаковыми. Они счастливы, им хочется летать и всем рассказывать о своих чувствах. На самом деле и к любовным делам противоположные полы относятся по-разному. Женщины, чаще всего, любой роман воспринимают серьезно и пытаются в голове прокрутить возможное развитие отношений, которое, конечно же, на их взгляд, должно быть безоблачным и счастливым. Мужчина легко может вступить в связь ради развлечения, флирта и просто для того, чтобы сделать свою жизнь более яркой и эмоциональной. Немного обидно, но подобное поведение считается нормальным только для представителей сильной стати. А вот девушек, которые осмеливаются вести себя подобным образом, сразу же именуют женщинами-вамп.

Чтобы разобраться в отличиях психологии мужчины и женщины, в течение пятнадцати лет антропологи разных стран, проводили наблюдения. Их выводы можно назвать настоящей сенсацией: подсознательно женщины запрограммированы раз в четыре года разрушать отношения с представителем противоположного пола.

Эту особенность можно объяснить и тем, что влюбленность вызывается химическими реакциями, которые происходят в клетках коры головного мозга. Влияние «гормона любви», длится не больше трех лет. Этого времени хватает на то, чтобы девушка вышла замуж и родила ребёнка. В случае, когда дальше все идет по накатанной, не появляется новых чувств и эмоций, начинаются ссоры и конфликты. Если в это время не уделить ей должного внимания, не попытаться внести в развитие отношений новые краски и ощущения, женщина превратится в сварливую и постоянно чем-то недовольную жену.

Какие факторы влияют на формирование гендерных стереотипов

Я абсолютно точно знаю, что каждый, абсолютно каждый человек на планете Земля не один и даже не два раза слышал что-то вроде «настоящая женщина должна», «настоящий мужчина должен». Каждый человек, видя впереди кого-то с длинными волосами, скорее всего, решит, что это женщина, и наоборот. Нередко меня из-за короткой стрижки и широких плеч называли «молодым человеком», а потом «ой, извините, у вас просто волосы короткие, вот мне и показалось». Девочкам в роддоме повязывают розовую ленту, мальчикам – голубую. Девочек называют «хранительницами очага», мальчиков – «защитниками и добытчиками». В физическое развитие мальчиков вкладываются больше, чем в физическое развитие девочек, а девочек чаще отдают на танцы или в музыкальную школу. Математику называют мужской наукой, а искусство, литературу чаще считают более понятными для женщин. Все это – гендерные стереотипы, вернее, их продолжение.

Почему-то в обществе считается, что пол определяет человека как личность в некоторых вопросах, а на самом деле детей воспитывают тем или иным образом в зависимости от пола, и в результате получаются похожие друг на друга девочки и похожие друг на друга мальчики. Они все еще остаются разными, но многие моменты искусственно подогнаны под определенные рамки учителями, родителями, рекламой и книгами. Существует такое понятие, как «гендерная социализация» – социализация в зависимости от пола. То есть то, как ребенка воспитывают, основываясь на его поле. Штука очень нехорошая. Еще бы – детей с раннего детства воспитывают, говоря что-то вроде «ты девочка, поэтому надень розовое платье с рюшечками и не смей играть в войнушку». Это очень и очень сильно ограничивает развитие личности, делая эту самую личность негармоничной, ведь некоторые качества гиперболизируются и превозносятся, а некоторые грубо затыкаются. А если нужных качеств просто нет, ну или они очень слабы, человека окрестят неправильным и будут издеваться. Увы, это так.

Каковы последствия для психологического здоровья людей, которые не соответствуют традиционным гендерным ролям

Почему необходимо изучать мужскую роль. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы. Норма успешности/статуса. Норма твердости. Норма антиженственности. Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли. Заключительные замечания. Резюме

«Мама, а почему в песне поется, что мальчишки сделаны из улиток, ракушек и зеленых лягушек, а девчонки — из сладостей, пряностей и всяческих любезностей? Они хотят сказать, что мальчикам не надо быть любезными?»

