Этапы психологического развития человека от рождения до смерти

Содержание
  1. Этапы психологического развития человека от рождения до смерти
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какие основные этапы психологического развития человека выделяют психологи
  4. Какие факторы влияют на формирование личности человека в раннем детстве
  5. Какое значение имеет образование и социальная среда для психологии человека на молодом возрасте
  6. Какие психологические изменения происходят у человека в период среднего возраста
  7. Как влияет кризис возраста на психологическое состояние человека
  8. Существуют ли психологические особенности у человека в пожилом возрасте
  9. Какие роли играют близкие отношения с людьми в психологии человека на протяжении жизни
  10. Как развивается самосознание и самореализация у человека от молодости до старости
  11. Какие проблемы социализации могут возникнуть у человека на разных этапах жизни
  12. Каким образом чувства утраты и смерти влияют на психологическое состояние человека в пожилом возрасте

Этапы психологического развития человека от рождения до смерти

Возрастная психология — это сфера психологии, которая исследует ход развития, становления личности и особенности ее психики на каждой жизненной стадии.

Объект изучения в психологии возрастов — трансформация психики при взрослении, деятельность и психологические качества, активность и индивидуальность человека с возрастом, новые механизмы, например, отрицание как психологическая защита.

Предмет исследования в возрастной психологии — это закономерности, причины и тенденции изменения психики индивида, его поведение и мироощущение на протяжении всей жизни, а главным научным изысканием здесь является психическое развитие.

Обозначим разделы возрастной психологии:

  • Психология детей и подростков . Занимается изучением влияния жизненных обстоятельств на развитие психики подрастающего поколения, закономерность поступков.
  • Психология юности . Изучает особенности развития в юношестве, физиологические изменения и внутреннюю противоречивость, типичную для кризиса переходного возраста, мировоззрение и стремление найти свое место в жизни.
  • Психология зрелого возраста . Рассматривает изменения личности в зрелости и кризисы на жизненном пути.
  • Геронтопсихология . Наблюдает за психическими процессами на этапе старения, анализирует ослабление и угасание психических функций, спад темперамента.

Изучая психику и человеческий организм в разные периоды существования и на всех ступенях, возрастная психология отслеживает процесс формирования личности с точки зрения психических процессов и особенностей в конкретном возрасте, овладение знаниями, а также главные факторы в жизни, играющие роль в развитии человека. Возрастную психологию называют еще генетической психологией, так как она изучает человека в динамике его психического развития.

Вместе с тем возрастная психология близко соприкасается и с другими дисциплинами: общей психологией, психологией личности, педагогической, социальной и дифференциальной психологией. Несомненно, общая психология обобщает теорию и практику исследования психики (речь, память, воображение, восприятие, мышление), соединяя знания и закономерности в целостную картину приспособления человека к условиям окружающего мира.

5 способов найти своё
призвание и начать зарабатывать
на нём от 150 000 руб.

Алина Степанчук

Психолог с 15-летним
стажем

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! Мы помогли более 1 900 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинар, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

Как найти призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Инструменты для поиска своего дела и способы монетизировать его

6 способов борьбы с прокрастинацией

Как перестать откладывать на потом и начать действовать

3 правила для уверенности в себе

Действенные практики для увеличения самоценнности

4 техники для борьбы со стрессом

Сможете поддерживать комфортное самочувствие каждый день

5 практик для улучшения жизни на каждый день

Чек-лист для принятия ежедневных решений

В возрастной психологии изучается жизнедеятельность индивида на каждом этапе жизненного пути и изменение психологического развития при переходе в другой возраст.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие основные этапы развития личности можно выделить от рождения до смерти

Ответ: Основные этапы развития личности от рождения до смерти можно выделить следующим образом: детство, подростковый возраст, зрелость и старость. Каждый из этих этапов характеризуется особыми психологическими особенностями и задачами развития личности. На каждом этапе человек сталкивается с новыми вызовами и возможностями для саморазвития. Важно помнить, что развитие личности - это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.

