Гендер - это: разрушение стереотипов и поиск истинной идентичности
- Гендер - это: разрушение стереотипов и поиск истинной идентичности
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое гендер и как он отличается от биологического пола
- Какие формы гендерного неравенства существуют в современном обществе
- Какие механизмы формируют гендерные стереотипы
- Что такое гендерные роли и как они влияют на поведение людей
- Какие проблемы сталкиваются люди, не подходящие под традиционные гендерные категории
- Какое влияние оказывает гендерная идентичность на психологическое благополучие человека
- Как развивается понимание гендера в современном обществе по сравнению с прошлыми эпохами
- В чем состоит роль государства и общественных организаций в борьбе за гендерное равенство
Гендер - это: разрушение стереотипов и поиск истинной идентичности
Идентичность (лат. identicus -- тождественный, одинаковый) -- осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний .
Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола . Процесс формирования гендерной идентичности, как видно из определения, тесно связан с процессом самосознания. Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, как устойчивый элемент самосознания. С возрастом, объем и содержание гендерной идентичности изменяется. В два года ребенок знает свой пол, но не осознает его причинность. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ее со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Таким образом, восприятие половой принадлежности изначально складывается из материализованных атрибутов и признаков, воспринимаемых как неотъемлемые составляющие пола. К семи годам формируется полноценная осознанность необратимости половой принадлежности, что порождает усиление половой дифференциации поведения и установок, то есть происходит интериоризация полового осознания. Стихийная половая сегрегация способствует усвоению и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней, то есть включается в систему переживаний .
Связанные вопросы и ответы:
1. Что такое гендер
Гендер - это социально-культурная концепция, которая определяет роли, поведение и ожидания от людей на основе их пола. Он указывает на то, как общество видит мужчин и женщин, и какие стереотипы существуют вокруг них.
2. Почему гендер важен для общества
Гендер важен для общества, потому что он определяет отношения между мужчинами и женщинами, а также распределение ролей и обязанностей. Он влияет на равенство прав и возможностей, а также на стереотипы и дискриминацию.
3. Какие бывают типы гендеров
Существует множество типов гендеров, включая мужской, женский, нейтральный, трансгендерный, бигендерный и другие. Каждый тип гендера имеет свои особенности и характеристики, которые определяются личным опытом и самовыражением человека.
4. Какие проблемы связаны с гендером
Среди проблем, связанных с гендером, можно выделить дискриминацию, насилие, неравенство возможностей и защиты прав. Очень часто люди сталкиваются с предвзятыми отношениями и стереотипными представлениями о том, как должны вести себя мужчины и женщины.
5. Какие изменения можно внести для смягчения проблем, связанных с гендером
Для смягчения проблем, связанных с гендером, необходимо проводить образовательные кампании о равенстве прав и возможностей для всех гендеров. Важно также бороться с дискриминацией и насилием на основе гендерной принадлежности. Поддержка и уважение к различиям в гендере способствует созданию более справедливого и толерантного общества.
Что такое гендер и как он отличается от биологического пола
Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:
- набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;
- гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;
- внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;
- наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;
- половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;
- вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.
Сами по себе эти признаки ещё ничего не гарантируют, так как, например, человек с женскими половыми органами может обладать мужским набором хромосом.
Биологический пол формируется в несколько этапов:
- В сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку, оказывается или X-хромосома, или Y-хромосома. В сочетании с материнской X-хромосомой она обещает появление девочки в первом случае и мальчика во втором.
- У каждого зародыша имеется пара половых желёз, которые могут развиться в яички или яичники. Ранее считалось, что по умолчанию формируются женские гонады, при активном участии Y-хромосомы — мужские. Но сейчас учёные изучают особый ген DSS , который отвечает за формирование яичников, способных производить полноценные яйцеклетки. Сбой на этом этапе приводит к тому, что гонады не развиваются в соответствии с хромосомным набором.
- Внутриутробный гормональный фон плода определяет форму внутренних и внешних гениталий. Хрупкое равновесие здесь легко может быть нарушено, например, если беременная принимает некоторые гормональные препараты.
- В подростковом возрасте за дело вновь берутся гормоны, которые завершают процесс формирования биологического пола. Появляются очевидные вторичные половые признаки. Девочек ждёт менструация , мальчиков — эякуляция .
Какие формы гендерного неравенства существуют в современном обществе
Гендер – это социальное деление людей, основанное на половых различиях. Нередко гендер расшифровывают как «социально определенный пол». Таким образом, если пол – понятие сугубо биологическое, то гендер выражает собой социальные ожидания и социальные стереотипы в отношении людей определенного пола . Соответственно, эти отношения и стереотипы оказываются разными в различных обществах и отчасти в разных стратах одного общества.
