Exploring the Cultural Adaptation of the Sources of Spirituality Scale in Russia

Exploring the Cultural Adaptation of the Sources of Spirituality Scale in Russia

В статье представлены результаты разработки русскоязычной версии опросника духовных переживаний Д. Дэвиса с коллегами, предназначенного для измерения духовных переживаний, связанных с различными объектами: Бог, трансцендентность, человечество, природа, самость. Для апробации русскоязычной версии был проведен опрос в онлайн- или бланковой форме на выборке, включающей 412 человек (70% женщин) в возрасте от 17 до 69 лет (M=26,8; SD=9,65). В ходе анализа валидности шкал использовался комплекс методик, измеряющих религиозную духовность, веру в паранормальное, глобальную социальную идентификацию, чувство связи с природой, гедоническую и эвдемоническую ориентации, моральные основания и субъективное благополучие. Результаты КФА показали хорошее соответствие теоретической структуры данным. Все шкалы имеют высокую надежность (0,73—0,95). Валидность шкал подтверждается корреляциями с соответствующими показателями: шкала «Бог» показала наибольшую связь с религиозной духовностью, шкала «Человечество» наиболее тесно связана с глобальной социальной идентификацией, шкала «Природа» сильно коррелирует с чувством связи с природой. Шкалы опросника показали ожидаемые связи с эвдемонической ориентацией, моральными основаниями, верой в сверхъестественное и субъективным благополучием. С помощью анализа латентных профилей были выделены четыре группы: с высокой, средней, низкой общей духовностью и со светской духовностью. Приведены данные о гендерных различиях по шкалам и описательные статистики, которые могут использоваться в качестве ориентировочных норм.

Связанные вопросы и ответы:

1. Что представляет из себя "Russian Version of the Sources of Spirituality Scale"

"Russian Version of the Sources of Spirituality Scale" - это инструмент, разработанный для измерения и изучения источников духовности в российской культуре. Он помогает выявить основные источники духовности, которые влияют на жизнь людей в России.

2. Какие основные аспекты духовности оцениваются с помощью этой шкалы

С помощью "Russian Version of the Sources of Spirituality Scale" оцениваются такие аспекты духовности, как религиозность, связь с природой, уважение к традициям, поиск смысла в жизни и медитативные практики.

3. Каким образом проводится измерение источников духовности с помощью этой шкалы

Измерение источников духовности с помощью "Russian Version of the Sources of Spirituality Scale" происходит путем заполнения опросника, состоящего из ряда вопросов, касающихся отношения к религии, природе, традициям и другим аспектам духовной жизни.

4. Какие преимущества имеет использование этой шкалы при исследовании духовности в России

Использование "Russian Version of the Sources of Spirituality Scale" позволяет провести комплексное исследование источников духовности в российской культуре, выявить основные тенденции и различия между различными группами населения.

5. Какие результаты могут быть получены после проведения измерения источников духовности с помощью этой шкалы

После проведения измерения источников духовности с помощью "Russian Version of the Sources of Spirituality Scale" можно получить данные о предпочтениях и ценностях, связанных с духовной сферой жизни российских людей, что поможет лучше понять их мировоззрение и поведенческие особенности.

Какие основные источники духовности вы указываете в своей жизни

Интересно и необычно пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов) : “Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных. Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния“.

Обращает на себя внимание формальное противоречие этих слов общепринятому богословскому тезису о вере как начальном условии принятия Христа. Святитель как бы подчеркивает: не в рассудочной вере в то, что Христос есть Бог и Спаситель, и что Он пришел, пострадал и воскрес заключено “начало обращения ко Христу”. Напротив, сама вера в Него рождается из познания “своей греховности, своего падения”, ибо “не сознающий своей греховности… не может уверовать во Христа”.

В этой мысли находим первое и основное положение духовной жизни, показывающее глубину православного ее понимания. Верующим, оказывается, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Видящий же себя разумным и добродетельным не может быть христианином и не является им, хотя бы и считал себя таковым.

“Не здоровые имеют нужду во враче, но больные”, – говорит Господь ( Мф.9:12 ). На путь исцеления и спасения становятся лишь те, которые увидят болезнь своей души, ее неисцельность собственными силами, и потому оказываются способными обратиться к пострадавшему за них истинному Врачу. Вне такого познания себя невозможна нормальная духовная жизнь.

