Изучение основ психологии личности: ключевые концепции и их применение
- Изучение основ психологии личности: ключевые концепции и их применение
- Связанные вопросы и ответы
- Что включает в себя концепция личности в психологии
- Какие факторы влияют на формирование личности человека
- Какие основные теории личности существуют в психологии
- Какие методики используются для изучения личности
- Какие различия между интровертами и экстравертами существуют с точки зрения психологии личности
- В чем заключается роль наследственности в формировании личности
- Какие факторы определяют стабильность или изменчивость личности
- Какие аспекты личности обычно выделяют в современной психологии
- Какие психологические проблемы могут возникнуть в результате дисбаланса личностного роста
- Как влияет окружающая среда на формирование личности
Изучение основ психологии личности: ключевые концепции и их применение
С именем выдающегося невропатолога и психиатра, анатома нервной системы и физиолога, психолога В. М. Бехтерева (1857-1927) связаны блестящие страницы развития психологической мысли в России. Его как ученого характеризует разносторонний подход к изучению человека, выразившийся в интеграции таких наук, как морфология нервной системы и мозга, физиологии, невропатологии, психологии педагогики, социологии. «Большая советская энциклопедия», пытаясь определить профессиональную принадлежность выдающегося русского ученого, была вынуждена выстроить длинную линию дефиниций: невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. То есть в том числе и психолог. Вместе с тем там же, в БСЭ, читаем: «В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение ее он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении».К психологии Бехтерев пришел от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге и стажировки в клиниках Германии, Австрии и Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он организовал психофизиологическую лабораторию — первое в России психологическое научно-исследовательское учреждение. В 1907-1912 гг. увидела свет «Объективная психология» Бехтерева. Она была переведена на немецкий, французский, английский языки.
Заслугой ученого (важнейшей в данном контексте) является то, что он, в отличие от субъективной психологии, определяет предмет объективной психологии. Им является соотношение внешних воздействий с внешними проявлениями психики. Бехтерев часто опирался на работы Вундта, но если для немецкого исследователя предметом психо
логии выступало сознание, которое изучалось субъективно, то для Бехтерева ведущим методом становится эксперимент, т. е. объективный метод изучения психических явлений.
Для своего времени взгляды Бехтерева были не только оригинальными, но и прогрессивными, определившими пути дальнейших исследований. По мнению ученого, особенности кровообращения, питания мозга имеют прямое отношение к психическим процессам и свойствам личности. Поскольку психические процессы связаны с материальными процессами мозга, физиологическими механизмами, то они представляют собой продукт материальных отношений. Бехтерев провел ряд экспериментов, благодаря которым сделал вывод об обратной зависимости: влияния психического на соматическое. Рефлексологию он определяет как науку о личности, изучающую свой предмет с объективной биосоциальной стороны.
Одним из пионеров российской психологической науки по праву считают А. Ф. Лазурского (1874-1917).
Связанные вопросы и ответы:
1. Что такое психология личности
Психология личности — это раздел психологии, изучающий индивидуальные особенности человека, его характер, поведение и способности. В рамках этой области психологии изучаются мотивация, самосознание, саморегуляция, а также влияние внешних и внутренних факторов на развитие личности.
2. Какие основные подходы существуют в психологии личности
В психологии личности существует несколько основных подходов, таких как теория трейтов, психодинамический подход, гуманистический подход, поведенческий подход, когнитивный подход и биологический подход. Каждый из этих подходов предлагает свою концепцию структуры и развития личности.
3. Что такое психотипы личности
Психотипы личности — это набор основных черт, определяющих тип поведения, индивидуальные особенности и стремления человека. Существует несколько классификаций психотипов, включая холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников, которые описывают различные аспекты поведения и характера личности.
4. Какие факторы влияют на формирование личности
Формирование личности зависит от множества факторов, включая генетические предпосылки, среду обитания, образование, культуру, социальные отношения, опыт и травмы. Важную роль играют также самосознание, самореализация, внутренние конфликты и способности, которые формируют уникальную индивидуальность каждого человека.
5. Что такое личностные черты
Личностные черты — это устойчивые характеристики поведения и характера, определяющие особенности личности. Такие черты могут быть как универсальными (например, экстравертность, доброжелательность), так и индивидуальными (например, страх перед одиночеством, склонность к риску). Личностные черты влияют на принятие решений, взаимодействие с окружающими и адаптацию к среде.
