Как использовать саморазвитие для раскрытия творческого потенциала
- Как использовать саморазвитие для раскрытия творческого потенциала
- Связанные вопросы и ответы
- Какие методы саморазвития могут способствовать развитию творческого мышления
- Почему саморазвитие важно для раскрытия творческого потенциала
- Какие препятствия могут возникнуть на пути к раскрытию креативности через саморазвитие
- Какие практики саморазвития могут помочь выйти за пределы обыденности и стимулировать воображение
- Какой эффект оказывает саморазвитие на уровень креативности человека
- Какие личностные качества помогают раскрыть творческий потенциал через саморазвитие
- Какие ресурсы можно использовать для поддержки процесса саморазвития в целях стимулирования творческой активности
- Какие методы саморазвития могут способствовать обретению новых видений и идей
- Как включить саморазвитие в повседневную жизнь для постоянного развития творческого потенциала
- Как оценить эффективность саморазвития в контексте раскрытия креативности
Как использовать саморазвитие для раскрытия творческого потенциала
Творческим потенциалом называют совокупность качеств человека, которые определяют, насколько он может участвовать в трудовой деятельности и каким образом. Этих черт достаточно много. Часть из них человек может получить по наследству. Они заложены в генах. Еще часть формируется в детские годы. Остальные приобретаются на протяжении всей жизни человека, когда он проходит через разные ситуации и получает новый опыт.
Итак, наличие нужных качеств — необходимое условие развития творческого потенциала. Какие из них человек получает с генами? Например, хорошую память, острый ум (однако тут могут негативно или позитивно повлиять условия развития в детстве), физическую силу, темперамент (специалисты считают, что именно он влияет на формирование характера в детские годы).
Именно пока мы еще являемся детьми, у нас формируются главные черты характера и закладываются личностные психологические особенности. По мере того как мы взрослеем, какие-то особенности могут усиливаться, другие ослабевают, формируются новые черты характера.
Важно понимать, что, даже если в детстве вы не приобрели качества, важные для развития творческого потенциала, можете самостоятельно сформировать их у себя позднее. Насколько это получится — будет зависеть от вашего желания и стараний.
Итак, ваш творческий потенциал — это ваши адаптивные, инновационные, креативные и эвристические способности и навыки, которые вы можете использовать в трудовой деятельности.
Так как творческий потенциал — это соединение разных качеств, специалисты еще не пришли к единому мнению о его составляющих. Например, педагоги, которые создают программы коллективного творческого воспитания на базе теории решения изобретательских задач, утверждают, что есть 9 главных составляющих творческого потенциала.
Часто исследователи в числе составляющих творческого потенциала называют:
- интеллектуальный компонент — насколько личность развита умственно;
- эмоциональный компонент — испытывает ли человек позитивные эмоции, выполняя творческие задачи;
- мотивационный компонент — насколько личности интересны творческие задачи;
- волевой компонент — способен ли человек самостоятельно организовать рабочий процесс и дисциплинированно трудиться в отсутствие стороннего контроля.
Речь о формировании и развитии творческого потенциала чаще всего заходит при обсуждении вопросов образования и саморазвития.
Связанные вопросы и ответы:
1. Каким образом саморазвитие может способствовать раскрытию творческого потенциала
Саморазвитие играет важную роль в раскрытии творческого потенциала, поскольку помогает человеку познать себя лучше, открыть новые возможности и способности. Через саморазвитие человек может расширить свой кругозор, изучить новые техники и методики, которые помогут ему стать более креативным. Развивая свои навыки, человек получает возможность экспериментировать, творить и выражать себя через различные виды искусства.
2. Какие методики саморазвития могут быть полезны для раскрытия креативности
Существует множество методик саморазвития, которые способствуют раскрытию креативности. Например, медитация помогает успокоить ум и настроиться на творческий лад, а письмо утренних страниц позволяет освободить мысли и идеи. Также полезными являются чтение книг, посещение мастер-классов и тренингов, а также общение с интересными людьми, которые могут вдохновить на новые творческие идеи.
3. Как важно осознание собственного творческого потенциала для его раскрытия
Осознание собственного творческого потенциала играет ключевую роль в его раскрытии, поскольку позволяет человеку понять свои сильные стороны и уникальность. Уверенность в своих способностях способствует более активному проявлению творческих задатков и поиску собственного стиля. Чем глубже осознание и принятие своего таланта, тем легче добиться успеха в творчестве.
4. Каким образом саморазвитие может помочь преодолеть творческий кризис
В период творческого кризиса саморазвитие играет важную роль, поскольку позволяет найти новые источники вдохновения и ослабляет блоки, мешающие проявлению креативности. Через обучение новым навыкам, изучение искусства и литературы, а также работу над собой человек может справиться с кризисом и вновь обрести поток идей. Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать свои способности.
