Исследование эмоционального благополучия: Что показывает шкала Э

Содержание
  1. Исследование эмоционального благополучия: Что показывает шкала Э
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Что такое шкала субъективного благополучия Э и как она работает
  4. Какие параметры учитывает шкала Э при измерении эмоционального состояния человека
  5. Какие преимущества предлагает использование шкалы субъективного благополучия Э по сравнению с другими методами измерения эмоционального состояния
  6. Какие результаты могут быть получены при анализе данных, собранных с помощью шкалы Э
  7. Как шкала субъективного благополучия Э может помочь в оценке эффективности психотерапевтических методик
  8. Как влияют внешние факторы на показатели шкалы субъективного благополучия Э
  9. Можно ли использовать шкалу Э для прогнозирования поведенческих реакций человека в различных ситуациях
  10. Какие исследования были проведены с использованием шкалы субъективного благополучия Э

Исследование эмоционального благополучия: Что показывает шкала Э

Цель – диагностировать различные аспекты эмоционального интеллекта.

Специфика. В основу опросника положена трактовка ЭмИн (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутри личностном и межличностном ЭмИн. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭмИн априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭмИн. Опросник «ЭмИн» был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года. Для оценки надёжности «ЭмИн» вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51). Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы.

Связанные вопросы и ответы:

1. Что включает в себя шкала субъективного благополучия Э

Шкала субъективного благополучия Э включает в себя вопросы о психологическом комфорте, уровне удовлетворенности жизнью, своими достижениями и отношениями с другими людьми. Также важны вопросы о самооценке, уровне стресса и общего настроения.

2. Какие критерии определяют уровень благополучия по этой шкале

Уровень благополучия по шкале Э определяется по результатам ответов на вопросы в каждой из представленных категорий. Чем выше показатель удовлетворенности жизнью, комфорта и позитивного настроения, тем выше уровень благополучия.

3. Какие преимущества использования шкалы субъективного благополучия Э

Преимущества использования шкалы субъективного благополучия включают возможность объективной оценки уровня психологического комфорта человека, анализ его удовлетворенности жизнью и возможность выявления проблемных областей для дальнейшей работы.

4. Как можно применить результаты шкалы субъективного благополучия Э

Результаты шкалы субъективного благополучия могут быть использованы для разработки программ повышения качества жизни, коррекции психологических проблем, а также для оценки эффективности проводимых мероприятий.

5. Какие ограничения существуют при использовании шкалы субъективного благополучия Э

Одним из ограничений шкалы субъективного благополучия Э является субъективный характер оценки, так как каждый индивидуум может по-разному интерпретировать вопросы и давать ответы. Также возможно неправильное понимание формулировок, что также может исказить результаты.

Что такое шкала субъективного благополучия Э и как она работает

Без эмоций и чувств невозможно представить себе жизнь любого человека. С их помощью строится процесс коммуникации. Они влияют на мотивацию, активность и общую направленность личности.

Эмоциональное состояние — это особая форма психического состояния человека, которая выражается в эмоциональном реагировании на окружающую действительность и самого себя.

К эмоциональным состояниям относят:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут .

  1. Настроение — это общее психоэмоциональное состояние человека, а не его переживание по какому-нибудь эмоциональному поводу. Отличается устойчивостью, но слабой или средней степенью выраженности интенсивности эмоций. Настроение может меняться в зависимости от ситуации или сохраняться на протяжении длительного периода времени. Влияет на общую активность человека, отражается на проживании им эмоций и чувств, часто определяет поведение. Например, подавленное настроение снижает эффективность работы.
  2. Аффект — это кратковременная вспышка эмоций, которая характеризуется интенсивностью протекания и яркими формами проявления. Возникает в чрезвычайных и стрессовых ситуациях. Например, в состоянии аффекта злость будет проживаться как бурный гнев и негодование, радость — как бурный восторг и ликование.
  3. Страсть — это длительное и устойчивое эмоциональное состояние, которое имеет четко выраженную направленность и мотивацию. Является мощным стимулом и определяется стремлением достичь поставленной цели. Страсть может проявляться не только в личных отношениях, но быть направленной на конкретное дело — например, спорт, науку, экологию. Часто к разрушительным последствиям приводит страсть к деньгам, власти, азартным играм.
  4. Фрустрация — это психоэмоциональное состояние напряжения и подавленности. Возникает в ситуациях, когда человек не может достичь поставленных целей и удовлетворить свои потребности. Например, фрустрацию может испытывать человек, который «застрял» при продвижении по карьерной лестнице.
  5. Стресс — это адаптационная реакция организма на чрезвычайные условия окружающей среды. Эустресс повышает функциональные резервы и вызывает положительные чувства. Дистресс сопровождается негативными эмоциями и истощением всех сил организма. В крайних случаях может привести к возникновению различных психических и физических заболеваний.

