Где проявляются основные отличия женской и мужской психологии
- Где проявляются основные отличия женской и мужской психологии
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные отличия в психологии женщин и мужчин можно выделить
- Как влияет биологический пол на формирование психологических особенностей
- Какие стереотипы о женской и мужской психологии существуют в обществе
- Какие роли играют социокультурные факторы в формировании психологических особенностей у женщин и мужчин
- Какие различия в эмоциональной сфере наблюдаются между женщинами и мужчинами
- В чем заключаются различия в подходе к решению проблем у женщин и мужчин
- Как влияет коммуникация на особенности психологии женщин и мужчин
Где проявляются основные отличия женской и мужской психологии
Большую часть истории у людей не было необходимости придумывать теорию о биологическом происхождении мужских и женских качеств. По мнению современного историка Томаса Лакера, во многих европейских культурах до начала XVIII века существовала однополая модель человека, описанная древнеримским медиком Галеном. Женщины и мужчины рассматривались как две формы одного пола. Считалось, что репродуктивные системы у них одинаковые, просто женские гениталии находятся не снаружи, а внутри тела.
Многие античные философы объясняли разницу между мужчинами и женщинами не биологией, а с помощью религии. Например, Аристотель в своем трактате «Политика» утверждал, что женщина — инертная материя, не имеющая души, а мужчина — активная и творческая форма, высшая жизненная сила.
Взгляды Платона были во многом схожи с идеями современной гендерной психологии. В своем диалоге «Государство» он размышляет о том, что именно общество формирует модели поведения людей.
Платон первым высказал мысль о равноправии полов: женщины могут играть те же социальные роли, что и мужчины, а также быть воинами и учеными.
В диалоге «Пир» он рассказывает миф об андрогинах — существах, соединяющих в себе признаки мужчин и женщин. Андрогины обладали невероятной силой и посягали на власть богов, за что и были наказаны Зевсом: он разрезал их пополам молниями и рассеял по всему свету.
Сегодня понятие«андрогин»используется и в гендерной психологии. Андрогин — это человек без жестких стереотипов полоролевого поведения, которому свойственны феминность и маскулинность одновременно.
В эпоху Ренессанса многие философы тоже высказывали мысли о гендерном равенстве. Например, в книге «Утопия» Томас Мор описал идеальное государство, в котором нет разделения гендерных ролей: люди вне зависимости от пола имеют равные права и возможности во всех сферах жизни, включая религию, службу в армии, политику.
В начале XVIII века на смену однополой модели человека пришла двуполая.
Между биологическим полом и особенностями людей стали искать прочную связь. Врачи, писатели, философы в своих работах противопоставляли женщин и мужчин во всех физических и моральных аспектах.
Томас Лакер считает, что причиной появления двуполой модели было не только развитие науки, но и политика. В обществе появлялось всё больше образованных и амбициозных женщин. Власть мужчин оказалась под угрозой, срочно нужны были доказательства превосходства мужского над женским! Так была создана бинарная гендерная система, которая во многих культурах существует и сегодня.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие основные отличия женской психологии от мужской
Женская психология отличается от мужской тем, что у женщин чаще проявляется эмоциональность и эмпатия. Женщины обычно более склонны к общению и разговорам о своих чувствах, в то время как мужчины склонны к сдержанности. Кроме того, женщины обычно более толерантны к проявлению слабости и уязвимости, в то время как мужчины чаще стремятся к силе и независимости.
2. Какие различия в подходе к решению проблем у мужчин и женщин
Мужчины и женщины обычно имеют разные подходы к решению проблем. Мужчины чаще склонны к принятию быстрых и решительных решений, ориентированных на логику и результат. В то время как женщины могут быть более внимательны к деталям, учитывать эмоциональную сторону ситуации и стремиться к компромиссу.
3. Как влияет социальное окружение на проявление женской психологии
Социальное окружение имеет значительное влияние на проявление женской психологии. Культурные стереотипы, ожидания общества и социальные роли могут оказывать давление на женщин и формировать их поведение. Например, в некоторых культурах женщинам присваивают роль заботливых и чувствительных супруг и матерей, что может повлиять на их психологию.
4. В чем проявляется эмпатия женской психологии по сравнению с мужской
Эмпатия в женской психологии проявляется чаще и более интенсивно по сравнению с мужской. Женщины обычно лучше понимают эмоциональное состояние других людей и более внимательны к их потребностям. Это связано с более развитым эмоциональным интеллектом у женщин, что позволяет им лучше справляться с межличностными конфликтами.
5. Почему у мужчин чаще проявляется стремление к силе и независимости
У мужчин чаще проявляется стремление к силе и независимости из-за традиционных гендерных ролей и культурных ожиданий. Общество часто оценивает мужчественные качества, такие как сила, уверенность и независимость, поэтому мужчины могут быть склонны к их проявлению. Это также может быть связано с биологическими различиями в уровне тестостерона, который часто ассоциируется с агрессивным поведением.
6. В чем проявляется способность мужчин к принятию быстрых решений
Способность мужчин к принятию быстрых решений проявляется благодаря чаще более выраженной логической ориентации и уверенности в своих суждениях. Мужчины часто оценивают ситуацию с точки зрения целей и результатов, что помогает им принимать быстрые и решительные решения. Важную роль играет также более выраженное стремление к действию и контролю над ситуацией, что облегчает принятие решений.
7. Какие преимущества может дать компромиссный подход к решению проблем
Компромиссный подход к решению проблем может принести целый ряд преимуществ. Во-первых, он способствует сохранению отношений и уменьшению конфликтов между сторонами. Во-вторых, компромисс позволяет учесть интересы всех сторон и найти баланс между ними. Наконец, компромиссный подход может способствовать развитию навыков взаимопонимания и сотрудничества, что благоприятно влияет на долгосрочные отношения.
Какие основные отличия в психологии женщин и мужчин можно выделить
Любовные отношения мужчины и женщины — это фейерверк чувств и эмоций, и, казалось бы, что именно в это время их ощущения должны быть одинаковыми. Они счастливы, им хочется летать и всем рассказывать о своих чувствах. На самом деле и к любовным делам противоположные полы относятся по-разному. Женщины, чаще всего, любой роман воспринимают серьезно и пытаются в голове прокрутить возможное развитие отношений, которое, конечно же, на их взгляд, должно быть безоблачным и счастливым. Мужчина легко может вступить в связь ради развлечения, флирта и просто для того, чтобы сделать свою жизнь более яркой и эмоциональной. Немного обидно, но подобное поведение считается нормальным только для представителей сильной стати. А вот девушек, которые осмеливаются вести себя подобным образом, сразу же именуют женщинами-вамп.
Чтобы разобраться в отличиях психологии мужчины и женщины, в течение пятнадцати лет антропологи разных стран, проводили наблюдения. Их выводы можно назвать настоящей сенсацией: подсознательно женщины запрограммированы раз в четыре года разрушать отношения с представителем противоположного пола.
Эту особенность можно объяснить и тем, что влюбленность вызывается химическими реакциями, которые происходят в клетках коры головного мозга. Влияние «гормона любви», длится не больше трех лет. Этого времени хватает на то, чтобы девушка вышла замуж и родила ребёнка. В случае, когда дальше все идет по накатанной, не появляется новых чувств и эмоций, начинаются ссоры и конфликты. Если в это время не уделить ей должного внимания, не попытаться внести в развитие отношений новые краски и ощущения, женщина превратится в сварливую и постоянно чем-то недовольную жену.
Как влияет биологический пол на формирование психологических особенностей
Параграф поможет понять, как связаны биопсихические свойства личности с биологическими и факторами. Знания, полученные при изучении данного параграфа, помогут задуматься о возможной корректировке своей практики общения с представителями разных полов в деловой сфере.
Различия между мужчинами и женщинами выражены на уровне физиологии. Современной науке известны факты биологического характера, используемые учеными при обосновании различий в свойствах психики мужчин и женщин. Перечислим несколько таких фактов:
- — при рождении у мальчиков больше, чем у девочек, развито правое полушарие;
- — темпы развития мужского и женского организма неодинаковы;
- — обнаруживаются различия в степени развития определенных структур мозга мужчин и женщин (размеры преоптических ядер гипоталамуса: у женщин размеры меньше);
- — величина мозолистого тела, соединяющего правое и левое полушария (у женщин оно больше, чем у мужчин) и др.
Некоторые ученые считают, что биологически обусловленные особенности когнитивных процессов у девочек вызывают трудности, испытываемые ими при освоении точных дисциплин — физики, математики. Однако имеется и иное мнение ученых.
Согласно второму подходу (теория социального происхождения гендерныхразличий), различия в познавательных способностях связаны не столько с генетикой и биологическими различиями между мужчинами и женщинами, сколько с особенностями воспитания девочек и мальчиков. Сторонники теории социальных различий считают, что причиной более слабой успеваемости по точным дисциплинам девочек является устоявшееся общественное мнение о том, что считать «женским», а что — «мужским» занятием. Это устоявшееся общественное мнение (стереотип) мотивирует семью и окружение детей и подростков поощрять мальчиков в занятиях точными (техническими) дисциплинами, а девочек — в занятиях гуманитарными дисциплинами.
Практическое применение. Ученый-психолог Е.П. Ильин, исследовав особенности психофизиологии мужчин и женщин, указал на наличие женских и мужских особенностей общения. Ученый приводит в качестве аргументации результаты исследований круга и стиля общения представителей разных полов: их стиль ведения беседы, принятие или непринятие ими собеседников. Некоторые из вышеназванных характеристик представлены в табл. 2.2.
Какие стереотипы о женской и мужской психологии существуют в обществе
5. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе
Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам. Вопрос этот хорошо освещен в статье И. С. Клециной (1999), поэтому ниже дается только ее краткое изложение.
В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью; «женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью (Современный…, 1998, с. 179). Во многих древних мифологиях луна, земля и вода трактуются как женское начало, а огонь, солнце и тепло — как мужское. Мужчина выступает как носитель активного, социально творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые — «экспрессивными». Мужчина — это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и иерархии, подчинении женщины мужчине.
Какие роли играют социокультурные факторы в формировании психологических особенностей у женщин и мужчин
Итак, в общем смысле термин «социализация» обозначает усвоение, принятие и воспроизводство индивидом общественных социокультурных норм и правил поведения.
Гендерная социализация — процесс усвоения и воспроизводства социокультурных представлений о роли, особенностях, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Социальные психологи также используют термин «дифференцированная социализация», подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.
Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:
- а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
- б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привить ему определенные правила и стандарты поведения, социально приемлемые для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение.
К ключевым механизмам, обусловливающих положение «женского» и «мужского» в том или ином типе культуры и, соответственно, контекст ежедневной практики гендерной социализации подрастающего поколения в том числе относятся:
- 1) принцип общественного разделения труда между женщинами и мужчинами;
- 2) тип отношений между женщинами и мужчинами в семье и обществе;
- 3) тип гендерной идеологии общества (мораль);
- 4) тип гендерной политики государства (право), содержательно представленные в табл. 3.1.
Какие различия в эмоциональной сфере наблюдаются между женщинами и мужчинами
А. А. Плоткин (1983) показал, что как у мужчин, так и у женщин распространены эмоциональные типы, при которых доминирует либо радость и страх, либо радость при равенстве страха и гнева. Одинаковую предрасположенность женщин к гневу и страху можно объяснить с позиций К. Изарда (2000), считающего, что склонность к страху может уравновешивать предрасположенность к гневу, удерживая индивидов от агрессивных поступков и конфликтов или переводя их в более "мягкие" формы (например, в косвенную вербальную агрессию, которая, по данным П. А. Ковалева, преобладает именно у женщин).
У мужчин наиболее распространенной является структура, в которой гнев и радость преобладают над страхом. Эти данные согласуются с имеющимися в литературе данными о большей выраженности у мужчин прямой физической и вербальной агрессии (П. А. Ковалев, 1996).
Застенчивость. По данным В. Н. Куницыной (1995), в категорию застенчивых чаще попадают женщины, чем мужчины (соответственно 30 % женщин и 23 % мужчин).
Однако Ф. Зимбардо (1991) отмечает, что в Японии и на Тайване гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют.
Половые особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (J. Sidman, 1969). Во время просмотров слайдов или прослушивания рассказов реакции девочек отличались большей эмпатией (Hunt, 1990). Б о льшую склонность девочек к сопереживанию по сравнению с мальчиками выявила и М. Л. Бутовская (1997). Женщины более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях (Eisenberg, Lennon, 1983). Меньшая эмпатийность мужчин проявилась в одном исследовании (J. Connors, P. Heaven, 1990) по отношению к больным СПИДом. Мужчины более склонны считать этих больных девиантными, некомпетентными людьми, которые недостойны сострадания и поэтому заслуживают социального дистанцирования.
И. В. Грошев (1997) выявил некоторые половые различия в эмоциональных качествах, связанных с эмпатией у студентов-медиков (табл. 4.2). Как видно из таблицы, у студенток-медиков все эмпатийные характеристики выражены больше, чем у студентов-медиков.
Таблица 4.2. Выраженность эмоциональных особенностей у студентов-медиков разного пола, балл ы
Нэнси Айзенберг и ее коллеги, изучавшие эмпатию у детей 10-12 лет (N. Eisenberg, 1989; N. Eisenberg, Shell, Pasternack et al., 1987), полагают, что большая эмпатийность девочек этого возраста проявляется потому, что они морально созревают раньше, чем мальчики. Б о льшую же эмпатийность женщин по сравнению с мужчинами объясняют (Tavris, 1992) их гендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим этим ролям воспитанием детей (Block, 1973). У девочек поощряется выражение эмоций, а у мальчиков формируется установка на подавление их выражения. Игра девочек с куклами развивает эмпатийную экспрессию, а "мужские" игрушки ее не развивают. Д. Блок предполагает, что у мужчин вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека.
К. Н. Суханова (2001) получила данные, согласно которым мужчины больше нуждаются в эмоциональном участии (100 % и 60 %), женщины же чаще сохраняют эмоциональную безучастность в отношениях (60 % против 40 %). Эти на первый взгляд парадоксальные данные не выглядят таковыми, если учесть, что мнение о большей природной эмпатийности (как частного проявления большей эмоциональности) женщин некоторыми исследователями ставится под сомнение. Многое в обнаружении эмпатийных различий между мужчинами и женщинами зависит от используемых при их выявлении критериев . Айзенберг и Леннон (Eysenberg, Lennon, 1983) установили, что чем менее очевидно, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньше выявляется половых различий. Так, существенные различия наблюдались при использовании шкал, где обследуемый должен был сообщить, насколько эмпатийным он стремится быть, небольшие различия при использовании шкалы, где надо было сообщить о своих чувствах после переживания эмоционально насыщенной ситуации, а при использовании физиологических показателей или мимических реакций различий вообще не было найдено.
В чем заключаются различия в подходе к решению проблем у женщин и мужчин
Никоненко Наталья Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Сергиево-Посадского филиала МПГУ
Аннотация: Проведено исследование, целью которого является выявление особенностей принятия решений мужчинами и женщинами. Определены ведущие копинги, готовность к риску и рациональность. Установлены взаимосвязи между личностными факторами принятия решений и степенью выраженности психологического пола (андрогинность, маскулинность и фемининность).
Ключевые слова: рациональность, риск, продуктивные и непродуктивные копинги, маскулинность, фемининность, андрогинность
Nikonenko N.B.
