Гендерные различия: 12 ключевых особенностей мужчин и женщин

Гендерные различия: 12 ключевых особенностей мужчин и женщин

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Насколько значимы, закономерны  и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды  и диктующей соответственно свои законы и правила?

Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Гендерные различия и социализация

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни,  правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт,  а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится  и  гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины  и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди  и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу  что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивост ь; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение , интернализация . Третьим типом является – идентификация , в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие физиологические различия существуют между мужчинами и женщинами

Мужчины имеют более развитую мускулатуру и больше количество мышечной массы, чем женщины. У женщин процент жира в организме обычно выше, чем у мужчин. Также у женщин развиты молочные железы, которых нет у мужчин. В общем, мужчины и женщины имеют разные физиологические особенности, которые определяются половыми гормонами.

2. Какие психологические различия можно наблюдать между мужчинами и женщинами

Мужчины чаще проявляют агрессию и соревновательность, в то время как у женщин чаще развиты сочувствие и эмпатия. Женщины могут быть более эмоциональными и выразительными, чем мужчины. Также у мужчин и женщин часто наблюдаются различия в способах общения и восприятии мира.

3. В чем отличие в области межличностных отношений у мужчин и женщин

Мужчины часто склонны к решению проблем с помощью анализа и логики, тогда как женщины чаще ориентированы на эмоции и внимание к чувствам других. Мужчины обычно проявляют меньше эмпатии в общении, в то время как женщины обычно более теплые и поддерживающие в отношениях.

4. Какие различия в поведении в сфере труда можно наблюдать у мужчин и женщин

На рабочем месте мужчины чаще проявляют конкурентоспособность и стремление к лидерству, в то время как женщины часто более коммуникабельны и способны к коллективному взаимодействию. Мужчины часто ориентированы на достижение результатов и соревнование, в то время как женщины могут быть более вовлечены в создание комфортной рабочей обстановки.

5. В чем различие в области восприятия роли полов у мужчин и женщин

Мужчины часто ожидают от себя роли защитника и обеспечителя семьи, в то время как женщины могут ощущать большую ответственность за заботу о доме и детях. Для мужчин важно чувствовать себя сильными и успешными, в то время как женщины могут быть более ориентированы на поддержку и заботу о близких.

6. Какие различия в области эмоциональной выраженности у мужчин и женщин

Мужчины часто менее склонны к выражению своих эмоций и предпочитают скрывать свои чувства, тогда как у женщин обычно больше эмоциональной открытости и способности к общению на эмоциональном уровне. Мужчины часто сталкиваются с социальным давлением быть сильными и не показывать слабость, в то время как у женщин это может быть более принимаемо.

7. В чем различие в подходе к принятию решений у мужчин и женщин

Мужчины обычно ориентированы на логику и анализ при принятии решений, в то время как женщины могут быть более эмоциональными и учитывать чувства при принятии выбора. У мужчин часто преобладает стремление к быстрой и точной оценке ситуации, в то время как у женщин может быть большее внимание к деталям и возможным последствиям.

Какие биологические различия существуют между мужчинами и женщинами

Гендерные различия: 12 ключевых особенностей мужчин и женщин

Сегодня в нашей рубрике «Твой психолог» на этот вопрос отвечает Семен Юдин , руководитель центра психологической поддержки КемГМУ Минздрава России.

Считается, что психика мужчин и женщин действительно отличается. Но нужно учитывать, что любые различия не абсолютны и зачастую важны межличностные различия внутри каждой из групп. Рассмотрим некоторые различия.

Женщины осваивают вербальные и языковые навыки, в то время как у мужчин лучше развито пространственно-логическое мышление и математические способности.

Эмоциональная выразительность

Женщины, как правило, лучше понимают эмоции других людей, более открыты в выражении своих эмоций, у них более богатая эмоциональная палитра, в то время как мужчины, наоборот, склонны к сдержанности в выражении своих чувств.

