Самым активным временем развития самосознания и личности является раннее детство: какие факторы влияют на формирование личности в этот период
- Самым активным временем развития самосознания и личности является раннее детство: какие факторы влияют на формирование личности в этот период
- Связанные вопросы и ответы
- Какие события в детстве могут оказать наибольшее влияние на развитие самосознания
- В чем особенности формирования личности в подростковом возрасте
- Какие факторы способствуют развитию самосознания у взрослых
- Как влияют внешние обстоятельства на развитие личности в определенный период жизни
- Какие методы саморазвития могут помочь улучшить самосознание и развитие личности
- Какие роли играют образование и самообразование в формировании личности
- Существует ли оптимальный возраст для развития самосознания, и если да, то какой
- Как важно наличие родительской поддержки для развития самосознания в детстве
- Влияет ли социальное окружение на развитие самосознания и личности
Самым активным временем развития самосознания и личности является раннее детство: какие факторы влияют на формирование личности в этот период
В раннем детстве происходит зарождение самосознания. Образ "Я" формируется на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе деятельности. Ребенок приобретает новые знания о самом себе в процессе контактов с окружающими людьми, сравнивая себя с другими, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других людей. Благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками постепенно накапливаются знания о своих возможностях. Представления ребенка о себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
Примерно с полутора-двух лет ребенок начинает уверенно узнавать себя на фотографиях, в зеркале и готов к более целенаправленной социализации. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. Ребенок смотрится в зеркало, пытается изменить или поправить свой внешний облик, что является началом перехода "пассивной" составляющей рефлексии – восприятия самого себя – в активную ее фазу, создание образа "Я", соотнесение его со сформированными ранее представлениями, переход к активным действиям "самосовершенствования", затрагивающим пока только внешность.
Практический пример
Американские психологи Льюис и Брукс-Ганн в результате экспериментов с зеркалом выявили следующее. До восьми месяцев для детей является привлекательным образ, который они видят в зеркале, но затрудняются ответить на вопрос о том, узнают ли они свое изображение. После восьми и до 16 месяцев дети могут установить разницу между своим изображением в зеркале и отображениями в зеркале других людей. Это свидетельствует о начале установления взаимосвязей между определенными особенностями внешности с образом "Я". В то же время иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, стараясь найти "другого" ребенка. Когда экспериментатор поставит губной помадой красную метку на носу ребенка, тот ее заметит, но будет указывать на нос в зеркале, а не на свой собственный. В возрасте около полутора лет дети начинают понимать, что видят свое собственное отражение. При этом если экспериментатор поставит на носу ребенка красную метку, будет несколько иная реакция: ребенок покажет на свой нос. К двухлетнему возрасту самосознание совершенствуется и подразумевает не только знание своей внешности, но и осознание своих действий.
Связанные вопросы и ответы:
1. В каком возрасте происходит наиболее активное развитие самосознания и личности
Ответ: Наиболее активное развитие самосознания и личности происходит в детском и подростковом возрасте. В этот период дети начинают осознавать себя как отдельную личность, формируют свои ценности, убеждения и интересы. Это время характеризуется постоянным поиском своего места в обществе и установлением личностных границ.
2. Какие факторы влияют на активное развитие самосознания и личности
Ответ: На активное развитие самосознания и личности влияют различные факторы, такие как социальная среда, воспитание, образование, личный опыт и взаимодействие с окружающими. Важную роль играют также генетические предпосылки и индивидуальные особенности каждого человека.
3. Какие изменения происходят в самосознании и личности в период активного развития
Ответ: В период активного развития самосознания и личности происходят значительные изменения. Человек начинает понимать свои сильные и слабые стороны, формирует свое мировоззрение, развивает способности к самоанализу и саморефлексии. Этот процесс сопровождается установлением новых целей и стремлений.
4. Как можно помочь в активном развитии самосознания и личности
Ответ: В активном развитии самосознания и личности помогает осознание своих целей и желаний, самопознание, общение с людьми, поддержка окружающих, чтение книг и приобретение новых знаний. Важно также умение принимать решения, анализировать свои поступки и стремиться к самосовершенствованию.
