Каковы основные гендерные различия в межличностном понимании

Содержание
  1. Каковы основные гендерные различия в межличностном понимании
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. В чем заключаются основные гендерные различия в способности понимать чувства и эмоции других людей
  4. Какой роль играет общение и взаимодействие с родителями в формировании межличностного понимания у мужчин и женщин
  5. Существуют ли универсальные гендерные стереотипы, влияющие на межличностное понимание
  6. В чем отличия в способности к эмпатии у мужчин и женщин
  7. Какие социокультурные факторы влияют на понимание других людей разными гендерами
  8. Как влияет образование и профессиональная деятельность на межличностное понимание между мужчинами и женщинами
  9. Может ли гендерное равенство полов повлиять на уровень межличностного понимания
  10. Какие исследования были проведены по взаимосвязи гендера и межличностного понимания

Каковы основные гендерные различия в межличностном понимании

Каковы основные гендерные различия в межличностном понимании

К концу XX в. в психологической науке сформировалось два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований – психология половых различий и гендерная психология.

В первом направлении классической является работа Э. Э. Маккоби и К. Н. Джэклин. Они проанализировали публикации (около 5 тысяч), где были результаты сравнительных характеристик мужчин и женщин в разных областях. Выявили около 300 различий и применили

факторный анализ. Достоверные различия в психологических характеристиках можно выделить только по 4 признакам:

1. женщины превосходят мужчин по вербальным способностям.
2. мальчики и мужчины превосходят по пространственным способностям.
3. мальчики и мужчины превосходят по математическим способностям.
4. мужчины более агрессивны.

В 1990г. Г. Крампен с коллегами, анализируя накопленные к этому времени данные о половых различиях, добавил еще 2 свойства:

1. у женщин выше уровень тревожности
2. у женщин выше показатели нейротизма и субъективных (психосоматических) расстройств.

Кроме того существуют еще различия на уровне тенденции.

- У женщин локус контроля в большей степени внешний, а у мужчин внутренний.
- Макиавеллизм выше у мужчин.
- У женщин более высокие оценки ожидания неудач.

При гендерном подходе определяется гендерная идентичность и рассматриваются такие характеристики, как маскулинность и фемининность.

Мужчины лучше понимают черты, связанные с субъект-объектным взаимодействием. Выделяют больше когнитивную, интеллектуальную сторону.

Женщин – выделяют межличностные отношения, эмпатийные моменты. Женщины лучше понимают волевые качества и те черты, которые отражают отношение к другим людям.

Часто во взаимодействии в общении мужчины и женщины нарушается взаимопонимание. Это происходит по причине того, что мужчины и женщины по-разному понимают разные вещи.

1. Мужчины и женщины по-разному понимают справедливость.

Мужчины – это равенство и в поощрении и в наказании

Женщины всегда учитывают обстоятельства, в которые попадает человек. Пытаются найти оправдания.

1. Мужчины ориентированы на обладание информацией, свободу действия и независимы в суждениях. Женщины стремятся к психологической близости, осознанию того, что их жизнь тесно взаимосвязана с жизнью другого.
2. Мужчины и женщины в общении по-разному относятся к советам: для мужчины посоветоваться – ограничить свободу, показать, что ты зависим, для женщины увеличить силу.
3. Разная логика: склонность мужчин опираться на обобщенные выводы, женщин на конкретные примеры из личного опыта. В общении многие женщины в качестве аргументов приводят личные примеры, логика строится на личном опыте, интеграции опыта окружающих.
4. Разная направленность интересов. Мужчин интересует информация о фактах и событиях, у женщин интерес к эмоциям, чувствах других. В психолингвистике: у мужчин и женщин в разговоре ориентация на разные слои разговора. Стиль слушания мужчин на информационном уровне, а женщин на метаинформационном уровни (отношения).
5. Мужчины в общении склонны ориентироваться на содержание и прямые выводы, а женщины на поиски косвенных выводов, подтекста, тайного смысла.

