Какие гендерные различия существуют в общении и как они влияют на отношения

Содержание
  1. Какие гендерные различия существуют в общении и как они влияют на отношения
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какие специфические черты общения характерны для мужчин и женщин
  4. В чем заключается разница в подходе к решению проблем между мужчинами и женщинами
  5. Почему женщины чаще общаются о своих чувствах, а мужчины склонны скрывать свои эмоции
  6. Какие могут быть последствия непонимания гендерных различий в общении
  7. Какие стереотипы могут влиять на то, как мужчины и женщины общаются друг с другом
  8. Какие стратегии можно использовать для улучшения коммуникации и преодоления различий в общении между полами
  9. Существуют ли универсальные принципы эффективного общения, которые применимы к обоим гендерам
  10. Каким образом понимание гендерных различий влияет на лидерство и сотрудничество в коллективе

Какие гендерные различия существуют в общении и как они влияют на отношения

К гендерным особенностям социальной перцепции относятся более высокая точность фиксирования характеристики внешности, более детализированное описание внешности другого человека, точность определения эффекта собственного влияния на собеседника, характерные для женщин. В процессе общения женщины ориентированы на контакт, они часто смотрят в лицо, ждут одобрения; мужчины же ориентированы на получение информации. Девочки более внушаемы и конформны. Было найдено множество различий между женскими и мужскими речевыми паттернами. Например, отмечаются две особенности в использовании языка мужчинами и женщинами:

  • 1) женщины используют вдвое больше слов-усилителей и общих понятий, чем мужчины. Слова-усилители служат для подчеркивания мысли, переданной первоначальным словом. Так, в соответствии с изучением фактической речевой практики мужчин и женщин, женщины, вероятнее всего, будут использовать слова типа «так», «ужасно» и «совершенно» (как в предложении «Это было совершенно замечательно» или «Это так важно»). Общие понятия модифицируют слова, чтобы смягчить и ослабить мысль, переданную первоначальным словом. По данным исследований, женщины предпочитают использовать такие выражения, как «до некоторой степени», «возможно» или «может быть» (например, «Было до некоторой степени интересно, что…» или «Может быть важно, что…»);
  • 2) женщины намного чаще, чем мужчины, включают в речь вопросы вроде: «Вы так думаете?» и «Вы уверены?». В основном женщины имеют склонность использовать вопросы, чтобы получить больше информации и подробностей, а также определить, как другие воспринимают информацию, во-первых, и выделить среди них на основе языковой специфичности агрессивных оппонентов, во-вторых.

Связанные вопросы и ответы:

1. В чем заключаются гендерные различия в общении

Гендерные различия в общении проявляются в использовании особенных языковых конструкций, интонации, жестов и мимики, которые свойственны исключительно определенному полу.

2. Какие стереотипы могут возникать при общении между мужчинами и женщинами

В процессе общения между мужчинами и женщинами часто возникают стереотипы о том, что мужчины лучше справляются с решением технических проблем, а женщины более эмоциональны и лучше подходят для решения конфликтных ситуаций.

3. Как влияют гендерные различия на профессиональное общение

Гендерные различия могут повлиять на профессиональное общение, например, мужчины могут иметь тенденцию проявлять более агрессивное поведение в переговорах, тогда как женщины склонны к более кооперативному стилю.

4. Какие языковые особенности могут быть характерны для мужчин в общении

Мужчины в общении чаще используют прямой, уверенный язык, склонны к использованию технических терминов и аналитических конструкций, а также могут проявлять менее эмоциональное выражение.

5. А какие особенности общения наиболее характерны для женщин

Женщины, как правило, общаются более эмоционально, используя мягкие и эмпатичные фразы, ориентируясь на установление эмоционального контакта с собеседником.

6. В чем проявляется разница в коммуникативных стратегиях между мужчинами и женщинами

Мужчины и женщины часто различаются в коммуникативных стратегиях: мужчины предпочитают больше фокусироваться на целях и достижениях, в то время как женщины ориентированы на установление взаимоотношений и поддержку собеседника.

7. Как гендерные различия в общении могут повлиять на межличностные отношения

Гендерные различия в общении могут привести к недопониманиям и конфликтам в межличностных отношениях, если собеседники не учитывают особенности коммуникативного стиля друг друга. Важно осознавать эти различия и уметь адаптировать свое общение для эффективного взаимодействия.