6. Какие методы используются для изучения личности в психологии
Для изучения личности в психологии применяются различные методы, такие как опросы, тесты личности, интервью, наблюдение, анализ биографии, самоанализ, проективные методики и нейропсихологические исследования. Каждый из этих методов позволяет получить информацию о структуре личности, ее характеристиках и особенностях, а также выявить психологические проблемы и потенциал личности.
Что включает в себя концепция личности в психологии
В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.
Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:
Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.
Существует и несколько иных определений:
- Личность это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
- Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.
Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность»:
Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.
Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.
По своему содержанию эти понятия не тождественны, т.к. каждое из них раскрывает специфические аспекты индивидуального человеческого бытия. Но в то же время, их нельзя и полностью друг от друга отделить, ведь человек – существо многогранное и рассматривать его только с одной стороны просто невозможно.
Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.
Какие факторы влияют на формирование личности человека
На развитие и формирование личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Внутренним фактором является активность личности, качество, порождаемое потребностями, интересами, мотивами, реализуемое в процессах самовоспитания, общения и деятельности. К внешним факторам относится влияние среды, находящее свое отражение в социализации и воспитании. Среда и воспитание относятся к социальным факторам, а наследственность к биологическим.
Наследственностью принято считать свойство организмов передавать определенные качества и особенности от предыдущих поколений к последующим. По наследству передаются: анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности); физические особенности (телосложение, черты лица, цвет кожи, волос и т.д.); физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, группа и резус-фактор крови, стадии созревания организма); особенности строения и функционирования нервной системы (норма реакции, скорость и сила нервных процессов; предрасположенность к некоторым заболеваниям (дальтонизм, гемофилия и т.д.).
Однако не все болезни, сопутствующие ребенку с самого рождения, являются унаследованными. Многие возникают под влиянием неблагоприятных воздействий среды в период внутриутробного развития, например, являясь следствием злоупотреблений наркотическими веществами, нервных потрясений и других аспектов асоциальной жизни родителей. Такие приобретенные изменения не наследуются, если не изменен генотип.
Вопрос о соотношении и главенстве факторов развития человека является дискуссионным. На протяжении развития цивилизации высказывались различные точки зрения на эту проблему. Абсолют биологического подчеркивался сторонниками «теории врожденных идей» - Р. Декартом, Д. Дьюи. Сторонники этого направления признают наличие врожденных способностей. С другой стороны подходят к этому вопросу сторонники «чистой доски» - Дж. Локк, Дж. Уотсон. Они утверждали, что все люди равны от природы, и поэтому воспитатели могут написать на любой доске все, что угодно. Только от влияния среды зависит, кем станет тот или иной человек. Существуют и другие, не такие резкие точки зрения, так, например, Д. Дидро считал, что развитие определяется равным сочетанием наследственности и воспитания, а К.Д. Ушинский утверждал, что в становлении личности участвуют наследственность, среда и воспитание, но ведущая роль принадлежит собственной деятельности ребенка, обеспечивающей совершенствование личностных качеств человека. Только изменяя обстоятельства, человек меняет самого себя, только так он может достичь своих целей, иначе его изменения станут лишь функцией среды. Последний вариант, в принципе, тоже не самый плохой – если человек соответствует требованиям среды, то он социализирован, но это уровень общественных, а не личностных достижений – так называемое большинство, средний уровень развития человека. Если мы посмотрим на людей, вписавших свое имя в историю, то в каждом таком неординарном случае увидим похожие черты – это, прежде всего, черты творческого, нетривиального взгляда, дающего возможность увидеть необычное даже в обыденном, а такой взгляд может возникнуть, только если человек стремится регулировать среду, а не слепо ей подчиняется. Однако всякое «слишком» всегда граничит с социальнонеодобряемыми аспектами ситуации. Следует отличать творчество от нездорового нонконформизма и подросткового нигилизма. Особенно важно это в процессе воспитания ребенка, так как не научившийся подчиняться, никогда не научится управлять. Часто возникает соблазн культивирования личностных особенностей ребенка, создания примата индивидуализации над социализацией. Попытка в личностных странностях, необструганных социализацией увидеть искру творчества. Кажется естественным, что необычный человек будет иметь необычный, т.е. творческий взгляд, но, к сожалению, все не так просто. Культивирование индивидуальных особенностей без должного фундамента социальной адаптации приводит к формированию уродливых личностных структур. Важен не просто иной взгляд, а собственный взгляд, поднимающийся над обыденным, но понимающий его и вырастающий из него.
Какие основные теории личности существуют в психологии
Для более полного изучения проблемы личности рассмотрим наиболее известные психологические теории личности.