5. Какие препятствия могут возникнуть на пути к раскрытию творческого потенциала через саморазвитие
На пути к раскрытию творческого потенциала через саморазвитие могут возникнуть различные препятствия, такие как страх провала, недостаток времени или ресурсов, а также низкое самооценка. Важно уметь преодолевать эти препятствия, опираясь на внутреннюю мотивацию и целеустремленность. Часто помогает поддержка близких, менторов или психологическая помощь.
6. Какова роль самосознания в развитии творческого потенциала
Самосознание играет важную роль в развитии творческого потенциала, поскольку помогает человеку понять свои желания, мотивации и уникальные способности. Через самосознание человек может выявить свои творческие задатки, наработать стратегии развития и самовыражения. Важно уметь обращаться к своим эмоциям, размышлениям и внутренним ресурсам, чтобы успешно раскрывать свой творческий потенциал.
7. Каким образом установление целей и планирование помогают в развитии творческого потенциала
Установление целей и планирование являются важными инструментами в развитии творческого потенциала, поскольку помогают сосредоточиться на задачах, развивать навыки и достигать поставленных целей. Планирование действий и времени позволяет эффективно использовать ресурсы и управлять своими творческими процессами. Важно уметь ставить перед собой реалистичные цели, которые будут мотивировать к саморазвитию и достижению успеха в творчестве.
Какие методы саморазвития могут способствовать развитию творческого мышления
Творческое мышление необходимо не только художникам и музыкантам, но и обычным людям. С его помощью можно придумывать нестандартные идеи, которые дадут возможность облегчить труд, увеличить доход и завоевать признание людей. В этой статье мы рассмотрим 21 упражнение для развития креативности.
1
Ассоциации
Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте к нему как можно больше ассоциаций. Нам попалось слово «зеленый». Вот ассоциации к нему: «трава», «поляна», «лес», «огурцы», «арбуз», «деньги».
2
Неожиданные связи
Снова откройте словарь и возьмите два любых слова. В нашем случае — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.
Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета.
Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».
3
Нестандартные способы применения
Придумайте необычные способы применения для обычного предмета. Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.
4
Час безмолвия
В течение часа отвечайте на все вопросы только «Да» и «Нет». Использовать другие слова для ответов запрещено.
5
Два в одном
Возьмите два предмета и подумайте, как их можно использовать вместе. К примеру, банан + сумка = сумка в форме банана.
6
Рассказ из 100 слов
Вы должны составить рассказ из 100 слов. Ни одного слова больше, ни одного слова меньше. Чтобы усложнить задачу, можете уменьшить количество слов до 75 или 50. При этом рассказ должен иметь начало, развитие и концовку.
7
Новый язык
Создайте свой собственный язык: алфавит, слова и произношение. Это упражнение — отличная тренировка для воображения .
8
Биография
Когда вы будете в следующий раз ехать в метро, не тратьте время попусту. Посмотрите на человека рядом с вами. Поразмышляйте о том, кто он такой, чем занимается, родился в вашем городе или приехал издалека, какова история его жизни.
9
100 идей
Представьте, что вам дали отпуск на целый год. Чем вы будете заниматься эти 12 месяцев? Подумайте хорошо и напишите 100 идей о том, как провести время.
10
Разгадывание друдлов
Друдлы — это картинки, которые можно интерпретировать разными способами. Один человек может видеть змею, а другой выступы гор. Примеры таких картинок вы можете посмотреть в нашем материале, посвященном друдлам .
11
Слова
Скорее всего, вы играли в эту игру. Один игрок называет какой-то предмет, а второй придумывает слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего. Чтобы развивать творческое мышление, попробуйте поставить ограничения. Например, можно называть только те предметы, размер которых меньше автомобиля.
12
Хамелеон
Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.
Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».
Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.
Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни.
Почему саморазвитие важно для раскрытия творческого потенциала
Далее, следует разобраться с тем, что именно блокирует развитие творческого потенциала. Вроде бы. Но, на самом деле, неплохо было бы выяснить, каков творческий потенциал конкретного человека. Потенциал – это возможность, пока неиспользуемая. Так вот, каким же образом мы можем определить, на сколько процентов этот потенциал используется и, соответственно, недоиспользуется? Правильный точный ответ – никак. Никакие тесты, исследования мозга, предыдущие исторические исследования имеют определенное отношение к человеческому потенциалу вообще, но слабо применимы к конкретному человеку.
