Какие факторы влияют на уровень субъективного благополучия и как с ними работать
- Какие факторы влияют на уровень субъективного благополучия и как с ними работать
- Связанные вопросы и ответы
- Какие внутренние факторы могут влиять на уровень субъективного благополучия личности
- Какая роль играют внешние условия в формировании субъективного благополучия
- Как взаимодействие с окружающими людьми влияет на уровень благополучия человека
- Какие виды деятельности способствуют повышению уровня субъективного благополучия
- Как влияет самопринятие на общее состояние субъективного благополучия
Какие факторы влияют на уровень субъективного благополучия и как с ними работать
Существуют две составляющие субъективного благополучия: эмоциональная, (положительные чувства, которые люди испытывают в отношении своей жизни), когнитивная ( удовлетворенность от жизни, отражающая рациональную оценку соответствующей жизненной ситуации).
На сегодняшний день вопрос счастья и субъективного благополучия в психологии стал очень актуальным, поскольку в психологической науке появляется потребность в определении всего разнообразия факторов, служащих основой благополучия, внутреннего равновесия. Все это усиливает состояние счастья и субъективного благополучия.
Статья: Взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти решение задачи
Ученые хотят исследовать объективные (внешние) факторы жизни, а также психологические процессы, влияющие на субъективное благополучие личности. Сегодня наиболее изучен вопрос о взаимной связи субъективного благополучия и показателей, названных внешними факторами. Они представляют собой обстоятельства жизни и включают:
- Уровень дохода,
- Состояние здоровья,
- Наличие семьи,
- Профессионализм и наличие работы,
- Уровень образования и др.
Исследования показали влияние целого ряда объективных факторов на субъективное благополучие индивида. Многие ученые сошлись во мнении, что объективные показатели не могут считаться единственным источником благополучия. Как правило, «объективно» благополучный человек субъективно себя таковым не считает
В этой сфере важно произвести расширение предметной области исследований для изучения взаимосвязи субъективного благополучия и внутренних (психологических) факторов, которые представлены смыслами, ценностями, целью и установками.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие факторы влияют на субъективное благополучие личности
Факторы субъективного благополучия личности могут быть различными и включать в себя такие аспекты, как уровень самооценки, удовлетворенность жизнью, социальная поддержка, наличие близких отношений, уровень достижений в различных сферах жизни.
2. Как влияет уровень самооценки на субъективное благополучие личности
Уровень самооценки имеет большое значение для субъективного благополучия личности, поскольку от того, как она оценивает себя, зависит ее чувство удовлетворенности жизнью, уверенность в себе и способность к преодолению трудностей.
3. Как влияет удовлетворенность жизнью на субъективное благополучие личности
Удовлетворенность жизнью является важным фактором субъективного благополучия личности, поскольку человек, который чувствует себя счастливым и довольным жизнью, обычно имеет более высокий уровень благополучия.
4. Как влияет социальная поддержка на субъективное благополучие личности
Социальная поддержка играет значительную роль в формировании субъективного благополучия личности, поскольку наличие поддерживающих отношений с окружающими людьми способствует укреплению психического состояния и чувству уверенности.
5. Как влияют близкие отношения на субъективное благополучие личности
Близкие отношения имеют большое значение для субъективного благополучия личности, поскольку качество взаимодействия с близкими людьми влияет на эмоциональное состояние и уровень удовлетворенности жизнью.
6. Как влияют достижения в различных сферах жизни на субъективное благополучие личности
Достижения в различных сферах жизни, таких как работа, учеба, личная жизнь, спорт и т.д., могут существенно повлиять на субъективное благополучие личности, поскольку удовлетворение от достижений способствует повышению самооценки и общего уровня удовлетворенности жизнью.
7. Каким образом состояние здоровья влияет на субъективное благополучие личности
Состояние здоровья играет важную роль в формировании субъективного благополучия личности, поскольку физическое и психическое здоровье взаимосвязаны и определяют общее состояние человека.
8. Как влияют ценности и убеждения на субъективное благополучие личности
Ценности и убеждения также могут оказывать значительное влияние на субъективное благополучие личности, поскольку они определяют мировоззрение человека, его мотивацию и приоритеты, что влияет на общее чувство счастья и удовлетворенности жизнью.
Какие внутренние факторы могут влиять на уровень субъективного благополучия личности
Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена. Дискуссионным остается вопрос о том, что выступает необходимым условием состояния субъективного благополучия. Существующие в настоящее время исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Это обуславливает необходимость в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.Поэтому важной задачей в изучении субъективного благополучия является выделение основных факторов, детерминант, определяющих состояния психологического благополучия, выявление их соотносительной значимости. В данном исследовании, руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы предположили, что в качестве детерминант субъективного благополучия выступают экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность и вовлеченность.Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является эмоциональная устойчивость личности, особо актуальный феномен в условиях ситуации быстрых преобразований, в которой находится общество сегодня.
