Психологические и биологические особенности: проверка гендерных различий между мужчинами и женщинами

Психологические и биологические особенности: проверка гендерных различий между мужчинами и женщинами

Психология начала свое движение по пути гендерных исследований с постановки проблемы индивидуальных и половых различий. Понятие «гендера» как социального или социокультурного пола вошло в конце 60 – начале 70–х годов.

Современная социально–психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо–физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (то есть биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли воспроизводства потомства. Такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо–Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго–Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому – мужчинам или женщинам – необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других .

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие важные психологические различия между мужчиной и женщиной существуют

Мужчины обычно проявляют большую склонность к рациональному мышлению и аналитическим способностям, в то время как женщины чаще полагаются на интуицию и эмоциональную интуицию. Мужчины часто более склонны к командованию и лидерству, тогда как женщины могут проявлять большую эмпатию и заботу о других. Также мужчины и женщины могут по-разному реагировать на стрессовые ситуации, что связано с их разным восприятием окружающего мира.

2. В чем проявляются физиологические различия между мужчиной и женщиной

Физиологические различия между мужчиной и женщиной выражаются в различиях в строении тела, долговечности органов, уровне гормонов и метаболизме. Например, мужчины обычно имеют больше мышечной массы и силы, в то время как женщины более подвержены накоплению жира из-за своей биологии и гормональных характеристик.

3. Каким образом гендерные различия влияют на социальное поведение мужчины и женщины

Гендерные различия существенно влияют на социальное поведение мужчины и женщины, определяя их роли и обязанности в обществе. Например, во многих культурах мужчине присваивается роль защитника и обеспечивающего, в то время как женщине - заботливой матери и домохозяйки. Эти социальные ожидания могут формировать поведение и предпочтения каждого пола.

4. Каково влияние гендерных стереотипов на развитие личности мужчины и женщины

Гендерные стереотипы могут оказывать значительное влияние на развитие личности мужчины и женщины, ограничивая их возможности и потенциал. Например, стереотип, что мужчины должны быть сильными и независимыми, может привести к подавлению эмоций и неспособности к проявлению слабости. Эти шаблоны могут стать препятствием для индивидуального развития и самореализации.

5. В чем заключается роль образования и воспитания в формировании гендерных различий между мужчиной и женщиной

Образование и воспитание играют важную роль в формировании гендерных различий между мужчиной и женщиной, поскольку они формируют представления о ролях и обязанностях каждого пола. Например, воспитание в семье и школе может укрепить стереотипы о подчиненной роли женщины или о недостаточной эмоциональной выразительности мужчины. Однако правильный подход к обучению и воспитанию может помочь преодолеть эти шаблоны и развить положительные черты личности независимо от пола.

6. Какие перспективы развития отношений между мужчиной и женщиной в современном обществе

В современном обществе наблюдается тенденция к постепенному сглаживанию гендерных различий и расширению возможностей для мужчин и женщин. Растет понимание важности равенства и инклюзивности, что способствует формированию более гармоничных отношений между полами. Однако продолжают оставаться проблемы, связанные с гендерным неравенством и дискриминацией, которые требуют дальнейших усилий и изменений в обществе.

Какие биологические различия существуют между мужчинами и женщинами

Психологические и биологические особенности: проверка гендерных различий между мужчинами и женщинамиКаждый знает, что мужчина и женщина отличаются друг от друга. Есть некоторая довольно очевидная разница с точки зрения физиологии и биологии, но в основном, отличия незримы и многие, из этого бесчисленного количества вариантов, даже не осознаются нами. Главное из них - разный набор хромосом, еще Аристотель описал этот факт, хотя может и не достоверно.

Хромосомы

Женщины обладают двумя хромосомами X на их 23-й паре хромосом, а мужчины обладают на этой же паре XY. Хотя эти изменения кажутся незначительными, однако, именно это отличает мужчин от женщин на генетическом уровне, что приводит ко всем биологическим различиям.

Мужчины и женщины отличаются в каждой клетке своих тел, потому что несут отличающийся хромосомный шаблон. Последствия этих генетических компонентов в диапазоне от очевидного до невероятного очень широк.

