Влияние психологических факторов на структуру субъективного благополучия: анализ методов психодиагностики
- Влияние психологических факторов на структуру субъективного благополучия: анализ методов психодиагностики
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные компоненты входят в структуру субъективного благополучия
- Какие методы психодиагностики используются для измерения уровня субъективного благополучия
- Как влияют социальные факторы на формирование субъективного благополучия
Влияние психологических факторов на структуру субъективного благополучия: анализ методов психодиагностики
Использование различных инструментов для оценки структурных компонентов субъективного благополучия создает трудности для их системного анализа. Поэтому в статье предложен новый инструмент, претендующий на охват различных сторон субъективного благополучия. Предполагалось, что субъективное благополучие, кроме компонентов когнитивного и эмоционального благополучия, выделяемых и измеряемых большинством авторов, включает в себя и ряд других компонентов. Исходным положением при конструировании методики стало представление о том, что субъективное благополучие является синтетическим социально-психологическим образованием, включающим ряд компонентов, отражающих благополучность различных сторон бытия человека, среди которых главными являются он сам, его переживания, деятельность и ее смыслы, созерцание, включенность в общность и общество (ориентированность на себя или на общность). Целью исследования являлась разработка, валидизация и стандартизация оригинальной методики диагностики субъективного благополучия личности. Выборка исследования составила 252 человека (57,5% женщин, 42,5% мужчин) в возрасте от 18 до 50 лет. В процессе конструирования методики осуществлена проверка надежности (ретестовой, по внутренней согласованности, частей опросника), очевидной, содержательной и конвергентной валидности, по результатам которых выявлено, что данная методика является надежным и валидным инструментом, позволяющим диагностировать качественно и за короткое время общий уровень субъективного благополучия и его компоненты, не прибегая к иным средствам. Разработанная методика включает в себя пять шкал (эмоциональное благополучие, экзистенциально-деятельностное благополучие, эго-благополучие, гедонистическое благополучие, социально-нормативное благополучие), отражающих его структуру, а также интегративную шкалу субъективного благополучия. Пятифакторная структура субъективного благополучия имеет не только эмпирическое, но и теоретическое основание. Выделенные на основе факторного анализа шкалы соответствуют представлениям о структуре субъективного благополучия, отраженным в трудах российских психологов.
Связанные вопросы и ответы:
1. Что такое психодиагностика структуры субъективного благополучия
Психодиагностика структуры субъективного благополучия - это специальный вид диагностики, направленный на изучение и оценку уровня психологического благополучия человека и его внутреннего состояния.
2. Какие методики используются в психодиагностике структуры субъективного благополучия
Для психодиагностики структуры субъективного благополучия используются различные методики, такие как опросники, тесты, шкалы самооценки и проективные методики.
3. Какие аспекты благополучия изучаются в рамках психодиагностики
В рамках психодиагностики структуры субъективного благополучия изучается не только общий уровень благополучия, но и такие его аспекты как удовлетворенность жизнью, уровень стрессоустойчивости, самооценка, психологическое комфортное состояние.
4. Какие факторы могут влиять на результаты психодиагностики структуры субъективного благополучия
Результаты психодиагностики структуры субъективного благополучия могут быть влияны различными факторами, такими как настроение человека в момент прохождения тестирования, степень его откровенности, а также внешние обстоятельства.
5. Каким образом можно интерпретировать результаты психодиагностики структуры субъективного благополучия
Результаты психодиагностики структуры субъективного благополучия могут быть интерпретированы с учетом общепризнанных стандартов психологического благополучия, а также сравнены с результатами других исследований в данной области.
6. Как важно проведение психодиагностики структуры субъективного благополучия
Проведение психодиагностики структуры субъективного благополучия играет важную роль в понимании психологического состояния человека, а также может помочь выявить проблемные аспекты, требующие коррекции и поддержки.
7. Какие практические рекомендации могут быть даны на основе результатов психодиагностики структуры субъективного благополучия
На основе результатов психодиагностики структуры субъективного благополучия могут быть даны практические рекомендации по улучшению качества жизни, управлению стрессом, повышению самооценки и развитию позитивного мышления.