Гендерные стереотипы – господствующие в данном обществе или социальной группе представления о личностных качествах, поведенческих моделях, адекватном образе жизни, правах людей определенного пола, их социальных ролях.
В современном обществе гендерные стереотипы наиболее ярко проявляются в области профессиональной деятельности, а также распределения обязанностей внутри семьи. И по сей день достаточно редко можно встретить женщину, работающую таксистом, а женщина, пришедшая к вам в дом в качестве слесаря-сантехника, может попросту вызвать подозрение. В не меньшей степени удивимся мы, обнаружив в должности «нянечки» в младшей группе детского сада бородатого мужчину лет сорока.
Во всех перечисленных случаях мы, оценивая адекватность той или иной профессии для индивида определенного пола, будем опираться на существующие в обществе гендерные стереотипы и основанные на них представления о «мужских» и «женских» профессиях. За последнее столетие эти стереотипы претерпели значительные изменения и многие специальности, ранее однозначно ассоциировавшиеся только с представителями определенного пола, в общественном мнении были лишены подобных ограничений, и все же о полном исчезновении таковых сегодня говорить не приходится.
Нечто подобное можно сказать и о гендерных стереотипах, существующих по отношению к распределению семейных ролей . С доисторических времен и до начала ХХ века женщина воспринималась как хранительница семейного очага, мужчина же обеспечивал те условия жизни семьи, которые, в первую очередь, были связаны с отношениями с внешним миром (добывание пищи, заработок денег и т.д.). Однако за последнее столетие данные представления претерпели серьезные изменения, что было вызвано несколькими причинами. Во-первых, благодаря развитию индустриального и становлению постиндустриального обществ женщины в значительной степени высвободилась из-под экономической власти мужчин; во-вторых, развитие технических средств домашнего хозяйства и формирование целой «индустрии быта» позволило значительно сократить время, необходимое на его ведение, также уменьшить требуемый уровень умения, подготовки. В этой связи последние два десятилетия нередко именуются даже «кухонной революцией», поскольку появление новой холодильной техники, микроволновых печей, автоматических стиральных машин и т.д., с одной стороны, и развитие системы производства не только полуфабрикатов, но и готовых блюд, с другой – в разы сократили время, необходимое для ведения домашнего хозяйства. Наконец, третий фактор связан с общим изменением мировоззрения жителей основных развитых стран, распространением либеральных ценностей, превращением их в ценности господствующие.
Какие механизмы формируют гендерные стереотипы
В истории исследования гендерных стереотипов отчетливо прослеживается периодизация. В первые периоды (70-е годы 20 в.) исследователи стереотипов более всего интересовались их содержанием, и в какой мере они соответствуют действительности. В последующие десятилетия изучение содержания стереотипов уходит на второй план. В фокусе внимания ученых становятся вопросы о причинах появления гендерных стереотипов, их устойчивости, механизмы стереотипизации, а также возможных путей изменения стереотипов.
Гендерная стереотипизация – это процесс приписывания индивидам на основании их половой принадлежности психологических качеств и статусных характеристик, закрепляющих доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин.
Гендер как когнитивная схема
Накопленные общие знания о категориях людей не позволяют справедливо судить об уникальных качествах отдельной личности
С. Фиске и С. Тейлор
Серьезной методологической базой, позволяющей объяснить механизмы гендерной стереотипизации, является с нашей точки зрения концепция социальной категоризации, получившая развитее в рамках теории социального познания. Авторы теории С. Фиске и С. Тейлор , объясняют стереотипизацию исходя из закономерностей процесса познания. Социальное окружение человека переполнено большим количеством информации. Человек не имеет возможности рассматривать каждую группу как уникальную. Чтобы свести все многообразие окружающего мира к воспринимаемой форме, он распределяет ее по категориям. Таким образом, он вынужден использовать стереотипы, в которых уже содержится необходимая информация, позволяющая воспринимать социальную ситуацию и ориентироваться в ней. Способность к категоризации очень важна для познания окружающей действительности и социальной адаптации. В противном случае, человек мог бы лишиться рассудка, если бы замечал и обрабатывал всю поступающую информацию. Применительно к гендеру это будут следующие категории: «мальчики» - «девочки», «мужчины» - «женщины».
Что такое гендерные роли и как они влияют на поведение людей
В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Гендерные роли, это один из видов социальных ролей, в который входит набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Социальная роль определяется как набор норм, которые определяют, как должны вести себя люди в данной социальной позиции13.