Социальная адаптация

Женщины могут быть более социально адаптированными, у них лучше развит социальный интеллект и эмпатия, помогающие им налаживать социальные связи и договариваться, в то время как мужчины имеют склонность к конкуренции. Они могут лучше понимать эмоциональные потребности других людей и быть готовыми к поддержке и сотрудничеству. Мужчины часто воспринимают жизнь как соревнование, поэтому они могут проявлять большую настойчивость и целеустремленность в достижении своих целей.

Склонность к риску

Мужчины могут быть более склонны к принятию рискованных решений и поведению, чем женщины. Это может проявляться, например, в том, что мужчины выбирают экстремальные виды спорта или делают рискованные инвестиции.

Однако стоит отметить, что эти различия могут быть индивидуальными, и некоторые мужчины могут иметь высокую эмоциональную выразительность, а некоторые женщины могут быть более конкурентно ориентированными. Кроме того, многие из этих различий могут быть объяснены не только биологическими различиями, но и социальными и культурными факторами.

На формирование психики и поведения мужчин и женщин могут сильно влиять культурные и социальные факторы. Например, в различных культурах и обществах ожидания от мужчин и женщин могут быть очень разными, что может сказываться на их поведении и психологических характеристиках. Также важно учитывать индивидуальные различия внутри каждой группы, так как каждый человек уникален и может иметь свои собственные особенности и способности.

В целом можно сказать, что психика мужчин и женщин имеет как сходства, так и различия, и что эти различия могут быть объяснены как биологическими, так и социальными и культурными факторами. Важно понимать, что все люди уникальные и разные. Нельзя обобщать представление о психике мужчин и женщин без учета индивидуальных особенностей каждого человека.

В чем отличия в психологических особенностях мужчин и женщин

  • Гендерные различия и социализация
  • Исследования гендерных различий
  • Ограничения накладываемые традиционной женской ролью
  • Ограничения накладываемые традиционной мужской ролью
  • Гендер в различных культурах

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как ктаковому, но так же ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Насколько значимы, закономерны  и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды  и диктующей соответственно свои законы и правила?

Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

2.Гендерные различия и социализация

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни,  правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт,  а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится  и  гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины  и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди  и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу  что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивост ь; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение , интернализация . Третьим типом является – идентификация , в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Какие социокультурные факторы влияют на различия между полами

Вероятность пережить глубокую депрессию в два раза выше у женщины, чем у мужчины. Склонность к ним еще более возрастает в периоды гормональной перестройки.

«Есть массив данных за то, что в зависимости от пола человек по-разному переживает эмоции, – говорит доктор Муар, – Есть несколько различий в лимбической области мозга (отвечающей за обработку эмоций), вследствие которых женщина более склонна к негативному взгляду на вещи и к беспокойству по поводу жизненных проблем. Это лишает ее нормального сна, что, в свою очередь, приводит к депрессии».

Эти различия, добавляет доктор Абель, весьма вероятно, есть результат воздействия гормонов. Физическая структура женского мозга отличается от структуры мужского отчасти потому, что это запрограммировано генетически, а отчасти из-за различий в способностях мозга мужчины и женщины «видеть» гормоны. Женский мозг имеет больше рецепторов, способных воспринимать эстроген, чем мужской, а кроме того он обладает ферментами, преобразующими тестостерон в эстроген.

«Рассуждая о здоровье обоих полов, мы должны принимать во внимание и гормоны, и хромосомы. Взрослые женщины в два раза чаще страдают от депрессии, чем мужчины, но мужчины имеют в два раза более высокий риск развития шизофрении», – говорит Катрин Абель. При этом мужская шизофрения протекает, как правило, тяжелее женской. Профессор Лос подтверждает, что женщины страдают меньше и лучше поддаются лечению антипсихотическими препаратами, возможно потому, что они вступают во взаимодействие с женским гормоном эстрогеном. В целом женщины реже нуждаются в госпитализации и имеют более благоприятный прогноз.