Связанные вопросы и ответы:

1. Чем отличается мужское и женское межличностное понимание

Ответ: Мужчины и женщины могут по-разному воспринимать и интерпретировать невербальные сигналы, такие как жесты, мимика лица, интонация голоса. У женщин обычно больше внимания уделяется эмоциональной составляющей коммуникации, в то время как мужчины могут быть более фокусированы на конкретной информации. Также гендерные различия могут проявляться в стиле общения, предпочтениях в использовании языка и взаимодействии с окружающими.

2. Какие факторы могут влиять на гендерные различия в межличностном понимании

Ответ: Среди факторов, влияющих на гендерные различия в межличностном понимании, можно выделить культурные стереотипы, социальные роли, опыт общения, уровень самосознания и эмпатии. Также важную роль играют биологические особенности, такие как различия в функционировании мозга и гормональный фон.

3. Какие особенности мужского межличностного понимания можно выделить

Ответ: У мужчин часто можно наблюдать более логический и прямолинейный подход к коммуникации. Они могут обращать большее внимание на конкретные факты и детали, а также предпочитать анализировать проблему с позиции логики. Мужчины зачастую склонны к конкретным деловым разговорам и меньше фокусируются на эмоциональной составляющей общения.

4. Какие особенности женского межличностного понимания можно выделить

Ответ: Женщины, как правило, обладают большей эмпатией и способностью к сочувствию. Они могут быть более восприимчивыми к эмоциональным переживаниям собеседника и более склонны к поддержке и пониманию. Женщины часто используют невербальные сигналы и эмоциональный интеллект для общения.

5. Как гендерные различия в межличностном понимании могут повлиять на отношения между людьми

Ответ: Гендерные различия в межличностном понимании могут привести к недопониманию, конфликтам и разочарованиям в отношениях. Например, мужчина и женщина могут по-разному интерпретировать высказывания или невербальные сигналы друг друга, что может привести к конфликтам. Однако понимание гендерных особенностей и умение адаптироваться к ним могут способствовать более гармоничным отношениям.

6. Можно ли сказать, что мужчины обладают более развитым межличностным пониманием

Ответ: Нельзя с уверенностью утверждать, что мужчины обладают более развитым межличностным пониманием. Каждый индивидуальный случай уникален и зависит от множества факторов, включая личностные особенности, культурный контекст и образование. Важно помнить, что межличностное понимание является комплексным явлением, которое сложно сводить к гендерным категориям.

7. Как можно преодолеть гендерные различия в межличностном понимании

Ответ: Для преодоления гендерных различий в межличностном понимании необходимо развивать эмоциональную интеллектуальность и коммуникативные навыки. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека и стремиться к взаимопониманию. Также полезно осознавать и анализировать свои предвзятости и стереотипы, чтобы не допустить, чтобы они мешали взаимодействию с окружающими.

В чем заключаются основные гендерные различия в способности понимать чувства и эмоции других людей

Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Дейв Барри однажды сказал, что женщины в принципе могут оставить попытки дождаться от мужчин эмоциональности: "Если бы вам представилась возможность проникнуть глубоко в душу мужчины, то там, далеко внизу, под этой оболочкой мачо и слоем бесконечных занудных бесед о разных вещах вроде чемпионата мира 1978 года, вы бы обнаружили страстную и горячую увлеченность… чемпионатом мира 1978 года. Да, приходится признать, что мужчинам недоступны эмоциональные мысли и переживания. Пора вам, женщинам, понять это!" (Barry, 1991).

Слова Дейва Барри в точности отражают то, что думает большинство людей. Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находок в ходе изучения гендерных стереотипов (Birnbaum et al., 1980; Fabes & Martin, 1991). Айкс и Барнс (Ickes & Barnes, 1978) объяснили, что мужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением к контролю — причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или сокрытие своих чувств. О женственности они писали, что она, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств.

Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия). Оба уровня имеют большое значение для душевного здоровья и межличностных отношений, что мы будем подробно обсуждать в главе 4, когда пойдет речь об ограничениях, накладываемых традиционной мужской ролью.

Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности.

