Ключевые аспекты психологического благополучия личности в период взрослости
- Ключевые аспекты психологического благополучия личности в период взрослости
- Связанные вопросы и ответы
- Какие факторы влияют на психологическое благополучие взрослых
- Как можно определить уровень психологического благополучия у конкретного человека
- Какие роли играют личностные особенности в достижении психологического благополучия
- Как взаимодействие с семьей влияет на психологическое благополучие человека
Ключевые аспекты психологического благополучия личности в период взрослости
Изучалась взаимосвязь переживания зависти и психологического благополучия личности по следующим параметрам: уровень завистливости («Методика исследования завистливости личности» Т.В. Бесковой), содержательные характеристики переживания зависти и социально-демографические особенности выборки (анкета «Переживание зависти»), малоосознаваемые особенности переживания зависти (Модификация методики незаконченных предложений), уровень психологического благополучия («Шкала психологического благополучия К.Рифф» в адапт. Жуковской Л.В., Трошихиной Е.Г.), уровень удовлетворенности жизнью (опросник «Удовлетворенность жизнью», Н.Н. Мельникова). Выборка: 73 взрослых человека в возрасте 19-55 лет, из которых 32 мужчины и 41 женщина, возрастные различия оценивались путем сравнения двух возрастных групп «молодые взрослые» - 43 человека (19-35 лет) и «зрелые взрослые» - 30 человек (36-55 лет). Отличий в уровневых характеристиках зависти и психологического благополучия для различных подпериодов взрослости не выявлено. С помощью факторного анализа выделены пять форм переживания зависти (61% дисперсии), описывающие ее малоосознаваемые, содержательные характеристики: «Отсутствие или отрицание зависти» (16,58%), «Мотивирующая функция зависти» (12,99%), «Отсутствие внешних проявлений зависти» (12,51%), «Трансформация зависти в негативное отношение к другому» (9,94%), «Самоосуждение» (9,12%). Показатели переживания зависти образуют множественные отрицательные корреляции с параметрами психологического благополучия, имеющие возрастную специфику. В целом у зрелых взрослых данные взаимосвязи менее тесные, чем у молодых взрослых. В результате множественного регрессионного анализа выявлены факторы, влияющие на уровень завистливости у молодых взрослых – «Автономность» (β1 = -0,812), «Разочарование в жизни» (β2 = 0,955), «Беспокойство о будущем» (β3 = 0,558), у зрелых взрослых - «Компетентность» (β1 = -1,294), «Разочарование в жизни» (β2 = 0,95). Выявленные предикторы переживания зависти в разных подпериодах взрослости взаимосвязаны с решением возрастных задач.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие факторы влияют на психологическое благополучие личности в период взрослости
Факторы, влияющие на психологическое благополучие взрослых, включают в себя социальную поддержку, самооценку, уровень стресса, наличие целей и задач в жизни, качество межличностных отношений, работу и карьеру, физическое и психическое здоровье.
2. Как можно повысить уровень психологического благополучия взрослого человека
Для повышения уровня психологического благополучия взрослого человека важно осознавать свои эмоции, стремиться к саморазвитию, заниматься спортом, находить время для отдыха и релаксации, поддерживать близкие отношения с окружающими, заниматься любимым делом, следовать здоровому образу жизни.
3. Какие последствия может иметь низкий уровень психологического благополучия у взрослого
Низкий уровень психологического благополучия у взрослого человека может привести к развитию депрессии, тревожных расстройств, повышенной агрессии, проблем в отношениях с окружающими, ухудшению физического здоровья, снижению производительности и качества жизни.
4. Как влияют детские traumata на психологическое благополучие взрослых
Детские traumata могут оказать серьезное влияние на психологическое благополучие взрослых, приводя к появлению психологических проблем, низкой самооценке, трудностям в установлении близких отношений, двигая к повторению травматических сценариев, усилению тревожности и депрессии.
5. Какое значение имеет самопонимание для достижения психологического благополучия
Самопонимание играет важную роль в достижении психологического благополучия, позволяя осознавать собственные потребности, ценности, желания, страхи, умения и ограничения, способствуя лучшему пониманию себя и своего места в мире, облегчая процесс принятия себя.