2. Как влияют ранние детские traumata на формирование личности

Ответ: Ранние детские traumata могут оказать серьезное влияние на формирование личности человека. Травмы, перенесенные в детстве, могут привести к формированию различных защитных механизмов, повышенной тревожности, низкой самооценке и другим отрицательным психологическим последствиям. Важно помнить, что своевременное обращение к специалисту и работа над собой могут помочь преодолеть негативные последствия детских traumata и развить здоровую личность.

3. Какова роль образования и социализации в формировании личности

Ответ: Образование и социализация играют важную роль в формировании личности человека. Через образовательный процесс человек приобретает знания, навыки и компетенции, которые влияют на его самооценку и мировоззрение. Социализация, в свою очередь, помогает человеку адаптироваться к общественным нормам, ценностям и ролям. Важно обеспечить качественное образование и социализацию для формирования здоровой и гармоничной личности.

4. Какие факторы влияют на формирование самооценки человека на разных этапах жизни

Ответ: Самооценка человека формируется под воздействием различных факторов на разных этапах жизни. На детском этапе важную роль играют отношения с близкими, воспитание и общение с другими детьми. В подростковом возрасте роль самооценки усиливается под воздействием оценок окружающих и успехов в учебе или других сферах жизни. В зрелом возрасте влияние на самооценку оказывают профессиональные достижения, отношения в семье и обществе. Важно помнить, что самооценка может изменяться в зависимости от ситуации и личностных характеристик.

5. Какова роль личностных кризисов в жизни человека и как их преодолевать

Ответ: Личностные кризисы играют важную роль в жизни человека, так как они могут стимулировать личностный рост и развитие. Преодолевать личностные кризисы помогает осознание собственных ощущений и эмоций, работа над собой, поддержка близких и профессионалов. Важно принимать кризисные ситуации как возможность для самопознания и личностного развития. Опыт преодоления кризисов помогает стать более сильным и гармоничным человеком.

6. Каким образом психологические особенности старения влияют на личность человека

Ответ: Психологические особенности старения могут влиять на личность человека различными способами. Например, уменьшение физических и умственных возможностей может вызывать ощущение бессилия и беспомощности, в то время как накопленный жизненный опыт и мудрость могут способствовать внутреннему умиротворению и гармонии. Важно помнить, что каждый человек стареет по-своему, и психологические особенности старения могут проявляться индивидуально. Самоощущение и поддержка близких играют важную роль в помощи человеку преодолевать возрастные проблемы и сохранять самобытность личности.

Какие основные этапы психологического развития человека выделяют психологи

И согласно нашей традиционной схеме, для начала нам следует разобраться в том, что вообще такое психология развития, и как этот феномен понимается в современной психологической науке.

Психология развития – это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет.

Поэтому психология развития часто обозначается как возрастная психология, хотя психологию развития смело можно назвать методологической базой возрастной психологии, т.к. она содержит в себе более обширную базу знаний. Возрастная психология может являться частью психологии развития, но в данном уроке мы будем использовать данные понятия как синонимы.

Психология развития включает в себя несколько подразделов:

  • Пренатальная и перинатальная психология – изучает психическую жизнь ещё не рождённых и новорожденных детей;
  • Детская психология – изучает психическое развитие ребёнка;
  • Психология юности и зрелого возраста – изучает психические особенности людей в юношеском и зрелом возрасте;
  • Геронтопсихология – изучает психику людей пожилого возраста.

Психология развития занимается исследованием психики и организма человека в разные возрастные периоды и на всех этапах. Появление психологии развития датируется 1882 годом и связано с выходом книги «Душа ребёнка» немецкого психолога Вильгельма Прейера. Эта работа была посвящена детской психологии. А уже в XX веке психология развития стала самостоятельной наукой. И как у любой серьёзной самостоятельной науки, у психологии развития есть свой предмет, объект, задачи и функции, о которых мы и поговорим ниже.

Какие факторы влияют на формирование личности человека в раннем детстве

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент. Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные — угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д. Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию: «Увидев, что младший братик упал и ушибся, девочка Лида (2 года 7 месяцев) подходит к нему, гладит по головке, утешает: „Не плачь!"» (по материалам Р. X. Шакурова).

