Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения

Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения

Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения

Тот, кто изучит науку человеческого поведения и станет экспертом в области языка тела и манер, практически овладеет телепатией. Умение «читать» людей — гораздо больше чем наука. Это настоящее искусство. Любой может развить в себе эту способность и узнавать, что думают люди, когда они хранят молчание. Более того, даже предсказывать, как они себя поведут дальше. Это не обычная книга о том, как считывать выражение лица или угадывать, лжет собеседник или нет. В ней нет поверхностных рассуждений и общих советов. Патрик Кинг учит распознавать привычки, персональные особенности и «говорящие» детали поведения, которые раскрывают образ мыслей, намерения, личность и цели человека. Люди все время транслируют сигналы — надо только знать, куда смотреть! В этой книге знания в области поведенческой психологии талантливо комбинируются с наблюдательностью, которую автор выработал за годы практической работы. Читателям предлагается открыть истинный смысл эмоционального и социального интеллекта и найти короткий путь к пониманию и прогнозированию поведения людей — даже едва знакомых. Из книги вы узнаете: — как считывать полный спектр человеческих эмоций; — как прогнозировать наиболее распространенные желания и мотивации; — о чем говорит выбор домашнего любимца; — что сообщает порядок или беспорядок в комнате о ее владельце; — почему так важно наблюдение и обратное повествование; — как задавать вопросы, не спрашивая. Искусство чтения и анализа людей — это искусство понимания человеческой натуры. Эта книга — чит-код, который позволяет проникать в смысл людских поступков и слов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги « Как стать экспертом по человеческому поведению. Наблюдайте, читайте, понимайте и расшифровывайте людей на основе минимальной информации » предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес .

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие основные подходы существуют для объяснения человеческих поступков

Основные подходы к объяснению человеческих поступков включают психологические, социологические, философские и биологические методы. Психологические подходы, такие как фрейдизм или когнитивная психология, фокусируются на внутренних процессах, таких как бессознательные мотивы или мыслительные паттерны. Социологические подходы учитывают влияние общества, культуры и социальных норм на поведение человека. Философские методы часто исследуют этические и моральные аспекты поступков, а биологические теории связывают поведение с генетикой и нейробиологией. Каждый из этих подходов предлагает уникальную перспективу, но они также могут дополнять друг друга.

2. Как фрейдизм объясняет человеческие поступки

Фрейдизм, разработанный Зигмундом Фрейдом, объясняет человеческие поступки через призму бессознательного ума. Согласно этой теории, поведение человека часто определяется неосознанными желаниями, конфликтами и переживаниями из детства. Фрейд выделял структуру личности, состоящую из Ид, Эго и Суперэго, которые взаимодействуют друг с другом, формируя поведение. Например, импульсивные поступки могут быть проявлением Ид, в то время как моральные суждения связаны с Суперэго. Фрейд также подчеркивал роль вытеснения и защитных механизмов в формировании поведения. Это означает, что многие действия людей обусловлены не только рациональными соображениями, но и глубокими, часто скрытыми мотивами.

3. Какие различия существуют между когнитивным и бихевиористским подходами к объяснению поведения

Когнитивный подход фокусируется на мыслительных процессах, таких как восприятие, внимание, память и принятие решений, которые влияют на поведение человека. Согласно этой теории, люди обрабатывают информацию, оценивают ситуации и принимают решения на основе своих мыслей и убеждений. Напротив, бихевиоризм сосредоточен на внешних факторах, таких как стимулы и реакции, и считает, что поведение формируется через обучение и подкрепление. Если когнитивная психология интересуется тем, "что происходит в голове", то бихевиоризм больше заботится о том, "что происходит вокруг". Эти два подхода дополняют друг друга, но имеют разные точки зрения на природу поведения.

4. Как социальная среда влияет на человеческие поступки

Социальная среда играет значительную роль в формировании поведения человека. Люди часто подвержены влиянию норм, ценностей и ожиданий общества, в котором они живут. Например, культурные нормы могут диктовать, что считается приемлемым или неприемлемым поведением. Кроме того, социальные группы, к которым принадлежит человек, могут формировать его мнения, отношение и действия. Социальное обучение, описанное Альбертом Бандурой, также показывает, что люди учатся, наблюдая и имитируя поведение других. Таким образом, социальная среда не только ограничивает, но и вдохновляет людей на определенные поступки.