Гипотетически мы можем предположить, что при некоторых видах воздействия в человеке что-то меняется в сторону развития его творческого потенциала. Более точно – в плане развития таких качеств, как память, тренировки некоторых способностей и т.п.
Разрешение блокировок, которые стоят на психике вполне могут сделать жизнь человека более комфортными, способствовать его душевному здоровью, и, во многих случаях действительно способствовать развитию его творческого потенциала. Но, во-первых, не всегда, во-вторых, что считать результатом. Тут мы как раз и подходим к важному вопросу – как мы будем оценивать результат. И, самое главное, если говорить о психотерапевтических воздействиях, каким образом этот результат будет оценивать клиент.
Выделим несколько признаков, личности, изменяя которые мы будем считать ее более творческой:
- Инициативность.
- Стремление познавать что-то новое и активно пользоваться новым знанием.
- Стремление использовать открывающиеся возможности.
- Уверенность (что до некоторой степени может быть скомпенсировано волевыми характеристиками личности) и самостоятельность в выборе своего пути
- Критическое отношение к миру и критическое отношение к открывающимся возможностям.
- Способность доводить начатое до конца.
- Способность и стремление к нестандартному подходу в решении задач.
- Способность двигаться вперед, а не топтаться на месте.
Какие препятствия могут возникнуть на пути к раскрытию креативности через саморазвитие
В книге, которая вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», бизнес-эксперт и консультант Маршалл Голдсмит рассказывает ои о том, как внешние условия влияют на поведение человека. Кроме того, Голдсмит внимательно рассматривает преграды, с которыми мы сталкиваемся на пути к саморазвитию.
1
«Мне не нужны помощь и система»
Одно из самых— презрение к простоте и системе. Мы верим, что выше системы, помогающей нам выполнить простое с виду задание. Например, как писал доктор Атул Гаванде, общие инфекции в отделениях интенсивной терапии практически исчезают, если доктора выполняют простой перечень правил, рутинные процедуры, например мытье рук, очистку кожи пациента и использование стерильной повязки после установки капельницы. Многие годы, несмотря на доводы в пользу чек-листа, доктора сопротивлялись этой идее. После многих лет учебы врачи думали, что постоянные напоминания, особенно от младшего медперсонала, унизительны. Хирурги считали: «Мне не нужен никакой чек-лист, чтобы помнить простейшие инструкции».
Это естественная реакция, которая сочетает три противоречивых побуждения: презрение к простоте (только сложность заслуживает внимания), презрение к инструкциям и контролю и вера в то, что мы справимся сами. Вместе эти три убеждения формируют уверенность в собственной исключительности. Когда мы считаем, что мы лучше, чем те, кому нужны система и руководство, нам не хватает одной из самых важных составляющих перемен: скромности.
Что делать: Научитесь организовывать себя и свой быт при помощи. Даже элементарные задачи требуют систематического подхода, поэтому уделите несколько минут в день тщательному планированию своего времени, распишите по пунктам все свои проекты.
2
«У меня еще уйма времени»
Вот два противоборствующих убеждения, которые мы одновременно держим в голове и смешиваем в одно искаженное ви́дение времени: мы недооцениваем, которое уходит на то, чтобы хоть что-нибудь сделать; мы верим, что временны́е рамки достаточно велики, чтобы в любой момент приступить к самосовершенствованию. (Ха! Я обещал себе, что в этом году обязательно прочту «Войну и мир». Обещаю это сорок три года кряду.) Эта вера в бесконечное время провоцирует.
Что делать: Научитесь ценить момент. Начните самосовершенствоваться сегодня, чтобы завтра добиться ещё более внушительных результатов.
3
«Я жду просветления»
Просветление подразумевает, что перемены произойдут сами собой на фоне внезапного озарения и освобождения новых сил. Это, конечно, случается. Алкоголик достигает дна.всё. Отвратительного директора угрожают уволить. И на какое-то время каждый из них видит свет. Но гораздо чаще озарение становится пусковым механизмом магического мышления. Одномоментный опыт, изменивший жизнь может повлиять на человека в краткосрочной перспективе, но не сделает ничего осмысленного или долговечного. Ведь этот процесс не происходит по воле импульса, надежды и молитв: он основан на стратегии поведения.
Что делать: Научитесь планировать. Не ждите «знака свыше», ведь зачастую он появляется в виде не самого приятного события.
4
«Я способен оценить свои силы»
Утром, когда мы планируем работать допоздна и закончить задание, мы не устали. Мы свежи и полны сил. Но стоит нам поработать несколько часов, как энтузиазм начинает иссякать и мы готовы признать поражение. Когда мы планируем справиться с задачей, мы верим, что силы не покинут нас и мы всегда будем на подъеме. Мы редко признаём, что самообладание — ограниченный ресурс. Когда мы устаем, оно начинает иссякать, может и вовсе улетучиться. Чрезмерная уверенность в том, что все пойдет по плану, вызывает истощение.