Какая роль играют внешние условия в формировании субъективного благополучия
Есть исследования, в которых авторам трудно предположить, каков физиологический механизм влияния общения на развитие того или иного заболевания, и они приписывают этот эффект простому положительному влиянию друзей на человека.
Например, вот в этом исследовании голландских ученых установлено, что у социально активных индивидов риск диабета 2-го типа на 2% ниже среднего. Те же, кто мало встречается с друзьями, не принадлежит ни к каким клубам и не проявляет другой социальной активности, демонстрируют повышенный на 60% риск так называемого преддиабета, являющегося прогностическим признаком диабета. Это состояние, когда уровень глюкозы в крови приближается к тому порогу, который считается диагностическим критерием заболевания.
Кроме того, ученые обнаружили, что среди тех, кто вел изолированный образ жизни, риск диабета 2-го типа возрастал на 42% для мужчин и на 112% – для женщин!
Но и это еще не все.
Команда исследователей установила, что утрата друзей и знакомых повышает шансы заболеть диабетом. Потеря каждого социального контакта увеличивает такой риск на 12%.
Вполне возможно, что друзья сознательно влияют на человека, поощряя его вести здоровый образ жизни. Весьма вероятно также, что для социально активного человека более значимы его физическая форма и внешний вид, чем для того, кто одинок, и потому он следит за своим питанием, старается больше двигаться, отказывается от вредных привычек.
Как взаимодействие с окружающими людьми влияет на уровень благополучия человека
В ходе нашего эксперимента мы выявили, что количество подростков с умственной отсталостью у которых преобладает низкий уровень счастья, больше, чем их сверстников с нормальным интеллектом. Также мы установили, что существуют особенности в понимании счастья у подростков с умственной отсталостью. Ниже нами были разработаны и представлены возможные рекомендации по оптимизации качества жизни лиц данной категории, повышения их уровня субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью.
1. Ведущим понятием в понимании счастья у подростков с умственной отсталостью является их хобби, увлечения. Также подросткам важно быть успешным в понравившемся им занятии. Поэтому в качестве воздействия на их эмоциональное состояние и на повышение уровня удовлетворенности жизнью стоит давать подростком возможность заниматься их любимым делом, обращать внимание, что подростку нравится, направлять его и помогать ему быть успешным в этом деле. Этим должны заниматься как педагоги (или воспитатели) так и родители
2. Возможно стоит повышать значимость социального окружения для подростков с умственной отсталостью (семьи, друзей), т.к. у подростков с нормальным интеллектом эти факторы в понимании счастья занимают лидирующие позиции. Это можно делать посредством совместных мероприятий: праздников, концертов, спортивных соревнований, поручения общих дел (например в классе, или с семьей)
3. Расширять понимание и представление о счастье у подростков, это можно сделать посредством бесед, обсуждения фильмов, притч, рассказов. Здесь же можно актуализировать их дальнейшие жизненные планы, поговорить о будущем в рамках того, как можно стать счастливым, что нужно для этого сделать, можно обсудить, что подростки ждут от будущего и какие пути они сами видят в достижении своих целей.
4. Как указывает М. Аргайл большинство исследователей считают, что самооценка и внутренний контроль тесно взаимосвязаны со счастьем и субъективным благополучием .Вследствие интеллектуальных нарушений у лиц с умственной отсталостью происходит нарушение и этих качеств: недостаток контроля, неадекватно завышенная или заниженная самооценка. Поэтому для повышения удовлетворенности жизнью подростков с умственной отсталостью важно формировать у них адекватную самооценку. Этого можно добиться посредством различных упражнений и тренингов (составление рассказа о себе, самооценивание эмоциональной сферы формировалось на основе упражнений, помогающих учащимся дифференцировать эмоции, упражнения на понимание восприятия своего образа окружающими). Внутренний контроль можно развивать через чувство независимости. Давать больше самостоятельности, особенно в тех занятиях, которые нравится подросткам. Поручать какие-либо ответственные задания, но с которыми вы точно знаете они справятся. И что особенно важно внутренний контроль следует начинать формировать с дошкольного возраста.
Какие виды деятельности способствуют повышению уровня субъективного благополучия
Интересно, что в описываемом выше исследовании в качестве условий самопринятия люди, относящиеся к разным типам принятия себя, обозначали действия, направленные на самосовершенствование (реализоваться, держать себя в руках, изменить свое поведение, развивать силу воли, совершенствоваться и т.д.). Такие высказывания в равной степени представлены среди людей с разным типом самоотношения.
