Исследование гендерной психологии: теории и практики
- Исследование гендерной психологии: теории и практики
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные принципы лежат в основе гендерной психологии
- Какие теории исследований определяют развитие гендерной психологии
- Каковы основные вызовы, с которыми сталкивается гендерная психология сегодня
- В чем заключается влияние культуры и социальной среды на формирование гендерной идентичности
- Какие тенденции в развитии гендерной психологии можно выделить в современном мире
- Какие новые методологии и технологии используются в исследованиях гендерной психологии
- Какова роль гендерной психологии в современном обществе
- Какие направления развития гендерной психологии наиболее перспективны
Исследование гендерной психологии: теории и практики
Гендерные исследования зародились под влиянием феминистского движения второй волны (60-е годы ХХ в.), который обнаружил проблему неравенства возможностей по признаку пола при формальном юридическом равенстве полов. Борьба за социальное равенство в начале XXI века заключается, помимо прочего, в том, чтобы возможности человека как можно меньше определялись фактором пола. Когда на законодательном уровне эта проблема была решена, оказалось, что фактическое неравенство по признаку пола, однако, сохранилась во всех сферах жизни. Именно это и стало причиной появления второй волны феминистского движения.
Гендерные исследования привели к пониманию того, что проблема неравенства гораздо глубже, чем это представлялось; что оно упирается в воспроизводство неравенства возможностей. Была переосмыслена роль культуры, популярных стереотипов, предвзятости науки в формировании представлений о женском и мужском, о мужестве и женственность и их роль в создании барьеров перед женщинами и мужчинами. Гендерные исследования изучают динамику изменений мужских и женских ролей в обществе и культуре, разрабатывают перспективную стратегию достижения фактического равенства возможностей женщин и мужчин.
Гендерная психология - область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.
Гендерная психология - это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии - психология пола и раздел психологии развития -психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие основные направления развития гендерной психологии существуют
Гендерная психология развивается в нескольких основных направлениях, включая изучение различий в поведении мужчин и женщин, роль биологических и социокультурных факторов в формировании гендерной идентичности, анализ влияния гендера на когнитивные процессы, изучение половых стереотипов и их влияния на поведение, исследование взаимосвязи между гендером и психическим здоровьем.
2. Какие методы используются в исследованиях гендерной психологии
В исследованиях гендерной психологии применяются различные методы, включая наблюдение, эксперименты, опросы, анализ кейсов, нейроимиджинг, биохимические и гормональные исследования. Каждый из этих методов позволяет получить разностороннюю информацию о влиянии гендера на поведение и психологические процессы.
3. Какие теории лежат в основе гендерной психологии
Основу гендерной психологии составляют различные теории, такие как социокультурная теория, биологическая теория, теория социального конструктивизма, психоаналитическая теория. Каждая из этих теорий объясняет формирование гендерной идентичности и различия в поведении мужчин и женщин со своей точки зрения.
4. В чем заключаются основные различия в психологии мужчин и женщин
Основные различия в психологии мужчин и женщин связаны с биологическими факторами, социокультурными стереотипами и различиями в когнитивных характеристиках. Например, мужчины чаще проявляют агрессивное поведение, в то время как женщины обычно проявляют более эмоциональное отношение к коммуникации. Однако важно помнить, что эти различия индивидуальны и могут изменяться в зависимости от контекста.
5. Какие вызовы стоят перед гендерной психологией в современном мире
Современная гендерная психология сталкивается с вызовами, связанными с изменяющейся ролью мужчин и женщин в обществе, необходимостью преодоления гендерных стереотипов, вопросами равенства прав и возможностей для разных гендеров, а также исследованием новых форм гендерной идентичности, таких как нейтральный гендер или трансгендерная личность.
6. Какие перспективы развития гендерной психологии вы видите
Перспективы развития гендерной психологии связаны с углублением исследований в области влияния гендера на различные аспекты жизни человека, развитием новых методов изучения гендерных различий, созданием программ по преодолению гендерных стереотипов и поддержке разнообразия гендеров. Также важно продолжать работу над интеграцией гендерной психологии в другие области психологии и наук о человеке.