Биологическая теория личности
Эта теория возникла в XVII в. и закрепилась в XIX в. под прямым влиянием на психологию и другие науки взглядов известного английского естествоиспытателя Ч. Дарвина. Обратив внимание на общие биологические корни у человека и у животных, Дарвин стимулировал поиски единых для животных и человека биологических основ поведения.
Биологическая теория личности видит ее истоки в органических потребностях и считает их главным фактором мотивации поведения как человека, так и животных. Эта же теория в социальном поведении человека ищет аналогию с биологическим поведением животных, акцентируя внимание на общих формах поведения у людей и высших животных. Оказывается, что у них есть общие потребности в пище, воде, продолжении рода, стремлении к физическому комфорту, самосохранению и развитию. Утверждается, что в конечном счете ничего, кроме этого, в поведении человека не содержится, а разница между им и животными состоит лишь в том, что свои органические потребности люди удовлетворяют по-другому, чем животные. Предполагается, что так понятая личность имеет врожденный, наследственный характер, что черты личности передаются человеку напрямую от его предков. Это касается способностей, характера человека, его потребностей и морали. Никакой принципиальной разницы между моралью человека и моралью животных биологическая теория личности не усматривает. Человек – это то же животное – вот одна из главных мыслей, отстаиваемых в этой теории.
Какие методики используются для изучения личности
Цели:
изучить различные подходы к классификации психодиагностических методик изучения личности;
получить представление о достоинствах и недостатках рассмотренных методов;
ознакомиться с наиболее известными методиками изучения личности.
Учебные вопросы лекции:
Предмет и объект психодиагностики личности.
Номотетический и идеографический подходы в исследовании личности.
Методы сбора данных о личности: L, Q и Т-данные.
Личностные опросники: типологические, черт личности, мотивации, интересов, ценностей, установок. Достоинства и недостатки опросников.
Психосемантические методы диагностики личности.
Проективные методы, их особенности, достоинства и недостатки. Классификация проективных методик.
Прогностичность результатов личностных методик.
Проблема исследования личности очень сложна. Здесь исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.
Личность — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении (Психологический словарь под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского).
В психодиагностике можно выделить разные основания для классификации методов исследования личности. Мы рассмотрим три классификации.
1. Выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический (от лат. образец) и идеографический (от греч. образ, идея) . Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
понимание объекта измерения;
направленность измерения;
характер методов измерения.
на три группы – на основании того канала, по которому была получена информация.
L (life record data) - данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. Поскольку даже в научных целях одному психологу невозможно исчерпывающе изучить поведение человека в разных условиях, обычно привлекают экспертов — людей, имеющих опыт взаимодействия с испытуемым в значимой области.
L -данные трудно сделать валидными, потому что нельзя освободиться от искажений, связанных с личностью наблюдателя, действует эффект ореола (систематические искажения), возможны также инструментальные искажения. Связанные с несовершенством методик обследования (некорректно сформулированными вопросами). Другой недостаток L -данных — большие временные затраты.
Чтобы повысить валидность, нужно соблюдать требования к экспертным оценкам: 1) определять черты в терминах наблюдаемого поведения (предварительно договориться, чтомы будем фиксировать как проявление тревожности, агрессивности и пр.), 2) обеспечить длительность наблюдения, 3) привлекать не менее десяти экспертов на одного испытуемого, 4) ранжировать испытуемых в течение одной встречи не более чем по одному признаку, чтобы не было эффекта наведения и эксперты не повторяли свой список. Оценки должны быть формализованы и выражены в количественной форме.
Т (оЬjective test data ) — данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается благодаря тому, что наложены ограничения на возможность искажения тестовых оценок и имеется объективный способ получения оценок по реакции испытуемого.
Этот канал получения данных тоже требует больших временных и кадровых затрат и используется чаще на этапе пилотажного исследования для определения гипотезы, которая затем проверяется при помощи других, более экономичных методов. Для того чтобы повысить валидность и эвристичность исследования, полезно применять следующие тактические приемы: 1) маскировку истинной цели исследования, 2) неожиданную постановку задач, 3) неопределенность и нечеткость формулирования целей исследования для создания зоны неопределенности и стимулирования активности испытуемого, 4) отвлечение внимания испытуемого, 5) создание эмоциональной ситуации при тестировании («Это задание до вас все выполняли с легкостью!»), 6) использование эмоционального содержания тестовой ситуации, 7) фиксацию автоматизированных реакций, 8) фиксацию непроизвольных индикаторов (электрофизиологических, биохимических, вегетативных изменений), 9) фиксацию «фоновых» индикаторов (физического статуса, уровня активности и утомления и пр.).