Что делать: Научитесь быть гибким. Не всегда всё идёт так, как мы это планируем. Нужно уметь видеть новые перспективы, адаптироваться и, если это необходимо, делать шаг назад, чтобы затем вырваться вперед.
5
«Если я изменюсь, я перестану “быть собой”»
Многие из нас ошибочно верят в то, что наша модель поведения сегодня не только определяет нас, но и представляет нашу постоянную личность — «». Если мы изменимся, то не будем теми, кто мы есть. Это убеждение вызывает упрямство. Мы отказываемся адаптировать свое поведение к новым ситуациям, потому что «это буду не я». Мы можем изменить не только наше поведение, но и самоопределение. Когда мы запихиваем себя в ящик с надписью «Это не я», мы можем быть уверены, что никогда из него не выберемся.
Что делать: Научитесь адаптироваться к изменениям в себе. Как только вы будете открыты к новым вещам, ваш разум и тело начнут изменяться. При этом, необязательно менять ваши положительные привычки и правильное отношение к окружающим вещам.
По материалам книги.
Какие практики саморазвития могут помочь выйти за пределы обыденности и стимулировать воображение
Любой вымышленный мир начинается с воображения. Без этой загадочной штуки Джоан Роулинг не увидела бы в вагоне обычного поезда мальчишку, отправляющегося в волшебную школу; Памела Трэверс не придумала бы няню, летающую на темно-синем зонтике с ручкой в форме головы попугая; Туве Янсон не нарисовала бы очаровательных белых бегемотиков, которых весь мир теперь знает как муми-троллей. Совсем необязательно быть писателем или художником, чтобы пользоваться воображением – мы все в какой-то степени задействуем его. Представляем героев и локации, когда читаем книжки, мечтаем о собственном будущем, невольно мысленно рисуем определенные ситуации…
Все это называется одним интересным словом – «эскапизм». Если ты хорошо знаешь английский, то могла догадаться, что образовано оно от глагола escape, то есть «сбежать» или «ускользнуть». Проще говоря, это побег из реальности, для кого-то скучной и обыденной, а для кого-то неприятной и, может, даже мерзкой. Сейчас возможностей для такого побега очень много. Если раньше местом, куда можно ускользнуть, были разве что книжные миры, сейчас у нас есть огромные вселенные из фильмов, сериалов, видео- и онлайн-игр, виртуальных симуляторов. Даже квесты, существующие в реальных пространствах, могут быть одним из видов побега из наскучившей реальности.
Традиционно эскапизм считается чем-то глупым и ребячливым. Ну, знаешь, «проблемы надо решать здесь и сейчас», «какой смысл прятать голову в песок, если нужно действовать?» и прочие прелести взрослой жизни. Но у этого занятия плюсов на самом деле больше, чем минусов.
Для начала, воображение хорошо помогает справиться со стрессом. Это не значит, что от любой мелкой неприятности стоит сбегать в другую реальность. Но у каждого из нас случаются перегрузы – когда наваливается столько всего, что уже не знаешь, куда от этого деться и с чего начинать разбирать этот бесконечный снежный ком. И в этот момент на пару часиков заглянуть в любимый вымышленный мир или просто помечтать может здорово помочь. Ты ненадолго оказываешься в месте, в котором тебе максимально комфортно существовать, сознание переключается, и ты наконец расслабляешься.
Есть несколько способов такого «перехода» между мирами – активное и пассивное. Активное в основном связано с твоими творческими порывами. Например, смонтировать видео по «Ривердейлу», нарисовать фан-арт по «Очень странным делам», написать фанфик по «Волчонку». Но у такого побега из реальности необязательно должна быть какая-то физическая форма. То есть, если ты просто закроешь глаза и представишь себя в окружении любимых героев (мысленно заглянешь за милкшейком в Pop’s, споешь под гитару с Арчи, расследуешь пару преступлений с Джагхедом и Бетти, выведешь на чистую воду крупных мафиози вместе с Вероникой и так далее), в этом также будет задействовано твое активное воображение. А если стресс слишком сильный, или ты просто устала и мозг уже отключается, на помощь приходит воображение пассивное. Когда ты, например, включаешь сюжетную видеоигру, в дело вступает именно оно. Здесь от твоей фантазии не требуется особых усилий – все координаты заданы, придумывать действия не нужно, только выбирать и исполнять.