Это ярко видно на примере земной жизни Спасителя, Который со слезами раскаяния был принят простыми, сознающими свои грехи евреями и с ненавистью отвергнут и осужден на страшную казнь “умной”, “добродетельной”, респектабельной иудейской элитой – архиереями, фарисеями (то есть ревностными исполнителями церковных обычаев и устава), книжниками (богословами).

Как часто прибегаете к молитве или медитации

С.В. Посадский

Слово медитация (meditatio) латинского происхождения. Оно пришло не из языческих религий, а из христианского Запада. Оно восходит к глаголу meditor – размышляю, обдумываю и означает углублённую сосредоточенность, связанную с отрешённостью от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний.

На христианском Западе это слово имело два смысла. С одной стороны, оно обозначало философское сосредоточение на исследовании какой-либо интеллектуальной темы. С другой стороны, оно использовалось в религиозном значении, отражая умственное сосредоточение на религиозном предмете (например, медитация на страданиях Христа). Вместе с тем, оба смысла медитации (религиозный и философский) обозначали некую человеческую инициативу, то есть направление ума и сосредоточение сил души, не требующее живого ответа со стороны Бога, не предполагающее общения с Ним как диалога, осуществляющегося лишь в молитве.

Сосредоточение на религиозном предмете – начальная стадия любого религиозного опыта. Для любой религии очевидно, что человеку необходимо сосредоточиться на объекте своего поклонения и пожертвовать ради этого чем-то преходящим. Однако для христианства такое сосредоточение может быть лишь некой предварительной ступенью духовной жизни, но не может заменить ее по существу. Христианство построено на живом Богообщении, на непрестанном взаимодействии Бога и человека. Поэтому человеческое направление ума к Богу не имеет здесь самодовлеющего смысла. Направляя свой ум к Богу, христианский подвижник ожидает Божественный ответ и только с этим ответом его духовная жизнь начинает наполняться реальным содержанием. Такие ответы могут быть разнообразными – от действий через внешние обстоятельства до действия благодати Святого Духа, без которого невозможно быть христианином. Но в любом случае это опыт личного общения с Богом, который и называется молитвой.

Не все религии предоставляют человеку возможность живого Богообщения. Прежде всего, этому не учат такие языческие религии как индуизм и буддизм. Поэтому именно в этих религиях отсутствует христианская молитва, а религиозный опыт целесообразно описывать через понятие медитации. Действительно, там, где нет живой связи с Богом, весь религиозный опыт будет сводиться лишь к действиям самого человеческого сознания, а не к синергии (греч. сотрудничеству ) Бога и человека. В этих религиях человек совершенствуется сам, своими усилиями, в соответствии со своими представлениями и фактически не имеет Высшего Критерия духовной жизни, присутствующего лишь в религии живого Богообщения. Если в этих религиях и есть представления о Боге (индуизм), то это либо безличная реальность, либо материальные идолы богов, общение с которыми также маловероятно. В таком случае человек должен лишь стремиться к сосредоточению на своей психической жизни, исследованию внутренних психологических состояний, но не к опытному познанию Бога. Высшим идеалом буддизма и индуизма становится не живое единение с Богом, а достижение психического состояния, в котором исчезают все желания, человек испытывает безразличие к действительности, удовлетворённость и самодостаточность. Достичь такого состояния возможно одними человеческими усилиями, поэтому и описывать такой опыт необходимо только через понятие медитации.

Какую роль играют религиозные обряды в вашем понимании духовности

«Любовь к Богу порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства – влюбленность в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живет Его Тело – Церковь . Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?»
С.И. Фудель

Из письма в редакцию:

…Я органически не выношу обрядов, поскольку воспринимаю это как привнесение искусственности и формализма в духовную жизнь. Я ощущаю это как нож в спину естественности и детской непосредственности. (Представляю, как отнеслась бы моя жена к попытке регламентировать нашу любовь.…)
Сергей Гордиевский, г. Москва

Ответ:

Я, так же как и Вы, не люблю формализма и искусственности в духовной жизни. Вместе с тем, так ли уж правильно считать, что формализм и искусственность привнесены в Церковь обрядами?

