Почему мужчины думают иначе, чем женщины: 10 ключевых аспектов
- Почему мужчины думают иначе, чем женщины: 10 ключевых аспектов
- Связанные вопросы и ответы
- Какие гормональные различия влияют на психологические особенности мужчин и женщин
- Почему мужчины и женщины по-разному воспринимают эмоции
- Какие различия в поведении проявляются на работе у мужчин и женщин
- В чем заключается разница в коммуникации между мужчинами и женщинами
- Какие аспекты играют роль в формировании межполовых различий в мышлении
- Почему мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые ситуации
- Каким образом различия в социальном статусе влияют на психологические особенности между полами
- Существуют ли биологические факторы, объясняющие психологические различия между мужчинами и женщинами
- Какие принципы эволюции дали начало различиям в поведении между полами
Почему мужчины думают иначе, чем женщины: 10 ключевых аспектов
Психология
Не будем отрицать, мужчины и женщины во многом отличаются друг от друга. Американский комик и брачный эксперт Марк Гангор считает, что разница заключается в устройстве мозга мужчин и женщин.
ADME публикует отрывок из его выступления , в котором он от лица мужчины очень просто и доходчиво объясняет свою точку зрения.
— Женщины — существа намного более сложные, чем мужчины. Мужчины устроены куда проще. И главное отличие их друг от друга в том, как устроено их мышление.
Начнем с мужчин. Мозг мужчины уникален. Он состоит из маленьких коробок. У нас на все есть своя коробка: есть коробка для машины, есть коробка для денег, для работы, для вас, для детей и даже для вашей мамы — где-то в подвале. У нас везде есть коробки. А еще есть правило: коробки не должны касаться друг друга! Когда мужчина обсуждает какой-то конкретный вопрос, он находит именно эту коробку, достает ее, открывает и обсуждает только то, что находится в этой коробке! А затем он закрывает эту коробку и кладет ее на место, но только очень осторожно, чтобы она не задела другие коробки!
Мозг женщины отличается от мозга мужчины. Мозг женщины — это большой клубок проводов. Там все ко всему подключено: деньги подключены к машине, машина подключена к вашей работе, дети подключены к вашей матери, абсолютно все взаимосвязано . Это как высокоскоростной интернет, скорость которого поддерживается за счет сил под названием «эмоции». Это одна из причин, почему женщины склонны помнить все. Потому что любое событие, связанное с эмоциями, записывается в вашей памяти и вы помните его всю свою жизнь. То же происходит и с мужчинами, но нечасто, потому что, честно говоря, нам все равно.
И, главное, в мозге мужчины есть такая коробка, о существовании которой большинство женщин не догадывается. В этой коробке ничего нет. Правда. Она так и называется «Коробка Ни о Чем». Из всех коробок в мозге мужчины именно эта коробка — его любимая. Если бы он мог, он бы сидел в этой коробке весь день. Вот почему мы, к примеру, ходим на рыбалку или сидим перед телевизором. Женщины так не могут. Им не понятна «Коробка Ни о Чем». И ничто так не раздражает женщину, как вид мужчины, который ничего не делает!
Связанные вопросы и ответы:
1. В чем заключается основное психологическое различие между мужчинами и женщинами
Ответ: Одним из основных психологических различий между мужчинами и женщинами является способ общения. Женщины обычно предпочитают разговаривать о чувствах, эмоциях и отношениях, в то время как мужчины часто предпочитают обсуждать деловые или практические вопросы.
2. Как себя проявляет различие в мотивации у мужчин и женщин
Ответ: Мотивация у мужчин и женщин часто выражается по-разному. Мужчины, как правило, ставят перед собой более конкретные цели и стремятся к достижению успеха в карьере или других областях, тогда как женщины могут быть более мотивированы внутренними факторами, такими как удовлетворение от процесса или ухода за другими.