Какое значение имеет образование и социальная среда для психологии человека на молодом возрасте

Почему роль образования в развитии личности настолько высока? Для ответа нужно рассмотреть понятие личности. Отечественный психолог Д. А. Леонтьев строго разграничивает понятие индивида и личности. Он подчеркивает, что индивид является связью естественных органов, а также функций, которые они выполняют. Личность же, по словам ученого – это иерархия различных видов деятельности. Процесс же обучения – это не что иное, как освоение выбранной человеком профессии, вида деятельности. Леонтьев считал, что личность «появляется на свет» дважды .

Впервые это происходит в возрасте трех лет. Тогда ребенок начинает отделять себя от внешнего мира. Он уже может сдерживать свои потребности, подождать, если это требуется. Младенец «подождать» не может. Второй раз личность рождается при достижении подросткового возраста. «Взрослый ребенок» учиться осознавать свои мотивы, управлять ими. Он сам следит за собой – готовиться к контрольным и экзаменам, выбирает друзей. Затем он делает самостоятельный выбор – создавать ли семью, какую профессию получать.

Значения образования в развитии личности также состоит в том, что любое обучение задействует высшие психические функции человека. К ним относят память, мышление, восприятие, речь. Понятие о высших психических функциях (ВПФ) было введено отечественным ученым Л. С. Выготским. Они не являются генетически определенными, а формируются только при взаимодействии с социумом, когда ребенок становится частью культурной среды (семьи или школы). Человек имеет возможность сознательно управлять ВПФ. Выготского интересовало то, какую роль в образовании и развитии личности несет культурная среда. Он стремился не только подчеркнуть важность социума в развитии ВПФ. Исследователь хотел также выявить, как работает этот механизм.

Этапы психологического развития человека от рождения до смерти

Какие психологические изменения происходят у человека в период среднего возраста

Кризис среднего возраста  — долговременное эмоциональное состояние , связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте , когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности , уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).

Экстремализация постоянно вялотекущего синдрома существования происходит в возрастном интервале 30-50 лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности и жизненного пути. Активная фаза синдрома существования в кризисе среднего возраста называется тотальной смысловой девальвацией.

    Симптомы усугубляются ухудшением физического состояния: увеличение массы тела, уменьшение выносливости, морщины, провисание кожи, выпадение волос, снижение востребованности у противоположного пола.

    Обессиливание, угнетённые состояния, депрессия в большой или малой интенсивности становится периодическим явлением в зависимости от жизненной ситуации. Наряду с депрессивным состоянием у человека могут наблюдаться витальные подъёмы.

    Обострение кризиса синдрома существования может сопровождаться какими-то резкими и внезапными жизненными решениями, поворотами, а также может характеризоваться учащением периодичности угнетения, его углублением, утерей непосредственно-ситуативных причин угнетения.

    .
      .

      Как влияет кризис возраста на психологическое состояние человека

      Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40-45 годам. Сразу отметим, что привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной. Однако раз мы говорим о зрелости, необходимо рассмотреть и кризисы, маркирующие ее границы, - кризисы перехода от молодости к зрелости и от зрелости к старости.

      Возраст первого кризиса определить однозначно трудно, он зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека.

      Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. Понимая условность этого фактора, мы тем не менее считаем, что для России он является важным социальным условием, определяющим серьезный внутриличностный кризис.

      К сожалению, как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер  экзистенциальных , поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования.

      Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться, как мы уже говорили,  духовные кризисы , общей чертой которых является обращение к высшим ценностям.

      Личностный кризис  у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации.

      Семейный кризис  связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи).

      Случаются и  профессиональные кризисы , обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.

      По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора.Остановимся на содержании и типологии выборов, основываясь на представлениях В. Шутса (1993).

