Роль Министерства образования и науки РФ в современном образовательном процессе
- Роль Министерства образования и науки РФ в современном образовательном процессе
- Связанные вопросы и ответы
- Какие ведомственные структуры входят в состав Министерства образования и науки РФ
- Какова структура управления Министерства образования и науки РФ
- Какие законы и нормативные акты регулируют деятельность Министерства образования и науки РФ
- Какие программы и проекты реализуются Министерством образования и науки РФ для развития образования и науки в России
- Каковы основные принципы и цели образовательной политики, проводимой Министерством образования и науки РФ
- Какие меры предпринимает Министерство образования и науки РФ для повышения качества образования в России
- Какие ресурсы (финансовые, кадровые, информационные) выделяются Министерством образования и науки РФ на реализацию своих целей
Роль Министерства образования и науки РФ в современном образовательном процессе
Федеральным государственным органом, специально учрежденным для управления образованием в Российской Федерации, является Министерство образования РФ. Оно призвано проводить государственную политику, осуществлять управление и координацию деятельности других федеральных исполнительных органов в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Министерство образования как центральный федеральный орган управления образованием решает целый спектр специализированных задач, среди которых:
осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;
реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности образовательных учреждений;
разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;
создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;
совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования;
осуществление информатизации в области образования;
обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования;
организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие основные функции выполняет Министерство образования и науки РФ
Ответ: Министерство образования и науки РФ осуществляет разработку государственной политики в области образования и науки, контроль над ее выполнением, разработку нормативных актов, а также обеспечение доступа к качественному образованию.
2. Какие программы разрабатывает Министерство образования и науки РФ для повышения качества образования
Ответ: Министерство образования и науки РФ разрабатывает программы по модернизации образовательной системы, повышению квалификации педагогов, развитию научных исследований в образовании, поддержке талантливых студентов и пр.
3. Какие задачи стоят перед Министерством образования и науки РФ в сфере науки
Ответ: Министерство образования и науки РФ ставит перед собой задачи по развитию научных исследований, обеспечению финансирования научных проектов, поддержке молодых ученых, развитию научно-технического потенциала страны.
4. Какова роль Министерства образования и науки РФ в развитии инноваций и технологий
Ответ: Министерство образования и науки РФ активно участвует в разработке и реализации программ по развитию инноваций и технологий, поддерживает научные исследования в области техники, информационных технологий, медицины и других сферах.
5. Какие меры принимает Министерство образования и науки РФ для повышения доступности образования для всех граждан
Ответ: Министерство образования и науки РФ разрабатывает программы по обеспечению доступности образования для различных групп населения, содействует созданию современной инфраструктуры образовательных учреждений, поддерживает инклюзивное образование.
6. Каковы перспективы развития Министерства образования и науки РФ в ближайшие годы
Ответ: В ближайшие годы Министерство образования и науки РФ планирует активное развитие цифровых технологий в образовании, улучшение качества высшего образования, повышение роли науки в экономике страны, совершенствование системы профориентации и многое другое.
Какие ведомственные структуры входят в состав Министерства образования и науки РФ
1. Система органов управления образованием в РФ. Система образования в РФ представляет собой:
совокупность преемственных образовательных программ, государственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:
Правительство РФ;
федеральные (центральные) органы управления образованием;
федеральные ведомственные органы управления образованием;
государственные органы управления субъектов РФ.
В компетенцию государственных органов управления образованием в обязательном порядке, согласно ст. 37 Закона РФ "Об образовании" 1996 г., входят:
разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;
государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений;
формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования и т.д.
Какова структура управления Министерства образования и науки РФ
В целях реализации предусмотренных в законодательстве положений об образовании в Российской Федерации утверждена государственная программа «Развитие образования». Срок ее реализации составляет 8 лет – с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2025 г. Ответственным исполнителем данной госпрограммы назначено Министерство просвещения. Планируется, что на реализацию мероприятий, предусмотренных госпрограммой, в течение этих 8 лет будут направлено более 5 триллионов рублей.