3. Какие психологические различия между мужчинами и женщинами проявляются в сфере эмоционального интеллекта
Ответ: Мужчины и женщины могут отличаться в своем эмоциональном интеллекте. Женщины обычно более эмоционально отзывчивы и способны лучше понимать чувства других людей, в то время как мужчины могут быть более склонны к логическому анализу ситуации.
4. Как отличается подход мужчин и женщин к решению проблем
Ответ: Мужчины и женщины могут иметь различные подходы к решению проблем. Мужчины, как правило, склонны анализировать ситуацию логически и искать быстрые решения, в то время как женщины могут уделять больше внимания эмоциональным аспектам и искать компромиссы.
5. Как влияют психологические различия между мужчинами и женщинами на коммуникацию в отношениях
Ответ: Психологические различия между мужчинами и женщинами могут оказывать влияние на коммуникацию в отношениях. Женщины, как правило, более склонны к эмоциональной и эмпатичной коммуникации, в то время как мужчины могут быть более прямолинейными и целенаправленными в общении.
6. В чем проявляется различие в стиле принятия решений у мужчин и женщин
Ответ: Различие в стиле принятия решений у мужчин и женщин может проявляться в их предпочтениях и приоритетах. Мужчины часто руководствуются логикой и объективностью при принятии решений, в то время как женщины могут учитывать эмоции и социальные аспекты.
Какие гормональные различия влияют на психологические особенности мужчин и женщин
Предполагается, что половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период. Хотя некоторые исследователи считают, что половые различия в зрительно- пространственных способностях возникают в подростковом возрасте, есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. И даже у более младших детей были обнаружены различия в понимании пространственных отношений. Когда в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием. Среди учеников начальной школы различия в уровне математических способностей мальчиков и девочек незначительны, они начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают в пользу юношей. В то же время девочки, которые в младшем школьном возрасте мечтали об успехах в школе, о будущих достижениях, проявляли хорошие математические способности, в подростковом возрасте начинают мечтать о близкой дружбе, популярности, симпатиях окружающих. Казалось бы, эти особенности развития способностей мальчиков и девочек легко объясняются воздействием половых гормонов на мозг подростка. Однако ряд исследований показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительно- пространственное восприятие, чем их обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная - чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит, что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие первичных и вторичных половых признаков и "мужское" поведение, тем хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся мужскими. В 1961 году Р.Е. Стеффорд получил данные, свидетельствующие о том, что способности к пространственному воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование генетического механизма наследования пространственных способностей, сцепленного с полом. Однако факты, полученные позже другими исследователями, заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий в познавательной сфере.
Почему мужчины и женщины по-разному воспринимают эмоции
Определение 1
Сфера эмоций - это непосредственно переживаемые отношения человека к миру. Эмоциональную сферу человека составляют следующие проявления: эмоциональный тон ощущений (без какой-либо модальности), собственно эмоции (как кратковременные реакции на ситуацию), эмоционально устойчивые отношения (чувства), эмоциональные состояния.
Эмоциональная сфера выполняет две важные функции психики: отражение (внешней и внутренней реальности) и регуляция поведения на основе этого отражения.
Главными компонентами эмоционального реагирования являются:
- импрессивный компонент (непосредственное переживание),
- физиологический компонент: кожно-гальваническая реакция (потоотделение), изменение кровяного давления, температуры кожи, частоты сердечных сокращений, дыхания, диаметра зрачка, секреции слюны,
- экспрессивный компонент (поведенческие проявления): телесные проявления, вербальные, невербальные (интонации, паузы, вздохи, лицевая экспрессия, поза, жесты).
В эмоциональной сфере человек проявляется в единстве и целостности своей природы:
- на уровне биологии эмоциональные реакции включают в себя физиологический компонент; эмоции отражают актуальные потребности человека; эмоциональные реакции во-многом обусловлены конституциональными особенностями и свойствами нервной системы ;
- на уровне отдельного индивида эмоции отражают индивидуальный опыт человека: его привычные способы реагирования, эмоционально значимые объекты и явления;
- на уровне человека как представителя социума эмоции отражают культурный опыт человека: какие эмоции табуированы в данном социуме, какой допустимый диапазон эмоционального реагирования в целом доступен, как оценивается сама способность человека выражать эмоции и т. д.