Кроме того, эскапизм – это отличная возможность взглянуть на ситуацию глазами другого человека. Порой наступают моменты, когда кажется, будто выхода просто нет. И обычно это не какие-то серьезные жизненные проблемы, а то, что потом оказывается сущей ерундой. Но так как в будущее заглянуть нам не дано, мы упорно тратим на эти мелкие трудности свои нервы. Мне в таких ситуациях очень помогает новая перспектива – на какое-то время отбросить свое мнение и вообразить, а как бы мои любимые герои поступили в этой ситуации. И знаешь, когда ты представляешь себе персонажа с его характерными чертами, бэкграундом и сформировавшимися взглядами, это здорово проветривает тебя и заставляет задуматься. Не ограничивайся одним героем – представь сразу нескольких, желательно диаметрально противоположных.
Какой эффект оказывает саморазвитие на уровень креативности человека
В 1921 году американский психолог Льюис Термен начал так называемый — масштабное исследование взаимосвязи интеллекта с творческим потенциалом, продолжавшееся до конца XX века. В экспериментальную группу вошли более полутора тысяч мальчиков и девочек в возрасте 8–12 лет со средним IQ 150 и отличной успеваемостью в школе. Параллельно была сформирована контрольная группа. Она состояла из детей того же возраста, но с более низким уровнем интеллекта и школьной успеваемости.
В последующие 30 лет Термен провел три измерения IQ участников эксперимента и отслеживал их достижения. После смерти ученого в 1956 году исследование продолжили его коллеги. К 1950-му году 800 мужчин из экспериментальной группы достигли значительных успехов в естественных и точных науках. В их активе было 67 опубликованных книг, 150 патентов на изобретения, ученые степени в области философии, медицины, физики. Эти результаты в 30 раз превышали достижения людей из контрольной группы.
Однако никто из экспериментальной группы не проявил себя как автор новых и оригинальных идей или продуктов. Поэтому исследователи предположили, что высокий интеллект — не гарантия творческих успехов.
Это подтолкнуло ученых к поиску иных качеств, которые не могут быть оценены тестом на IQ. Найти их удалось с помощью концепции креативности , над которой работали Элис Торренс и Джой Гилфорд. Согласно этим психологам, мышление делится на конвергентное и дивергентное. Первое, линейное, направлено на поиск одного решения задачи. В рамках второго человек ищет решение в разных направлениях, что приводит к возникновению новаторских идей.
Гилфорд считал дивергентное мышление основой креативности — способности человека генерировать новые идеи и оригинальные решения. Он выделил 6 параметров креативности и разработал тесты для ее диагностики.
В дальнейшем концепция креативности получила развитие в исследованиях Торренса. Он создал теорию порогового значения, по которой связь между интеллектом и креативностью существует на низком уровне их развития, но отсутствует на более высоких. Сегодня эта теория проверяется и дорабатывается другими исследователями. Также Торренс разработал 12 тестов диагностики творческого мышления, распределенных по вербальной, изобразительной и звуковой категориям. Вербальные тесты — придумывание необычных рассказов на основе картинок, изобразительные тесты — создание оригинальных рисунков, дорисовка незаконченных фигур, звуковые тесты — трансформация услышанных звуков в визуальные образы, идеи.
Какие личностные качества помогают раскрыть творческий потенциал через саморазвитие
Качеством личности, помогающим сегодняшним учащимся жить в новом, постоянно изменяющемся мире, является креативность как готовность к постоянному, в течение всей жизни личностному и профессиональному развитию. Под готовностью к дальнейшему развитию понимают систему свойств и качеств учащегося (студента), обеспечивающих ему потребность и возможность «довооружения себя» (В.И. Слободчиков) новыми знаниями и умениями, новыми стратегиями и тактиками взаимодействия с окружающими.
Для педагогики значимо как объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, научными открытиями, произведениями искусства), так и субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.
О динамике развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:
способность открытия нового знания;
появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
владение новыми (для личности) способами деятельности;
импровизационность как способность быстро принимать решение;
расширение поля интеллектуальной активности;
креативность, т. е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный.
Обучение, будучи составной частью образования, является развивающим, если оно своим содержанием, способами организации, формами осуществления ориентировано на более эффективное целостное развитие личности, формирование у нее готовности к дальнейшему самосовершенствованию в течение всей жизни.
7.3 Технологии развития творческого потенциала личности
Необходимым условием организации учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, является создание развивающей, культурно-образовательной среды в учебном заведении. В современной теории и практике образования все чаще употребляется термин «адаптивная школа».
