Как выбрать тему дипломной работы: основные советы и рекомендации
- Как выбрать тему дипломной работы: основные советы и рекомендации
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое дипломная работа
- Какие типы дипломных работ существуют
- Как выбрать тему дипломной работы
- Какие факторы следует учитывать при выборе темы
- Какие источники информации можно использовать для написания дипломной работы
- Как структурировать дипломную работу
- Какие этапы составляют процесс написания дипломной работы
- Какие правила оформления дипломной работы следует соблюдать
Как выбрать тему дипломной работы: основные советы и рекомендации
Дипломная работа всегда имеет отношение к главной профессиональной дисциплине (или одной из), которую изучают на последних курсах, по которой сдают госэкзамен. В этих рамках и предстоит искать свой объект изучения.
Чтобы правильно выбрать тему дипломной работы, нужно отталкиваться от следующих критериев:
- Актуальность исследования. Любой научный труд должен быть значимым и востребованным, задевать важные и насущные проблемы изучаемой сферы.
- Узкая направленность. Нельзя в «дипломнике» повествовать, к примеру, об инвестициях в целом. Но можно рассмотреть проблемы и перспективы инвестирования в конкретный регион или отрасль.
- Наличие знаний и старых наработок (курсовая, доклад на конференции и пр.). Изучать абсолютно новую область всегда сложно. Много времени придется потратить просто на сбор теоретической базы.
- Личная заинтересованность в исследовании. Этот пункт касается по-настоящему увлеченных будущих специалистов.
- Соответствие кругу научных интересов куратора. Руководитель сможет оказать квалифицированную помощь по теме, в которой хорошо разбирается.
- Связь с будущей профессиональной деятельностью. Скажем, если студент факультета психологии хочет работать детским психологом, то создавать разработки в социальной психологии нет ни интереса, ни смысла.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое дипломная работа
Ответ: Дипломная работа - это научно-исследовательская работа, которую выполняют студенты в процессе обучения в высших учебных заведениях. Она является важным этапом подготовки специалиста и позволяет студенту систематизировать и углубить полученные знания, а также приобрести навыки самостоятельной работы и решения научно-практических задач. Дипломная работа обычно состоит из теоретической и практической части, в которых студенты анализируют и обобщают полученные знания, проводят эксперименты и исследования, а также предлагают свои решения проблем и задач.
Вопрос 2: Какие этапы составляют процесс написания дипломной работы
Ответ: Процесс написания дипломной работы состоит из нескольких этапов. На первом этапе студенты выбирают тему дипломной работы и составляют план работы. Затем они проводят литературоведческое обследование, изучают теоретические основы и практические аспекты своей темы. На третьем этапе студенты проводят собственные исследования и эксперименты, анализируют полученные данные и делают выводы. На заключительном этапе студенты готовят и защищают дипломную работу, представляя свои результаты и выводы перед комиссией.
Вопрос 3: Какие требования предъявляются к оформлению дипломной работы
Ответ: Требования к оформлению дипломной работы могут варьироваться в зависимости от учебного заведения и специальности. Однако, общими требованиями являются: использование стандартных форм и размеров бумаги, использование шрифтов и размеров шрифтов, соответствующих стандартам; наличие титульного листа, содержащего название работы, фамилию и инициалы автора, название учебного заведения, факультета и специальности; наличие оглавления, содержащего список глав и подразделов работы; наличие вступления и заключения, в которых обобщаются результаты работы и делаются выводы; наличие списка литературы, использованной при работе над дипломной работой.
Вопрос 4: Какие способы защиты дипломной работы существуют
Ответ: Способы защиты дипломной работы могут варьироваться в зависимости от учебного заведения и специальности. Однако, общими способами являются: защита на публичном заседании комиссии, которая состоит из преподавателей и экспертов; защита на закрытом заседании комиссии, которая состоит только из преподавателей; защита на конференции или симпозиуме, где студенты могут представить свои работы и обсудить их с другими участниками.
Вопрос 5: Как оценивается дипломная работа
Ответ: Дипломная работа оценивается комиссией, которая состоит из преподавателей и экспертов. Оценка дипломной работы учитывает как теоретическую составляющую работы, так и практическую составляющую. Комиссия оценивает качество исследований и экспериментов, правильность и обоснованность выводов, а также оформление работы. В зависимости от результатов защиты дипломной работы студенты получают оценку от "отлично" до "неудовлетворительно".