Необходимость в разработке и реализации государственной программы «Развитие образования» была продиктована стремлением достичь следующих целей:
- повысить качество образования в России, что должно найти отражение в увеличении числа трудоустроившихся выпускников и в обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования;
- обеспечить доступность образования в России (прежде всего, дошкольного образования);
- организовать на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов России воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности (в том числе, посредством увеличения охвата детей дополнительным образованием).
Фактически государственная программа «Развитие образования» представляет собой комплекс мероприятий, которые планируется реализовать в ближайшие 8 лет. В целях более удобного управления этим процессом и координации между мероприятиями они сгруппированы в следующие направления, которые оформлены как отдельные подпрограммы:
- "Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования" – предполагает внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, увеличение доли выпускников образовательных организаций, которые в течение календарного года после окончания обучения трудоустроились;
- "Развитие дошкольного и общего образования" – предполагает совершенствование методик и актуализацию содержания преподавания общеобразовательных программ, вовлечение всех участников системы образования в ее развитие, обновление материально-технической базы;
- "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" – предполагает обновление содержания и методов дополнительного образования детей, модернизацию инфраструктуры его системы и развитие внутри нее кадрового потенциала;
- "Совершенствование управления системой образования" – предполагает оценивание качества общего образования, разработку цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий и т.п.
Какие законы и нормативные акты регулируют деятельность Министерства образования и науки РФ
Номер: б/н
Автор: Козырин А.Н., научный консультант Федерального центра образовательного законодательства, д. юрид. наук, профессор
Образование представляет собой сферу общественной жизни, где самым тесным образом переплетаются интересы государства и граждан. Вот почему образовательная политика и крупномасштабные реформы в этой сфере, проводимые в настоящее время российским правительством, представляют интерес не только для чиновников, занятых в системе управления образованием, преподавателей вузов, школьных учителей, но и практически для всех российских граждан разных возрастных категорий, которые составляют самый многочисленный "класс" - обучающихся (школьников, студентов, аспирантов и докторантов, слушателей различных курсов дополнительного образования, программ профессиональной переподготовки и т.п.).
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью - поступательным развитием российского образования.
Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики (п. 1 статьи 1 Закона РФ "Об образовании"), что непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).
Государство заинтересовано в неуклонном развитии сферы образования, так как с этим напрямую связаны не только вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и успешное развитие российской экономики, социальное благополучие нации, а также состояние национальной безопасности.
Таким образом, сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.
Какие программы и проекты реализуются Министерством образования и науки РФ для развития образования и науки в России
В преддверии нового учебного года все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы образования. Как заметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов , система образования – включая дошкольное, школьное, средне-профессиональное и дополнительное – охватывает около 80 млн граждан России. Таким образом, в улучшении образования потенциально заинтересовано большинство граждан страны. К наиболее волнующим темам относятся вопросы проведения государственных экзаменов, содержания образовательных программ, использования информационных технологий при организации образовательного процесса. Эксперты из разных областей, а также представители госорганов и население на мероприятии Общественной палаты РФ обсудили планируемые законодательные нововведения и инициативные предложения, поступившие от заинтересованных граждан.
Цифровые технологии в образовании
Одним из наиболее обсуждаемых нововведений последнего года является цифровизация образовательного процесса. Как заметил заслуженный учитель РФ, д. пед. н. Евгений Ямбург , она в наибольшей степени вызывает обеспокоенность у граждан, причастных к образовательному процессу. Причина заключается в недоверии родителей к внедрению и применению цифровых технологий при обучении школьников.
Напомним, что значимым нововведением прошлого года стало внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в систему образования. регламентировало сроки проведения эксперимента по внедрению ЦОС – он пройдет с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года. В соответствии с документом, цифровая образовательная среда представляет собой совокупность условий для реализации образовательных программ школьного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Сама электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии и технологические средства. Предполагается, что цифровая образовательная среда позволит обеспечивать освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания. Ранее ГАРАНТ.РУоб информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум", которая была запущена в рамках эксперимента.
