Исследование влияния личностных характеристик на благополучие: теоретический анализ

Исследование влияния личностных характеристик на благополучие: теоретический анализ

Современное состояние развития российского общества выдвигает проблему благополучия как одно из приоритетных направлений исследования экономического сознания людей. Представления о благополучии современного человека основываются не только на определенном уровне материального благосостояния, но и подразумевают некоторую иерархию жизненных ценностей личности, разделяемую членами его социальной группы. Сложность феномена благополучия обуславливает необходимость измерения наряду с объективными характеристиками двух других важных субъективных составляющих: индивидуальной оценки благополучия и ситуации, в которой происходит оценивание себя как благополучного или неблагополучного.

Цель исследования заключалась в выявлении личностных особенностей индивида, способствующих становлению социально-психологического благополучия личности.

К исследованию были привлечены респонденты двух возрастных групп: 18-24 года (далее первая группа) и 48-55 лет (далее вторая группа).

В исследовании приняли участие 100 человек, из которых 50 человек в первой группе и 50 человек во второй группе.

Исследование проводилось на базе Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова в конце 2011 г- начало 2012 г.

Выбор возрастных групп обусловлен наличием различных ценностей в каждой из групп, наличием своих особенностей, психологических кризисов, происходящих в первом случае, при разрывах идеала и реальности, завершения профессионального самоопределения, усвоения новых ролей и начало романтических отношений, во втором же – изменением мировоззрения, трансформацией прежнего отношения к предметам, людям, ситуациям, разочарованием в выбранном пути, профессии, переоценки ценностей, пересмотре жизненного пути.

Тестирование респондентов следующими методиками: опросник Шкала субъективного благополучия-ШСБ (адаптированный М.В. Соколовой) представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия или эмоционального комфорта, состоит из 17 утверждений, адекватность своему состоянию которые надо оценить по шестибалльной шкале. В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть шкал-кластеров: напряженность и чувствительность, признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (депрессия, сонливость, раздражительность), изменения настроения, значимость социального окружения, самооценка здоровья, степень удовлетворенности повседневной деятельностью); 16-факторный опросник Кеттелла 16- PF -105С (адаптирован в 1972 г в исследовательской группе Э.С.Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ (Ленинградский Государственный Университет)), состоящий из 105 вопросов, отражающих личностные особенности по 16-ти факторам; методика оценки благополучия личности В.А. Хащенко, в данном исследовании были использованы основные шкалы из данного опросника субъективного благополучия: ИЭО – индекс экономического оптимизма и уверенности, отражающий оптимистическую или пессимистическую оценку внешних и внутренних условий роста материального благополучия, ИБС – индекс текущего благосостояния семьи, отражающий субъективные оценки материального положения семьи; модифицированная методика оценки качества жизни (автор Н.П. Фетискин), анкета состоит из 41 утверждения, условно разделенных нами на 4 шкалы: степень удовлетворенности финансовым положением, степень удовлетворенности жизнью, состояния эмоционального удовлетворения, удовлетворенности трудовой или учебной деятельностью.

Связанные вопросы и ответы:

1. Что такое теоретическая модель личностного благополучия

Теоретическая модель личностного благополучия представляет собой систему концепций и принципов, описывающих ключевые аспекты благополучия личности. В рамках этой модели рассматриваются факторы, влияющие на психологическое и эмоциональное состояние человека, его самооценку и отношения с окружающим миром.

2. Какие основные компоненты включает в себя теоретическая модель личностного благополучия

Основными компонентами теоретической модели личностного благополучия могут быть самореализация, психологическое комфорт, социальное взаимодействие, уровень удовлетворенности жизнью, развитие личности и духовный рост.

3. Какие факторы могут влиять на личностное благополучие

Личностное благополучие может зависеть от таких факторов, как социальная поддержка, уровень самооценки, степень удовлетворенности своей жизнью, наличие смысла и целей, адаптивные стратегии решения проблем, уровень стрессоустойчивости и уровень самореализации.