Вопрос 6: Какие особенности имеет дипломная работа на тему "Дипломная работа на тему"
Ответ: Дипломная работа на тему "Дипломная работа на тему" предполагает изучение процесса написания дипломной работы и его особенностей. Студенты, выбирающие эту тему, изучают различные аспекты написания дипломной работы, такие как выбор темы, составление плана работы, проведение исследований и экспериментов, анализ полученных данных, оформление работы и защита. Студенты также изучают различные подходы к написанию дипломной работы, такие как теоретический и практический, и выбирают наиболее подходящий подход для своей работы.
Вопрос 7: Какие навыки и качества необходимо приобрести студентам для успешного написания дипломной работы
Ответ: Для успешного написания дипломной работы студенты должны приобрести следующие навыки и качества: умение работать с информацией, анализировать и обобщать полученные знания; умение планировать свою работу и распределять время; умение работать самостоятельно и принимать решения; умение анализировать и интерпретировать полученные данные; умение оформлять свою работу в соответствии с требованиями; умение защищать свою работу перед комиссией. Также студенты должны обладать такими качествами, как ответственность, целеустремленность, самодисциплина и упорство.
Что такое дипломная работа
Дипло́мная рабо́та (Дипло́мный прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов , бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Дипломная работа обычно выполняется студентами, обучающимися по естественнонаучным, гуманитарным, экономическим и творческим специальностям, и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников.
Дипломный проект обычно выполняется студентами, обучающимися по техническим специальностям, и предполагает создание или расчёт некоторого технического устройства или технологии. В виде исключения студенты технических вузов могут выполнять и дипломную работу, если она носит теоретический или экспериментальный характер.
Подготовка дипломного проекта (работы) и предшествующая этому -ориентированная практика, как заключительный этап обучения, отвечают за формирование у студента навыков самостоятельной работы в профессиональной области. Успешная защита дипломного проекта на заседании Государственной аттестационной комиссии является правовым основанием для присвоения студенту соответствующей квалификации. Исключения составляют лишь ряд медицинских специальностей (лечебное дело, медико-профилактическое дело, педиатрия , стоматология ), в которых вместо защиты дипломной работы необходимо успешно сдать государственный экзамен и пройти первичную аккредитацию специалиста (с 2016 г.).
Основной целью написания дипломной работы является систематизация и обобщение теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломная работа, как правило, состоится в большинстве случаев на примере конкретного предприятия.
Какие типы дипломных работ существуют
Дипломом считается официальный документ, который свидетельствует об окончании высшего или профессионального среднего образования. с дипломом выпускнику присваивается либо ученая степень, либо определенная специальность, либо просто выдаётся документ, который указывает на ученую степень или премию. Мало кто знает, но впервые упоминание о дипломном проекте было в Риме, когда выдавали две металлические таблички, свидетельствующие об увольнении отслужившего в армии человека.
Есть несколько видов дипломов, которые различаются по характеру их восприятия. Например, самыми распространенными разновидностями считаются дипломы, у которых характер передачи данных соответствует прикладному, фундаментальному, поисковому, методологическому характеру. В каждом виде диплома четко сформулирована определенная модель передачи информации. Например, Дипломная работа фундаментального и поискового характера будет основываться только на прикладной или теоретической модели. Зачем в проекте используется та или иная модель? Наличие модели показывает происхождение определенных процессов, которые соответствуют кругу проблем, конкретным направлениям эффективной реорганизации коммуникаций, структур и систем управления.
Дипломная работа методологического характера в качестве исходного результата должен иметь несколько методов, которые предлагаются автором самостоятельно. Все эти модели должны быть структурированно оформлены и их использование не должно быть случайным. Очень часто представители комиссии спрашивают о том, почему студент выбрал в качестве исходника ту или иную модель данных. Важно подготовиться сразу к ответу, чтобы на презентации не впасть в ступор. Лучше всего оформить ответ заранее на листке.
Диплом прикладного характера
Прикладной характер диплома показывается итоговым результатом проекта. Это достигается за счет нескольких факторов, а точнее, за счет их соблюдения. Прикладной характер должен удовлетворять требованиям:
Все данные, которые используются в работе должны показываться с изменениями. Каждое изменение должно быть четко аргументированно. То есть, если вначале исследования студент показывает определенную информацию, то на конечном результате он должен показать пропорциональные видоизмененные данные.