7. Какими могут быть практические применения результатов исследований в области гендерной психологии
Результаты исследований в области гендерной психологии могут быть применены в различных сферах, таких как образование, медицина, психотерапия, бизнес и социальная работа. Например, понимание гендерных различий может помочь улучшить профессиональное взаимодействие, создать эффективные программы по развитию лидерских качеств у мужчин и женщин, снизить распространение гендерных стереотипов в обществе.
Какие основные принципы лежат в основе гендерной психологии
В настоящее время в структуру гендерной психологии включают пять основных разделов.
- 1. Психология сравнения мужчин и женщин. Раздел относится к компонентам дифференциальной психологии — психологии пола и связан в первую очередь с выделением половых различий.
- 2. Гендерная социализация личности.
- 3. Гендерные характеристики личности. По сути, в данный раздел входят два подраздела: психология мужчины и психология женщины.
- 4. Психология гендерных отношений.
- 5. Гендерная психология лидерства.
Кратко охарактеризуем перечисленные выше разделы.
Первый раздел посвящен изучению психологии сравнения мужчин и женщин в таких вопросах, как выявление гендерных различий, факторов и природы их возникновения, влияние гендерных различий на личность мужчины и женщины, самореализацию.
В данном разделе рассматривается весь спектр психологических различий мужчин и женщин, включая когнитивный, эмоциональный, мотивационный, поведенческий и т.д. аспекты. В рамках данного раздела появились такие понятия, как маскулинность, фемининность, андрогинность, гендерные стереотипы и т.д.
Второй раздел — гендерная социализация — рассматривает психосоциальные аспекты развития личности . В этом разделе представлен анализ влияния социальных институтов (семья, школа) на развитие мужчины и женщины. Основными понятиями данного раздела являются: половые роли, полоролевая социализация (гендерная). Необходимо отметить, что вопросы гендерной социализации как процесса усвоения личностью системы представления о поведении мужчин и женщин в данном обществе относятся часто к области социальной психологии. Считается, что полоролевая социализация должна включать два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект связан с освоением своеобразных принятых социальных моделей мужского и женского поведения, норм и гендерных стереотипов. Второй аспект раскрывает специфику воздействия общества на отдельного индивида с целью принятия им стандартов дифференцированного поведения, которые усваиваются в виде гендерных схем (конструкты). Процессы полоролевой социализации протекают в две фазы: первая фаза — адаптивная, в виде внешнего приспособления к принятым гендерным ролям, отношениям и нормам. Вторая фаза связана с интериоризацией гендерных ролей, отношений и ценностей.
Какие теории исследований определяют развитие гендерной психологии
Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции:
гендерных различий;
гендерной социализации;
психологии женщины;
психологии мужчины;
психологии гендерных отношений;
гендерной психологии лидерства.
Теории гендерной социализации
Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» он изобразил женщин завидующими мужской анатомии. Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму -- именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим. Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей, только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу -- проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности.
Каковы основные вызовы, с которыми сталкивается гендерная психология сегодня
Агенты социализации
Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации. Далее представлены некоторые основные агенты социализации, действующие на опреде-ленном этапе жизненного пути.
Младенческие годы
В отличие от низших млекопитающих, обладающих врожденными навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в заботе других людей, которые их кормят, одевают и защищают от холода. Чтобы правильно развиваться, младенцам необходимо также посто-янно чувствовать, что их любят, особенно в первые годы жизни.
Депривация. Исследования по депривации или отсутствию роди-тельской заботы наглядно свидетельствуют о том, как дети в ней нуж-даются. Поведение детей, которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способность к обучению.
Анна была незаконнорожденным ребенком, которого мать посто-янно запирала в комнате и оставляла одного. Хотя мать кормила ее, она редко купала и обнимала Анну и почти не разговаривала с девоч-кой. Когда Анне было шесть лет, ее нашли посторонние люди; девоч-ка в этом возрасте не умела ходить. Ее отправили в детский дом, а в дальнейшем она училась в специальной школе. Через четыре года де-вочка умерла — к этому времени она научилась играть с мячом, оде-ваться и выполнять простые задания, но во время еды могла пользо-ваться только ложкой, а ее речь была на уровне двухлетнего ребенка.