Какие специфические черты общения характерны для мужчин и женщин

Психология общения мужчины и женщины предполагает понимание друг друга, наших отличий в восприятии жизни, реакций, особых правил женского и мужского мира.

Психологические особенности женщины:

  • воспринимает мир на уровне чувств, эмоций, живёт переживаниями, полностью погружается в любовь;
  • имеет потребность в обсуждении своих проблем, вопросов, делится с подругами, любимым человеком;
  • любят давать советы, помогать своими знаниями;
  • нуждается в заботе, понимании, как проявлении любви;
  • ощущает потребность в объятиях, проявлениях нежности, ласковых словах;
  • женщине важно быть единственной, любимой, чтобы человек был преданным;
  • уверенность женщины часто определяется отношением мужчины, он поддерживает статус "любимой, желанной, самой красивой";
  • женщина любит больше, когда чувствует заботу, и ведёт себя таким же образом в состоянии влюблённости - проявляет заботу, внимание, ласку.

Какие гендерные различия существуют в общении и как они влияют на отношения

Психологические особенности мужчины:

  • мужчины нацелены на дело, действие, менее подвержены эмоциональным всплескам;
  • редко обсуждают свои проблемы, стараются решать сами или с близкими друзьями;
  • дают советы, когда их просят;
  • нуждаются в доверии, любимая женщина должна верить ему;
  • не любят, когда их переделывают, учат жить;
  • нуждаются в восхищении, признании заслуг;
  • одобрение действий, похвала необходимы им, как воздух;
  • поощрение хороших дел, благодарность за помощь стимулируют к новым стремлениям;
  • мужчина выражает любовь через конкретные дела (помощь любимой), помогая решать сложные задачи, через интимные отношения;
  • мужчины воодушевляются на подвиги, чувствуя, что нужны своей женщине.

Таким образом, психология общения мужчины и женщины строится на взаимопонимании, уважении, признании наличия особых реакций у противоположного пола на жизнь, эмоций, проявления чувств; понимание данного вопроса положительным образом влияет на установление эффективного взаимодействия, создание крепкой семьи.

Какие гендерные различия существуют в общении и как они влияют на отношения 01

В чем заключается разница в подходе к решению проблем между мужчинами и женщинами

В психике мужчины и женщины существует разница в подходе к решению проблем в напряженной стрессовой ситуации.

Как это влияет на отношения между детьми и родителями?

Мужчины-отцы придерживаются принципа: если ничего нельзя сделать, так и нечего об этом говорить.

Например, дочка жалуется отцу на проблемы, которые нельзя решить (предположим, какое-то очень сложное отношение в школе с одноклассниками или учителями). Она рассчитывает, что отец выслушает её переживания и посочувствует. Но вместо этого, мужчина склонен, как правило, блокировать эти попытки дочкиных «душеизлияний» фразами, которые он сам бы хотел слышать в такой ситуации, как подтверждение веры в то, что он сам справится с проблемой: «Да тут ничего серьёзного. Собственно, в чём проблема? Ну это же не так трудно». Или: «Ничего, мы тебя переведём в другую школу» или «Не расстраивайся, в следующем году, часть ваших одноклассников уйдёт в училища». Или он может дать чисто мужской совет: «Ну так возьми просто и дай сдачи!», который с точки зрения этикета и качеств природы девушки вообще неприменим.

Очень часто, чувствуя свою некомпетентность и не понимая, как действовать, столкнувшись с совершенно другой природой, женской природой, мужчина-отец может с некоторым раздражением сказать дочери фразу: «Ну что ты хочешь, чтобы я сделал? Ближе к делу! Не надо всех этих деталей, просто скажи, в чём проблема? Папа уладит». Проблема в том, что когда дочь хочет получить эмоциональную поддержку и говорит о какой-то своей трудности, ей меньше всего в этот момент нужно, чтобы кто-то ей объяснял, почему ей так себя чувствовать не надо. Она, в первую очередь, ищет понимания и сострадания, хочет, чтобы её просто выслушали. Но мужчине очень трудно поверить в то, что от простого слушания могут решиться какие-то проблемы. Действительно, проблемы не могут решиться тем, что тебя просто кто-то выслушал. Но для девочки самым важным является осознание того, что столкнувшись с каким-то страданием и испытанием в этом мире, она имеет рядом людей, которые поймут её и поддержат, в первую очередь, эмоционально.