      Свое представление о выборе исследователь формулирует следующим образом: «Я выбираю всю свою жизнь и всегда выбирал. Я выбираю свое поведение, свои чувства, свои мысли, свои болезни, свое тело, свои реакции, свою смерть. Некоторые из этих выборов я предпочитаю осознавать, некоторые я предпочитаю не осознавать. Я часто предпочитаю не знать о чувствах, с которыми мне не хочется иметь дело, о неприемлемых для меня мыслях и о некоторых связях между событиями». Таким образом, можно говорить о выборе сознательном и бессознательном, Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная деятельность человека, и пассивный, который осуществляется в результате бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный.

      Итак, кризис можно понимать как ситуацию необходимости выбора, в которой осуществляется последовательное движение от неосознанности, пассивности и безответственности выбора к более полному его осмыслению, активной позиции и принятию ответственного решения.

      Существуют ли психологические особенности у человека в пожилом возрасте

      Американский психолог Эрик Эриксон считает, что кризис пожилого возраста — это восьмой по счету кризис в жизни человека. Его главной особенностью является остро выраженный психосоциальный конфликт, во время которого индивид полностью переосмысливает свою жизнь.
      Кризис пожилого возраста и его психологическое содержание носят сугубо индивидуальный характер. Но Эриксон выделил 3 способа адаптации, которые встречаются чаще всего:

      1. Счастливая старость. Наступает для тех людей, которые справились с кризисом практически безболезненно. Они отличаются наличием силы воли, уравновешенным характером и крепкой нервной системой. Их смело можно назвать гармоничными личностями, которые с достоинством принимают то, что с ними происходит. Эти люди все так же с интересом смотрят на окружающий мир, вспоминают позитивные моменты жизни, с любовью относятся к своему возрасту. Кроме того, они испытывают умиротворение и не боятся смерти.
        2. Несчастливая старость. Затрагивает людей, у которых есть доставляющие страдания хронические заболевания. Для них характерны тревожность, неуверенность в себе, обидчивость, ранимость, отсутствие смысла жизни. Очень часто больные задумываются о самоубийстве или просят об эвтаназии. В большинстве случаев они остаются в одиночестве, чувствуют себя беспомощными, вновь и вновь вспоминают и переживают прошлые обиды. Из-за этого кризис пожилого возраста затягивается.
        3. Психопатологическая старость. При таком старении справиться с кризисом практически невозможно. Он наблюдается у людей, которые страдают депрессией или ипохондрией, неврозами, старческим слабоумием. Они своими же руками создают себе и окружающим проблемы и конфликтные ситуации. А еще они боятся остаться одни, без поддержки родственников в доме престарелых. Главная особенность старости такого типа — ненависть к возрасту.

      Какие роли играют близкие отношения с людьми в психологии человека на протяжении жизни

      Считается настоящей и идеальной, описаны примеры в истории и литературе "Три мушкетёра". При этом дружеские отношения строятся на взаимопомощи, поддержке, обоюдной защите, участии в решении вопросов. Объединяют мужчин общие интересы, работа, хобби. Мужчины меньше проявляют эмоции, поэтому не настолько сильно открываются в дружбе, душевная близость менее сильная в сравнении с женской, однако дружеские взаимоотношения бывают довольно крепкими, устойчивыми.

      Обычно настоящие друзья встречаются в жизни редко, с годами их количество сокращается, а оставшиеся ценятся ещё больше - проверены годами, поступками, часто выручали в сложных ситуациях. Друзья необходимы в жизни человека, а наличие близкого друга - это счастье. Важно беречь и поддерживать отношения на протяжении жизни.

      Психология дружбы мужчин строится по определённым принципам, интересам:
      1. Общие дела - друзья любят проводить вместе время, как на работе, так и досуг.
      2. Удобство - дружеские отношения взаимовыгодны, оказывают взаимную помощь в бизнесе, достижении успехов в различных сферах жизни.
      3. Наставничество - такой друг обычно старше по возрасту, при этом обладает необходимыми для развития знаниями. Психология дружбы между мужчинами построена на стремлении к сотрудничеству, настоящий друг всегда придёт на помощь в тяжёлой ситуации. Мужская дружба проверяется в беде, помехами могут быть стремление к соперничеству, различные взгляды на жизнь, неумение совмещать дружбу и семью. С годами можно продолжать дружеские отношения семьями или периодически встречаться с лучшими друзьями на выходных.

