Какие психологические факторы влияют на наше поведение
- Какие психологические факторы влияют на наше поведение
- Связанные вопросы и ответы
- Как влияют наше прошлое и наши жизненные обстоятельства на наше поведение
- Чем объясняется наше стремление к достижению успеха и признанию
- Почему мы иногда принимаем решения, которые кажутся неразумными и противоречащими нашим интересам
- Какие психологические механизмы лежат в основе наших страхов и фобий
- В чем причины агрессивного поведения и как их можно контролировать
- Как формируется наше мировоззрение и как оно влияет на наше поведение
Какие психологические факторы влияют на наше поведение
Елена Гаева
Предшествующие факторы, последствия поведения
Предшествующие факторы , последствия поведения
Среда – это совокупность различных стимулов ( факторов , которые влияют на наше поведение .
Стимул – это событие, действие предмет или их комбинация .
Некоторые стимулы могут провоцировать возникновение поведения или поддерживать поведение в течении определенного периода времени .
Другие стимулы могут привести к ослаблению поведения или вовсе предотвратить его появление .
Стимулы или изменения, происходящие в окружающей среде,делятся на две категории:
Публикация «Предшествующие факторы, последствия поведения» размещена в разделах
- Темочки
- стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения , или факторы , предшествующие поведению ;
- стимулы, которые происходят ПОСЛЕ того , как возникает поведение или последствия поведения .
Примеры:
Предшествующий стимул провоцирует или запускает поведение , поведение происходит , а стимул-последствие возникает как результат поведения .
Стимул-последствие либо усиливает , либо ослабляет, либо гасит поведение .
Такая последовательность « Предшествующий фактор – поведение-последствие » в прикладном анализе поведения , называется «трехкомпонентная поведенческая последовательность » .
Модифицируя предшествующие факторы , мы можем предотвратить неприемлемое поведение .
Модифицируя последствия , мы можем ослабить проблемное поведение и сформировать социально приемлемое поведение .
Стимулы, предшествующие поведению ,делятся на два вида:
1. различимые стимулы (те, которые существуют или появляются в окружающей среде) ;
2. мотивирующие состояния (физиологические и эмоциональные состояния организма) .
В окружающей среде существует огромное количество стимулов. Некоторые из этих стимулов запускают поведение . Такие предшествующие стимулы в прикладном анализе поведения называются различимыми стимулами (например: халат врача, надписи «Открыто» , «Закрыто» , загоревшееся табло в самолете).
Существуют другие виды предшествующих факторов : наши физиологические и эмоциональные состояния. Такие состояния влияют на наше поведение (создают фон для нашего поведения ) .
В прикладном анализе поведения они называются мотивационными операциями (или состояниями, предрасполагающими к определенному поведению ).
Последствия поведения так же влияют на наши действия.
Последствия поведения – это изменения в окружающей среде, благоприятные или нет, которые начинают происходить как результат возникновения поведения .
Последствие – это то , что человек приобретает или отдает как результат своего поведения . Если последствия благоприятные – то вероятность того что поведение повторится , велика. Если последствия неблагоприятные , то вероятность того, что поведение повторится , мала. Т. о. последствия влияют на вероятность возникновения поведения в будущем .
Если мы знаем, какие последствия усиливают поведение и какие последствия ослабляют поведение , мы можем модифицировать эти последствия , чтобы усилить приемлемое поведение и ослабить проблемное поведение .
Связанные вопросы и ответы:
1. Почему люди часто проявляют агрессию в конфликтных ситуациях
Люди могут проявлять агрессию в конфликтных ситуациях из-за стресса и негативных эмоций, которые накапливаются в процессе взаимодействия. Часто агрессия возникает как защитный механизм в ответ на угрозу или оскорбление. Некоторые люди могут испытывать недостаток навыков управления своими эмоциями, что приводит к проявлению агрессии. Культурные и социальные факторы также могут оказывать влияние на то, как люди реагируют в конфликтных ситуациях. Необходимо различать конструктивную и деструктивную агрессию и учиться эффективно управлять своими эмоциями во время конфликтов.