Дейв Барри однажды сказал, что женщины в принципе могут оставить попытки дождаться от мужчин эмоциональности: "Если бы вам представилась возможность проникнуть глубоко в душу мужчины, то там, далеко внизу, под этой оболочкой мачо и слоем бесконечных занудных бесед о разных вещах вроде чемпионата мира 1978 года, вы бы обнаружили страстную и горячую увлеченность… чемпионатом мира 1978 года. Да, приходится признать, что мужчинам недоступны эмоциональные мысли и переживания. Пора вам, женщинам, понять это!" (Barry, 1991).

Уровни гендерных различий в эмоциональности

Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях.

  1. Эмпатия и эмпатическая экспрессия: способность понимать эмоциональные состояния других и умение выразить это понимание.
  2. Эмоциональные переживания и эмоциональная экспрессия: переживание самим человеком своих эмоций и способы эти эмоции выражать.

Оба уровня имеют большое значение для душевного здоровья и межличностных отношений, что мы будем подробно обсуждать в главе 4, когда пойдет речь об ограничениях, накладываемых традиционной мужской ролью.

Эмпатия.

Действительно ли женщины более эмпатичны, чем мужчины? Если это и так, то причиной, вероятно, являются социальные нормы. От кого вы ожидаете большей эмпатии и более глубокого понимания эмоционального состояния других — от мужчин или от женщин? Как и большинство людей, вы наверняка испытываете полную убежденность в том, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Исследователи, однако, вашей уверенности не разделяют. Данные, касающиеся гендерных различий в эмпатии, на первый взгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретном случае метода измерения эмпатии. Айзенберг и Леннон (Eysenberg & Lennon, 1983), проводя всеобъемлющий обзор исследовательских работ в данной области, обнаружили, что чем более очевидно было, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньшие гендерные различия выявлялись. Например, серьезные различия наблюдались в исследованиях с использованием шкал, где обследуемый должен был сообщить, насколько эмпатичным он стремится быть, сравнительно скромные различия — у исследователей, использовавших шкалы, где надо было сообщить о своих чувствах после переживания определенной эмоционально насыщенной ситуации, а в работах, в которых использовались измерения физиологических показателей или мимических реакций, различий вообще не было обнаружено. Иначе говоря, подобные наблюдения могут означать, что мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, потому что это не соответствует гендерной роли. Забота и ласка — это важные части женской гендерной роли. Таким образом, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак не заметили этого по их поведению. В первую очередь вышесказанное относится к мужчинам, приверженным традиционной гендерной роли и, следовательно, считающим эмпатийную отзывчивость качеством, не согласующимся с этой гендерной ролью. В главе 4 мы будем обсуждать более глубокие аспекты мужской гендерной роли, включая ту ее часть, которая заставляет избегать поведения, ассоциируемого с женственностью.

Какой роль играет общение и взаимодействие с родителями в формировании межличностного понимания у мужчин и женщин

Определение 1

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи представителей разных полов, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендер рассматривался классиками гендерной психологии как одно из базовых измерений социальной структуры общества вместе с другими культурными и социально-демографическими характеристиками.

Толкование гендера может быть очень широким, обозначая разделение людей по полу, культурным символам, рынку труда, идентификационным моделям личности. Так и узким, в этой трактовке подчеркивается разница между биологическим и социальным полом личности.

Гендер – это социальная модель мужчин и женщин, определяемая их ролью и положением в обществе. В разных обществах гендерные системы различны.

Статья: Гендерные особенности межличностных отношений

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Сущность гендера – это противопоставление и полярность. Практически в каждом обществе с какого-то определенного момента социальные характеристики имеют два гендерных ярлыка – один биологический пол доминирующий, а другой считается вторичным. Эта гендерная асимметрия остается, несмотря на то, что со временем социальные нормы меняются. Таким образом, гендерная система является социально сконструированной системой неравенства по полу.

Свое влияние на гендерную социализацию оказывают психосоциальные особенности развития личности с точки зрения конкретной половой идентификации.

Ряд психологических особенностей жизнедеятельности и поведения человека обуславливается гендерным фактором, который формируется в социально-психологических поведенческих установках и стереотипах.

Гендерный подход в социально-психологическом понимании можно использовать к определению качества жизнедеятельности человека. Оценивая психологические критерии гендерного фактора важно затрагивать социально-психологический и интегративный подходы.