4. Как можно повысить уровень личностного благополучия

Для повышения уровня личностного благополучия важно работать над развитием самооценки, умением управлять своими эмоциями, развитием социальных навыков, установлением и достижением личных целей, построением качественных межличностных отношений и осознанным планированием своей жизни.

5. Какие методики могут помочь измерить уровень личностного благополучия

Для измерения уровня личностного благополучия могут применяться различные психологические тесты и методики, такие как опросники удовлетворенности жизнью, шкалы самооценки, методики оценки стрессоустойчивости, масштабы самореализации и другие.

6. Как связано личностное благополучие с общим качеством жизни

Личностное благополучие является важным компонентом общего качества жизни человека. Чем выше уровень личностного благополучия, тем больше вероятность, что человек будет чувствовать удовлетворенность своей жизнью и собой в целом.

7. Какое значение имеет теоретическая модель личностного благополучия для практической психологии

Теоретическая модель личностного благополучия является основой для разработки практических методик и программ по повышению качества жизни человека, развитию его психологического и эмоционального благополучия, а также для работы над личностным ростом и самореализацией.

Что включает в себя понятие личностного благополучия с точки зрения теоретической модели

Р. Райан и Е. Дейзи предложили рассматривать психологическое благополучие человека с позиции двух подходов: гедонистического и эвдемонического .

К гедонистическому подходу относятся теории, в которых психологическое благополучие характеризуется аффективным переживанием, отражающим состояние «удовлетворенности-неудовлетворенности», «удовольствия-неудовольствия», и основывается на балансе позитивного и негативного эффекта, соотношении положительных и отрицательных эмоций. Ключевым понятием для данного подхода является «субъективное благополучие», которое включает эмоциональный и когнитивный аспекты. Гедонистический подход подвергался критике по причине того, что положительные и отрицательные эмоции могут быть независимыми друг от друга. Другим основанием для критики стало положение о том, что чем больше человек потребляет удовольствий, тем большая их интенсивность ему требуется для удовлетворения в дальнейшем. Это приводит к избеганию обычного течения жизни, потребности в получении новых и более сильных эмоций, впечатлений и отношений .

Эвдемонический подход рассматривает психологическое благополучие как личностный рост, развитие собственной индивидуальности. В данном подходе делается акцент на том, что события, не обеспечивающие удовольствие, способствуют достижению психологического благополучия. Это связано с пониманием человеком своих жизненных целей, увеличением осмысленности жизни, способности к сопереживанию. В рамках эвдемонического подхода одним из основных факторов психологического благополучия является смысл жизни. Его отсутствие (с учетом социально-демографических факторов, стилей жизни, симптомов и способов контроля здоровья и удовлетворенности жизнью) положительно коррелирует со смертностью .

Эвдемонический подход к благополучию был эмпирически подтвержден норвежскими учеными при помощи факторного анализа. Также экспериментальные интервенции с каждодневными упражнениями частично подтвердили данные результаты .

Стоит отметить способы достижения гедонистического и эвдемонического благополучия. S. Zuo и коллеги определили, что у стремящихся к гедонистическому благополучию людей более выражен сенсорный и аффективный опыт, в то время как у людей, стремящихся к эвдемоническому благополучию, более выражен интеллектуальный, поведенческий и духовный опыт .

Р. Райан и Е. Дейзи предложили рассматривать психологическое благополучие человека с позиции двух подходов: гедонистического и эвдемонического.

Гедонистический подход

К гедонистическому подходу относятся теории, в которых психологическое благополучие характеризуется аффективным переживанием, отражающим состояние «удовлетворенности-неудовлетворенности», «удовольствия-неудовольствия» и основывается на балансе позитивного и негативного эффекта, соотношении положительных и отрицательных эмоций.

Ключевым понятием для данного подхода является «субъективное благополучие», которое включает эмоциональный и когнитивный аспекты.