5. Какие меры стоит принять для развития самосознания и личности взрослому человеку
Ответ: Для развития самосознания и личности взрослому человеку стоит уделить внимание самопознанию, развитию эмоционального интеллекта, улучшению навыков общения, постановке и достижению личных и профессиональных целей. Также важно не оставаться на месте, постоянно изучать что-то новое, путешествовать, расширять кругозор.
6. Какова роль самосознания и личности в формировании человека как личности
Ответ: Самосознание и личность играют ключевую роль в формировании человека как личности. Они определяют поведение, ценности, установки и способность человека к саморазвитию и самопознанию. Чем глубже и осознаннее самосознание, тем более целостной и сбалансированной становится личность.
Какие события в детстве могут оказать наибольшее влияние на развитие самосознания
Для поведения ребенка в раннем детстве характерна ситуатив-ность, т. е. оно неразрывно связано с самой воспринимаемой ситуацией и целиком определяется ею. К.Левин назвал такое поведение «полевым», когда дверь, коробочка притягивают ребенка, чтобы он закрыл и открыл их; лестница — чтобы он поднялся по ней; колокольчик — чтобы он позвонил в него; шарик — чтобы он покатил его и т. д. От каждого предмета исходит определенный побудительный аффект, притягивающий и отталкивающий ребенка. У ребенка нет равнодушного или отстраненного отношения к предметам. Вещи, заряженные аффективной силой, заставляют его действовать соответствующим образом.
К.Левин описал опыт, показывающий, какую трудность представляет для ребенка двух лет задача сесть на большой камень, находящийся вне поля его зрения. Как только ребенок поворачивается к нему спиной, чтобы сесть, он теряет камень из виду. Из затруднения ребенок вышел таким образом: он наклонился и смотрел между ног так, чтобы, стоя спиной к камню, видеть его.
В исследовании Л.С.Славиной было показано, что слова ребенка двух лет не могут разойтись с действительностью. Он повторяет за взрослыми фразы: «Курица идет», «Собака бежит», но затрудняется сказать: «Таня идет», когда Таня сидит перед ним на стуле. Ребенок не способен к вьщумке, лжи и обману, и лишь к концу раннего детства появляется элементарная способность говорить не то, что есть на самом деле.
По мнению Л. С. Выготского, ситуативность поведения ребенка обусловлена своеобразностью его сознания, для которого характерно, во-первых, единство между сенсорными и моторными функциями. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Восприятие любого предмета аффективно окрашено и поэтому влечет за собой действие с ним. Во-вторых, восприятие и чувствование существуют в неразрывном единстве. Ребенок смотрит на вещи, не отвлекаясь от непосредственных эмоций, которые они вызывают.
Для ребенка в раннем возрасте характерно особое отношение к действительности. Познавательные процессы еще не дифференцированы и действуют целостно, подчиняясь восприятию как доминирующей функции. Для малыша сознавать еще не означает воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Память преддошкольника проявляется только в активном восприятии — узнавании знакомых предметов и явлений. Мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядно-действенное — умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для ребенка не
252
означает думать, вспоминать, а означает совершать соответствующие внешней воспринимаемой ситуации действия с конкретными предметами. Воображения еще нет. Господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие.
Преодоление ситуативности обусловлено развитием предметной деятельности, речи. Речь способствует началу осмысления, осознания окружающей действительности, она анализирует и ка-тегоризирует воспринимаемое, т.е. вычленяет предметы, действия, качества и т. п.
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приводит к изменению отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. Изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б.Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку. Возникает личное действие — такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому: «Я рисую. Я гуляю. Я умываюсь».
В чем особенности формирования личности в подростковом возрасте
Помимо того, что подростковый возраст является периодом формирования самосознания, он отличается рядом других особенностей, как хороших (рост самостоятельности, развитие отношений со сверстниками, расширение сферы деятельности и интересов), так и негативных (протест по отношению к тем установкам, которые ранее он принимал без вопросов, дисгармоничность личности, находящейся в процессе перестройки, резкая смена интересов). Это период выхода на новую социальную позицию, который имеет большое значение для дальнейшего развития личности.
Если до этого момента для ребенка была более важна оценка взрослого, то формирующееся самосознание приводит к смене приоритетов в сторону важности того, как подросток сам оценивает себя, свои поступки и их последствия. Именно по этой причине отметки, получаемые в ходе учебного процесса, теряют свою прежнюю ценность, к тому же они становятся не единственным способом занять высокую позицию в школьном коллективе.