Термин «гендерная роль» уместен, если мы хотим обозначить социальные функции, отдельные виды деятельности, закрепленные в изучаемом обществе за представителями того или иного пола. Так же данный термин применим, если мы констатируем нормы поведения, правила хорошего тона, этикета, предписывающие мужчинам и женщинам в рамках одной социальной группы (класса, сословия, касты) определенные поведенческие модели.
Этот термин корректен для обозначения гендерно – обусловленной модели поведения человека в различных социальных ролях (мать, дочь, отец, брат, друг, слуга, хозяйка и т. д.), возрастных категориях (мальчик, юноша, зрелый мужчина, старик).
Гендерные роли это характеристики ситуативные. Гендерные роли зависят от места, времени, возраста, социального статуса человека в данном обществе и множества других условий. Стереотипы же распространяются на всех представителей пола и в любых обстоятельствах.
Согласно исследованиям Б.Г. Ананьева14уже в раннем детстве отмечаются различия некоторых психологических характеристик и склонностей мальчиков и девочек. В детстве мальчики чаще рисуют индустриальные пейзажи, космос, военную технику, а девочки - дома, цветы. Многие исследователи отмечают различия в познавательных интересах мальчиков и девочек: мальчики больше интересуются естественно-научными предметами (математика, физика, химия), а девочки - гуманитарными (литература, иностранные языки). Из предметов, которые больше всего не нравятся, мальчики чаще ставят на первое место иностранный язык, а девочки - физику. Различие интересов может объясняться разной направленностью на восприятие окружающего мира, а именно преобладанием образных или вербальных компонентов познавательных процессов.
Определённые гендерные различия были выявлены в способностях и их проявлениях, которые тоже влияют на формирование личности. Психометрические исследования показывают, что у девочек преобладает вербальный интеллект, а у мальчиков - зрительно-пространственный. Американский исследователь Г. Крайг15выявил, что девочки, в среднем, показывают более высокую скорость восприятия информации, а мальчики обладают лучшим пространственным воображением и механическими способностями. Другой американский исследователь Дорин Кимура16утверждает, что у девочек, как правило, лучше развиты речевые навыки, они быстрее идентифицируют схожие предметы, превосходят в арифметическом счёте, лучше вспоминают ориентиры местности, лучше используют наглядную ориентацию. Мужчины, как правило, лучше женщин решают пространственные задачи, лучше ориентируются в маршруте. Дорин Кимура объясняет эти различия в способностях физиологическими факторами, а именно разным гормональным влиянием на мозг. Половые гормоны влияют не только на развитие половых органов, но и на способности, а также соответствующие стратегии гендерного поведения. Иными словами, влияние гормонов не ограничивается половыми и репродуктивными функциями, а затрагивают все формы поведения, где мужчины отличаются от женщин. На различия в характере умственной деятельности повлияли и эволюционные процессы. Критерии естественного отбора были разными для мужчин и женщин, и, чтобы выжить, им требовались различные способности.
Какие проблемы сталкиваются люди, не подходящие под традиционные гендерные категории
Принципы и механизмы обеспечения гендерного равенства во всех странах характеризуются различными подходами, это зависит от уровня демократизации общества и их ценностных традиций, именно от этого зависит уровень эффективности внедряемых действий . Именно опыт европейских стран считается самым активным субектом по внедрению позитивной дискриминации :
- достижение равной экономической независимости женщин и мужчин (сокращение в разности оплаты труда, развитие женского предпринимательства , социальная защита);
- меры, которые способствовали гармоничному сочетанию трудовой, личной и семейной сфер жизни (мобильность рабочих контрактов, увеличение количества услуг по уходу за детьми и престарелыми);
- привлечение мужчин и женщин к равному участию в процессе принятия решений (политическая активность, в экономической и бизнесе, науке и современных технологиях );
- искоренение насилия;
- ликвидация гендерных стереотипов во всех сферах общественной взаимодействия (в образовании, рынке труда, СМИ);
- пропаганда принципов гендерного равенства в стране - не членах ЕС.
Однако, особого внимания заслуживают позитивные действия, которые будут направлены на утверждение гендерного равенства в политической жизни. Обеспечение равного политического участия мужчин и женщин осуществляется по принципу паритетной демократии, который реализуется с помощью внедрения квотирования - это временные мера, которая используются для устранения фактического неравенства в политической сфере и могут быть ликвидированы по достижении гендерного паритета. Квотирование не является обязательным для всех государств, но оно позволяет на время установить определенный гендерный баланс, который позволит представлять интересы всех слоев населения. Квотирование может осуществляться путем введения их в политических партиях через распределение мест между мужчинами и женщинами в списках самой партии и квотами, которые вводятся законодательно, и определяет процент мест, которые должны занять женщины в парламенте.