Какие различия между интровертами и экстравертами существуют с точки зрения психологии личности
Следующее различие между интровертами и экстравертами — их ощущение внешнего возбуждения и реагирование на внешние раздражители. Экстравертам комфортно в атмосфере постоянного действия. Экстраверты любят испытывать больше эмоций и новых впечатлений, интроверты же любят больше знать о том, что они испытывают. Для интровертов характерна высокая степень внутренней активности, и все, что исходит из внешнего мира, очень быстро повышает уровень их напряжения.
Интроверты, нередко даже не понимая почему, пытаются регулировать чувство напряжения посредством ограничения поступления информации извне. Интровертов не пугают сложности, когда они могут сосредоточиться на одном-двух видах деятельности и не должны работать в состоянии стресса. Но если наваливается слишком много разных дел, они быстро испытывают чувство перегруженности.
Само нахождение среди других людей уже перевозбуждает интровертов. Энергия уходит из них, когда они находятся в толпе, учебной аудитории или в шумной, давящей на нервы обстановке. Люди могут им очень нравиться, но, поговорив с одним человеком некоторое время, интроверты обычно испытывают острое желание уйти, сделать перерыв, «глотнуть воздуха».
Экстравертам тоже нужны перерывы, но по другим причинам. Например, если они отправляются в библиотеку, то очень недолго пребывают в состоянии познания (внутренний процесс) и вскоре начинают испытывать потребность прогуляться между стеллажами, подойти к торговым автоматам, поговорить с людьми (внешний процесс). Перерывы в общении могут усилить возбуждение у экстравертов и уменьшить его у интровертов. Экстраверты чувствуют потребность зарядиться тем больше, чем больше чувствуют недостаток возбуждения внутри.
В чем заключается роль наследственности в формировании личности
Наследственность – это передача генетической информации от родителей к потомству. Она играет важную роль в формировании различных аспектов личности, таких как физические характеристики, интеллектуальные способности, склонности к определенным заболеваниям и т.д.
Гены, которые мы наследуем от наших родителей, определяют нашу генетическую основу. Они содержат информацию о нашей структуре ДНК, которая в свою очередь определяет нашу физическую природу. Например, цвет глаз, тип волос, рост и т.д. все это зависит от генетической информации, которую мы получаем от наших родителей.
Однако наследственность не ограничивается только физическими характеристиками. Она также может влиять на наши психологические и поведенческие особенности. Например, некоторые исследования показывают, что некоторые личностные черты, такие как экстраверсия или интроверсия, могут быть связаны с генетическими факторами.
Однако важно понимать, что наследственность не является единственным фактором, определяющим нашу личность. Она взаимодействует с другими факторами, такими как среда и воспитание, чтобы формировать нашу личность. Например, наследственность может предрасполагать нас к определенным чертам, но окружающая среда и воспитание могут влиять на то, как эти черты проявляются в нашем поведении и развитии.
Таким образом, наследственность является важным фактором развития личности, но она не является единственным. Взаимодействие между наследственностью, средой и воспитанием играет решающую роль в формировании нашей личности и определяет, кем мы становимся.
Наследственность – это передача генетической информации от родителей к потомству. Она играет важную роль в формировании различных аспектов личности, таких как физические характеристики, интеллектуальные способности, склонности к определенным заболеваниям и т.д.
Физические характеристики
Гены, которые мы наследуем от наших родителей, определяют нашу генетическую основу. Они содержат информацию о нашей структуре ДНК, которая в свою очередь определяет нашу физическую природу. Например, цвет глаз, тип волос, рост и т.д. все это зависит от генетической информации, которую мы получаем от наших родителей.
Психологические и поведенческие особенности
Однако наследственность не ограничивается только физическими характеристиками. Она также может влиять на наши психологические и поведенческие особенности. Например, некоторые исследования показывают, что некоторые личностные черты, такие как экстраверсия или интроверсия, могут быть связаны с генетическими факторами.
Взаимодействие с другими факторами
Однако важно понимать, что наследственность не является единственным фактором, определяющим нашу личность. Она взаимодействует с другими факторами, такими как среда и воспитание, чтобы формировать нашу личность. Например, наследственность может предрасполагать нас к определенным чертам, но окружающая среда и воспитание могут влиять на то, как эти черты проявляются в нашем поведении и развитии.
Таким образом, наследственность является важным фактором развития личности, но она не является единственным. Взаимодействие между наследственностью, средой и воспитанием играет решающую роль в формировании нашей личности и определяет, кем мы становимся.