В работе должен быть проект оптимизации той задачи, которая поставлена рассматриваемой темой. То есть студенту мало сказать о том, какие есть недочеты у работы той или иной структуры. Он должен предложить свое видение оптимизационного процесса.
Наличие эффективных технологий, которые описывают пути оптимизации. если в предыдущем пункте мы показывали перечень методов, которые служат основой для построения модели, то теперь следует рассказать более подробно о каждом из способов оптимизации.
В модели следует отдельное место уделить стратегическому плану. Сюда могут быть включены прогнозы, планы и прочие механизмы.
С учетом существующих особенностей конкретной рассматриваемой темы, студент может выстроить для себя проект рекомендуемых организационных изменений.
Диплом фундаментального характера
Фундаментальный диплом основан на выдвижении определенной теории. Здесь не используется несколько общностей, которые составляют общую картину исследования. Фундаментальность диплома говорит сама за себя. Например, если в прикладном методе используется более узкая область изучения, то фундаментальные знания предполагают изучение более обширного круга задач. Несмотря на это, фундаментальность исследования основывается на том, что окончательный результат просто невозможно будет опровергнуть. Фундаментальное исследование основывается на внешних приоритетах. Внутреннее исследование ограничено некоторыми факторами, которые снижают эффективность. Нахождение целей основывается на системе научно-технического прогнозирования. Знание, которое студент получает в прикладных исследованиях, организуется в универсальной форме изучаемой дисциплины.
Диплом поискового характера
Поисковый метод говорит сам за себя. Он основывается на глобальном изучении источников. Как правило, данный метол предполагает задействование широкого спектра материалов, которые пригодятся для нахождения решения. Этот метод используется редко и только по некоторым дисциплинам. Но если он все же выбирается студентам, то только за сам метод студенту могут поднять оценку. Чаще эта теория применяется для написания диссертаций и других научных работ. Дипломные проекты предполагают применение прикладного метода изучения материала и нахождения итогов исследований.
Другими словами, мы постарались как можно точнее описать используемые методы написания дипломных работ, а также эти данные указали на м на то, какие вид дипломов существуют в зависимости от выбранной модели исследования.
Как выбрать тему дипломной работы
Выбор темы для статьи – первое, что должен сделать автор. От того, насколько правильным будет этот шаг, зависит успех будущего текста. Неверно выбранная тема приведет к тому, что текст будет поверхностным и не даст исчерпывающий ответ читателям. Такая статья никогда не поднимется на высокие позиции в поиске.
Сужаем тему от общего – к частному
Многие начинающие авторы берутся за широкие темы, а в результате получается длинный рассказ обо всем понемногу и ни о чем конкретно. Это неправильный подход. Тему нужно сужать от общего – к частным вопросам.
Расскажу на примере из своей тематики. Я пишу про пластиковые окна и часто вижу в поиске такие заголовки: «Как выбрать пластиковое окно», «Выбираем лучшие пластиковые окна», «10 советов, как выбрать пластиковые окна» и т.д.
Что здесь не так? Дело в том, что выбор пластиковых окон – очень широкая тема. В ней множество условий и нюансов. И эту широкую тему мы можем дробить до бесконечности на более мелкие. Как выбрать пластиковое окно:
- в детскую
- для деревянного частного дома
- в комнату с северной стороны
- для квартиры старого фонда
- в средней полосе России
- для дачи
Надеюсь, принцип понятен. Из него следует главное правило выбора темы для статьи :
1 статья = 1 вопрос.
Почему не следует писать на широкие темы?
Здесь все очевидно. Если тема широкая, по ней можно написать книгу – серьезно, без преувеличения. По той же теме «Как выбирать пластиковые окна» получится такой нехилый томик. Уместить всю полезную информацию в одной статье нереально – вот к чему это приведет:
- Статья будет слишком длинной и ее не будут дочитывать до конца. А именно в конце мы призываем к действию – убеждаем читателя перейти по ссылке, оставить заявку, позвонить. Этот момент будет утрачен и статья не будет решать свою основную задачу.
- С большим объемом информации сложно работать – не каждый автор сможет грамотно структурировать текст и читателю сложно будет его воспринимать.
- Статью нужно будет оптимизировать под определенные запросы. Но поскольку тема слишком широкая, некоторые ключи будут несовместимы друг с другом. Это плохо для продвижения статьи в поиске.
- Когда автор пытается написать сразу обо всем, он дает поверхностную информацию – не углубляется в детали. А именно они и важны для читателя.