В преддверии нового учебного года все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы образования. Как заметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, система образования – включая дошкольное, школьное, средне-профессиональное и дополнительное – охватывает около 80 млн граждан России.
Цифровые технологии в образовании
Одним из наиболее обсуждаемых нововведений последнего года является цифровизация образовательного процесса. Как заметил заслуженный учитель РФ, д. пед. н. Евгений Ямбург, она в наибольшей степени вызывает обеспокоенность у граждан, причастных к образовательному процессу.
В 2020 году было запущено экспериментальное использование цифровой образовательной среды (ЦОС) в системе образования. Регламентировало сроки проведения эксперимента – он пройдет с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года.
Цифровая образовательная среда представляет собой совокупность условий для реализации образовательных программ школьного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии и технологические средства.
Планируется, что цифровая образовательная среда позволит обеспечивать освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания. Ранее была запущена информационно-коммуникационная образовательная платформа "Сферум", которая была запущена в рамках эксперимента.
Программы и проекты Министерства образования и науки РФ
- Программа "Цифровая образовательная среда" – это экспериментальное использование цифровой образовательной среды в системе образования.
- Программа "Информационно-коммуникационная образовательная платформа "Сферум"" – это платформа для обеспечения доступа к образовательным ресурсам и услугам.
- Программа "Дистанционные образовательные технологии" – это проект по внедрению дистанционных образовательных технологий в систему образования.
- Программа "Цифровизация образования" – это проект по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.
Каковы основные принципы и цели образовательной политики, проводимой Министерством образования и науки РФ
В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством развития финансовой грамотности, должно быть одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р, рассматривает повышение финансовой грамотности в качестве одного из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка.
Российская Федерация в 2006 году в рамках председательства в "Группе восьми" выступила инициатором включения вопроса финансового образования и целенаправленной работы с населением для повышения финансовой грамотности в повестку дня международных встреч. Это предложение было поддержано, актуальность этой работы стала очевидна в условиях мирового финансового кризиса 2008 - 2009 годов.
В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации совместно с Международным банком реконструкции и развития проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (далее - проект). Исполнителем проекта является Министерство финансов Российской Федерации. В рамках реализации проекта проводится мониторинг уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также разрабатываются и реализуются образовательные программы по повышению финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп обучающихся образовательных организаций. Создана сеть федеральных и региональных методических центров по обучению и повышению квалификации педагогов общеобразовательных организаций, преподавателей образовательных организаций высшего образования и тьюторов для взрослого населения. Совершенствуются институциональные основы защиты прав потребителей финансовых услуг, а также осуществляется поддержка на конкурсной основе широкого круга инициатив "снизу", направленных на повышение финансовой грамотности и информирование граждан о возможностях защиты прав потребителей финансовых услуг. К реализации проекта привлечены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные объединения потребителей и представители экспертного и образовательного сообществ. В проекте на постоянной основе принимают активное участие 9 пилотных регионов Российской Федерации, а также все более возрастает участие других регионов (83 субъекта Российской Федерации в 2016 году) во Всероссийских неделях финансовой грамотности для детей и молодежи и неделях сбережений, проводимых в рамках проекта.
Какие меры предпринимает Министерство образования и науки РФ для повышения качества образования в России
Низкое качество образования – это проблема, с которой сталкиваются многие страны. Она означает, что образовательная система не обеспечивает студентам достаточные знания и навыки, чтобы успешно справляться с требованиями современного мира.
Одной из причин низкого качества образования может быть устаревшая программа обучения. Программа может быть неактуальной и не отражать современные тенденции и требования рынка труда. Это может привести к тому, что выпускники не обладают необходимыми знаниями и навыками для успешной карьеры.
Еще одной причиной низкого качества образования может быть недостаток квалифицированных педагогов. Если учебные заведения не могут привлечь и удержать опытных и компетентных преподавателей, это может отразиться на качестве образования. Квалифицированные педагоги играют важную роль в обучении студентов и влияют на их успехи.