Кен, 6 лет

Читательницы вряд ли сделали для себя в предыдущей главе какие-нибудь сенсационные открытия: они и так знают, что женский труд хуже оплачивается, на женских плечах лежит большая часть работы по дому и заботы о детях и при этом женщины имеют более низкий статус по сравнению с мужчинами. Немного уязвленной может чувствовать себя мужская часть читателей. Ведь лично они не создавали ни неравенства на работе, ни социальные нормы, поддерживающие различные роли для мужчин и женщин. Признать существование такого неравенства означает согласиться более справедливо делить обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать, менять подгузники, стряпать, мыть пол и пылесосить, накрывать праздничный стол, а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых людей со свежими силами влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за перемен в гендерных ролях мужчина потеряет хорошего помощника, который раньше заботился о его питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин половая принадлежность — это источник очень важной части их идентичности, части, которая включает роль «добытчика» в семье и четко отделяет то, что относится к мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных мыслей многие мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют существование неравенства. Однако в этой главе я намерена доказать, что мужчины тоже многое теряют из-за традиционных гендерных ролей.

Какие методы исследования используются для изучения гендерных различий в психологии

К основным методам научного исследования в психологии относятся наблюдение, беседа, опросные методы, метод анализа документов, экспертная оценка, эксперимент.

Используя эти методы психолог имеет возможность исследовать феномен моды.

Наблюдение как метод научного исследования широко используется для изучения различных явлений жизни человека, в том числе и моды. Большинство теорий моды построено именно на данных наблюдения за открытым поведением людей, действиями индивидов. Наблюдение - это научное целенаправленное, организованное и определенным образом фиксирование восприятия изучаемого объекта. Как объект наблюдения выступают: отдельные лица, группы людей, события и процессы и т.д. В процессе наблюдения исследователь может прослеживать внешние проявления поведения человека: ее действия с модным объектом, словесные высказывания, выразительные движения и т.д. Но интерпретирует не сами по себе внешние проявления, а психические процессы, скрывающиеся за ними, качества, состояния.

Наблюдение используется на разных этапах исследования: предварительной ориентации в исследуемом объекте, выдвижение гипотезы, ее проверки и уточнения результатов .

Метод наблюдения имеет как преимущества перед другими методами, так и недостатки.

Среди преимуществ - возможность непосредственного восприятия и фиксации наблюдаемых актов поведения человека или каких событийный моментов; наиболее точное измерение интенсивности наблюдаемых явлений, формирование целостного представления исследователя-наблюдателя о воспринимаемый. Однако есть и существенные недостатки: зависимость результатов наблюдения от личности наблюдателя (его установок, отношения к испытанному, к предмету исследования); проявление так называемого «эффекта облегчения» (например, некритическое отношение к погрешностям, помощь испытуемому; пренебрежение к некоторым фактам); «логическая ошибка» (связана с выводами о наблюдаемых явлениях, когда индивидуальный результат интерпретируется как общая тенденция),«ошибка контраста»(наблюдая два различных по интенсивности проявления объекта, наблюдатель склонен делать выводы, искажая результат менее интенсивного) .

Избежать перечисленных ошибок наблюдателю поможет составление детального плана будущего наблюдения, проведения ряда «пилотажных» наблюдений и уточнения методики. Проблема достоверности, точности и обоснованности информации, полученной при наблюдении, может быть решена за счет использования дополнительных методов исследования (анкетирование, тестирование, экспериментального моделирования изучаемых явлений и др.). .

В практике научных исследований используется большая группа опытных методов: интервью (беседа) и многочисленные разновидности опросов по анкете.