Еще одной особенностью развития психики в подростковом возрасте является состояние противоречия: подросток осознает свое отличие от других сверстников и всеми силами хочет это продемонстрировать — но в то же время, он стремится к определенным нормам. Очень важным моментом считается и стремление к формированию близких дружеских отношений.
Подростковый возраст является периодом повышенной эмоциональности; дети достаточно возбудимы, подвержены частой смене настроения, поведение подростков становится неуравновешенным. Особенно ярко это проявляется в период кризиса, который мы рассмотрим подробнее несколько позже.
Какие факторы способствуют развитию самосознания у взрослых
От самосознания во многом зависят эмоции, которые ты испытываешь. Например, если твоей ценностью является честность, но тебе пришлось соврать, ты ощущаешь стыд, разочарование, неудовлетворенность. А когда ты сказала правду, даже если это было непросто, то почувствуешь гордость, вдохновленность, уверенность в себе.
Так происходит из-за того, что самосознание основывается на сравнении своих поступков и мыслей с основными ценностями и взглядами. Неудовлетворенность, которая возникает из-за несоответствия им, становится побуждением к изменению поведения. Также эта мотивация способствует овладению новыми навыками и развитию определенных личностных качеств.
Таким образом, самосознание является частью процесса самоконтроля — способности осознанно справляться с эмоциями, желаниями и потребностями, а также принимать взвешенные решения.
От самосознания во многом зависит отношение к себе и самооценка. Человек, который понимает, что для него важно, гораздо увереннее, чем тот, кто не смог разобраться в себе и осознать свои приоритеты. К тому же, когда анализируешь и разбираешься в собственных чувствах и ощущениях, концентрируешься на своей личности, а не на сравнении себя с окружающими. И становишься менее подвержена внешнему влиянию, точно зная, чего хочешь от жизни. А это еще один залог высокой самооценки и позитивного отношения к себе.
Самосознание способствует формированию мышления роста. Оно, как и уверенность, важно для достижения успеха. Такая модель мышления заключается в знании как своих преимуществ, так и недостатков и направлении их в правильное русло. Люди с мышлением роста считают, что поняв себя и преодолев трудности, можно развить любой навык или стать такой, какой ты себя хочешь видеть.
Когда у человека недостаточно развит навык самосознания, он может попасть в ловушку фиксированного мышления. Оно опасно тем, что заставляет поверить в то, что твои способности не могут развиваться в течение жизни. Человек пытается не исправить, а скрыть свои недостатки, считает, что дела, которые привели к неудаче, были пустой тратой времени. Он зациклен на установках и принципах, которые для него комфортны, даже если они устарели и не приносят пользы.
Хотим отметить важность не только личного, но и общественного самосознания. Без этого навыка человек не может быть полноценной частью социума или чувствовать себя в нем комфортно. Общественное самосознание заставляет придерживаться установленных норм поведения, этикета, законодательных ограничений. В его основе также находится сравнение, но не с личными ценностями, а с социальными и культурными нормами, а также взглядами и принципами окружающих.
Таким образом, самосознание является навыком, который оказывает влияние на все аспекты жизни человека. Оно помогает найти свое место в обществе, понимать свое «я», чувствовать себя отдельной, уникальной личностью. От него зависит успех и мотивация, а также образ мышления и отношение к себе и жизни.
Как влияют внешние обстоятельства на развитие личности в определенный период жизни
Воздействие окружающих на развитие личности достаточно велико. Личность, развиваясь, взаимодействует с лицами, играющими определенные роли. От окружающих зависит то, как складывается жизнь человека. При изменении окружения в жизни человека происходят изменения – меняется судьба, положение вещей и т.д. Окружение также оказывает влияние на мировоззрение, цели, привычки, установки, приоритеты человека, даже на состояние здоровья. Поэтому единственным способом, благодаря которому личность может повлиять на свою жизнь является правильный выбор окружения.
Джеймс Фаулер и Николас Кристакис провели множество экспериментов на эту тематику и описали их в книге «Связанные одной сетью». Результаты экспериментов показывают, что окружение кардинально влияет на все сферы жизнедеятельности человека. Например, среда, которая состоит из преступников, оказывает пагубное влияние на новых заключенных, попавших в тюрьму. Человек является продуктом своего окружения, поэтому молодой человек, попавший в места заключения, выходит оттуда преступником с опытом. В книге также была описана ситуация, когда в окружении людей, страдающих ожирением, обязательно есть люди с лишним весом.