Камала была так называемым маугли. Ее обнаружили английские миссионеры в Индии, когда ей было восемь лет. Считалось, что роди-тели бросили ее, когда она была грудным ребенком, и девочка вы-росла среди волков. Может быть, на самом деле девочка вовсе не жила среди волков, но она страдала эмоциональной депривацией. Она хо-дила без одежды и ела сырое мясо. Когда миссионеры нашли ее, де- вочка крайне враждебно относилась к другим людям. В дальнейшем в течение восьми лет обучения в школе миссионеров Камала сделала большие успехи. Она научилась пользоваться простым набором слов и выражать различные чувства. Хотя Камала стала проявлять некоторое дружелюбие по отношению к другим детям, научилась носить одежду и употреблять приготовленную пищу, она так и не научилась читать и поддерживать дружбу в течение какого-то времени. …>
Госпитализм. Приведенные примеры социальной изоляции свиде-тельствуют об огромном значении для маленьких детей даже мини-мального человеческого общения. Отсутствие такого общения стано-вится причиной госпитализма — вредных последствий казенной об-становки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви. Спиц (1945) провел важное исследование госпитализ-ма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание. Вторым — дом ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. В обоих дет-ских учреждениях дети жили в чистоте, получали полноценное пита-ние и медицинское обслуживание. Главное отличие связано с индиви-дуальной заботой о младенцах. В доме ребенка старшая медсестра и пять ее помощниц заботились о сорока пяти грудных детях; в яслях старшая медсестра и три ее помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребенком.
В чем заключается влияние культуры и социальной среды на формирование гендерной идентичности
Методология гендерного исследования общения является одной из наиболее проблемных областей социальной психологии. Гендерная социализация - это процесс усвоения личностью социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной она родилась. Гендерная идентичность – осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле - чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной».
Поскольку весь процесс гендерной социализации детей направлен на формирование гетеросексуальности, которая считается необходимым аспектом гендерной идентичности, обычные мальчики и девочки не задумываются о своей сексуальной идентичности, они принимают, усваивают ее в готовом виде, как нечто само собой разумеющееся, данное природой.
В статье В.Е. Каган «Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет». были обследованы две группы детей, посещающих детский сад. Обследование проводилось индивидуально. Кроме того, каждый ребенок был обследован с помощью специально упрощенного варианта цветового теста отношений . Обследование в целом давало возможность оценить и сопоставить когнитивные и эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола.
В целом полученные данные соответствуют представлениям о расширяющемся круге когнитивных возможностей как одном из механизмов формирования гендерных представлений. Отметим лишь одну принципиально важную особенность. В своих объяснениях и мальчики, и девочки обнаруживали достаточно явное когнитивное предпочтение маскулинных ролей. Однако от четвертого к седьмому годам жизни резко учащаются проявления полового субъективизма. У мальчиков возраст 4-6 лет является потенциально кризисным периодом гендерной идентификации, который тесно связан с формированием образа я, эмоционально когнитивный диссонанс в это время достигает конфликтного уровня.
В образовании выявленного эмоциональнокогнитивного диссонанса участвуют, с одной стороны, филогенетические половые различия: предметноинструментальный мужской и эмоциональноэкспрессивный женский стили жизнедеятельности, а с другой - неоднократно отмечавшееся неблагополучие гендерной культуры и гендерного воспитания в России.
Какие тенденции в развитии гендерной психологии можно выделить в современном мире
Изучение гендерных различий имеет длинную предысторию и весьма короткую собственную историю. В силу этого гендерно ориентированные исследования основываются исключительно на гендерном подходе, что, несомненно, сужает возможности данного направления. Данное обстоятельство не могло не отразиться и на диагностических возможностях гендерной психологии. Так, например, в работе Т.В. Бендас (2005) приведены лишь методы исследования, используемые в начале XX века. Их основу составили следующие методы:
- 1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.
- 2. Эксперимент. Как правило, широко не использовался.
- 3. Дедукция. Достижения обшей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачи подходят для одного пола и не подходят для другого.
- 4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограничены, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами не одинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине. Последнее замечание, высказанное Геймансом, впоследствии было подтверждено исследованиями психологии лидерства.
- 5. Анкетирование Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых — в частности, их эмоциональность.