Возьмите для примера каждение в Православной Церкви. Конечно, если не знать смысла его, то кажется, что просто человек ходит по храму и машет какой-то железной чашечкой на цепочке, а из чашечки валит дым – в общем, что-то там воскуряет. Да, еще при этом кланяется стоящим в храме людям, а они кланяются ему в ответ. А ведь смысл этого простого действия – каждение перед образом и подобием Божиим, которым, согласно Библии, и является человек. Этому образу и кланяется священник или диакон. Из уважения к этому же образу в священнослужителях склоняют головы и люди в церкви. Что плохого или искусственного в этом обряде?

Обряды – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции. Без них не обходится ни одна религия. Более того, ни один верующий человек не обходится без обрядов. Даже если кто-то не принадлежит к какой-либо конкретной религиозной традиции, у него все равно есть некоторые внешние формы выражения своих верований. И чем богаче внутренний мир веры, тем глубже, насыщеннее символами будут и обряды.

И в этом смысле православные обряды намного богаче и выразительнее многих других религиозных обрядов. Сравните православное богослужение, например, с языческими ритуальными плясками вокруг костра. Стоит ли объяснять, в какой традиции внутреннее содержание богаче?

А формализм и искусственность проистекают изнутри, исходят от самого человека, зависят от того, сколько сердца он вкладывает в ритуал.

Здесь важно помнить, что православное богослужение не есть какое-то театральное представление, которое нужно посетить, непременно отметиться. Православный христианин ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ в службе, служит, если угодно, вместе со священнослужителями, вместе молится с ними Богу. И молитва эта очень трепетна, дерзновенна и сильна. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы один раз всерьез ПЕРЕЖИТЬ Литургию, не «отстоять», не «присутствовать на», а ПРОЖИТЬ. Почувствовать, как Вашей личной мольбой исходит из сердца прошение ектиньи «Да избавиться нам от всякия скорби, гнева и нужды у Господа просим». И вместе с хором повторить «Господи, помилуй!» Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый раз при этих словах сердце начинает радостно биться, а скорченная душа разворачивается в надежде…

Конечно, Вы совершенно правы в том, что глупо и нелепо регламентировать любовь. Только почему церковные обряды для Вас являются такой регламентацией? Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, оказываете какие-то знаки внимания. Этим Ваша любовь не исчерпывается, но ведь в этом она проявляется. И если Вы постоянно дарите цветы (я, например, очень люблю дарить цветы своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом проявляется формализм и холодность Ваших с ней взаимоотношений.

А ведь если пользоваться Вашей логикой, то получается, что при встрече с людьми совсем не обязательно снимать шляпу, улыбаться, пожимать руку… Тоже ведь условности, зачем этот пустой формализм?! Да, дружба не сводится к рукопожатию, но не здороваться было бы тоже как-то странно. Так и в Церкви – обряды ни в коей мере не являются центральным содержанием православной веры, но ВНЕШНЕ вера проявляется в том числе и через ритуал.

Зависит ли ваша духовность от принадлежности к определенной религиозной традиции

Значение национальных и религиозных традиций в жизни человека огромно. Они играют ключевую роль в формировании культурной и духовной идентичности индивида, влияют на его моральные убеждения, поведение и общественные взаимоотношения. Вот более подробное рассмотрение значения этих традиций:

  1. Сохранение и передача культурной истории: Национальные традиции являются носителями культурного наследия народа. Они сохраняют и передают историю, обычаи, язык, искусство и другие аспекты культуры. Это способствует сохранению уникальной идентичности каждой нации.
  2. Ориентиры в моральных вопросах: Религиозные традиции предоставляют людям моральные установки и правила поведения. Они помогают определить, что считается "правильным" и "неправильным" в различных сферах жизни, включая семью, работу и общество в целом.
  3. Смысл жизни и духовное удовлетворение: Религиозные традиции предоставляют ответы на вопросы о смысле жизни, цели человеческого существования и духовном росте. Они могут приносить утешение и вдохновение в трудные моменты.
  4. Общество и общение: Национальные и религиозные традиции обычно служат основой для общения и взаимодействия внутри группы людей с общими убеждениями. Они способствуют созданию сообществ и укреплению социальных связей.
  5. Праздники и обряды: Традиционные праздники и обряды, как правило, отражают ценности и историю нации или религии. Они предоставляют возможность отмечать важные моменты в жизни и поддерживать связь с предками.