Адаптивная (от лат. adaptatio – приспособление) школа – это та, которая способна помочь каждому учащемуся достичь оптимального для него уровня общего и интеллектуального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками. Такая школа и является той культурно-образующей средой, в которой обеспечивается развитие каждого учащегося как субъекта жизнетворчества. В адаптивной школе реализуется принцип: «школа для ребенка, а не ребенок для школы», который является определяющей установкой для системы образования XXI века. Школы, адаптирующие своих учащихся к самостоятельному решению учебных и жизненных задач, к учению как самоизменению, самотворчеству, создаются с опорой на следующие принципы:
принцип адаптивности, т. е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой — может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);
принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации его способностей;
принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;
принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;
принцип ориентировочной функции знаний, нацеливающий школу «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский). Ориентировочной основой различных видов познавательной практико-преобразующей деятельности для школьника являются приобретаемые им знания. Личность формируется не только как знающая, но и как созидающая;
принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, определять задачи, решение которых ведет к достижению намеченных результатов, контролировать и корректировать ход деятельности;
креативный принцип, направленный на развитие у ребенка потребности и способности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.
Какие ресурсы можно использовать для поддержки процесса саморазвития в целях стимулирования творческой активности
Канал для тех, кто хочет и любит учиться. Внутри — анонсы бесплатных лекций, курсов и образовательных программ.
Методики для саморазвития, техники психологов и мудрость веков. Про стресс, эго, эмоциональный интеллект, творческое мышление, общение, привязанности и многое другое.
Простые упражнения и практики, которые можно выполнить за 10 минут в день. Например: как развить «мечталку», размять голос, сделать быструю растяжку или зарядку и натренировать ассоциативное мышление.
Словарный запас │Саморазвитие (@slovar_psikhologia)
Канал для тех, кто хочет стать более эрудированным. Здесь можно узнать, что такое паттерн, экзогамия, гетерохромия, аффилиация, филистер, инвектива, и услышать много других новых слов.
Лекторий (@lektorium)
Канал для самообразования. Курсы, лекции, образовательные подборки. Здесь можно найти 240 курсов от МГУ, курс Йельского университета о Древней Греции, узнавать о скидках, находить подборки обучающих программ по разным дисциплинам.
52 недели одержимости (@kurs_obrazovanie)
Автор канала каждую неделю внедряет новые привычки из сферы мотивации и самосовершенствования. И рассказывает, что у него получается.
Brainfeed (@whereTest)
Тесты, задачки, головоломки, загадки, иллюзии, — всё, что помогает развивать внимание, интеллект и мозг.
Меланхолия (@psymelancholy)
Канал с любопытными фактами, теориями, советами из сферы психологии. Что такое «принцип бутерброда», как поговорить с партнером о сексе, почему мы ошибаемся и множество коротких психологических заметок.
Дзен (@zen_education)
Материалы на тему саморазвития и личностного роста. Про критическое мышление, мозг и память, функциональную безграмотность и латеральное мышление.
Какие методы саморазвития могут способствовать обретению новых видений и идей
Мозг может обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Эта способность называется нейропластичностью. Неважно, что вы пережили и какие гены вам достались, — сознание, то есть способ мышления, может изменять структуру и анатомию мозга.
Когда вы открыли эту статью, ваш мозг обладал определенной структурой, некими нейронными связями. По окончании чтения появятся другие связи, и эта структура изменится. Мозг станет лучше, ведь вы узнаете о его возможностях и ограничениях. Если кроме этого вы будете регулярно применять описанные техники, творческий потенциал возрастет.
Как человечество пришло к своему нынешнему положению? Мы выжили в том числе благодаря двум непрерывным процессам: биологической эволюции и развитию культуры. Эволюция заключается в накоплении таких генетических мутаций, которые делают их носителей лучше приспособленными к среде обитания. Это накопление происходит в результате естественного отбора, неосознанного и не поддающегося контролю. В культуре, напротив, главную роль играют творческие силы человечества, кардинальным образом меняющие культурную парадигму. И это полностью осознанный процесс.
Можно провести параллель между творчеством и мутациями генов в ходе эволюции.
Нервная система устроена так, что открытие нового, столь важное в творчестве, стимулирует центры удовольствия. Впрочем, страсть к учебе и исследованиям зависит не только от генетики, но и от детского опыта. Если это действительно так, то наши предки признавали значимость изобретений, защищали новаторов и учились у них: от творческих возможностей таких людей зависело выживание общества в условиях непредвиденных обстоятельств и угроз.
Кроме того, в нашем выживании сыграла важную роль другая, намного более примитивная и действенная сила — покой. По большей части энергия сохраняется, когда не производится активных действий, когда тело и сознание находятся в покое.