Статья: Как окружающие люди влияют на развитие личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Человек бессознательно копирует людей, с которыми общается, так как они «задают» для нас рамки приемлемого. В случае если окружение человека курящее, то самому человеку трудно бросить курить; если друзья употребляют спиртное, то и для человека становится это приемлемым.
Врачи-наркологи знают, что человек, пытающийся выйти из-под власти алкогольной зависимости, должен изменить окружение. Если человек снова вернется в привычную для него среду, то есть высокий риск вернуться к употреблению алкоголя.
Следует отметить, что происходящие в нашем окружении тенденции значительно влияют на нас, о чем свидетельствуют эксперименты Фаулера и Кристакиса. Например, если среди знакомых прокатилась волна разводов, то повышается вероятность того, что это может случиться и с нами. В предыдущем поколении было гораздо меньше разводов, потому что общество резко критиковало разводящуюся пару, поэтому общественное мнение держало людей в браке даже в сложных ситуациях.
Общественное мнение, окружение, среда обитания – это то, что влияет на наши решения больше, чем наше сознание. То, что принято в вашем окружении, становится приемлемо для вас. Каждый человек зависит от окружения. Вредные привычки, тенденции, манеры поведения «инфицируют» окружающих людей. Попав случайно в определенное окружение вы, сами того не замечая, приобретаете вредные привычки, можете впасть в депрессию, нарушить закон, стать агрессивным и т.п. Но это происходит только в том случае, если человек попадает в окружение с отрицательной характеристикой, все может произойти наоборот в благоприятном окружении – человек может бросить вредные привычки, быть счастливым и наслаждаться жизнью.
Замечание 1
Человеку необходимо тщательно выбирать людей, с которыми придется проводить время. Выбор окружения – это то, к чему следует относиться максимально осознанно. Оно подталкивает личность к развитию, к правильной реализации, формированию правильного и позитивного мироощущения.
Как правило, окружение человека с рождения формируется неосознанно. Оно состоит из семьи, друзей, знакомых, соседей, коллег и т.д. Так, окружение составляют люди, которые по причинам близкого географического расположения и сплетения обстоятельств вошли в нашу жизнь.
Чаще всего мы выбираем друзей по равенству– нам есть о чем с ними поговорить, с ними мы находимся приблизительно на одинаковом уровне развития. Известная поговорка гласит: «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», поэтому обратите внимание на людей, с которыми проводите время, на их настроения, желания, проблемы, скорее всего, глядя на них вы осознаете причины происхождения собственных настроений, желаний и проблем. Например, подруги могут вместе верить во что-либо, читать гороскопы, находится в депрессии, говорить о несовершенстве мира и т.д.
Человек вполне может изменить свой круг общения, осознанно сформировать его. Наши преграды, негатив, заставляющие двигаться по замкнутому кругу событий, находятся на уровне бессознательного. Также наши желания обязательно обеспечены свойствами их реализации, только для этого необходимо осознать себя, желания и потребности.
Какие методы саморазвития могут помочь улучшить самосознание и развитие личности
Вообще в жизни есть две категории людей. Одним хватает «серой» жизни, малого дохода, невысокого уровня здоровья, среднестатистической должности. Они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Другая категория людей – это люди, которые постоянно стремятся к личностному росту, самосовершенствованию своей жизни и достижению амбициозных целей. Каждый день они «прокачивают» себя новыми знаниями и новыми навыками. Для них самообразование и саморазвитие является их стилем жизни. Я даже не буду задавать вопрос, в какой категории находишься ты. Думаю, что если ты уже читаешь эти строки на моем блоге, то явно во второй.
Во взрослой жизни нет никаких дипломов, преподавателей и планов обучения. Ты один и только тебе решать как будет проходить твое дальнейшее развитие, как личности. Понимаешь, ты и только ты теперь ответственен за все, что происходит в твоей жизни. Если раньше все можно было «спихнуть» на учителей и родителей, то теперь не получится. Ты вырос, ты самостоятелен, ты ответственен. К сожалению, многие этого не понимают и продолжают «крякать» на страну, президента, чиновников и соседа с верхнего этажа. Счастье, успех и богатство искать, достигать и забирать только тебе. И самообразование является прекрасным инструментов в достижении этих состояний.