На поведение людей и их жизнедеятельность гендерный фактор оказывает существенное влияние.

Качество жизни и функциональный комфорт в реализации профессиональной деятельности обуславливаются гендерными стереотипами. Это говорит о том, что одним из главных способов социальной стратификации общества, является гендер, который в сочетании с социально-демографическими факторами (возраст, пол, национальность, класс), организует систему социальной иерархии.

Замечание 1

Гендер является набором всех культурных характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин и их взаимоотношения между собой.

Гендер – это аналитический инструмент для понимания всех социальных процессов, происходящих в обществе.

Быть женщиной или мужчиной, значит быть уверенным в том, что биологический представитель данного пола является носителем определенного набора биологических характеристик и обладателем личностных и поведенческих особенностей, соответствующих этому полу.

Половая принадлежность – это своеобразная когнитивная схема, дающая представления о том, какими свойствами должен обладать представитель каждого пола.

Гендер проявляется в повседневной реальности и является важной категорией социальной жизни человека.

Существуют ли универсальные гендерные стереотипы, влияющие на межличностное понимание

В истории исследования гендерных стереотипов отчетливо прослеживается периодизация. В первые периоды (70-е годы 20 в.) исследователи стереотипов более всего интересовались их содержанием, и в какой мере они соответствуют действительности. В последующие десятилетия изучение содержания стереотипов уходит на второй план. В фокусе внимания ученых становятся вопросы о причинах появления гендерных стереотипов, их устойчивости, механизмы стереотипизации, а также возможных путей изменения стереотипов.

Гендерная стереотипизация – это процесс приписывания индивидам на основании их половой принадлежности психологических качеств и статусных характеристик, закрепляющих доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин.

Гендер как когнитивная схема

Накопленные общие знания о категориях людей не позволяют справедливо судить об уникальных качествах отдельной личности

С. Фиске и С. Тейлор

Серьезной методологической базой, позволяющей объяснить механизмы гендерной стереотипизации, является с нашей точки зрения концепция социальной категоризации, получившая развитее в рамках теории социального познания. Авторы теории С. Фиске и С. Тейлор , объясняют стереотипизацию исходя из закономерностей процесса познания. Социальное окружение человека переполнено большим количеством информации. Человек не имеет возможности рассматривать каждую группу как уникальную. Чтобы свести все многообразие окружающего мира к воспринимаемой форме, он распределяет ее по категориям. Таким образом, он вынужден использовать стереотипы, в которых уже содержится необходимая информация, позволяющая воспринимать социальную ситуацию и ориентироваться в ней. Способность к категоризации очень важна для познания окружающей действительности и социальной адаптации. В противном случае, человек мог бы лишиться рассудка, если бы замечал и обрабатывал всю поступающую информацию. Применительно к гендеру это будут следующие категории: «мальчики» - «девочки», «мужчины» - «женщины».

В чем отличия в способности к эмпатии у мужчин и женщин

Существует мнение, что женщины лучше мужчин умеют ставить себя на место других, но теперь наука подтвердила это. Эмпатия — способность понимать, представлять и разделять эмоции, которые испытывает другой человек, — критически важное умение практически во всех сферах жизни, особенно в бизнесе.

Эмпатию можно разделить на несколько видов. Эмоциональная эмпатия (или аффективная) — это способность переносить на себя чужие чувства. А когнитивная эмпатия — способность понимать точку зрения другого человека.

Женщины в среднем имеют значительно более высокие баллы по когнитивной эмпатии, чем мужчины, независимо от национальности, языка и возраста, показало масштабное исследовании, опубликованно е в журнале PNAS.

Авторы исследования — нейробиологи и психологи из Кембриджского университета в Великобритании, Гарвардского университета в США, Школы перспективных исследований IMT в Италии, Университета Бар-Илан и Хайфского университета в Израиле. С помощью онлайн-тестирования ученые оценили эмпатические реакции более 300 тыс. человек в возрасте от 16 до 70 лет из 57 стран мира.