2. Почему некоторые люди склонны к самоизоляции и избеганию общения с окружающими
Некоторые люди могут склоняться к самоизоляции из-за психологических причин, таких как социальная тревожность, низкая самооценка или страх перед отказом. Для них общение может быть связано с чувством уязвимости или беспокойства. Такое поведение может быть способом защиты от потенциальной боли или разочарования. Важно помнить, что самоизоляция не всегда является патологией и может быть временным способом справляться со стрессом или негативными эмоциями. Поддержка и понимание со стороны окружающих могут помочь человеку выйти из самоизоляции.
3. Почему некоторые люди стремятся контролировать окружающих и события в своей жизни
Стремление к контролю может быть обусловлено различными факторами, включая страх потерять власть, недостаток доверия к другим либо пережитые травмы и потери. Некоторые люди могут искать контроль как способ справляться со стрессом и неопределенностью. Однако переизбыток контроля может привести к конфликтам и ограничениям в отношениях с окружающими. Важно находить баланс между стремлением к контролю и готовностью принимать изменения и неопределенность.
4. Почему люди иногда могут проявлять зависть и ревность по отношению к другим
Зависть может возникать из-за ощущения неравенства, недостатка удовлетворения собственных потребностей или сравнения с другими людьми. Ревность обычно связана с переживанием угрозы потери важных для человека отношений или ресурсов. Эти эмоции могут стимулировать человека к действию, но также могут нанести вред отношениям и самооценке. Важно осознавать и управлять своими чувствами зависти и ревности, а также стремиться к саморазвитию и удовлетворению собственных потребностей.
5. Почему некоторые люди стремятся к подтверждению своей значимости и признанию со стороны других
Потребность в признании и подтверждении со стороны других людей может быть связана с недостатком уверенности в себе и своих способностях. Иногда люди могут использовать внешние успехи и одобрение для компенсации внутренних конфликтов и неуверенности. Важно различать здоровую потребность во внимании и признании от зависимости от мнения окружающих. Развитие самооценки, самопринятия и внутренней уверенности помогут человеку стать менее зависимым от внешних оценок.
6. Почему некоторые люди избегают ответственности за свои действия
Избегание ответственности может быть обусловлено различными факторами, включая страх провала, низкую самооценку или неспособность увидеть важность личной ответственности. Некоторые люди могут использовать оправдания и виноватить других, чтобы избежать неприятных последствий или чувства вины. Важно осознавать важность личной ответственности за свои поступки и последствия, а также развивать навыки принятия и решения проблем.
7. Почему люди часто подвержены влиянию социального окружения и общественных стереотипов
Люди могут быть подвержены влиянию социального окружения и общественных стереотипов из-за потребности принадлежности к социуму и желания соответствовать ожиданиям. Внешние факторы, такие как медиа, родители, друзья и культурные ценности, могут формировать мнения и поведение человека. Подверженность влиянию внешних факторов может приводить к потере автономии и самоопределения. Важно развивать критическое мышление, осознавать собственные ценности и убеждения, а также стремиться к саморазвитию и самоопределению вне зависимости от внешних влияний.
Как влияют наше прошлое и наши жизненные обстоятельства на наше поведение
Чем психотерапия помогает в реальных отношениях? Мне часто задают этот вопрос. Иногда клиенту кажется, что становится только хуже. Например, когда после нескольких встреч с психотерапевтом он идет к родственникам и под знаменем радикального прояснения отношений разносит в пух и прах то малое взаимопонимание, которое у них было. А затем задается вопросом, что он делает не так.
Житейская логика говорит, что если обнаружены сильные чувства, то их необходимо выразить, причем тому человеку, с которым они связаны. Но житейская логика отличается от психотерапевтической. Если в пятилетнем возрасте родители не купили нам игрушечный автомобиль, недостаточно поругаться с родителями сейчас, чтобы избавиться от ощущения своей никчемности. Недостаточно даже купить настоящий автомобиль. Почему?
Потому что психическая реальность устроена особым образом. Во-первых, она состоит не из событий как таковых, а из наших интерпретаций этих событий. Во-вторых, она населена «внутренними объектами». Это — следы наших отношений со значимыми людьми, своего рода хранилища, в которых собраны все связанные с ними надежды и разочарования.
