Существует ли научное обоснование гендерной психологии
- Существует ли научное обоснование гендерной психологии
- Связанные вопросы и ответы
- Какие аспекты личности могут быть определены гендером
- Существуют ли биологические различия между мужчинами и женщинами, влияющие на их психологию
- В чем основные принципы гендерной психологии
- Какие исследования подтверждают существование гендерных различий в психологии
- Может ли гендер влиять на развитие личности
- Какова роль культуры в формировании гендерных стереотипов
- Какие факторы могут повлиять на различия в психологии между мужчинами и женщинами
Существует ли научное обоснование гендерной психологии
Гендерная психология изучает особенности поведения человека в обществе, связанные с его биологическим полом, гендером (социальным полом) и их взаимодействием. Однозначной формулировки и четких границ у гендерной психологии пока нет, а ее концепцию каждый автор излагает по-своему. Основная проблема заключается в том, что сложно дать определение самому понятию «гендерная».
Гендер = биологический пол
В России и других постсоветских странах гендерная психология развивается медленно. Для некоторых отечественных психологов гендер — лишь новомодный термин и производное понятия «биологический пол». В России до сих пор жива бинарная гендерная система, которая утверждает, что:
- всех людей можно разделить на две категории — мужчины и женщины;
- все люди гетеросексуальны;
- биологический пол, природное предназначение человека — первопричины психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин.
Последнее утверждение означает, что мужские и женские качества предопределены. Например, если человеку при рождении приписан женский пол, то от него ожидаются феминные черты характера, внешность, поведение.
Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.
Решительный сын и послушная дочь, успешный муж и домовитая жена, предприимчивый подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в бинарную гендерную систему, чтобы не выглядеть чужими среди своих.
Гендер = социальный пол
В конце второго тысячелетия в зарубежных странах, особенно в США, начали глубоко переосмыслять теорию «биология как судьба». По мере развития науки стало ясно, что между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий, а предопределенность их качеств относительна. Ученые сомневаются даже в том, что на генетическом уровне пол можно разделить только на два вида, и предполагают, что половое разнообразие гораздо шире.
Западная гендерная психология четко разделяет понятия «пол» и «гендер»:
- Пол — совокупность биологических особенностей человека. Гендер — набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Эти нормы передаются из поколения в поколение и закрепляются на подсознательном уровне.
Гендер — гибкий конструкт, который может меняться в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода. Он не определен биологией, а значит, на него можно воздействовать. Во многих странах меняются гендерные стереотипы и роли, и в первую очередь это связано с изменениями в самосознании людей. Если мы будем принимать тот факт, что любой человек независимо от биологического пола — это индивидуальность со своими психологическими особенностями, сочетанием маскулинности и феминности в психике, то общество станет более полноценным и гармоничным.
Связанные вопросы и ответы:
1. В чем заключается суть гендерной психологии
Гендерная психология изучает влияние пола на психологические процессы, поведение и развитие личности. Она исследует различия между мужчинами и женщинами в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Гендерная психология рассматривает как биологические, так и социокультурные аспекты различий между полами. Основной задачей этой науки является объяснение происхождения, развития и последствий гендерных различий в поведении и психологии. Суть гендерной психологии заключается в понимании того, как пол влияет на психологические процессы и взаимодействие между людьми.
2. Какие принципы лежат в основе гендерной психологии
В основе гендерной психологии лежит принцип признания уникальности и равенства между мужчинами и женщинами. Эта наука стремится изучить не только различия, но и сходства в поведенческих и психологических аспектах полов. Принципом гендерной психологии является также учет влияния социокультурных факторов на формирование гендерной идентичности. Важным принципом гендерной психологии является междисциплинарный подход, то есть использование знаний из различных областей науки для понимания гендерных различий.
3. Какова роль биологических факторов в гендерной психологии
Биологические факторы играют важную роль в гендерной психологии, влияя на формирование психологических особенностей у мужчин и женщин. Например, гормональные различия между полами могут повлиять на поведенческие и эмоциональные проявления. Наследственные факторы также могут определять некоторые психологические особенности, характерные для определенного пола. Однако важно помнить, что биология не является единственным определяющим фактором поведения и психологии человека.