6. Как повысить уровень самооценки взрослого человека для улучшения психологического благополучия
Для повышения уровня самооценки взрослого человека важно работать над устранением негативных убеждений о себе, ценить свои достижения, умения и качества, стремиться к саморазвитию, принимать себя и свои недостатки, заботиться о собственном физическом и психическом здоровье.
7. Какие практики могут помочь взрослому человеку справиться со стрессом и улучшить своё психологическое благополучие
Для справления со стрессом и улучшения психологического благополучия взрослому человеку могут помочь практики релаксации (медитация, йога), физические упражнения, правильное питание, здоровый сон, общение с близкими друзьями и специалистами, поиск смысла и радости в повседневных делах.
Какие факторы влияют на психологическое благополучие взрослых
Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена. Дискуссионным остается вопрос о том, что выступает необходимым условием состояния субъективного благополучия. Существующие в настоящее время исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Это обуславливает необходимость в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.Поэтому важной задачей в изучении субъективного благополучия является выделение основных факторов, детерминант, определяющих состояния психологического благополучия, выявление их соотносительной значимости. В данном исследовании, руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы предположили, что в качестве детерминант субъективного благополучия выступают экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность и вовлеченность.Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является эмоциональная устойчивость личности, особо актуальный феномен в условиях ситуации быстрых преобразований, в которой находится общество сегодня.
Как можно определить уровень психологического благополучия у конкретного человека
Статья посвящена исследованию детско-родительских отношений и их влияние на психологическое благополучие ребенка. Разработана «Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье» . Сделан акцент на личность родителей как фактор влияния на ребенка. Проведенный анализ показал, что большая роль отводится родительским установкам, влияющим на психологическое благополучие ребенка.
Ключевые слова: детско-родительские установки, психологическое благополучие, модель, личность.
Введение. Детско-родительские отношения являются наиважнейшим источником для создания дальнейшей модели личностного развития ребёнка. Первый опыт общения, который ребенок получает с самого рождения — это опыт общения с родителями, поэтому он играет важную роль в формировании эмоционального интеллекта и в дальнейшем жизненном пути.
В настоящее время вопросы, связанные с семьей, с фамилистикой в целом, приобретают все большую актуальность в обществе. Семья, по мнению Н. В. Бордовской и А. А. Реан, является главным институтом социализации личности. Авторы описывают результаты влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей и их психологическое благополучие, которое, зависит от деформации семьи (структурной или психологической) .
Вопросам социально-психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных отцовских семьях посвятила М. В. Носкова, обосновав технологию исследования детско-родительских отношений в неполных отцовских семьях .
Ю. С. Ершова исследовала детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка. Ученым выявлено, что рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта может привести к возникновению трудностей в сфере отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, и, в итоге, к неспособности самостоятельно решать социальные проблемы .
Тема детско-родительских отношений была и остается актуальной начиная с доисторических времен. Анализируя философские, психологические, педагогические научные издания, можно сделать следующие выводы:
— концепции межличностных отношений в семье посвятили свои труды Г. М. Андреева, Е. М. Беспаленко, Н. В. Бордовская, А.Я Варга, В. М. Воловик, А. И. Захаров, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер и др;
— с психологической точки зрения детско-родительские отношения рассматривали А. Я. Варга, Е. Я. Диденко, Ю. С. Ершова, В. С. Мухина, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Т. М. Конышина, Т. Ю. Садовникова, В. В. Юстицкис и др.;
— принцип исторического развития психики человека и формирования межличностных отношений в семье описаны Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.
Анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования — рассмотреть детско-родительские отношения как условия психологического благополучия ребенка.Объект исследования — психологическое благополучие ребенка.
Предмет исследования — взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и психологическим благополучием ребенка.
Гипотеза исследования — особенности детско-родительских отношений выступают условием психологического благополучия ребенка.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие родители и их дети, обратившиеся за консультацией к медицинскому психологу в Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области., Воронежская городская клиническая поликлиника № 1. Возраст детей от 5 до 17 лет.
Методы исследования: клинико-биографический; «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин); проективные методики «Человек под дождем», «Я и вселенная», «Семья, которую хочу»; Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская); методы репродуктивного воображения с созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми, а также использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать, анализировать и прогнозировать конечный результат.
При проведении консультаций используется системно-векторная психология, которая позволяет понять и осознать вещи, о которых молчит бессознательное испытуемых. С этой целью разработана «Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье», представляющая собой сферу детско-родительских отношений и способы управления ими.