Какие параметры учитывает шкала Э при измерении эмоционального состояния человека

Шкалы: напряженность и чувствительность, психоэмоциональная симптоматика, изменения настроения, значимость социального окружения, самооценка здоровья, удовлетворенность повседневной деятельностью

Назначение теста

Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонентасубъективного благополучия(СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Инструкция к тесту

Укажите, пожалуйста, в какой мере в согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

1 – полностью согласен;

2 – согласен;

3 – более или менее согласен;

4 – затрудняюсь ответить;

5 – более или менее не согласен;

6 – не согласен;

7 – полностью не согласен.

«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) – № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.

Оценивание «прямых» пунктов

Оценивание «обратных» пунктов

«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) – № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.

Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:

Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).

Изменения настроения (1, 11).

Значимость социального окружения (3, 6, 8).

Самооценка здоровья (7, 15).

Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).

Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение – 5,5, стандартное отклонение – 2), является основанием для интерпретации результатов теста.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ (ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ)

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

• Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
• Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
• Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
• Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
• Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
• Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
• Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
• Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
• вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
• вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Какие преимущества предлагает использование шкалы субъективного благополучия Э по сравнению с другими методами измерения эмоционального состояния

Числовые данные могут быть представлены с помощью нескольких типов шкал. В психологии чаще всего выделяют четыре тина:

  • 1) номинальные (номинативные) шкалы, или шкалы наименований;
  • 2) порядковые шкалы;
  • 3) интервальные шкалы, или шкалы равных интервалов;
  • 4) шкалы отношений.

Номинальные шкалы предполагают наименьший уровень точности. Здесь числа лишь обозначают имена-идентификаторы, но не дают представления о мере какого-либо свойства. Номера телефонов, автомобилей, игроков спортивных команд служат примером номинальных шкал. Обозначение цифрой принадлежности индивида или категории к какой-то группе или классу тоже будет относиться к номинальной шкале. Например, в исследовании гендерных различий можно кодировать всех женщин цифрой 0, а всех мужчин — цифрой 1 или наоборот. Номер не будет нести никакой другой информации, кроме принадлежности человека одной группе и непринадлежности его другой. В тексте можно обозначать цифрами наличие определенных языковых категорий, например, цифрой 1 кодировать все выражения биографического рассказа, в которых человек выступает активным действующим лицом, а цифрой 2 — все выражения, где он зависит от действий других людей и обстоятельств. Обозначение типа темперамента, типа семейного воспитания, типа ответа на поставленный вопрос (позитивный, негативный, нейтральный) тоже будет относиться к номинальной шкале. Номинальные шкалы позволяют подсчитывать количество элементов в каждой группе или классе, определять частоту их встречаемости, сравнивать количества и па этой основе делать содержательные выводы.

Какие результаты могут быть получены при анализе данных, собранных с помощью шкалы Э

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального копонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака:

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними, человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья, как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Как шкала субъективного благополучия Э может помочь в оценке эффективности психотерапевтических методик

Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена. Дискуссионным остается вопрос о том, что выступает необходимым условием состояния субъективного благополучия. Существующие в настоящее время исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Это обуславливает необходимость в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.Поэтому важной задачей в изучении субъективного благополучия является выделение основных факторов, детерминант, определяющих состояния психологического благополучия, выявление их соотносительной значимости. В данном исследовании, руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы предположили, что в качестве детерминант субъективного благополучия выступают экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность и вовлеченность.Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является эмоциональная устойчивость личности, особо актуальный феномен в условиях ситуации быстрых преобразований, в которой находится общество сегодня.

Как влияют внешние факторы на показатели шкалы субъективного благополучия Э

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином понимается вероятность данного поведения, "встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями" (Rotter et al., 1972, p. 12). Представим, например, что кто-то оскорбил вас на вечеринке. Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера, есть несколько ответных реакций. Вы можете сказать, что это переходит все границы, и потребовать извинения. Вы можете не обратить внимания на оскорбление и перевести разговор на другую тему. Вы можете ударить обидчика по лицу или просто уйти. Каждая из этих реакций имеет свой потенциал поведения. Если вы решаете не обращать внимания на оскорбителя, это означает, что потенциал этой реакции сильнее, чем у любой другой возможной реакции. Очевидно, что потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой. Пронзительные крики и вопли могут иметь высокий потенциал в боксерском матче, но очень слабый - на похоронах (по крайней мере в американской культуре).

Можно ли использовать шкалу Э для прогнозирования поведенческих реакций человека в различных ситуациях

Данная методика разработана известным американским психологом К. Изардом в виде приложения к его теоретической концепции, в которой развиваются положения о существовании 10 базовых эмоций, составляющих основу всей эмоциональной жизни человека. К ним относятся эмоции интереса, радости, удивления, горя, гнева, презрения, отвращения, страха, стыда и вины.

Данная методика включает 30 шкал, представленных прилагательными, соответствующими различным оттенкам эмоциональных переживаний. Для оценки каждой из 10 базовых эмоций используются три частные шкалы, расположенные в следующем порядке:

1. Интерес (п. 1-3); 2. Радость (п. 4-6); 3. Удивление (п. 7-9); 4. Горе (п.10-12); 5. Гнев (п. 13-15); 6. Отвращение (п. 16-18); 7. Презрение (п. 19-21); 8. Страх (п. 22-24); 9. Стыд (п. 25-27); 10. Вина (п. 28-30).

В данной методике все шкалы прямые, т.е. возрастание оценок по ним соответствует увеличению силы эмоционального переживания.

Инструкция. «Перед Вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр – от 1 до5, соответствующий по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим Вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще Вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается Ваше первое ощущение!»

Ваши возможные оценки:

1 - переживание полностью отсутствует; 2 – переживание выражено незначительно; 3 – переживание выражено умеренно; 4 – переживание выражено сильно; 5 – переживание выражено в максимальной степени.

Какие исследования были проведены с использованием шкалы субъективного благополучия Э

Валидизация опросника проводилась на русском языке на белорусской выборке. Общее число испытуемых, составивших выборку для адаптации методики, составило 685 человек. Из них 67 человек вошли в группу для проведения пилотажного исследования; 43 человека, владеющие двумя языками, в выборку для проверки эквивалентности перевода; 51 - в выборку для проведения тест-ретеста, 52 - в выборку для проверки достоверности методики на социальную желательность ответов. Выборка для стандартизации русскоязычного варианта «Шкал психологического благополучия» включала 575 испытуемых, при этом все они были мужского пола (343 курсанта военного учебного заведения и 232 военнослужащих срочной службы в возрасте от 17 до 26 лет; средний возраст испытуемых 20 лет). Опрос проводился на добровольных началах, в групповой форме.

Разработка русскоязычной версии

Перевод методики с английского языка на русский выполнялся психологом, владеющим языком оригинала, и профессиональным переводчиком. При этом в процессе перевода основное внимание уделялось не только максимальному сохранению психологического смысла, но и сохранению грамматической формы каждого утверждения, поскольку «даже незначительные на первый взгляд изменения в содержании и форме суждений нередко существенно влияют на характер ответов опрашиваемых».

После этого с целью проверки адекватности перевода был выполнен обратный перевод методики с русского языка на английский. Перевод осуществлялся старшим преподавателем кафедры иностранного языка, имеющим большой практический опыт переводчика и ранее не знакомым с текстом оригинала. Оценка содержательной валидности русскоязычного варианта методики проводилась группой экспертов, в качестве которых выступили профессиональные психологи, имеющие специальное образование, опыт практической работы не менее пяти лет, а также знакомые с основными психологическими теориями, положенными в основу методики.

На первом этапе было проведено пилотажное исследование (в нем приняло участие 67 человек), в ходе которого решались следующие задачи:

  1. проверка реакции испытуемых на утверждения методики;
  2. проверка дискриминативности утверждений методики.

По результатам обратного перевода, пилотажного исследования и экспертной оценки содержательной валидности русскоязычного варианта «Шкал психологического благополучия» было переформулировано одно утверждение.

Сопоставление версий опросника

Для эмпирической проверки эквивалентности окончательного русскоязычного варианта методики и оригинала проводилось специальное исследование, участниками которого стали 43 студента 4 курса БГПУ им. М. Танка, обучающиеся по специальности «Иностранный язык. Практическая психология». В последовательности 1 студентам сначала предъявлялся русский вариант методики, а затем английский, в последовательности 2 - наоборот. Соответственно в каждой последовательности инструкция давалась на том же языке, что и текст методики.