4. Каким образом социокультурные стереотипы влияют на гендерную психологию
Социокультурные стереотипы могут создавать предвзятость и ограничивать свободу выбора в развитии личности и проявлении черт характера. Они могут формировать ожидания по поводу поведения мужчин и женщин в обществе. Стереотипы могут оказывать давление на людей и подавлять их индивидуальные особенности, приводя к конформизму и недостатку самовыражения. Гендерная психология изучает влияние социокультурных стереотипов на развитие личности и поведение людей различного пола.
5. Какие методы применяются в гендерной психологии для исследования гендерных различий
В гендерной психологии используются различные методы исследования, такие как анкетирование, наблюдение, психометрические тесты и нейрофизиологические методы. С помощью экспериментальных исследований ставятся цели выявить различия в поведении и психологии между мужчинами и женщинами. Также в гендерной психологии часто применяются методы качественного анализа, например, интервью и фокус-группы. Комбинация различных методов позволяет получить более полное представление о гендерных различиях и их влиянии.
6. Каковы перспективы развития гендерной психологии
Перспективы развития гендерной психологии связаны с более глубоким пониманием механизмов формирования гендерной идентичности и влияния пола на психологические процессы. В будущем, возможно, будет уделено больше внимания изучению индивидуальных различий в рамках каждого пола. Также развитие технологий и методов исследования позволит более точно выявлять гендерные различия и их причины. Предстоящие исследования в области гендерной психологии могут привести к новым открытиям и пересмотру существующих представлений о влиянии пола на психику и поведение человека.
Какие аспекты личности могут быть определены гендером
До недавнего времени социолингвистика, этнолингвистика изучали различия (социальные возрастные, профессиональные, локальные (места рождения, жизни); этнические и другие) в языке и его употреблении между разными группами людей. Лишь сравнительно недавно ученые стали обращать специальное внимание на особенности мужской и женской речи.
Понятие «гендер»
Человек, независимо от его желания, находится в коммуникационной сфере, т.е. совокупности вербальных и невербальных контактов с определенной постоянной группой лиц и системой случайных контактов. Восприятие социальных, культурных, религиозных, этнологических и психологических проблем общества у мужчин и женщин различно. Но, находясь в постоянном контакте (коммуникационная сфере) они получают массу информации, которая либо помогает обрести новые знания с помощью логических выводов, либо откладывается на бессознательный уровень.
Проблемы различий в сознании и поведении мужчины и женщины стали предметом гендерных исследований.
«Словарь гендерных терминов» дает следующее определение: гендер - сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу. Гендер - понятие, рассматриваемое современной социологией, как противоположное биологическому полу человека. Отличие состоит в том, что биологический пол «выдается» человеку еще до рождения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер - это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам. Гендер может меняться в ходе исторического развития общества. Само понятие «гендер» возникло, когда ученые обнаружили, что биологический пол мало влияет на социальные роли мужчин и женщин. Проблемы гендерных различий в сознании и поведении мужчины и женщины стали предметом гендерных исследований. Различия между двумя терминами «sex» (биологический пол) и «gender» (социокультурный пол) ввели Р.Столлер и ДЖ.Манн. Гендер - это социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе.
Существуют ли биологические различия между мужчинами и женщинами, влияющие на их психологию
Наиболее логично называть различия между мужчинами и женщинами, а не гендерные различия. В конце концов, у нашего вида есть биологические полы, обычно определяемые размером гамет, морфологией половых органов, наличием или отсутствием Y-хромосомы и нормативными уровнями половых гормонов.
Конечно, есть нетипичные (и необычные) вариации в половых хромосомах и в основных гормональных переживаниях во время полового развития, которые могут сделать определение вашего пола неясным. Международный олимпийский комитет на протяжении десятилетий боролся за определение биологического пола – и он все еще борется.
Пол, или гендерная психология, согласно Американской психологической ассоциации, отражает отношение, чувства и поведение, которые данная культура связывает с биологическим полом. Термин «гендерная идентичность» часто ассоциируется с сексуальной идентичностью, но «пол» относится к тому, является ли человек мужчиной или женщиной, как это определено их местной культурой.
Иногда это называется гендерно-ролевая или полоролевая ориентация. Я знаю, это сбивает с толку, поэтому многим трудно понять, когда обсуждают половые различия.