      Как развивается самосознание и самореализация у человека от молодости до старости

      Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:

      • Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
      • Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
      • Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
      • Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».

      В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.

      Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.

      Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.

      Этапы психологического развития человека от рождения до смерти 01

      Какие проблемы социализации могут возникнуть у человека на разных этапах жизни

      Даже такие, казалось бы, базовые навыки, как умение нормально ходить, распознавать жесты и реагировать на боль требуют обучения.

      В книге по социологии приводится история девочки, обнаруженной в квартире родителей‑маргиналов. Лишённая базовой заботы и общения, семилетняя Даниэлла не умела говорить, странно передвигалась и не могла взаимодействовать даже простыми жестами.

      Она не смотрела в глаза, не знала, как жевать и глотать твёрдую пищу, не умела плакать и не реагировала на стимулы, которые обычно вызывают боль.

      Однако даже не в такой запущенной форме недостаток социализации в раннем возрасте может сломать всю оставшуюся жизнь человека. В книге « Биология добра и зла » Роберт Сапольски наглядно доказывает это, вспоминая события в Румынии во времена диктатора Николы Чаушеску.

      После запрета абортов и контрацепции в 80‑х годах ХХ века специальные учреждения были переполнены брошенными детьми. Из‑за нехватки работников они содержались в ужасных условиях, недоедали и были лишены базового общения и заботы.

      В дальнейшей жизни у воспитанников приюта наблюдали снижение когнитивных навыков, проблемы с привязанностью, депрессии и тревожные состояния.

      Более того, у них даже мозг отличался: было меньше серого и белого вещества, наблюдались замедленный метаболизм лобной коры, нарушение связей между разными участками мозга и увеличение миндалины.

      Таким образом, первичная социализация в семье оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Детские психологические травмы , насилие и прочие неблагоприятные условия много позже могут вылиться в психические расстройства и проблемы во всех сферах жизни.

      Кроме того, она влияет и на последующий этап социализации — общение со сверстниками.

      Каким образом чувства утраты и смерти влияют на психологическое состояние человека в пожилом возрасте

      Чаще всего психологическое консультирование пожилых людей сопровождается медикаментозной поддержкой. А психологам, кроме прочего, приходится решать еще одну задачу — объяснять своим клиентам, что психиатр и антидепрессанты — это нормально и совсем не страшно, что собственных, внутренних резервов может не хватить.

      Как человеку с деменцией получить паллиативную помощь? Как развивается деменция и чем можно помочь человеку с этим заболеванием на последнем этапе жизни

      Надежда Прохорова

      Уход при различных заболеваниях

      К слову про психиатра. Часто случается, что мы, психологи, становимся первыми людьми, с кем дети пожилых родителей обсуждают первые признаки деменции. Я помню одну женщину, которая находилась в социальном центре в отделении постоянного пребывания, ее история, скажем так, характерна. Там пенсионеры живут, как в санатории, в комнатах на два человека. Так вот, соседка этой женщины начала замечать, что та путается не только в графике процедур, но и порой не очень понимает, какой нынче год на дворе. И собственную фамилию может назвать не ту, что указана в документах. Через какое-то время к психологу пришли дети этой пенсионерки. Они замечали, что что-то не так, но принимали происходящее за особенности своей мамы, списывали на стресс после смерти отца. И просили уделить женщине особое внимание. 

      Надо сказать, психологи не вправе диагностировать деменцию, а в этом случае, как позже выяснилось, имела место именно она. Но можем предложить обратиться за консультацией к психиатру, помочь успокоиться и собраться перед встречей с врачом, освоиться с происходящим.

      Да, на сегодняшний день деменция не лечится. Но можно замедлить течение болезни, особенно если поймать ее на ранней стадии. Для этого важно перешагнуть через страхи и предубеждения по отношению к психиатрии, а их немало. Особенно у людей старшего возраста.