Какие различия в поведении проявляются на работе у мужчин и женщин
Женская психика действительно более устойчива, чем мужская. «Исторически женщина приходила в семью мужа, под которую должна была подстраиваться: от этого зависели успешность брака и продолжительность рода», — объясняет Марина Бутовская. Природа также позаботилась о том, чтобы женский организм хорошо справлялся не просто со стрессом, но и со стрессом продолжительным. «При стрессе надпочечники выбрасывают в организм гормоны адреналин и норадреналин, которые заставляют сосуды сужаться, мобилизуя на реакцию «бей или беги», — поясняет психолог Ирина Шувалова. — Но у женщин (в отличие от мужчин) на защиту организма встают эстрогены. Медицина еще не может описать точный механизм действия этих гормонов, но до тех пор, пока они вырабатываются в достаточном количестве, женщины не болеют ишемической болезнью сердца, и инсульт у них случается крайне редко». Другой фактор — психологический. «Сейчас мы наблюдаем эпидемию нарциссизма, — констатирует Лола Комарова. — Его провоцируют многие черты современного общества: конкуренция, равнение на идеальную внешность, демонстрация отличного здоровья. И на мужчин эти факторы действуют сильнее. Но обратная сторона нарциссического самолюбования — ранимость: большие амбиции сопровождаются большей тревожностью. И чем нарциссичнее мужчина, тем труднее он переживает стресс». Именно меньшей сосредоточенностью на себе можно объяснить успех женщин во многих областях. Они более взвешенно оценивают ситуацию, способны к компромиссам и пониманию других. Большинство участников опросов согласны, что женщина-руководитель более организованна, чем мужчина, и открыта для дискуссий*.
В чем заключается разница в коммуникации между мужчинами и женщинами
Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят. Наоборот, по данным Р. Экслайна, женщины чаще смотрят на интервьюеров, чем мужчины.
Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский — взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются (Bartol, Martin, 1986; Carli, 1991; Johnson, 1993; Major et al., 1990; Cross, Madson, 1997). Правда, многое зависит от группы общения и позиции в ней мужчины. В чисто мужских группах мужчины улыбаются и смеются реже, чем женщины в чисто женских группах. Однако в смешанных группах мужчины-лидеры, общаясь с женщинами-подчиненными, и мужчины-подчиненные, общаясь с женщинами-лидерами, улыбались чаще, чем женщины (C. Johnson, 1993). Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника — они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. Они чаще задают вопросы, повторяя их, чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить свое мнение и проявить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Л. Карли с соавторами (L. Carli et al., 1995) нашли, что у женщин несколько больше, чем у мужчин, выражены оправдывающаяся интонация, дружелюбность в экспрессии лица, степень наклона и напряженность позы, спокойная жестикуляция. Женщины-лидеры смеялись одинаково часто при общении как с мужчинами, так и с женщинами (в отличие от мужчин-лидеров, которые смеялись лишь в присутствии противоположного пола — C. Johnson, 1993).
Какие аспекты играют роль в формировании межполовых различий в мышлении
Отличительная особенность мужчин и женщин связана с биологией, психологией пола, уровнем социализации и включает три блока факторов:
- биологические факторы – генетические, биологические, психофизиологические признаки;
- социальные и психофизиологические факторы – присвоение половых ролей, распределение труда в зависимости от половой принадлежности, идентификация ребенка с собственным полом, гендерные стереотипы, определяющих обществом и др.;
- культурные факторы – присвоение гендерных установок и особенностей поведения в зависимости от культуры, распределение труда в зависимости от культуры.
Если пол ребенка определяется в момент рождения, то о гендере этого сказать нельзя. Пол определяется по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям.
Гендер – это отличительная характеристика по социальному аспекту, т.е. мужчина и женщина играют определенную социальную роль и должны соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике своей деятельности в соответствии со своим полом.