Наши злость, раздражение, отвращение, обида и прочие малоприятные чувства направлены скорее на внутренние объекты, чем на живых людей. Именно поэтому нет никакой необходимости предъявлять последним свои переживания.
Но что же делать с чувствами из прошлого, если мы их по-прежнему испытываем? Есть другой путь — поискать ответ на вопрос, какое послание они несут и что мы можем изменить для себя сейчас.
Годами копившееся напряжение постепенно сошло на нет, и стало ясно, что настоящее не определяется прошлым, а создается здесь и сейчасОднажды ко мне обратился 29-летний мужчина. С первого взгляда Юрий производил впечатление очень развитого физически и интеллектуально человека. Он занимался карате и бодибилдингом, чтобы быть мужественным, а затем ушел в преподавательскую работу, чтобы повысить социальный статус, — всю жизнь он двигался от одного достижения к другому в надежде поймать одобрительный взгляд отца. Но тому были безразличны успехи сына.
За неудовлетворенной жаждой признания обнаружилось много злости, и первым побуждением Юрия было «отомстить» отцу за исковерканную жизнь, о чем он мне и сказал. Я предложил пережить эту эмоцию не через отреагирование, а с помощью исследования.
Мы обратились к детству Юрия: мальчик нуждался в отце и злился, не получая внимания. Но злость проявлять было нельзя, поэтому она словно застыла и сопровождала его в неизменном виде всю дальнейшую жизнь, оторвавшись от ситуации, в которой возникла.
В нашей работе мы вернули ее к истокам, и Юрий снова проживал свои чувства. Они оказались разнообразными: вместе со злостью «оттаяли» печаль, страх, разочарование…
Спустя некоторое время он с удивлением обнаружил, что желание мстить исчезло, и оказалось, с отцом можно разговаривать о машинах, ходить на рыбалку…
Годами копившееся напряжение постепенно сошло на нет, и стало ясно, что настоящее не определяется прошлым, а создается здесь и сейчас.
Чем объясняется наше стремление к достижению успеха и признанию
Чтобы лучше понять этот парадокс, взглянем на фундаментальную концепцию психологии: неудовлетворенные потребности влияют на ваши мысли и действия.
Это очевидно на примере физических потребностей. Представьте, что вы голодны, хотите пить или вам нужно в туалет, но вы застряли в пробке. В этих условиях каждая секунда кажется вечностью.
То же самое справедливо и для эмоциональных потребностей. По мнению психолога Абрахама Маслоу, потребности организованы в иерархию, причем сложные эмоциональные потребности возникают после удовлетворения основных физиологических потребностей. К ним относятся потребность чувствовать себя в безопасности, принадлежать к социальной группе, получать уважение и раскрыть свой потенциал. Психолог Дэвид Макклелланд утверждал, что в основе мотивации человека лежат дополнительные потребности, в том числе необходимость достижения, которая представляет собой стремление чувствовать себя компетентным, когда вы соревнуетесь с задачей, собой и другими. Это наиболее частая причина для достижения результата в работе. Высокая зарплата, признание со стороны руководства и коллег, радость от выполнения интересных задач – это удовлетворение стремления к уважению и полноте жизни. А ведь именно на работе мы проводим треть своей жизни.
Найдите минутку и подумайте, как ваше стремление к достижениям и потребность в этом развивались с детства. Когда вы учились в школе, вы много работали, чтобы получать хорошие оценки, попасть в футбольную команду или выступать на школьных постановках. Родители и учителя хвалили вас за хорошую успеваемость. Получение похвал и наград за хорошо выполненную работу только усиливает вашу потребность в достижениях.
Почему мы иногда принимаем решения, которые кажутся неразумными и противоречащими нашим интересам
Причин, которые заставляют людей замирать от ужаса, много.
Джон Боулби, английский психиатр, психоаналитик, основоположник теории привязанности, считал, что страх может возникать, когда в непосредственной близости с человеком находится что-либо представляющее опасность или когда отсутствует предмет или человек, который был гарантом безопасности (например, как мама для малыша).