Женщины-матери придерживаются принципа: если ничего нельзя сделать, так, по крайней мере, об этом можно поговорить.

Например, мама встречает в дверях своего сына пятиклассника с синяком под глазом. Собственно, с этим ничего сделать нельзя. Это — мальчишеская реальность, это школа, это судьба, в конце-концов. И мама, вместо того, чтобы сказать те слова, которые больше всего нужны мальчику, эти отцовские тексты: «Ну, ничего страшного. Ну бывает. Ну, в конце-концов, все не так уж плохо», или «Ну ты в следующий раз возьми и дай сдачи»… она вместо этого начинает выражать своё беспокойство, и хочет, чтобы сын поделился всем тем, что он переживает и чувствует в этот момент. Она задает ему массу вопросов, чем заставляет его абсолютно закрыться и чувствовать себя беспомощным. «Тебя ударили? Тебя сильно ударили? А кто тебя бил? А, может быть, тебя еще держал кто-то, пока тебя били?» Особенность мужской психики — в ситуации стресса как можно сильней и как можно больше забыть. Оставить только ту проблему, которую не решать нельзя, иначе это выльется в еще больший кризис. И когда он хочет это забыть и дать этому всему как бы утрястись, мама начинает теребить раны и задавать массу вопросов. Потому как под влиянием своего эго она представляет, что вот если бы она сама пришла с синяком из школы, то для неё нужнее всего было бы, чтобы ей задали как можно больше вопросов по обстоятельствам того, что произошло и проявили сострадание. Но самое интересное, что это имеет обратный эффект. Такая очень нежная, трепетная поддержка матери, очень часто заставляет мальчика чувствовать себя ещё хуже. Во-первых, просто потому, что она ему напоминает о том событии, которое он старается забыть. А во-вторых, он чувствует себя беспомощным, маленьким, инфантильным имбицилом, которому мальчишки дали в глаз, а он — трус, недостаточно силён был, чтобы дать сдачи, или недостаточно способен был как-то по-другому это решить.

И наоборот, очень часто матери, понимая, что нужно поддержать дочь, странным нелогичным образом начинают вести себя с ней, как мужчины — начинают давать советы, хотя знают отлично, что сами бы в момент серьёзного потрясения, очень глубокой душевной боли или разочарования из-за предательства других людей, хотели бы просто получить сочувствие и поддержку. «Ну все не так уж плохо. Ну, в конце концов, бывает. Да ладно, жизнь продолжается. Чего там, всё в порядке. Руки-ноги целы и то хорошо» и так далее. То есть, фразы, которые имеют один контекст – нет никаких оснований себя сейчас так чувствовать.

Почему женщины чаще общаются о своих чувствах, а мужчины склонны скрывать свои эмоции

Для того, чтобы понять чувства мужчины и почему он не признается в своих чувствах к тебе сразу, надо понять почему он не делает этого в принципе.

Пожалуй, современные девушки, насмотревшись красивых фильмов про любовь ждут от мужчин в реальном мире таких же красивых, неординарных и смелых поступков. Но реальная жизнь — это далеко не кино и не книга, с прописанными персонажами и сюжетом в котором в конце концов все у всех будет хорошо. В настоящей жизни все далеко не так радужно, и никто не может сказать точно и со сто процентной уверенностью, что именно этот человек ваша судьба, и нужно в лепешку расшибиться и горы свернуть, но добиться его. Это и будет одной из главных причин, почему мужчина скрывает свои чувства.

Как бы мужчина этого не отрицал и не скрывал, но ему тоже бывает страшно. Порой он боится того, что его чувства просто невзаимные, как минимум, и если он их откроет, то его просто отошьют или даже высмеют. А может быть, что у него просто ничего в итоге не получится.