Только с годами начинаешь понимать необходимость процесса самообразования. К сожалению, нас не учат этому в школе или институте. Тебе дают, ты бери. Поэтому работать над собой со временем становится все сложнее и сложнее. Это всегда требует определенных усилий. Это не легче, чем пойти в спортзал и поднять 100кг от груди лежа. В большинстве случаев жизнь сама заставляет заняться самообразованием. Вначале это может показаться каторгой, а потом начинаешь получать от этого удовольствие. Самообразование может стать отличительной чертой и показателем высоких морально-волевых качеств твоей личности.
Какие роли играют образование и самообразование в формировании личности
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. · открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности. · стремление к самопознанию. · формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. · самоуважение · становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"
Личностные изменения в подростковом возрасте
Важнейшая психологическая особенность подростков — чувство взрослости. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Однако на этом этапе развития ребенок не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста — между возросшим ощущением самостоятельности и психологическими возможностями подростка, разрешение которого и ведет к дальнейшему психическому развитию.
У подростка существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания. Один из них — развитие своей личности по образу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах ребенка является самостоятельным. Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возраста, — это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми. Подросток ждет от взрослых понимания и доверия. Если же взрослые не считаются с тем, что он уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм. Все эти качества могут явиться следствием игнорирования взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирования лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывания ему мотивов, не соответствующих действительности. В этом случае у подростка возникает внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям: он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а имеют, возможно, даже другой, противоположный смысл.
Существует ли оптимальный возраст для развития самосознания, и если да, то какой
Восприятие ребёнком своих родителей меняется в различные периоды жизни, соответственно, и образы их претерпевают изменения. Рассмотрим динамику формирования родительских образов в разные возрастные периоды: период раннего детства, период полового созревания, период взросления и период утраты родителей.
В раннем детстве, когда сознание ребенка еще развито слабо, родители (в первую очередь, конечно, мать) воспринимаются в более или менее бессознательном состоянии, архетипически. Мать – это источник благоденствия, расслабления, стабильности, по сути – источник жизни, а отец – динамичный, властный, олицетворяет защиту и побуждает к действию. Образы конкретных родителей фрагментарны в восприятии маленького ребенка. «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в нем», – написал С.Т. Аксаков в своем произведении «Детские годы Багрова – внука».
Проецирование в раннем детстве архетипов Отца и Матери на своих родителей объясняет идеализацию родителей (мама – самая красивая, а папа – самый сильный) и чрезвычайную чувствительность ребенка к несоответствию между бессознательным идеалом и реальными родителями. И чем больше поведение родителей противоречит их воспитательным установкам, тем противоречивее образы родителей в сознании ребенка, тем большая опасность для него возникновения невроза и соматических заболеваний. Образы родителей формируются в сознании ребенка через органы чувств в непрерывном пространственно-временном континууме, поэтому не так важно, что родители рекомендуют, а важно как они поступают сами. Следовательно, более зрелые и любящие родители являются объектами адекватного проецирования архетипов Отца и Матери и залогом психологического и соматического благополучия ребенка. Восприятие ребенком таких родителей сопровождается гаммой положительных эмоций, а формирование родительских образов происходит под влиянием преимущественно позитивной проекции архетипов Отца и Матери.
В последующей жизни архетипические образы Отца и Матери уступают индивидуальным образам конкретных родителей, но в бессознательном они остаются могущественными первообразами, которые обнаруживают свое влияние в течение всей жизни. С развитием индивидуального сознания уменьшается важность родительской личности, теряется чувство непосредственной связи и единства с родителями. В идеале «из образа родителей выделяется архетип взрослого человека, образ мужчины, каким его с давних времён знала женщина, и образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина» /2/. Взаимное проецирование этих архетипов делает возможным создание семьи, но родительские образы могут оказывать влияние на выбор конкретных носителей проекции мужского и женского начала. Доминирование родительского образа обнаруживается, если при выборе любимого человека решающим фактором было позитивное или негативное сходство с родителями /2/. Когда в семье появляются дети, мужчины и женщины осваивают роли отца и матери и, в свою очередь, становятся воплощением первообразов Отца и Матери для своих детей. Теперь они – взрослые люди. Образы их родителей связаны с конкретными родителями, а архетипы стабилизированы проекцией: архетипа Матери – на семью, церковь, природу, вселенную, архетипа Отца – на закон, общество, нацию. Эта динамика сохраняется, пока родители живы, и меняется, когда родители уходят. В периоде горевания исчезают остатки относительной инфантильности, укрепляется позиция взрослого и родителя своим детям. Образы ушедших родителей очищаются от житейского налета, вновь идеализируются, погружаются в бессознательное и, возвращаясь к первообразам, приобретают свойства символа.