Женщины набрали более высокие баллы по когнитивной эмпатии, чем мужчины, во всех странах, участвовавших в эксперименте, а в 36 из них женщины получили гораздо более высокие баллы.

«Наши результаты являются одними из первых доказательств того, что хорошо известное явление — то, что женщины в среднем более эмпатичны, чем мужчины, — присутствует в самых разных странах мира. Только используя очень большие наборы данных, мы можем сказать это с уверенностью», — отметил Дэвид Гринберг, психолог и социальный нейробиолог из израильского Университета Бар-Илан и ведущий автор исследования.

В чем отличия в способности к эмпатии у мужчин и женщин. Ученые из Кембриджа и Гарварда: женщины эмпатичнее мужчин в любом возрасте и в любой стране

Читать также

Берегите эмпатию. 5 главных качеств, которыми нужно обладать, чтобы обрести доверие команды

Тест, использованный в исследовании, известен как «Чтение психического состояния по взгляду» (Reading the Mind in the Eyes). Участникам показывают статичные изображения глаз людей, прежде чем попросить их определить, какую эмоцию отображает каждое.

Тест был разработан в Великобритании в 1997 году и с тех пор стал одним из наиболее распространенных в области психологии «теория разума». Так называют способность приписывать психические состояния себе и другим.

Однако ученые не смогли точно определить, почему женщины гораздо лучше подготовлены к пониманию эмоций других, чем мужчины. Они предположили, что эта способность имеет такое же отношение к воспитанию и окружающей среде, как и к биологии, и рекомендовали будущим исследователям сосредоточиться на этом несоответствии.

Новое исследование основано на существующих исследованиях, которые предполагают , что женщины более когнитивно эмпатичны, чем мужчины. Одно исследование 2011 года даже показало , что женщины в среднем более чутки, чем мужчины, по отношению к животным и с большей вероятностью поддерживают движения в защиту животных.

Психолог из Кембриджа Саймон Барон-Коэн провел еще одно исследование в 2001 году, которое обнаружило значительную «тенденцию к половому различию» в пользу женщин, когда дело касалось когнитивной эмпатии.

Какие социокультурные факторы влияют на понимание других людей разными гендерами

Проблемы, связанные с «непониманием», возникающие в процессе межличностной коммуникации мужчин и женщин, волнуют как самих субъектов общения, так и исследователей разных специальностей, объединенных в своих изысканиях гендерной методологией. Активность гендерных исследователей, отражающаяся как в научных, так и научно-популярных изданиях, находит живой отклик со стороны потребителей подобного рода знаний, со стороны обычных, общающихся друг с другом мужчин и женщин.

Следует отметить, что данные о мужском и женском речевом общении нельзя считать единственно верными и устоявшимися по следующим причинам:

- во-первых, объем материала у каждого исследователя небольшой, поэтому трудно провести полное изучение данной проблемы и сделать объективные выводы;

- во-вторых, нарушение тендерной целостности (т.е. расхождение биологического и психологического) ведет к уменьшению дифференциации мужской и женской речи, и у женщин могут проявляться мужские черты речевого поведения, а у мужчин - женские;

- в-третьих, влияние неполовых факторов (ситуация общения, возраст, профессия, образование, уровень общей культуры и т. п.) мешает выявить чисто половые различия и назвать результаты исследования однозначными.

Однако, исследования многих ученых подтверждают существование различий в речи мужчин и женщин.

На стиль коммуникативного поведения влияют типичные черты представителей того или иного пола. Приведем типичные черты мужчин и женщин:

Типичная женщина

Типичный мужчина

Спокойна

Агрессивен

Сильно нуждается в защите

Предприимчив, доминирует

тактичная

Независим

Проявляет расположение

Скрывает эмоции, обладает деловыми навыками

Нежна

Легко принимает решение

Не использует грубых выражений

Понимает чувства других

Разговорчива

Эмоциональная

Эти и другие черты влияют на восприятие мира представителями противоположных полов.