Второй возможной причиной того, что мужчина не выражает свои чувства может стать то, что он просто боится выглядеть слабым. Сложно сказать почему именно, но в сознании современных мужчин прочно укрепилась мысль о том, что выказывать сильные эмоции могут только женщины. Мужчины же должны быть сдержанными и уравновешенными.

Так если девушка может закричать, истереть, прыгать от счастья или плакать на публике, то никого это не смутит. Но стоит мужчине проявить, нежность, чувственность, показать обиду или пустить слезу, то это сразу будет расценено как слабость. Кстати, по этой же причине многие мужчины хуже переносят стрессы и напряжения. Если девушка может найти кого-то, чтобы выговориться, проплакаться и выпустить накопившееся напряжение, то мужчине чаще всего приходиться самому справляться со всем этим, переживая все напряжение самостоятельно.

Почему женщины чаще общаются о своих чувствах, а мужчины склонны скрывать свои эмоции. Почему мужчина не признается?

Еще одна причина может заключаться в том, что мужчина наученный горьким опытом хочет узнать девушку получше, до того, как вступить с ней в отношения. Дело в том, что как только у человека возникает влюбленность, он может просто не замечать отрицательных черт своей избранницы. Для него милым будет казаться, даже то, как она отвратительно громко чавкает и смеется во время еды. Конечно, в скором времени влюбленность пропадет, и он увидит ее в реальном свете, но тогда уже может быть поздно думать, хочешь ты с ней быть или нет.

Кстати, по той же причине, некоторые влюбленные мужчины, могут специально искать в девушках изъяны. Они, хоть и сами того не понимая, будут специально постоянно с ней спорить, ссориться и доводить. Это синдром школьника, дергающего за косички. Таким образом он проявляет свои знаки внимания, и тем самым хочет понять, какая девушка на самом деле. Еще одной причиной, почему он не показывает своих чувств, а ждет, когда пройдет чувство влюбленного мужчины, может быть его собственный горький опыт.

Дело в том, что иногда и женщины могут быть коварны и жестоки. Бывает такое, что мужчина признается в своих чувствах, а девушка решает этим воспользоваться. Таким образом бедный парень, попадает в зависимость от девушки, которой он безразличен. она может манипулировать им как хочет, требуя от него все что ей вздумается.

Еще одной причиной того, что мужчина может не показывать своих чувств, может стать тот факт, что он уже не свободен или у вас есть вторая половинка. Конечно, бывает всякое, девушка может понравится уже женатому мужчине (не будем обсуждать причин, почему это происходит, возможно он не счастлив в своем браке, может чувства к своей второй половинке угасли, может это брак по расчету, а может вы ему просто понравились). Либо девушка сама уже имеет вторую половинку и тогда мужчина не будет показывать свои чувства, дабы не разбивать уже имеющийся союз и не портить отношения.

Возможной причиной может стать и то, что мужчина еще не определился в степени своих чувств. Он хочет все обдумать и понять, действительно ли это настоящая любовь или просто небольшая влюбленность, которая скоро пройдет. В таком случае, девушке стоит просто ждать, ведь в конце концов, когда он разберется в себе, он обязательно выразит свои чувства.

Какие могут быть последствия непонимания гендерных различий в общении

Совместный труд мужчин и женщин -

это огромный шаг вперед, но вместе с тем

и огромная проблема, требующая решения.

Дж. Грэй

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе.

По-разному говорят не только представители разных культур, но еще и мужчины и женщины. Общение между мужчиной и женщиной - это тоже своего рода межкультурное общение. Утверждение о мужчинах и женщинах как абсолютно одинаковых людях изначально неверно. Прежде всего, и те, и другие - люди, личности, обладающие равными возможностями, правами и свободами. Противоположные характеристики мужчин и женщин, такие как, например, рациональность, сдержанность первых и эмоциональность, открытость последних, продиктованы не биологической принадлежностью, а скорее духовной, к тому или иному полу.

Подобные различия между физиологическим и духовным состоянием выражены соответственно в следующих английских словах sex `пол' и gender `гендер'. Пол (sex) - это термин, который обозначает те анатомо - биологические особенности людей (в основном в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Гендер (gender) - совокупность речевых, поведенческих, личностных особенностей, отличающих мужчин и женщин, подвергающихся влиянию культуры, в духовном плане.