Гедонистический подход подвергается критике по причине того, что положительные и отрицательные эмоции могут быть независимыми друг от друга. Другим основанием для критики стало положение о том, что чем больше человек потребляет удовольствий, тем большая их интенсивность ему требуется для удовлетворения в дальнейшем. Это приводит к избеганию обычного течения жизни, потребности в получении новых и более сильных эмоций, впечатлений и отношений.

Эвдемонический подход

Эвдемонический подход рассматривает психологическое благополучие как личностный рост, развитие собственной индивидуальности.

В данном подходе делается акцент на том, что события, не обеспечивающие удовольствие, способствуют достижению психологического благополучия. Это связано с пониманием человеком своих жизненных целей, увеличением осмысленности жизни, способности к сопереживанию.

В рамках эвдемонического подхода одним из основных факторов психологического благополучия является смысл жизни. Его отсутствие (с учетом социально-демографических факторов, стилей жизни, симптомов и способов контроля здоровья и удовлетворенности жизнью) положительно коррелирует со смертностью.

Какие факторы влияют на формирование уровня личностного благополучия

Важную роль в осмыслении благополучия играют научные работы представителей психологического знания, на основе которых сформировалось психологическое направление его исследования. В рамках обозначенного направления основное внимание ученых концентрируется на индивидуальном уровне и субъективной стороне благополучия, которое отождествляется с позитивным психологическим состоянием, эмоциональной приподнятостью, удовлетворенностью.

Существенный вклад в развитие психологического направления исследования сущности и содержания благополучия внесли представители психологии прагматизма (У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Ч. Пирс и др.), которые предложили рассматривать его, с точки зрения приспособленности человека к среде жизнедеятельности, успешности преодоления жизненных проблем, полноты решения практических задач и достижения поставленных целей. По их мнению, благополучие человека всецело зависит от индивидуального опыта, который определяется активностью человека, направленностью его внимания и интереса. На основе индивидуального опыта вырабатываются личные предпочтения, развиваются разнообразные способности человека, формируется разум как главный динамический и функциональный инструмент приспособления организма к среде и борьбы за существование, важнейшее условие успешности человеческой деятельности. Богатство индивидуального опыта обусловливает уровень развития разума, определяет способность человека обеспечивать свое благополучие .

Какие теории личности предполагают взаимосвязь с понятием благополучия

Самодетерминационная теория (Р. Райан и Э. Диси)

Да

Да

В России понятие «психологическое благополучие» не получило столь детальной разработки, однако ясно, что тот смысл, который вкладывается в это понятие А. В. Ворониной , отличен от тради­ционного западного толкования. Так, исследовательница делает ак­цент не на аспектах удовлетворения жизнью и личностного роста, скорее, психологическое благополучие понимается ею как некое ин­тегрирующее целое, для которого понятия «психическое здоровье» или «психологическое здоровье» выступают как соподчиненные. Та­кой подход резко контрастирует со стремлением западных исследо­вателей отграничить этот термин от ряда других понятий, близких, но тождественных ему.

Таким образом, можно заметить, что теоретический анализ раз­личных концепций психологического благополучия позволяет нам го­ворить о существовании двух противоположных тенденций. Так, первая тенденция связана со стремлением объединить, интегрировать поня­тие «психологическое благополучие» с такими терминами, как «пси­хическое здоровье», «психологическое здоровье», «качество жизни»,

«социальная адаптация» и др. В этом случае авторы стремятся рас­сматривать психологическое благополучие либо как некое интегри­рующее образование, либо, напротив, как один из иерархических уровней некой более общей структуры. Вторая тенденция в изуче­нии психологического благополучия заключается в позиции, кото­рая предполагает обособление понятия «психологическое благопо­лучие» от других терминов, находящихся в близком смысловом поле, но не являющихся тождественными.