Телосложение

Полы отличаются скелетной структурой:

  • Женщины имеют более короткую голову, шире лицо, менее выступающий подбородок, короткие ноги, узкие плечи и большие бедра.
  • Мужчины, как правило, выше женщин. Так средний рост европейского мужчины считается 174-177 сантиметров, женщины - 163-166. Как результат - различной высоты скелет, а значит и вес костей.
  • У мужчин больше мышц в верхней части туловища, у женщин - в нижней, - примерно на 15%. Это означает, что мужчины имеют более сильные верхние части тела, а женщины - более сильные ноги.
  • Кроме того, у мужчин преувеличенный хрящ щитовидной железы, в результате чего - кадык.
  • Кости таза у полов формируются по разному. Это правило применяется к большинству видов живущих на Земле, потому что природой задумано женщине производить потомство.

Внутренние механизмы

Природа задумала наградить женщину тремя важными физиологическими функциями, которые у мужчин полностью отсутствуют, - это менструация, возможность вынашивания ребенка (беременность) и его вскармливание своим молоком (лактация). Каждый из этих механизмов в значительной степени влияет на чувства и поведение.

У мужчины, как правило, более низкое содержание жира, чем у женщины. В среднем у мужчин примерно 13% жировых отложений, в то время как у женщин 26% жира в организме. Современные теории отражают отношение между менструальными циклами и жиром. Если процент жира у женщины падает ниже определенного уровня, то менструальный цикл может остановиться. Отмечено, что в связи с увеличением уровня жира в женских телах в течении последнего столетия снизился возраст начала первого менструального цикла у девочек.

Выработка гормонов у полов идет по-разному. У женщин эта система более сложна и разнообразна. Например, щитовидная железа женщины больше и активнее, это увеличивает время менструации и обеспечивает беременность, что делает ее более склонной к зобу. С гормонами связано и меньшее количество волос на женском теле и эмоциональность - чуткая реакция на внешние раздражители, которые легко приводят к смеху или плачу.

  • Слабость женщины в грубой силе на 50% также связана, в том числе, и с гормонами.
  • Уровень основного обмена веществ у мужчины более высокий, чем у женщины.
  • Мужчины не могут выдерживать высокие температуры также легко, как женщины из-за разницы метаболизма.
  • В женской крови больше воды - на 20% меньше красных клеток, эритроцитов, которые разносят кислород по телу, Поэтому барышни более склонны падать в обморок при перегрузках организма.

Мозг

Объем мозга у мужчин, как правило, больше, но это не значит что они безоговорочно умнее, о чем говорят проведенные различные тесты на способности и интеллект. Все дело в различии массы тела; оба пола имеют мозг, который составляет 2,5% от веса их тела.

По мнению нейрофизиологов мозг женщины никогда не бывает в состоянии покоя, в отличие от мужского мозга - женщина всегда в боевой готовности. Часть лобной доли, которая ответственна за решение проблем и принятие решений, пропорционально больше у женщин. Вот почему в семье муж голова, а жена - шея, за всеми присмотрит, все проконтролирует и повернет куда задумает.

Органы

Женщины имеют больший живот, почки, печень, чем мужчины. А вот женская емкость легких составляет примерно на 30% меньше, чем у мужчин.

Женские сердца бьются быстрее (80 ударов в минуту), чем у мужчин (72 удара). Их кровяное давление на десять пунктов ниже, чем у мужчин, и изменяется более часто, но это не говорит о меньшей склонности к высокому кровяному давлению.

Конечно же половые органы мужчин и женщин совершенно отличны друг от друга. Они несут собой разные функции, которые заточены природой на размножение вида. Женщины производят яйцеклетки, мужчины оплодотворяют сперматозоидами.

Как гендерные стереотипы формируются и как они влияют на поведение людей

Я абсолютно точно знаю, что каждый, абсолютно каждый человек на планете Земля не один и даже не два раза слышал что-то вроде «настоящая женщина должна», «настоящий мужчина должен». Каждый человек, видя впереди кого-то с длинными волосами, скорее всего, решит, что это женщина, и наоборот. Нередко меня из-за короткой стрижки и широких плеч называли «молодым человеком», а потом «ой, извините, у вас просто волосы короткие, вот мне и показалось». Девочкам в роддоме повязывают розовую ленту, мальчикам – голубую. Девочек называют «хранительницами очага», мальчиков – «защитниками и добытчиками». В физическое развитие мальчиков вкладываются больше, чем в физическое развитие девочек, а девочек чаще отдают на танцы или в музыкальную школу. Математику называют мужской наукой, а искусство, литературу чаще считают более понятными для женщин. Все это – гендерные стереотипы, вернее, их продолжение.