Какие еще ошибки допускают авторы при выборе темы
Первую ошибку авторов мы только что разобрали – это выбор широкой темы статьи. Но она не единственная. Другая распространенная ошибка – неактуальная тема. К чему она приводит?
Такую информацию никто не ищет. Это значит, статью не будут читать, и она никогда не выведет сайт на высокие позиции в поиске. Чтобы избежать подобного, проверяйте каждую свою тему через сервис Яндекс Вордстат.
Если по вашей теме есть запросы – отлично. Подбирайте ключи и работайте. Но если запросов меньше 10, писать такую статью нет смысла. Вы потратите время, а читать никто не будет, и статья не решит задачу, ради которой вы ее писали.
Краткое резюме
Теперь вы знаете, как правильно выбрать тему для статьи и понимаете, для чего нужно качественно прорабатывать. От этого напрямую зависит, будут ли читать статью – а это в свою очередь влияет на продвижение.
Если вы хотите детально и по шагам разобраться со всеми моментами – вам в помощь запись моего 2-дневного мастер-класса «Технология создания статьи для сайта» . Там мы не только выбираем тему, но и составляем грамотный заголовок по специальной формуле, планируем структуру статьи и наполняем ее полезным содержанием – словом, все, что требуют от статей заказчики и Яндекс. Внедряйте и повышайте свои чеки!
Какие факторы следует учитывать при выборе темы
Мы перечислили, что для ВКР можно использовать абсолютно разные источники информации, от книг до статей. Однако, материалы ещё нужно найти. Не делать же сноску на что попало.
Попросите список у научного руководителя
Научный руководитель – это опытный специалист в написании работ. Он не только должен внести коррективы в ваш список литературы, но и может порекомендовать источники от себя. И советуем не избегать его рекомендаций, потому что:
- Научный руководитель может посоветовать собственные статьи и публикации, которые не только соответствуют теме, но и полностью её раскрывают;
- Он способен предложить те книги, которые являются очень узкоспециализированными и не находятся на виду. Допустим, это может быть книга не особо популярного писателя, но всё же которая обязательно вам пригодится;
- Научник может выдать учебники, обязательные для цитирования. Дело в том, что каждый преподаватель индивидуален и он может внести обязательное требование, чтобы вы ссылались на его статьи. Всё это повышает привлекательность его материала. Конечно, это не совсем честно, вы не обязаны внедрять в свою работу его наработки. Но поверьте, лучше уж согласиться, особенно, если это не конфликтует с темой разительно.
Общайтесь с научным руководителем, не игнорируйте его и обязательно отчитывайтесь ему о проделанной работе. Если же вам только предстоит написать ВКР, то советуем почитать статью, как выбрать дипломного руководителя . Зная правила выбора, можно взять себе лучшего преподавателя, который будет вас сопровождать на всём пути создания выпускной работы.
Найдите материалы в открытом доступе
Самый лёгкий способ найти что-либо в этом мире – это просто загуглить. Вы можете вбить в поиск «учебники по психологии» и найти тысячи источников. Только вот вопрос, а какая литература будет правильной и какую уместно использовать в работе?
Несложно догадаться, что литература в духе «Хочу и буду», «Ни Сы», «Тонкое искусство пофигизма» не самый экспертный источник для того, чтобы упоминать его в ВКР. Если вы, конечно, не пишите диплом на тему спорных книг по психологии. Поэтому на максимум включаем весь свой скепсис и фильтруем информацию. И лучше вместо поиска «книг», поищите «учебники».
В любом случае, поисковик – это отличный и простой метод найти множество материалов, как книг, так и сайтов, которые готовы предоставить свежую информацию.
Воспользуйтесь агрегатором списков литературы
В Интернете есть множество сайтов по подбору списка литературы. Вы можете взять любой из них. Мы воспользуемся «Антиплагиат киллер», чтобы показать вам, как система автоматически формирует список по ГОСТ. Заходите на сайт, следом кликаете на «бесплатные услуги» и нажимаете на подбор.
Какие источники информации можно использовать для написания дипломной работы
План и структура дипломной работы необходимы для того, чтобы правильно расположить все части текста. Дело в том, что любая научная работа отличается строгим подчинением логике и организации всех элементов. Каждая глава и параграф должны отвечать на какой-либо вопрос по теме исследования, а также иметь четкую последовательность.