В своей работе я попытаюсь рассмотреть влияния гендерного аспекта на коммуникативное поведение женщин и мужчин.

Какие стереотипы могут влиять на то, как мужчины и женщины общаются друг с другом

Клише № 1: мужчина не должен быть красивым . Хорошо, тогда сразу возникает вопрос: каким он тогда должен быть? Уродливым? Все так сильно боятся, что мужчины потеряют свою брутальность, если приведут в порядок волосы и сбросят пару лишних килограммов, что это стало реальной проблемой.

Хорошая одежда и внешний вид в целом для мужчины очень важны, потому что неряха не может стать успешным. Этот стереотип мешает вашим отношениям, так как общество навязало вам мнение о том, что мужик должен как можно меньше походить на женщину, но при этом оставаться приятным. Вы гордитесь тем, что ваш мужчина брутален, но вы ненавидите его бороду. Вы любите его силу, но устали от того, что под ним ломаются стулья. Если мужчина сам хочет выглядеть красиво и невычурно, то позвольте ему это сделать, не делая ему выговор о том, что он хочет походить на женственного метросексуала. Правда заключается в том, что человек может выглядеть так, как он хочет. Никто никому ничего не должен. Перестаньте осуждать мужчин с длинными волосами или без волос вовсе. Это их выбор.

Клише № 2: женщина должна быть слабой и хрупкой, а также красивой. Женщина может быть некрасивой в плане одежды. Выбор стиля — это ее собственный выбор. Если ей нравятся кеды и джинсы, а не платья и туфли, то не стоит ее переделывать под себя. Если мужчины хоть как-то могут выдержать критику в свой адрес, то у многих дам развиваются комплексы. Отношения будут лететь в бездну, если дама постоянно будет думать о том, что она не такая, какой должна быть. Не стоит заставлять ее думать, что с ней что-то не так.

Что касается слабости и хрупкости, то тут тоже можно выделить современную тенденцию к спорту. Женщины все чаще и чаще ходят в спортзал, чтобы слегка подкачаться. Это абсолютно нормально, когда всё в меру. А даже если не в меру, то это ее выбор. Вы можете сказать, что вам это не нравится, но не нужно быть негативными. Если вы женщина и испытываете страсть к спортзалу, то нужно сразу сказать об этом мужчине, чтобы он был готов ко всему.

Какие стратегии можно использовать для улучшения коммуникации и преодоления различий в общении между полами

Определение 1

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи представителей разных полов, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендер рассматривался классиками гендерной психологии как одно из базовых измерений социальной структуры общества вместе с другими культурными и социально-демографическими характеристиками.

Толкование гендера может быть очень широким, обозначая разделение людей по полу, культурным символам, рынку труда, идентификационным моделям личности. Так и узким, в этой трактовке подчеркивается разница между биологическим и социальным полом личности.

Гендер – это социальная модель мужчин и женщин, определяемая их ролью и положением в обществе. В разных обществах гендерные системы различны.

Статья: Гендерные особенности межличностных отношений

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Сущность гендера – это противопоставление и полярность. Практически в каждом обществе с какого-то определенного момента социальные характеристики имеют два гендерных ярлыка – один биологический пол доминирующий, а другой считается вторичным. Эта гендерная асимметрия остается, несмотря на то, что со временем социальные нормы меняются. Таким образом, гендерная система является социально сконструированной системой неравенства по полу.

Свое влияние на гендерную социализацию оказывают психосоциальные особенности развития личности с точки зрения конкретной половой идентификации.

Ряд психологических особенностей жизнедеятельности и поведения человека обуславливается гендерным фактором, который формируется в социально-психологических поведенческих установках и стереотипах.

Гендерный подход в социально-психологическом понимании можно использовать к определению качества жизнедеятельности человека. Оценивая психологические критерии гендерного фактора важно затрагивать социально-психологический и интегративный подходы.

На поведение людей и их жизнедеятельность гендерный фактор оказывает существенное влияние.

Качество жизни и функциональный комфорт в реализации профессиональной деятельности обуславливаются гендерными стереотипами. Это говорит о том, что одним из главных способов социальной стратификации общества, является гендер, который в сочетании с социально-демографическими факторами (возраст, пол, национальность, класс), организует систему социальной иерархии.