Почему-то в обществе считается, что пол определяет человека как личность в некоторых вопросах, а на самом деле детей воспитывают тем или иным образом в зависимости от пола, и в результате получаются похожие друг на друга девочки и похожие друг на друга мальчики. Они все еще остаются разными, но многие моменты искусственно подогнаны под определенные рамки учителями, родителями, рекламой и книгами. Существует такое понятие, как «гендерная социализация» – социализация в зависимости от пола. То есть то, как ребенка воспитывают, основываясь на его поле. Штука очень нехорошая. Еще бы – детей с раннего детства воспитывают, говоря что-то вроде «ты девочка, поэтому надень розовое платье с рюшечками и не смей играть в войнушку». Это очень и очень сильно ограничивает развитие личности, делая эту самую личность негармоничной, ведь некоторые качества гиперболизируются и превозносятся, а некоторые грубо затыкаются. А если нужных качеств просто нет, ну или они очень слабы, человека окрестят неправильным и будут издеваться. Увы, это так.

В чем основные психологические различия между мужчинами и женщинами

Большую часть истории у людей не было необходимости придумывать теорию о биологическом происхождении мужских и женских качеств. По мнению современного историка Томаса Лакера, во многих европейских культурах до начала XVIII века существовала однополая модель человека, описанная древнеримским медиком Галеном. Женщины и мужчины рассматривались как две формы одного пола. Считалось, что репродуктивные системы у них одинаковые, просто женские гениталии находятся не снаружи, а внутри тела.

Многие античные философы объясняли разницу между мужчинами и женщинами не биологией, а с помощью религии. Например, Аристотель в своем трактате «Политика» утверждал, что женщина — инертная материя, не имеющая души, а мужчина — активная и творческая форма, высшая жизненная сила.

Взгляды Платона были во многом схожи с идеями современной гендерной психологии. В своем диалоге «Государство» он размышляет о том, что именно общество формирует модели поведения людей.

Платон первым высказал мысль о равноправии полов: женщины могут играть те же социальные роли, что и мужчины, а также быть воинами и учеными.

В диалоге «Пир» он рассказывает миф об андрогинах — существах, соединяющих в себе признаки мужчин и женщин. Андрогины обладали невероятной силой и посягали на власть богов, за что и были наказаны Зевсом: он разрезал их пополам молниями и рассеял по всему свету.

Сегодня понятие«андрогин»используется и в гендерной психологии. Андрогин — это человек без жестких стереотипов полоролевого поведения, которому свойственны феминность и маскулинность одновременно.

В эпоху Ренессанса многие философы тоже высказывали мысли о гендерном равенстве. Например, в книге «Утопия» Томас Мор описал идеальное государство, в котором нет разделения гендерных ролей: люди вне зависимости от пола имеют равные права и возможности во всех сферах жизни, включая религию, службу в армии, политику.

В начале XVIII века на смену однополой модели человека пришла двуполая.

Между биологическим полом и особенностями людей стали искать прочную связь. Врачи, писатели, философы в своих работах противопоставляли женщин и мужчин во всех физических и моральных аспектах.

Томас Лакер считает, что причиной появления двуполой модели было не только развитие науки, но и политика. В обществе появлялось всё больше образованных и амбициозных женщин. Власть мужчин оказалась под угрозой, срочно нужны были доказательства превосходства мужского над женским! Так была создана бинарная гендерная система, которая во многих культурах существует и сегодня.

Какова роль культуры и общества в формировании гендерной идентичности

Учебные вопросы лекции

1. Гендерные стереотипы. Группы гендерных стереотипов. Негативная роль гендерных стереотипов.

2. Гендерная социализация.

3. Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью. Норма успешности/статуса. Норма твердости. Норма антиженственности. Напряжение стресс и конфликт мужской гендерной роли.

4. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью. Хранительница домашнего очага. Работающая женщина. Различия в оплате труда мужчин и женщин. Низкий статус женщин в организациях и отсутствие у них власти. Явление «стеклянного потолка».

5. Феминизм как движение женщин за свои права.

Гендерный стереотип – разновидность социальных стереотипов, упрощенный схематизированный и устойчивый образ мужчин и женщин.

Существующие в обществе гендерные стерсошны оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендернымн стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужские" и "женское". Все описываемые в литературе гендерные сгереотипы можно объединить в три группы

Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемннинности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Маскулинность-феминннность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, харакгерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, кущлурным началом, а фемининность — с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) полярно и иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины до минантны, независимы, компетентны, самоуверенны, а1рессивни и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы. эмоциональны, конформны и нежны.

И. Броверман с соавторами (I. Browerman et al., 1972) попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств (табл. 2).

Таблица 2. Стереотипы типичных черт мужчин и женщин

Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими мужчинами

Тактичная Проявляет расположение Нежная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом . Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей.

В народе бытует мнение, что "нормальная" женщина хочет выйти

замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как ненормальные или, по меньшей мере, странные.

Третья группа – связана с различиями в содержании труда. Удел женщин - это экспрессивная сфера деятельности, где главными являются исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера - это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. В сфере занятости до сих пор распространено явление профес­сиональной сегрегации как воплощение в реальной жизни действия гендерных стереотипом. Профессиональная сегрегация — это асимметричное размещение мужчин и женщин в профессиональ­ной структуре. Женщины в основном работают в непроизвод­ственной сфере, труд в этой сфере малопрестижен, малооплачи­ваем и связан с выполнением обслуживающих функций. Так, например, в здравоохранении и социальном обеспечении женщины составляют 83%, в торговле и общественном питании — 82%, в образовании — 79 % от общего числа занятых (Калабихина И., 1995). Так называемые "женские профессии" сформировались путем "вы­несения" на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Руководящие должности, как правило, занимают мужчины. Все эти гсндерные стереотипы демонстрируют чрезвычайную жизнестойкость. Прочная их укорененность и сознании боль­шинства населения способствует активному воспроизводству таких стереотипов из поколения в поколение. Наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря основным институтам социализациям. В качестве таковых выступают: родители; сестры, братья и сверстники; школа; средства массовой информации.

Гендерные стереотипы – это устойчивые и упрощенные представления о моделях поведения и характере, соответствующие понятиям "мужчины" и "женщины". Они играют важную роль в формировании гендерной идентичности, особенно в процессе социализации детей.

Гендерная социализация

Гендерная социализация – это процесс, при котором человек learns to conform to societal expectations of gender. Это включает в себя вculinary of gender roles, gendered language, and gendered behaviors.

Ограничения, налагаемые традиционной мужской ролью

Традиционная мужская роль может налагать ограничения на мужчин, требуя от них быть сильными, независимыми, компетентными и логически мыслящими. Это может привести к стрессу, конфликтам и напряжению.

Ограничения, налагаемые традиционной женской ролью

Традиционная женская роль может налагать ограничения на женщин, требуя от них быть покорными, зависимыми, эмоциональными и нежными. Это может привести к стрессу, конфликтам и низкому статусу.

Феминизм как движение женщин за свои права

Феминизм – это движение, которое борется за равные права женщин, а также за изменение социальных и культурных представлений о ролях мужчин и женщин.

Выводы

Культура и общество играют важную роль в формировании гендерной идентичности. Гендерные стереотипы и гендерная социализация могут налагать ограничения на людей, требуя от них соответствовать определенным моделям поведения и характера. Феминизм – это движение, которое борется за изменение этих представлений и за равные права женщин.

Существуют ли у мужчин и женщин различия в когнитивных способностях

Вопрос различия интеллекта обоих полов чуть ли не религиозный и насчитывает не одну тысячу лет, еще Аристотель пытался философствовать на эту тему. Более менее осознанно наука стала изучать половые различия интеллекта и умственных способностей людей с середины XIX века. Но и это были весьма сомнительные изыскания. Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» писал: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено». Так себе аргументы.