Общий план включает три составляющих: введение, основная часть и заключение. Обычно изучение научной проблемы подчиняется как минимум двум методам исследования. Метод индукции – это приведение умозаключение от частного к общему. Важно рассмотреть несколько отдельных элементов предмета исследования, а затем сложить их воедино.
Наши бесплатные сервисы Кстати! Упростить написание ВКР, вам помогут наши бесплатные сервисы. А для всех читателей блога действует скидка 5% на наши услуги по промокоду “BLOG”. Перефразирование текста AI GPT Проверка орфографии и пунктуации Авторерайт текста Синонимайзер текста Подбор списка литературы Оформить по ГОСТу Повышение оригинальности Проверка уникальности
Например, если мы рассматриваем тему: «Влияние европейского романтизма на лирику А. С. Пушкина», то можно предположить такие этапы изучения проблемы:
- что из себя представляет романтизм
- чем европейский романтизм отличается от русского
- отношение интеллигенции и поэтов к европейскому романтизму 19 века
- в какой творческий период А.С. Пушкин уделял особое внимание романтизму
- как именно повлиял европейский романтизм на лирику А.С. Пушкина.
Мы разобрали тему на части, рассмотрели ее составляющие и затем привели их к общему вопросу.
Метод дедукции следует от обратного. Нужно сначала проанализировать научную проблему, рассмотреть общий тезис и затем доказывать частное.
К примеру, возьмем тему «Европейский романтизм в лирике поэтов «золотого века»». Структурируем процесс изучения научной проблемы:
- Историческая справка о европейском романтизме
- Как повлиял романтизм на лирику российских поэтов
- Европейский романтизм в поэзии В. А. Жуковского
- Европейский романтизм в лирике А.С. Пушкина
Сначала мы доказываем, что европейский романтизм действительно имел влияние на русскую поэзию. Затем доказываем на частных примерах: в творчестве каких поэтов присутствует это явление.
Нельзя забывать и о том, что у каждой научной работы должна быть цель. В конце исследования она обязательно должна быть достигнута. В ином случае смысл его выполнения теряется. А вот задачи (лишь малая часть – 1-2 штуки) могут остаться невыполненными.
Структура в дипломной работе необходима для того, чтобы научное исследование не переходило в вольное сочинение. Разделение основного текста на главы и параграфы помогает точно отвечать на вопросы.
Как структурировать дипломную работу
Следующий этап выполнения выпускной квалификационной работы может проходить по двум сценариям:
- Одни выпускники сначала проводят анализ литературы, пишут план будущей работы (формулируют названия глав и подразделов, намечают направления изложения материала).
- Другие выпускники начинают со сбора эмпирических данных в ходе прохождения преддипломной практики.
Каждый сценарий обладает своими плюсами и минусами. В любом случае, следует быть готовым к внесению корректировок в уже написанный текст.
Например, если начать с обзора литературы, подобрать интересные способы исследования, проблема может возникнуть в компании, если ее сотрудники откажутся предоставлять необходимую документацию или информацию. Придется искать в учебниках способы, для применения которых достаточно ранее собранных материалов.
Если начать с практической деятельности, не изучив актуальные методы, есть риск упустить нечто важное, не попросив о предоставлении данных, которые могли бы потребоваться при исследовании.
Лучший вариант – работать по двум направлениям параллельно. То есть, примерно определиться с тем, что требуется (но не писать сразу чистовик теоретической части), запросить информацию в компании, а дальше отталкиваться от того, что удастся получить.
Полученную информацию креативно перерабатывают в единое логичное исследование, которое включает:
- обзор источников (теория);
- анализ нынешнего состояния объекта;
- выработка личных рекомендаций по улучшению положения дел (проектирование и конструирование).
Когда теория и практика будут написаны (даже, если это не окончательная версия, но картина понятна), можно переходить к написанию введения и заключительной части. Перечень литературы рекомендуется оформлять параллельно с подготовкой текста, упоминая источники сразу по мере их использования.
Каждая работа проверяется на антиплагиат. Если оригинальность окажется ниже установленной нормы для допуска, придется потратить время на исправление ситуации.
Завершив работу над содержанием, можно переходить к оформлению ВКР по требованиям: проверка шрифтов, отступов, поля, подписей таблиц и графиков, списков и прочее.
Итогом для выпускной квалификационной работы можно считать процедуру защиты перед комиссией. Например, нужно подготовить выступление – речь и презентацию (или раздаточный материал). Выступив перед аттестационной комиссией, выпускнику сообщают – будет ли ему присвоена квалификация.