Потребность в сохранении энергии настолько сильна, что свободное время мы ассоциируем с отдыхом. Погулять в парке, посмотреть фильм, почитать книгу или просто уставиться в потолок. Включить автопилот. Не тратить энергию. Таким образом, мы, люди, стремимся выполнить два взаимоисключающих приказа мозга: с одной стороны, прикладывать как можно меньше усилий (покой), а с другой — искать и исследовать новое (творчество).
Для большинства из нас, похоже, покой сильнее удовольствия от новых вызовов и идей. К счастью, некоторые гораздо охотнее поддаются радости открытий. Но даже если это не вы, творчество доставит невероятное удовольствие. Творя, мы чувствуем себя прекрасно.
Творческие способности трудно развивать самостоятельно. Во взрослой жизни не так много возможностей для любознательности и новых открытий, зато много препятствий, мешающих рисковать и исследовать. Поэтому мотивация, необходимая для более творческого подхода, быстро угасает, и в результате большинство не считает и не чувствует себя творческими личностями.
В то время как гены передаются от поколения к поколению автоматически, с изобретениями и идеями дело обстоит иначе. Каждый ребенок должен с самого начала учиться, как использовать огонь, колесо или атомную энергию. Единицы информации, которые приходится узнавать для продолжения культуры, называются «мемами» — это термин из книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген». Подпишись на Telegram-канал с мемами от Rusbase Все мемы — от языка и цифр до теорий, песен и законов — должны быть переданы детям или будут утрачены. Поэтому мемы можно считать культурными эквивалентами генов.
Необыкновенно творческий человек может изменить мем. И если общество примет это, то мем войдет в культуру. Новые песни, идеи, технологии — вот что такое творчество. Впрочем, мемы не появляются спонтанно, как при биологической эволюции с мутировавшими генами. Для изменения традиции нужно приложить усилия, а также обучить последующие поколения. Все новое требует внимания, а это весьма ограниченный ресурс.
Мы не в состоянии обрабатывать слишком много данных сразу, и постоянная занятость мешает придумывать что-то из ряда вон выходящее. Бóльшая часть времени тратится на повседневные дела на работе и дома.
Иными словами, чтобы стать более изобретательными в любой области, нужно «освободить» львиную долю внимания.
Если мы все время заняты, вряд ли нас посетят идеи, способные изменить или улучшить товар, песню или образ жизни.
Дадим определение: творчество — это умственная активность, посредством которой в определенный момент в мозге происходит озарение, влекущее за собой новую ценную идею или действие. Это разрушение привычных, устоявшихся моделей мышления, что случается со всеми, с одними чаще, с другими реже.
Как включить саморазвитие в повседневную жизнь для постоянного развития творческого потенциала
Когда человек полонэнергии, он чувствует себя намного лучше, егои производительность увеличиваются. Это повышает самооценку, позволяет раскрыть потенциал. И наоборот: когда он попадает в творческий ступор, портится настроение, самооценка падает. Возникает разочарование, даже появляется страх.
Что делать? Первое: помните, что большинство проблем находится в ваших мыслях. Измените их и сможете снова быть на гребне волны. Вы же успешно справлялись с этим ранее, справитесь и сейчас. Иначе получится замкнутый круг: чтобы быть творческим, нужно избавиться оти напряжения, а вы напряжены, потому что не считаете себя творческим.
Вот десять хороших способов вернуть утраченную энергию.
1
Признайте, что креативность циклична
Это первое, что должен осознать и признать творческий человек, стремящийся стать профессионалом. Не будьте как ребенок, который обижается на то, что вдохновение ушло и ничего оригинального не приходит в голову.
Творческие люди работают с полной отдачей и сосредоточенностью, но затем отступают, когда понимают, что выдохлись. Возможно, все, что нужно — это отдых. Когда отдыхаете — отдыхайте по-настоящему. Не заполняйте свое бесценное время бесцельной деятельностью.
2
Научитесь вести дневник
Огромное количество творческих людей от писателей до изобретателей вели дневник. Ведите и вы, вне зависимости от того, чем занимаетесь. Пятнадцати минут в сутки хватит. Это будет отличным способом саморефлексии для осознания природы блоков и поиска вариантов их устранения.
Также используйте стикеры и клейте их куда захочется. Чем больше напоминаний, тем лучше. Пишите или рисуйте каждое утро. Не беспокойтесь о качестве или последовательности. Это только для вас.
3
Будьте готовы к всплеску вдохновения
Всегда носите с собой блокнот и ручку или используйте телефон как диктофон или для заметок. Записывайте свои идеи в течение дня, записывайте свои мечты и сны. Это отличное дополнение к ведению дневника, которое также является инструментом повышения творческой энергии.