5. Какие есть основные особенности гуманистического подхода к объяснению поведения

Гуманистический подход, разработанный такими учеными, как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, фокусируется на внутреннем потенциале человека и его стремлении к самореализации. Согласно этой теории, поведение человека обусловлено его уникальными переживаниями, ценностями и стремлением к личностному росту. Гуманисты подчеркивают важность самоактуализации, то есть реализации своих способностей и мечт. Они также считают, что люди имеют врожденную тенденцию к положительному развитию, если у них есть поддерживающая среда. Этот подход подчеркивает субъективный опыт и внутренние мотивы, в отличие от более объективных или детерминистских взглядов других теорий.

6. Какие методы используются для исследования человеческого поведения в науке

В науке для исследования человеческого поведения используются различные методы, включая эксперименты, опросники, наблюдения, кейс-стади и нейробиологические исследования. Эксперименты позволяют контролировать переменные и устанавливать причинно-следственные связи. Опросники и интервью собирают субъективные данные о мыслях и чувствах участников. Наблюдения за поведением проводятся в естественной или лабораторной обстановке для изучения реакций на определенные стимулы. Нейробиологические методы, такие как фМРТ, помогают изучать активность мозга при выполнении различных задач. Эти методы позволяют ученым получать полное представление о сложностях человеческого поведения.

7. Какие этические аспекты следует учитывать при объяснении человеческих поступков

При объяснении человеческих поступков важно учитывать этические аспекты, чтобы избежать стигматизации или несправедливого суждения. Например, при анализе поведения человека следует уважать его автономию и индивидуальность. Также важно быть осторожным с обобщениями, основанными на культурных или социальных характеристиках, чтобы не допустить дискриминации. Этические соображения включают прозрачность методов исследования, конфиденциальность данных и информированное согласие участников. Кроме того, важно помнить, что поведение человека часто определяется множеством факторов, и упрощенные объяснения могут быть неточными или несправедливыми.

8. Как современные технологии изменили способ объяснения человеческих поступков

Современные технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение и анализ больших данных, существенно изменили способ объяснения человеческих поступков. Эти инструменты позволяют анализировать огромные объемы информации о поведении, включая данные из социальных сетей, онлайн-активности и сенсоров. Это дает возможность выявлять закономерности и предсказывать поведение с высокой точностью. Однако использование таких технологий также вызывает этические вопросы, связанные с конфиденциальностью и возможностью манипуляции. Тем не менее, технологии открывают новые горизонты для понимания человеческого поведения и разработки более эффективных стратегий вмешательства.

Что такое способы объяснения человеческих поступков

Что проистекает от причин,
а что от случая?

Г.К. Лихтенберг

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa — причина + attributio — приписывание) — феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного.Переводя труднопроизносимый термин на родной язык, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним. Так, если один человек ударил другого, причина этого может видеться нам в том, что сам он по натуре своей человек злой и агрессивный (то есть действие продиктовано его внутренними качествами), либо в том, что он вынужден защищаться или отстаивать таким способом свои интересы (то есть обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг). Такого рода суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они скорее продиктованы нашей склонностью трактовать источники поведения. Такие трактовки во многом индивидуальны, но имеют и общие особенности.Исследователи каузальной атрибуции исходили из следующих положений: 1) люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств наблюдаемого человека; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения, соответствующие черты личности и приписывает их наблюдаемому человеку; 3) такая причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.Теории атрибуции были разработаны на основе обобщения фактов социальной перцепции (межличностного восприятия), однако их авторы в дальнейшем стали распространять свои объяснительные принципы и терминологию на другие области, например мотивацию.В чем сущность теорий атрибуции? «Атрибутивные теории в широком смысле этого термина, — пишет Л.Д. Росс, — рассматривают попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелем которых он является; иначе говоря, изучают наивную психологию «человека с улицы» — как он интерпретирует свое поведение и поведение других».

Почему важно понимать причины поведения человека

Рассмотрим, где применяется поведенческий анализ. По сути, это мощный инструмент изучения поведения человека и его воздействия на окружающую среду.

Вот ряд сценариев и примеров в различных ситуациях.

  • Образование
  1. Оценка студентов в классе. Исследователь изучает, как студенты взаимодействуют друг с другом, с учителем и с окружающей средой. Например, наблюдает, как студенты реагируют на различные учебные программы, как работают в группах и как справляются со стрессом.
  2. Оценка результативности методов обучения. Также в сфере образования данный метод помогает оценивать результативность различных учебных методов. Например, интерактивных занятий и групповых проектов. Также изучают данные об успеваемости студентов, их удовлетворенности занятиями и их мотивацией к учебе.
  3. 2. Создание персональных образовательных программ. Эксперты взаимодействуют с учителями и администраторами, чтобы разработать персональные образовательные программы для студентов с особыми образовательными потребностями. Оценку в таком случае используют для определения наилучших методов обучения и поддержки каждого студента.
  • Здравоохранение
  1. Изучение причин нежелательных привычек. Изучение поступков применяют для того, чтобы понять причины и механизмы формирования нежелательных привычек, таких как курение, употребление алкоголя или недостаточная физическая нагрузка. На основе исследования действий пациентов можно разработать программы по изменению этих привычек и поощрения здорового образа жизни.
  2. Улучшение соблюдения лечения. Исследование помогает понять, почему пациенты не соблюдают рекомендации врачей или пропускают прием лекарств. Используя техники, разрабатывают стратегии, которые помогут пациентам более результативно следовать рекомендациям и повысить качество лечения.
  3. Улучшение профилактики и ранней диагностики болезней. Поведенческий анализ помогает исследовать факторы, которые способны повлиять на риск возникновения конкретных болезней. На основе этого разрабатывают программы профилактики, направленные на изменение поведения людей, чтобы снизить вероятность возникновения болезни или содействовать ранней диагностике.

Какие основные теории объясняют человеческие поступки

Личность – понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. Тем не менее среди ученых нет единства в понимании и описании этого понятия. Многозначность понятия «личность» полнее характеризуют не определения этого понятия, а то многообразие ролей, которое соответствует этим понятиям во множестве различных теорий личности. По мнению Артура Ребера, такой подход кажется лучшим, так как значение этого термина для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории . Самой простой процедурой будет представление нескольких из наиболее влиятельных теорий и описание того, как каждая из них характеризует этот термин.

1.  Теории типов.  Самая старая из них – теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Здесь использовалось положение, как и во всех последующих теориях типов, что каждый индивид представляет собой определенный баланс этих основных элементов. Наиболее полной типологической теорией была теория В. Г. Шелдона, который утверждал (правда, не очень убедительно), что «типы тела тесно связаны с развитием личности». Подход К. Юнга, хотя и принадлежит к психоаналитическим теориям, иногда классифицируется как теория типов из-за акцента на классификацию индивидов по типам, например,  интроверт-экстраверт.

2.  Теории черт.  Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Ранние теории черт представляли собой немногим более чем списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Более современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Возможно, наиболее влиятельной теорией здесь является теория Р. Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определяющие личность». Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения. Обратите внимание, что подходы с точки зрения  типов  и  черт  дополняют друг друга, и действительно можно утверждать, что это две стороны одной медали. Теории типов, прежде всего, имеют дело с тем, что является общим для индивидов, теории черт сосредоточиваются на том, что их различает. Однако они приводят к разному пониманию базового термина  личность.

Как психология помогает объяснить поведение человека

Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения 01

Никогда вам не хотелось иметь мелафон? Помните тот аппарат, читающий чужие мысли в известном детском фильме «Гостья из будущего»? Иногда после разговора с человеком остаётся неприятный осадок. Вроде на словах всё правильно, а сомнение не исчезло. Может человек был неискренен? А может присутствие посторонних помешало общению? Психология поведения человека способна дать подсказки. Интонация, мимика, жесты иногда говорят куда больше, чем слова.

Что такое психология поведения человека?

Это отрасль психологии, которая занимается изучением невербальных телодвижений. К ним можно отнести мимику, жесты и интонации.

С помощью такой информации мысли, конечно, прочитать нельзя, а вот понять настоящие черты характера и ощущения возможно.

Дело в том, что невозможно следить за собой ежесекундно. И даже если вы сделаете спокойное лицо при, выдадут руки. А если спрятать руки, дрогнет голос. Можно управлять мыслью, но куда труднее это делать с подсознанием.

Поэтому, если вы не доверяете человеку или вас что-то смущает, не просто слушайте, а наблюдайте за ним, за его поведением.

Однако торопиться с выводами не стоит. Наблюдения могут обмануть вас в нескольких случаях:

  • Человек оказался в непривычной обстановке. Он может нервничать по этому поводу, а не потому, что обманывает.
  • Какие-то жесты и интонации присущи человеку в нормальном, открытом и спокойном состоянии.

Поэтому при возможности рекомендуется понаблюдать за человеком в привычной для него обстановке.

Манеры поведения

Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения 02

Иоганн Гёте сказал, что манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет.

На самом деле манеры воспитываются с раннего детства и человеку довольно сложно их менять в зависимости от обстоятельств. Поэтому именно они могут рассказать о человеке намного больше, чем слова. Каждое качество может проявляться в манере поведения.

  • Бесцеремонность и агрессивность, навязывание собственных правил. Такие люди могут спокойно похлопать малознакомого человека по плечу, удерживать за руку.
  • Назойливость. Такой собеседник может встать слишком близко к вам и обсуждать личные или конфликтные темы, даже если вы пытаетесь уйти от разговора.
  • Стеснительность и неуверенность. Выражается избеганием смотреть в глаза и встать подальше. Такой человек пытается побыстрее закончить общение.
  • Беззаботность. Её можно определить по свободной походке. Такой человек может быть нарушителем дисциплины.
  • Неуверенность и неуравновешенность. Постоянная попытка сменить позу, покрасневшее лицо могут выдать эти качества.
  • Самолюбование и завышенная оценка. Выражается жестами напоказ, наигранными и необоснованными. Может создаться ощущение, что вы попали на сцену театра с собеседником в главной роли.
  • Отсутствие эмоций и расчётливость. Эти качества выдают прямые и чёткие движения.
  • Раздражительность. Это качество легко выдаёт себя. Такие люди совершают множество движений руками — мнут салфетку, крутят ручку и всё, что попадётся под руки. Но такие же жесты будут у того, кто сильно волнуется.
  • Мягкость и бесконфликтность. Движения плавные и спокойные.

Наблюдательность и опыт могут помочь распознавать человека, даже без общения. Но нельзя опираться только на манеры поведения. Позы, интонации и даже положения спины также имеют значение. Психология поведения человека — отдельная наука. И если вы хотите без труда считывать искреннюю сущность человека, нужно её изучить.

Какие факторы влияют на принятие решений человеком

На возможность выбирать и на результат сделанного выбора влияют несколько факторов, совокупность которых приводит к тому или иному результату, как следствие выбора.

Основные факторы, влияющие на принятие решения

Особенности

Мотивация

Замотивированный человек может быстро сделать выбор. Когда мы выбираем тот или иной вариант, мы стараемся удовлетворить свои потребности (мотивацию). Например, человек, испытывающий голод, замотивирован найти себе еду, значит, зайдет в ближайшую столовую, чтобы плотно поесть, а не просто купит кофе в ближайшем ларьке.

Время

Если есть время на обдумывание ситуации, то, скорее всего, человек будет уверен в правильности принятого решения, нежели тогда, когда время ограничено. В некоторых ситуациях скорость принятия решения может быть решающим фактором.

Характер

Флегматику нужно все обдумать, на его мнение не повлияют эмоции, он принимает решение взвешенно. В то время как холерик быстр, порывист и импульсивен, значит, и свой выбор он делает так же.

Опыт прошлого

На наш выбор влияет результат принятого решения в прошлом. Если перед нами стоит задача, результат которой мы уже знаем, так как делали подобный выбор некоторое время назад, то, скорее всего, мы снова поступим так же.

Избыток или недостаток информации

Избыток или недостаток информации затрудняет отбор вариантов. Когда данных слишком много, мы не можем определиться с решением, а при недостатке нам нечем «подкрепить» наш выбор.

Черты личности

Такие черты личности как импульсивность, агрессивность, повышенная эмоциональность приводят человека в возбужденное состояние, в котором решение принимаются неосознанно, а под влиянием настроения. Если человек ленив и апатичен, то и жить он будет по инерции.

Желание

Желание чем-то обладать порой приводит к необдуманным поступкам. Как и в состоянии излишней эмоциональности возбужденный человек «отключает» критическое мышление и неспособен к принятию взвешенного намерения.

Страх

Страх ошибиться уменьшает нашу уверенность в себе и в будущем. Будьте морально готовы к тому, что результат окажется не таким, как вы ожидали, и имейте запасной план.

Как культура и окружение влияют на поведение человека

Этим термином называют тот набор норм отношений, в которые вовлечена персона, а также принятые в них ценности и идеи. Социальное окружение может быть представлено разными группами людей:

  • семьей и родственниками;
  • друзьями;
  • соседями;
  • одноклассниками;
  • однокурсниками;
  • коллегами;
  • партнерами и пр.

Как культура и окружение влияют на поведение человека. Что такое социальное окружение личности

Социальное окружение оказывает огромное влияние на развитие личности. Индивидуальность человека формируется под действием воспитательных и образовательных процессов, культуры и общественного мнения. Влияние окружения на личность начинается с момента ее рождения и продолжается всю жизнь. Друзья, коллеги, семья воздействуют на поведение человека, становление его психологических и интеллектуальных характеристик.

Наиболее важная группа окружения – семья, именно она формирует личность. Там мы все усваиваем социальные нормы и ценности, получаем особые характеристики – самооценку, мотивацию и уверенность в себе. Также школа влияет на личность, предоставляя дополнительный объем знаний, навыков и опыта, полезного не только в учебе, но и в дальнейшем.

Коллеги и друзья – важная группа людей, влияющая на личность. Они способствуют развитию, позволяют учиться на их опыте и жить по общепринятым нормам. Социальные сети и интернет стали очень популярными и влияют на человека едва ли не сильнее окружающих. Они способны формировать мнение пользователей, менять их поведение, ценности и взгляды на жизнь.

Все общество в целом влияет на личность. Обычаи и традиции культуры формируют взгляды на социальные проблемы и мировоззрение. Конформизм – важная проблема, так как все вынуждены подчиняться общественным нормам, даже если они разнятся с нашими убеждениями.

Все это воздействует на личностное развитие, формируя ее характеристики. Мы не можем игнорировать социальное окружение, поэтому нужно иметь внимательность и осознанность, выбирая близкий круг для себя. Стоит убедиться, что он соответствует вашим ценностям, а взгляды на жизни и поведение не навязываются вам со стороны.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс « ПРОФЕССИЯ КОУЧ » предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Какие практические методы можно использовать для анализа поступков

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Как можно применять знания о способах объяснения поступков в повседневной жизни

Методы объяснения, предсказания и понимания - это важные инструменты, которые помогают людям принимать правильные решения и понимать ситуацию в целом.

Методы объяснения, предсказания и понимания широко применяются в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Например, при принятии решений можно использовать методы объяснения, чтобы понять, почему возникла определенная ситуация и проанализировать ее. Кроме того, можно использовать методы предсказания, чтобы понять, какие последствия могут возникнуть в будущем. Наконец, методы понимания помогают людям лучше понять и интерпретировать полученную информацию.

Научные исследования реализуют две основные функции:

  • объясняют известные явления,
  • предсказывают неизвестные явления.

Кроме того, в последние десятилетия гуманитарные отрасли все больше внимания уделяют вопросам понимания.

Если рассматривать науку в историческом аспекте, самым первым направлением было объяснение наблюдаемых эмпирически явлений и фактов с помощью эмпирическихи законов. В этом смысле объяснение можно рассматривать как подведение конкретных явлений и фактов под некоторые обобщения или законы. Этот подход к объяснению поддерживается как сторонниками рационализма, так и эмпиризма.

В период господства механистического мировоззрения многие природные явления пытались объяснять с помощью простейших(казуальных) законов, представляя причиной внешнюю силу, а– изменение состояний рассматриваемого тела. Впоследствии эту форму объяснения назвали «галилеевская традиция».

В XX веке сложилась принципиально новая модель – дедуктивно-номологическая. Она обусловила переход на более глубокий уровень исследования, связанный с появлением разнообразных теоретических законов. В роли посылок этой модели выступают законы и их системы (теории), а также условия, определяющие применимость их к данному факту, явлению или обобщению. Предназначенные для объясненияназывают экспланансом, а то, что объясняют – экспланандумом. Экспланандум получают в виде заключения. Неопозитивисты провозгласили дедуктивно-номологическую модель объяснения единственным научным способом объяснения. Однако появилась и критика этой модели, породившая разработку моделей интенционального или– в первую очередь, в социально-гуманитарных науках.

Какие сложности возникают при объяснении поступков

Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения 04

На консультациях часто от клиентов слышу такого рода запросы: подскажите, а я поступаю правильно или нет, научите меня поступать правильно, чтобы всегда наверняка.