Есть ли различия в психологических характеристиках мужчин и женщин

Женщина – фрезеровщик или мужчина – воспитатель. Многие стереотипные суждения сегодня ушли в прошлое. Сталкиваться с трудностями при устройстве на работу из-за пола приходилось немногим, но согласно статистике женщинам – чаще, чем мужчинам. Критерий отбора по гендерной принадлежности нельзя назвать официальным, но зачастую он играет первостепенную роль. Университет «Синергия» рассказывает, какие профессии преимущественно считаются женскими и мужскими.

Традиционно принято считать, что женщина – рукодельница, созидательница и хранительница очага. Мужчина же, напротив, представляется расчетливым, сосредоточенным добытчиком, выполняющим всю серьезную, физически тяжелую работу. На законодательном уровне прописано полное равенство по гендерному аспекту в любой трудовой деятельности. Однако в жизни ситуация обратно противоположная.Гендерные различия: 12 ключевых особенностей мужчин и женщин 01

Женские профессии

Наиболее подходящими профессиями для прекрасного пола принято считать:

· бухгалтер, кассир;

· секретарь;

· стилист-парикмахер;

· преподаватель, воспитатель;

· медсестра;

· проводник, стюардесса;

· швея, закройщица;

Почти невозможно встретить девушку, которая мечтала бы стать грузчиком или электриком. Тем не менее еще остались те, кто обращает внимание на заведомо мужские специальности в силу разных обстоятельств и, что самое интересное, добивается в них успехов. Некоторые женщины обладают сильным характером и врожденной способностью добиваться намеченных целей. Эти особенности позволяют им достигать профессиональных успехов и идти вверх по карьерной лестнице. Женщина на управляющем посту в крупной корпорации сегодня – обыденное явление. Так же, как и девушка-инженер в промышленной отрасли. Женщины получают престижные математические премии, становятся учеными, совершают открытия.Гендерные различия: 12 ключевых особенностей мужчин и женщин 02А еще водят маршрутные такси, продают автозапчасти и строительные материалы, могут профессионально починить сантехнику или исправить неполадки на железнодорожных путях. Наравне с представителями сильной половины человечества дамы проводят научные исследования, привлекаются к лабораторным работам и делают открытия в сферах экологии, химии, биологии, а также многих других областях. Все больше девушек поступает на строительные, железнодорожные, технологические факультеты в университетах, не говоря уже о политике, международных отношениях и юриспруденции, где женщины уже давно стали полноправными, уважаемыми кандидатами на вакантные места.

Какие умственные способности различаются у мужчин и женщин

В психике мужчины и женщины существует разница в подходе к решению проблем в напряженной стрессовой ситуации.

Как это влияет на отношения между детьми и родителями?

Мужчины-отцы придерживаются принципа: если ничего нельзя сделать, так и нечего об этом говорить.

Например, дочка жалуется отцу на проблемы, которые нельзя решить (предположим, какое-то очень сложное отношение в школе с одноклассниками или учителями). Она рассчитывает, что отец выслушает её переживания и посочувствует. Но вместо этого, мужчина склонен, как правило, блокировать эти попытки дочкиных «душеизлияний» фразами, которые он сам бы хотел слышать в такой ситуации, как подтверждение веры в то, что он сам справится с проблемой: «Да тут ничего серьёзного. Собственно, в чём проблема? Ну это же не так трудно». Или: «Ничего, мы тебя переведём в другую школу» или «Не расстраивайся, в следующем году, часть ваших одноклассников уйдёт в училища». Или он может дать чисто мужской совет: «Ну так возьми просто и дай сдачи!», который с точки зрения этикета и качеств природы девушки вообще неприменим.

Очень часто, чувствуя свою некомпетентность и не понимая, как действовать, столкнувшись с совершенно другой природой, женской природой, мужчина-отец может с некоторым раздражением сказать дочери фразу: «Ну что ты хочешь, чтобы я сделал? Ближе к делу! Не надо всех этих деталей, просто скажи, в чём проблема? Папа уладит». Проблема в том, что когда дочь хочет получить эмоциональную поддержку и говорит о какой-то своей трудности, ей меньше всего в этот момент нужно, чтобы кто-то ей объяснял, почему ей так себя чувствовать не надо. Она, в первую очередь, ищет понимания и сострадания, хочет, чтобы её просто выслушали. Но мужчине очень трудно поверить в то, что от простого слушания могут решиться какие-то проблемы. Действительно, проблемы не могут решиться тем, что тебя просто кто-то выслушал. Но для девочки самым важным является осознание того, что столкнувшись с каким-то страданием и испытанием в этом мире, она имеет рядом людей, которые поймут её и поддержат, в первую очередь, эмоционально.