К негативным последствиям введения квот относят: возможность скрытого конфликта между мужчинами и женщинами, ставится под вопрос квалификация кандидатов и женщины могут чувствовать себя неполноправными на объятых должностях. А преимуществами квотирования становится преодоление неравенства не только в политической жизни, но и в целом установление гендерного баланса в обществе.
Замечание 2
Обеспечение гендерного равенства в полном объеме выполняется в ведущих государствах ЕС, особенно в государствах Северной Европы (Швеция, Финляндия, Дания) и даже в США, особенно в Израиле (где женщины занимают солидные должности в воинские звания). Также можно согласиться, что в определенной степени проблема ликвидации гендерного неравенства обсуждается в правительстве России, хотя, данная проблема не является принципиально актуальной для достаточной массы женщин, некоторые из которых вообще не имеют представления о существовании данной проблемы, не видят каких-либо принципов ограничений в собственном социальном положении в современных условиях определенным образом вызвано наличием более существенных для них проблем социально-экономического характера.
Какое влияние оказывает гендерная идентичность на психологическое благополучие человека
Кубекова Алия Салаватовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Аннотация: В статье рассмотрено понятие гендера в современной науке. К основным теориям гендера, принятым в социальных и гуманитарных науках, сегодня относят: теорию социального конструирования гендера; понимание гендера как стратификационной категории; интерпретацию гендера как культурной метафоры.
Ключевые слова: гендер, пол, маскулинность, фемининность, гендерная идентичность, половые различия.
Под термином «гендер» (англ. gender, от лат. genus «род») понимается социальный или биологический пол, который определяет поведение личности в социуме и то, как данное поведение воспринимается. Под ним подразумевается определенное поведение, которое показывает отношения с близким окружением, т.е. друзьями, родителями, родственниками и т.д. В психологической литературе под понятием «гендер» понимаются определенная совокупность психических и поведенческих характеристик, которые связаны с маскулинностью и фемининностью, которые отличают мужчин и женщин, их определенные особенности.
Гендер также является определенной характеристикой, которая способна определить статус мужчин и женщин, а также определить функции и их взаимодействие и деятельность. Психолог Р. Столлер разграничивал такие термины как «пол» и «гендер». Он первый психолог, который выделил гендерную идентичность, которая отличается от термина «пол». Подобная концепция о разграничении пола была воспринята антропологами.
В исследовании исторических общностей, антропологи выявили отличия при понимании женских и мужских социальных ролей, а именно женская позиция – это природной, а мужская позиция – это культурное .
Г. Рубин при исследовании структурной антропологии и психоаналитической концепции, определила гендерную систему как совокупность соглашений, на которое опирается социум, чтобы перенаправить ведущую сексуальную потребность в активную деятельность и таким образом реализуется сексуальная потребность. К ведущим концепциям гендера, которые распространены в социальных и гуманитарных науках относятся: концепция социального конструирования гендера; понимание гендера как стратификационной категории; интерпретация гендера как культурной метафоры.
Согласно первой концепции под понятием гендер определяется конкретная организованная форма социальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной и описывает межличностное взаимодействие в ведущих социальных институтах. Основная идея гендера как социального явления рассматривается в работах К. Уэст и Д. Зиммермана «Создание гендера». Данная идея была разработана западными исследователями И. Гоффманом, Г. Гарфинкелем, К. Уэстом. Д. Чиммерманом и др. Концепция социального конструирования гендера в настоящий момент является фундаментальной и аргументированной. Гендер рассматривается как деятельность общества по формированию социальных норм пола. Гендер включает в себя обширный материал по взаимоотношению между мужчинами и женщинами, а также особенности конфликтов. Причем следует отметить, что гендер является крайне подвижным термином, а именно, включает гендерный дисплей, которое позволяет изменить нормы и положение дел социума . Гендер согласно концепции социального конструирования является социальным конструктом. Гендер способен структурировать общественные взаимоотношения, определить роль между мужчиной и женщиной, т.е. представляет собой гендерную стратификацию. Под гендерной стратификацией подразумевается процесс, благодаря которому понятие гендер представляет собой социальную стратификацию, а различия между гендерами являются оцениваемыми и оцененнными.
Как развивается понимание гендера в современном обществе по сравнению с прошлыми эпохами
Министерства, бюро, управления, комиссии и органы, ответственные за реализацию нацстратегий в интересах женщин, обычно описывают свои цели, задачи и функции довольно расплывчато — «искоренение неравенства», «поддержка женщин» и т. п. Но в том, как все они пытаются приблизить наступление гендерного равенства, можно выделить основные подходы.
