Отражение: ключ к самопознанию
- Отражение: ключ к самопознанию
- Связанные вопросы и ответы
- Какие методы помогают осознавать собственные мысли и эмоции
- Как внешние события могут повлиять на процесс самопознания
- Почему важно обращать внимание на свои реакции в различных ситуациях
- Ошибка №1: Принудительное саморазвитие
- Ошибка №2: Стадный инстинкт в саморазвитии
- Ошибка №3: Отсутствие целей
- Ошибка №4: Излишняя детализация целей на пути к саморазвитию
- Ошибка №5: Теория без практики
- Ошибка №6: Практика без теории
- Ошибка №7: Бросать обучение после первой неудачи
- Ошибка №8: Фантастические цели и завышенные ожидания
- Ошибка №9: Наслаждение первыми успехами
- Ошибка №10: Начинать завтра
- Какие техники самоанализа помогают понять свои сильные и слабые стороны
- Какие ошибки могут возникнуть в процессе самопознания
- Как влияет общение с другими людьми на осознание собственной личности
Отражение: ключ к самопознанию
Сознание - это форма отражения человеком окружающей действительности. Мир, окружающий нас материален, и мы являемся продуктом материи. Это сложно отрицать, и, думаю, бесполезно. Мы живем во внешнем мире и осознаем себя в двух измерениях - это пространство и время, то есть относительно исторических событий и геометрических положений. Но это никак не касается нашего внутреннего мира, который представляет такую же сложную систему, как и внешний. И что удивительно, человек находится одновременно в двух этих мирах, постоянно сопоставляя их. Это и является, на мой взгляд, "Сознанием", пусть даже мы не задумываемся об этом.
Основной и главной функцией сознания является "Познание". Философский словарь дает определение "познания" как высшей формы отражения объективной действительности. В "познании" существуют различные уровни, такие как чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое познание. Наряду с этим выделяют различные формы познания. Например, "познание", направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта, то есть относительно нашего восприятия и представления, субъективное познание. И "познание" направленное на получения объективного знания, существующего вне отдельного человека. Это выражается в научных текстах или в форме созданных человеком вещей. Но здесь кроется вопрос.
Наше мышление подчинено логике, пускай даже ошибочной, то есть мы можем ошибаться, мышления нет, когда нет категорий, но напротив наша деятельность может быть подчинена логике, а может и нет. Человек может совершать действие, совсем не думая о том, что он делает. Поэтому продукт его деятельности не всегда зависит от объективности его познания. Но он является объективным для другого, а для него самого нет. Он не видит этот продукт в соотношении с другими вещами. Почему не видит, это уже из другой сферы, психической, а не познавательной.
Любое познание всегда строится на отношении субъекта и объекта и исходит от субъекта. Но самопознание отличается от этой привычной уже нам формулы (S-O), поскольку, в данном случае, субъект заменяет объект, как бы раздваиваясь. Притом эти две части являются активными, одновременно разными и одними и теми же (у шизофреников эти части являются только разными). Самопознание - диалектический процесс. И в нем каждая из этих двух частей начинает противоречить, сознательно, другой, и происходит отражение субъекта в себе самом. Можно сказать, что все это является шизофренией, что здоровый человек не может сделать с собой такого… Может быть, но я не ставлю своей задачей рассматривать клинический аспект, это я отдаю врачам и психологам. Скажу только, что сумасшедшему приходится жить с этим самораздвоением, и он не может его контролировать, отчего и страдает, пытается убежать, боится и только усугубляет свое состояние. А нормальному человеку, который контролирует свой разум, внутренняя диалектика наоборот только помогает. Эта внутренняя диалектика расширяет сознание. Происходит развитие человека, и при этом человек не теряет рассудок. Хотя бывает так, что человек достигает очень многого и обычным людям становится не по себе рядом с ним, и окружающие начинают называть его сумасшедшим, для собственного удобства и оправдания своей ограниченности.
Связанные вопросы и ответы:
1. В ходе каких действий происходит самопознание
- Самопознание происходит в ходе внутреннего самоанализа, самокритики и самопрощения, в ходе работы над собой, узнавания своих достоинств и недостатков, осознания собственных желаний и потребностей.
2. Какие методики помогают в процессе самопознания
- Для самопознания можно использовать различные методики, такие как ведение дневника, медитация, работа с коучем или психотерапевтом, чтение литературы по развитию личности, участие в тренингах и семинарах по саморазвитию.
3. Как влияют внешние факторы на самопознание
- Внешние факторы, такие как общение с окружающими, культурная среда, социальное положение, также могут оказывать влияние на процесс самопознания, формируя взгляд на себя и свою жизнь.
4. Почему важно понимать себя
- Понимание себя является основой для развития личности, принятия собственных решений, установления целей, определения своего места в жизни. Без самопонимания человек может чувствовать внутреннее неудовлетворение и неспособность к счастью.
5. Какие ошибки могут возникнуть в процессе самопознания
- В процессе самопознания могут возникать ошибки в виде искаженного восприятия о себе, недооценки или завышенной самооценки, пассивности или перфекционизма. Важно быть критичным к своим мыслям и эмоциям, чтобы избежать ошибок.
6. Какой вклад в самопознание может внести психологическое консультирование
- Психологическое консультирование может помочь человеку лучше понять себя, выявить причины своих проблем, научиться эффективно общаться с окружающими, развить навыки саморегуляции и достичь гармонии внутри себя.
7. Какие преимущества дает самопознание
- Самопознание позволяет человеку лучше понимать свои цели и стремления, справляться с жизненными трудностями, развивать личность, улучшать отношения с другими людьми, повышать самооценку и самоуважение. Это помогает жить более осознанной и счастливой жизнью.
Какие методы помогают осознавать собственные мысли и эмоции
Правила эмоционального интеллекта больше похожи на принципы или рекомендации, которые можно применять на работе и в личной жизни. Они позволяют концентрироваться на важных для вас вещах, не отвлекаясь на чужие мнения и информационный шум.
Благодаря следующим пяти правилам, о которых рассказал американский Inc. , можно научиться управлять своим поведением, понимать и контролировать собственные эмоции и даже эмоции других людей.
Правило голубого дельфина
В психологии «проблема белого медведя» (также известная как теория иронических процессов) означает, что чем сильнее вы пытаетесь подавить определенные мысли, тем чаще они будут всплывать в голове. Термин восходит к Федору Достоевскому, который предположил, что если вы постараетесь не думать о белом медведе, то он будет единственным, что придет вам на ум.
В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевского есть слова: «Надо жертвовать именно так, чтобы отдавать все и даже желать, чтоб тебе ничего не было выдано за это обратно, чтоб на тебя никто ни в чем не изубыточился. Как же это сделать? Ведь это все равно что не вспоминать о белом медведе. Попробуйте задать себе задачу: не вспоминать о белом медведе, увидите, что он, проклятый, будет поминутно припоминаться…»
Чтобы не думать о «белом медведе», надо обратиться к «голубому дельфину». Голубой дельфин — это замещающая мысль, на которую вы можете немедленно переключить внимание.
Если перед публичным выступлением или презентацией у вас крутится единственная мысль «Не нервничай», то ее можно заменить на слова «Я взволнован, но все пройдет отлично». Так вы используете потенциальный негатив и трансформируете его в позитив.
Правило неловкого молчания
Правило неловкого молчания простое: столкнувшись со сложным вопросом, вместо ответа вы делаете паузу и глубоко задумываетесь о том, как вы хотите ответить. Это не короткая пауза — она может длиться 5, 10 или даже 15 секунд. Таким неочевидным инструментом критического мышления пользуются Илон Маск, Джефф Безос и Тим Кук.
Когда вы сталкиваетесь со сложным вопросом или испытываете давление, легко потерять контроль над эмоциями и сказать то, что вы на самом деле не хотели говорить. Однако когда у вас есть привычка делать небольшую паузу, то вы контролируете ситуацию. Вы даете себе время все обдумать.
Искусство неловкого молчания. Тайное оружие Илона Маска и Стива Джобса
Правило рамок
В проектной деятельности понятие «рамки» используется для описания количества времени и усилий, необходимых для ее выполнения. Независимо от того, работаете ли вы над сложным проектом или у вас небольшой набор задач, чрезвычайно важно определить рамки затрачиваемых усилий.
Важно научиться устанавливать рамки. Если вы берете на себя слишком много, думая: «О, я как-нибудь приспособлюсь», значит, вы предполагаете, что либо дополнительное время появится волшебным образом, либо работа выполнится сама собой. Надо ли говорить, что этого не случится? Напротив, когда вы реалистично определяете свои рамки, вы уменьшаете стресс и налаживаете темп жизни.
«Правило алмазного огранщика»
Никто не любит критику, но она — лучший способ учиться и расти над собой. Критическую обратную связь можно сравнить с только что добытым алмазом. Сперва камень может показаться безобразным, но после огранки и полировки его ценность очевидна.
Так и критика сначала может быть неприятной, но от этого она не становится менее полезной. И даже если это не так, то она все равно поможет вам понять, как другие воспринимают вашу работу.
Правило фокусировки
Чтобы сосредоточиться на чем-то, нужно поставить свои мысли и эмоции, связанные с этим, на центральное место в вашем мышлении. На это требуются время и усилия. Вы можете записать свои идеи, цели, ценности и ключевые принципы и держать их на видном месте. Такой подход позволяет не попасть под влияние информационного шума.
Потратив время на осмысление и фиксацию своих ценностей, вы сможете замедлиться и подумать о том, что имеет для вас наибольшее значение. Как говорят психологи, контроль над мыслями позволяет в определенной степени контролировать эмоции.
Как внешние события могут повлиять на процесс самопознания
Эта методика особенно актуальная в наше время, когда люди ищут пути повышения личной эффективности.
Психологическая модель самопознания позволяет человеку определить свои сильные и слабые стороны, а также найти способ усилить преимущества личности и наладить взаимоотношения с окружающими.Разработали эту модель два психолога – Джозеф Луфт и Харри Ингхэм, а ее название – сочетание имен ученых. Эта методика особенно актуальная в наше время, когда люди ищут пути повышения личной эффективности.
Модель личностного роста – окно Джохари
Схематически «окно Джохари» выглядит в виде четырех зон (как окно):
Окно Джохари: Техника, которая поможет определить свои сильные и слабые стороны
1. Открытая зона – это вся информация, которую человек знает о себе. Это наиболее важный пункт. Это абсолютно все, что человек знает о собственной жизни и чем делится с окружающими людьми. Эту зону нужно по максимуму расширять, поскольку это и есть самосознание. Работа над расширением должна идти на протяжении всей жизни.Рассмотрим, что подразумевает каждая из зон.
2. Слепая зона – это информация, которую знают о человеке окружающие. С помощью этой зоны человек может увидеть свои негативные качества и ее нужно постараться уменьшить.
Для начала работы следует дать честные ответы на следующие вопросы:
как вы реагируете на критику посторонних в свой адрес?
как часто вы интересуетесь мнением окружающих на счет тех или иных своих поступков?
что происходит, если вы видите странную реакцию других людей в ответ на ваши поступки?
что движет вами, когда вы интерпретируете реакцию посторонних на собственное поведение?
3. Скрытая зона – это данные, которые скрыты от посторонних. Люди, у которых эта область является преобладающей, зачастую скрытные, недоверчивые и стараются избегать общения даже с близкими. Размеры этой области также нужно сокращать, а для этого человеку следует перестать жить в условиях, которые его не устраивают.
4. Неизвестная зона – данные, которые даже сам человек не знает о себе. Это проблемная область, но именно здесь кроется потенциал человека, все его скрытые возможности и таланты. Уменьшить эту зону можно путем обретения новых навыков и знаний, а также расширения зоны комфорта.
Окно Джохари: Техника, которая поможет определить свои сильные и слабые стороны
Работа над собой
Сначала нужно заполнить все поля. Достаточно начертить таблицу на бумаге и в каждую строку вписать любые эпитеты, которые относятся к вашей личности. Области, где нужно описать знания о себе заполняйте самостоятельно, а для остальных – воспользуйтесь помощью родных, друзей или коллег. Если вы не хотите, чтобы написанное вами прочли посторонние, вы можете попросить их написать о вас на отдельном листе, потом просто перенесете все данные в одну таблицу. После заполнения всех полей можно приступать к интерпретации.
Благодаря полученной таблице вы сможете увидеть общую картину – какие качества в себе вы считаете положительными, а какие отрицательными, что о вас думают другие люди и какие шаги нужно предпринять для улучшения взаимодействия с окружающими. Список позволит вам посмотреть на себя с другой стороны, подобрать стратегии к решению тех или иных проблем, избежать трудностей в общении и научиться достигать поставленных целей.
Работать с «окном Джохари» можно иначе – позвать родственников или друзей и откровенно поговорить с ними. Сначала рассказать то, что вы сами думаете о себе, затем выслушать мнение остальных по отношению к себе и поделиться своими мыслями на счет поведения окружающих. Это только на первый взгляд кажется страшным, на самом деле такие разговоры позволяют сделать полезные выводы.
Безусловно, придется приложить усилия, чтобы реально выйти на новый уровень жизни. Используя эту модель, вы сможете избавиться от массы проблем и минимизировать стрессовые ситуации. Самопознание – процесс беспрерывный и важно не останавливаться на достигнутом.
Почему важно обращать внимание на свои реакции в различных ситуациях
В современном обществе тема саморазвития набирает популярность. Многие стремятся открывать для себя новые грани в духовном, интеллектуальном и личностном росте. Занимаясь саморазвитием, можно не только повысить уровень своих знаний, но и найти единомышленников.
Преодолевая новые барьеры в восприятии мира, задумывались ли вы, правильное ли направление было выбрано вами изначально? Ведь важно не допустить ошибок в выборе духовного и интеллектуального пути. Предлагаем вам рассмотреть основные ошибки саморазвития.
Ошибка №1: Принудительное саморазвитие
Наиболее часто такое встречается при воспитании ребенка. Родители готовы записать свое чадо на все секции и кружки, даже не спрашивая, хочет ли ребенок заниматься тем или иным видом деятельности.
Взрослый человек встречается с другой проблемой принудительного повышения уровня знаний — всевозможные тренинги и курсы на работе. Коллективные походы на семинары и лекции часто не дают практических знаний и никак не сказываются на продуктивности.
Ошибка №2: Стадный инстинкт в саморазвитии
Если ваш сосед посещает курсы по психологии, а коллега записался на семинар по кулинарии, это не повод следовать за ними. То, что интересно одному человеку, необязательно является нужным и полезным для другого.
Ошибка №3: Отсутствие целей
Начиная курс саморазвития по выбранным темам, важно понимать, для чего вы это делаете. Всегда нужно представлять финальную точку и то, что будет итогом потраченного времени и сил.
Ошибка №4: Излишняя детализация целей на пути к саморазвитию
Увлекаясь изучением новой темы, не нужно расписывать свою жизнь до мелочей и строить глобальные планы. Например, сегодня вы изучаете английский язык и хотите стать студентом Оксфорда. Не нужно поступление в университет ставить конечной целью, ведь завтра это может быть уже не актуально. А может быть, учиться в другую страну вы не сможете поехать по самым разным причинам. Сосредоточиться нужно на изучении нового, а дальше жизнь подскажет, где применить знания. В конце концов, английский язык в любом случае пригодится на работе, в повседневной жизни, в путешествиях.
Ошибка №5: Теория без практики
Много читать — хорошо, а вот попробовать на практике применить свои знания — просто бесценно. Не стоит посвящать себя целиком и полностью чтению специальной литературы, преодолев первый барьер теории, обязательно проявите себя в роли практика.
Ошибка №6: Практика без теории
Ситуация с точностью до наоборот: не хочу читать, хочу творить. Даже если человек обладает природными талантами к тому или иному виду творчества, без теоретических азов никак не обойтись.
Ошибка №7: Бросать обучение после первой неудачи
Если есть желание учиться, то результат будет всегда. Нельзя гнаться за своими кумирами и пытаться стать профи после нескольких занятий. У человека есть запас возможностей, и у каждого он свой.
Ошибка №8: Фантастические цели и завышенные ожидания
Приступая к изучению нового материала, всегда адекватно оценивайте свои возможности и не пытайтесь быть тем, кем вы не являетесь. Не обязательно иметь всемирное признание, достаточно найти свое место в жизни и быть профессионалом своего уровня.
Ошибка №9: Наслаждение первыми успехами
Успех — это хорошо, но за первым удачным проектом всегда следует еще более значимый. Не следует останавливаться на достигнутом и надевать корону победителя, ведь это только начало саморазвития и его первые результаты.
Ошибка №10: Начинать завтра
Чувствуя желание заниматься танцами, начните сегодня. Откладывать на потом и ждать лучших времен значит никогда не попробовать реализовать свою мечту. Отодвигая планы на потом, вы делаете все, чтобы они никогда не сбылись.
Заняться саморазвитием можно в любом возрасте, осваивая новую информацию и применяя ее на практике. Главное начать, встретить единомышленников и найти себя в жизни. Встать на путь саморазвития вы можете вместе с Викиум. Вам доступны полезные интересные курсы, а также тренажеры для развития мозга. Например, вы можете пройти курс «» и научиться в 3-4 раза быстрее читать и понимать любой текст. Этот навык будет способствовать более быстрому процессу обучения, подготовке к экзаменам и важным мероприятиям, а также развитию гибкости ума.
Какие техники самоанализа помогают понять свои сильные и слабые стороны
В редкие моменты жизни возникают вопросы «кто я?», «для чего я живу?» или «есть ли у меня будущее?», они заставляют анализировать свою личность, пытаясь понять себя. Самоанализ, бесспорно, хорошая вещь, но иногда стоит взглянуть на себя со стороны общения с другими, посмотреть на свои действия в взаимоотношениях с людьми. Именно это порой помогает лучше понять себя. Общение не только социализирует, но и иногда помогает запутавшейся личности обрести свое «я». Такие моменты описаны в некоторых произведениях.
К примеру, герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Петр Попельский был особенным человеком, его восприятие мира и окружающих отличалось от норм. Во многом, потому что он был слеп. Единственным его увлечением была музыка, которая в некотором роде и была его глазами. Большую роль в становлении его личности сыграл его дядя Максим Яценко. Он воспитывал в мальчике характер бойца, самостоятельность и силу духа. Помог ему в юношеском возрасте, когда Петр был в отчаянии и злился на судьбу за свой недуг, который мешает ему полноценно жить. Дядя всеми силами старается вернуть ему веру в жизнь, что он такой же, как и все, а где-то даже лучше.
После выздоровления от нервной болезни, он увозит племянника в Киев, где предлагает Петру отправиться в путешествие со слепыми странниками. Это и сыграло ключевую роль в судьбе парня. Он открыл для себя другой мир, пообщался с новыми людьми и понял, что его недуг не приговор, что в мире есть большие беды. Он научился сострадать чужому горю и быть открытым к людям. Даже музыка стала другой, даже родные услышали это. Благодаря путешествию и общению, Петр понял себя, свое предназначение и отпустил страх и злость. Музыкой он начал открывать людям истинные жизненные ценности. Герою очень повезло, что дядя не оставил его, оказавшись мудрым мужчиной, он помог обрести ему веру в себя и в людей.
Другой пример описан в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где на протяжении всего повествования герой сам пытается понять себя и найти смысл своей жизни. Но на его пути попадаются не те люди, которые хотят ему помочь. Связавшись с Курагиными, он ведет неправильный образ жизни: выпивка, девушки, разгульный образ и море веселья. Затем вообще женится на Элен Курагиной — расчетливой и распутной девице. В последствии чего оказывается разбит и поддавлен, не понимая где хорошо, а где плохо. В итоге судьба сталкивает его с масонами, где смыслом является жизнь для других, безвозмездная помощь и понимание. Но и тут его ждет разочарование, так как монахи оказались весьма алчными людьми.
Не зная, что делать дальше, Безухов думает, что лучше тогда послужить Родине, она то точно его не предаст. Снаряжая на свои средства полк, участвует в Бородинской битве, где в итоге попадает в плен. Там он знакомится с народным философом Платоном Каратаевым, который посвящает Пьеру секреты жизненной мудрости. Так беседы с философом помогают душу Безухова возродиться и по-новому взглянуть на мир. Он понимает, что творец своего счастья он сам, и только от него зависит какой будет его жизнь. Встреча с мудрым и необычным человеком и общение с ним, помогает Пьеру понять себя.
Таким образом мы можем с уверенностью сказать, что общение с людьми помогает лучше понять себя, а также поверить в себя и начать строить свою жизнь заново.
Какие ошибки могут возникнуть в процессе самопознания
Преобладание быстрого мышления
Психологи выделяют два режима мышления (системы). Система-1 срабатывает автоматически, Система-2 направляет внимание, необходимое для умственных усилий. Дэниэл Канеман называет их как быстрое и медленное мышление. Главная функция последнего — отслеживать и контролировать мысли и действия, предлагаемые быстрым мышлением .
Когда человек оказывается в знакомой ему ситуации, он может совершить прежнюю ошибку потому, что срабатывает быстрое мышление
Быстрое мышление постоянно генерирует впечатления, чувства, намерения. Систему-2 включить сложнее, так как мозг стремится сэкономить энергию и выбрать простые действия в знакомой ему ситуации , пусть и ошибочные.
Отсутствие рефлексии
Опыт имеет значение в том случае, когда он был верно проанализирован. Если же в неприятной ситуации не были выявлены причинно-следственные связи, то мозг продолжит считать ее «нормой» и возвращаться к ней снова и снова.
Преобладание линейного мышления
Линейное мышление предполагает последовательное решение вопросов с малым количеством неизвестных. Оно требует малых энергозатрат, и именно поэтому мозг и не выбирает такую стратегию .
Незакрытые гештальты
Незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Тогда вы будете стремиться закончить начатое, проходя через те же самые ошибки.
Концентрация на положительных аспектах и игнорирование негативных
Наш мозг запрограммирован на то, чтобы обращать внимание на вещи, которые когда-то приносили пользу, даже если их больше нет. В небольшом исследовании , опубликованном в журнале Current Biology, нейробиологи из Университета Джона Хопкинса попросили 20 человек найти красные и зеленые объекты среди фигур на экране компьютера.
Им заплатили 1,50 доллара за каждый красный предмет и 25 центов за каждый зеленый. На следующий день исследователи попросили участников сделать то же самое, но на этот раз им сказали, что они не будут вознаграждены за обнаружение любого цвета. Тем не менее, участники сосредоточили внимание на красных объектах .
Сьюзан Кортни, когнитивный нейробиолог из Университета Джона Хопкинса и соавтор исследования, тем самым объяснила, почему так трудно перестать совершать привычные действия. Лучшая стратегия в этом случае — напомнить себе о долгосрочных последствиях того или иного действия.
Как влияет общение с другими людьми на осознание собственной личности
Тесты предварительно проверяются на большом числе испытуемых (например, в педагогической психологии на детях одного возраста или людях одного уровня образования и т. д.). При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительной частью всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием, или определением «нормы». С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или в ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к соответствующей группе испытуемых (т. е. к «норме»).
Задача психологических тестов , таким образом, измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Решение этой задачи привело к развитию дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Велико значение психологических тестов и для других направлений психологии.
Количество и разнообразие различного рода тестов, опросников и шкал в настоящее время огромно.
Начало тестированию положили разработки Ф. Гальтона (1822 1911). Его заслугой была также разработка методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям. В дальнейшем заметный вклад в развитие психологического тестирования внесли работы Джеймса Кеттела (1860 - 1944) с его «умственными тестами», которые включали измерение мышечной силы, скорости движения, памяти и т. д. Измерением памяти у школьников занимался Г. Эббингауз. Во Франции в 1908 году свою первую шкалу умственного развития для детей создали А. Бине и Т. Симон. Когда США вступили в первую мировую войну, были разработаны под руководством P.M. Йеркса (1876 - 1956) армейские так называемые альфа- и бета-тесты, позволяющие отобрать годных к военной службе лиц. Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта. Тестирование получило мощнейший стимул для своего развития, и вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уровней образованности (от дошкольников до аспирантов). Их начали широко использовать в школах, колледжах. Коэффициент интеллекта IQ учитывался при приеме в учебные заведения и на работу. Однако вскоре стало ясно, что тесты являются очень грубым инструментом и область их применения весьма ограниченна. Тем не менее они широко распространены, продолжают совершенствоваться и применяться для разных целей.