Женщины-матери придерживаются принципа: если ничего нельзя сделать, так, по крайней мере, об этом можно поговорить.

Например, мама встречает в дверях своего сына пятиклассника с синяком под глазом. Собственно, с этим ничего сделать нельзя. Это — мальчишеская реальность, это школа, это судьба, в конце-концов. И мама, вместо того, чтобы сказать те слова, которые больше всего нужны мальчику, эти отцовские тексты: «Ну, ничего страшного. Ну бывает. Ну, в конце-концов, все не так уж плохо», или «Ну ты в следующий раз возьми и дай сдачи»… она вместо этого начинает выражать своё беспокойство, и хочет, чтобы сын поделился всем тем, что он переживает и чувствует в этот момент. Она задает ему массу вопросов, чем заставляет его абсолютно закрыться и чувствовать себя беспомощным. «Тебя ударили? Тебя сильно ударили? А кто тебя бил? А, может быть, тебя еще держал кто-то, пока тебя били?» Особенность мужской психики — в ситуации стресса как можно сильней и как можно больше забыть. Оставить только ту проблему, которую не решать нельзя, иначе это выльется в еще больший кризис. И когда он хочет это забыть и дать этому всему как бы утрястись, мама начинает теребить раны и задавать массу вопросов. Потому как под влиянием своего эго она представляет, что вот если бы она сама пришла с синяком из школы, то для неё нужнее всего было бы, чтобы ей задали как можно больше вопросов по обстоятельствам того, что произошло и проявили сострадание. Но самое интересное, что это имеет обратный эффект. Такая очень нежная, трепетная поддержка матери, очень часто заставляет мальчика чувствовать себя ещё хуже. Во-первых, просто потому, что она ему напоминает о том событии, которое он старается забыть. А во-вторых, он чувствует себя беспомощным, маленьким, инфантильным имбицилом, которому мальчишки дали в глаз, а он — трус, недостаточно силён был, чтобы дать сдачи, или недостаточно способен был как-то по-другому это решить.

И наоборот, очень часто матери, понимая, что нужно поддержать дочь, странным нелогичным образом начинают вести себя с ней, как мужчины — начинают давать советы, хотя знают отлично, что сами бы в момент серьёзного потрясения, очень глубокой душевной боли или разочарования из-за предательства других людей, хотели бы просто получить сочувствие и поддержку. «Ну все не так уж плохо. Ну, в конце концов, бывает. Да ладно, жизнь продолжается. Чего там, всё в порядке. Руки-ноги целы и то хорошо» и так далее. То есть, фразы, которые имеют один контекст – нет никаких оснований себя сейчас так чувствовать.

Какие профессии чаще выбирают мужчины, а какие - женщины, и почему

Гендерные различия: 12 ключевых особенностей мужчин и женщин 03

Пубертат — период полового созревания, когда в организме активизируются половые гормоны и под их действием перестраивается вся эндокринная система, — начинается приблизительно с 11-12 лет. В этом возрасте наблюдается резкий скачок уровня гормонов. Синтез некоторых постепенно уменьшается и приходит к норме взрослого человека. Такими, например, являются гормоны щитовидной железы , в частности, тироксин, который, начиная с 11 лет и до 60, вырабатывается одинаково — 60-155 нмоль/л. Для сравнения: норма гормона у новорожденного — 100-250 нмоль/л.

Однако большинство гормонов активизируются. В гипоталамусе начинает активно синтезироваться гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ), который стимулирует выработку лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов. А именно они и отвечают за количество производимых половых гормонов.