Многие мужчины воспринимают мир как отдельный человек в иерархии общественного устройства, в котором он стоит выше или ниже других. В подобном мире, как отмечает Д. Таннен, разговоры сводятся к переговорам, в которых люди стараются достичь лучшего положения, сохранить его насколько это возможно и защитить себя от попыток других принизить или помыкать ими. Жизнь, таким образом, представляет собой соперничество, борьбу за право сохранять свою независимость и избегать провалов. Женщины же в основном воспринимают жизнь как отдельная личность в структуре взаимных связей. В их мире разговоры напоминают переговоры, направленные на достижение еще большей близости, в которой люди пытаются найти и дать друг другу помощь и поддержку, достичь согласия. Они стараются защититься от попыток других оттолкнуть их. Жизнь, таким образом, является сообществом, стремлением сохранить близкие отношения и избежать одиночества. Хотя и в этом мире есть свои иерархии, но это скорее иерархии дружбы, а не господства и достижений. Близость является ключевым словом в мире связей, где каждый человек ведет переговоры в сложной структуре дружеских взаимоотношений, пытается достичь согласия, избежать проявления превосходства. В мире, где господствует общественный статус, ключевое слово - независимость , потому что основное средство установления общественного статуса - это умение приказывать другим, а если ты выполняешь приказ, то это показатель того, что ты стоишь на более низкой ступени. Хотя каждому человеку необходимы и близость, и независимость, женщины склонны ставить во главу угла первое, а мужчины - второе.

Как влияет образование и профессиональная деятельность на межличностное понимание между мужчинами и женщинами

Гендерное равенство — это концепция, которая исходит из того, что экономика, культура и общественное устройство вместо того, чтобы воспроизводить неравный доступ мужчинам и женщинам к общественным благам (таким как образование, занятость, политическое участие, безопасность), должны понимать, признавать существующее неравенство и корректировать работу социальных механизмов (включая гендерные стереотипы), чтобы создавать условия для реализации равных прав и возможностей, устранять барьеры на пути к этому.

Важно понимать, что всегда есть разрыв между формальным уровнем представления о гендерном равенстве (закреплен в том числе в нормативно-правовых документах) и реальным положением дел. Так, согласно статье 19 (часть 3) Конституции РФ мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. И эти равные права доступны им уже более 100 лет. Но это не говорит о том, что в нашем обществе существует фактическое равенство. Приведу два наиболее ярких примера: гендерный разрыв в оплате труда мужчин и женщин в России составляет 37% в пользу мужчин, а количество отцов, воспользовавшихся своим правом на отпуск по уходу за ребенком, не превышает 2%. Россия — хороший пример для демонстрации гендерного разрыва.

 

Можно сказать, что гендерное равенство — это попытка взломать код, который сдерживает как развитие общества в целом, так и не очень способствует личному счастью человека, поскольку ограничивает его потенциал и сужает возможности для самореализации.

Может ли гендерное равенство полов повлиять на уровень межличностного понимания

Существует несколько подходов к изучению различий между представителями двух полов, которые условно можно разделить на биологический, этологический, антропологический, и социальный и психологический. В каждом из этих подходов выделяют определенные детерминанты, влияющие на появление этих различий: это, соответственно, влияния, оказываемые на генном уровне; происходящие из общих закономерностей поведения живых существ; возникшие в следствии культурно-исторических взаимодействий народов, особенностей их быта и культуры; берущие начало при включении в социальные отношения, возникающие под влиянием социальных институтов, групп, закономерностей массового поведения и процессов, происходящих в обществе. Коротко остановимся на некоторых из них.

В начале 50-х - середине 60-х гг. XX в. было проведено несколько антропологических исследований и выдвинут ряд гипотез посвященных половым различиям. Среди них можно выделить следующие:

D'Andrade R. (1966) анализируя кросс-культурные доказательства, обратил внимание, что определенные различия в темпераменте мужчин и женщин являются универсальными во многих культурах;

Rabban M (1950): более ранее и более четкое понимание полоролевых стереотипов наблюдается у детей родителей, принадлежащих к рабочему классу, по сравнению со средним классом.

Sears R.R.(1957): чем старше и образованнее мать, тем менее она требовательна к тому, чтобы ее дети строго придерживались полотипичного поведения (маскулинного или феминного).