Научно доказанный факт — мозг взрослого мужчины в среднем на 11–12% тяжелее и на 10% больше по объему, чем у женщины, о чем свидетельствуют сразу несколько научных трудов. Однако Еще в 1887 году доктор Джозеф Симмс опубликовал масштабное исследование, в котором пришел к выводу, что большой рост может быть общим признаком большого веса и размера мозга, но это не может считаться показателем высокой интеллектуальной силы. Стало быть, больше не значит умнее. Более того, при меньшем весе мозг взрослой женщины отличается большей плотностью нервных волокон, что обеспечивает более быструю передачу сигнала, чем у мужчин.

Разница в суммарном объеме мозга мужчины и женщины — не единственное анатомическое отличие, разные отделы мозга также отличаются. У мужчин лучше развит гиппокамп, миндалина, височные полюсы, области в мозжечке и в передней части поясных извилин. У женщин — средняя и нижняя лобные извилины, таламус, правый лобный полюс, треугольная часть некоторые другие. Однако это не значит, что лучшее развитие определенной зоны мозга способствует лучшему выполнению функции, за которую она отвечает.

В 2014 году было опубликовано исследование, в котором группа ученых из Университета Принстона выявили различия в нейронных связях в мозге у женщин и мужчин. Исследовав выборку из почти тысячи молодых людей (в возрасте 8–22 лет, 428 мужчин и 521 женщины), ученые выявили преобладание у мужчин внутриполушарных связей, а у женщин межполушарных связей. Результаты показывают, что мужской мозг структурирован для облегчения связи между восприятием и согласованными действиями, тогда как женский мозг предназначен для облегчения связи между аналитическими и интуитивными режимами обработки.

Но и это не говорит о связи предрасположенности к той или иной мозговой активности с полом человека. Просто одни и те же задачи мозг мужчины и женщины решает по-разному. К примеру, принято считать, что мужчинам лучше дается математика, в то время как женщины в большинстве своем гуманитарии. Но масштабная научная работа доктора Элизабет Спелки из Гарварда «Пол и наука» опровергает этот стереотип. «Исследования когнитивных способностей мужчин и женщин от рождения до зрелости не подтверждают утверждение о том, что мужчины обладают большей внутренней способностью к математике и естественным наукам», — приходит к выводу доктор Спелки. А то, что в научном сообществе больше представителей мужского пола — работа не анатомических особенностей, а социальных стереотипов.

Если все это перевести с научного на популярный язык, то вывод один. При различии в массе, строении, принципах работы и подходах к обработке информации мозгом мужчины и женщины, никакой связи пола с интеллектуальными способностями ученые на данный момент так и не доказали. Более того, масса исследований и вовсе опровергает тот факт, что есть жесткое деление на «мужской» и «женский» мозг, а разница в интеллектуальных способностях очередной социальный штамп.

Каково влияние гендерных различий на выбор профессии и карьеру

Половые различия обусловлены биологической ролью женщи­ны, состоящей в осуществлении репродуктивных функций (вы­нашивания, рождения и выкармливания детей), этим определя­ются биологические отличия женского организма. Существуют ограничения выбора профессий для женщин, связанные с требо­ваниями охраны труда (половые различия). Есть профессии, про­тивопоказанные женщинам, из-за того, что занятие этими видами труда может вредно отразиться на их здоровье, помешать их реп­родуктивным функциям, может ухудшить здоровье их будущих детей. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 утвержден «Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запреща­ется применение труда женщин». К ним относятся следующие виды труда: работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную; подземные работы; ряд работ, связанных с литейным, мартеновским производством; сварочные работы; работы котель­ные, требующие ручных операций при волочении, давлении по Металлу; кузнечно-прессовые и термические работы; работы, свя­занные с окраской по металлу, слесарные работы; профессии, в которых имеют дело со свинцом; тяжелые виды труда в строи­тельстве (например, корчевка пней, труд землекопа, кровельщика); горные работы, добыча руд, нефти, газа, торфа, строительство метрополитена; некоторые виды геологоразведочных работ (например, мастер-взрывник) и т.д.