Характеризуя переживание человеком психологического благопо­лучия, отметим, что оно также предполагает сравнение с нормой, эта­лоном, идеалом, но эти нормы присутствуют в сознании самого пере­живающего человека. Таким образом, психологическое благополучие — это некий вариант самооценки, самоотношения. Исследователь, кото­рый желает оценить психологическое благополучие, должен учитывать как характер самого переживания, так параметры субъективного этало­на, идеала. С нашей точки зрения можно говорить об актуальном пси­хологическом благополучии как об отражении переживания человеком своего отношения к жизни. При этом также необходимо ввести поня­тие «идеальное психологическое благополучие», которое отражает пред­ставления о том, как оценивает свое бытие человек, вполне удовлетво­ренный своей жизнью, т.е. психологически благополучный. Из этой оценки рождается некоторый внутренний, субъективный эталон — иде­альное представление, которое и выступает глобальным инструментом оценки своего бытия. При этом необходимо отметить, что эта внутрен­няя оценка, по всей вероятности, имеет социокультурную специфику, и можно предположить, что эта специфика формируется в процессе усво­ения человеком некоторых существующих в социуме и культуре пред­ставлений, т.е. соотносится с понятиями «социальная норма», «соци­ально-культурный идеал функционирования человека».

Какую роль играет самооценка в модели личностного благополучия

Использование различных инструментов для оценки структурных компонентов субъективного благополучия создает трудности для их системного анализа. Поэтому в статье предложен новый инструмент, претендующий на охват различных сторон субъективного благополучия. Предполагалось, что субъективное благополучие, кроме компонентов когнитивного и эмоционального благополучия, выделяемых и измеряемых большинством авторов, включает в себя и ряд других компонентов. Исходным положением при конструировании методики стало представление о том, что субъективное благополучие является синтетическим социально-психологическим образованием, включающим ряд компонентов, отражающих благополучность различных сторон бытия человека, среди которых главными являются он сам, его переживания, деятельность и ее смыслы, созерцание, включенность в общность и общество (ориентированность на себя или на общность). Целью исследования являлась разработка, валидизация и стандартизация оригинальной методики диагностики субъективного благополучия личности. Выборка исследования составила 252 человека (57,5% женщин, 42,5% мужчин) в возрасте от 18 до 50 лет. В процессе конструирования методики осуществлена проверка надежности (ретестовой, по внутренней согласованности, частей опросника), очевидной, содержательной и конвергентной валидности, по результатам которых выявлено, что данная методика является надежным и валидным инструментом, позволяющим диагностировать качественно и за короткое время общий уровень субъективного благополучия и его компоненты, не прибегая к иным средствам. Разработанная методика включает в себя пять шкал (эмоциональное благополучие, экзистенциально-деятельностное благополучие, эго-благополучие, гедонистическое благополучие, социально-нормативное благополучие), отражающих его структуру, а также интегративную шкалу субъективного благополучия. Пятифакторная структура субъективного благополучия имеет не только эмпирическое, но и теоретическое основание. Выделенные на основе факторного анализа шкалы соответствуют представлениям о структуре субъективного благополучия, отраженным в трудах российских психологов.

В чем разница между психологическими и социальными аспектами благополучия с точки зрения теории личности

Теоретические основы психологического благополучия заложены Н. Брэдберном, который вводит понятие психологического благополучия, отделяя его от психологического здоровья и сопоставляя с ощущением счастья и удовлетворённостью жизнью в целом. С точки зрения Н. Брэдберна, содержательно психологическое благополучие отражается через континуум «болезнь — здоровье», и описать данные характеристики можно при помощи терминов, отражающих состояние счастья или несчастья, субъективных переживаний удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью.

Модель психологического благополучия в исследованиях Н. Брэдберна представляет собой баланс, который достигается постоянным взаимодействием позитивного и негативного эффекта. События человеческой жизни, которые несут радость и ощущение счастья, повышают позитивный эффект, и наоборот, события, которые огорчают человека, повышают негативный эффект. Разница между данными эффектами является показателем психологического благополучия и отражает переживание удовлетворённости жизнью. Так, когда уровень позитивных переживаний превышает уровень негативных, человек чувствует себя счастливым и удовлетворённым и, как следствие, имеет высокий уровень психологического благополучия. Если же количество негативных переживаний превышает количество позитивных, человек ощущает себя несчастливым и неудовлетворенным и имеет низкий уровень психологического благополучия. Важным положением теории Н. Брэдберна является то, что позитивный и негативный эффект не взаимосвязаны друг с другом: имея данные о состоянии позитивного эффекта, мы не знаем, является ли негативный эффект больше, меньше или равным позитивному .