Какие основные компоненты входят в структуру субъективного благополучия
личностных характеристик
К широко используемым количественным методам, используемым для установлении влияния стрессовой реакции на организм относятся эпидемиологическое исследование, метод опроса и экспериментальные методы. Их можно применять в исследованиях, не взаимоисключая. Так, ключевым элементом в исследованиях является применение опросников, что также часто применяется в эпидемиологических и экспериментальных исследованиях. К теме исследования можно иногда подходить, используя ряд различных методов.
Эпидемиологические исследования проводятся с целью установления распространения и детерминант связанных со здоровьем состояний и событий в популяциях, а также приложение этого исследования к контролированию проблем со здоровьем. Поэтому эпидемиологические методы характеризуются акцентированием внимания на последствиях в форме болезней и могут использовать ряд разнообразных методологий, в частности, описательные (дескриптивные) исследования, основанные на анализе структуры смертности. Сюда также относятся исследования с использованием контрольной группы, в которых выборку людей, страдающих определенной болезнью, сравнивают с выборкой людей без этой болезни, но последние должны быть максимально схожи с первой выборкой в других отношениях. Этот подход используют для сравнения выборки людей, больных раком груди, с теми, у кого нет этого заболевания, чтобы определить, кто пережил наиболее стрессогеные события.
Широко используется при изучении влияния стрессоров на здоровье проспективное исследование, при котором характеристики людей одной и той же выборки контролируются в течение длительного времени, иногда на протяжении десятилетий, чтобы определить, кто из участников заболевает.
Исследователи-эпидемиологи часто включают методы опроса в свои исследования с использованием рабочей и контрольной выборок или в проспективные исследования.
Следует подчеркнуть, что опросы являются наиболее широко используемым подходом при исследовании стресса и часто применяются для сбора данных по стрессорам, напряжениям и различным промежуточным переменным (хотя метод опроса может также быть использован в комбинации с более объективными данными, такими как физиологические показатели). Эти исследования могут быть поперечно-срезовыми, когда все измерения проводятся в ходе одного единовременного опроса, или лонгитюдными, когда измерения стрессоров могут проводиться в один момент (или несколько моментов) времени, а затем за индивидуумами следят в течение определенного периода, чтобы получить представление о будущих напряжениях. Поперечно-срезовые исследования проводятся намного чаще, возможно, потому, что это самый легкий способ собрать данные в прикладной обстановке. Примером подобного исследования является широкомасштабный опрос, проведенный Флетчером и Джонс (Fletcher&Jones,1993), в котором 3000 людей заполняли вопросники, включавшие оценки производственных требований и контроля, удовлетворенности работой, тревоги и депрессии. Также проводились измерения кровяного давления. Это исследование установило, что хотя высокие производственные требования и низкий контроль были связаны с более низкими уровнями удовлетворенности и более высокими уровнями тревоги и депрессии, связи с кровяным давлением систематически отличались противоположной направленностью. Это означает, что у людей, занятых на предположительно более стрессовой работе, было, как правило, более низкое кровяное давление. Поскольку поперечно-срезовые исследования не могут выявить причинность, лонгитюдные исследования часто рассматриваются как более совершенный подход. Следует отметить, что у многих людей стрессоры (такие как отсутствие работы) и психологическое расстройство могут существовать параллельно в течение длительного времени, и даже лонгитюдные исследования не способны выявить причинность с достаточной надежностью.
Какие методы психодиагностики используются для измерения уровня субъективного благополучия
Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена. Дискуссионным остается вопрос о том, что выступает необходимым условием состояния субъективного благополучия. Существующие в настоящее время исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Это обуславливает необходимость в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.Поэтому важной задачей в изучении субъективного благополучия является выделение основных факторов, детерминант, определяющих состояния психологического благополучия, выявление их соотносительной значимости. В данном исследовании, руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы предположили, что в качестве детерминант субъективного благополучия выступают экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность и вовлеченность.Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является эмоциональная устойчивость личности, особо актуальный феномен в условиях ситуации быстрых преобразований, в которой находится общество сегодня.