Linton R. (1936) предположил, что превосходство особей мужского пола, в комбинации с разными ролями двух полов в репродукции и заботе о потомстве, привело к делегированию мужчинам задач, связанных с охотой, защитой.

Целью исследования H. Barry III (1957) было желание понять, что влияет на появление половых различий - биологические или социальные основы. Предметом исследования стали 110 культур. Различные аспекты социализации детей были проранжированы по 7-ми бальной шкале. За переменные были взяты ответственность и сложность обучения, обучение заботе о потомстве (nurturance training), обучение опоры на свои силы (self-reliance training), обучение послушанию, обучение достижению цели (achievement training). Проанализированные данные показали, что в 92 % культур не было обнаружено половых различий в социализации в младенческом возрасте. Сильные различия появляются в детском возрасте. Девочки подвергаются значительному давлению в сторону обучению заботе о потомстве, послушанию, а также ответственности. Мальчики же - достижению цели и опоры на свои силы. Также было выдвинуто предположение, что сообщества, характеризующиеся большими, cooperative семьями склонны преувеличивать значение полоролевых стереотипов в воспитании детей, а небольшие (нуклеарные) семьи - наоборот, т.к. и мать и отец могут взять на себя функции друг друга в случае необходимости.

Какие исследования были проведены по взаимосвязи гендера и межличностного понимания

Начнем с самого начала! Что вообще такое гендер?

Гендер – это система норм, установок, ценностей и предписаний, принятых в обществе, для людей на основании их акушерского пола. Люди, которых при рождении врачи определи как мальчиков, социализируются обществом как мужчины через набор норм, который называется маскулинность. А те, кого определили как девочек, социализируются через феминность. При этом, люди могут не проживать те идентичности, которые им приписали от рождения, и могут находиться в глубоком конфликте с теми предписаниями, которые им предлагает общество.

Помимо этого, существуют интерсекс люди, которые обладают признаками и того, и другого акушерского пола. Бинарная система определения акушерского пола часто ведет к травмирующим и калечащим операциям над интерсекс людьми.

Нормы, установки и ценности, которые предъявляет общество, очень часто не учитывают реальных потребностей и желаний женщин* и мужчин* и закрепляют неравенство. Например, во многих странах СНГ предполагается, что мужчины* не должны публично проявлять свои эмоции или быть тактильно близкими с другими мужчинами (обниматься, сидеть близко или касаться друг друга), а женщинам* совсем не обязательно реализовывать себя за пределами домашнего хозяйства, ведь они должны посвятить себя детям.

Помимо ограничения возможностей, такая строгая гендерная система, где есть только роли женщин* и мужчин*, не оставляет места для людей, которые не вписываются в такое жесткое разделение ролей. Трансгендерные, небинарные и квир люди часто подвергаются большому давлению и насилию со стороны общества из-за того, что они не вписываются в общепринятую систему гендера.

Для того, чтобы изменить такую гендерную систему в сторону большего разнообразия и принятия этого разнообразия, в проектной работе используется ценность гендерного равенства.

Гендерное равенство предполагает, что все люди, вне зависимости от их акушерского пола и идентичности, обладают равной социальной значимостью и одинаковым доступом к ресурсам, а также имеют равные права, обязанности и возможности во всех сферах жизни.

Для того, чтобы ваш проект хотя бы частично помогал добиваться цели гендерного равенства, совсем не нужно посвящать всю свою работу только ей (однако, если вы решили работать напрямую с этой целью, это тоже очень важная работа). Использование гендерного равенства как одной из целей проекта может помочь вам сделать вашу работу более устойчивой, а ваши изменения – долгосрочными ввиду учета социальных процессов вокруг вашего проекта.

Важно понимать, что любой проект, на что бы он ни был ориентирован: на устойчивое развитие экономики, на сохранение торфяных болот, на укрепление малого бизнеса – так или иначе затрагивает жизни мужчин*, женщин* и других людей. Осознанное и системное отслеживание влияния вашего проекта и возможностей участия в нем разных социальных групп помогает сделать ваш проект чувствительным к их потребностям и помогает самому проекту приносить глубинные изменения.

Каковы основные гендерные различия в межличностном понимании 02