Какие этапы составляют процесс написания дипломной работы
Учащиеся технических специальностей не обойдутся без чертежей в дипломной работе. И совершенно не важно, как они будут их делать: от руки или с помощью компьютерных программ. Самое главное здесь – соблюдать определенные правила и требования. Если быть точнее – группы требований с разных сторон:
- преподавателя,
- методической литературы;
- ГОСТов.
Но для начала давайте разберем практическую пользу чертежа при подготовке и оформлении дипломной работы. Многие задумываются о том, почему бы просто не написать словами все размеры, сечения и остальные параметры?
Дело в том, что чертеж отличается повышенной пользой по сравнению со словарным писанием объекта или явления. И если теоретическую часть диплома можно спокойно поручить сделать автору или однокурснику, то чертеж смогут выполнить только опытные специалисты, в профессионализме которых вы были бы уверены на 100%. Соблюдайте эти рекомендации при написании дипломной работы, и все будет хорошо!
ГОСТы для черчения
Оформление чертежа дипломной работы должно подходить под следующие положения:
- ГОСТ 2.301-68 (форматы листов);
- ГОСТ 2.302-68 (масштабы);
- ГОСТ 2.304-81 (шрифты);
- ГОСТ 2.303-68 (линии);
- ГОСТ 2.305-68 (разрезы, сечения);
- ГОСТ 2.306-68 (обозначения);
С более узкими требованиями (например, оформление формул в дипломной работе) вас ознакомят в вузе или предложат для чтения в методической литературе.
Требования к оформлению чертежей по ГОСТу
Не будем перечислять все, остановимся лишь на самых основных параметрах оформления чертежей:
- Формат . В черчении (и не только) есть 5 основных форматов: А4 (самый распространенный и маленький с размером 841х1189 мм), А3, А2, А1, А0 (самый большой с размером 210х297мм). Формат можно уменьшать до размера А5 (вдвое меньше листа А4) или увеличивать на любую площадь, кратную площади А4. Масштаб . В зависимости от размера объекта и параметров детализации можно выделить масштаб увеличения ( 2:1 / 2,5:1 / 4:1 / 5:1 /10:1 / 15:1 / 20:1 / 25:1 и т.д. для небольших деталей и микросхем) и уменьшения (обратные масштабы типа 1:2, 1:2,5 для архитектурных планов). Для создания генерального плана можно применить масштабы 1:2000, 1:5000 и т.д. Рамки . При создании чертежа по краям листа должны быть сделаны отступы в виде линии (рамки), отделяющей край листа от начала чертежа. По стандартам с левого края делается отступ в 20 мм, с других – по 5 мм. Такое большое расстояние с левого края используется потому, что именно с этой стороны чертежи подшиваются. Линии . В чертежах могут быть использованы всего 6 типов линий: жирная (сплошная основная), тонкая сплошная, штриховая, волнистая, разомкнутая и пунктирная . У каждой есть собственное предназначение при оформлении чертежей дипломного проекта. К примеру, основная сплошная подходит для изображения контура изделия, пунктирная – для изображения оси и т.д.
Какие правила оформления дипломной работы следует соблюдать
Диплом - это важный заключительный этап в обучении каждого студента. Он должен подтвердить теоретические и практические навыки, полученные в вузе, и готовность выпускника к выбранной профессии. Многих выпускников эта тема волнует. Для прояснения главного вопроса, как правильно выполнить дипломную работу и защитить ее, мы поговорили с заведующей кафедрой "Гражданское право" Финансового университета при Правительстве РФ, д.ю.н., профессором Ивановой Светланой Анатольевной .
КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, в чем особенность подготовки к дипломной работе на кафедре гражданского права? Правда ли, что студенты юридических факультетов при написании диплома чаще всего выбирают темы для исследования из области гражданского права?
С.А. Иванова: Не требует доказательств то, что гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом регламентирует большинство имущественных и большое количество личных неимущественных отношений. В настоящее время происходит известное расширение сферы его действия. В частности, не так давно ст. 2 ГК РФ дополнена положением о том, что гражданское законодательство регулирует также отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Эти отношения, являясь имущественными, представляют собой сложный комплекс отношений собственности, обязательственных связей и организационных отношений по управлению юридическим лицом его участниками. Указанное расширение сферы действия гражданского права связано также с правовым регулированием землепользования и природопользования, изменивших, в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты, свою экономическую и юридическую природу. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений в России и не может не вызывать интерес к его изучению.