Как влияют социальные факторы на формирование субъективного благополучия
Психологи доказали, что процесс развития стрессоустойчивости является важнейшим направлением психокоррекционной работы. Если у взрослого человека или ребенка есть данное качество, то в плане благополучия личности для него характерны:
- Наличие оптимистичного настоя,
- Высокая степень сохранности психического и физического здоровья,
- Формирование устойчивости к стрессам, которая ведет к жизненной гармонии (уравновешенная психическая деятельность дает возможность получить удовольствие от любых действий),
- Легкое отношение к окружающим, которое может сделать для человека комфортным общение с начальством, подчиненными и коллегами,
В зависимости от преобладающего типа стрессоустойчивости, ученые предприняли попытку классифицировать людей с высокой степенью сопротивляемости внешним воздействиям на специфические группы. Человек с рождения не получает определенный уровень стрессоустойчивости. В процессе жизни, обучения и работы человек может столкнуться с различными ситуациями. Успех способен вдохновить его, а неудача позволяет провести анализ собственных действий и определить ошибки. Таким образом, происходит формирование жизненного опыта, с опорой на который человек уже будет решать последующие трудности.
«Взаимосвязь психологического благополучия и стрессоустойчивости личности»
В соответствии со степенью выраженности компонентов стрессоустойчивости, психологи выделили несколько категорий людей. Так, человек с низкой сопротивляемостью стрессам будет чувствовать себя комфортно в том случае, когда его жизнь течет размеренно и ничем не нарушен привычный распорядок. Такую личность выбьет из колеи любая непредвиденная ситуация, поскольку адаптивные способности характеризуются весьма низким уровнем.
Эта группа людей долго привыкает к новому (например, коллективу, обстановке). В ситуации стресса их поведение чаще всего может стать неадекватным. Увеличить уровень стрессоустойчивости для них очень сложно, поскольку их личностные особенности характеризуются слабостью нервной системы.
Вторая группа людей представлена стрессотренируемыми личностями. Их особенность состоит в том, что у них происходит формирование приспособления к обстоятельствам, но с низкой скоростью. По этой причине в экстренных ситуациях они не способны быстро ориентироваться, принимая правильное решение. Человек из этой группы подвержен депрессивным состояниям, но при осуществлении систематической работы с психологом он сможет натренировать свои адаптивные навыки.
Третья группа представлена людьми, которые блокируют стресс. В обычной жизни они проявляют активность,, предприимчивость. Внезапные изменения во внешних условияхими прекрасно. Сложно представить случай, когда они будут в затруднительном положении. Навыки приспособления можно объяснить.
Существует и группа людей, которая абсолютно не восприимчива к стрессу. Сюда необходимо включить невозмутимых, уравновешенных людей, которые спокойно принимают любой «подарок судьбы». Их психика не может давать сбоя, даже тогда, когда они вынуждены долго находиться в стрессовой ситуации.
Психологи доказали, что процесс развития стрессоустойчивости является важнейшим направлением психокоррекционной работы. Если у взрослого человека или ребенка есть данное качество, то в плане благополучия личности для него характерны:
- устойчивость к стрессу;
- адаптивность;
- способность к анализу ошибок;
- готовность к изменению;
В зависимости от преобладающего типа стрессоустойчивости, ученые предприняли попытку классифицировать людей с высокой степенью сопротивляемости внешним воздействиям на специфические группы.
Категории людей с низкой стрессоустойчивостью
Человек с низкой сопротивляемостью стрессам будет чувствовать себя комфортно в том случае, когда его жизнь течет размеренно и ничем не нарушен привычный распорядок. Такую личность выбьет из колеи любая непредвиденная ситуация, поскольку адаптивные способности характеризуются весьма низким уровнем.
Эта группа людей долго привыкает к новому (например, коллективу, обстановке). В ситуации стресса их поведение чаще всего может стать неадекватным. Увеличить уровень стрессоустойчивости для них очень сложно, поскольку их личностные особенности характеризуются слабостью нервной системы.
В целом, социальные факторы, такие как семья, друзья, работа, играют важную роль в формировании субъективного благополучия. Они могут способствовать развитию стрессоустойчивости, а также влиять на уровень адаптивности и готовности к изменению.