Некоторые психологи утверждают, что мы должны называть большинство различий между мужчинами и женщинами гендерными различиями, а не половыми различиями – потому что они чувствуют, что такие различия построены культурно, и термин «пол» должен быть зарезервирован для различий, которые в основном имеют биологическое происхождение.
Существуют и другие вариации в половой принадлежности, которые усложняют дискуссии. Например, сексуальная ориентация людей может проявляться во многих формах в зависимости от пола, включая андрофилию, гинефилию, бисексуальность, асексуальность и многое другое. Секс, пол и ориентации бывают разных видов.
В чем основные принципы гендерной психологии
Изучение гендерных различий имеет длинную предысторию и весьма короткую собственную историю. В силу этого гендерно ориентированные исследования основываются исключительно на гендерном подходе, что, несомненно, сужает возможности данного направления. Данное обстоятельство не могло не отразиться и на диагностических возможностях гендерной психологии. Так, например, в работе Т.В. Бендас (2005) приведены лишь методы исследования, используемые в начале XX века. Их основу составили следующие методы:
- 1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.
- 2. Эксперимент. Как правило, широко не использовался.
- 3. Дедукция. Достижения обшей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачи подходят для одного пола и не подходят для другого.
- 4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограничены, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами не одинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине. Последнее замечание, высказанное Геймансом, впоследствии было подтверждено исследованиями психологии лидерства.
- 5. Анкетирование Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых — в частности, их эмоциональность.
Какие исследования подтверждают существование гендерных различий в психологии
Гендерные стереотипы – это предрассудки и ожидания, связанные с определенными ролями и поведением, которые общество накладывает на мужчин и женщин. Они определяют, какими должны быть мужчины и женщины, какие качества и характеристики им присущи.
Гендерные стереотипы формируются и поддерживаются в обществе через различные каналы, такие как семья, образование, СМИ и культура. Они могут быть положительными или отрицательными, и часто ограничивают свободу и самовыражение индивидов.
Примеры гендерных стереотипов включают представление о том, что мужчины должны быть сильными, агрессивными и успешными в карьере, в то время как женщины должны быть нежными, заботливыми и заниматься домашними делами. Эти стереотипы могут оказывать давление на людей, чтобы они соответствовали этим ожиданиям, даже если это не соответствует их собственным желаниям и способностям.
Гендерные стереотипы могут иметь негативные последствия для индивидов и общества в целом. Они могут приводить к дискриминации, неравенству и ограниченным возможностям для людей, которые не соответствуют стереотипам своего пола. Они также могут ограничивать развитие личности и самовыражение, а также влиять на выбор профессии и карьеры.
Преодоление гендерных стереотипов требует осознания и осмысления этих предрассудков, а также активного противодействия им. Это может включать образовательные программы, которые расширяют представления о гендере и ролевых ожиданиях, а также создание равных возможностей и поддержки для всех людей, независимо от их пола.
Может ли гендер влиять на развитие личности
Панкультурные гендерные сходства. Разделение труда, обусловленное полом. Гендерное стереотипизирование. Дифференциальная гендерная социализация. Более низкий статус и меньшая власть женщины. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии. Заключительные замечания. Резюме
Культура — это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникации (Matsumoto, 1994). Воспринимают ли мужчин и женщин в других странах таким же образом, как в нашей культуре? Во всех ли культурах существуют гендерные роли, и если да, то почему это так? Существуют ли в гендерных ролях панкультурные универсальные сходства? В начале книги я отметила, что психологические исследования пола по большей части проводились среди белых американцев, представителей среднего класса. Социальные психолога все больше осознают потребность кросс-культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс-культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для иных культур (Moghaddam et al., 1993; Triandis, 1994). Другая причина — желание избежать этноцентризма и предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены ее влиянию, а кросс-культурная психология может помочь определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур (Williams & Best, 1990 b). Кросс-культурное исследование гендера также позволяет нам глубже изучить роль, которую играет культура в создании и поддержании гендера и гендерных различий.