Проблемы в системе оценки и экзаменов также могут влиять на качество образования. Если система оценки несправедлива или неадекватна, это может привести к недостаточной мотивации студентов и неправильной оценке их знаний и умений.
Низкое качество образования может также быть связано с отсутствием инноваций и современных технологий в учебном процессе. Если учебные заведения не следят за новыми тенденциями и не внедряют современные методы обучения, это может привести к устареванию образовательной системы и недостаточной подготовке студентов к современным вызовам.
Для решения проблемы низкого качества образования необходимо проводить реформы в образовательной системе. Это может включать в себя обновление программ обучения, повышение квалификации педагогических работников, внедрение новых методов обучения и использование современных технологий. Также важно обеспечить доступность образования для всех слоев населения и бороться с неравенством в доступе к образованию.
Какие ресурсы (финансовые, кадровые, информационные) выделяются Министерством образования и науки РФ на реализацию своих целей
Преодоление вызовов в сфере науки и образования, реализация стратегических инициатив Правительства РФ, повышение доступности отечественного высшего образования и числа диссертационных защит стали ключевыми темами доклада главы Минобрнауки России Валерия Фалькова на расширенной итоговой коллегии Министерства.
«2022 год стал первым годом объявленного Президентом РФ Десятилетия науки и технологий. Не лишним будет еще раз напомнить, что у нас на Десятилетие три ключевые задачи — привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития страны, популяризация науки, то есть информирование граждан о достижениях и перспективах того, что делается нашими коллегами-исследователями», — отметил Валерий Фальков.
В своем докладе Министр, среди прочего, затронул реализацию проектов «Передовые инженерные школы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства», мероприятий нацпроекта «Наука и университеты», рост доступности высшего образования до 57,1 %, сопровождение программы по поддержке вузов «Приоритет 2030», создание научно-образовательных центров и университетских кампусов, поддержку новых регионов России, обеспечение технологического суверенитета.
Валерий Фальков обратил внимание на вызовы, с которыми страна столкнулась в прошлом году, включая блокировку поставки зарубежного научного оборудования, ПО, ограничение доступа к научной информации и так далее. По его словам, это стимулировало рост внутреннего спроса на собственные критически важные технологии.
«В 2022 году сохранилась проявившаяся годом ранее тенденция по увеличению числа защит диссертаций кандидата и доктора наук, общее количество защит только за 2022 год выросло почти на 20 %. С 2020 года рост еще более существенный: кандидатских диссертаций с 6,5 тысяч в 2020 году до 8,5 тысяч — в 2022, докторских диссертаций — с чуть менее 1 тысячи до 1,5 тысяч в 2022 году. Это говорит не только о возросшем качестве исследований, но и показывает рост количества людей, которые решили связать свою жизнь с наукой», — отметил Министр.
Говоря о реализации новой государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ», Валерий Фальков сообщил, что Россия занимает девятое место в мире по объему научных исследований и разработок, почти 170 тысяч отечественных технологий используются реальным сектором экономики, спрос на исследования подтверждается долей внебюджетных средств в составе затрат на исследования и разработки. При этом сегодня Министерство выстраивает общую логику принятия финансовых решений и концентрирует ресурсы государства на приоритетных направлениях.
Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко в свою очередь заметил, что научно-технологическая и образовательная политика сегодня стала полноправным участником развития государства. Он напомнил, что Президент РФ поставил задачу предложить новые подходы по прогнозу научно-технологического развития, актуализировать стратегию научно-технологического развития с учетом сегодняшних реалий. Также следует переместиться с позиции контроля отслеживания процесса к контролю за получением результата. При этом нужно стараться работать на опережение, для этого необходима приоритизация направлений работы.
Говоря о росте числа диссертационных защит, помощник Президента назвал тенденцию большим достижением.
«Сейчас контроль за диссертациями серьезный, и он сохранился, при этом количество защит растет. И очень важно, чтобы часть этих людей шла в университеты и становилась преподавателями. Только это поможет обеспечить качество подготовки кадров, а значит, обеспечить суверенитет не только в фундаментальных исследованиях, но и в конкретных разработках», — сказал Андрей Фурсенко.