Человеку свойственно придерживаться социальных норм, а причина кроется в желании быть принятым обществом.
Желание достигается в результате осуществления дифференциального усиления, когда гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается и дифференциального подражания, суть которого заключается в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и соответственно себя ведет.
Как правило, человек выбирает ролевые модели в поведении, соотносящиеся с его гендером.
Для гендера характерны свои сущностные признаки:
- социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе развития в соответствии с полом;
- социально-психологические отношения – общение, взаимодействие с другими людьми;
- набор соглашений личности, которые отражают стереотипы, типичные черты для мужчин и женщин, роли;
- социально-психологический конструкт, т.е. сущность, механизм, специфику формирования маскулинности и фемининности в обществе;
- социально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит биологический пол;
- социализация личности в зависимости от культуры;
- иерархия социальных отношений между мужчиной и женщиной, неравенство возможностей;
- осознанное принятие собственного пола – осознанное принятие пола – осознанное значение пола.
К существующим теориям проблем половых и гендерных различий единого подхода пока нет.
Методик изучения гендерных особенностей немного, среди них можно назвать методику Г. Гейманса, методику В.Е. Когана, методику маскулинности – фемининности С. Бэма.
Все методики отражают гендерные особенности, но их не всегда можно использовать.
Исключением являются методики изучения психических, познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, интеллекта, креативности.
Что касается эмпирического изучения общих особенностей мужчины и женщины, то их сравнение идет в 3-х направлениях:
- изучение половых различий;
- изучение гендерных характеристик;
- изучение гендерных различий.
Почему мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые ситуации
Фото: http://naked-science.ru/
Группа американских ученых из Исследовательского центра сердца Университета Дьюка провела ряд исследований и установила, что мужчины и женщины реагируют на стресс совершенно по-разному.
Многочисленные исследования, проведенные учеными по всему миру, доказали негативное влияние стресса на организм человека. Однако, локазалось, что женский и мужской организм реагируют на стресс иначе.
Женщины подвержены наибольшему риску развития сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных стрессом, чем мужчины.
Для своего эксперимента научные сотрудники в добровольном порядке пригласили 300 человек с болезнями сердечно-сосудистой системы, причиненными стрессами. Среди них было 54 женщины, все остальные - представители сильного пола.
Эксперимент показал, что в условиях стресса женщины сталкивались с более серьезными осложнениями. У них наблюдалось уменьшение притока крови к сердцу, которое в медицине именуется ишемией миокарда. Это может повредить сердечную мышцу, уменьшая способность сердца эффективно перекачивать кровь. У многих женщин, переживших стресс, обнаруживаются первые признаки сгустков крови – процесса, известного как повышенная агрегация тромбоцитов. Сгустки крови могут блокировать артерии и стать причиной сердечного приступа.
Специалисты отмечают, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы проверить теорию о половых различиях в реакциях на психологический стресс .
Кстати, оказалось, что стресс не только может быть причиной проблем с кожей, но также и спровоцировать выпадение волос у девушек. Социологи отмечают, что с проблемой выпадения растительности на голове чаще всего сталкиваются наиболее обеспеченные люди. Это касается как мужчин, так и женщин. Возможно, в этом виновен стресс, который переживают люди на более ответственных работах с высоким уровнем заработной платы.
Также оказалось, что непродолжительный стресс делает людей более привлекательными. Такие выводы сделали эксперты из Университета Калифорнии, обнаружив, что гормоны стресса помогают поддерживать здоровье кожи, он активизирует защитные функции кожного покрова. Но речь идет именно о легком стрессе, а не о серьезном нервном состоянии.
Каким образом различия в социальном статусе влияют на психологические особенности между полами
Самоотношение формируется из эмоциональных и ценностных отношений человека к себе как личности. Это общее ощущение поддержки или неприятия себя и ожидания такого же отношения от других. Самоотношение выражается через конкретные поведенческие проявления, включая самоподдержку и самокритику.