Какие факторы определяют стабильность или изменчивость личности
Сформированное™ характера к концу детства у большинства людей вовсе не означает его абсолютную стабильность и не исключает того, что характер человека будет меняться и дальше. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, характер любого человека не является идеальным, и, следовательно, каждый человек стремится его улучшить, избавиться от отрицательных и приобрести новые, положительные черты характера. Во-вторых, человек как личность, приобретая новый жизненный опыт, меняется, и это относится также к его характеру. В-третьих, человеку в процессе его жизни нередко приходится сталкиваться с новыми условиями и ситуациями, которые, соответственно, требуют наличия у него новых черт характера. Такие черты характера человеку нередко приходится вновь приобретать и развивать.
Описанные выше возможные изменения характера, происходящие уже после того, как он сформировался в детстве и относительно стабилизировался, не являются всеобщими, обязательными для всех людей. Они определяются индивидуальным своеобразием человека, тем, как складывается его личная и профессиональная жизнь, многими другими обстоятельствами, присущими ему и его образу жизни. Следовательно, развитие характера каждого конкретного человека в течение его дальнейшей жизни может идти по индивидуально своеобразному пути. Тем не менее при большом индивидуальном своеобразии изменений, происходящих в характерах разных людей, можно отметить некоторые общие условия или тенденции, порождающие значительные изменения характера любого человека. Эти условия или тенденции представляются следующими.
- 1. Возникновение и преодоление человеком кризисов возрастного развития. Они приходятся преимущественно на переходные периоды жизни человека: от 30 до 40 лет, от 60 до 70 лет и за пределами 70 лет. В течение этих периодов у большинства людей происходят более или менее заметные изменения характеров.
- 2. Существенное изменение социального статуса, положения человека в обществе или в системе человеческих отношений, например приобретение или утрата семьи, получение или потеря высокой должности и т.п.
- 3. Длительные и хронические тяжелые заболевания, которые вынуждают человека значительно и надолго менять свой образ жизни.
- 4. Приобретение человеком нового жизненного опыта, в результате которого он не только меняет свои взгляды на жизнь, но пересматривает формы поведения. В этом случае человек обычно сознательно принимает решение о необходимости изменения своей психологии и отношения к чему-либо, и далее сознательно следует принятому решению. В результате у него со временем может измениться характер.
Какие аспекты личности обычно выделяют в современной психологии
Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.
Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.
Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.
Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.
Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.
Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.
Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.
Проекция – приписывание другим собственных пороков.
Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.
С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.
Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.
Какие психологические проблемы могут возникнуть в результате дисбаланса личностного роста
Основным инструментом, действие которого направлено на развитие моральных, нравственных и других качеств личности, в психологии принято считать саморазвитие. Это непрерывающийся процесс, в ходе которого индивидуум повышает собственный потенциал, изначально заложенный в нем природой.
Под потенциалом традиционно понимают некий набор личностных качеств и ценностей субъекта, дающих толчок к развитию целеустремленности и получению правильной мотивации, позволяющих принимать решения или осуществлять действия по своему усмотрению.
Природа человека, наполнение его сущности, согласно психологии, имеет четкую классификацию. Путь развития личности будет напрямую зависеть от этого:
- Безусловно, позитивная природа нуждается в психологической помощи в момент актуализации процесса;
- условно позитивная сущность воспитывается психологом, исходя из экзистенциального подхода к выбору пути;
- нейтральная природа нуждается в формировании и коррекции личностных качеств психологом;
- поврежденная природа сущности требует наиболее серьезной работы. Специалист должен исправить и компенсировать ее.
В некотором смысле, личностный рост – это победа над индивидуальными качествами, обозначенными самим человеком или его наставником, как слабость характера. К таковым можно отнести различные комплексы, нерешительность, страхи и фобии, то есть, все то, что не дает человеку двигаться в сторону формирования своего идеального «Я».
Психология называет личностным ростом такое развитие личности человека, которое стало возможным благодаря его собственным усилиям. Это эмоциональный труд, требующий непрерывной работы над собой.
Собственные усилия человека оказывают большое влияние на развитие его личности. Но успешное саморазвитие возможно только при создании вокруг индивидуума определенной обстановки: атмосфера должна быть доброжелательной. Негативно сказываются на мотивации и целеустремленности человека многие внешние факторы, в том числе, излишняя критика и отрицательная оценка окружающих.
Как влияет окружающая среда на формирование личности
К числу вечных вопросов науки относится проблема соотношения биологического и социального в человеке.
В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: со отношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее развития; соотношение социального и индивидуального в поступках личности и ее восприятия мира и т.п.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур -- разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек -- «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, -- до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные.