Исследование гендерных различий в психологии: вызовы и перспективы
- Исследование гендерных различий в психологии: вызовы и перспективы
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные гендерные различия существуют в психологии
- Как влияют гендерные стереотипы на исследования в области психологии
- Какие методы исследования используются для выявления гендерных различий в психологии
- Какие факторы могут влиять на результаты исследований гендерных различий
- Какие проблемы возникают при интерпретации данных о гендерных различиях в психологии
- Какие последствия могут быть у гендерной дискриминации в психологических исследованиях
- Какие изменения в подходе к исследованиям гендерных различий необходимы для достижения более объективных результатов
- Как можно предотвратить искажения при изучении гендерных различий в психологии
- Как влияют культурные различия на проявление гендерных особенностей в психологии
Исследование гендерных различий в психологии: вызовы и перспективы
Два не таких уж противоположных пола
Метаанализ. Гендерные различия в математических способностях. Почему в высшем учебном заведении производительность мужчин и женщин начинает различаться. Эмпатия и экспрессивность. Теория социальных ролей. Эмоциональность. Исследования некоторых других гендерных различий. Агрессия. Конформность и подверженность влиянию. Альтруизм. Заключительные замечания. Резюме
Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Согласно Уильямс и Бест (Williams & Best, 1986), мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. Юморист Дейв Барри (Barry, 1991) говорил, что женщины хотят, чтобы их любили, слушали, желали, уважали, нуждались в них и верили им, а мужчинам нужен только билет на чемпионат мира по футболу. А в статье Джеклин (Jacklin, 1989) было отмечено, что спекуляции на тему различий между мужчинами и женщинами стали американским национальным занятием. Эрлих (Erlich, 1973) сформулировал положение о том, что этнические стереотипы являются частью социального наследия общества. То же самое можно сказать и о гендерных стереотипах. Судя по всему, эти стереотипы — часть господствующего социального сознания.
Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия (дискуссии по этому вопросу см.: Unger & Crawford, 1992, Tavris, 1992).
В своем знаменитом обзоре Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства (Unger, 1988), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны (именно об этом пойдет речь в данной главе).
Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам (Denmark & Fernandez, 1993). Только за последние 20 лет опубликовано более 20 000 статей о половых различиях (Myers, 1990), и некоторые из них продолжали упорно проводить мысль, что два пола отличаются коренным образом. Необходимо все же помнить, что, даже если такие отличия и обнаруживаются, они относительно невелики, обычно не больше 10%, а в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок на 90% совпадают (Basow, 1986; Hyde, 1991; Maccoby & Jacklin, 1974; Pleck, 1978; Spens et al., 1974). Как отметил Хайд (1991), когда мы говорим, что у мужчин и женщин наблюдается существенное отличие по определенному признаку, это совсем не обязательно означает, что отличие велико. Например, на графике мы видим две кривые, отображающие распределение результатов, полученных, соответственно, на выборке мужчин и женщин. Математики, вероятно, сказали бы, что отличие между этими двумя распределениями является «статистически значимым». Однако обратите внимание на то, какая у них большая площадь взаимного перекрытия. Даже средние значения не так уж сильно различаются.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие основные аспекты изучаются в рамках проблемы гендерных различий в психологии
В рамках проблемы гендерных различий в психологии изучается влияние пола на психологические процессы и поведение людей. Особое внимание уделяется таким аспектам, как различия в кognitioнных способностях, эмоциональной сфере, поведении и предпочтениях. Исследования показывают, что гендерные различия могут проявляться уже на ранних стадиях развития и оставаться актуальными на протяжении всей жизни.
2. Какие факторы могут влиять на формирование гендерных различий в психологии
Формирование гендерных различий в психологии может быть обусловлено как биологическими особенностями, так и социокультурными факторами. Биологические различия в мозге, гормональном фоне и других аспектах могут влиять на развитие психологических особенностей у мужчин и женщин. В то же время, стереотипы, социальные ожидания и роль, назначенная гендеру в обществе, также играют значительную роль в формировании этих различий.
3. Какие методы используются для изучения гендерных различий в психологии
Для изучения гендерных различий в психологии применяются различные методы, включая опросы, наблюдения, эксперименты и анализ данных. Психологи также часто используют мета-анализы и междисциплинарные подходы для получения более объективной картины гендерных различий. Важно учитывать контекст и особенности культуры при проведении исследований.
4. Какие ошибки чаще всего допускаются при исследовании гендерных различий в психологии
Одной из распространенных ошибок при исследовании гендерных различий в психологии является недостаточное учет закономерностей и специфики социокультурного контекста. Также ошибкой считается недостаточное представление о биологических основаниях гендерных различий и преувеличение их роли в формировании психологических особенностей.
5. Какие последствия могут иметь гендерные различия в психологии для индивидов и общества в целом
Гендерные различия в психологии могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивидов и общество в целом. Например, стереотипы о гендерных ролях могут ограничивать свободу выбора и поведения людей, создавать неравенство и дискриминацию. Одновременно гендерные различия могут способствовать дополнению и взаимодополнению между мужчинами и женщинами, что может быть полезно для совместного решения задач и развития общества.
6. Какие перспективы развития исследований в области гендерных различий в психологии
Перспективы развития исследований в области гендерных различий в психологии включают в себя более глубокое понимание механизмов формирования этих различий, учет новых аспектов и переменных, а также разработку практических рекомендаций для снятия негативных последствий гендерных стереотипов. Междисциплинарные исследования, а также использование новых технологий и методов анализа данных могут способствовать развитию этой области и повышению общественного осознания гендерных вопросов.
7. Каким образом гендерные различия в психологии могут влиять на профессиональную деятельность и карьеру
Гендерные различия в психологии могут оказывать влияние на выбор профессии, способы достижения карьерных целей и взаимодействие с коллегами. Например, стереотипы о женщинах, как менее успешных в лидерских позициях, или о мужчинах, как более конкурентоспособных, могут создавать препятствия на пути к профессиональному росту. Важно осознавать эти различия и бороться со стереотипами для достижения равноправия и справедливости в профессиональной сфере.
8. Какую роль играет образование в преодолении гендерных различий в психологии
Образование играет важную роль в преодолении гендерных различий в психологии, так как оно способствует формированию более гендерно-равноправного мышления, повышению осведомленности о проблеме и развитию навыков эмпатии и толерантности. Развитие критического мышления, осознание собственных предпочтений и уважение к различиям - важные компоненты в процессе преодоления гендерных стереотипов и неравенства. Поэтому важно внедрять обучение по гендерным вопросам в учебные программы и проводить просветительскую работу среди студентов всех возрастов.
Какие основные гендерные различия существуют в психологии
и анализ любви
1.1. Психология гендерных различий
Ключевые слова: пол, гендер, половые роли, гендерные роли, параметры гендерных различий, сходство и различия в мужской и женской психологии.
1. Основные понятия гендерной психологии
Гендер ( gender – англ.) социальный пол. В английском языке разграничиваются понятия социального пола (gender) и биологического (sex).
В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле и включает любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин, В общественных науках "гендер" приобрел более узкое значение, обозначая "социальный пол", т.е. социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендера, выделяют две основные концепции: теорию социальной конструкции гендера, и теорию гендерной системы.
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.
В русле второго подхода гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Как влияют гендерные стереотипы на исследования в области психологии
Гендерная психология - достаточно новое научное течение, которое не так давно начало заявлять о себе как об автономной области психологического учения. Все больше работ, которые появлялись в психологическом знании за последнее время и были посвящены гендерным проблемам, говорят о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологии. Это связано с тем, что сведения, полученные гендерной психологией значительны для всех сфер практической деятельности, в том числе в медиапространстве.
Основы гендерной психологии были заложены западными учеными. В их становлении можно выделить три этапа. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания. -- М.: Изд-во "Рудомино", 2000. - с. 47-49. Первый этап (70-е годы ХХ века) - это время появления первых гендерно-ориентированных научных работ, связанных со стремительным развитием в западных странах феминистского движения либеральной ориентации. Либеральный феминизм провозглашал равенство полов, к которым можно прийти через реформы. Законодательные акты и политические решения (по мнению сторонников либерального феминизма) должны учитывать аспект гендерной нейтральности, освещать идею сходства полов. В этот период, в социальных и психологических науках доминировала теория структурного функционализма, согласно которой, отношения между полами определялись через концепцию поло-ролевого разделения (Т. Парсонс) Трошкин Е.И. История социологии: Учебное пособие. - Изд-во ЮУрГУ, 2006. - с.284-289..
Это можно рассматривать на примере семьи - функции должны быть разделены: женщина выполняет только экспрессивную функцию (установление внутреннего баланса, уюта, спокойствоия и гармонии в семье), а мужчина - инструментальную (осуществление взаимодействия между семьей и другими социальными структурами). Либеральные представители феминизма, думая о положение женщин (по Парсонсу), сформулировали тезис об угнетении женщин и мужчин предписанными им традиционными ролями и выдвинули перед собой политическую задачу, которая состояла в изменении этих ролей. Свою основную деятельность они сосредоточили на «ломке» стереотипов общественного сознания (связывающую судьбу женщин исключительно с обслуживанием, а мужчин - преимущественно с управленческой деятельностью) через колоссальную программу социальных преобразований в системе образования, производственной, политической и законодательной сферах, обеспечивающих равные права и одинаковые возможности в социуме для женщин и мужчин.
Второй этап развития в сфере гендерных исследований берет свое начало в первой половине 80-х годов. В это время были актуальны идеи радикального феминизма. Учитывая, что либеральный феминизм в дилемме «сходство - различие полов» решал проблему непосредственно через сходство мужского и женского, то радикальный феминизм исходил из идеи различия мужчин и женщин. Радикального феминизма делал акцент на дискриминации женщин. Активно подвергался критике классический психоанализ, в котором З. Фрейд приписывал женщине более слабую и незащещенную позицию в обществе, объясняя это с точки зрения биологических особенностей Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. (Тридцать третья лекция. Женственность). Велись споры о предъвзятом распределении власти между мужчинами и женщинами во всех сферах. На базисе феминистской теории сформировалось новое направление - женские исследования, которые представляли собой эмпирическое исследование женского опыта, а именно - женского восприятия общества, семьи, отношений с мужчинами.
Какие методы исследования используются для выявления гендерных различий в психологии
Главная мысль, высказанная в предыдущем разделе, заключается в том, что для получения информации о половых различиях нет необходимости проводить специальное исследование. Однако, разумеется, есть исследователи, которых в первую очередь интересуют истоки и характер различий между полами. Существует также ряд методик, основная сфера применения которых — исследования полороле-вого развития. В этом разделе я приведу лишь несколько из множества примеров подобных методик. (Более подробно см. работы Вееге, 1990 и Downs & Langlois, 1988.)
Начнем с исторически самых первых методик, так называемых тестов половой типизации. Голомбок и Фивуш (Golombok & Fivush, 1994, p. 5) определяют половую типизацию как «степень, в которой человек строит свое поведение в соответствии с предписываемыми мужскими и женскими тендерными ролями». Таким образом, точка отсчета — допущение, что тендерные роли существуют, и, как следствие, что существуют и средние различия между полами, то есть особенности мышления, эмоциональной сферы и поведения, которые называют либо «маскулинными» либо «фемининными». Цель тестов половой типизации — определить в течение непродолжительного периода тестирования положение ребенка на шкале «маскулинность—фемининность». Такие тесты могут использоваться для отслеживания изменений уровня половой типизации в период детства. Они могут также использоваться для выявления в половой типизации половых различий как таковых — то есть чтобы выяснить, выражено ли полоролевое поведение мальчика или девочки особенно ярко на определенных этапах развития. Наконец, они могут использоваться для выявления индивидуальных различий в степени половой типизации в рамках одного пола, различий, корни которых можно исследовать в дальнейших исследованиях (например, исследованиях методов родительского воспитания).
Какие факторы могут влиять на результаты исследований гендерных различий
11. Что такое гендерный анализ?Суть гендерного анализа - в полном раскрытии любых последствий для обоих
полов, а не в том, чтобы способствовать продвижению или умалению позиций
одной из сторон.
Гендерный анализ - это процесс оценки различного воздействия, оказываемого
на женщин и мужчин, предлагаемых или существующих программ, законодательства,
государственных курсов политики во всех сферах жизни общества и государства.
Гендерный анализ - это:
· сбор качественной информации,
· понимание гендерных тенденций в экономике и обществе,
· использование этих знаний и понимания для выявления потенциальных проблем
и поиска решений в ежедневной работе.
Гендерный анализ - это инструмент для понимания социальных процессов и
для поиска ответов на вопросы при наличии информированных и справедливых
вариантов. Он позволяет увидеть и сравнить: каким образом и почему политические,
экономические, социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин?
Гендерный анализ подвергает сомнению утверждение о том, что любой человек,
независимо от пола, испытывает одинаковое воздействие политических курсов,
программ и законодательства. Такое представление именуется как "гендерно-нейтральная
политика".
Гендерный анализ зиждется на убеждении о том, что политика не может быть
отделена от социального контекста, что социальные вопросы - неотъемлемая
составная часть экономических. Анализ социального воздействия (социальная
экспертиза), включающий гендерный анализ, не является просто "прибавкой",
которая должна быть рассмотрена после оценки затрат и прибылей (выгоды/пользы),
а представляет собой интегральный компонент любого добротного анализа
политического курса во всех сферах жизни. Он пронизывает от начала и до
конца полный цикл политического процесса по выработке и реализации государственной
деятельности.
Гендерный анализ - это инструмент для понимания социальных процессов и
для поиска ответов на вопросы при наличии информированных и справедливых
вариантов.
В целом, анализ, основанный на гендерном подходе, - важная часть универсального
социально-экономического анализа государственной политики.
Какие проблемы возникают при интерпретации данных о гендерных различиях в психологии
Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) давно привлекает внимание психологов. Однако систематические исследования, посвященные этой проблеме, проводятся в основном зарубежными психологами. В отечественных психологических публикациях полученные эмпирические данные о поведенческих и личностных различиях между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) представляются как вполне очевидный факт, не требующий обоснования и интерпретации.
Традиционный анализ половых различий сводился к демонстрации и доказательству характер-ных отличий мужской и женской природы при замалчивании возможной близости некоторых пси-хологических и поведенческих реакций у мужчин и женщин. Эпизодически обращаясь к проблеме половой дифференциации, психологи ограничивались констатацией "естественной" противопо-ложности мужского и женского. Взятый в более широком культурно-историческом контексте, процесс формирования полоролевых стереотипов состоит в постоянном акцентировании гормонально-биологических детерминант женского (но не мужского) социального поведения. Такая позиция психологов обусловлена глубоко укоренившимся представлением, что признак пола - это обязательное различие не только на уровне проявлений человека как индивида, но и на таких уровнях, как личность, субъект деятельности, индивидуальность.
Специальные психологические исследования, ориентированные на изучение проблемы различий между полами, искали и продолжают искать ответы на следующие вопросы:
1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?
2. Какова природа этих различий, являются ли они универсально-биологическими или отражают исторически преходящие формы полового разделения труда?
Наиболее часто в психологической литературе подчеркивается наличие различий между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) в интеллектуальном, моральном развитии, мотивации достижений, сфере поведенческих проявлений. Рассмотрим имеющиеся ответы на оба вопроса в каждой из четырех сфер личностного развития: когнитивной, мотивационной, моральной и поведенческой.
Когнитивном сфера
Для ответа на первый вопрос - описания отчетливо установленных психологических разли-чий между полами - обратимся к статье Т.Н. Виноградовой и В.В. Семенова (1993), в которой про-анализированы многочисленные работы зарубежных исследователей, посвященные половым различиям в познавательной сфере. Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усред-ненным показателям интеллектуального развития не различаются, коэффициент интеллектуально-сти у них примерно одинаков. В то же время, по данным психометрических исследований, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измере-ния коэффициента интеллектуальности (IQ), заметно превосходит число женщин. Это означает, что среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливых людей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины. Мужчины и женщины (мальчики и девочки) отличаются не только диапазоном разброса умственных способностей. Я. Маккоби н К. Джеклин, проанализировав 1600 доступных им психологических исследований половых различий, показали, что у девочек по сравнению с мальчиками (у женщин, по сравнению с мужчинами) лучше развит вербальный интеллект. У мальчиков по сравнению с девочками (у мужчин, по сравнению с женщинами) лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности (Maccoby Е.Е., Jacklin С.N., 1974).
Какие последствия могут быть у гендерной дискриминации в психологических исследованиях
Труд как с точки зрения развития общества, так и с точки зрения интересов женщин является необходимым и закономерным. Труд оказывает положительное влияние на все сферы их жизнедеятельности. Вместе с тем он сопряжен рядом трудностей, большая часть которых связанна с совмещением женщиной труда в производстве и выполнением функции материнства. Сочетание этих двух функций заставляет женщин испытывать большие перегрузки, что приводит к таким негативным явлениям, как ограничение числа детей в семьях. Но еще более негативное влияние имеет укоренившаяся в последнее время тенденция работодателей гласно или негласно заставлять сотрудниц отказываться от рождения ребенка в первые годы работы, что дискриминирует и ущемляет права женщин. Еще одной тенденцией является не принятие на работу женщину, зная, что она находится в том возрасте (22-28 лет), когда возможность рождения ребенка и ухода в декретный отпуск максимальна, не смотря на то, что он может лишиться ценного работника.
Дискриминация в сфере труда означает неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному признаку, и имеющих одинаковую производительность с другими работниками, или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы.
Гендерная дискриминация находит отражение в том, какое значение придается получению женщинами образования, в отведении женщинам репродуктивной, а мужчинам - производительной роли, в предписаниях относительно «подобающей» работы для женщин и мужчин.
Классическим примером открытой дискриминации по половому признаку является отклонение кандидатуры женщины с более высокой квалификацией при найме на работу и отдание предпочтения мужчине по той причине, что работодатель считает, что женщина будет из-за детей отсутствовать на работе. Яркими примерами дискриминации по признаку пола представленной в трудовой сфере: неравная оплата равного труда, увольнение женщин по причине беременности, ограничение доступа женщин к должностям в зависимости от семейного положения и наличия детей.
Какие изменения в подходе к исследованиям гендерных различий необходимы для достижения более объективных результатов
Политические исследования в гендерной социологии изучают взаимосвязь между гендером и политикой. Они анализируют, как гендерное неравенство проявляется в политической сфере и как политические процессы влияют на гендерные отношения.
Одной из основных тем политических исследований является изучение участия женщин в политике. Исследователи анализируют, какие преграды и ограничения существуют для женщин в политической карьере, почему женщины менее представлены в политических инстанциях и какие меры можно предпринять для увеличения их участия.
Также политические исследования изучают политические предпочтения и поведение людей в контексте гендера. Исследователи анализируют, как гендер влияет на политические убеждения и предпочтения, какие роли и стереотипы связаны с политическими лидерами разных полов, и как гендерное неравенство влияет на политические решения и политическую агенду.
Политические исследования также могут включать анализ гендерных аспектов политических институтов и политических процессов. Исследователи анализируют, как гендерное неравенство отражается в законодательстве и политических решениях, какие механизмы поддерживают гендерные нормы и стереотипы в политике, и какие изменения можно внести для достижения гендерного равенства в политической сфере.
В целом, политические исследования в гендерной социологии помогают нам лучше понять, как гендер влияет на политическую сферу и какие меры можно предпринять для достижения гендерного равенства в политике.
Как можно предотвратить искажения при изучении гендерных различий в психологии
Отличительная особенность мужчин и женщин связана с биологией, психологией пола, уровнем социализации и включает три блока факторов:
- биологические факторы – генетические, биологические, психофизиологические признаки;
- социальные и психофизиологические факторы – присвоение половых ролей, распределение труда в зависимости от половой принадлежности, идентификация ребенка с собственным полом, гендерные стереотипы, определяющих обществом и др.;
- культурные факторы – присвоение гендерных установок и особенностей поведения в зависимости от культуры, распределение труда в зависимости от культуры.
Если пол ребенка определяется в момент рождения, то о гендере этого сказать нельзя. Пол определяется по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям.
Гендер – это отличительная характеристика по социальному аспекту, т.е. мужчина и женщина играют определенную социальную роль и должны соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике своей деятельности в соответствии со своим полом.
Человеку свойственно придерживаться социальных норм, а причина кроется в желании быть принятым обществом.
Желание достигается в результате осуществления дифференциального усиления, когда гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается и дифференциального подражания, суть которого заключается в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и соответственно себя ведет.
Как правило, человек выбирает ролевые модели в поведении, соотносящиеся с его гендером.
Для гендера характерны свои сущностные признаки:
- социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе развития в соответствии с полом;
- социально-психологические отношения – общение, взаимодействие с другими людьми;
- набор соглашений личности, которые отражают стереотипы, типичные черты для мужчин и женщин, роли;
- социально-психологический конструкт, т.е. сущность, механизм, специфику формирования маскулинности и фемининности в обществе;
- социально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит биологический пол;
- социализация личности в зависимости от культуры;
- иерархия социальных отношений между мужчиной и женщиной, неравенство возможностей;
- осознанное принятие собственного пола – осознанное принятие пола – осознанное значение пола.
К существующим теориям проблем половых и гендерных различий единого подхода пока нет.
Методик изучения гендерных особенностей немного, среди них можно назвать методику Г. Гейманса, методику В.Е. Когана, методику маскулинности – фемининности С. Бэма.
Все методики отражают гендерные особенности, но их не всегда можно использовать.
Исключением являются методики изучения психических, познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, интеллекта, креативности.
Что касается эмпирического изучения общих особенностей мужчины и женщины, то их сравнение идет в 3-х направлениях:
- изучение половых различий;
- изучение гендерных характеристик;
- изучение гендерных различий.
Как влияют культурные различия на проявление гендерных особенностей в психологии
Методология гендерного исследования общения является одной из наиболее проблемных областей социальной психологии. Гендерная социализация - это процесс усвоения личностью социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной она родилась. Гендерная идентичность – осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле - чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной».
Поскольку весь процесс гендерной социализации детей направлен на формирование гетеросексуальности, которая считается необходимым аспектом гендерной идентичности, обычные мальчики и девочки не задумываются о своей сексуальной идентичности, они принимают, усваивают ее в готовом виде, как нечто само собой разумеющееся, данное природой.
В статье В.Е. Каган «Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет». были обследованы две группы детей, посещающих детский сад. Обследование проводилось индивидуально. Кроме того, каждый ребенок был обследован с помощью специально упрощенного варианта цветового теста отношений . Обследование в целом давало возможность оценить и сопоставить когнитивные и эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола.
В целом полученные данные соответствуют представлениям о расширяющемся круге когнитивных возможностей как одном из механизмов формирования гендерных представлений. Отметим лишь одну принципиально важную особенность. В своих объяснениях и мальчики, и девочки обнаруживали достаточно явное когнитивное предпочтение маскулинных ролей. Однако от четвертого к седьмому годам жизни резко учащаются проявления полового субъективизма. У мальчиков возраст 4-6 лет является потенциально кризисным периодом гендерной идентификации, который тесно связан с формированием образа я, эмоционально когнитивный диссонанс в это время достигает конфликтного уровня.
В образовании выявленного эмоциональнокогнитивного диссонанса участвуют, с одной стороны, филогенетические половые различия: предметноинструментальный мужской и эмоциональноэкспрессивный женский стили жизнедеятельности, а с другой - неоднократно отмечавшееся неблагополучие гендерной культуры и гендерного воспитания в России.