Для анализа самоотношения применяются психологические понятия, такие как самоприятие, оценка собственной значимости, уважение к себе, или же, наоборот, недовольство собой и склонность к самоупрекам, а также реалистичность или искажение самовосприятия.
Самоотношение мужчин и женщин с разным социальным статусом представляет собой сложную и многогранную тему, которая имеет глубокие корни в культуре, обществе и психологии. В данном контексте, социальный статус может быть определен как позиция индивида в обществе, включая его экономическое положение, образование, профессиональный статус, социальную сеть и другие социальные факторы.
Еще Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка.
Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.
Женщины борются за повышение значимости своего труда, так как мужчины зачастую не могут взять на себя ответственность за обеспечение семьи. А неполные семьи во главе с женщиной, могут оказаться за чертой бедности, из-за более низкооплачиваемого труда по сравнению с мужчиной.
Исследование самоотношения мужчин и женщин с разным социальным статусом имеет важное значение для понимания различий в их поведении, мышлении и взаимоотношениях. Различия в самоотношении могут возникать из-за социокультурных стереотипов, ожиданий общества и индивидуальных особенностей личности.
В данной курсовой работе будет рассмотрено самоотношение мужчин и женщин с разным социальным статусом с учетом психологических, социологических и гендерных аспектов. Это поможет прояснить различия в их поведении, ценностях и отношениях, а также позволит лучше понять, как социальный статус влияет на самопонимание и самовосприятие у мужчин и женщин.
Исследование также будет ориентировано на разные аспекты социального статуса, такие как экономическое положение, образование, профессиональный статус и социальная сеть, и их влияние на самооценку, уверенность в себе, амбиции и восприятие собственной роли в обществе.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ взаимосвязи между социальным статусом и самоотношением у мужчин и женщин, а также выявление особенностей этой взаимосвязи в различных социокультурных контекстах.
Задачами исследования данной курсовой работы является:
-выявление особенностей самоотношения мужчин и женщин;
- определить понятие социального статуса и самоотношения;
- изучить влияние социального статуса на отношения и жизненные стратегии;
- выявить социальный статус участников исследования ( мужчины и женщины в возрасте от 35 до 45) с использованием объективных показателей, таких как: образование, доход, профессиональное звание, должность;
- исследовать особенности самооценки женщин с разным социальным статусом.
- исследовать особенности самооценки мужчин с разным социальным статусом.
Предметом изучения в нашей курсовой работе является самоотношение мужчин и женщин.
Объект исследования – мужчины и женщины в возрасте от 35 до 45 лет.
Существуют ли биологические факторы, объясняющие психологические различия между мужчинами и женщинами
Противники концепции биодетерминизма придерживаются обратной позиции, указывая на приоритетную роль социальных факторов в процессе формирования личности, а, соответственно, и гендерных различий.
Определение 2
Пол в рамках данного подхода воспринимается исключительно как начальный стимул, сигнал к применению тех или иных воспитательных, образовательных мер.
Не секрет, что отношение родителей к новорождённому существенно отличается от пола ребенка. В зависимости от господствующих и социально одобряемых на конкретном этапе исторического развитиягендерных стереотипов родители соответствующим образом организуют предметно-пространственную среду, осуществляют выбор одежды, средств и методов воспитания. Таким образом, с первых дней жизни стереотипное восприятие родителями пола ребенка формирует стереотипныеи стереотипное воспитание личности новорожденного, который «впитывает» в себя полоролевые, гендерные стереотипы мышления и поведения.
Определение 3
Синтезируя оба подхода, можно сделать вывод, что в основе гендерных различий лежат объективные биологические факторы, однако, степень выраженности данных различий определяется спецификой и направленностью социальных факторов.
Генетические, церебральные, эндокринные факторы влияют не на развитие гендерных психологических различий между мужчиной и женщиной, но на уровень двигательной, психологической активности организма. Непосредственно с биологическими факторами связаны двигательная активность,реакций, возбудимость и пр. Биологически обусловленная активность реактивных, психических реакций выступает фундаментом, исходным материалом для формирования, развития и реализации различных форм самовыражения в социальном контексте.
