Исследование субъективного благополучия: ключевые аспекты в психологии
- Исследование субъективного благополучия: ключевые аспекты в психологии
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое субъективное благополучие
- Какие факторы могут повлиять на уровень субъективного благополучия у человека
- Как измеряется субъективное благополучие в психологии
- Какова роль субъективного благополучия в формировании личности
- Как субъективное благополучие влияет на отношения с окружающими людьми
Исследование субъективного благополучия: ключевые аспекты в психологии
Психологические исследования субъективного благополучия личности, начавшись с довольно простых замеров степени счастья и удовлетворенности жизнью за рубежом в середине прошлого века, заняли одну из центральных позиций современной социальной психологии. Невзирая на пристальное внимание многих поколений философов к этому явлению, психологи лишь в последние десятилетия стали всерьез рассматривать субъективное благополучие как социально-психологическую проблему. Первые исследования субъективного благополучия были направлены на получение конкретных фактов об уровне
переживаемого счастья и удовлетворенности жизнью, в некоторой степени отложив вопрос о теоретическом анализе этого явления. Однако отложенный вопрос становится все более востребованным. И обилие эмпирических данных, и развитие теоретической психологии, очевидно, подвигли к тому, что в последние десятилетия в психологии стали возникать теоретические обобщения в этой области и сформировались (или формируются) целые направления исследований. Множество эмпирических данных подтверждают тезис Аристотеля о том, что счастье может быть разным в зависимости не только от образа жизни, но и от ценностей (целей), которых придерживается человек как представитель того или иного сообщества. Практически с первых попыток социологов и психологов определить «уровень» счастья и удовлетворенности жизнью возникло и понимание того, что субъективное благополучие может быть разным в зависимости от условий социализации личности, в процессе которой происходит усвоение норм, ценностей, установок, включающих, в числе прочего, и те, которые относятся к собственно счастью и удовлетворенности жизнью, поскольку они в определенной степени становятся своеобразными критериями для обозначения этих переживаний. На протяжении последних десятилетий на страницах специализированных журналов публикуются материалы, посвященные различным аспектам исследования субъективного благополучия личности. В отечественной психологии начиная с 90-х годов XX века проблема субъективного благополучия и его отдельных характеристик стала одной из наиболее изучаемых, а в последнее десятилетие обнаруживается значительное усиление интереса к ней. Даже при поверхностном анализе количества публикаций по данной теме легко обнаружить эту динамику в Web of Sciences или РИНЦ. В настоящее время складывается несколько направлений теоретических исследований в области субъективного благополучия личности. С необходимостью таких обобщений в западной психологии столкнулись те исследователи, которые проводили эмпирические исследования и получили большое количество фактических данных на межстрановом уровне (Э. Динер, С. Любомирски, Р. Райян, К. Рифф, Г. Триандис, К. Шелдон и ряд других).
Связанные вопросы и ответы:
1. Что такое субъективное благополучие в психологии
Субъективное благополучие в психологии - это понятие, которое описывает общее чувство удовлетворенности и счастья человека. Это отражает внутреннюю гармонию, удовлетворенность своей жизнью, отношениями, работой и духовным развитием.
2. Какое значение имеет субъективное благополучие для психологии
Субъективное благополучие играет важную роль в психологии, так как позволяет понять, насколько человек счастлив и доволен своей жизнью. Это понятие помогает психологам изучать факторы, влияющие на психическое здоровье и качество жизни людей.
3. Какие факторы влияют на субъективное благополучие
Субъективное благополучие зависит от различных факторов, таких как социальная поддержка, здоровье, достижение целей, уровень дохода, качество отношений, самопонимание и уровень самореализации.
4. Можно ли измерить субъективное благополучие
Субъективное благополучие можно измерить с помощью различных психологических шкал и тестов. Часто используются опросники, в которых люди оценивают свою удовлетворенность жизнью, уровень счастья, удовлетворенность отношениями и другие аспекты.
5. Как повысить субъективное благополучие
Для повышения субъективного благополучия важно вести здоровый образ жизни, уделять внимание своим эмоциям, развивать личностные качества, участвовать в социальных мероприятиях, заниматься спортом и практиковать медитацию.
6. Какое значение имеет сбалансированность радости и страдания для субъективного благополучия
Сбалансированность радости и страдания важна для субъективного благополучия, так как позволяет человеку принимать и осознавать как положительные, так и негативные аспекты жизни. Равновесие между радостью и страданием помогает развивать эмоциональную устойчивость и мудрость.
7. Какие психологические подходы используются для изучения субъективного благополучия
Для изучения субъективного благополучия в психологии используются различные подходы, такие как позитивная психология, теория самоопределения, теория потребностей и др. Эти подходы помогают понять, какие факторы влияют на счастье и удовлетворенность человека.
8. Как влияет субъективное благополучие на общество в целом
Высокое субъективное благополучие в обществе способствует улучшению качества жизни граждан, уменьшению уровня стресса и конфликтов, повышению продуктивности и уровня счастья. Поэтому важно создавать условия для развития субъективного благополучия на уровне общества.