Ученый выделял две группы пугающих стимулов:
природные : боль, одиночество, высота, внезапная трансформация стимула или его неожиданное приближение к человеку (например, когда навстречу стремительно выбегает человек или на большой скорости едет автомобиль);
производные : боязнь животных, незнакомые люди или предметы, темнота.
Американский писатель, психолог, семейный психотерапевт, коуч, специалист по человеческим взаимоотношениям и личностному росту Джон Грей предполагал, что поводом для страха может быть событие, которого ждут, но которое не происходит в ожидаемом месте в ожидаемое время.
По версии американского психолога, специалиста в области психологии эмоций Кэррола Изарда, у страха есть внутренние и внешние причины. К первым относятся потребности, влечения, познавательные (когнитивные) процессы, благодаря которым человек вспоминает или предвидит опасность. Внешние причины будут обусловлены средой, в которой живет человек, культурными особенностями.
Определенный страх или фобию могут спровоцировать приобретенные привычки, личный опыт человека, генетика, его пол и возраст, черты характера, темперамент – все индивидуально.
Какие психологические механизмы лежат в основе наших страхов и фобий
Формирование агрессивного поведения - это сложный многогранный процесс. Как правило, в его основе находится влияние семьи, сверстников, соседского окружения, средств массовой информации, фильмов. Злобное неуважительное по отношению к другим поведение формируется на протяжении многих лет, когда ребенок наблюдает за чужими действиями и начинает подражать и имитировать их.
Можно выделить две группы причин патологического поведения: социальные и физиологические.
К социальным причинам принадлежат следующие факторы:
- жесткое воспитание в семье, травмы детства, конфликты с родителями;
- непонимание со стороны сверстников и педагогического коллектива;
- пережитое насилие со стороны взрослых;
- неадекватный уровень самооценки, гипертрофированное желание самоутвердиться и выделиться из толпы;
- наличие проблем интимного характера, отсутствие спутника жизни, острое чувство одиночества;
- чрезмерное увлечение фильмами ужасов, жесткими квестами, онлайн играми воинствующей направленности;
- хроническое переутомление, дефицит сна.
На обывательском уровне часто считается, что причина агрессии заключается в психическом расстройстве. Однако, исследования показали, что только 12 % от всех преступников имели психические отклонения. Отсюда вывод, что в большинстве случаев причиной агрессии являются социальные факторы.
В ряде случаев девиантное поведение вызвано различными расстройствами психоэмоциональной сферы. Это могут быть:
- депрессивное состояние;
- старческий маразм;
- шизофрения;
- психопатия - расстройство личности, отсутств
- е эмпатии;
- различные виды неврозов;
- синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей;
- заболевания головного мозга;
- онкологические заболевания - приступы агрессии вызваны сильной болью и ощущением безысходности ситуации;
- гормональная недостаточность - может быть врожденной или приобретенной вследствие заболеваний или климакса;
- задержка речевого и психологического развития у детей - ребенок проявляет агрессивность, когда не умеет высказать свои желания, не находит друзей и понимания со стороны взрослых;
- алкогольная интоксикация - проявление гнева происходит на фоне желания опохмелиться, плохого самочувствия после выпивки, на фоне конфликтов в семье;
- наркотическая зависимость;
- ненормированный прием некоторых лекарственных препаратов.
Агрессивность, развивающаяся на фоне психических отклонений, часто сопровождается повышенным сексуальным влечением, от его нереализованности чувство гнева и неудовлетворенности усиливается.
В чем причины агрессивного поведения и как их можно контролировать
Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.
Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.
Существует два уровня мировоззрения:
- Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
- Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание , поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.
Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Несмотря на то, что оно является комплексной системой взглядов, его элементы всегда приведены к некоторому «общему знаменателю». Если же появляется какая-то новая информация, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.
Как формируется наше мировоззрение и как оно влияет на наше поведение
Результаты многолетних исследований в США показали, что за 20 лет самооценка школьников и студентов значительно улучшилась . Например, среди детей 11–13 лет показатели выросли с 28 до 32 баллов из 40 возможных по шкале самооценки Розенберга, а среди подростков 14–17 лет — с 29 до 31 балла. Среди студентов наиболее распространённой со временем стала оценка 40 баллов, при этом почти у каждого пятого самооценка была идеальной. Однако высокая самооценка совсем не обязательно стабильная.