Это возвращает нас к вопросу о соотношении самопринятия и самосовершенствования как компонентов саморазвития. В отечественной психологии эту проблему решала С.М. Рогожникова, которая отмечала, что для оптимального развития человек должен не только хорошо знать себя, позитивно относиться к себе, но в то же время стремиться к совершенствованию и развитию некоторых личностных особенностей. Исходя из этого автор предлагает рассматривать самопринятие и самосовершенствование, выделяя четыре типа их взаимодействия: самоактуали- зирующийся, самодостаточный, самоутверждающийся, внутренне конфликтный.
Виды деятельности, способствующие повышению уровня субъективного благополучия
В исследовании было обнаружено, что люди, относящиеся к разным типам принятия себя, обозначали действия, направленные на самосовершенствование, такие как реализоваться, держать себя в руках, изменить свое поведение, развивать силу воли, совершенствоваться и т.д. Эти высказывания были представлены в равной степени среди людей с разным типом самоотношения. Это возвращает нас к вопросу о соотношении самопринятия и самосовершенствования как компонентов саморазвития. В отечественной психологии эту проблему решала С.М. Рогожникова, которая отмечала, что для оптимального развития человек должен не только хорошо знать себя, позитивно относиться к себе, но в то же время стремиться к совершенствованию и развитию некоторых личностных особенностей. Исходя из этого, автор предлагает рассматривать самопринятие и самосовершенствование, выделяя четыре типа их взаимодействия:- Самоактуализирующийся: когда человек фокусируется на своем внутреннем мире и развитию своих внутренних ресурсов.
- Самодостаточный: когда человек удовлетворен собой и не видит необходимости в изменении или развитии.
- Самоутверждающийся: когда человек стремится к изменениям и развитию, но только для подтверждения своей самоидентичности.
- Внутренне конфликтный: когда человек испытывает внутренний конфликт между потребностью в самопринятии и потребностью в самосовершенствовании.
- 1- й тип взаимодействия самопринятия и тенденции к самосовершенствованию («самоактуализирующийся») характеризуется высоким уровнем самопринятия и выраженной тенденцией к самосовершенствованию.
- 2- й тип («самодостаточный») характеризуется высоким уровнем самопринятия, умеренной тенденцией к самосовершенствованию. При таком соотношении высокое самопринятие, с точки зрения автора, дает человеку определенную самоуспокоенность, отсюда возникает иллюзия полного принятия. Такое самопринятие рассматривается как условное, поскольку оно перестает отражать состояние реальных жизненных процессов, правдивую картину «Я». Вместо реальных изменений человек использует психологическую защиту для поддержания образа «Я».
- 3- й тип («самоутверждающийся») характеризуется относительно низким уровнем самопринятия в сочетании с выраженной тенденцией к самосовершенствованию. При относительно низком уровне самопринятия тенденция к самосовершенствованию превращается в некий «комплекс неполноценности», когда человек стремится многое изменить в себе.
- 4- й тип («внутренне конфликтный») характеризуют низкий уровень самопринятия и невыраженная тенденция к самосовершенствованию. В исследовании С.М. Рогожниковой обнаружено, что люди этого типа реализуют импульсивно-ситуативную стратегию саморазвития, имеют низкий уровень коммуникативной компетентности, а также в основном неблагоприятные личностно-профессиональные особенности.
Как влияет самопринятие на общее состояние субъективного благополучия
Понятие самоэффективности в психологии рассматривают как чувство субъективной самоэффективности и компетентности. Это никак не связано с чувством собственного достоинства или самооценкой. Этот термин ввел в психологию ученый Бандура, который подразумевал самоэффективность, как ощущения человеком своих способностей, возможностью справляться с любыми трудными задачи и ситуациями, которые возникают в течение жизни.
Бандура говорил о том, что если человек имеет веру в свои силы и способности, тогда не справляясь с определенными задачами или ситуациями, это приводит к психическим расстройствам. Вера в себя и осознание собственной эффективности – это разные вещи. Осознавая личную самоэффективность, человек может и готов приложить максимум усилий для решения даже самой сложной задачи.
Самоэффективность – определенная схема мышления человека. Высокая самоэфффективность меняет мышления и способствует увеличения позитивных суждений о себе самом. Также определяет силу и устойчивость мотивации к действию на пути к достижению цели.
Люди с высокой самоэффективностью считают себя хозяинами своей жизни, они берут ответственность за все, что делают и понимают, что многое в жизни зависит от их решений и действий. Люди с низкой самоэффективностью объясняют свои неудачи влиянием судьбы, кармы, магии. Развитие самоэффективности влияет на поведение человека. Она вряд ли возрастет от самовнушения или веры в себя. Здесь важен пережитый успешный опыт человека, который влияет на формирование определенных убеждений о себе и способности решать задач любой сложности.