4
Определите триггеры креативности
Запланируйте время на то, чтобы прочитать литературу о творчестве и триггерах, вдохновении и создании идей.
Возможно, ваши триггеры более физические, чем ментальные. Возможно, они не связаны напрямую с вашей работой. Выделите время на то, чтобы выяснить, что же это такое. Некоторые люди вдохновляются просмотром старых фильмов, другие же получают приток сил, рассматривая старые, потертые карты или марки.
5
Визуализируйте рабочий процесс
Рабочий процесс должен быть визуальным. Речь о физической визуализации: используйте стикеры на блокнотах, стенах или досках. Стикеры должны быть разделены на категории: цели, проекты, отставание, совершенствование, сделанное. Это позволяет сознательно принимать решения о приоритетах. Роль стикеров могут выполнять специальные приложения.
Даже простой список помогает, позволяя видеть, какие дела еще остались: так намного проще расставлять приоритеты. Создание списков высвобождает ваш ум и энергию, что позволяет эффективнее концентрироваться.
6
Оцените дела и выбросьте несущественное
Если на каждый день у вас есть конкретные цели, становится легче оценивать, что важно, а что нет. Если что-то вытягивает время и энергию, не принося ощутимой пользы, избавьтесь от этого. И наоборот: когда видите, что дело приносит творческую энергию, увеличивайте время.
7
Сужайте свое видение
Слишком многомогут привести к творческому ступору. Поэтому концентрируйтесь на чем-то одном в определенный момент времени. Так вы перестанете распыляться и сможете аккумулировать творческую энергию для важных дел.
8
Разбейте процесс на мелкие кусочки
Превратите свои большие проекты в маленькие, более управляемые проекты. Это искусство превращать гору в камушек, а затем превращать камушек в песчинку. Вот теперь работать становится гораздо проще.
9
Ограничьте себя
Креативные люди используют все имеющиеся ресурсы. Запишите все, что считаете ограничениями и блоками. Банальное ограничение: нет денег для того, чтобы снять свой фильм. Попробуйте сделать это, не потратив ни копейки. Это и есть настоящий творческий подход.
10
Празднуйте свои достижения
Вы должны благодарить себя, что задача была выполнена. Если этого не делать, творчество станет рутиной и вы перестанете получать удовольствие от процесса. Радуйтесь всякий раз, когда заканчиваете работу, пусть даже самую незначительную.
Желаем вам удачи!
Как оценить эффективность саморазвития в контексте раскрытия креативности
«Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя »
Л. Н. Толстой
Современное информационное пространство, коммуникационные технологии предоставляют уникальные и равные для всех возможности доступа к информационным ресурсам, свободу выбора, преобразований, являются в полном смысле «креативной средой» и позволяют активизировать творческий потенциал, реализовать потребность личности в самопознании и творчестве.
Основное назначение экспериментальной развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания», спроектированной на основе рефлексивного и синергетического подходов состоит в создании условий для самопознания, самоорганизации и саморазвития личности, осознания субъектом себя как творческой индивидуальности, определения своих креативных качеств, требующих совершенствования и корректировки.
Опыт создания и апробации электронно-коммуникативной версии программы показал, что ее эффективность достигается, когда удается соединить и решить в комплексе методические, технические и психологические требования. Обучаемый, как показывают наблюдения, от общения с компьютером ожидает чего-то необычного: он воспринимает компьютер не как инструмент для изучения конкретной дисциплины, а как виртуальную реальность, интеллектуально-коммуникативный комплекс. Поэтому необходимо было учитывать и прогнозировать на вероятностном уровне психологические реалии восприятия, самоорганизации и преобразования информации субъектом.
Современное дистанционное образование невозможно представить без использования арт-мультимедиа технологий, которые позволяют использовать текст, графики,
В процессе проектирования программы учитывались следующие требования: наличие многоуровневой организации базового и дополнительных информационных ресурсов; нелинейность структуры, мотивирующей сомостоятельную организацию субъектом информации и себя, выбор траектории и стратегии саморазвития; моделирование рефлексивных процессов самопознания, самоорганизации, саморазвития, самотворчества; открытость, обеспечение возможности модификаций и дополнения основного контента; наличие входного контроля (диагностика перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации и оказания первоначальной помощи); индивидуализация, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям; обеспечение систематической обратной связи; наличие развитой системы помощи, которая должна быть многоуровневой, психологически обоснованной, учитывающей характер затруднений; возможность документирования процесса и результатов деятельности; наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»; наличие блока контроля утомления, блока релаксации; акцентирование креативогенных свойств информации, позволяющих мотивировать и актуализировать рефлексивные и творческие процессы.