Замечание 1

Гендер является набором всех культурных характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин и их взаимоотношения между собой.

Гендер – это аналитический инструмент для понимания всех социальных процессов, происходящих в обществе.

Быть женщиной или мужчиной, значит быть уверенным в том, что биологический представитель данного пола является носителем определенного набора биологических характеристик и обладателем личностных и поведенческих особенностей, соответствующих этому полу.

Половая принадлежность – это своеобразная когнитивная схема, дающая представления о том, какими свойствами должен обладать представитель каждого пола.

Гендер проявляется в повседневной реальности и является важной категорией социальной жизни человека.

Существуют ли универсальные принципы эффективного общения, которые применимы к обоим гендерам

Профессиональные коллективы имеют особенности, которые в совокупности определяют коммуникативные формы, принятые в определенном сообществе. Такими особенностями являются следующие.

Универсальные принципы эффективного общения

В современном мире, где взаимодействие между людьми происходит на всевозможных уровнях, возникает вопрос о существовании универсальных принципов эффективного общения, которые применимы к обоим гендерам.

Профессиональные коллективы имеют свои уникальные особенности, которые в совокупности определяют коммуникативные формы, принятые в определенном сообществе. Некоторые из этих особенностей включают:

  • Открытность и честность - важные элементы для успешного общения, которые позволяют создавать доверие и инициировать конструктивный диалог.
  • Слушание и внимание - ключевые навыки для понимания и понимания позиции собеседника, которые помогают уменьшить конфликты и улучшить взаимопонимание.
  • Соответствие и адаптивность - способность изменяться и приспосаваться к новым ситуациям, чтобы успешно общаться в различных контекстах.
  • Коммуникативная гибкость - способность flexibly adjust to different communication styles and contexts, taking into account the diversity of individuals and groups.
  • Учет культуры и контекста - важность понимания культурных и контекстуальных факторов, которые могут влиять на эффективность общения.
  • Смелость и готовность к ошибкам - важность быть готовым к ошибкам и не бояться их делать, чтобы уметь учиться и развиваться в процессе общения.

Хотя эти принципы могут быть общими для обоих полов, важно помнить, что гендерные отличия могут влиять на коммуникативные предпочтения и стили. Поэтому важность гибкости и адаптивности в общении.

В целом, универсальные принципы эффективного общения могут помочь нам улучшить взаимодействие между людьми, независимо от их гендерного выражения.

  1. Различный половой состав. В зависимости от вида трудовой деятельности коллективы могут иметь различный состав, от однополых (гомогендерных) коллективов до тех, в которых равно представлены женщины и мужчины.
  2. Иерархическое строение. Все эти сообщества структурированы по схеме «начальник-подчиненный». Отношения подчиненности чаще всего многоуровневые: сотрудник, являющийся начальником для одних людей, может быть подчиненным для других. В крупных организациях количество уровней довольное большое, однако это не означает, что сотрудники, находящиеся на разных иерархических уровнях, образуют реальные коммуникативные сообщества (они могут и не знать друг друга).
  3. Профессиональная негомогенность. Профессиональные сообщества могут быть в различной степени однородными по критерию исполняемых их членами профессиональных обязанностей. Однако полностью гомогенных трудовых коллективов, вероятно, не существует: везде есть подразделения с различными функциональными обязанностями, вспомогательные службы, обслуживающий персонал.
  4. Направленность трудовой деятельности. Для формирования коммуникативного климата в коллективе важно, как протекает профессиональная деятельность его членов, направлена ли она на контакт с лицами -не членами данного коллектива или нет. Если профессиональная деятельность заключается в обслуживании других лиц и в контакте с ними, то повышается нормативность дискурса, уменьшается вероятность постоянного употребления профессиональных жаргонов.
  5. Широкие возрастные границы. В трудовую деятельность в нашей стране вступают обычно в 18-24 года. Ее окончание может приходиться на момент наступления пенсионного возраста, однако в настоящее время многие люди работают до глубокой старости. То есть, можно выделить основной промежуток от 18 лет до пенсионного возраста с расширением до конца жизни.
  6. Многообразие индивидуальных характеристик членов коллектива. К таким характеристикам могут быть отнесены: национальность, конфессия, социальное происхождение, различные культурные детерминанты. В свете рассматриваемой нами проблемы гендерных особенностей профессиональной коммуникации релевантными являются различные стереотипы отношений между мужчинами и женщинами у представителей разных национальностей, вероисповеданий, разного социального статуса. Что касается последнего параметра («культурные детерминанты»), то под этим условным названием мы объединили возможные хобби, увлечения, склонности членов трудового коллектива. Например, в среде болельщиков футбольных команд, приверженцев отдельных музыкальных направлений (и т.п.) вырабатывается определенная манера общения (в том числе и гендерная), иногда возникает и жаргон.
  7. Изменчивость названных параметров. Состав сотрудников профессионального коллектива меняется с разной скоростью в зависимости от вида трудовой деятельности и многих других обстоятельств. Но даже при сохранении состава относительно неизменным параметры, определяющие особенности коммуникации, все равно меняются: возраст людей возрастает, меняются культурные детерминанты и, конечно же, меняется иерархический статус сотрудников (например, кто-то «вырастает» в своем коллективе до руководителя).