Какие принципы эволюции дали начало различиям в поведении между полами
Сквозной характер различий, обусловленных полом, подчеркивает вполне естественное разделение всего человечества на два мира — Женский и Мужской. Банальность этого факта, однако, по-другому начинает восприниматься в свете научных данных. Чем в действительности обусловлены темпераментальные, стилевые и характерологические особенности мужчин и женщин? Есть ли специфика в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек, детерминированная эволюционно-генетическими программами? Как формируются представления о типично женских и типично мужских образцах поведения? Это только часть вопросов, рассматриваемых в одном из самых интригующих разделов дифференциальной психологии.
Половые различия и полоролевое поведение
Вопрос о различиях между мужчинами и женщинами также оказывается связан с двойной детерминацией изучаемых признаков. Учет эволюционно-биологического фактора ведет к понятию пола как конституциональной координаты, обусловливающей различия между двумя группами людей мужского и женского пола со стороны несоциальных воздействий. Понимание же человеческого поведения как в большей части социального феномена, испытывающего влияние культурного контекста, приводит к понятию половой или сексуальной роли, которая предписывается субъекту как члену группы. В этом случае различия, о которых идет речь, исследуются как полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения. Перспективную позицию в вопросе о соотношении половых (в биологическом смысле) и полоролевых (в смысле стереотипов) различий развивает Дэвид Басе в эволюционной теории личности, которая предсказывает, что мужчины и женщины будут проявлять
личностные различия непосредственно в тех областях жизни, где они сталкиваются с проблемами адаптации, относящимися к их биологическим различиям в сексуальной и репродуктивной функциях. Другими словами, независимо от источника происхождения, личностные различия возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется в такой же степени природными фактора-миг как, например, физические различия между мужчинами и женщинами ".
Некоторые аспекты половой дифференциации
В момент оплодотворения возникает генетическая основа того, что люди назвали полом. Одна из двадцати трех пар хромосом — называемая половыми хромосомами — получает либо X хромосому, и возникшая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, либо двадцать третья пара будет иметь паттерн XY, ведущий к формированию морфологических особенностей, свойственных мужчине.
Специфика пола в пренатальном развитии
В пренатальный период развития человеческого плода, речь может идти, разумеется, лишь о специфике организ-мических различий* Выходят ли генетически обусловленные программы развития за рамки этого уровня, мы обсудим ниже. Пока можно сказать, что многие из наблюдаемых в пренатальный период физических различий закладывают основу для особенностей, проявляющихся в течение всей последующей жизни.
Следующим, после получения X или Y хромосомы, решающим фактом в жизни мужского эмбриона становится выделение гормона тестостерон в период с четвертую по восьмую неделю после зачатия мужским эмбрионом. Когда этого не происходит, зародыш "демаскули-низируется". Если мать во время беременности принимает препараты, стимулирующие появление тестостерона, то тогда имеющийся женский эмбрион может "дефеминизироваться", что потом может проявляться в маскулинизации женского поведения. Некоторые гормоны, в частности, тестостерон, воздействуют на мозговые паттерны, что связано с последующей гормональной стимуляцией в подростковый период, например, с уровнем физической агрессивности, а также со спецификой латерализации — относительным доминированием правого или левого полушарий мозга.Эти и другие биологические факторы приводят к различиям между полами, заметным уже во внутриутробном "соревновании". У девочек быстрее идет развитие скелета, а после рождения они на одну—две недели опережают мальчиков в формировании костей. Несмотря на это, мальчики при рождении тяжелее и длиннее (Tanner, 1978). Младенцы мужского пола более уязвимы со стороны всех пренатальных проблем. Возможно, поэтому при зачатии на 100 женских эмбрионов приходится 120—150 мужских, и на мальчиков падает большее количество спонтанных абортов, а при рождении на 105 мальчиков приходится 100 девочек. При этом мальчики получают больше повреждений во время родов, отчасти из-за большего размера.