(PhD in) Candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychological and pedagogical disciplines The Sergiev Posad branch of Moscow state pedagogical University
Abstract: The study aimed to identify characteristics of decision-making by men and women. Lead coping skills, the willingness to risk and rationality. The relationship between personal factors of decision-making and the severity of the psychological gender (androgyny, masculinity and femininity).
Keywords: rationality, risk, productive and non-productive coping skills, masculinity, femininity, androgyny
Проведено исследование, целью которого является выявление особенностей принятия решений мужчинами и женщинами. Определены ведущие копинги, готовность к риску и рациональность. Установлены взаимосвязи между личностными факторами принятия решений и степенью выраженности психологического пола (андрогинность, маскулинность и фемининность).
Принятие решений — волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности. Процесс принятия решений включает шесть этапов.
- Определение необходимости решения – понимание, что необходимо принимать решение. Когда мы осведомлены о наличии проблемы, начинается тщательное исследование окружающей среды, выяснение, в какой мере наши потребности соответствуют целям среды. .
- Диагностика и анализ ситуации, формулировка проблемы. Диагностика — это первый этап процесса принятия решения. В результате прохождения данного этапа должна быть сформулирована проблема как фиксация выявленных причинно-следственных связей.
- Выдвижение альтернативы. На этой стадии необходимо сгенерировать возможные альтернативы решений, которые отвечают требованиям ситуации и соответствуют основополагающим причинам. Не стоит ограничивать себя по времени на этапе поиска альтернативы и останавливаться на первой приемлемой альтернативе.
- Выбор предпочтительной альтернативы. Наконец приемлемые альтернативы выдвинуты, теперь должна быть выбрана одна из них. Принятие решения как раз и есть выбор из нескольких наиболее перспективного варианта действий.
- Реализация выбранной альтернативы. Стадия предполагает использование всех возможностей и ресурсов. Конечный успех зависит от того, удастся ли преобразовать в действия выбранную альтернативу решения.
- Оценка результатов и обратная связь. Эта стадия требует сбор информации и анализ достижения поставленных целей. Установление обратной связи играет важную роль, поскольку процесс принятия решений непрерывен и бесконечен. Обратная связь позволяет получить информацию, способную запустить новый цикл. .
Как влияет коммуникация на особенности психологии женщин и мужчин
В этой главе обсуждаются результаты исследований особенностей общения мужчин и женщин. Говорится о том, каких партнеров выбирают дети и взрослые мужского и женского пола для общения, какие оценки даются лицами мужского и женского пола представителям своего и чужого пола, между представителями какого пола выше сплоченность, для кого из них выше значимость общения, каковы особенности восприятия других людей мужчинами и женщинами.
7.1. Значимость общения для мужчин и женщин.
Многие авторы подчеркивают, что женщины во главу угла ставят отношения между людьми (N. Chodorow, 1989; J. Miller, 1986; C. Gilligan, 1990), что проявляется и в большей для женщин значимости общения.
Имеющаяся уже у детей младшего ясельного возраста (1,5 года) половая эмоциональная дифференциация (б о льшая эмоциональность девочек) и различие в интересах влияет и на различия общения детей мужского и женского пола. Так, играя в детском саду, мальчики проявляют интерес к предметам, а девочки к личностным взаимоотношениям. Девочки обнаруживают больше ответственности и "материнского поведения" по отношению к другим детям. В любом возрасте девочки чаще мальчиков бывают задействованы в "социальных" играх с участием других детей. Б о льшая озабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения является косвенным проявлением их интереса к мнению о себе окружающих. Девочки задают родителям больше вопросов о социальных отношениях (W. Johnson, L. Termal, 1940; L. Terman, L. Tyler, 1954). Вследствие этого девочки больше готовы к общению, чем мальчики. О. А. Тырнов (1996), например, выявил, что юноши чаще, чем девушки, используют шаблонные типы взаимодействия. Они в меньшей степени владеют приемами и способами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении.