Психология гендерных различий: что делает мужчин и женщин уникальными
- Психология гендерных различий: что делает мужчин и женщин уникальными
- Связанные вопросы и ответы
- Какие гендерные различия в психологии были выявлены и исследованы
- В чем отличие в мировосприятии мужчин и женщин с точки зрения психологии
- Какие психологические особенности присущи мужчинам
- Какие психологические особенности присущи женщинам
- Как влияют гендерные различия на поведение в обществе
- Какие механизмы формирования гендерных стереотипов существуют
- Как можно использовать понимание гендерных различий в психологии для улучшения межличностных отношений
Психология гендерных различий: что делает мужчин и женщин уникальными
Определение 1
Гендер – это социальный статус, психологическое понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях.
Социально-психологическая сущность явлений в поведении человека, связанных с половой принадлежностью индивида подчеркивается понятием гендер.
С помощью гендерного анализа можно изучить поведение женщин и мужчин в социальном контексте.
В психологическом плане быть мужчиной или женщиной означает обладать специфическими личностными и поведенческими характеристиками, которые соответствуют данному полу.
Психофизиологические особенности того и другого пола отличаются и наиболее достоверны эти отличия в сфере двигательной активности.
Общая максимальная и мышечная сила у мужчин выше, хотя в десятилетнем возрасте является примерно одинаковой. К 19-ти годам сила юношей становится больше и своей максимальной отметки достигает к 25-ти годам.
Специалисты предполагают, что, возможно, большие силовые возможности мужчин способствуют формированию чувства превосходства.
Ряд особенностей женскойзависят от особенностей телосложения и мышечной силы, например, женский шаг короче мужского.облик женщин более грациозен, движения отличаются плавностью.
Несмотря на то, что мышечная сила мужчин больше, они не характеризуются большей выносливостью по сравнению с женщинами.
Для женщин характерна большая точность, наблюдательность, внимание к деталям, но экспериментальные подтверждения этого практически отсутствуют.
Отличительной особенностью мужчин и женщин является– мужчины лучше слышат более низкие частоты, а женщины – более высокие частоты.
По-разному мужчины и женщины воспринимают– лабораторные исследования показали, что женщины обладают большей болевой чувствительностью, что объясняется биологическими особенностями, различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы.
Особую роль среди психофизиологических характеристик играют– было установлено превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по.
Свойства нервной системы как биологической основы не дают выраженных половых различий и являются дополнительным подтверждением того, что биологический пол не будет однозначен психологическому полу человека.
Женщины имеют более низкую устойчивость к стрессу по сравнению с мужчинами. Женщине требуется больше времени для снижения секрециидо исходного уровня, чтобы выйти из стрессового состояния.
Однако скорость мобилизации регуляторных систем в стрессовом состоянии у женщин выше, что выражается в интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой эмоциональнойорганизма.
Не решенным является вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в разных стрессовых ситуациях.
Ведущей нейрофизиологической детерминантой индивидуально-психологических отличий являются межполушарные отношения – для осуществления одних психических функций доминирует левое полушарие, с которым связывают рационально-логическое, знаковое мышление, а для других – правое полушарие с образным интуитивным мышлением.
Ведущую роль в речевой деятельности играет левое полушарие, а за эмоциональную окраску речевого высказывания отвечает правое полушарие.
Замечание 1
На соматическом уровне, таким образом, находится целый ряд хорошо выраженных различий между мужчиной и женщиной, но в формировании высших психических функций и особенностей индивидов, эти свойства не относятся к ведущим.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие основные отличия в поведении мужчин и женщин можно выделить с точки зрения психологии
Мужчины и женщины часто проявляют разные стили коммуникации: мужчины склонны к более прямым и конкретным высказываниям, в то время как женщины обычно более эмоциональны и используют невербальные средства общения. Также существуют различия в подходе к решению проблем: мужчины, как правило, ориентированы на поиск конкретных решений, в то время как женщины предпочитают обсуждать и выявлять все аспекты проблемы.
2. Какие факторы оказывают влияние на формирование гендерных различий в психологии
Формирование гендерных различий в психологии зависит от множества факторов, таких как социокультурное окружение, биологические особенности, генетика, образование, опыт и воспитание. Важную роль играет также влияние средств массовой информации и общественных стереотипов на формирование поведенческих моделей у мужчин и женщин.
3. Какие гендерные особенности проявляются в сфере эмоционального восприятия
Мужчины и женщины могут по-разному воспринимать и выражать свои эмоции. Например, женщины часто проявляют большую эмпатию и способность к пониманию эмоционального состояния окружающих, в то время как мужчины склонны к подавлению негативных эмоций и проявлению агрессии.
4. Какие стереотипы о гендерных различиях в психологии могут оказывать негативное воздействие на общество
Стереотипы о гендерных различиях могут способствовать дискриминации и ограничивать возможности развития каждого индивида в обществе. Например, широко распространенное убеждение в том, что мужчины обладают лучшими лидерскими качествами, а женщины лучше справляются с заботой о доме и семье, приводит к неравноправию и ограничивает свободу выбора в профессиональной и личной жизни.
5. Какие исследования проводятся для изучения гендерных различий в психологии
Для изучения гендерных различий в психологии проводятся различные исследования, включающие сравнительный анализ поведенческих и когнитивных особенностей мужчин и женщин, нейропсихологические исследования, анализ влияния социокультурных факторов на формирование гендерных стереотипов. Также изучается влияние биологических и гормональных различий на психологические процессы у представителей разных гендеров.
6. Какие принципиальные различия в психологии мужчин и женщин могут повлиять на их взаимодействие в семейных отношениях
Принципиальные различия в психологии мужчин и женщин, такие как особенности восприятия и выражения эмоций, стиль коммуникации, стратегии решения проблем, могут создавать конфликтные ситуации в семейных отношениях. Например, мужчины могут не понимать эмоциональные потребности женщин, а женщины – столкнуться с нежеланием мужчин обсуждать свои эмоции и проблемы.
7. Какие перспективы развития изучения гендерных различий в психологии существуют на данный момент
На сегодняшний день развитие изучения гендерных различий в психологии активно продолжается. Специалисты в области психологии все больше обращают внимание на влияние социокультурного контекста на формирование гендерных стереотипов и особенностей поведения мужчин и женщин. Кроме того, проводятся исследования в области психологии гендера, направленные на выявление уникальных черт и потенциала каждого пола для создания более равноправного и гармоничного общества.
Какие гендерные различия в психологии были выявлены и исследованы
Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий.
Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с 3. Фрейда, опирается на ведущую роль в половой дифференциации биологических факторов. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. В развитии личности основное внимание уделялось формированию обусловленных полом моделей поведения, связанных с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "Эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек) .
Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, в психоаналитической теории, опыт личности в семье, определяется различиями во врожденных биологических потребностях. Под влиянием этого опыта у детей формируются полоспецифические черты. Эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола. Согласно представлениям психоанализа -- формирование гендерных составляющих смысловой сферы личности детерминировано, по большей части, биологически и ранними этапами семейного воспитания .
Традиционный психоанализ исходит из того, что мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны. Для типично мужского поведения характерными являются активность, решительность, агрессивность, соревновательность и направленность на сферу достижений, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям .
С неофрейдизма основные положения традиционной психоаналитической теории подверглись теоретической и экспериментальной проверке. Например, было доказано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин. По данным Б. Маккоби и К. Джеклин, высокая фемининность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации. Дети, чье поведение больше соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и феминности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью -беспомощной, пассивной и зависимой .
В чем отличие в мировосприятии мужчин и женщин с точки зрения психологии
Гендерная психология изучает особенности поведения человека в обществе, связанные с его биологическим полом, гендером (социальным полом) и их взаимодействием. Однозначной формулировки и четких границ у гендерной психологии пока нет, а ее концепцию каждый автор излагает по-своему. Основная проблема заключается в том, что сложно дать определение самому понятию «гендерная».
Гендер = биологический пол
В России и других постсоветских странах гендерная психология развивается медленно. Для некоторых отечественных психологов гендер — лишь новомодный термин и производное понятия «биологический пол». В России до сих пор жива бинарная гендерная система, которая утверждает, что:
- всех людей можно разделить на две категории — мужчины и женщины;
- все люди гетеросексуальны;
- биологический пол, природное предназначение человека — первопричины психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин.
Последнее утверждение означает, что мужские и женские качества предопределены. Например, если человеку при рождении приписан женский пол, то от него ожидаются феминные черты характера, внешность, поведение.
Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.
Решительный сын и послушная дочь, успешный муж и домовитая жена, предприимчивый подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в бинарную гендерную систему, чтобы не выглядеть чужими среди своих.
Гендер = социальный пол
В конце второго тысячелетия в зарубежных странах, особенно в США, начали глубоко переосмыслять теорию «биология как судьба». По мере развития науки стало ясно, что между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий, а предопределенность их качеств относительна. Ученые сомневаются даже в том, что на генетическом уровне пол можно разделить только на два вида, и предполагают, что половое разнообразие гораздо шире.
Западная гендерная психология четко разделяет понятия «пол» и «гендер»:
- Пол — совокупность биологических особенностей человека. Гендер — набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Эти нормы передаются из поколения в поколение и закрепляются на подсознательном уровне.
Гендер — гибкий конструкт, который может меняться в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода. Он не определен биологией, а значит, на него можно воздействовать. Во многих странах меняются гендерные стереотипы и роли, и в первую очередь это связано с изменениями в самосознании людей. Если мы будем принимать тот факт, что любой человек независимо от биологического пола — это индивидуальность со своими психологическими особенностями, сочетанием маскулинности и феминности в психике, то общество станет более полноценным и гармоничным.
Какие психологические особенности присущи мужчинам
Бытует мнение, что психология мужчины – это психология победителя, охотника, завоевателя, альфа-самца и добытчика. Некоторые исследователи и вовсе считают, что в основе психологии мужчины, в некоторой степени заложена психология варвара. Все эти качества в разной степени сочетаются в каждом мужчине и проявляются в виде желаний и.
Для того, чтобы данные мужские качества были развиты в полной мере и отражали в каждом его мужское начало, необходимо правильно подходить к воспитанию мальчиков. В случае неправильного воспитания, либо если мальчик воспитывался только матерью, то он может «утратить» часть качеств, присущих мужчине, и вырасти неуверенным и слабым.
Мужская психология устроена так, что каждый мужчина стремится добиться определенных результатов в своей жизни. В зависимости от личностных качеств, мужчины добиваются своей цели по-разному. Кто-то используется интеллект, кто-то силу, кто-то умение договариваться и т.д. Для мужчины важны не средства, а результат.
Замечание 1
Одной из особенностей мужской психологии является то, что мужчина может хотеть сделать многое, но не все ему под силу, поэтому зачастую мужчины недовольны собой. Особенно это проявляется в кризисные периоды (в возрасте 30-ти и 40-ка лет).
Главным в жизни каждого мужчины является его стремление. Только в стремлении мужчина чувствует себя борцом, а не тем, кого эксплуатируют. Поэтому женщине, находящейся рядом с мужчиной, необходимо понимать, чего хочет мужчина и для чего он к этому стремится, поддерживать его во всех начинаниях и помогать доводить до конца. Такая поддержка поможет мужчине не только добиться желаемых результатов, быть довольным собой и своими достижениями, а также расположить мужчину к себе.
Без понимания мужской психологии, невозможно выстроить качественные романтические или семейные взаимоотношения. Большинство женщин в этом направлении делают ошибки, так как они считают, что их привлекательности и красоты вполне достаточно для построения отношений с мужчиной, для того, чтобы удержать его рядом с собой. Однако, это вовсе не так. Следуя мужской психологии, каждый мужчина подсознательно стремится выбрать себе в спутницы женщину, которая будет ему опорой и надежным тылом.
Еще одной ошибкой в понимании мужской психологии является то, что женщины зачастую воспринимают мужчин как примитивных существ, которые имеют практически одинаковые стремления в жизни и используют для этого одни и те же способы и средства, в основном это физическая сила. Кроме того, женщины считают, что мужчины очень упрямы и горды, они не внимают советам со стороны. Однако, это вовсе не так, и такое мнение считается заблуждением. Поведение мужчин и их психология очень сложны и запутаны, в связи с чем, их очень сложно понять.
В первую очередь мужчин не нужно обобщать, считая, что все они одинаковы. Каждый мужчина – это индивидуальность, имеющая свои потребности и желания, обладающая определенными навыками и способностями.
Во-вторых, мужчины не так примитивны, как кажутся с первого взгляда. Пусть их и привлекает в женщинах физическая красота, но для них также важны ее манеры, поведение, а самое главное отношение к нему.
Бытует мнение, что психология мужчины – это психология победителя, охотника, завоевателя, альфа-самца и добытчика. Некоторые исследователи и вовсе считают, что в основе психологии мужчины, в некоторой степени заложена психология варвара. Все эти качества в разной степени сочетаются в каждом мужчине и проявляются в виде желаний и.
Для того, чтобы данные мужские качества были развиты в полной мере и отражали в каждом его мужское начало, необходимо правильно подходить к воспитанию мальчиков. В случае неправильного воспитания, либо если мальчик воспитывался только матерью, то он может «утратить» часть качеств, присущих мужчине, и вырасти неуверенным и слабым.
Мужская психология
Мужская психология устроена так, что каждый мужчина стремится добиться определенных результатов в своей жизни. В зависимости от личностных качеств, мужчины добиваются своей цели по-разному. Кто-то используется интеллект, кто-то силу, кто-то умение договариваться и т.д. Для мужчины важны не средства, а результат.
Замечание 1
Одной из особенностей мужской психологии является то, что мужчина может хотеть сделать многое, но не все ему под силу, поэтому зачастую мужчины недовольны собой. Особенно это проявляется в кризисные периоды (в возрасте 30-ти и 40-ка лет).
Главное в жизни каждого мужчины
Главным в жизни каждого мужчины является его стремление. Только в стремлении мужчина чувствует себя борцом, а не тем, кого эксплуатируют. Поэтому женщине, находящейся рядом с мужчиной, необходимо понимать, чего хочет мужчина и для чего он к этому стремится, поддерживать его во всех начинаниях и помогать доводить до конца. Такая поддержка поможет мужчине не только добиться желаемых результатов, быть довольным собой и своими достижениями, а также расположить мужчину к себе.
Какие психологические особенности присущи женщинам
Одним из направлений психологии является гендерная психология. Она изучает особенности поведения людей в обществе, особенности восприятия информации и другие свойства личности в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу.
Особенности мужской психологии
Мужчины более сконцентрированы, но время концентрации очень непродолжительное, поэтому представители сильного пола, которые имеют четкую цель в жизни, такие энергичные и всегда добиваются своего. Их внимание не распыляется на другие цели.
При этом мужчинам намного сложнее выдерживать длительное физическое и психологическое напряжение. Мужские мысли имеют четкую направленность. Им сложно переключаться с одной темы на другую. Если мужчины разговаривают об автомобилях, то другая тема для беседы будет открыта лишь после того, как данная исчерпает себя полностью.
Особенности женской психологии
Концентрация у женщин развита слабо, зато представительницы слабого пола способны быстро переключать внимание. Только что она говорила с подругой о том, какой сорт кофе лучше, и тут же перескакивает на то, где лучше покупать сумочку. Женщины могут говорить одновременно на несколько тем и прекрасно понимать друг друга. Но мозг женщины постоянно фиксируется на мелочах, которые могут мешать.
Женщины способны длительное время выдерживать психологическое напряжение, но, если не дать ему выход, наступит срыв. Поэтому представительницам слабого пола необходима разрядка и переключение внимания на несущественные мелочи.
Чем отличаются мужская и женская психики
Все сравнения женской и мужской психики приведены для среднестатистических представителей полов. Встречаются женщины с большим количеством черт, присущих мужчинам, и наоборот.
- Мужчины лучше воспринимают то, что видят, а женщины – что слышат. Женщины быстрее читают, лучше усваивают и пересказывают прочитанное. У женщин более цепкая память.
- Мужчины мыслят логично и абстрактно, тогда как женщины чаще пользуются интуицией при принятии решений. Они относятся к каждой ситуации более эмоционально, мужчинам свойственно рациональное отношение. Женщины хуже ориентируются в пространстве и зачастую путают направления.
- Представители сильного пола оценивают ситуацию в целом, женщины – концентрируют внимание на мелочах, а потому более наблюдательны в обычно ситуации. Но в экстренных случаях эмоции у них берут верх, поэтому женщины теряются, тогда как мужчины, напротив, в случае опасности концентрируются, все их инстинкты обостряются.
- Из наблюдений психологов следует, что для мужчин чаще характерны холерические черты темперамента. Они более волевые, напористые, агрессивные, нетерпеливые. У женщин преобладают черты меланхоликов и сангвиников. Они более подвижны, для них характерно бурное проявление чувств и быстрая смена настроения.
- Женщины намного эмоциональнее мужчин, которые привыкли скрывать свои эмоции. Женщины острее реагируют на похвалу и наказания, конфликты и неприятности. Они проще выражают свои чувства понятными реакциями – смехом или слезами.
Различий между мужчинами и женщинами очень много. Слова о том, что на Земле существуют представители двух разных цивилизаций, оправданы. Но при этом представители разных полов дополняют друг друга, составляя в психологическом плане единое целое.
Как влияют гендерные различия на поведение в обществе
В истории исследования гендерных стереотипов отчетливо прослеживается периодизация. В первые периоды (70-е годы 20 в.) исследователи стереотипов более всего интересовались их содержанием, и в какой мере они соответствуют действительности. В последующие десятилетия изучение содержания стереотипов уходит на второй план. В фокусе внимания ученых становятся вопросы о причинах появления гендерных стереотипов, их устойчивости, механизмы стереотипизации, а также возможных путей изменения стереотипов.
Гендерная стереотипизация – это процесс приписывания индивидам на основании их половой принадлежности психологических качеств и статусных характеристик, закрепляющих доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин.
Гендер как когнитивная схема
Накопленные общие знания о категориях людей не позволяют справедливо судить об уникальных качествах отдельной личности
С. Фиске и С. Тейлор
Серьезной методологической базой, позволяющей объяснить механизмы гендерной стереотипизации, является с нашей точки зрения концепция социальной категоризации, получившая развитее в рамках теории социального познания. Авторы теории С. Фиске и С. Тейлор , объясняют стереотипизацию исходя из закономерностей процесса познания. Социальное окружение человека переполнено большим количеством информации. Человек не имеет возможности рассматривать каждую группу как уникальную. Чтобы свести все многообразие окружающего мира к воспринимаемой форме, он распределяет ее по категориям. Таким образом, он вынужден использовать стереотипы, в которых уже содержится необходимая информация, позволяющая воспринимать социальную ситуацию и ориентироваться в ней. Способность к категоризации очень важна для познания окружающей действительности и социальной адаптации. В противном случае, человек мог бы лишиться рассудка, если бы замечал и обрабатывал всю поступающую информацию. Применительно к гендеру это будут следующие категории: «мальчики» - «девочки», «мужчины» - «женщины».
Какие механизмы формирования гендерных стереотипов существуют
и анализ любви
1.1. Психология гендерных различий
Ключевые слова: пол, гендер, половые роли, гендерные роли, параметры гендерных различий, сходство и различия в мужской и женской психологии.
1. Основные понятия гендерной психологии
Гендер ( gender – англ.) социальный пол. В английском языке разграничиваются понятия социального пола (gender) и биологического (sex).
В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле и включает любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин, В общественных науках "гендер" приобрел более узкое значение, обозначая "социальный пол", т.е. социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендера, выделяют две основные концепции: теорию социальной конструкции гендера, и теорию гендерной системы.
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.
В русле второго подхода гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Как можно использовать понимание гендерных различий в психологии для улучшения межличностных отношений
Полоролевая идентичность как мужчин, так и женщин формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или иной профессии, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» или «женских» специальностях довлеют среди значительной части населения.
На фоне происходящих в настоящее время социальных, политических и экономических изменений во всем мире, содержание гендерных ролей подвергается трансформации. Однако во многих культурах мужчины и женщины воспринимаются как обладающие взаимоисключающими, противоположными личностными и поведенческими характеристиками. Мужчины представляются как агрессивные, сильные, независимые, умные и творческие; женщины - как покорные, эмоциональные, консервативные и слабые. Определение маскулинности исключительно как "мужского", а феминности только как "женского" является стереотипным, формирующим ошибочные консервативные представления21.
Анализ половых различий в значимости тех или иных характеристик работы показывает, что наиболее выраженные различия связаны с тем, что женщины предпочитают работу с людьми и рассматривают качество производственных отношений как один из основных факторов выбора профессии, а мужчины придают основное значение свободе и автономии деятельности.
Гендерные стереотипы, сопровождающие и современный процесс социализации, могут дезориентировать, оказавшись ложными или мало отвечающими действительности, и серьезно деформировать личностное развитие и межличностное взаимодействие. Не смотря на то, что стереотипные представления имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественном сознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу для формирования новых норм и правил поведения в современном мире.
Часто стереотип преувеличивает гендерные различия, которые на самом деле не является устойчивой характеристикой отдельных личностей. В современном обществе существует множество женщин, которые успешно занимаются бизнесом и мужчин, которые обретают себя в творчестве и традиционно чисто женских занятиях.
В обыденном сознании существуют довольно устойчивые представления о разделении профессиональных занятий по признаку пола. Само наименование профессии зачастую имманентно содержит ее гендерную идентификацию. Например, чаще употребляется слово "уборщица", хотя официальное название — "уборщик". "Прачка", "швея" не имеют мужского аналога, а "прораб" — женского. В основе этого лежат традиционные представления о гендерных ролях и "естественном" разделении труда по половому признаку, включающие различия между женским неоплаченным домашним трудом (частная сфера) и мужским оплачиваемым трудом (публичная сфера). Профессиональная сегрегация по признаку пола в немалой степени обусловлена перенесением этих стереотипов на сферу занятости — "женские" профессии предстают продолжением женских домашних обязанностей и считаются связанными с защитой репродуктивной функции.
Советский гендерный порядок обуславливал различие ролей мужчины — кормильца семьи, чей социальный статус определялся положением на работе, и женщины, хотя и работающей, но основную ответственность несущей за домашнее хозяйство. Гендерные идентичности советского времени до сих пор продолжают оказывать существенное влияние на поведение людей в сфере занятости. Предубеждения по поводу гендерного разделения труда свойственны как работодателям, так и самим работникам, заставляя их выбирать соответствующее место в профессионально-квалификационной структуре экономики.
В сфере занятости стереотипы предстают в виде "гендерного образа рабочего места"22, которое может определяться как "мужское", "женское" или "гендерно-нейтральное". Практически ни одно рабочее место не является "гендерно-нейтральным", формирование гендерной структуры трудового рынка в значительной степени обусловлено влиянием традиционных стереотипов, присущих его основным субъектам: работникам и работодателям. Гендерные стереотипы действуют как субъективные ограничения возможностей работников, оказывая влияние на их мотивацию и уровень притязаний. Однако социальная практика меняет традиционные представления: люди все чаще определяют гендерные характеристики собственного рабочего места в соответствии со своим полом, а не со стереотипными представлениями о работе. В то же время представления о "мужской" и "женской" работе достаточно подвижны, социальные практики оказывают на них значительное формирующее воздействие. Занимая конкретное рабочее место, возможно, "нейтральное" для нанимателя, основная часть работников легко присваивает своей работе гендерный ярлык, который практически всегда соответствует их полу.