Какие новые методологии и технологии используются в исследованиях гендерной психологии
В процессе формирования и развития общества, женщины не хотят быть хранительницей очага и домработницей, меняют свои взгляды на гендерные роли, взаимодействие в социуме. Многие начинают жить наравне с мужчинами, быть сильной и волевой, побеждать и не иметь сострадания и жалости. Смена роли может произойти, когда дама становится охотником (добытчиком), а ее мужчина – наоборот, занимается хозяйством и домашними делами.
Парадокс в том, что у женщины это не заложено генетически, поэтому, конечно же, она не удовлетворена тем, что получается. В результате, подсознательно сопротивляется этому! Ведь то, что заложено природой этому противоречит! Соответственно, мужчина тоже не может быть полностью удовлетворён ситуацией. Границы поведения начинают стираться, и оба пола уже могут спокойно выполнять практически любые задачи, конечно, за исключением рождения ребенка, на что М функционально не способен.
Зарождение ролей происходит в детском возрасте, потому что приобретаются социальные реакции на те или иные поступки. Например, если девочка начинает драться, то ее осуждают и говорят, что так делать девушка не обязана. Мальчика же, наоборот, могут поощрять и записать в секцию, чтобы научиться управлять агрессией. Некоторые стереотипы гендерного поведения уже начинают меняться. Например, то что девушка не может первая познакомиться постепенно смазывается. А лет сто назад это привело бы к весьма плохим последствиям.
Итого, создавая новую ячейку общества – семью, представителя обоих полов не понимают друг друга, конфликтуют и ссорятся .
Ниже мы можем рассмотреть результаты эмпирического исследования, в котором определены следующие особенности гендерн. стер. в зависимости от их пола, возраста и гендерной принадлежности
По этим параметрам можно предположить, что с взрослением мальчиков, возникает изменение маскулинности, а именно ее показатель снижается.
Во-первых, это связано с тем, что у подростков когнитивный компонент о должном поведении различен с юношами–студентами.
Во-вторых, это связано с тем, что в процессе развития, у молодых людей происходит переоценка ценностей, и появляется новая привычка мужчины. В-третьих, это говорит о том, что студенты легче принимают тенденцию к изменению гендерн. стер., что также способствует снижению маскулинности.
Различия в гендерных стереотипах
- У мальчиков и девочек выявлены в отношении сильного пола по независимости. Девочки выше оценивают значимость данной характеристики для мужского образа и часто отмечают, что сильный пол должен быть независимым.
- У юношей и девушек выявлены в отношении женщин (далее по тексту иногда будет употребляться Ж) по категориям «ответственность» и «независимость». Девушки-студентки выше относят важность серьезности для женского поступка и часто отмечают, что Ж следует быть обязательной. Учащиеся выше оценивают значимость независимости для женского поступка и часто отмечают, что девушка должна быть независимой.
Какова роль гендерной психологии в современном обществе
Вопросы оказания психологической помощи с учетом гендерных особенностей человека в последнее время становятся особенно актуальны. Как мы писали ранее, существуют определенные закономерности в специфике возникновения сложностей у мужчин и женщин, а значит, вопросы коррекции данных сложностей так же должны строиться с учетом гендерной специализации. Достаточно большое внимание вопросам гендера в психологическом консультировании уделил С. Гледдинг . Автор отмечает, что при наличии гендерной специализации консультирования психолог может сталкиваться со специфическими потребностями и проблемами, а также нуждаться в определенных личностных особенностях, позволяющих успешно преодолевать сложности клиентов определенного пола. Кроме того, существует разница в эффективности применения тех или иных направлений консультирования, техник и методик, используемых для консультирования лиц определенной гендерной идентификации. Так, консультирование женщин требует от специалиста ориентации на межличностные отношения, развитую эмпатию, сердечность. В рамках консультирования женщин как максимально частые встречаются такие проблемы, как: личностные расстройства, депрессивные или субдепрессивные состояния; рациональные и иррациональные страхи и тревожность; расстройства пищевого поведения и созависимость; бездетность, отношения с детьми; неудовлетворенность браком, сложности переживания развода; множественность ролевых обязанность, хроническая усталость, сексуальная неудовлетворенность; внутренние конфликты, связанные с несоответствием собственным ролевым представлениям; проблемы выбора между семьей и карьерой и т.д.