Что такое субъективное благополучие
С понятием «психологическое благополучие» соотносится целый ряд близких, но не тождественных по своему значению понятий, таких как: «психическое здоровье», «норма», «нормальная личность», «позитивный стиль жизни», «эмоциональный комфорт», «высокое качество жизни», «внутренняя картина здоровья», «зрелая личность», «самоактуализирующаяся личность», «полноценно функционирующая личность» и др. При этом психологическое благополучие описывается через позитивные аспекты функционирования личности: автономия, компетентность в отношениях с окружающими, способность к личностному росту, переживание осмысленности жизни и самопринятие. Психологическое благополучие основывается на сравнении человеком себя, своего бытия с субъективными нормами, эталонами, идеалами.
Подчеркивается, что в современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие». Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического (Э.Динер, К.Рифф, А.Е.Созонтов, С.Ю.Семенов и др.), другие, напротив, – психологическое благополучие как часть субъективного (Н.К.Бахарева, Л.В.Куликов, М.В.Соколова, Р.М.Шамионов, Г.Л.Пучкова и др.). В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные (Н.Брэдбурн, Е.Н.Панина, Е.Е.Бочарова и др.). В представленной работе обосновывается необходимость понимания психологического благополучия как понятия более общего по отношению к субъективному благополучию.
В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические (А.С.Ватерман, Э.Деси, Д.Каннеман, Р.Райан). Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая неразработанность, а эвдемонистического – трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия (М.Яхода, К.Рифф). Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К.Рифф, базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост.
Какие факторы могут повлиять на уровень субъективного благополучия у человека
Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 86-95.
Статья посвящена методологическим и теоретическим аспектам качества жизни как междисциплинарной категории. Понятие качества жизни соотнесено с понятиями благополучия и субъективного благополучия через призму объективных, субъективных и субъектных факторов оценки собственной жизни. Отмечено, что качество жизни обусловлено объективным и сравнительно инвариантным для больших социальных групп образом жизни, задающим объективные условия удовлетворения в рамках этого образа жизни базовых потребностей индивидов. Указывается, что оценка индивидами субъективного благополучия своей жизни определяется не только условиями удовлетворения базовых потребностей, но и удовлетворенностью индивидуально-специфических потребностей в рамках выбираемого или выстраиваемого стиля жизни, а также восприятием поля возможностей и субъективными критериями оценивания жизни. Отмечается, что понятие благополучия охватывает и качество жизни, и субъективное благополучие. При этом понятие счастья частично пересекается с понятием субъективного благополучия, и частично выходит за его пределы, например, когда речь заходит о самодетерминированном счастье, созидаемом самим субъектом и в наименьшей степени зависящем от внешних условий (эвдемония, смысл, переживание потока и др.). Предложенная концептуальная схема может быть полезна для структурирования исследовательских проблем и гипотез в этой междисциплинарной области.
Источник: https://to-be-better.ru/novosti/subektivnoe-blagopoluchie-kak-ponyat-i-dostich
Как измеряется субъективное благополучие в психологии
Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена. Дискуссионным остается вопрос о том, что выступает необходимым условием состояния субъективного благополучия. Существующие в настоящее время исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Это обуславливает необходимость в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.Поэтому важной задачей в изучении субъективного благополучия является выделение основных факторов, детерминант, определяющих состояния психологического благополучия, выявление их соотносительной значимости. В данном исследовании, руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы предположили, что в качестве детерминант субъективного благополучия выступают экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность и вовлеченность.Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является эмоциональная устойчивость личности, особо актуальный феномен в условиях ситуации быстрых преобразований, в которой находится общество сегодня.
Measuring Subjective Well-being in Psychology: A Complex and Multifaceted Phenomenon
Subjective well-being has become a growing area of interest in psychological research, with numerous theoretical and empirical studies attempting to understand its complexities. Despite these efforts, there is no consensus on a single definition of this phenomenon, leaving the question of what constitutes a necessary condition for subjective well-being open to debate.
Existing research has not provided a clear answer to this question, which highlights the need to identify the underlying factors, determinants, and emotional evaluations that contribute to an individual's sense of well-being. Moreover, it is essential to understand how these factors interact with each other and with the individual's behavior, as well as how they can be influenced to promote well-being.
In this study, we adopted an eudaimonic, value-based, and subjective approach to explore the determinants of subjective well-being. Our findings suggest that existential, bodily, psychological well-being, emotional competence, and involvement are key determinants of subjective well-being. Additionally, there are other psychological phenomena that can influence an individual's state of well-being, such as emotional resilience, which is particularly relevant in today's rapidly changing society.
Therefore, it is crucial to identify the primary factors that contribute to subjective well-being and their relative importance. This knowledge can be used to develop targeted interventions and strategies to promote individual well-being and overall psychological health.
Key Determinants of Subjective Well-being
- Existential: The sense of purpose and meaning in life
- Bodily: The physical and physiological aspects of well-being
- Psychological well-being: The emotional and mental state of an individual
- Emotional competence: The ability to recognize and manage emotions
- Involvement: The level of engagement and participation in activities
Other Psychological Phenomena Influencing Subjective Well-being
- Emotional resilience: The ability to cope with stress and adversity
- Other psychological factors, such as self-esteem, social support, and life satisfaction
This study highlights the complexity of subjective well-being and the need for a comprehensive understanding of its determinants. By acknowledging the multifaceted nature of this phenomenon, we can develop more effective strategies to promote individual well-being and overall psychological health.
Какова роль субъективного благополучия в формировании личности
Анализируя критерии счастливой личности, исследователи важную роль отводят психическому равновесию и связанным с ним гармоничности организации психики и ее адаптивным возможностям, адекватность субъективного восприятия отражаемым предметам, явлениям и обстоятельствам, соответствие психических реакций интенсивности внешних раздражителей, упорядоченность и причинную обусловленность психических явлений, критическую самооценку и оценку окружающих обстоятельств, способность к адекватному изменению поведения в соответствии с переменами окружающей обстановки и его организации в соответствии с принятыми морально-этическими нормами, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план. То есть, во многом, счастье сопоставляется с психическим здоровьем личности.
Приводимые исследователями критерии, за исключением двух последних, часто представляют собой критерии адекватности и критичности, и, следовательно, не могут расцениваться как позитивные. Другой попыткой определить признаки, характеризующие психическое здоровье, является гуманистически-ориентированный «перечень», включающий в себя способность адекватного восприятия окружающей среды, осознанное совершение поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни. Е.Р. Калитеевская, развивая идеи Б.С. Братуся, предлагает такие базовые параметры личностной саморегуляции, определяющие сохранность психического здоровья, как свобода, ответственность и духовность. Одним из самых полных, по мнению многих исследователей, является перечень критериев психического здоровья, составленный Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушаковым. В него входит множество признаков, начиная от адекватности восприятия и поведенческих реакций, критического подхода к обстоятельствам жизни, и заканчивая чувством ответственности за близких и самоутверждением в коллективе без ущерба для остальных его членов. Наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к окружающему миру, способность к установлению близких контактов с окружающими, альтруизм, направленность на общественно полезное дело, духовность, гармоничность, целостность личности, ориентация на саморазвитие.
Как субъективное благополучие влияет на отношения с окружающими людьми
То, насколько выносливой может быть ваша психика, определяется сразу несколькими психологическим факторами. Каждый человек появляется на свет с определенной восприимчивостью нервной системы, кроме того, определенные психические проблемы могут наследоваться от родителей.
А есть еще и факторы окружающей среды, которые тоже влияют на психическое здоровье. Насилие, социально-экономические проблемы, хронические стрессы, дискриминация – все это неминуемо накладывает свой отпечаток на здоровье и психику человека. Но психика не может просто «поломаться» от одного такого воздействия, сперва она изо всех сил будет пытаться адаптироваться.
Как правило, это начинается еще в детстве, если малыш растет в гармонии, то его психика тоже развивается соответствующим образом и заучивает стратегии адаптации, которые пригодятся ему в будущем. А вот взросление в проблемной семье учит ребенка адаптироваться такими способами, которые будут мешать ему во взрослой жизни.
От того, в каком возрасте ребенок столкнется с тем или иным травмирующим событием, и как он отреагирует на него, будет напрямую зависеть формирование его личности. В клинической психиатрии есть сразу три уровня нарушения психики:
- Невротическй (временные состояния)
- Психопатический (расстройства личности)
- Психотический (галлюцинации, нарушения сознания, расстройства мышления).
Между всеми этими уровнями нет довольно четких границ, поэтому они могут «перетекать» из одного в другое. Кроме того, в психологии есть еще один промежуточный уровень – пограничный. При этом человек пребывает в состоянии, которое можно считать неврозом, но нельзя отнести к явным психическим проблемам.
Специалисты убеждены, что чем младше ребенок, тем более сильная травма наносится его психике. В таком случае в его памяти не остается никаких следов, но закрепятся телесные переживания и базовая убежденность в угрозе окружающего мира .
Например, люди с психотическим типом личности часто сталкивались в детстве с жесткими лишениями (прежде всего эмоциональными и сенсорными). Таких детей мало брали на руки и не реагировали на их плач. Причем некоторые из возникших в психике перемен вполне могут быть необратимыми.
Если человек переживает очень сильный стресс, то его психика может возвращать его к тому моменту, в который и случилась основная травма. У каждого это точка будет своя. Именно так человек, находящийся в пограничном состоянии, может «скатиться» до реального расстройства.
Иногда даже сам человек не успевает заметить, что же произошло. Хронический стресс – верный спутник многих из нас и на его фоне очень сложно отличить обычную усталость от сильного эмоционального выгорания. Обычно к психотерапевту человек обращается лишь в крайних ситуациях – когда проблема уже очень сильно портит ему жизнь.