И как-то я задумался: правильно – а это как?

Стал вспоминать перипетии своей собственной жизни, истории моих клиентов и этот анализ меня привел к написанию данной статьи.

Я проанализировал два вопроса.

1). Почему в жизни я (здесь скорее собирательный образ) поступал, как поступал, и мог ли я поступить по-другому.
Ответ, который пришел – нет, не смог бы.
2). Как мне поступать в жизни наилучшим образом?
Ответ – наилучших поступков, действий не существует.

Попробую пояснить свою мысль. Начну, пожалуй, с наилучших поступков.

Часто я сам и мои клиенты задаются вопросом – а как мне (нам) поступить в той или иной жизненной ситуации наилучшим образом. Развестись или жениться, пойти учиться в один вуз или в другой, где лучше жить. При этом ответ, как правило, устраивает только такой, чтобы было наверняка, чтобы потом не пожалеть и не упустить чего-то важного в жизни.

В настоящее время, я думаю, да что там думаю – уверен, любой поступок, любое наше действие несет за собой какие-то последствия. Как бы мы ни поступили, везде нас ожидает жизнь.

Женились ли вы на одной женщине, или на другой (то же справедливо и для замужества для женщин) - вас ожидает какая-то жизнь, определенный быт, определенный радостные, определенные горестные моменты. Какие-то удачи, какие-то неудачи. В общем, вас ждет жизнь со всеми ей присущими атрибутами. Да, возможно, с кем-то жить будет немного проще, с кем-то сложнее, однако в любом случае будет много чего в жизни.

Тогда с моих слов получается, что ничего выбирать не нужно?
Бери себе первую попавшуюся профессию , первого попавшегося супруга (супругу) - и вперед. Я думаю, что это не так. Выбирать, конечно же, надо. Но скорее не фантазируя, что у меня будет с этим, а что с этим, как я буду жить там или там. А прислушиваясь к своим ощущениям, чувствам, переживаниям по поводу вашей ситуации выбора.

Ведь как бы вы ни выбрали – трудности, порой сложно переносимые, будут. Скорее всего, о чем-то пожалеете обязательно. Однако, на мой взгляд, важно жить вашим выбором, жить в том, что вы выбрали.

Что я под этим подразумеваю?
Это значит проживать те чувства и эмоции, которые гарантированно, пока вы живой человек, будут возникать в процессе вашей жизни.

Теперь первый тезис.
Почему мы не могли по-другому поступить в нашей жизни раньше?
А потому, что не могли. На момент совершения наших поступков у нас имеется определенный набор психического, физического, материального и других состояний. И в момент совершения поступков мы фактически делаем то единственное, на что мы способны в данный момент.

Тогда опять-таки выбирать не надо, что ли, раз выбор все равно предрешен? Повторюсь, важно не судорожно выбирать, а присутствовать своей собственной жизнью при выборе. Есть мнение среди психологов, что на самом деле не мы делаем выбор, а выбор делает нас. Я думаю, что в этом что-то есть.

Мы так поступили, поскольку по-другому не могли.
У нас не было того опыта, знаний, умений что сейчас.
Мы были на тот момент другим человеком и поступили, как поступили.
И фактически нам остается только переживать результаты наших выборов и присутствовать при совершении новых, то есть опять-таки их переживать, прислушиваться к себе.

Ведь процесс совершения выбора не прекращается ни на секунду. Процесс совершения малых или больших выборов. Что делать, с кем, где и когда отдыхать , что есть и т. д. Я думаю, что этот процесс прекращается только с нашей смертью , а до этого все время выбор, и никакой гарантии, что он оптимальный, причем, возможно, об этом мы не узнаем никогда. Например, писать мне эту статью или нет.

Как писал Карлос Кастанеда в своих трудах, все пути ведут к одному, и единственно важный момент при этом – есть ли на этом пути сердце.
При любом нашем решении нас ожидает жизнь.
При любом нашем выборе что-то происходит. А если пойти еще дальше и, например, упомянуть теорию полю Курта Левина, то похоже - не мы жизнь выбираем, а она нас выбирает. Так что, получается, нужно просто слушать свое сердце и жить регулярно своей жизнью.

Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения 05

Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения 06

Способы объяснения человеческих поступков: искусство понимания поведения 07