Как влияют ваши духовные убеждения на принятие решений в повседневной жизни


Вы не можете стать выдержанным и целеустремленным, если вы слабы духом. Сколько тренировок вы пропустили из-за того, что не ваше тело, а ваш разум говорил вам, что вы устали? Сколько повторов упражнений вы не сделали из-за того, что ваш разум говорил вам: «Девять повторов достаточно. Десятый ни к чему»? Большинство людей, включая меня – тысячи. И в 99% случаев причиной была слабость не тела, а духа.
 — Дрю ШемрокМы часто думаем, что суть духовной стойкости заключается в том, как мы реагируем на экстремальные ситуации. Насколько хорошо вы выступили на чемпионате? Можете ли вы справиться с потерей одного из членов своей семьи? Вы сможете сразу вернуться в дело, если ваш бизнес обанкротится?Несомненно, экстремальные ситуации проверяют нас на мужество, настойчивость и духовную стойкость… Но что насчет повседневных обстоятельств?Духовная стойкость подобна мышцам. Ее нужно тренировать, чтобы она росла и развивалась. Если вы не сможете преодолеть себя даже в мелочах, то когда вам станет действительно тяжело, вы будете слабы и не готовы с достоинством справиться с трудностями.Но так быть не должно.Делайте десять повторов упражнения, когда вам кажется, что проще сделать всего девять. Создавайте новое вместо того, чтобы потреблять. Задавайте дополнительные вопросы, даже когда вам проще просто молча принять то, что вам говорят. Докажите себе тысячью мелочей, что в вас достаточно мужества для того, чтобы каждый день бороться с жизненными трудностями.Духовная стойкость строится малыми победами. Она создается ежедневным правильным выбором, развивающим нашу «мышцу силы духа». Все мы хотим быть сильными духом, но только прилагая усилия вы можете развить эту силу в себе. Только реальные действия, а не слова и мысли строят духовную стойкость.

Чувствуете ли вы связь с высшей силой или божеством в вашей жизни

Россия – это страна, в которой живут народы разных национальностей, религиозных и нерелигиозных взглядов.

У  всего российского народа есть традиционные ценности:

  • патриотизм,
  • коллективизм, ценность общего дела,
  • семья,
  • широта души,
  • любознательность,
  • трудолюбие.

Патриотизм.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему народу, стремление своими действиями служить их интересам. Человек, любящий свою Родину, ценит её народ, считает себя его частью, готов трудиться во благо своей страны, защищать её государственные интересы

Коллективизм.

Коллективизм – это общность, объединение усилий в общественной жизни, труде, в творческой деятельности. Россияне издавна ценят товарищество, взаимопомощь и взаимоподдержку.

Семья.

Семья – это круг близких, родных людей, среди которых происходит формирование личности. Человек ценит свою семью, стремится строить отношения, построенные на взаимовыручке, поддержке, любви и дружбе, готов приложить максимум усилий для благополучия своих близких.

Трудолюбие.

Трудолюбие – одна из важнейших качеств личности, ведь благодаря умению и желанию трудиться человек может достичь высот мастерства, обеспечить себе благополучную жизнь, создать материальную основу жизни своей семьи и общества в целом.

Любознательность.

Любознательность – это стремление познать, понять мир, себя, окружающих людей, это одна из основ деятельности, её стимул. Человек, имеющий хорошие знания, востребован в современном обществе.

Историческая память.

Историческая память – это память о людях, создававших нашу страну, внёсший весомый вклад в её развитие, это сохранение культурного наследия, передача его от поколения к поколению, это гордость за великие страницы исторического прошлого страны.

  Важными духовными ценностями российского народа также являются такие черты, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию, признание своей деятельности, возможность быть полезным другим.

Немаловажной ценностью является правильно, с пользой проведённый досуг, активный отдых, путешествия с семьёй и друзьями.

  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Российская Федерация рассматривает свои базовые, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности в качестве основы российского общества , которая позволяет сохранять и укреплять суверенитет Российской Федерации, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности.

В данном Указе перечислены основные традиционные ценности российского народа.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:

  • жизнь,
  • достоинство,
  • права и свободы человека,
  • патриотизм,
  • гражданственность,
  • коллективизм,
  • служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
  • высокие нравственные идеалы,
  • Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.

    Россия – это страна, в которой живут народы разных национальностей, религиозных и нерелигиозных взглядов. Независимо от религиозной принадлежности, многие россияне чувствуют связь с чем-то большим, чем себя самого.

    Патриотизм

    Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему народу, стремление своими действиями служить их интересам. Человек, любящий свою Родину, ценит её народ, считает себя его частью, готов трудиться во благо своей страны, защищать её государственные интересы.

    Коллективизм

    Коллективизм – это общность, объединение усилий в общественной жизни, труде, в творческой деятельности. Россияне издавна ценят товарищество, взаимопомощь и взаимоподдержку.

    Семья

    Семья – это круг близких, родных людей, среди которых происходит формирование личности. Человек ценит свою семью, стремится строить отношения, построенные на взаимовыручке, поддержке, любви и дружбе, готов приложить максимум усилий для благополучия своих близких.

    Трудолюбие

    Трудолюбие – одна из важнейших качеств личности, ведь благодаря умению и желанию трудиться человек может достичь высот мастерства, обеспечить себе благополучную жизнь, создать материальную основу жизни своей семьи и общества в целом.

    Любознательность

    Любознательность – это стремление познать, понять мир, себя, окружающих людей, это одна из основ деятельности, её стимул. Человек, имеющий хорошие знания, востребован в современном обществе.

    Историческая память

    Историческая память – это память о людях, создававших нашу страну, внесших весомый вклад в её развитие, это сохранение культурного наследия, передача его от поколения к поколению, это гордость за великие страницы исторического прошлого страны.

      В Указе обозначены задачи, решение которых поможет сохранить и распространить традиционные ценности.
    • Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в целях укрепления единства народов Российской Федерации на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития.
    •  Укрепление гражданского единства , общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации.
    • Защита исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории.
    • Укрепление института семьи , сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян.
    • Реализация государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей , неприятие гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения.

Какие практики или обряды помогают вам поддерживать связь с духовным миром

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом..

    Евгений, Москва

    Духовность это явление более высокого порядка, чем религия и вера. Духовное развитие определяется как создание самим человеком внутренних и внешних условий для проявления высшей духовной сущности, заключённой в каждом человеке.

    Ответить

    Игорян

    После того как в тексте открывается значение слова дух(Овен)есть, то дальнейшее его написание сильно режет глаз, даже к контексте «истинная духовность». Может, возможно отредактировать на «истинное развитие»?
    В целом статья очень познавательна, со многим согласен, сам читал все эти «священные» книги и могу только добавить, что коран — как самая молодая религия, наиболее выверена.

    Ответить

    александра

    Никакие внешние воздействия на тело, разум, чувства человека не могут рассматриваться как методы духовного развития. Все, что нужно для истинного духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем все чаще и чаще сверять наши мысли, слова и дела и идеалом, с совестью, с духом, то мы и будем духовно развиваться. Это не разовая акция, не единичный поступок, пусть и самый красивый, а каждодневный труд. От духовного развития нельзя отдыхать, о нем нельзя забывать, иначе нам грозит деградация. То есть единственно правильный путь духовного развития — самосовершенствование, самоочищение, борьба со злом, восстановление гармонии мира.

    Ответить

    Анара

    Благодарю за статью всё верно с вами согласна на все 100 /%Ниже люди писали о религии так вот хочу добавить духовность это не религия, смотрите глубже, читайте внимательно статью, автору огромное спасибо за чёткую инструкцию ❣️

    Ответить

    Всё так. Да вот интересный момент — не интересны мне все религии. Интересно проживание единства…давать происходить через тело всему что идёт…всем граням мира… …и испытывать и радость и боль…как проявления одного высшего разума. Какой тут аналог молитвам может быть?

    Ответить

    Альвина

    Добрый вечер.Я только сегодня ознакомилась вашей статьёй,я в шоке,без отрыва хочется читать,жаль,что не ознакомилась раньше,но ничего,спасибо что хоть сейчас узнала о вас и советую всем прочитать и действовать,спасибо вам!

    Ответить

      Сергей Юрьев

      Благодарю Вас.