В этот период организмы мальчиков и девочек начинают развиваться по-разному. Если в детском возрасте гормональный фон обоих полов был приблизительно одинаковый, то начиная с пубертата различия становятся хорошо заметны. Например, тестостерон до возраста 11-13 лет вырабатывается одинаково — в количестве 0,06-0,2 мкг/л. С началом полового созревания разница будет существенной: для мужчин — 2,6-11 мкг/л, для женщин — 0,1-1,1 мкг/л. А поскольку многие гормоны влияют на поведенческие модели и психологию человека, именно в этом возрасте мальчики и девочки начинают остро ощущать разницу между полами.

В чем отличия в подходе к решению проблем у мужчин и женщин


Существует ли психологическое различие между полами?

На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и женщинами мне интересны прежде всего тем, что до сих пор они остаются малоизученными. При изучении процесса половой дифференциации возникают сразу три круга вопросов:

1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?

2. Какова степень этих различий, насколько жестко pазгpаничиваются мужские и женские качества?

3. Какова пpиpода этих pазличий, являются ли они унивеpсально биологическими или отpажают исторически преходящие формы полового разделения туда?

В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания.

Как влияет гормональный фон на поведение и характер мужчин и женщин

Эмоция (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Под эмоциями понимают протяженные во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

Рассмотрим гендерные различия в проявлении эмоций у детей и взрослых. В большинстве случаев гендерные различия по таким характеристикам как беспокойство и плач у детей отсутствуют (по данным Э. Маккоби и К. Жаклин). Их нет по частоте и длительности плача, по проявлениям беспокойства, по реакциям на присутствие и отсутствие матери или незнакомого человека. Плач и беспокойство ребенка свидетельствуют о том, что он замечает изменения ситуации и эмоционально реагирует на нее. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации, то есть их плач и беспокойство можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки же чаще плачут тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Т. В. Бендас называет этот тип плача «коммуникативным».

Анализ данных, касающихся страха показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх. Не зафиксировано серьезных различий в их поведении при встрече с незнакомым человеком, подъеме на высоту, по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки на громкий голос, по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку, по поведению во время первого посещения детского учреждения. Дошкольники обоего пола одинаково испытывают тревогу, когда их кладут в больницу. Наконец, дети обоего пола одинаково склонны сообщать о своих страхах. Этот результат закономерен, эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью – адекватная реакция. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики и юноши. В. А. Чикер с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В. П. Плотников с соавторами выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек – к сессии и к экзаменам.

Эмоции - это сложный процесс, который отражает субъективное отношение к существующим или возможным ситуациям. Они порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин. Гендерные различия в проявлении эмоций у детей и взрослых - это важный аспект, который изучают психологи и нейробиологи.

Согласно исследованиям, у детей дошкольного возраста гендерные различия по характеристикам,such as беспокойство и плач, отсутствуют. Это означает, что мальчики и девочки реагируют на изменения ситуации и эмоционально реагируют на них в равной степени.

Однако, уже в возрасте трех недель, мальчики начинают проявлять отличия. Они меньше спят и больше времени тратят на беспокойство, чем девочки. Плач у мальчиков чаще возникает, когда они сталкиваются с новым или пугающим стимулом, что свидетельствует об их способности распознавать новый стимул и новизну ситуации.

Это можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию. Мальчики более склонны к исследовательскому поведению, чем девочки, что может быть связано с более высоким уровнем тестостерона в их организме.

У взрослых мужчин и женщин гендерные различия в эмоциональной сфере также существуют. Мужчины более склонны к эмоциональной регуляции, чем женщины, и имеют более высокий уровень тестостерона, что может влиять на их эмоциональное состояние.

Женщины, с другой стороны, более склонны к эмоциональной экспрессии и имеют более высокий уровень эстрогена, что может влиять на их эмоциональное состояние.

В целом, гендерные различия в эмоциональной сфере - это сложный и многогранный процесс, который зависит от многих факторов, включая гормональный фон, гендер, возраст и другие.