Могут ли мужчины и женщины одинаково успешно выполнять одни и те же задачи

Согласно новому исследованию, проведенному учеными из Аахенского университета (Aachen University) в Германии, женщины и мужчины одинаково действуют, когда требуется переключить внимание между задачами или выполнять две задачи одновременно. Это открытие опровергает широко распространенное убеждение, что с многозадачностью лучше справляются женщины, нежели мужчины.  Результаты опубликованы в журнале .

Актуальность проблемы

Многозадачность – выполнение нескольких независимых задач в течение короткого времени – требует быстрого и частого переключения внимания с одной задачи на другую, увеличивая познавательную потребность по сравнению с последовательным выполнением отдельных задач. Несмотря на скудные доказательства гендерных различий, в подавляющем большинстве исследований распространено мнение, что женщины лучше справляются с многозадачностью. 

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 48 мужчин и 48 женщин. Ученые сравнили способности респондентов обеих групп в выполнении задач по идентификации букв или цифр. Некоторые эксперименты требовали от участников уделять внимание двум задачам одновременно (одновременная многозадачность), в то время в других экспериментах требовалось, чтобы участники переключали внимание между задачами (последовательная многозадачность).

Исследователи измерили время реакции и точность выполнения респондентами многозадачных экспериментов и для контроля отдельных задач. 

Результаты научного исследования

В ходе исследования ученые обнаружили, что многозадачность требовала значительных затрат, скорости и точности выполнения задания, как для мужчин, так и для женщин, и между двумя группами не было зафиксировано значимых различий. 

Авторы отмечают, что набор потенциальных задач и когнитивных операций, лежащих в основе многозадачности, огромен, и ни один эксперимент не может охватить их все. Расхождения в литературе по гендерным различиям в многозадачности могут отражать различия в конкретных типах оцениваемых задач.  Тем не менее, большой размер выборки и отсутствие гендерных различий, наблюдаемых в этом исследовании, указывают на то, что, по крайней мере, по базовым когнитивным процессам – обновления рабочей памяти, включения и отключения наборов задач и торможения – гендерных различий не наблюдается.

Авторы другого исследования установили, что .

Каково влияние гендерных различий на отношения в семье

Гендерный аспект семейных отношений предполагает анализ далеко не всех проблем, присущих отношениям мужчин и женщин в браке. Этих проблем множество, например: ценность семейно-брачных отношений, удовлетворенность мужчин и женщин браком, сексуальные отношения, развод и его последствия и т.д. Изучение этих проявлений внутрисемейных отношений между мужчинами и женщинами осуществляется в рамках таких дисциплин, как социология семьи, демография, психология семьи (С.И. Голод, Т.А, Гурко, М.С. Мацковский. В.В. Солодников, А.А. Бодалев, В.В. Столин и др.). В рамках гендерного подхода акцент при анализе семейных отношений будет сделан на особенностях семейных ролей мужчин и женщин, будут рассмотрены вопросы, касающиеся ролевых ожиданий и поведения в семье, принятия семейных решений и супружеской власти. Наша задача - проследить влияние гендерных стереотипов закрепления семейных ролей в соответствии с полом на личностную самореализацию и психологическое самочувствие мужчин и женщин.

Содержание ролей мужчины и женщины в браке определяется историческим и культурным контекстом.

Кратко рассмотрим особенности гендерных ролей в семье в различные периоды развития нашей страны, а затем обратимся к анализу современной ситуации.

В дореволюционной (1917г.) России на большей части ее территории преобладали патриархальные отношения. Наиболее зависимым от мужчины было положение женщины в среднеазиатском регионе у мусульман. Для славянского населения России, Украины и Белоруссии нормы взаимоотношений мужчин и женщин восходили к постулатам православия, которое признавало положение мужчин главенствующим. В далеком прошлом взаимоотношения супругов регламентировались достаточно четко. В памятнике литературы Древней Руси "Домострое" (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены, принципы воспитания детей, отношения между поколениями. Примечательно, что моральные нормы были едиными для обоих супругов и соответствовали христианским заповедям. Сферы деятельности строго распределялись: муж - глава, он вправе поучать свою жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Очевидно, однако, что реальное поведение супругов часто отличалось от того, как им предписывалось себя вести. В русских семьях, как свидетельствуют произведения народного творчества, женщины нередко имели на мужа сильное влияние и фактически управляли семейной жизнью.