Какие методы исследования используются для изучения влияния личностных факторов на благополучие

Развитие межличностных отношений: влечение, близость, любовь, дружба, (нем. Trieb) - по З.Фрейду - стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма, характеризующийся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. Согласно версии Фрейда, «…человеческие влечения бывают только двух родов. Либо те, что направлены на сохранение и объединение - сексуальные влечения, либо те, что направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии, или инстинкту деструктивности».

Первое влечение у мужчины и женщины диаметрально различаются по мотивам. Первый мужской импульс - это сексуальное влечение. Происходит он на подсознательном уровне. И вряд ли кто-нибудь из мужчин может исчерпывающе определить критерии своих симпатий и антипатий. Потому что сегодня ему может понравиться одна женщина, а завтра вызвать желание совершенно другая. Но это только внешнее влечение, которые некоторые мужчины, да и женщины ошибочно принимают за глубокое чувство. Отсюда неоправданные ожидания и неизбежные разочарования.

У женщины физическое влечение происходит на интеллектуальном и эмоциональном уровнях. Когда она воспринимает человеческую индивидуальность мужчины по внешним проявлениям характера, показателям его успешности, интел лекта. А только потом, намного позднее, начинает испытывать к нему физическое влечение.

В ходе эксперимента, проведенного сотрудниками Принстонского университета, 200 добровольцам предлагалось оценить по фотографиям незнакомых людей такие их качества как привлекательность, ответственность, надежность, компетентность или агрессивность. На разглядывание фотографий отводилось от 0.1 до 1 секунды. По данным исследователей, участникам было вполне достаточно минимального интервала времени для того, чтобы составить ясное представление о человеке на фото. Получив дополнительное время на размышление, участники только укреплялись в выбранных ранее оценках. «Связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной, однако это не мешает нам оценивать других с первого взгляда», - отмечает один из организаторов исследования Алекс Тодоров. «Мы очень быстро определяем, обладает ли данный человек важными для нас чертами характера, например ответственностью и компетентностью, даже не переговорив с ним. Следовательно, мы проявляем бессознательную склонность к торопливым и необдуманным решениям», - добавляет Тодоров.

Какие практические рекомендации можно вывести из теоретической модели личностного благополучия

Психологические защиты – это бессознательно используемые психологические процессы, которые призваны поддерживать эмоциональное равновесие личности при психологических проблемах или в ситуациях, требующих больших психологических усилий для приспособления к ним. Защитные механизмы относятся к врожденным непроизвольным регуляторным процессам, которые позволяют индивидам уменьшить когнитивный диссонанс и свести к минимуму внезапные изменения во внутренней и внешней среде путем изменения того, как эти события воспринимаются. Защитные механизмы могут изменить наше восприятие субъекта ("я"), объекта (другого), идеи или чувства. Выбор защитного механизма вносит значительный вклад в индивидуальные различия в реакциях на стресс. Третье издание DSM-III (DSM III-R; Американская психиатрическая ассоциация, 1987) уже включило глоссарий психологических защитных механизмов. В настоящее время защитные механизмы описаны в DSM-V.

Современное определение психологических защит описывает их как бессознательные психические механизмы, направленные как против давления внутренних влечений, так и против внешнего воздействия, особенно такого, которое угрожают самооценке или структуре и интеграции личности. Психологические защиты развиваются в предсказуемой последовательности по мере взросления ребенка и являются частью нормального функционирования личности. Но они могут привести к психопатологии, если один или несколько используются чрезмерно. Писхологические защиты возникают при травматическом расщеплении личности и формировании защитных стуктур Внешнего Ребенка - Саботажника , основной задачей котрого является защита травмирванной части личности - Внтуреннего Ребенка - Жертвы.