Какова роль культуры в формировании гендерных стереотипов
Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) давно привлекает внимание психологов. Однако систематические исследования, посвященные этой проблеме, проводятся в основном зарубежными психологами. В отечественных психологических публикациях полученные эмпирические данные о поведенческих и личностных различиях между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) представляются как вполне очевидный факт, не требующий обоснования и интерпретации.
Традиционный анализ половых различий сводился к демонстрации и доказательству характер-ных отличий мужской и женской природы при замалчивании возможной близости некоторых пси-хологических и поведенческих реакций у мужчин и женщин. Эпизодически обращаясь к проблеме половой дифференциации, психологи ограничивались констатацией "естественной" противопо-ложности мужского и женского. Взятый в более широком культурно-историческом контексте, процесс формирования полоролевых стереотипов состоит в постоянном акцентировании гормонально-биологических детерминант женского (но не мужского) социального поведения. Такая позиция психологов обусловлена глубоко укоренившимся представлением, что признак пола - это обязательное различие не только на уровне проявлений человека как индивида, но и на таких уровнях, как личность, субъект деятельности, индивидуальность.
Специальные психологические исследования, ориентированные на изучение проблемы различий между полами, искали и продолжают искать ответы на следующие вопросы:
1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?
2. Какова природа этих различий, являются ли они универсально-биологическими или отражают исторически преходящие формы полового разделения труда?
Наиболее часто в психологической литературе подчеркивается наличие различий между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) в интеллектуальном, моральном развитии, мотивации достижений, сфере поведенческих проявлений. Рассмотрим имеющиеся ответы на оба вопроса в каждой из четырех сфер личностного развития: когнитивной, мотивационной, моральной и поведенческой.
Когнитивном сфера
Для ответа на первый вопрос - описания отчетливо установленных психологических разли-чий между полами - обратимся к статье Т.Н. Виноградовой и В.В. Семенова (1993), в которой про-анализированы многочисленные работы зарубежных исследователей, посвященные половым различиям в познавательной сфере. Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усред-ненным показателям интеллектуального развития не различаются, коэффициент интеллектуально-сти у них примерно одинаков. В то же время, по данным психометрических исследований, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измере-ния коэффициента интеллектуальности (IQ), заметно превосходит число женщин. Это означает, что среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливых людей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины. Мужчины и женщины (мальчики и девочки) отличаются не только диапазоном разброса умственных способностей. Я. Маккоби н К. Джеклин, проанализировав 1600 доступных им психологических исследований половых различий, показали, что у девочек по сравнению с мальчиками (у женщин, по сравнению с мужчинами) лучше развит вербальный интеллект. У мальчиков по сравнению с девочками (у мужчин, по сравнению с женщинами) лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности (Maccoby Е.Е., Jacklin С.N., 1974).
Какие факторы могут повлиять на различия в психологии между мужчинами и женщинами
Гендер представляет собой тип идеологических взаимоотношений в традиционном (патриархальном) обществе, в котором за основу берут взаимоотношения власти. Смысл подобных взаимоотношений заключается в гендерном неравенстве и господстве одной группы (мужчин) над другой (женщин).
Категорию «гендерная идентичность» ввел Дж. Мани, характеризуя внутреннее состояние человека с точки зрения ощущения себя представителем определенного пола. Помимо этого, он использовал его для того, чтобы подтвердить значение социально-культурных факторов в развитии психологического пола.
Ученые чаще всего дают определение гендерной идентичности, которая включена в самосознание личности и описывает принятие личностью себя в качестве представителя конкретного пола. Кроме ролевого аспекта, гендер должен включать также целостный образ человека.
Гендерная идентичность рассматривается как фундаментальная составляющая социальной идентичности . Она характеризует личность с позиции ее принадлежности к мужской или женской группе. Бэм С. считал, что гендерная идентичность обладает личностным компонентом, который находится в зависимости от социокультурной ситуации развития человека. Она способна менять собственную направленность и содержание.
Гендерная идентичность — это многоуровневая система. Она помогает соотносить человека со следующими значениями маскулинности и фемининности в качестве независимых переменных:
- Телесные,
- Психофизиологические,
- Психологические,
- Социальные и культурными значениями.
В качестве обособленного типа личностной идентичности гендерная идентичность, как правило, относится к самым стабильным идентификациям личности. В науке на основе гендерной идентичности происходит формирование личного субъективного образа индивидов.