Исследования также показывают, что благие намерения повысить самооценку учеников за счёт похвалы на самом деле ухудшают успеваемость. Когда их хвалят за умственные способности, они начинают фокусироваться на успеваемости, а не на обучении, исходят из внешней мотивации к оценкам, а не из внутренней к знаниям и считают интеллект неизменной чертой, а не качеством, которое можно улучшить. Всё это вредит учебному процессу.
Упор на успеваемость ведёт не к успеху, а к стрессу, тревоге и проблемам в учёбе. Когда мы теряем внутреннюю мотивации, мы перестаём контролировать ситуацию и становимся более обидчивыми. Кроме того, если мы привязываем самооценку к интеллекту и считаем его при этом чем‑то фиксированным, то неудачи , ошибки или трудный материал превращаются в угрозу для нашего самовосприятия.
В подобной ситуации люди с нестабильной самооценкой могут чувствовать себя бесполезными и сдаваться раньше времени, чтобы защититься от поражения. Или, наоборот, упорно стараются сохранить самооценку, пытаясь изо всех сил достичь успеха, даже если их подход не работает, отнимает больше времени или требует больше усилий. Обе стратегии непродуктивны. Более эффективно было бы переосмыслить проблему и подойти к ней с другой стороны.
Короче говоря, высокая самооценка не обеспечивает хорошую успеваемость, хорошая успеваемость повышают самооценку. Точно так же высокая самооценка не делает кого‑то более успешным лидером , лучшим романтическим партнёром или более привлекательным человеком в целом.
Люди с высокой самооценкой могут думать, что они более популярные и любимые. Люди с условно высокой самооценкой обычно считаются неприятными и не располагают к себе. Это логично, если учесть, что они используют отношения для повышения самооценки. Как и в случае с успеваемостью, социальное признание, похоже, поднимает самооценку, а не наоборот.
Другими словами, самооценка — это не решение всех проблем. Даже самые уверенные в себе, привлекательные и умные люди переживают расставания, потерю работы и тревогу.
Результаты многолетних исследований в США показали, что за 20 лет самооценка школьников и студентов значительно улучшилась. Например, среди детей 11-13 лет показатели выросли с 28 до 32 баллов из 40 возможных по шкале самооценки Розенберга, а среди подростков 14-17 лет — с 29 до 31 балла. Среди студентов наиболее распространенной стала оценка 40 баллов, при этом почти у каждого пятого самооценка была идеальной. Однако высокая самооценка совсем не обязательно стабильная.
Исследования также показывают, что благие намерения повысить самооценку учеников за счет похвалы на самом деле ухудшают успеваемость. Когда их хвалят за умственные способности, они начинают фокусироваться на успеваемости, а не на обучении, исходят из внешней мотивации к оценкам, а не из внутренней к знаниям и считают интеллект неизменной чертой, а не качеством, которое можно улучшить. Всё это вредит учебному процессу.
Упор на успеваемость ведёт не к успеху, а к стрессу, тревоге и проблемам в учёбе. Когда мы теряем внутреннюю мотивацию, мы перестаем контролировать ситуацию и становимся более обидчивыми. Кроме того, если мы привязываем самооценку к интеллекту и считаем его при этом чем-то фиксированным, то неудачи, ошибки или трудный материал превращаются в угрозу для нашего самовосприятия.
В подобной ситуации люди с нестабильной самооценкой могут чувствовать себя бесполезными и сдаваться раньше времени, чтобы защититься от поражения. Или, наоборот, упорно стараются сохранить самооценку, пытаясь изо всех сил достичь успеха, даже если их подход не работает, отнимает больше времени или требует больше усилий. Обе стратегии непродуктивны. Более эффективно было бы переосмыслить проблему и подойти к ней с другой стороны.
Таким образом, важно помнить, что самооценка не является стабильной и может изменяться в зависимости от обстоятельств. Важно развивать внутреннюю мотивацию и фокусироваться на процессе обучения, а не на результатах. Только так можно достичь реального успеха и развить себя как личность.