Анкетный опрос - наиболее популярный опросный метод, используемый для сбора первичных данных об исследуемом объекте. Анкетирование применяется как в различных исследованиях так и в психологии моды, проводится различными способами: рассылкой по почте, через прессу, через раздачу анкет. Однако каждый из этих способов имеет некоторые недостатки, которые следует учитывать. Так, рассылка анкет по почте исключают возможность анкетируемого обратиться за разъяснениями по формулировке вопроса, газетная анкета требует дополнительных усилий (необходимо вырезать купон и отправить его по почте), при раздаточном анкетировании возможное влияние личности интервьюера. Результативность анкетного опроса зависит также и от того, насколько профессионально составленная анкета. Надежность данных анкетного опроса проверяется повторным опросом по той же процедуре тех же лиц (устойчивость информации) и контролем этих данных другими методами (опросом третьих лиц, наблюдением, анализом доступных материалов) .

Как социокультурные нормы и ценности влияют на восприятие гендерных различий в различных культурах

На сегодняшний день гендерные исследования являются одним из интенсивно развивающихся направлений в социально-гуманитарном знании. Категория «гендер» стала употребляться не только при изучении конкретных культурно-исторических и социокультурных процессов, но и предстает в исследованиях российских ученых как философская категория.

Повышенный интерес исследователей к гендерной теории выражает тенденцию к интеграции знания о человеке. Обращение к гендерному анализу во многом по-новому позволяет представить разные аспекты жизни человека, общества, культуры в прошлом и настоящем. О данной ситуации в культуре М. Фуко говорит, что есть три реальности, которые стали предметом научного изучения лишь в XX веке: труд, пол и язык.

Проблема пола стала привлекать внимание философов в первую очередь к аспекту соотношения природного и социального, где социальное мыслилось скорее как культурное (мужское), а природное - как женское. Обращение к категории пола (гендера) содействовало формированию нового ракурса в понимании субъективности знания, то есть оказалось необходимым при исследовании собственно философских (гносеологических) проблем.

В современных исследованиях понятие «гендер» имеет несколько значений и используется в разных контекстах: 1) гендер как стратификационная категория; 2) гендер как культурная метафора; 3) гендер как социокультурный конструкт и т.д.

Современная культура характеризуется тенденциями стремительного ухода от всякой ценностной и стилевой определенности, что нередко проявляется в сознательной неразличимости содержательного и интонационного аспекта, серьезного и притворного, высокого и широкого, прекрасного и безобразного. Прослеживается принцип создания и функционирования произведения, когда у художника проявляется свобода каждый раз устанавливать новые правила игры, жонглировать различными формами, назначать и прихотливо изменять оценки и значения, разрывать старые логические правила и устанавливать новые.

Современная культура, характеризующаяся стремительным уходом от всяких ценностей и стилевой определенности, пристальным вниманием к обыденному языку, является серьезной базой для выявления и описания гендерных метафор. В ходе анализа метафоры «Матушка Русь» были сделаны выводы о том, что Россия как культурный символ несет в себе феминные черты. Рассмотрение гендерного аспекта России намного расширяет круг источников анализа стереотипов маскулинности и феминности, и поэтому позволяет открыть новые грани в исследовании национальной сферы человеческого бытия. Также примером гендерной метафоры может служить метафора «Первозданная Дикая Женщина», обозначенная К.П. Эстес. Отмечается тенденция современной культуры, характеризующаяся переходом от интеллектуальности и духовности к телесности, от вербальности к зрительному образу, от рациональности к «новой архаике», когда в центре ментальности и дискурса оказывается тело, плоть. Данные изменения в культуре также формируют гендерные метафоры, которые проявляются в рекламе, СМИ, сети Интернет. Эти метафоры рассчитаны, прежде всего, на визуальное восприятие, которое на бессознательном уровне корректирует образ жизни, меняет стереотипы, формирует мировоззрение, как отдельной личности, так и общества в целом.

Какие вызовы ставит перед психологией изучение гендерных различий в эпоху глобализации

Два не таких уж противоположных пола

Метаанализ. Гендерные различия в математических способностях. Почему в высшем учебном заведении производительность мужчин и женщин начинает различаться. Эмпатия и экспрессивность. Теория социальных ролей. Эмоциональность. Исследования некоторых других гендерных различий. Агрессия. Конформность и подверженность влиянию. Альтруизм. Заключительные замечания. Резюме

Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Согласно Уильямс и Бест (Williams & Best, 1986), мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. Юморист Дейв Барри (Barry, 1991) говорил, что женщины хотят, чтобы их любили, слушали, желали, уважали, нуждались в них и верили им, а мужчинам нужен только билет на чемпионат мира по футболу. А в статье Джеклин (Jacklin, 1989) было отмечено, что спекуляции на тему различий между мужчинами и женщинами стали американским национальным занятием. Эрлих (Erlich, 1973) сформулировал положение о том, что этнические стереотипы являются частью социального наследия общества. То же самое можно сказать и о гендерных стереотипах. Судя по всему, эти стереотипы — часть господствующего социального сознания.

Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия (дискуссии по этому вопросу см.: Unger & Crawford, 1992, Tavris, 1992).

В своем знаменитом обзоре Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства (Unger, 1988), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны (именно об этом пойдет речь в данной главе).

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам (Denmark & Fernandez, 1993). Только за последние 20 лет опубликовано более 20 000 статей о половых различиях (Myers, 1990), и некоторые из них продолжали упорно проводить мысль, что два пола отличаются коренным образом. Необходимо все же помнить, что, даже если такие отличия и обнаруживаются, они относительно невелики, обычно не больше 10%, а в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок на 90% совпадают (Basow, 1986; Hyde, 1991; Maccoby & Jacklin, 1974; Pleck, 1978; Spens et al., 1974). Как отметил Хайд (1991), когда мы говорим, что у мужчин и женщин наблюдается существенное отличие по определенному признаку, это совсем не обязательно означает, что отличие велико. Например, на графике мы видим две кривые, отображающие распределение результатов, полученных, соответственно, на выборке мужчин и женщин. Математики, вероятно, сказали бы, что отличие между этими двумя распределениями является «статистически значимым». Однако обратите внимание на то, какая у них большая площадь взаимного перекрытия. Даже средние значения не так уж сильно различаются.

Какова роль семьи, образования и средств массовой информации в формировании гендерных стереотипов

Средства массовой информации как фактор гендерной социализации личности. Гендерные образы в учебной, художественной и периодической литературе. Андро- центризм языка. Сексизм в учебниках. Схема гендерного анализа текста.

Телевидение и Интернет как средства социализации подрастающего поколения, обеспечивающие реализацию механизма полоролевой идентификации и усвоения стереотипов. Телевидение и Интернет как основные источники гендерных образов. Рекламные теле- и интернет-образы мужчин и женщин. Гендерно-ориентированная реклама. Влияние рекламных образов на психологическое самочувствие .мужчин и женщин, формирование ценностей и выбор жизненных стратегий. Интернет -технологии : особенности их использования юношами и девушками.

Средства массовой информации, к которым относятся радио, телевидение, периодическая, художественная и другая литература, а также информационные компьютерные сети, переживающие в настоящее время период расцвета и, следовательно, постоянно увеличивающие свое влияние на людей, являются одним из важнейших факторов социализации в целом и гендерной социализации в частности.

Для рассмотрения процесса конструирования гендера необходимо рассмотреть влияние средств массовой информации на формирование мужских и женских образов и стереотипов, а также исследовать представленность в СМИ различных гендерных конструктов и широту гендерного дисплея как в недалеком прошлом, так и в настоящее время.

По сути, мы будем говорить о так называемых гендерных технологиях — способах, механизмах, каналах формирования гендерных представлений, гендерной идентичности, мужественности и женственности как результата гендерной социализации.

Но прежде чем приступить к непосредственному анализу этого вклада, хотелось бы указать на некоторые лингвистические «ловушки», которые подстерегают любого, кто берется рассуждать о «мужском» и «женском», поскольку большинство способов воздействия в современных средствах массовой информации являются вербальными, хотя и невербальный компонент, безусловно, присутствует и чрезвычайно важен. Особенность этих «ловушек» такова, что не угодить в них практически невозможно.

Например, невинное обращение: «Уважаемые дамы и господа!» можно рассматривать как обычную формулу вежливости, но можно увидеть в ней «пример лингвистического сексизма», т.е. половой дискриминации языковыми средствами. С этой позиции вряд ли слово «господа» (единственное число — «господин», т.е. хозяин, владелец) можно считать лишь нейтрально окрашенной частью лингвистической оппозиции и только указанием на половую принадлежность. В этом случае «господа» — это указание не только на пол, но и на роль, на значимость этого пола, его доминирующую функцию, а при таком раскладе и «дамы» — знак не только пола, но и иерархической подчиненности. Таким образом, обращение «дамы и господа» — это иерархическая структура, замаскированная под лингвистическую оппозицию. Примеры подобного сексизма можно проследить во многих языках. В ряде языков понятие «мужчина» обозначается тем же словом, что и понятие «человек» (например, в английском языке — «тап»), а для обозначения понятия «женщина» употребляется другое слово — «woman».

Какие тенденции в изучении гендерных различий прослеживаются в последние десятилетия

Никоненко Наталья Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Сергиево-Посадского филиала МПГУ

Аннотация: Проведено исследование, целью которого является выявление особенностей принятия решений мужчинами и женщинами. Определены ведущие копинги, готовность к риску и рациональность. Установлены взаимосвязи между личностными факторами принятия решений и степенью выраженности психологического пола (андрогинность, маскулинность и фемининность).
Ключевые слова: рациональность, риск, продуктивные и непродуктивные копинги, маскулинность, фемининность, андрогинность

Gender peculiarities of decision-making

Nikonenko N.B.
(PhD in) Candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychological and pedagogical disciplines The Sergiev Posad branch of Moscow state pedagogical University

Abstract: The study aimed to identify characteristics of decision-making by men and women. Lead coping skills, the willingness to risk and rationality. The relationship between personal factors of decision-making and the severity of the psychological gender (androgyny, masculinity and femininity).
Keywords: rationality, risk, productive and non-productive coping skills, masculinity, femininity, androgyny

Проведено исследование, целью которого является выявление особенностей принятия решений мужчинами и женщинами. Определены ведущие копинги, готовность к риску и рациональность. Установлены взаимосвязи между личностными факторами принятия решений и степенью выраженности психологического пола (андрогинность, маскулинность и фемининность).

Принятие решений — волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности. Процесс принятия решений включает шесть этапов.

  1. Определение необходимости решения – понимание, что необходимо принимать решение. Когда мы осведомлены о наличии проблемы, начинается тщательное исследование окружающей среды, выяснение, в какой мере наши потребности соответствуют целям среды. .
  2. Диагностика и анализ ситуации, формулировка проблемы. Диагностика — это первый этап процесса принятия решения. В результате прохождения данного этапа должна быть сформулирована проблема как фиксация выявленных причинно-следственных связей.
  3. Выдвижение альтернативы. На этой стадии необходимо сгенерировать возможные альтернативы решений, которые отвечают требованиям ситуации и соответствуют основополагающим причинам. Не стоит ограничивать себя по времени на этапе поиска альтернативы и останавливаться на первой приемлемой альтернативе.
  4. Выбор предпочтительной альтернативы. Наконец приемлемые альтернативы выдвинуты, теперь должна быть выбрана одна из них. Принятие решения как раз и есть выбор из нескольких наиболее перспективного варианта действий.
  5. Реализация выбранной альтернативы. Стадия предполагает использование всех возможностей и ресурсов. Конечный успех зависит от того, удастся ли преобразовать в действия выбранную альтернативу решения.
  6. Оценка результатов и обратная связь. Эта стадия требует сбор информации и анализ достижения поставленных целей. Установление обратной связи играет важную роль, поскольку процесс принятия решений непрерывен и бесконечен. Обратная связь позволяет получить информацию, способную запустить новый цикл. .