В первую очередь они консультируют органы исполнительной и законодательной власти, чтобы принимаемые законы и правоприменительная практика не были дискриминационными. Например, австралийское Управление по делам женщин в числе прочего занимается оценкой госбюджета — всем ли он дает равный доступ к ресурсам. А Европейский институт гендерного равенства работает над проектом «Гендерно-чувствительные парламенты» .
Кроме того, министерства гендерного равенства обозначают конкретные проблемы и предлагают пути решения. Например, британское Государственное управление по вопросам равноправия собирается добиться сокращения гендерного разрыва в оплате труда «путем введения правил, требующих от крупных работодателей публиковать свои данные о зарплате в разрезе гендера, и работы с другими государственными ведомствами для устранения причин разрыва». А их австралийские коллеги публикуют план борьбы с насилием в отношении женщин — он включает и социальную кампанию, и запуск нескольких горячих линий, и памятки для организаций, и другие меры.
Проблемы эти во всем мире похожи: культура насилия, отсутствие женщин в органах власти, неравенство в доступе к ресурсам (от образования до кредитов на открытие бизнеса), репродуктивная нагрузка.
Для их решения нужна актуальная информация о положении женщин в стране, так что еще один пункт в работе министерств гендерного равенства — исследования. Комиссия по гендерному равенству ЮАР прямо называет себя информационным центром и базой данных по вопросам, касающимся жизни женщин в стране.
Немаловажная часть работы — просвещение. Например, в Бразилии национальный план политики в отношении женщин включает пункт «Инклюзивное, несексисткое образование». Филиппинская Комиссия по делам женщин регулярно проводит вебинары , запустила собственную передачу на радио, создает для женщин программы по повышению гендерного самосознания и занимается «сохранением и приумножением достижений» жительниц страны. Похожий проект есть у Федерального министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи Германии: оно финансирует
«Цифровой архив немецких женщин» — интерактивный портал, где собрана информация об истории немецкоязычных женских движений с XIX века и до наших дней.
Наконец, комиссии, управления и министерства по делам женщин ведут международную работу — отчитываются о соблюдении конвенций (например, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), участвуют в форумах и конференциях и т. д. Некоторые также финансируют (через гранты) неправительственные организации, работающие в интересах женщин. И принимают жалобы на проявления дискриминации — как, например, немецкое Федеральное антидискриминационное агентство .
В чем состоит роль государства и общественных организаций в борьбе за гендерное равенство
Определение 1
Гендерная дискриминация на сегодняшний день выступает одной из форм дискриминации, которая выделяется по половому признаку. Прямая гендерная дискриминация имеет место в том случае, когда два человека оказываются в равных условиях, но один из них испытывает неблагоприятное отношение и влияние, нежели другой. Основная причина такого отношения – пол.
Что касается косвенной, то она имеет место в том случае, когда внешние нейтральные факторы ставят одного человека в менее выгодное положение, что другого. Основная причина опять же пол, женщина может получать большеили свобод в какой-либо деятельности, или наоборот: мужчина более почитаем и считается «», а женщина выступает в качестве стереотипизированного человека, чье место исключительно в рамках бытовой сферы.
Замечание 1
Сегодня гендерная дискриминация – это не просто обыденное явление: его признают настоящим нарушением прав и свобод человека на законодательном уровне. Лишение возможности удовлетворять свои потребности в равной степени с представителями противоположного пола может грозить разбирательствами в суде и несением наказания за подобные действия.
С 60-х годов 20 века вместо термина «гендерная дискриминация» все чаще используют понятие «сексизм». Изначально оно начало употребляться участницами феминистских движений, которые очень распространились в тот период в Соединенных Штатах Америки. Сексизм был образован как термин по аналогии с термином «расизм». но если расизм предполагал под собой дискриминацию по расовому признаку, то сексизм – это дискриминация по признаку пола.
Изначально теории гендерной дискриминации разрабатывались исключительно в рамках феминистского движения, а также как объект ряда гендерных исследований. Но чуть позже понимание сексизма вышло за рамки указанных направлений и получило более широкое распространение в социально-гуманитарном научном знании. Таким образом, в социальных науках под сексизмом принято понимать целый комплекс практик и идеологических направлений, которые поддерживают патриархат (главенствование мужчины в семье), а также в целом мужское господство во всех областях жизни человека. Женщина же – это исторически «хранительница очага», которая должна посвятить себя быту и воспитанию детей, а также обязательно должна быть покорной своему мужу.