Каким образом понимание гендерных различий влияет на лидерство и сотрудничество в коллективе

Учебные вопросы лекции

    Два подхода к гендерным различиям в менеджменте. Концептуальные подходы и методы изучения женщин-менеджеров.

    Пол и стили руководства. Пол и профессиональная карьера.

    Гендерные исследования лидерства.

    Факторы, препятствующие внедрению женщин в бизнес-слой. Профессиональная дискриминация. Дискриминация в образовании. Внутренние факторы: атрибуции, особенности мотивации достижения, самоуважение и самооценка, уверенность. Феномен «самозванки». Конфликт «дом-карьера».

Одним из наиболее дискутируемых вопросов является гендерные различия в менеджменте. Известны две основные позиции по этому вопросу.

      Существует особый, присущий только женщинам способ принятия решений в экономике, политике, стиля управления, ценностей предпринимательства (Э. Криттенден, Р.Айслер, Дж.Роузнер).

      Отрицание этой специфики (С.Эпстайн).

Лидерство, руководящие должности и пол.

Гендерная психология лидерства как научное направление начала интенсивно формироваться под влиянием феминистского движения с середины 1970-х гг., прежде всего американскими, австралийскими и западно-европейскими учеными, хотя и ранее этот вопрос обсуждался в ряде работ. В большинстве случаев лидерство изучается в деловых группах. Негативное отношение к женскому лидерству традиционно проявляли сторонники фрейдизма. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности (M. Walsh, 1987), а их стремление к лидерству, называемое "фаллическим", рассматривалось как проявление неполноценности женщины, завидующей мужчинам (S. Chehrari, 1987).

К. Бартол и Д. Мартин (K. Bartol, D. Martin, 1986) показали, что женщина-лидер в мужском деловом мире и вообще находящаяся в мужской группе играет одну из четырех неформальных ролей: 1) "матери" - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности; 2) "соблазнительницы" для начальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин; 3) "игрушки, талисмана" - милой, но не деловой женщины, приносящей удачу; 4) "железной леди", обладающей неженской жестокостью, вследствие чего они бывают больше всего изолированными от группы. Все эти роли мешают женщинам занять равное положение среди мужчин и снижают их возможности служебного роста. Мужчины делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщины же в присутствии противоположного пола менее активно, чем мужчины, претендуют на роль стихийного лидера. Я. Джорстад (J. Jorstad, 1996), норвежский психотерапевт, на основании своей практики заключил, что лидерство не входит в систему жизненных ценностей многих женщин. Отсюда мнение (A. Eagly et al., 1995; C. Johnson, 1994; S. Wayne et al., 1994), что женщины-лидеры проигрывают лидерам-мужчинам в эффективности руководства, так как обладают меньшей властью, влиянием и ресурсами. Однако, как показано Маккоби и Джеклин, при более длительном общении женщины выравнивались с мужчинами по лидерству. Э. Игли и К. Джонсон (Eagly, Johnson, 1990) выявили, что женщины больше стремились к получению руководящей должности, если она отвечала традиционной гендерной роли (в частности, директора школы).