Как важно наличие родительской поддержки для развития самосознания в детстве
Влияние на личность в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другим лицом собственных положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности. На раннем этапе развития личности индивида используется принцип похвалы, в случае успешного и адекватного поведения, и наказания, в случае неудачи. В первую очередь взрослые, точнее родители и педагоги, прививают ребенку правильную модель поведения, культурные традиции, нормы этики и правила получения новых знаний. Самоанализ индивида возникает уже после сравнения собственных поступков с известными ему шаблонами поведения. Например, негативная оценка ребенку в школе снижает мотивацию работать на результат. Большое влияние на личность оказывает индивидуальный опыт индивида, который определяется также физическим окружением. К физическому окружению относится природа, окружающая нас, особенно климат. Люди, которые живут в разных климатических условиях, отличаются друг от друга. Культура оказывает влияние на личность, её формирование. Культура является носителем определенных социальных норм и ценностей, которые вносят свои коррективы в формирование личности.
Социум играет важную роль в формировании личности, ее развития и становления. Оценка социума личности оказывает значительное влияние на ее формирование. Социальное окружение - это основной фактор, который влияет на личность, ее развитие и формирование индивидуальных качеств.
Человек нуждается в высокой оценке другими лицом своих положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности.
Родительская поддержка
На раннем этапе развития личности индивида используется принцип похвалы, в случае успешного и адекватного поведения, и наказания, в случае неудачи. В первую очередь взрослые, точнее родители и педагоги, прививают ребенку правильную модель поведения, культурные традиции, нормы этики и правила получения новых знаний.
Самоанализ индивида возникает уже после сравнения собственных поступков с известными ему шаблонами поведения. Например, негативная оценка ребенку в школе снижает мотивацию работать на результат.
Индивидуальный опыт
Большое влияние на личность оказывает индивидуальный опыт индивида, который определяется также физическим окружением. К физическому окружению относится природа, окружающая нас, особенно климат. Люди, которые живут в разных климатических условиях, отличаются друг от друга.
Культура также оказывает влияние на личность, ее формирование. Культура является носителем определенных социальных норм и ценностей, которые вносят свои коррективы в формирование личности.
Влияет ли социальное окружение на развитие самосознания и личности
Актуальность темы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к школьному обучению и личностно - ориентированная модель. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и развитие компетенций.
Компетенция является результатом образования и воспитания в широком смысле слова. Учебно-воспитательный процесс, происходящий в школе, во-первых, должен быть направлен на формирование компетенций, во-вторых, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.
Личностная компетенция, или компетенция личностного развития направлена на освоение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ребенок овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
В школьном возрасте складываются оптимальные условия для формирования личностной компетенции, которая обуславливает необходимый уровень развития личностных качеств ребенка. В этот период происходит наиболее интенсивное развития личности, формируется ряд психических и психофизиологических преобразований и качеств, которые могут лежать в основе дальнейшего развития ребенка.
Проблематика исследования. В современном обществе остро стоит вопрос о необходимости развития личностных качеств ребенка. При этом на различных этапах школьного образования уровень развития личностных качеств неодинаков. На каждом возрастном этапе есть свои проблемы.
Объект исследования – личностное развитие как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования – проблемы личностного развития на различных этапах школьного образования.
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты личностного развития детей на различны этапах школьного обучения для дальнейшей разработки системы упражнений, направленных на дальнейшее личностное развитие.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблемы личностного развития детей младшего школьного возраста
2. Изучить проблемы личностного развития детей среднего и старшего звена школьного обучения (подросткового возраста).
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод обобщения, метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации и метод моделирования.
Структура работы.