По мере обращения за консультацией обрабатывается заказ на оказание услуги, анализируется проблема и составляется дорожная карта. В медицинскую карту записываются результаты диагностики и динамика реагирования клиента на корригирующие и реабилитирующие занятия.
Какие роли играют личностные особенности в достижении психологического благополучия
Уход за психическим здоровьем не менее важен, чем за физическим. Вот несколько советов, которые помогут сохранить вам ваше психическое здоровье.
1. Поддержание высокой самооценки.
По мнению экспертов в области психического здоровья, высокая самооценка - лучший инструмент, который мы можем использовать против трудностей в жизни. Исследования показывают, что люди с высокой самооценкой обладают большей уверенностью в себе и своих способностях.
2. Правильно питайтесь.
Диета играет решающую роль в психическом здоровье. Если вам нужна помощь, проконсультируйтесь с диетологом.
3. Регулярно тренируйтесь.
Физические упражнения положительно влияют на ваше психическое здоровье. Физические нагрузки, способствуют химическим реакциям, которые, как доказано, уменьшают беспокойство и стресс и дают вам хорошее настроение.
4. Узнайте, как управлять стрессом.
Стресс - это часть жизни, поэтому вы должны научиться справляться с ним. Откройте для себя источник своего стресса, чтобы найти способы лучше справляться с ним.
5. Наслаждайтесь настоящим.
Узнайте, как сосредоточиться на настоящем, а не быть занятым прошлыми или будущими событиями. Это поможет вам по-настоящему наслаждаться жизнью.
6. Найдите свой баланс между работой и жизнью.
Если вам кажется, что вы тратите слишком много времени и энергии на одну часть своей жизни, ваш баланс между работой и жизнью может быть нарушен. Научитесь делать то и другое! Лучший способ сделать это варьировать от одного к другому. Найдите стратегию, которая лучше всего подходит для вас.
7. Достаточно спите.
Недостаток сна влияет на ваше психическое здоровье, так как это может вызывать эмоциональные и психологические проблемы. Ложитесь спать рано и постарайтесь поспать 8 часов. Это поможет вам максимально выспаться и отдохнуть
8. Развивайте отношения.
Развитие и поддержание прочных личных отношений очень полезно для вашего психического здоровья. Поэтому работайте над установлением хороших отношений с людьми вокруг вас, дома, на работе. Эти контакты обогатят вашу жизнь и обеспечат вам большую поддержку.
9. Получайте удовольствие!
Проводите время, чтобы смеяться и веселиться. Смех держит вас в хорошем настроении и высвобождает стресс. Найдите способы смеяться: комиксы, забавные
10. Получите помощь, если вам это нужно.
В какой-то момент вашей жизни вам может потребоваться помощь. Если она вам действительно нужна, не стесняйтесь!
Как взаимодействие с семьей влияет на психологическое благополучие человека
Стресс — это психологическая реакция человека на переживание своих проблем, а иногда и на перемены в жизни, к которым нужно приспособиться (например, развод или смена работы), объясняет «Ленте.ру» психолог, гештальт-терапевт Елена Масолова . При этом стресс может быть вызван любой внутренней реакцией — и позитивной, и негативной.
В большинстве случаев человек может сам справиться со своими чувствами и «переварить» все, что с ним происходит. Но иногда переживание своих эмоций дается нелегко: напряженное состояние, которое человек испытывает каждый день, переходит в тревогу и страх, а это влияет и на здоровье, и на повседневную жизнь.
Изначально стресс был для человека способом защиты: он помогал быстро собрать ресурсы организма в реакциях типа «напади или беги», оставшихся с древних времен
Александр Лаврищев врач-терапевт, ведущий специалист сети клиник «Семейная»
По словам врача, основную роль в этом состоянии играют гормоны надпочечников. В стрессовой ситуации они запускают процессы почти во всех системах организма: повышают давление и уровень глюкозы в крови, усиливают работу сердца, снижают активность органов пищеварения, поскольку все это нужно для того, чтобы «напасть» либо «сбежать».
Фото: Mariia Korneeva / Shutterstock / Fotodom
Концепцию стресса еще в 30-40-е годы прошлого века разработал канадский физиолог Ганс Селье — а в данный момент это состояние считается важным фактором большинства заболеваний всех систем организма, рассказывает Александр Лаврищев.